.
2.1 Доходная часть бюджета домашнего хозяйства
Доходы служат основным источником, удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т. е. осуществления расходов. Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.
Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме. К последним относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а так же натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые потребляются в домашнем хозяйстве. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи. В любой стране с развитыми рыночными отношениями подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому денежные доходы безусловно доминируют над натуральными. В отношении натуральных доходов проводятся выборочные исследования в разрезе отдельных продуктов и их групп. В России традиционно роль натуральных доходов по некоторым видам продуктов, в частности по картофелю, овощам, фруктам и ягодам, была и остается высокой.
Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют чаще всего по источникам поступлений. Общая их классификация такова:
заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;
пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;
доходы от предпринимательской деятельности;
доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.
Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.
Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.
Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.
Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.
Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами - располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.
Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
2.1.1 Заработная плата, как основная составляющая доходов ДХ
Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят:
(1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;
(2) выплаты за работу в особых условиях;
(3) доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни;
(4) премии и единовременные поощрительные выплаты;
(5) плата за выслугу лет;
(6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков;
(7) доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции);
(8) командировочные расходы и подъемные;
(9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др.
В целях социальной защиты государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Оплата труда работников бюджетной сферы более жестко регламентируется государством, в первую очередь на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонением от нормальных условий труда. Элементами тарифной системы являются также оклады рабочих.
Единая тарифная сетка (ETC) предусматривает дифференциацию оплаты по определенному количеству разрядов (в настоящее время - 18). Соотношение 1-го и 18-го разрядов называется диапазоном ETC. Тарифные ставки и оклады дифференцируются по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Другие факторы дифференциации (условия, тяжесть, напряженность, значимость труда) учитываются с использованием других элементов организации труда.
Применение ETC обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Но они могут в пределах выделяемых бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. При оплате труда рабочих по усмотрению руководства организации, учреждения может использоваться как тарифная, так и бестарифная система.
2.1.2 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам
Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Их начисление и выплата в существенной степени зависит от законодательных норм.
Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).
Пенсии по старости, или по возрасту, являются наиболее распространенными. Они предоставляются с определенного возраста (мужчины - с 60 лет, женщины - с 55 лет) и при наличии установленного трудового стажа (не менее 20 лет). Устанавливаются и категории граждан с льготным трудовым стажем и пенсионным возрастом, например многодетные матери, инвалиды ВОВ, граждане, трудившиеся на подземных работах, на работах с вредными условиями труда ,и др.
Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на:
(1) пособие по беременности и родам;
(2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
(3) единовременное пособие при рождении ребенка;
(4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
(5) ежемесячное пособие на ребенка.
Пособие по беременности и родам выплачивается в зависимости от места работы, службы или учебы женщины, а также для безработных и уволенных женщин соответственно в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, денежного довольствия, стипендии и минимального размера оплаты труда.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день предоставления отпуска по беременности и родам.
Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход. Указанное пособие выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет.
Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми в размере 70% минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Важное место в системе социальной защиты населения имеют пособия, предоставляемые из бюджета При этом государство гарантирует:
(а) выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
(б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
(в) возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
(г) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
2.2 Расходная часть бюджета домашних хозяйств
В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств:
(1) краткосрочные расходы;
(2) среднесрочные расходы;
(3) долгосрочные расходы.
К первой группе можно отнести расходы на насущные блага (продукты, некоторые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает расходы на периодически (сезонно) приобретаемые товары (одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет.
В данной классификации не учтены обязательные платежи домашних хозяйств.
Если классифицировать расходы населения исходя из совокупных доходов, то к первой агрегированной группе следует добавить обязательные выплаты домашних хозяйств - коммунальные и другие ежемесячные платежи населения, ежемесячно выплачиваемые налоги и сборы, а во вторую группу включить налоги, которые физические лица выплачивают не регулярно, а только при совершении отдельных правовых действий (наследовании имущества, приобретении недвижимости и т. д.).
В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы:
(а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);
(б) налоги и другие обязательные платежи;
(в) денежные накопления и сбережения.
