Проект привода одноступенчатого червячного редуктора

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,71 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проект привода одноступенчатого червячного редуктора

Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского

Технолого-экономический факультет

КАФЕДРА МАШИНОВЕДЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проект привода одноступенчатого червячного редуктора






Чита 2009 г.

Содержание

Введение

. Выбор электродвигателя и кинематический расчет

. Расчет зубчатых колес редуктора

. Предварительный расчет редуктора

. Конструктивные размеры шестерни колеса

. Конструктивные размеры корпуса редуктора

. Первый этап компоновки редуктора

. Выбор подшипников

. Второй этап компоновки редуктора

. Тепловой расчет редуктора

. Проверка прочности шпоночных соединений

. Выбор сорта масла

. Сборка редуктора

Заключение

Список литературы

Приложение

редуктор сборочный шероховатость конструирование

Введение

В процессе выполнения курсового проекта необходимо усвоить методику расчета и конструирования механизмов приборов и деталей, научиться пользоваться технической литературой, справочниками, каталогами, материалами ЕСКД, нормами и ГОСТ.

Необходимо развить в себе способность выполнения сборочных чертежей механизмов и рабочих чертежей детали с правильной постановкой размеров, предельных отклонений и шероховатостей, поверхности в соответствии с требованиями ЕСДП.

1.      Выбор электродвигателя и кинематический расчет

Примем КПД первичного редуктора η = 0,8

Требуемая мощность электродвигателя

Νтр = Ν/η  (1)

гдеN - мощность на выходном валу, КВт

η - КПД редуктора

Nтр = 12 / 0,8 = 15 КВт

По таблице П1 выбираем асинхронный двигатель с повышенным пусковым магнитом АОП2 - 64 - 2 , параметры которого Nдв = 17 КВт, nдв = n1 = 1440 об/мин. По таблице П2 находим диаметр конца вала d дв = 42 мм.

Передаточное отношение

і = nдв / n2 (2)

гдеnдв - чистота вращения входного вала;

n2 - частота вращения выходного вала.

і = 1500 / 90 = 16

2.      Расчет редуктора

Число витков червяка Z1 принимаем в зависимости от передаточного отношения (передаточного числа) по таблице 3.2.1. при і = 16 принимаем Z1 = 4

Число зубьев червячного колеса

2 = і · Z1   (3)

Z2 = 16 · 4 = 64

Выбираем материал червяка и червячного колеса. Принимаем для червяка сталь 45 с закалкою для твердости не менее HRC 45 и последующим шлифованием.

Так как к редуктору не предъявляется специальных требований, то в целях экономии принимаем для венца первичного колеса бронзу БрАЖ - 4 Л (отливка в землю).

Предварительно определяем ожидаемую скорость скольжения

Us = 0.45 · 103 · n1   (4)

где Т2 - вращающий момент на колесе

Т2 = (9,55 · Ν дв) / n2 (5)

Т2 = s = 0,45 · 10-3 · 1500 ·  = 7,9 м/с

Тогда при длительной работе допускаемое контактное напряжение [σ]Н = 140 Н/мм2

Принимаем предварительно коэффициент диаметра червяка q = 12,5

Вращающий момент на валу червячного колеса

М2 = Ν2 / ω2 (6)

гдеω2 - угловая скорость выходного вала рад/с

ω2 = Пn2 / 30(7)

ω2 =

М2 =

Принимаем предварительно коэффициент нагрузки К = 1,2

Определяем межосевое расстояние из угловой контактной прочности

αω = (Z2 /q + 1)  (8)

αω = (64/12,5 + 1)

Модуль

m = 2 αω / (Z2 + q) (9)

m = 2 · 264 / 64 + 12,.5 = 6,9 мм

Принимаем по ГОСТ 2144 - 76 стандартные значения

m = 10 и q = 12,5 мм.

