Инвентаризация как способ контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей
Курсовая
работа
по аудиту
на тему: Инвентаризация как способ контроля за сохранностью
товарно-материальных ценностей
Содержание
Введение
. Характеристика исследуемого объекта (предприятия).
2. Нормативно-правовое регулирование инвентаризационной работы на
предприятии.
3. Контроль соблюдения сроков, и последовательности инвентаризации ТМЦ.
. Техника контроля документального оформления инвентаризации и ее
результатов.
. Аудит учета результатов инвентаризации ТМЦ.
. Порядок контроля возмещения недостач ТМЦ, выявленных в ходе
инвентаризации.
. Контроль качества инвентаризаций.
. Анализ результатов инвентаризаций ТМЦ.
. Автоматизированные технологии учета и контроля в инвентаризационном
процессе.
Заключение.
Литература.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бухгалтерский баланс ООО «ЖКЗ» на 31 декабря 2007г
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бухгалтерский баланс ООО «ЖКЗ» на 31 декабря 2008г
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Отчет о прибылях и убытках ООО «ЖКЗ» за 2007г
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Отчет о прибылях и убытках ООО «ЖКЗ» за 2008г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Приложение к бухгалтерскому балансу за 2007г
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Приложение к бухгалтерскому балансу за 2008г
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.
Приказ №238 от «31» декабря 2007 г. Об утверждении положений по учетной
политике организации на 2008 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Приложение № 4 к приказу №232 от «31» декабря 2007г.
Положение о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств.
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Приказ №192 О проведении инвентаризации
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Инвентаризационная опись №7 от 02.10.2008 г.
Введение
Залогом сохранности имущества предприятий является регулярное проведение
инвентаризаций. Инвентаризация имущества и обязательств - это периодическая
проверка их наличия, состояния и оценки. Имеющееся у организации имущество
может не соответствовать данным бухгалтерского учета. Например, материальные
ценности подвергаются естественным природным воздействиям - испарению, усушке,
порче и т.д. В результате их количество и стоимость существенно уменьшаются. На
предприятии могут быть выявлены злоупотребления, допущенные при учете, -
хищения, обмеры, обвесы и т.д. Инвентаризация, таким образом, позволяет
проверить соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей, денежных
средств, ведения складского хозяйства и реальность данных учета, содержания и
эксплуатации машин, оборудования, других объектов основных средств организации,
а также предотвращает такие негативные явления, как хищения имущества
работниками предприятия.
Кроме того, при документировании фактов хозяйственной деятельности
организации и при их отражении в бухгалтерском учете допускаются различные
ошибки, описки, неточности и исправления. Поэтому проверять полноту и
достоверность бухгалтерского учета нужно - только в ходе полной инвентаризации
можно установить, насколько содержание учетных данных и первичных документов
соответствует фактическим объему и стоимости имущества организации.
В данной работе рассматривается инвентаризация как способ контроля за
сохранностью товарно-материальных ценностей. Понятие инвентаризация происходит
от латинского слова «inventarium», что означает «находить».
Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима
инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной
продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения
размера налогов (на наследство, а впоследствии - на имущество).
Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического
бухгалтерского учета выделяла на первый план физическую инвентаризацию
имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущественного
положения собственников, т. е. построения баланса фиктивной или реальной
ликвидации.
Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью
сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского
учета и, как способ контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей.
1. Характеристика исследуемого объекта (предприятия)
Комбикормовый завод, мощностью 420 тонн в сутки на комплектном импортном
оборудовании при станции Курбакинская, Железногорского района Курской области
был введен в эксплуатацию 1 января 1990 года и должен был обеспечивать
комбикормами государственный свинокомплекс «Железногорский» и близ лежащие
птицефабрики: «Красная Поляна» и «Студенокская».
Завод состоит из следующих производственных зданий и сооружений:
- производственного корпуса;
- корпуса мучнистого сырья с приемным устройством с железной
дороги;
- корпуса готовой продукции с отпускным устройством на железную
дорогу и автотранспорт;
- склада напольного хранения сырья;
- элеватора на 20 тыс. тонн зерна с зерносушилкой;
- мелассной установки;
- административного корпуса;
- имеются автомобильные и железнодорожные весы.
