Разработка финансового плана предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,35 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка финансового плана предприятия

Содержание

Введение

Глава 1. Разработка финансового плана предприятия

1.1 Предпосылки формирования финансового плана

1.2 Разработка финансового плана

1.3 Содержание финансового плана

1.4 Анализ финансовых показателей и финансовое планирование

Глава 2. Анализ финансового плана Ооо "Лада на мурмане"

2.1 Характеристика и производственные показатели предприятия

2.2 Анализ производственных показателей основных видов деятельности

2.2.1 Анализ продаж продукции собственного изготовления

2.2.2 Анализ рынков сбыта продукции

2.2.3 Рекомендации для улучшения финансового плана предприятия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Тема настоящей курсовой работы "Разработка финансового плана предприятия".

Практическая часть курсовой работы будет построена на материалах конкретного предприятия ООО "Лада на Мурмане".

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что решение вопросов организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов на предприятиях и в учреждениях играет важную роль в постановке правильного и эффективного управления предприятием и учреждением в целом. Поэтому разработка финансового плана для компании в современных экономических условиях является неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые операции являются важнейшим элементом экономических отношений, и следовательно, рассмотрение финансовых операций является весьма актуальным в настоящее время в современных рыночных условиях в нашей стране. Эффективно сформированная система финансовых отношений позволяет предприятиям совершенствовать финансовую работу предприятия.

Финансы являются основой системы предпринимательства. Финансовые ресурсы организации представляют собой единственный вид ресурсов, который непосредственно и с минимальными затратами трансформируется в другие виды ресурсов (трудовые, средства и предметы труда), необходимых для нормального процесса производства. Финансовые ресурсы - это также один из компонентов бухгалтерского учета, связующее звено между учетом и управлением.

В условиях рыночной экономики эффективное управление финансовыми ресурсами - финансовый менеджмент - является приоритетным для организации и обеспечивает во многом ее экономическую стабильность и эффективность.

Целью настоящей курсовой работы является разработка финансового плана предприятия.

Задачи, которые были поставлены при написании настоящей курсовой работы:

.Установить понятие финансового плана, его содержание, суть, порядок разработки, цели.

2.Изучить финансовое планирование и прогнозирование.

.Исследовать финансовый план ООО "Лада на Мурмане".

.Разработать рекомендации для улучшения финансового состояния исследуемого предприятия.

Предмет исследования - финансовый план. Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО "Лада на Мурмане".

В ходе написания настоящей курсовой работы использовалась нормативно - правовая, учебная, методическая, периодическая литература и т.д.

финансовый план показатель планирование

Глава 1. Разработка финансового плана предприятия

1.1 Предпосылки формирования финансового плана

Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов. В процессе текущей производственно - хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.

Управление финансами может быть реактивным или стратегическим. Реактивная система управления состоит в решении задач по мере их возникновения. Эта система, по своему содержанию напоминающая "латание дыр", неэффективна. Однако именно она, к сожалению, является на наших предприятиях преобладающей. Это объясняется сложным финансовым положением, в котором находятся многие предприятия: примерно 40% из них все еще убыточны.

Кроме того, затрудняют финансовое планирование неплатежи, т.е. наличие у предприятий большой просроченной дебиторской задолженности, а также все еще значительный удельный вес неденежных форм расчетов между предприятиями. Доля бартера в расчетах составляет примерно 15%.

С другой стороны, и многие вполне благополучные в финансовом отношении предприятия работают по принципу постоянного, по существу, бессистемного поиска решений "неожиданно" возникающих финансовых проблем.

Иной характер имеет стратегическая система финансового планирования. Она предполагает разработку финансовых планов на сравнительно длительный период (минимум на год), но суть ее не в периодичности, а в главном принципе подхода к финансовому планированию: оно подчинено решению заранее установленных задач. Для решения каждой из них определяются необходимые средства и их источники. Но так как от возникновения непредвиденных обстоятельств, особенно в условиях рыночной экономики, никто не застрахован, то система стратегического планирования предусматривает возможности решения вновь возникающих задач:

в расчете на 2 - 3 года финансовый план имеет характер прогноза в том смысле, что некоторые его показатели могут устанавливаться в определенном диапазоне ("от" и "до"). Кроме того, могут быть предусмотрены варианты решения отдельных задач. Например, в предстоящем периоде инвестиционная программа предприятия потребует затрат в сумме 100 млн руб. В качестве источников покрытия этой потребности в инвестициях намечена чистая прибыль предприятия и амортизационные отчисления. Однако если амортизационные отчисления могут быть рассчитаны с необходимой точностью, то определить с такой же точностью сумму прибыли, которая будет получена через год или два, далеко не всегда удается. Поэтому для безусловного обеспечения инвестиционной программы финансовыми ресурсами должны быть предусмотрены также иные возможные источники средств, в том числе различные формы заимствования;

каков бы ни был горизонт финансового планирования, основным является годовой финансовый план с разбивкой по кварталам, а на очередной квартал - по месяцам. Так как отклонения от заранее установленных показателей - не аномалия, а нормальное, объективное явление, то месячные планы имеют скользящий характер в том смысле, что по ожидаемым или фактическим итогам каждого месяца уточняется финансовый план на очередной месяц. И является он не вариантным, а однозначным и адресным;

важнейшая задача финансового планирования - обеспечение финансовой устойчивости предприятия - не может быть решена без создания необходимых резервов. Формирование резервов - необходимое условие обеспечения устойчивого состояния предприятия в неустойчивой рыночной среде.

Реальными резервами, имеющими существенное значение для предприятий и оказывающими влияние на формирование конечных финансовых итогов работы, являются резервы, которые образуются за счет финансовых результатов деятельности предприятий, т.е. за счет прибыли до налогообложения.

При разработке финансового плана должны быть соблюдены общие принципы планирования, сложившиеся как в нашей, так и в зарубежной хозяйственной практике. Являясь документом, с помощью которого регулируется процесс формирования доходов предприятия, поступления и расходования денежных средств, финансовый план одновременно обеспечивает предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности и в то же время отражает ее результаты. Поэтому непременным принципом финансового планирования должна быть его непрерывность, не должно быть периодов, когда предпринимательская деятельность осуществляется без финансового плана. Другое дело, что формы плана могут различаться по степени сложности - от примитивных схем до многофакторных моделей, но финансовый план сопровождает все этапы предпринимательской деятельности начиная с ее организации и формирования уставного или складочного капитала.