В данной работе для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства мы будем использовать иной вариант их классификации, который, в определеной степени, позволяет объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три основных раздела:
(1) обязательные платежи;
(2) расходы на потребление;
(3) денежные сбережения.
Примерная структура расходной части бюджета домашнего хозяйства (рис.2)
Рассмотрим подробнее каждую составляющую расходной части бюджета домашних хозяйств.
2.2.1 Обязательные платежи домашних хозяйств
Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.
Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй - коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.
Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней; во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов; и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.
Система основных отношений домашнего хозяйства по поводу выплаты прямых налогов и сборов с бюджетами различных уровней представлена ниже (рис. 3):
Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ - налог па доходы физических лиц). Потенциальными плательщиками этого налога в Российской Федерации являются более 80 млн чел., а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13% (для примера во Франции - 17%, в США - до 60%).
Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.
К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранспортных средств. Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут устанавливать на своей территории местные налоги на физических лиц. К ним относятся:
целевые сборы с граждан на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели. Эти сборы с физических лиц не могут превышать 3% от 12 установленных законом МРОТ;
сбор с владельцев собак;
сбор на выдачу ордера на квартиру (ставка поставлена в зависимость от площади и качества жилья, максимальный размер сбора не может превышать 75% МРОТ);
сбор за уборку населенных пунктов (величина не имеет законодательных ограничений);
курортный сбор и др.
Подчеркнем также обстоятельство, что домашнее хозяйство выплачивает налоги и сборы только в том случае, если участники домашнего хозяйства совершают определенные правовые действия.
Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги. Прямые налоги, о которых говорилось выше,- это лишь небольшая часть всех налогов, уплачиваемых участниками домашних хозяйств. Основная доля налогов, поступающих от физических лиц в государственную казну, приходится на невидимые ими косвенные налоги, содержащиеся в цене товара и выплачиваемые при его покупке. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги: единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, таможенные пошлины и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.
Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства -коммунальные и другие ежемесячные платежи населения. Размер этой статьи зависит от места нахождения домашнего хозяйства. Очевидно, что жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители небольших населенных пунктов.
Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи.
Доля этой части обязательных выплат домашнего хозяйства составляет в настоящее время около 16% общей суммы расходов российских домашних хозяйств.
Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется с целью удовлетворения совместных и индивидуальных потребностей его участников.
2.2.2 Расходы на потребление
На потребление расходуется основная часть доходов домашнего хозяйства в РФ. Обобщенные статистические данные позволяют сказать, что они составляют 60-80% совокупного дохода усредненного домашнего хозяйства РФ.
Существуют различные варианты классификации расходов домашних хозяйств на потребление. В соответствии с функционально-временным критерием расходы домашнего хозяйства на потребление целесообразно подразделить прежде всего на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.
К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т. п.).
Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т. д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т. д.). Статистические данные говорят о том, что основную часть расходов на потребление в РФ составляют текущие расходы.
Общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда факторов, которые с точки зрения области возникновения можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам следует отнести (в порядке значимости): величину совокупных денежных доходов домашнего хозяйства; степень обеспечения потребностей домашнего хозяйства за счет ведения натурального хозяйства; уровень организации ведения бюджета домашнего хозяйства; уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства.
Внешними факторами являются: уровень розничных цен на потребляемые домашним хозяйством товары и услуги; величина государственных дотаций, направляемых на финансирование едицины, образования, транспорта и т. д.; сумма налогов других обязательных платежей домашнего хозяйства; уровень развития потребительского кредита в национальной экономике и др.
2.2.3 Денежные сбережения домашних хозяйств
Подобно предприятию, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субьектом, т. е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Поэтому рациональное ведение домашнего хозяйства, обеспечение непрерывности его развития в условиях рынка невозможно без создания различных денежных фондов.
Значение денежных сбережений велико не только с точки зрения домашнего хозяйства. Сбережения населения - это важный источник стабильности национальной экономики.
Сбережения населения - это важный инвестиционный ресурс для российских предприятий (напомним, что уровень изношенности основных фондов в различных отраслях отечественной экономики варьирует в пределах от 30 до 70%, при этом реализация подавляющего большинства инвестиционных программ сдерживается из-за отсутствия доступных источников финансирования).
создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;
создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительного пользования или услуг;
создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в акции, облигации и т. д.) - индивидуальное накопление.
Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений населения. Выделяют две основные формы сбережений:
(а) неорганизованные сбережения;
(б) организованные сбережения.
К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте. Ко второй - денежные средства населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты.
Российские домашние хозяйства предпочитают неорганизованные сбережения. По данным Центробанка России, в четвертом квартале 2000 г. вклады в банках и вложения населения в ценные бумаги составили 13,5% общей суммы сбережений; доля неорганизованных сбережений была равна 86,5%, при этом в иностранную валюту было вложено 48,8%, в отечественную - 28,9%; тезаврация (т. е. вложение и драгоценные металлы) составила 8,8%. Общая величина сбережений домашних хозяйств, а также пропорции, в которых они делятся на организованные и неорганизованные, определяются:
(а) факторами внутреннего характера, связанными с приоритетами в потребительских расходах, их уровнем и структурой;
(б) специфическими факторами внешнего характера. В частности, к последним можно отнести: уровень доверия населения к банковской системе; совершенство государственной системы страхования частных вкладов; уровень законодательного обеспечения операций на рынке ценных бумаг, банковских операций, пенсионного обеспечения, страхового дела.
Рассмотрим влияние на процесс сбережения некоторых из выделенных факторов. Низкий уровень организованных сбережений отражает степень доверия российских домашних хозяйств к отечественным банкам, предприятиям и государству. В условиях развитой экономики домашние хозяйства большую часть своих активов размещают на банковские счета или вкладывают в различные финансовые инструменты.
Экономические мотивы отечественных домашних хозяйств, размещающих денежные средства на текущие счета в отечественных банках, практически отсутствуют: население не рассчитывает подобным образом снизить степень риска их случайной утраты (уровень доверия к банковской системе чрезвычайно низок); сохранить стоимость сбережений невозможно - ставка по остатку на текущих счетах не превышает 2%, тогда как, даже по официальным данным, уровень инфляции в 2002 г. составит не менее 12-13%. (Заметим, что уже в первой половине января 2002 г. инфляция составила 1,2%; если такие темпы обесценения рубля сохранятся, то к концу года он может подешеветь на 28,8%).
2.3 Структура доходов и расходов населения Ивановской области
Как известно одним из основных показателей качества жизни, как населения в целом, так и отдельных домашних хозяйств является величина прожиточного минимума на душу населения. Увеличение данного показателя в первую очередь является следствием увеличения расходной части бюджета населения, посредством увеличения индекса потребительской корзины, т.е. увеличения цен на продукты питания и услуги. Следует заметить, что увеличение прожиточного минимума на душу населения конкретного региона характеризует общий рост экономики данного региона. По данным статуправления Ивановской области наблюдается постоянный рост прожиточного минимума (рис. 4).:
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ивановской области
в среднем на человека в месяц, рублей
ГодыВсе населениев том числе по социально-демографическим группам населения:трудоспособноепенсионерыдети 0-15 лет20021767193113411818200320262208156120662004232425161812237920052613283720382641200629573214231829582007353638272907336920084175453434073952
Рассмотрим доходы населения в Центральном Федеральном округе в динамике за несколько лет на примере нескольких регионов, основанные на статистике данных Федеральной Службы Государственной Статистики (ФСГС).