Все экономические проблемы периода перестройки коснулись и нашего завода,
предприятие практически не работало, большая часть оборудования была
разукомплектована, на проектную мощность завод так и не вышел.
В октябре 1995 года комбикормовый завод вошел в состав группы компаний
«Агрохолдинг».
С момента работы в системе Агрохолдинг началось постепенное возрождение
предприятия. В 1996 году уже было произведено 32,4 тыс. тонн комбикорма, что на
31 % больше уровня 1995 года.
В 2005 году организовано новое предприятие ООО «Железногорский
комбикормовый завод», произведено 90 тыс. тонн комбикорма, производственные
мощности использовались на 71,4%.
За 10 месяцев 2006г. уже было выработано 100,5 тыс. тонн комбикорма,
использование производственных мощностей составило 95,7%.
Основными потребителями являются птицефабрики: ОАО «Красная Поляна», ООО
«Тульский бройлер», ОАО «Чувашский бройлер», ОАО «Волгоградский бройлер», ОАО
«Орловский бройлер», ООО ПТФ «Западная», ООО ПТФ «Заречная».
Проведена реконструкция завода и введены новые линии по производству
комбикормов:
- закуплено оборудование и введена в действие линия шелушения
ячменя;
- восстановлена линия контроля готовой продукции (установлены
новые просеивающие машины);
- введена в эксплуатацию линия микродозирования компонентов;
- организована бактериологическая лаборатория;
- произведены работы по усовершенствованию дозирования
компонентов, установлен контроллер системы автоматического управления
дозированием, дроблением, смешиванием;
- произведен монтаж пожарной сигнализации по производственным
помещениям;
- построена резервная линия электроснабжения завода на 10 Кв;
- отремонтированы подъездные ж/д пути;
- разработана автоматизация узла микродозирования на базе
весового терминала ТВ-003/05 Д;
- восстановлена и модернизирована линия затаривания комбикормов
в мешки;
- заменены компрессоры на новые;
- освоен выпуск новых видов продукции: аналогов рыбной муки и
концентратов для бройлеров, несушек, свиней;
- успешно освоена линия по вводу в комбикорма жидких
компонентов, таких как жир, масло подсолнечное и соевое;
- восстановлена линия дробления и ввода соли NaCl в комбикорма;
- почти в пять раз увеличился ассортимент выпускаемой продукции
( около 50 видов);
- для производственно-технической лаборатории приобретен
жидкостный анализатор «Милихром-5», что дает возможность определять в готовой
продукции содержание витаминов, токсинов, солей тяжелых металлов;
- построена собственная котельная на газовом топливе, что
позволяет рационально использовать тепло на производственные нужды;
- модернизирована зерносушилка и переведена с жидкого топлива
на газ;
- установлен новый смеситель МРВ-6000 «Спроут-Матадор», что
положительно влияет на качество комбикорма;
Произведена реконструкция линии гранулирования комбикормов с установкой
высокотехнологического оборудования фирмы «Спроут-Матадор» (Дания)
производительностью 25 т/час. Работа на этом оборудовании позволяет проводить:
. Санитарную обработку кормов. При высокой температуре во время
процесса почти все виды бактерий уничтожаются, и горячий продукт полностью
соответствует гигиеническому стандарту.
. Повышение производительности гранулирования на 20 - 40 %
благодаря теплу, влажности и общему смягчающему эффекту.
. Улучшению технологических свойств гранул. Увеличение прочности
гранул и уменьшение их крошимости.
. Увеличение ввода жидких компонентов. Возможность ввода в
пресс-гранулятор.
. Измельчение напрямую. Дает возможность получать экспандант, т.е.
измельчать корма непосредственно после экспандера, затем его охлаждение и
пропуск через обычный измельчитель.
. Улучшенная конверсия корма. По отзывам наших потребителей,
улучшается поедаемость экспандированных кормов, что дает увеличение
среднесуточного привеса бройлеров от 5 до 15 %.Результат достигается благодаря
повышенной усвояемости компонентов кормов. Мелкие частицы, включенные в эту
структуру, не теряются, корм не расслаивается при перевозках. Увеличивается
сохранность поголовья.