Другим необходимым принципом финансового планирования является его гибкость и маневренность. Несмотря на то что финансовое планирование должно быть не реактивным, а стратегическим, т.е. финансовый план должен быть подчинен задачам достижения определенных стратегических целей, он в то же время должен обладать определенным запасом финансовой прочности для быстрого и эффективного реагирования на изменяющиеся условия предпринимательской деятельности.

Следующими принципами, которые должны соблюдаться при разработке финансового плана, являются его реальность и обоснованность, соответствие возможностям и потребностям предприятия, сбалансированность которых как раз и достигается при разработке финансового плана. Конечно, потребности всегда превышают возможности, но в финансовом плане предусматривается удовлетворение только тех потребностей, для которых имеются реальные возможности. Финансовый план - обобщающий документ, каждый его показатель - результат специального расчета.

Финансовый план - сбалансированный документ. Конечно, не в том смысле, что расходы должны быть равны доходам, это не только не обязательно, но и не характерно для большинства предприятий. Сбалансированность проявляется в том, что все направления расходования средств должны быть обеспечены источниками финансирования, хотя эти источники могут быть разными: собственными, заемными, привлеченными.

Действенность финансового плана, особенно входящих в его состав бюджетов или смет, во многом зависит от соблюдения принципа участия при разработке плана, т.е. максимально возможного привлечения к разработке документов финансового плана непосредственных исполнителей, персонала соответствующих подразделений. Финансовый план не должен быть прерогативой только финансовой службы, к разработке отдельных его показателей, входящих в его состав документов, целесообразно привлекать специалистов отделов и служб, деятельность которых или ее результаты находят отражение в плане.

1.2 Разработка финансового плана

Понятие "финансовая работа на предприятии" включает в себя своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для удовлетворения его воспроизводственных нужд, активной инвестиционной деятельности и выполнения всех его финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, другими предприятиями и собственными работниками. Финансовая деятельность на предприятии - это финансовое планирование и бюджетирование, финансовый анализ, управление финансовыми отношениями и денежными фондами, определение и реализация инвестиционной политики, организация отношений с бюджетами, банками и др. Для государственных бюджетных учреждений финансовая работа складывается из принципов, во-первых, целевого расходования выделенных средств и их экономии; во-вторых, из анализа и предложений более эффективного их использования.

Предметом финансовой работы на предприятии являются:

финансовые отношения - построение рациональных схем отношений предприятия с партнерами по бизнесу и со всеми финансовыми институтами государства как обязательных предпосылок формирования его первичных доходов;

финансовые потоки - обеспечение их достаточности, своевременности и синхронизации как обязательных предпосылок финансового равновесия предприятия, его финансового благополучия.

Возможные направления воздействия на финансовые отношения и финансовые потоки принято представлять тремя укрупненными группами:

финансовое планирование;

оперативно-управленческая работа;

контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планирование - это процесс обоснования потребности предприятия в финансовых ресурсах и его сбалансирование с возможными источниками покрытия. Главной целью финансового планирования является своевременное и полное финансовое обеспечение реализации намеченных предприятием производственных и экономических программ, а также максимизация объемов получаемой прибыли.

Оперативно-управленческая работа в сфере финансов предприятия предполагает постоянный мониторинг количественных и качественных характеристик его финансовых отношений и финансовых потоков. Основной целью оперативно-управленческой работы является постоянное позитивное воздействие на результативность любой финансовой сделки и хозяйственной операции, совершаемой предприятием, и поддержание его деловой репутации на должном уровне.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

обеспечение своевременных платежей предприятия в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды государства, своевременности его расчетов с поставщиками сырья, топлива, энергии, что является первейшими признаками его платежеспособности;

изучение рыночной конъюнктуры, кривых спроса и предложения - объективной основы принятия обоснованных маркетинговых и ценовых решений;

обеспечение ускорения оборачиваемости оборотного капитала - важнейшего способа снижения текущих финансовых потребностей предприятия;

создание и поддержание оптимальных объемов производственных запасов предприятия, гарантирующих сохранение непрерывности процесса производства;

управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия в целях соблюдения им платежной дисциплины;

составление сведений о поступлении средств и их расходовании, справок о ходе выполнения показателей финансового плана, о финансовом состоянии предприятия в целях подготовки управленческих решений.

Каждая из названных задач является элементом финансовой тактики.

Контрольно-аналитическая работа имеет своей целью объективную оценку экономической эффективности, рентабельности и целесообразности каждой сделки и хозяйственной операции предприятия. Контролю и анализу подлежит вся их технология: от проверки законности соответствия действующим финансовым инструкциям до выяснения их влияния на имидж и деловую репутацию предприятия.

Контрольно-аналитическая работа призвана отследить выполнение показателей финансового, кассового, кредитного планов, а также планов по прибыли и дать объективную оценку этим процессам в целях совершенствования деятельности предприятия на перспективу.

Содержание финансовой работы качественно улучшается при использовании приемов финансового менеджмента, который привносит в организацию финансов на предприятии новые возможности, основанные на использовании передовых управленческих технологий.

В сфере пристального внимания финансовых работников предприятий находятся следующие вопросы:

регулирование денежных потоков в целях своевременного финансирования затрат и обязательств;

управление основным и оборотным капиталом, разработка мероприятий по сохранности оборотных средств, их эффективному использованию;

поддержание платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса;

мобилизация и рост денежных накоплений, повышение рентабельности.

Управление потоками денежных средств предполагает разработку плана движения денежных средств, учет и анализ денежных потоков. Начальным этапом управления денежными потоками является предвидение движения денежных ресурсов в конкретных периодах для обеспечения непрерывного функционирования предприятия. Оно сопряжено с прогнозами развития производственных и других параметров всех видов деятельности, а также организацией финансовых взаимоотношений предприятия со своими партнерами и государством. Обоснование объема денежных ресурсов, их расходование позволят не только обеспечить реальность предвидения их движения, но и активно воздействовать на него.

