Структура и механизм функционирования современной банковской системы
ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ
(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В
Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
МЕНЕДЖМЕНТА
Специальность:
080507. 65 «Менеджмент организации»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
экономической теории: «Структура и механизм функционирования современной
банковской системы»
Выполнил:
студент 1 курса дневного
отделения группы 21002
Фентисов С.В.
Набережные
Челны
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава
I. Теоретические основы функционирования банковской системы
1.1
Понятие и элементы банковской системы
1.2
Задачи и принципы функционирования банковской системы
1.3
Правовое регулирование банковской системы
ГЛАВА
II. Анализ структуры и механизма функционирования банковской системы Российской
Федерации
2.1
Анализ структуры банковской системы России
2.2
Анализ рисков банковского сектора России
2.3
Меры по повышению конкурентоспособности российской банковской системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что банки являются
неотъемлемой частью современного денежного хозяйства, их деятельность тесно
связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической
жизни, обслуживая интересы производителей, и тем самым, создают связь между
промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Во всем мире
банки имеют значительную власть и влияние, для сферы их деятельности нет ни
географических, ни национальных границ, - это планетарное явление, которое
обладает огромной финансовой мощью и значительным денежным капиталом.
Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства
любого развитого государства.
Современная банковская система - это важная сфера национального хозяйства
любого развитого государства. Она управляет в государстве системой платежей и
расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады,
инвестиции и кредитные операции, а также банки направляют сбережения населения
к фирмам и производственным структурам.
Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим
клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций,
определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно - кредитных и
финансовых инструментов (лизинг, факторинг, траст т.д.)
Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность
экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Но это не повод
забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать.
Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из
важнейших и чрезвычайно сложных задач, стоящих перед современной Россией.
Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности
банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности
рыночных механизмов. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков,
структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды
финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты методы
обслуживания клиентуры.
Исходя из выше отмеченного, можно сделать вывод, что выбранная нами тема
является актуальной.
Теоретической и методологической основой исследования служат труды
отечественных и зарубежных авторов: Бабичевой Ю.А., Лаврушиной О.И., Горелого
В.И., Дробозиной Л.А., Нестерова В.П., Шенаева В.П., Бабаева С.С., Бекетова
Н.В. и др. Информационной базой исследования также явились данные,
опубликованные в периодических изданиях: «Банковское право», «Финансы и кредит»
и др.
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и
обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического
опыта изучить структуру и механизм функционирования современной банковской системы.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и элементы банковской системы;
- изучить задачи и принципы функционирования банковской
системы;
- исследовать правовое регулирование банковской системы;
- проанализировать структуру банковской системы России;
- исследовать риски банковского сектора РФ;
- предложить меры по повышению конкурентоспособности российской
банковской системы.
Предметом исследования являются банковская система.
Объект исследования - экономика Российской Федерации.
Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, 2 глав, 6
параграфов, заключения и списка используемой литературы. В работу также
включены рисунки и таблицы. В первой главе рассматриваются понятие и элементы банковской
системы, задачи и принципы функционирования банковской системы, а также
правовое регулирование банковской системы. Во второй главе анализируется
структура банковской системы Российской Федерации, изучаются риски банковского
сектора России, а также предлагаются меры по повышению конкурентоспособности
российской банковской системы. В конце работы приводится заключение,
суммирующее основные результаты проведённого исследования.
Глава I. Теоретические основы функционирования банковской
системы
.1 Понятие и элементы банковской системы
С точки зрения выполняемых экономических функций банковская система
является частью финансовой системы. Через банки проходят практически все
денежные ресурсы за исключением тех сумм, которые остаются на руках у населения
или в нарушение правил о порядке расчетов вращаются в розничном товарообороте
без отражения в бухгалтерском учете и без проводки по кассе. От работы банков
во многом зависит нормальное функционирование денежного оборота и финансовой
системы в целом. Существующие в стране банки представляют собой не просто
разрозненную совокупность кредитных организаций, а определенным образом
организованную систему Количественный состав и качественный уровень ее звеньев
испытывают на себе воздействие двух основных факторов:
- объективной потребности экономики в банках
- целенаправленного регулирования со стороны государства.
Л.А. Дробозина указывает, что потребности экономики предопределяют
существование и развитие системы банков как кредитных институтов
расчетно-кассовых центров. Регулирование со стороны государства направлено на
упорядочение банковской системы, обеспечение ее стабильности и эффективности.
Банковская система России является одной из самых важных для развития экономики
страны систем и при этом динамично развивается. Это обусловлено тем, что
коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во
взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.