Кроме того, закуплено и установлено оборудование микрожидкостного
напыления масла на гранулы MFS - 500 фирмы «Спроут-Матадор».В дальнейшем это
оборудование позволит напылять витамины, ферменты и другие микрожидкости.
Общество с ограниченной ответственностью «Железногорский комбикормовый
завод», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Участниками Общества могут быть граждане и юридические лица в
соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
Общество создано без ограничения срока.
Общество реорганизовано путем присоединения к нему ООО «Курские корма».
Общество является правопреемником ООО «Курские корма» по всем правам и
обязательствам.
Общество руководствуется в своей деятельности законодательством
Российской Федерации, настоящим Уставом, а в случаях, не предусмотренных
указанными актами - общепризнанными нормами международного права.
Участники имеют предусмотренные законом и учредительными документами
Общества обязательственные права по отношению к Обществу.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его
самостоятельном балансе.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на
территории Российской Федерации и за ее пределами.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное
наименование, товарный знак (знак обслуживания), эмблему, штампы, бланки со
своим фирменным наименованием и другие реквизиты.
Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью
«Железногорский комбикормовый завод», сокращенное фирменное название: ООО
«ЖКЗ».
Местонахождение Общества: 307147, Курская область, Железногорский район,
п. Магнитный.
Почтовый адрес Общества: 307147, Курская область, Железногорский район,
п. Магнитный.
Целью общества является извлечение прибыли и реализация на ее основе
социально - экономических интересов учредителей (участников) и его сотрудников,
а также удовлетворение потребностей предприятий, организаций, учреждений и
граждан РФ в товарах, работах, и услугах.
По масштабу деятельности ООО «ЖКЗ» можно отнести к крупным оптовым
торговым предприятиям.
По товарной специализации ООО «ЖКЗ» - производственное предприятие,
располагает многообразными марками товаров (комбикормов).
Основными видами деятельности Общества являются: переработка
давальческого сырья на комбикорм, оказание услуг по хранению сырья, услуги
грануляции, услуги по лущению ячменя, оказание транспортных услуг, выполнение
строительных, ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ, а также
производство и продажа готовой продукции (комбикорма).
Общество является коммерческой организацией и вправе осуществлять любые
виды деятельности, не запрещенные законом, включая, но, не ограничиваясь
следующим:
- Торгово-закупочные, консалтинговые, маркетинговые,
посреднические, агентские, рекламные услуги;
- оптовая и розничная торговля продуктами питания;
- реализация табачных изделий, вино-водочной продукции, пива;
- закупка, продажа, производство, хранение комбикормов, семян,
высоких технологий по возделыванию сельхозпродукции, препаратов защиты и роста
растений, микро- и макроудобрений и других компонентов сельскохозяйственного
производства, в том числе через собственную специализированную торговую сеть;
- закупка, хранение, производство, переработка, продажа
сельскохозяйственной продукции (продукции животноводства, птицеводства,
растениеводства, дикорастущего сырья, добычи от охоты и рыболовства);
- производство мяса бройлера и его глубокая переработка;
- производство и реализация кормовых добавок, в том числе
нетрадиционных минерально-витаминных подкормок для животных;
- оказание услуг по химической обработке складов всех типов и
проведению карантинных мероприятий в подразделениях агропромышленного
комплекса;
- организация, производство, внедрение и эксплуатация
информационных и телекоммуникационных технологий, средств и систем связи,
телевидения и радиовещания;
- закупка, хранение, производство, продажа древесного сырья,
лесоматериалов, технологической щепы;
- освоение и использование резервов развития сельского
хозяйства и животноводства, предоставление различных видов услуг в интересах
промышленного освоения и экономического освоения регионов;
- импорт сельскохозяйственных продуктов (в том числе зерна),
оборудования, механизмов, аппаратов, деталей, материалов, транспортных средств
и других товаров;
- закупка и реализация морепродуктов на внутреннем российском и
внешних рынках, а также продажа рыболовных снастей; средств и оборудования,
необходимых для промысла и переработки рыбы и морепродуктов;
- производство и реализация препаратов ветеринарного
назначения, изготовляемых предприятиями, лабораториями, цехами;
- заготовка и переработка отходов производства, вторичного
сырья;
- осуществление иных видов хозяйственной деятельности, не
запрещенных законодательством;
- ремонт и обслуживание автомобилей и других транспортных
средств российского и зарубежного производства, создание авторемонтных
мастерских;
- разработка и производство образцов новой техники, приборов и
инструментов;
- организация проката и ремонта автотранспортных и бытовых
средств, автозаправочных станций;
- осуществление любых не запрещенных законом экспортных,
импортных, лизинговых, и товарообменных сделок, а также других форм
внешнеэкономической деятельности;
- осуществление операций в области использования ноу-хау,
инжиниринга и других форм промышленно - экономических связей;
- финансирование сделок за счет собственных или заемных средств
на коммерческой основе.