Важной стороной финансовой деятельности предприятий являются формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, расширение воспроизводства, освоение и внедрение новой технологии и техники, экономическое стимулирование, расчеты с бюджетом и банками.

При организации предприятие должно иметь уставной фонд или уставной капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства.

Одной из главнейших и важнейших задач финансовой службы предприятия является организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им.

Уставной капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственных и муниципальных предприятий - величину уставного капитала. Увеличить (уменьшить) уставной капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала акций.

К денежному фонду предприятия ("добавочному капиталу") относятся:

результаты переоценки основных фондов;

эмиссионный доход (доход от продажи акций сверх их номинала);

безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;

ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;

средства на пополнение основных средств.

В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм - система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств для их эффективного воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов.

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта. Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.

В ходе финансового планирования, которое осуществляется на основе анализа бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности, предприятие всесторонне оценивает свое финансовое положение, определяет возможности увеличения финансовых ресурсов, выявляет направления их наиболее эффективного использования.

Рыночная экономика, являясь более сложной и организованной социально-экономической системой, требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в следующем:

воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой стороны - с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются следующие:

обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

1.3 Содержание финансового плана

Обычно финансовый план состоит из следующих основных разделов:

"Расчет потребности в собственных оборотных средствах, определение источников ее покрытия";

"Плановый расчет прибыли и ее распределение";

"Баланс доходов и расходов".

При переходе предприятия на принятую в международной практике систему учета и статистики финансовый план включает, как правило, прогноз поступлений, таблицы доходов и затрат, свободный баланс активов и пассивов предприятия и график достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации продукции призван дать представление о той доле рынка, которую предлагается завоевать своей продукцией. Причем, как правило, принято составлять такой прогноз на три года вперед. Важно, чтобы оценки в финансовом плане были реалистичными, так как в конечном итоге, исходя из этих цифр, реализации будут покупаться оборудование, расходоваться денежные ресурсы, наниматься новые работники и т.д.

Баланс денежных расходов и поступлений - это часть финансового плана, позволяющая оценить, какое количество финансовых ресурсов следует вложить в проект, причем с разбивкой во времени, т.е. до начала реализации, а затем по ходу выполнения поставленной задачи. Главная задача баланса денежных расходов состоит в проверке синхронности поступления и расходования денежных средств, в проверке будущей ликвидности предприятия для определения общей стоимости всего проекта.

Таблица доходов и затрат финансового плана представляет собой документ с достаточно простой структурой и состоит из показателей, отражающих доходы от продаж товаров, издержки производства товаров, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы и чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов в финансовом плане предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта.

Для более понятного (наглядного) отображения происходящих финансовых процессов формируется график достижения безубыточности. В финансовом плане он представляется в виде схемы, показывающей влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (с разбивкой на условно-постоянные и условно-переменные издержки). С помощью такого графика находится так называемая точка безубыточности, т.е. тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка и др.).

Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

При разработке финансовых планов предприятия возможно использование ряда основополагающих принципов:

принцип финансового соотношения сроков ("золотое банковское правило"), при котором использование и получение средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет заемных средств;

принцип платежеспособности, подразумевающий, что планирование денежных ресурсов в финансовом плане должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года;

принцип рентабельности капиталовложений, при котором для капитальных вложений целесообразно выбирать самые дешевые способы финансирования. Заемный капитал выгоднее привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств;

принцип сбалансированности рисков, следуя которому особенно рискованные инвестиции правомерно финансировать за счет собственных средств;

принцип приспособлений к потребностям рынка, подразумевающий, что в финансовом плане предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов;

принцип предельной рентабельности, в соответствии с которым целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную предельную рентабельность на инвестированный капитал.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта. Он оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, при этом в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производство продукции и услуг, научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления, повышение эффективности производства и капитального строительства, материально-техническое обеспечение, труд и кадры, прибыль и рентабельность, экономическое стимулирование и т.п.

1.4 Анализ финансовых показателей и финансовое планирование

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, содержащие данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, которые служат основой для составления прогноза этих документов.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов - прогноз баланса, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств (движении наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходят уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Финансовое планирование тесно связано с осуществлением финансового анализа предприятия, который является элементом финансового менеджмента и аудита. Как метод познания экономических процессов он занимает важное место в системе управления предприятием и является прерогативой высшего звена управленческих структур. Финансовый анализ представляет собой совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующих субъектов в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективы.

Основными его функциями являются:

всесторонняя оценка финансового состояния объекта анализа;

выявление факторов и причин достигнутого состояния;

подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышение эффективности всей хозяйственной деятельности.

Объектом финансового анализа является финансовая отчетность, которая должна отвечать требованиям достоверности и открытости, понятности, полезности и значимости, полноты, последовательности, сравнимости, осмотрительности, нейтральности и др.

Субъектами анализа выступают две группы заинтересованных в деятельности предприятия пользователей информации:

собственники, заимодавцы, поставщики, клиенты, налоговые органы, персонал предприятия, руководство, интерпретирующие ее исходя из своих интересов;

аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы, которые должны защищать интересы первой группы пользователей отчетности.

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

анализ финансового состояния предприятия;

анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Практика финансового анализа выработала основные правила чтения финансовых отчетов, основанных на дедуктивном методе, который предполагает:

горизонтальный (временной) анализ, заключающийся в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ, позволяющий определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ, представляющий собой сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;

анализ относительных показателей, который позволяет осуществлять расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ, позволяющий проводить как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, дочерних структур, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

факторный анализ, т.е. анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Он может быть как прямым (раздробление результативного показателя на составные части), так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель;

статистические наблюдения, к которым относятся абсолютные и относительные показатели (коэффициенты), расчеты средних величин, ряды динамики, сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам, сравнение, индексы, детализация, графические методы;

бухгалтерские методы, включающие метод двойной записи, бухгалтерский баланс и др.;

экономико-математические методы, к которым относятся методы элементарной математики, математического анализа (дифференцирование, интегрирование), математической статистики, экономические методы, методы математического программирования (оптимизация, линейное, нелинейное и квадратичное программирование), методы исследования операций (управление запасами), методы технического износа и замены оборудования, теория игр, теория расписаний, методы экономической кибернетики;

эвристические методы.