Межосевое расстояние при стандартных значениях m и q


αω = 10 (12,5 + 64) / 2 = 382,5 мм

Передаточное отношение U

U = Z2 / Z1 (11)

U = 64 / 4 = 16

Основные размеры червяка. Делительный диаметр червяка

d1 = qm (12)

d1 = 12,5 · 10 = 125 мм

Диаметр вершин витков червяка

da1 = d1 + 2m (13)

da1 = 125 + 2 · 10 = 145 мм

Диаметр впадин витков червяка

df1 = d1 - 2,4 m (14)

df1 = 125 - 2,4 · 10 = 101 мм

Длина нарезной части шлифованного червяка

в1 ≥ (11 + 0,06 Z2) m + 25 (15)

в1≥ ( 11 + 0,06 · 64) · 10 + 25 = 173,4 мм

Принимаем в1 = 173 мм

Делительный угол подъема j

tqj = Z1 /q (16)

tqj = 4 / 12,5 = 0,32

j = 18о 25΄ 06˝

Основные размеры венца червячного колеса:

Делительный диаметр червячного колеса

d2 = Z 2 m (17)

d2 = 64 · 10 = 640 мм

Диаметр вершины зубьев червячного колеса

dq2 = d2 + 2 m (18)

dq2 = 640 + 2 · 10 = 660 мм

Диаметр впадин червячного колеса

df2 = d2 - 2,4 m (19)

df2 = 640 - 2,4 · 10 = 616 мм

Наибольший диаметр червячного колеса

da M2 ≤ da + 6 m / Z1 + 2 (20)

da M2 ≤ 660 + (6 · 10) / (4+2) = 670 мм

Ширина венца червячного колеса

в2 ≤ 0,75 da1 (21)

в2 ≤ 0,75 · 145 = 108,75 мм

Окружная скорость червяка

И1 = Пd1 n1 / 60 (22)

И1 = 3,14 · 125 · 10-3 · 1500 / 60 = 4,42 м/с

Скорость скольжения

Иs = И1 / cos j (23)

Иs = 4,42 / 0,9479 = 4,6 м/с

При этой скорости [σ] н = 138 Н/мм2отклонение

Перерасчета αω делать не надо, необходимо проверить σн.

Для этого уточним КПД редуктора: при скорости Иs = 4,6, приведенный коэффициент трения для безоловянной бронзы и шлифованного червяка

f΄ = 0,020

p΄ = 1o 10΄

КПД редуктора с учетом потерь в опорах, потерь на разбрызгивание и перемешивание масла

η = (0,95 ÷ 0,96) tqj / (j + p΄) (24)

η = (0.95 ÷ 0.96)

По таблице 2.7 выбираем 6-ю степень точности передач и нормативной гарантированной боковой зазор. В этом случае коэффициент динамичности Кч = 1,2.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки:

Кв = 1 + ( Z2 /Q)3 · (1 - х) (25)

гдеQ - коэффициент деформации червяка;

х - вспомогательный коэффициент.

По таблице 3.2.8. Q = 94, х = 0,6.

Кв = 1 = (64 / 94)3 · (1 - 0,6) = 1,12

Коэффициент нагрузки

К = КВ Кч (26)

К = 1,12 · 1,1 · 1,2 = 1,3

Проверяем контактное напряжение

σн = 170 / (Z2 / q)  (27)

Эквивалентное число зубьев

Zч = Z2 /cos3 j (28)

Zч = 64 / (0,9478)3 = 75

Коэффициент формы зуба по таблице 3.2.9.

IF = 2,09

Напряжение изгиба


σF = (1,2 · 1273 · 103 · 1,3 · 2,09) / 64 · 640 · 102 = 104 Н/мм2

3.      Предварительный расчет редуктора

Крутящие моменты в поперечных сечениях валов:

Ведомого

Мк2 = М2 (30)

МК2 = М2 = 1273 · 103 Н/мм

Ведущего (червяк)

МК1 = М1 = М2 / Цη (31)

МК1 = 1273 · 103 / 19,5 · 0,9 = 79 · 103 Н/мм

Витки червяка выполнены заодно с валом.