В случае, если по действующему законодательству требуется разрешение
(лицензия) компетентных органов на осуществление Обществом какого либо вида
деятельности, Общество обращается в этот орган для получения такого разрешения
(лицензии). До получения указанного разрешения соответствующая деятельность
осуществляться Обществом не будет.
Основным источником прибыли является прибыль от реализации комбикормов.
Кроме прибыли от реализации фирма получает прибыль (убыток) от
внереализационных операций. Операционные доходы фирма получает от реализации
основных средств, материальных ценностей. Операционные расходы - это местные
налоги, уплачиваемые в бюджет: налог на рекламу, налог на владельцев
автотранспортных средств, сбор на содержание милиции и др.
Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации
в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает
продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации
лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься
покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой
мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно
расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и
многое другое.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
- географическое местоположение;
- демографические характеристики (возраст, образование, сфера
деятельности и т.п.);
- социально-психологические характеристики (положение в
обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.);
- отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный
продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и
т.п.).
Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его
позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет
ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила
торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться
заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе
продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно
для него качество покупаемой продукции.
Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые
обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К числу таких
факторов относятся:
- соотношение степени зависимости покупателя от продавца со
степенью зависимости продавца от покупателя;
- объем закупок, осуществляемых покупателем;
- уровень информированности покупателя;
- наличие замещающих продуктов;
- стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
- чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей
стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку,
от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.
При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто
покупает и кто потребляет, так как необязательно все три функции выполняет одно
и то же лицо. Покупателями продукции ООО «ЖКЗ» являются птицефабрики такие как,
ОАО «Красная Поляна», ООО «Тульский бройлер», ОАО «Чувашский бройлер», ОАО
«Волгоградский бройлер», ОАО «Орловский бройлер», ООО «Западная», ООО
«Заречная». Предприятие ООО «ЖКЗ» поставляет сою продукцию также частным лицам.
С покупателями налажены прочные связи, покупатели в основном постоянные и
работают с ООО «ЖКЗ» много лет. Покупателей устраивает качество комбикорма,
форма оплаты.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности
субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами,
энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых
зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество
производимого организацией продукта.
Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой
конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от
себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их
деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить такие отношения с
ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с
поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:
- уровень специализированности поставщика;
- величина стоимости для поставщика переключения на других
клиентов;
- степень специализированности покупателя в приобретении
определенных ресурсов;
- важность для поставщика объема продаж.
При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь
следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
- стоимость поставляемого товара;
- гарантия качества поставляемого товара;
- временной график поставки товаров;
- пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки
товара.
Со всеми своими поставщиками такими как ООО «ЖКЗ» заключает договора, в
которых оговариваются сроки поставок, количество, цена. Поставщиков у ООО «ЖКЗ»
очень много такие как ООО «Аллигатор» ООО «Агропромснаб» ОАО
«Курскэкспортхлеб», ООО «Орион», ЧП Черников П.А., КХ «Заря» и т.д. так что
некоторым приходится отказывать.
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за
покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы
обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в
стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить
слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию
конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами,
производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке.
Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на
рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на
конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее
продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить
позицию организации.
Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны
вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно
им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения
потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация
в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства,
контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих
преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие
барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок,
и воздвигать именно эти барьеры.
Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей
продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего
продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже
обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно
встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация
должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового
типа. Конкуренты у ООО «ЖКЗ» имеются, но у предприятия ООО «ЖКЗ» по сравнению с
ними имеются преимущества:
- лучше качество продукции (комбикорма);
- цена, которая устраивает покупателей;
- местонахождение предприятия значительно ближе покупателям,
чем у других конкурентов.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия
приведены в таблице 1.
Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу,
имеют определяющую роль в обеспечении действенности анализа хозяйственной
деятельности. Источники информации для анализа - это данные, которые содержат
документы бухгалтерского учета. К ним относятся бухгалтерский баланс (форма №1)
(Приложение А), (Приложение Б), отчет о прибылях и убытках (форма №2),
утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 №67н. (Приложение
В), (Приложение Г), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) (Приложение
Д), (Приложение Е).
Сопоставимая
цена отчетного года определяется путем деления этой цены на установленный
статистическими органами самостоятельный индекс цен
<#"532870.files/image001.gif">
Рисунок
1-План инвентаризации
Это,
конечно, очень примитивная модель, но она затрагивает и наглядно показывает все
шаги проведения инвентаризации.
Следует
отметить положительные моменты, например, в ходе заполнения инвентаризационной
описи, данные бухгалтерского учета не разошлись с фактическими данными, в
результате чего не пришлось составлять сличительную ведомость, следовательно,
материально ответственные лица бережно заботились об охране и надлежащем
использовании товарно-материальных ценностей.
Единственное,
о чем может быть приходится жалеть, так это о том, что у меня не состоялась
практика составления сличительных ведомостей.
С
помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета
материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете,
принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты, контролируется
сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных
лиц.
Значение
и роль инвентаризации очень велика. При ее проведение устанавливается
фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально ответственного
лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия
сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных
средств, выявляются недостачи, излишки и злоупотребления.
Изучив
процесс инвентаризации, становится понятным, на сколько он трудоемок и сложен,
насколько ответственен. Потому что полученные в ходе проведения инвентаризации
данные, будут использоваться в течение всего года, и вообще, организации важно
знать, какими ценностями она располагает, как обстоят дела с кражей, порчей
ценностей, как следствие, не нужно ли усилить охрану, какие меры проводятся по
предохранению от стихийных бедствий и т.д. Так что, как видно, данные
инвентаризации очень важны.
Литература
1. Федеральный
Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998г.),
2. Трудовой
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ,
. Положение
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное
Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н (в ред. от 24.03.2000г.),
. Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные
Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49,
. План
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина
РФ от 31.10.2000г. №94н,
. Положение
по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное
Приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н (в ред. от 30.12.1999г.),
. Положение
по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99,
утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (в ред. от 30.12.1999г.),
. Положение
по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом
Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н,
. Положение
по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное
Приказом Минфина РФ от 25.11.1998г. №56н,
. Постановление
Госкомстата РФ от 18.08.1998г. №88 «Об утверждении унифицированных форм
первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов
инвентаризации»,
. Постановление
Госкомстата РФ от 27.03.2000г. №26 «Об утверждении унифицированной формы
первичной учетной документации № инв-26 "Ведомость учета результатов,
выявленных инвентаризацией"»,
. Основы
бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб.пособие. - 2-е изд., доп. и
перераб. / Под ред. В.Г.Гетьмана. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с.
. Бухгалтерский
учет: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ИФРА-М, 2000. - 635 с.
- (Серия «Высшее образование»).
. Бухгалтерский
учет. Пособие для начинающих. Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: «Экзамен», 2001г.
- 736 с.
15. Бабаев
Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 304 с.
16. Инвентаризация/
Сост. Ланикина О.Н. - М., 1997
. Сафронова
Н.Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский и финансовый учет Учеб. пособие. - М.:ИНФРА-М;
Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003. - 527 с. - (Серия «Высшее
образование»).
. Кейлер
В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ,
«Сибирское соглашение», 2000
. Экономика
предприятия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А.
Швандара. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 718с.
. Теория
бухгалтерского учета: Учебник. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 384с
. Гусева
Д.М., Шейна Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: учебное
пособие. - 2-е издание, доп. и перераб. Под редакцией Гетьман В.Г. - М.:Финансы
и статистика 2000
. Середа
Т.П., Середа К.Н. все основные бухгалтерские проводки/серия "Библиотека
бухгалтера и аудитора". - Ростов м/д:Феникс 2004.- 332стр.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ПРИКАЗ №238 от « 31 » декабря 2007 г.