Основной обобщающий показатель экономических (финансовых) результатов деятельности - прибыль (убыток) отчетного года. Данный показатель отражает выручку (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг и ее структуру, эффективность использования предприятием производственных и финансовых ресурсов.

На основании данных формы N 2 Отчет о прибылях и убытках (Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций") дается оценка прибыли отчетного года по источникам формирования прибыли в бухгалтерской отчетности, проводится анализ прибыли от реализации по видам основной деятельности предприятия.

Глава 2. Анализ финансового плана Ооо "Лада на мурмане"

2.1 Характеристика и производственные показатели предприятия

Общество по своему типу является обществом с ограниченной ответственностью.

Общество создано на неограниченный срок деятельности.

Общество является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, и имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, расчетные банковские счета, а также штампы и бланки со своим наименованием. Общество вправе иметь собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Общество является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе.

Целью деятельности Общества является получение максимальной прибыли путем эффективного осуществления всех видов деятельности, определенных Уставом.

Основными видами деятельности Общества являются:

  • выпуск товаров народного потребления (производство мебели и изделий из дерева по заказам населения и предприятий)
  • создание магазинов с целью реализации своей продукции, а также осуществления закупочной и посреднической деятельности
  • оказание услуг населению и предприятию (транспорте, строительные ремонтные)
  • сдача в наем (аренду) оборудования и машин производственно-технического назначения
  • создание культурных и оздоровительных центров, специализированных точек общественного питания.

Имущество Общества состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе Общества и принадлежит ему по праву акционерной собственности.

Уставный капитал Общества составляет 10000 рублей.

Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Законом и иными правовыми актами Российской Федерации.

Общество с ограниченной ответственностью фирма "Лада на Мурмане" зарегистрировано Постановлением администрации г. Мурманска № 3126 от 18.12.98 г.

В состав Общества входят следующие подразделения: аппарат управления, цех по изготовлению мебели, цех полуфабрикатов. Сопоставление объема выполненных работ за последние два года произведено в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Сопоставление объема выполненных работ

ПоказателиЕд. измер. 2009 год2010 годОтклонение1. Объем выполненных работ, в т. ч. Тыс. руб. 521609+88Производство мебелиТыс. руб. 521609+88

2.2 Анализ производственных показателей основных видов деятельности

.2.1 Анализ продаж продукции собственного изготовления

В этой главе произведен анализ объема производства и реализации продукции на примере действующего предприятия ООО Лада на Мурмане" за 2010 год. В 2010 году организацией осуществлялся лишь один вид деятельности - производство мебели.

Анализ объема производства и реализации продукции следует начинать с сопоставления фактической выручки от реализации продукции с плановой. Данные о выручке от реализации продукции содержатся в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" бухгалтерской отчетности организации и соответствующей форме статистической отчетности.

Для анализа использованы следующие данные о производстве и реализации продукции (таблица 2.2.).

Таблица 2.2

Сведения о производстве и реализации продукции (тыс. руб.)

Показатели План на отчетный 2010 год Фактически за 2010 годОтклонения от плана Темпы роста к предыдущему годуза отчетный год за предыдущий год сумма% по плануфактическиА 1 2 3 4 5 6 7 Выпуск продукции в ценах, принятых в плане 579,9 606 517,9 +26,14,4111,9 117 в фактически действовавших ценах 583,7 610 520,6 +26,3 4,5 112 117 Объем выручки от реализации в ценах, принятых в плане 580 609 518 +29,15111,9116,9

Из рассмотрения вышеприведенных данных можно сделать вывод, что план производства и реализации продукции перевыполнен по всем показателям:

по реализации продукции - на 29,1 тыс. руб., или на 5% (29,1 тыс. руб.: 580 тыс. руб. х 100);

по объему товарной продукции - на 26,1 тыс. руб., или на 4,4% (26 тыс. руб.: 579,9. руб. х 100).

По сравнению с предыдущим годом произведено и реализовано продукции значительно больше, чем предусматривалось планом. При плановом увеличении объема реализации продукции в сумме 61,9 тыс. руб. (579,9 тыс. руб. - 518 тыс. руб.) фактически было реализовано продукции больше на 88 тыс. руб. (609 тыс. руб. - 518 тыс. руб.), то есть темп прироста по плану равен 11,9% (61,9 тыс. руб.: 518 тыс. руб. х 100), а фактически - 16,9% (88 тыс. руб.: 518 тыс. руб. х 100). Значительное перевыполнение плана может свидетельствовать не только об улучшении работы организации, но и о наличии не учтенных в плане резервов роста объема производства и реализации продукции, которые необходимо выявить в процессе углубленного анализа.

Сопоставление процентов перевыполнения плана по показателям реализации и выпуска производимой продукции показывает, что за счет увеличения остатков нереализованной продукции объем реализации может быть уменьшен (таблица 2.3.).

Таблица 2.3

Сопоставление процентов перевыполнения плана по показателям реализации и выпуска производимой продукции (тыс. руб.)

Показатели По плануФактическиОтклонения от плана1. Остаток нереализованной продукции на начало отчетного года 0,529 0,529 - 2. Выпуск продукции 579,9 610 +30 3. Реализовано продукции580 609,8 +29,8 4. Остаток нереализованной продукции на конец отчетного года 0,629 0,683 +54

Снижение объема реализованной продукции может происходить в результате невыполнения сроков отгрузки продукции и ее оплаты, что выявляется в результате анализа изменения остатков нереализованной продукции на объем реализации продукции. Для расчета влияния этих факторов составим следующую таблицу остатков нереализованной продукции (таблица 2.4.).

Таблица 2.4

Данные об остатках нереализованной продукции (тыс. руб.)