4.      Конструктивные размеры шестерни и колеса

Ведущий вал

Диаметр выходного конца вала по расчету на кручение при [τ]н = 25 Н/мм2

1 (32)

1

Но для соединения его с валом электродвигателя примем

dB1 = dдв = 42 мм

Диаметры подшипниковых шеек

dn1 = dв1 + 2Т (33)

гдеТ - определяем по таблице, Т = 1,2

dn1 = 25 + 2 · T = 42 мм

Для выхода режущего инструмента при нарезании витков рекомендуются участки вала, прилегающие к нарезке, протачивать до диаметра меньше df1.

Длина нарезной части в1 = 173 мм.

Расстояние между спорами червяка

α1 = da M2 (34)

α1 = 670 мм

Расстояние до середины выходного конца до ближайшей опоры f1 =

Ведомый вал

Диаметр выходного конца

2 =  (35)

2 =

Примем dв2 = 70 мм

Диаметры подшипниковых шеек

dn2 = dв2 + 2 t (36)

dn2 = 70 + 2 · 2,5 = 80 мм

Диаметр вала под червячным колесом

Дк2 = dn2 + 3 n (37)

Дк2 = 80 + 4 · 3 = 90 мм

Диаметр структуры червячного колеса

dcm2 = (1,6 : 1,8) dк2 (38)

dcm2 = (1,6 : 1,8) · 90 = (144 : 162)

Примем dcm2 = 150 мм.

Длина ступицы червячного колеса

Lcm2 = (1,2 : 1,8) dк2 (39)

Lcm2 = (1,2 : 1,8) · 90 = (108 : 162)

Примем Lcm2 = 125 мм

5.      Конструктивные размеры корпуса редуктора

Толщина стенок корпуса и крышки:

σ 0,04 а + 2 (40)

σ= 0,04 · 182,5 + 2 = 9,3 мм

Примем σ = 10 мм

σ1 = 0,032 а + 2 (41)

σ1 = 0,032 · 182,5 + 2 = 7,84 мм

Примем σ1 = 10 мм

Толщина фланцев (поясков) корпуса и крышки:

в = в1 = 1,5 σ (42)

в = 1,5 · 10 = 15 мм

Толщина нижнего пояса корпуса при наличии бобышек

Р1 = 1,5 σ (43)

Р1 = 1,5 · 10 = 15 мм

Р2 = (2,25 : 2,27) σ (44)

Р2 = (2,25 : 2,27) · 10 = 22,5 : 2,75

Примем Р2 = 25 мм

Диаметры болтов: фундаментальных.

d1 = (0,30 : 0,36) а + 12 (45)

d1 = (0,30 : 0,36) 182,5 + 12 = 18 - 19 мм

Примем болты с резьбой М 20.

Диаметр болтов d2 = 16 мм и d3 = 12 мм

6.      Первый этап компоновки редуктора

Вычертить на двух проекциях червяк и червячное колесо.

Вычертить подшипники колеса на расстояние α1 = dаМ2 = 670 мм, один от другого, располагая их симметрично, относительно среднего сечения червяка.

Так же симметрично располагаем подшипники вала червячного колеса. Расстояние между ними замерить по чертежу α2 =

7.      Выбор подшипников

В связи с тем, что в червячном зацеплении возникают значительные усилия, принять радиально - упорные подшипники: шариковые средний червяка и роликовые конические легкой серии вала червячного колеса.

Проверка долговечности подшипников

Усилия в зацеплении.

Окружное усилие на червячном колесе, равное осевому усилию на червяке.