Об утверждении положений по учетной политике организации на 2008 год.
С целью организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии в
2008 году приказываю:
1. На основании Федерального закона от 2
1 Л 1. 1996 №1 29 - ФЗ утвердить
положение «Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета»
№1, раскрывающее способы ведения бухгалтерского учета в соответствии с
нормативными документами по бухгалтерскому учету.
2. Утвердить Положение «Учетная политика
организации для целей налогового учета» №2, раскрывающее способы налогового
учета в соответствии с нормами Налогового законодательства.
3. Утвердить рабочий План счетов бухгалтерского
учета организации 2008 год - Приложение №3.
4. Утвердить положение о порядке
проведения инвентаризации имущества и обязательств организации и осуществлении
внутреннего контроля за хозяйственными операциями - Приложение №4.
5. Утвердить положение о постоянно
действующей инвентаризационной комиссии - Приложение №5.
6. Утвердить формы первичных документов
для целей финансового учета - Приложение №6.
7. Утвердить график документооборота
организации - Приложение №7.
8. Утвердить перечень лиц, имеющих право
подписи первичных учетных документов - Приложение №8.
9. Настоящий Приказ ввести в действие с
01 января 2008 года.
Руководитель: Стекачев В.В.
Гл. бухгалтер: Тебенева Г.Н.
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Приложение № 4
к приказу №232 от « 31» декабря 2007 год.
Положение о порядке проведения инвентаризации
имущества и обязательств.
1. Инвентаризация должна, проводится с учетом положений следующих
нормативных актов:
Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете»,
Постановления Госкомстата России от 18 августа 1998г. № 88 «Об
утверждении унифицированных форм первичной документации по учету кассовых
операций, по учету результатов инвентаризации»,
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
(утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998г. №34н).
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и
обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их
наличие, состояние и оценка.
2. Проведение инвентаризации обязательно:
·
при передаче
имущества в аренду, выкупе, продаже;
·
перед
составлением годовой бухгалтерской отчетности;
·
при смене
материально ответственных лиц;
·
при выявлении
фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества:
·
в случае
стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными
условиями;
·
при реорганизации
или ликвидации организации;
·
в других случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Инвентаризацию проводить в следующие сроки:
·
основных средств
не реже 1 раза в год,
·
материальных остатков
на складах ежеквартально по состоянию на конец квартала, - кассы не реже 1 раза
в квартал,
·
дебиторской
задолженности по окончании каждого отчетного (налогового) периода, - расчетов с
кредиторами ежеквартально по состоянию на конец квартала,
·
расчетов по
налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды ежегодно по
состоянию на 31 декабря,
·
внутрихозяйственных
расчетов ежемесячно по состоянию на конец месяца.
Внезапная инвентаризация кассы и материально-производственных запасов
производится по решению руководителя организации.
. Порядок проведения инвентаризации.
Инвентаризация состоит из следующих этапов: 1) подготовительных
мероприятий.
Издается приказ о проведении инвентаризации, который регистрируется в
журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
Формы этого приказа (форма № ИНВ-22) и журнала учета контроля за выполнением
приказов о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-23) утверждены постановлением
Госкомстата России от 18 августа 1998г. № 88. В приказе о проведении
инвентаризации должны быть определены содержание, объем, порядок и сроки
проведения инвентаризации, персональный состав инвентаризационной комиссии.
Перед началом проверки фактического наличия имущества инвентаризационная
комиссия должна получить последние приходные и расходные, документы, отчеты о
движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель
инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы,
приложенные к реестрам (отчетам), указывая на них: "до инвентаризации на
дату..." (пишется дата инвентаризации). Это служит бухгалтерии основанием
для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску материальных
ценностей должны быть прекращены. Ценности, фактически поступившие после начала
инвентаризации, должны быть оприходованы после даты инвентаризации. В
инвентаризационные описи эти ценности также не включаются.
Материально ответственные лица дают расписки. В них должно быть указано,
что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество
сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, все ценности,
поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или
доверенности на получение имущества.