Показатели На начало года На конец года Изменения за год (по отчету) по плануфактическиотклоненияпо плануфактическиотклоненияОстатки нереализованной произведенной продукции 0,529 0,529 - 0,629 0,683 +,054 +0,154 в том числе: - готовая продукция на складе 0,270 0,182 -88 0,150 0,121 -0,029 -0,061 - товары отгруженные по расчетным документам, не сданным в банк на инкассо х 0,07 +0,07 х 0,054 +0,054 +0,047 - продукция отгруженная по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил 0,259 0,259 - 0,479 0,429 -0,050 +0,170 - продукция отгруженная по расчетным документам, не оплаченным в срок покупателями х 0,081 +0,081 х 0,079 0,079 -0,002

Из рассмотрения данных, приведенных по остаткам нереализованной продукции в табл.2.4, можно сделать вывод, что плановые остатки нереализованной продукции на начало года полностью совпадают с фактическими остатками, что свидетельствует о составлении плана на отчетный год с учетом фактически переходящих остатков по готовой продукции.

Определяющим фактором перевыполнения плана реализации продукции (см. табл.2.3) стал рост выпуска продукции на сумму 30 тыс. руб. (610 тыс. руб. - 580 тыс. руб.), за счет которого было реализовано продукции больше плана на 29,9 тыс. руб. (609,8 тыс. руб. - 579,9 тыс. руб.). Увеличение же остатков нереализованной продукции снизило объем реализации продукции на 0,054 тыс. руб., что отрицательно характеризует работу организации.

Далее целесообразно проанализировать причины образования сверхплановых остатков нереализованной продукции на конец года. Моментом реализации продукции является ее отгрузка с передачей собственности покупателю и предъявление ему счета к оплате. Остатки нереализованной продукции состоят из готовой продукции, находящейся на складе, и продукции, отгруженной в адрес покупателей, но еще не включенной в объем реализованной продукции.

Напомним, что данные в балансе по готовой продукции и товарам отгруженным отражаются по фактической производственной себестоимости, и для определения их суммы в отпускных ценах необходимо рассчитать коэффициент, характеризующий соотношение остатков нереализованной продукции по отпускным ценам и по фактической себестоимости. Этот коэффициент на начало года исходя из приведенных ранее данных и баланса товарной продукции составляет 1,123 (0,529 тыс. руб.: 0,471 тыс. руб.), а на конец года - 1,298 (0,683 тыс. руб.: 0,526 тыс. руб.); 0,471 тыс. руб. и 0,526 тыс. руб. - остатки продукции по себестоимости. Затем остатки готовой продукции и товаров отгруженных по данным баланса умножаются на эти коэффициенты.

Из рассмотрения табл.2.4 можно сделать вывод, что на конец года фактические остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, значительно ниже плановых, что позволило организации увеличить объем реализации продукции на 0,079 тыс. руб. (,029 тыс. руб. + 0,050 тыс. руб.) против плана.

Остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, на начало года, расчет по которым осуществлен исходя из объема реализации за прошлый год (518 тыс. руб.), составили в среднем 0,18 дня (518 тыс. руб.: 360 дн. = 1,439 тыс. руб.; 0,259 тыс. руб.: 1,439 тыс. руб. = 0,18 дня).

На конец года остатки этих товаров при среднедневной отгрузке по плану 1,61 тыс. руб. (579,9 тыс. руб.: 360 дн.), а по отчету - 1,69 тыс. руб. (609,8 тыс. руб.: 360 дн.) соответственно равны 0,29 дня (0,479 тыс. руб.: 1,61 тыс. руб.) и 0,254 дня (0,429 тыс. руб.: 1,69 тыс. руб.).

В этом случае устанавливаются причины завышения на конец года плановых остатков по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.

Наличие остатков товаров отгруженных по документам, не сданным в банк на инкассо, уменьшило выполнение плана реализации продукции на,054 тыс. руб.

Остатки товаров, не оплаченных покупателями в срок, в текущем году практически не изменились и составили на конец года 0,079 тыс. руб. вместо 0,081 тыс. руб. на начало года. Но наличие фактов задержки оплаты продукции покупателями вызывает необходимость проведения дальнейшего анализа причин такого положения по конкретным товарам и покупателям для выработки мероприятий по устранению этих фактов.

При оценке объемных показателей работы организации особое внимание должно уделяться анализу объема реализуемой продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам. При расчете этого показателя следует воспользоваться данными организации по учету выполнения заданий и обязательств по поставкам произведенной продукции в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Для анализа выполнения плана поставок по месяцам и кварталам составляется следующая аналитическая таблица, в которой отражены данные за I квартал отчетного года и в целом за отчетный год (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Периоды Общий объем реализации продукции по плану Стоимость недопоставленной продукции с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения ее в последующие периоды (нарастающим итогом) Принимается в зачет выполнения плана по реализацииСумма % 2010 год 579,9 5,8 574,1 99,0

Из рассмотрения данных таблицы.2.5 о выполнении плана по номенклатуре продукции можно сделать вывод, что недопоставлено продукции за год на сумму 5,8 тыс. руб., или на 10,2%, в то время как общий процент выполнения плана реализации продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам за год составил 99% (574,1 тыс. руб.: 579,9 тыс. руб. х 100).

Поскольку объем реализации зависит и от качества выпускаемой продукции, необходимо проанализировать насколько выполнены плановые показатели по качеству выпускаемой продукции (таблица 2.6).

Таблица 2.6

Данные о выполнении плановых показателей по качеству выпускаемой продукции тыс. руб.

ПоказателиЗа 2009 годЗа 2010 годОтклонения за 2010 годПланФактРуб%1. Объем произведенной продукции в фактически действующих отпускных ценах (без НДС и акцизов) (тыс. руб.) 519580606+26+4,52. Стоимость продукции высшей категории качества в фактически действующих отпускных ценах (без НДС и акцизов) (тыс. руб.) 263,13299,29315,7+16,41+5,53. Удельный вес продукции высшей категории качества (%) 50,7 51,652,1 +0,5+0,09

Данная таблица свидетельствует о том, что организация перевыполнила плановое задание по повышению качества выпускаемой продукции. Организация планировала повысить долю продукции высшей категории качества по сравнению с прошлым годом на 0,9 пункта (51,6% - 50,7%), а фактически доля выпущенной продукции, качество которой соответствует требованиям стандартов, что подтверждено сертификатом, было повышено на 1,4 пункта по сравнению с прошлым годом (52,1% - 50,7%), а по сравнению с планом - на 0,5 пункта (52,1% - 51,6%).