Обратим внимание на то, что в Ивановской и Костромской областях на конец 2005 года зафиксирован практически одинаковый прирост в реальной начисленной заработной платы, хотя при этом прирост реальных совокупных денежных доходов населения Ивановской области ниже, чем у населения Костромской области. Этот факт, вероятнее всего, объясняет наличие у населения иных доходов, участвующих в общих денежных доходах, которые могли повлиять на финансовый результат доходов населения по итогам 2005 года. Для более подробного анализа необходимо рассмотреть структуру доходов населения в динамике за несколько лет.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ
(в процентах к предыдущему году)
Реальные денежные доходы населенияРеальная начисленная заработная платаРеальный размер назначенных пенсий (на конец года)199520002003200420051995200020032004200519952000200320042005Центральный федеральный округ 116,0111,9107,6 116,4111,8117,2 106,8102,6113,0Ивановская область89,0112,9110,5108,4107,475,8117,5109,0110,4113,283,2142,5103,6102,0114,5Костромская область85,4113,7106,6107,1113,277,0110,9110,8107,1113,580,8133,6104,8101,3114,2Ярославская область81,4115,9111,2106,0105,872,9124,9112,4111,6104,985,5136,8106,7102,5110,9
СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
(в процентах от общего объема денежных доходов)
Доходы от предпринимательской деятельностиОплата трудаСоциальные выплатыДоходы от собственностиДругие доходы (включая скрытую заработную плату)1995200420051990199520042005199019952004200519901995200420051990199520042005Центральный федеральный округ15,89,99,9 25,732,434,6 10,312,211,6 6,612,317,9 41,633,226,0Ивановская область17,511,511,168,739,448,748,419,623,126,428,03,14,64,13,68,615,49,38,9Костромская область21,99,38,270,437,845,142,718,317,619,720,82,63,72,62,68,719,023,325,7Ярославская область23,410,810,670,835,248,947,417,115,415,617,62,74,38,87,69,421,715,916,8
Обратим внимание, что большую долю в структуре доходов населения Ивановской области занимает оплата труда (48,4%), на втором месте - социальные выплаты (28%) и на третьем месте - доходы от предпринимательской деятельности (11,1%).
В результате анализа приведенных данных мы можем сделать следующие выводы:
в Ивановской области более успешно развита предпринимательская деятельность, чем в Костромской области и Ярославской области.
основную долю совокупных доходов населения Ивановской области составляет реальная заработная плата (оплата труда) и социальные выплаты, что является показателем стабильности развивающейся экономики региона.
в Костромской области второй долей в общих доходах по значимости после оплаты труда являются не социальные выплаты, а другие доходы (включая скрытую заработную плату) - это объясняется наличием незарегистрированного частного предпринимательства, что подразумевает уход от уплаты налогов в пользу увеличения доходов предпринимателя. Так же увеличение доли «черной заработной платы» населения, что тоже характеризует нестабильность экономики региона.
Далее рассмотрим динамику денежных расходов населения Ивановской области, в рублевом эквиваленте по данным ФСГС:
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ В СРЕДНЕМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ
(в месяц; рублей; 1990,1995 гг. - тыс. руб.)
19901995200020012002200320042005Место, занимаемое в Российской Федерации 2005Центральный федеральный округ0,1895262754358143905314652679441Ивановская область0,147224759944123815341950242381Костромская область0,1532939161149150718652410292471Ярославская область0,15634011021439182722432829371951
Из таблицы видно, что население Ивановской области имеет самые маленькие потребительские расходы среди представленных регионов.
Рассмотрим структуру потребительских расходов более подробно:
СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВА
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)
Покупка продуктов питанияПокупка непродовольственных товаровПокупка алкогольных напитковОплата услуг1990199520042005199019952004200519901995200420051990199520042005Центральный федеральный округ 41,337,3......34,335,7......1,91,7......22,525,3Ивановская область38,160,849,547,742,524,025,723,46,12,41,91,713,312,822,927,2Костромская область34,963,144,840,643,921,633,232,55,72,62,22,515,512,719,824,4Ярославская область38,255,943,839,741,730,236,837,17,52,92,32,512,611,017,120,7___________ 1) 1990 г. - по материалам обследования бюджетов домашних хозяйств рабочих и служащих промышленности по ограниченному кругу субъектов (оценка).
В результате анализа приведенных данных мы можем сделать следующие выводы:
несмотря на то, что доля расходов на покупку продовольственных товаров существенно больше всех остальных затрат, в динамике наблюдается тенденция снижения затрат в этой категории расходов.
рост экономики и улучшения уровня жизни населения способствует развитию рынка услуг, предоставляемых населению, что отражается в увеличении расходов на данную категорию (оплата услуг).
исключительно положительная тенденция наблюдается в категории покупки алкоголя. По сравнению с другими регионами, представленными на сравнение - в Ивановской области самые минимальные расходы на эту категорию потребительских товаров.