) Опись имущества.
На втором этапе члены инвентаризационной комиссии пересчитывают
(взвешивают, обмеривают) и описывают имущество, фактически имеющееся у организации.
Руководитель организации должен создать все условия, необходимые для полной и
точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки
(обеспечить рабочей силой для перемещения и взвешивания грузов, технически
исправным весовым оборудованием, измерительными и контрольными приборами,
мерной тарой).
Проверка осуществляется, как правило, сплошным методом, то есть
пересчитываются абсолютно все товары и ценности. Если материалы и товары
хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, их количество определяется на
основании накладных и счетов-фактур. При этом обязательно на выбор проверяются
части этих ценностей. Вес (или объем) навалочных материалов определяется по
данным обмера с помощью технических расчетов. Когда инвентаризуется большое
количество весовых товаров, один из членов инвентаризационной комиссии и
материально ответственное лицо раздельно ведут ведомости отвесов. В конце
рабочего дня (или по окончании взвешивания) данные этих ведомостей сличают и
выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости
отвесов прилагают к результатам проверки.
Фактическое наличие имущества проверяется при обязательном участии
материально ответственных лиц.
Результаты проверки (сведения о фактическом наличии имущества и реальности
учтенных финансовых обязательств) записываются в инвентаризационные описи или
акты. Они составляются не менее чем в двух экземплярах.
Формы описей и актов инвентаризации (далее по тексту описи) утверждены постановлением
Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 для каждого вида
товарно-материальных ценностей:
Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1);
Инвентаризационная опись нематериальных активов (форма N ИНВ-1 а);
Инвентаризационный ярлык (форма N ИНВ-2);
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3);
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N
ИНВ-4) и т. д.
Указанные описи, составленные по соответствующим формам, являются
первичными учетными документами.
Отдельная опись (в двух экземплярах) составляется и подписывается членами
комиссии и лицом, ответственным за сохранность основных средств по каждому
месту хранения ценностей. Один экземпляр передается в бухгалтерию для
составления сличительной ведомости, а второй остается у материально
ответственного лица.
Если в ходе инвентаризации были выявлены объекты, которые не отражены в
учете, а также объекты, по которым отсутствуют данные, ответственные лица
комиссии должны включить сведения о таких объектах и их технические показатели в
инвентаризационную опись. По решению комиссии эти объекты должны быть
оприходованы. Их первоначальную стоимость определяют с учетом рыночных цен, а
сумму износа по техническому состоянию объектов. Эти суммы отражаются в
соответствующих актах. Описи по форме N ИНВ-1 составляются отдельно по
каждой группе основных средств производственного и непроизводственного
назначения.
На каждое основное средство, взятое в аренду, составляется опись в трех
экземплярах. Один экземпляр высылается арендодателю. В описи указывается срок
аренды.
Форма N ИНВ-1а, используется при оформлении данных инвентаризации
нематериальных активов, поступивших в организацию. Учитывая и описывая их,
необходимо проверить:
·
наличие
документов, подтверждающих право организации на использование нематериальных
активов;
·
правильность и
своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
Нематериальные активы, выявленные комиссией, но не отраженные в
бухгалтерском учете, должны быть включены в инвентаризационную опись.
Инвентаризационный ярлык (форма N ИНВ-2) используется для учета
сырья, готовой продукции, товаров и прочих материальных ценностей на складах в
ходе инвентаризации, когда комиссия работает более одного дня. Ярлык
заполняется в одном экземпляре ответственными лицами инвентаризационной
комиссии и хранится там же, где находятся пересчитанные товарно-материальные
ценности. Данные формы N ИНВ-2 используются для заполнения инвентаризационной
описи товарно-материальных ценностей
(форма N ИНВ-3).
В этой описи отражаются данные фактического наличия товарно-материальных
ценностей (производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов
и др.) в местах их хранения. На негодные или испорченные материалы и готовые
изделия составляются соответствующие акты. Если в ходе инвентаризации выявлены
материальные ценности, не отраженные в учете, комиссия должна включить их в
инвентаризационную опись.