Анализ прибыли от реализации произведенной продукции начинается с проверки баланса произведенной продукции и общей оценки влияния на выполнение плана прибыли изменения прибыли в остатках готовой продукции на начало и конец отчетного года. Для этого составляется следующая таблица по плановым и фактическим показателям (таблица 2.7).

Таблица 2.7

Баланс произведенной готовой продукции (тыс. руб.)

Показатели План Факт Отклонение фактической прибыли от плановойПлановая себестоимость произведенной продукции Произведенная продукция в отпускных ценах прибыльПолная себестоимость произведенной продукции Произведенная продукция в отпускных ценахприбыльРуб. %1. Остатки готовой продукции на начало года 0,471 0,529 0,058 0,471 0,529 0,058 - - 2. Выпуск продукции в отчетном году 523,7 579,9 56,2 542,5 610 67,5 +11,3 + 203. Остатки готовой продукции на конец отчетного года0,514 0,629 0,115 0,526 0,683 0,157 +0,042 + 364. Реализовано готовой продукции за отчетный год 523,657 580 56,143 542,4 609,8 67,4 +11,257 + 20

Анализ приведенных данных в балансе произведенной готовой продукции (табл.) позволяет сделать заключение о том, что план прибыли от выпуска продукции перевыполнен на 11,3 тыс. руб., или на 0,2% (11,3 тыс. руб. х 100: 56,2 тыс. руб.), а от реализации - на 11,257 тыс. руб., или на 0,2% (11,257 тыс. руб. х 100: 56,143 тыс. руб.). Однако увеличение прибыли в остатках готовой продукции на конец года привело к уменьшению прибыли от реализации на 42 тыс. руб.

Одной из причин такого положения может быть наличие в остатках высокорентабельной продукции вместо предусмотренной в расчетах плана низкорентабельной. В этом случае необходимо выяснить, какие конкретные изделия и по каким причинам не были реализованы в отчетном периоде. Чаще это возникает из-за отказа покупателей от поступивших изделий с дефектами и возвращенных изготовителю для их устранения. Реализация такой продукции - резерв увеличения прибыли (42 тыс. руб.) в следующем отчетном периоде.

В ходе анализа рассматривается номенклатура продукции, которая осталась на складе, с целью выявления изделий, которые не пользуются спросом или сбыт которых ограничен. В случае наличия таких изделий выясняется, не предусмотрен ли их дальнейший выпуск в последующем для решения вопроса о снятии с производства вышеуказанных изделий или сокращении выпуска до размеров, обеспеченных сбытом.

Выполнение плана прибыли от реализации продукции анализируется также исходя из следующих данных (таблица 2.8).

Таблица 2.8

Прибыль от реализации выпущенной продукции (тыс. руб.)

Показатели N строкиПо утвержденному плану По плану на фактически реализованную продукцию По отчетуА Б 1 2 3 1. Производственная себестоимость 1 523,743 633 658 2. Коммерческие расходы (расходы на продажу) 2 0,086 0,086 0,085 3. Итого полная себестоимость 3 523,657 548,086 658,085 4. Выручка от реализации 4 543,657 658 609 5. Результат: Прибыль 5 20 109 - Убыток 6 - - 49

Данные таблицы 2.8 свидетельствуют о том, что фактический финансовый результат (убыток) от реализации произведенной продукции отличается запланированного на 69 тыс. руб. (20 тыс. руб. - (-49) тыс. руб.).

Для более глубокого анализа выявляются факторы, повлиявшие на выполнение плана по прибыли.

Прежде всего, следует проанализировать, какое влияние на выполнение плана прибыли оказали изменение отпускных цен, смена покупателей. Влияние изменения отпускных цен на прибыль от реализации продукции определяется путем сопоставления фактической выручки от реализации выпущенной продукции с выручкой от реализации продукции при плановых ценах на фактически реализованную продукцию. За счет этого фактора прибыль организации была снижена на 49 тыс. руб. (609 тыс. руб. - 658 тыс. руб.).

Затем анализируется влияние на прибыль результатов выполнения плана по реализации продукции, которое рассчитывается следующим образом:

а) план реализации продукции в отпускных ценах выполнен на 121 % (658 тыс. руб. х 100: 543,657 тыс. руб.);

б) за счет перевыполнения плана реализации продукции получено дополнительно прибыли (сверх плана) 4,2 тыс. руб. (20 тыс. руб. х 21%: 100).

тыс. руб. - 543,657. руб.) х 100

--------------------------------------- - = 21 %.

,657 тыс. руб.

На размер прибыли оказывает влияние уменьшение себестоимости реализованной продукции.

Влияние на прибыль уменьшения себестоимости реализованной продукции определяется путем сопоставления фактической себестоимости продукции с плановой себестоимостью того же (фактического) объема продукции:

а) по плану в пересчете на фактически реализованную продукцию производственная себестоимость составила 548 тыс. руб., а фактически - 658 тыс. руб., то есть больше плана на 110 тыс. руб. (548 тыс. руб. - 658 тыс. руб.);

б) от снижения расходов на продажу прибыль увеличилась на 0,001 тыс. руб. (0,086 тыс. руб. - 0,085 тыс. руб.).

Всего за счет уменьшения себестоимости реализованной продукции получен внеплановый убыток 110 тыс. руб.

На размер прибыли оказывает влияние изменение ассортимента и качества фактически реализованной продукции в сравнении с планом. В вышеприведенном примере вследствие изменения ассортимента реализованной продукции и качества получено дополнительно прибыли согласно следующему расчету:

а) прибыль по плану в условиях фактической номенклатуры и фактического объема реализации (по плану на фактически реализованную продукцию) составила 109,914 тыс. руб. (658 тыс. руб. - 548,086 тыс. руб.);

б) прибыль в отчетном году в условиях плановой структуры с учетом выполнения плана реализации равна 24,2 тыс. руб. (20 тыс. руб. х 121%: 100).