Р2 = Ра1 = 2М2 / d2 (46)

Р2 = 2 · 1273 · 103 / 640 = 3978 Н

Окружное усилие на червяке, равное основному усилию на колесе

Р1 = Ра2 = 2М1 / d1 (47)

Р1 = 2 · 79 · 103 /125 = 1264 Н

Радиальные усилия на червяке и колесе

Рr2 = Pr1 = P2tqα (48)

Pr2 = 3978 tq 20o = 1445 H

Червяк имеет правое направление витков.

Вал червяка

Расстояние между опорами α1 = 670 мм

Диаметр d1 = 125 мм

Реакции опор (правую опору, воспринимающую внешнюю осевую силу Рх обозначить цифрой «2»)

В плоскости XZ

Rx1 = Rx2 = P1 /2 (49)

Rx1 = 1264 / 2 = 632 H

В плоскости YZ

- Ry1 + Pr1 ( α1/2) - Pa1 (d/2) = 0 (50)

Ry1 = (1445 · 670/2 - 3978 · 125/2) = 353 Y

Ry2 = (485750 + 248625) / 670 = 1096 H

Проверка: Ry1 + Ry2 - Pr1 = 353 + 1092 - 1450 = 0

Суммарные реакции:

Fr1 = R1 =  (51)

Fr1 =

Fr2 = R2 =  (52)

Fr2 = = 1265 H

Осевые составляющие радиальных реакций шариковых радиально - упорных подшипников

S1 = eFr1 (53)

S1 = 0,68 · 723 = 491 H

S2 = eFr2 (54)

S2 = 0,68 · 1265 = 860 H

Осевые нагрузки подшипников в нашем случае

S1 < S2 ; Fa = Pa1 > S2 - S1; тогда Fа1 = S1 = 491 Н

Fa2 = S1 + Fa (55)

Fa2 = 491 + 3978 = 4469 H

Рассмотрим левый подшипник

Отношение

Fa1 / Fr1 = 491 / 723 = 0,68 = e

Осевую нагрузку не учитываем.

Эквивалентная нагрузка

Рэ1 = Fr1 · V KσKT (56)

Рэ1 = 723 · 1,3 = 989,9 Н

Рассмотрим правый подшипник

Fa2 / Fr2 = 4469 / 1265 = 3,52 > e

Поэтому эквивалентную нагрузку определяем с учетом осевой:

Рэ2 = (хFr2 V + YFa2) kσKT (57)

Рэ2 = (0,4 · 1265 · 1 + 0,87 · 4469) · 1,3 = 5712 Н = 5,7 кН

Долговечность определяем по более нагруженному подшипнику.

Расчетная долговечность, млн. об.,

L = (c/Pэ2)3 (58)

L = (56,8 / 5,7)3 = 970 млн. об.

Расчетная долговечность, ч.

Ih = L · 106 / 60 n1 (59)

Ih = 970 · 106 /60 · 1500 = 10777 ч > т.ч.

Ведомый вал

Расстояние между опорами α2 = 330 мм

Диаметр d = 640 мм

В плоскости YZ

Rz3 = Rz4 = P2 / 2 (60)

Rz3 = 3978 / 2 = 1989 H

В плоскости YZ

Ry3α2 + Pr2 2 / 2) - Pa2 (d2 / 2) = 0 (61)

Ry3 = 1264 · 320 - 1445 · 165 - 238425 / 330 = 503 H

Проверка:

Ry3 - Ry4 + Pr2 = 0 (62)

- 1948 + 1265 = 0

Суммарные реакции

Fr3 = R3 =  (63)

Fr3 =

Fr4 = R4 =  (64)

Fr4 =

Осевые составляющие радиальных реакций конических подшипников

S3 = 0,83 e Fr3 (65)

S3 = 0,83 · 0,411 · 2051 = 699 Н

S4 = 0.83 e Fr4 (66)

S4 = 0,83 · 0,411 · 2784 = 961 Н

Осевые нагрузки подшипников в нашем случае S3 < S4 ; Fa = Pa2 > S4 - S3, тогда Fa3 = S3 = 699 H

Fa4 = S3 + Fa (67)

Fa4 = 699 + 1264 = 1963 H

Для правого (с индексом «3») подшипника

Fa3 / Fr3 = 699 / 2051 = 0,340 < e

Поэтому осевые силы не учитываем

Эквивалентная нагрузка

Рэ3 = Fr3 V k σ KT (68)

Рэ3 = 2051 · 1,3 = 2666 Н

В качестве опор ведомого вала примем одинаковые подшипники 7516. Долговечность определяем для левого подшипника, для которого эквивалентная нагрузка значительно больше.