В акте инвентаризации наличных денежных средств (форма N ИНВ-15)
указывается, сколько денежных средств, разных ценностей и документов (наличных
денег, марок, чеков (чековых книжек) и др.) находится в кассе организации. Во
время инвентаризации денежные средства, ценности и документы не принимаются и
не выдаются.
В акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими
дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17) отражаются сведения (данные) о
расчетах с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Акт
составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами
инвентаризационной комиссии. Выявленные по документам остатки сумм, числящиеся
на соответствующих счетах, указываются в справке (приложение к форме N ИНВ-17).
Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета, она
прилагается к акту инвентаризации расчетов и является основанием для
составления акта по форме N ИНВ-17.
Все указанные выше инвентаризационные описи можно заполнять как от руки,
гак и с использованием средств вычислительной и другой организационной техники.
Но в любом случае они должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и
подчисток. В описях указывают наименования инвентаризуемых ценностей и
объектов, а также их количество в единицах измерения, принятых в учете. На
каждой странице описи указывается прописью число наименовании материальных
ценностей и их количество.
Ошибки исправляются во всех экземплярах описей неправильные записи
зачеркиваются и над ними проставляются правильные цифры. Исправления
согласуются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально
ответственными лицами и подписываются ими.
На последней странице описи делается отметка о проверке цен и подсчета
итогов за подписями лиц, производивших проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально
ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку,
подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к
членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи
имущества на ответственное хранение.
Если инвентаризация имущества проводится в связи со сменой материально
ответственных лиц, принявший имущество расписывается в описи в получении, а
сдавший в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся на ответственном
хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные
описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней,
помещения, где хранятся материальные ценности, по окончании работы
инвентаризационной комиссии опечатываются. Во время перерывов в работе
инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим
причинам) описи хранятся в шкафу или сейфе в закрытом помещении, где проводится
инвентаризация.
После инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить
ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой,
секции и т. п.) заявить об этом председателю комиссии. Инвентаризационная
комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения
производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
) Сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского
учета.
Следующим этапом при проведении инвентаризации является сравнение
фактических остатков материальных ценностей, выявленных при проверке, с
остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Результатом такого
сравнения является составление сличительных ведомостей. Формы сличительных
ведомостей утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа
1998 г. N88:
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма
N ИНВ-18);
Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных
ценностей (форма NHHB-19).
При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу
товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в
составе другого copra), суммовые
разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Кроме того, нужно произвести
списание потерь в пределах норм естественной убыли.
Сличительные ведомости составляют только по имуществу, при инвентаризации
которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях
отражают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и
данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач
товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в
соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов
инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены
показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не
принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на
ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются
отдельные сличительные ведомости. Сличительные ведомости могут быть составлены
как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники,
так и от руки.
Среди документов, представляемых для оформления списания недостач
ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения
следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо
отказ на взыскание ущерба, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное
от отдела технического контроля или соответствующих специализированных
организаций (инспекций по качеству и др.). Взаимный зачет излишков и недостач в
результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и
тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении
товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных
количествах.
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют
подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при
зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше
стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится
на виновных лиц. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации
расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета
представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает
окончательное решение о зачете.
) Оформление результатов инвентаризации.
На последнем этапе результаты инвентаризации рассматриваются на заседании
инвентаризационной комиссии. Выявляются причины недостач и излишков. Заседание
комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и
предложения по результатам инвентаризации. Выявленные при инвентаризации
расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета
отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
·
излишек имущества
приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и
соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты;
·
недостача
имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки
производства или обращения (расходы), сверх норм за счет виновных лиц. Если
виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, убытки
от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в
котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации в годовом
бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году
инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов. выявленных инвентаризацией.
Форма ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (N ИНВ-26), утверждена постановлением
Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки
правильности проведения самой инвентаризации. Их следует проводить до открытия склада,
кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация, и с участием членов
инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций
оформляются актом и регистрируются в журнале учета контрольных проверок
правильности проведения инвентаризаций. Формы акта и журнала утверждены
постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 (форма N ИНВ-24
и форма N ИНВ-25). Контрольные проверки правильности проведения
инвентаризаций осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению
руководителя организации.