Следовательно, дополнительная прибыль составила 85,714 тыс. руб. (109,914 тыс. руб. - 24,2 тыс. руб.).

Общая сумма внепланового убытка образовалась на общую сумму 69 тыс. руб., в том числе:

от снижения цен на выпускаемую продукцию - на - 49 тыс. руб.;

от роста объема реализации - на +4,2 тыс. руб.;

от роста себестоимости реализованной продукции - на - 110 тыс. руб.;

от изменения ассортимента и качества - на +85,714 тыс. руб.

Кроме того, при анализе выполнения прибыли рассматривается состояние расчетов с покупателями. Для этой цели приведем таблицу с данными о состоянии ненормируемых оборотных средств (таблица 2.9).

Таблица 2.9

Данные о состоянии ненормируемых оборотных средств (тыс. руб.)

Показатели На начало года На конец года Отклонения12341. Денежные средства - всего 240+38в том числе на расчетном счете 240+382. Товары отгруженные по расчетным документам, не оплаченным в срок покупателями 0,0810,079-0,023. Дебиторы - всего 1254+19в том числе прочие дебиторы 11 11 -Итого средств 14,08194,079-79,998

Из рассмотрения данных таблицы 2.9 о состоянии ненормируемых оборотных средств можно сделать следующие выводы: неплатежи покупателей за отгруженную им продукцию составили на конец года по фактической себестоимости 0,081 тыс. руб., а в отпускных ценах организации - 0,09 тыс. руб., что оказало влияние на недополучение прибыли на сумму 0,009 тыс. руб.

При анализе результатов от реализации продукции за отчетный год определяется рост прибыли в сравнении с прошлым годом. В приведенных ранее данных по прибыли от реализации рост прибыли по плану на отчетный год от реализации выпущенной продукции был предусмотрен в сумме 31 тыс. руб. (20 тыс. руб. - 51 тыс. руб.), или на 60,0% (31 тыс. руб. х 100: 51 тыс. руб.) к прибыли за предыдущий год. Фактически же прибыль за отчетный год снизилась против прошлого года на 100 тыс. руб. (-49 тыс. руб. - 51 тыс. руб.), или на 96 % (100 тыс. руб. х 100: 51 тыс. руб.).

2.2.2 Анализ рынков сбыта продукции

В ходе выполнения работы была проанализирована динамика рынков сбыта продукции за последние три года (2008-2010 гг.) по двум основным видам продукции предприятия: это кухонная мебель и мебель для прихожей. В качестве рынков сбыта рассмотрен город Мурманск и Мурманскую область. Данные анализа приведены в таблице 2.10.

Таблица 2.10

Данные о динамике рынков сбыта продукции (тыс. руб.)

Показательг. МурманскМурманская область200820092010200820092010Кухонная мебельОбъем реализации10112415089105139Цена стандартного комплекта 252728,9252728,9Себестоимость стандартного комплекта24,52730,224,52730,2Прибыль82-660-7Мебель для прихожейОбъем реализации95120140113127162Цена стандартного комплекта 151620151620Себестоимость стандартного комплекта101222101222Прибыль610-1386-17

Данные таблицы 2.10 говорят о том, что спрос на кухонную мебель стабильно растет, несмотря на некоторый рост цен. Следует отметить, что в 2009 году цена изготовления комплекта практически была равна себестоимости, прибыль предприятия от изготовления этого вида продукции была сведена к нулю, однако было достигнуто сохранение спроса на этот вид мебели. Однако в целом этот вид продукции убыточен.

Что касается спроса на кухонную мебель, то он также стабильно растет, причем темпы роста и в Мурманске, и в области примерно одинаковы. Однако и его изготовление принесло убытки в 2010 году, до этого времени изготовление этой мебели было более прибыльно, чем изготовление кухонной.

Однако положительными фактором роста стабильности предприятия является стабильный рост объемов продаж.

С помощью таблицы 2.11 изучена также структура рынков сбыта и их доходность за 2010 год.

Таблица 2.11

Данные о структуре рынков сбыта и их доходности

Вид продукцииСтруктура рынков сбыта, %Доходность продукции на рынке сбыта, %г. МурманскМурманская областьИтогог. МурманскМурманская областьКухонная мебель524810000Мебель для прихожей465410000

Как показывают данные таблицы 2.11, кухонная мебель пользуется большим спросом в городе Мурманске, а мебель для прихожей - в Мурманской области. Причиной популярности этой мебели в области является отсутствие конкуренции и наиболее оптимальное соотношение цены и качества на фоне аналогичных предложений других изготовителей. Предприятию следует принять все меры для повышения доходности своей продукции при сохранения стабильного спроса на нее, а также расширить объем продаж в Мурманской области.

2.2.3 Рекомендации для улучшения финансового плана предприятия

По результатам анализа финансового плана, объема производства и продажам ООО Лада на Мурмане" можно сделать следующие выводы.

План производства и продажа продукции предприятием перевыполнен по всем показателям: по реализации продукции - на 29,1 тыс. руб., по объему товарной продукции - на 26,1 тыс. руб.

При плановом увеличении объема продаж продукции в сумме 61,9 тыс. руб. фактически было реализовано продукции больше на 88 тыс. руб. то есть темп прироста по плану равен 11,9%, а фактически - 16,9%.

Сопоставление процентов перевыполнения плана по показателям реализации и выпуска производимой продукции показывает, что за счет увеличения остатков нереализованной продукции объем реализации может быть уменьшен.

В результате анализа установлено, что плановые остатки нереализованной продукции на начало года полностью совпадают с фактическими остатками, что свидетельствует о составлении плана на отчетный год с учетом фактически переходящих остатков по готовой продукции.

Определяющим фактором перевыполнения плана реализации продукции стал рост выпуска продукции на сумму 30 тыс. руб. за счет которого было реализовано продукции больше плана на 29,9 тыс. руб. Увеличение же остатков нереализованной продукции снизило объем реализации продукции на 0,054 тыс. руб., что отрицательно характеризует работу организации.