Для левого (индекс «4») подшипника

Fa4 / Fr4 (69)

1963 / 2784 = 0,650 > е

Мы должны учитывать осевые силы при подсчете эквивалентной нагрузки.

Примем V - 1; к σ = 1,3; х = 0,4.

Для конических подшипников х = 0,4 и у = 1,459

Рэ4 = (0,4 · 2784 · 1 + 1,459 · 1963) · 1,31 = 4924 Н = 4,9 кН

Расчетная долговечность, млн. об.

L = (c /Рэ4) (70)

L = (56,8 / 4,9)  = 9000 млн. об. мин.

Расчетная долговечность, ч.

αh = α · 106 / 60n2 (71)

αh = > 10000 т.ч.

гдеn2 = 90 об/ мин. Частота вращения вала червячного колеса.

8.      Второй этап компоновки редуктора

Используем чертежи первого этапа компоновки.

Смазка зацепления и подшипников - разбрызгиванием жидкого масла, залитого в корпус ниже уровня витков так, чтобы избежать чрезмерного заполнения подшипников маслом, нагнетаемым червяком.

На валу червяка устанавливаем крыльчатки: при работе редуктора они будут разбрызгивать масло и забрасывать его на колесо и в подшипники.

Уплотнение валов обеспечивается резиновыми манжетами. В крышке люка корпуса отдушины. В нижней части корпуса вычеркиваем пробку для спуска масла и устанавливаем маслоуказыватель с трубкой из оргстекла.

Конструируем стенку корпуса и крышки. Вычеркиваем фланцы и нижний пояс. Конструируем крюки для подъема.

Устанавливаем крышки подшипников гладкие и сквозные для манжетных уплотнений. Под крышки устанавливаем металлические прокладки для регулировки.

Вычерчиваем шпонки.

На выходном конце вала червяка

в · h · α = 12 · 8 · 42 мм

На выходном конце вала червячного колеса

В · h · α = 18 · 11 · 80 мм

9.      Тепловой расчет редуктора

Для проектируемого редуктора площадь теплоотводящей поверхности F ≈ 0,73 м2.

Условные работы без перегрева без продолжительности работе.

∆ t = tm - tB= N4 (1 - n) / RtF ≤ [∆t] (72)

гдеNч = 17 кВт = 17000 Вт - мощность на червяке

Rt = 17 Вт (м2 со) - коэффициент теплопередачи.

∆t = 17000 (1 - 0,9) / 17 · 0,73 = 136 > [∆t]

Допускаемый перепад температур при нижнем червяке [∆t] = 60. Для уменьшения ∆t следует, соответственно увеличивать теплоотдающую поверхность пропорционально соотношению.

∆t / [∆t] = 136 / 60, сделав корпус ребристым.

10.    Проверка прочности шпоночных соединений

Шпонки призматические со скругленными концами. Материал шпонок - сталь 45 нормализованная. Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице [σ] см = 100 : 120 Н/мм2

Ведущий вал

1 = 42 мм; в · h · α = 12 · 8 · 42 мм.

Мк1 = 79 · 103 мм, t1 = 5 мм

σ см = 2 М1 / (dв1(h - t1) (l - в) (73)

σ см = 2 · 79 · 103 / (42 (8 - ) (42 - 12) = 38 Н мм2 < [σ]см

Ведомый вал.