Это объясняется тем, что Ивановская область в меньшей степени является туристической зоной, чем другие регионы, соответственно в ней более быстрыми темпами развивается предпринимательская деятельность и меньшая заинтересованность в алкогольной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время подход к понятию домашнего хозяйства как отдельной экономической ячейке глобальной экономической системы государства весьма неоднозначен. Следует отметить несколько отрицательных сторон развития управления финансами домашних хозяйств в стране.
Доходная часть бюджета домашних хозяйств, на мой взгляд, недостаточно зависит от социальных выплат, что характеризует нестабильность общей доходности населения и уязвимость ее в условиях экономических коллапсов. К примеру, протекающий в данное время МФК, указывает нам на социальную незащищенность населения (резкий упадок уровня заработной платы, а так же возросшая безработица, сразу выявили низкие пособия по безработице, пенсии и т.д.), резкие сокращения доходов - повлекли снижение покупательной способности населения, что привело к снижению темпов производств и, как следствие, рабочих вакансий на предприятиях.
Одной из глобальных проблем государства в регулировании бюджета домашних хозяйств является отсутствие четкого контроля цен потребительской корзины. За частую, мы наблюдаем следующую картину: увеличивая социальные выплаты населению, тем самым пытаясь создать финансовую «подушку безопасности» доходов домашних хозяйств - мы не контролируем параллельное увеличение цен потребительской корзины населения, что увеличивает расходную часть бюджета и не приносит реально ощутимой прибыли от увеличения соц. выплат.
Так же, стоит отметить глобальную проблему самих домашних хозяйств - на низком уровне находится контроль и анализ собственных расходов домашними хозяйствами. Кредитная практика потребительского кредитования в нашей стране показываем нам отсутствие четкого понимания собственных расходов и доходов. Рядовая картина, когда отдельное домашнее хозяйство не рассчитав стабильности своих доходов, кредитуется под них в банках, что при малейшем изменении доходов в сторону уменьшения, приводит к появлению долгов у домашних хозяйств перед банками.
В целом, так же нужно отметить и положительные тенденции в управлении финансами домашних хозяйств в Российской Федерации.
Регулярное увеличение соц. выплат незащищенным социальным группам населения (пенсионеры, инвалиды).
Усиление контроля регулирования розничных цен, борьба с массовой сверхприбылью монополистов.
Увеличение уровня МРОТ.
Постепенный переход на систему безналичных расчетов, банковские карты, что позволяет более точно анализировать денежные потоки населения в экономической структуре государства.
Президентские программы поддержки малого и среднего бизнеса, субсидирование коммерческих банков для этих целей способствует развитию предпринимательской деятельности в стране.
Усиление доверия населения к национальной валюте подтверждается ростом глобальным депозитным портфелем в Финансовом Институте Страны (в коммерческих банках), что увеличивает инвестиционную оборачиваемость финансовых поток в стране.
Из выше сказанного, следует сделать вывод: государство активно развивается в сфере анализа и управления финансами домашних хозяйств и это приносит определенные результаты. Однако при этом многое еще предстоит переосмыслить и поменять в существующей системе регулирования финансов домашних хозяйств, потому как менталитет населения нашей страны не позволяет слепо внедрять опыт иностранных экономических систем.
Список литературы
1.Бабич А., Павлова Л. - Финансы - ПРЕСС, 2000
.Баранова Л.Г., Врублевская О.В. - Бюджетный процесс РФ
.Грязнова А.Г., Маркина Е.В., - Финансы - Финансы и статистика, 2007
.Казаченко Л.А., В.Б. Житков, - Россия в цифрах. 2008 (краткий статистический сборник)
.Ковалев В.В. - Финансы - Проспект, 2005
.Ковалева П.М. - Финансы - финансы и статистика, 2001
7.Социологический опрос населения на www.fom.ru <http://www.fom.ru/>
.Аналитический форум www.analysisclub.ru <http://www.analysisclub.ru>
.Федеральная Служба Государственной Статистики http://www.gks.ru/
.<http://www.edu-zone.net/show/54763.html>
.<http://gazeta.aif.ru/online/ukraine/557/10_01>
.<http://www.lenta.ru/>
.<http://www.newsland.ru/News/Detail/id/211996/cat/44/>