На конец года фактические остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, значительно ниже плановых, что позволило организации увеличить объем реализации продукции на 0,079 тыс. руб. против плана.

Наличие остатков товаров отгруженных по документам, не сданным в банк на инкассо, уменьшило выполнение плана реализации продукции на 0,054 тыс. руб.

Остатки товаров, не оплаченных покупателями в срок, в текущем году практически не изменились и составили на конец года 0,079 тыс. руб. вместо 0,081 тыс. руб. на начало года.

Организация перевыполнила плановое задание по повышению качества выпускаемой продукции. Организация планировала повысить долю продукции высшей категории качества по сравнению с прошлым годом на 0,9 пункта (51,6% - 50,7%), а фактически доля выпущенной продукции, качество которой соответствует требованиям стандартов, что подтверждено сертификатом, было повышено на 1,4 пункта по сравнению с прошлым годом, а по сравнению с планом - на 0,5 пункта.

План прибыли от выпуска продукции перевыполнен на 11,3 тыс. руб., или на 0,2% а от реализации - на 11,257 тыс. руб., или на 0,2%. Однако увеличение прибыли в остатках готовой продукции на конец года привело к уменьшению прибыли от реализации на 42 тыс. руб.

Общая сумма внепланового убытка за 2010 год образовалась на общую сумму 69 тыс. руб., в том числе:

от снижения цен на выпускаемую продукцию - на - 49 тыс. руб.;

от роста объема реализации - на - 4,2 тыс. руб.;

от роста себестоимости реализованной продукции - на - 109 тыс. руб.;

от изменения ассортимента и качества - на +85,714 тыс. руб.

Анализ состояния ненормируемых оборотных средств можно сделать следующие выводы: неплатежи покупателей за отгруженную им продукцию составили на конец года по фактической себестоимости 0,081 тыс. руб., а в отпускных ценах организации - 0,09 тыс. руб., что оказало влияние на недополучение прибыли на сумму 0,009 тыс. руб.

При анализе результатов от реализации продукции за отчетный год определяется рост прибыли в сравнении с прошлым годом. В приведенных ранее данных по прибыли от реализации рост прибыли по плану на отчетный год от реализации выпущенной продукции был предусмотрен в сумме 31 тыс. руб., или на 60,0% к прибыли за предыдущий год. Фактически же прибыль за отчетный год снизилась против прошлого года на 100 тыс. руб., или на 96 %.

Анализ рынков сбыта показал, что спрос на основные виды продукции предприятия стабильно растет, несмотря на некоторый рост цен. Несмотря на убытки, понесенные предприятием в 2010 году, положительным фактором роста стабильности предприятия является стабильный рост объемов продаж.

Анализ структуры рынков сбыта показал, что предприятию следует принять все меры для повышения доходности своей продукции при сохранения стабильного спроса на нее, а также расширить объем продаж в Мурманской области.

Заключение

Таким образом, в настоящей курсовой работе была рассмотрена тема "Разработка финансового плана предприятия".

Анализ особенностей финансовой работы на предприятии показал, что это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для удовлетворения его воспроизводственных нужд, активной инвестиционной деятельности и выполнения всех его финансовых обязательств.

Значительное место при осуществлении финансовой работы занимают финансовое планирование и финансовый анализ.

Финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовый анализ является частью полного анализа хозяйственной деятельности. Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета на предприятиях на финансовый и управленческий учет. Мероприятия, направленные на совершенствование финансовой работы, позволят существенно оптимизировать работу по финансовому планированию и анализу, что приведет к росту прибыли и рентабельности деятельности предприятия.

Финансовый анализ финансовой работы в организации позволяет выявить недостатки в организации финансового планирования и причины снижения финансовых показателей деятельности организации, а также предложить направления по совершенствованию ее финансовой работы - внедрение автоматизации системы финансового планирования и анализа, а также системы бюджетирования.

Данные мероприятия позволят существенно оптимизировать работу по финансовому планированию и анализу, что приведет к росту прибыли и рентабельности деятельности предприятия.

Обобщая изложенное в главе 1 настоящей курсовой работы отметим, что финансовый план - сбалансированный документ. Конечно, не в том смысле, что расходы должны быть равны доходам, это не только не обязательно, но и не характерно для большинства предприятий. Сбалансированность проявляется в том, что все направления расходования средств должны быть обеспечены источниками финансирования, хотя эти источники могут быть разными: собственными, заемными, привлеченными.

Проведя анализ в главе 2 настоящей курсовой работы, ООО фирме Лада на Мурмане" можно дать следующие рекомендации, направленные на стабилизацию финансового положения предприятия.

  • принять меры к соблюдению плановых показателей фактической себестоимости,
  • принять меры к экономии ресурсов и материалов предприятия с целью снижения себестоимости продукции,
  • принимать рациональные отпускные цены на реализуемую продукцию,
  • искать пути увеличения объема продаж,
  • осваивать новые рынки сбыта.

Список использованных источников

1.Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие. М.: Институт международного права и экономики, 2007. - 244с.

.Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. - М.: Инфра-М, 2007. - 350с.

3.Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент. - М.: Гардарика, 2008. - 400с.

4.Волков О.И. Экономика предприятия: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 385с.

.Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий). - М.: КноРус, 2007. - 247с.

6.Григорьева Е.М. Финансы корпораций. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 230с.

7.Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 263с.

8.Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие. - Екатеринбург: Солярис, 2007. - 420с.

.Колпина Л.Г., Марочкина В.М. Финансовые планы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 317с.

.Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, 2008. - 432с.

11.Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. М.: Финансы и статистика, 2007. - 253с.

12.Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 362с.

.Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. - М.: Юрайт-М, 2007. - 311с.

14.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: Новое знание, 2010. - 320с.

.Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: Теория и практика: учебник. - М.: Перспектива, 2010. - 230с.

.Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. - М.: Юрист, 2007. - 351с.

17.Периодическая печать:

18.Киперман Г. Финансовый план акционерного общества // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, 2002

19.Чхутиащвили Л.В. Основы финансовой деятельности на предприятиях в современных рыночных условиях // "Международный бухгалтерский учет", 2010, N 8

Похожие работы на - Разработка финансового плана предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!