Из двух шпонок - под червячным колесом и на выходном конце вала червячного колеса - далее нагружена вторая (меньше диаметр вала и поэтому меньше размеры поперечного сечения шпонки).

Проверим шпону на выходном конце ведомого вала.

2 = 63 мм; в · h · α = 18 · 11· 80 мм.

t1 = 7,5 мм


σ см = 2 · 1273 · 103 / 63 · 4,5 · 62 = 110 Н/мм2 < [σ]

.        Выбор сорта масла

Смазка зацепления и подшипников производится разбрызгиванием жидкого масла. По таблице 3.11.1. установить вязкость масла. При скорости скольжения Иск = 9,9 м/с рекомендуемая вязкость V50 = 118 c ст.

По таблице 3.11.2. принимаем масло индустриальное N = 100А по ГОСТ 20799 - 75.

12.    Сборка редуктора

Перед сборкой внутреннюю полость корпуса тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в соответствии с чертежом общего вида. Начинают сборку с того, что на червячной вал надевают крыльчатки и шариковые, радиально - упорные подшипники, предварительно нагрев их в масле до 80о - 100о С. Собранный червячный вал вставляют в корпус.

В начале сборки червячного колеса закладывают шпонку и напрессовывают колесо до упора и бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают роликовые конические подшипники, нагретые в масле. Собранный вал укладывают в основание корпуса и нагревают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхность стыка фланцев спиртовым маслом. Для центровки крышку устанавливают на корпус с помощью двух конических штифтов и затягивают болты.

Закладывают в подшипниковые, сквозные крышки резиновые манжеты и устанавливают крышки с прокладками.

Ввертывают провод в маслоспускного отверстие с прокладкой и маслоуказатель. Заливают в редуктор масло и закрывают смотровое отверстие отдушиной. Собранный редуктор обкатывают и испытывают на складе в соответствии с техническими условиями.

Заключение

В процессе выполнения курсового проекта усвоили методику расчета и конструирования механизмов проборов и деталей, научились пользоваться технической литературой, каталогами, материалами ЕСКД, нормами и ГОСТ.

Развили в себе способность выполнения сборочных чертежей механизмов и рабочих чертежей деталей с правильной постановкой размеров, предельных отклонений и шероховатостей поверхности в соответствии с требованиями ЕСДП.

Список литературы

1.      Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя. Изд. 5-е в 3-х тт. - М.: Машиностроение, 2007.

.        Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Расчет допусков размеров - М.: Машиностроение, 2006.

.        Детали машин - Метод. указ. - Чита: Заб. ГПУ - 2008.

.        Иванов М.Н. Детали машин. Учебник для вузов. Изд. 6-е. М. Высшая школа., 2006.

.        Черновский С.А. Курсовая проектирования деталей машин. Изд. 2-е. М.: Машиностроение, 1998.

Приложение

Расчет валов на прочность

Приведенный момент инерции поперечного сечения червяка.

Упр = ( 0,375 + 0.625

Упр

Стрела прогиба

f =

f =

Допускаемый прогиб

[f] = (0,005 : 0,01) m

[f] = (0,005 : 0,01) 10 = 0,05 : 0,1 мм.

Жидкость обеспечивается, т.к.

f = 0,00905 мм < [f]

Определение коэффициента запаса прочности в опасных сечения вала червячного колеса.

S =

гдеFтц - окружная сила, Н.

Fтц =

гдеFv - от центробежных сил.

Fv = q · δ2

Fv = 3,8 · 2,652 = 25Н

Ff = 9,81 Kf · qац

Ff = 9,81 · 1,5 · 3,8 · 1,562 = 80Н.

Расчетная нагрузка на валы.

Fв = Fтц + 2 Ff

Fв = 2150 + 2 · 80 = 2310 Н=

Это больше, чем нормативный коэффициент запаса [S] ≈ 9,4; следовательно, условие S > [S] выполнено.

Похожие работы на - Проект привода одноступенчатого червячного редуктора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!