Л. Г. Ефимова считает, что банковская система - это исторически
сложившаяся и закрепленная законодательно форма организации функционирования в
стране кредитных учреждений.
М. Ю. Бабичева считает, что банковская система - это сложная, входящая в
системы более высокого уровня, самоорганизующуюся и исторически сложившаяся под
воздействием внешних и внутренних процессов система, которая характеризуется
реактивной законодательной и адаптивной внутренней упорядоченностью связей
между отдельными элементами и с внешней средой, способная активно влиять на
внешнюю среду и ее регулирующие воздействия.
Н.В. Безуглова определяет банковскую систему как регулируемые банковским
правом структурные и функциональные взаимосвязи между центральным банком и
кредитными организациями, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи
с осуществлением банковского регулирования и банковского надзора.
Основными свойствами банковской системы являются:
- иерархичность построения;
- наличие отношений и связей, которые являются
системообразующими, т. е. обеспечивают свойство целостности;
- упорядоченность ее элементов, отношений и связей;
- взаимодействие со средой, в процессе которого система
проявляет и создает свои свойства;
- наличие процессов управления.
На процесс развития банковской системы и таким образом на ее роль в
социально-экономическом развитии страны влияет совокупность факторов как
внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних. К внешним факторам
следует отнести макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов
представляет собой вероятностную совокупность взаимоувязанных и
взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно
разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые,
социальные и форс-мажорные. Совокупность экономических факторов отражает
состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления
экономических отношений с участием банков. К экономическим факторам следует
отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой
денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты
проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования
банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается
число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой
соответствующий рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и
организаций, так и со стороны населения.
К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления
на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер
решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком,
банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями.
Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют
комплекс социально-психологических факторов. К социально-психологическим
факторам относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых
экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного
законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных
отраслей.
Н.В. Безгулова указывает, что основной характеристикой банковской
системы, как сложной организации, является то, что она состоят из множества
подразделений, выполняющих специфические функции и добивающихся конкретных
специфических целей. Основная функция банковской системы - обеспечивать
функционирование и развитие экономики путем предоставления банковских кредитов
и организации системы расчетов.
Существующая сегодня в России банковская система так же, как и
большинство банковских систем мира, является двухуровневой. Низший уровень -
это коммерческие банки и другие кредитные организации; высший - это
государственный Центральный банк с его учреждениями. Данная структура
банковской системы закреплена в ст. 2 Федерального закона «О банках и
банковской деятельности». Организационная структура банковской системы
представлена на рисунке 1.
Рис.1. Банковская система России
Возглавляет Российскую банковскую систему - Банк России, его правовой
статут установлен Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 8 апреля 2008г.).
Центральный банк является юридическим лицом и одновременно выступает как
институт государства (банк подотчетен Государственной Думе Российской
Федерации). Целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской
Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
платежной системы.
Важно подчеркнуть, что получение прибыли не является целью деятельности
Банка России.
Основные функции Банка России:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует
наличное денежное обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и
банковских групп.
Современная банковская система в ее иерархическом построении
предусматривает возложение на Банк России достаточно широкого круга
административных функций. В частности, действующее законодательство содержат
нормы, позволяющие говорить о безусловно административно-распорядительной роли
Банка России во всей банковской системе. Отдельной формой проявления этой роли
являются мероприятия по применению Банком России мер к кредитным организациям,
деятельность которых тем или иным образом не соответствует требованиям
законодательства или самого Банка России.
Следующее звено банковской системы - кредитные организации. Кредитные
организации делятся на две группы: банки и небанковские кредитные организации.
Л. А. Дробозина в своих работах пишет, что банком является кредитная
организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности
следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических
и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет
на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских
счетов физических и юридических лиц.
В настоящее время существует несколько видов коммерческих банков. По
принадлежности уставного капитала и способу его формирования различаются
акционерные банки, банки с ограниченной или дополнительной ответственностью, с
участием иностранного капитала. По видам совершаемых операций банки
подразделяются на универсальные и специализированные, по территориальному
признаку - на республиканские и региональные. В последнее время стали
создаваться и банки функционального профиля - биржевые, ипотечные.
Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право
осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом
«О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций
для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Перечень
банковских операций, которые имеет право выполнять в соответствии с имеющейся
лицензией кредитные организации, установлен статьей 5 Федерального закона «О
банках и банковской деятельности». Одним из важнейших атрибутов национальной
банковской системы России в современных экономических системах рыночного типа
является усиление позиций и роли ассоциаций как саморегулирующих организаций,
представляющих интересы субъектов хозяйствования того или иного сектора
экономики, поскольку ассоциации позволяют освободить разнообразные институты
государственной власти от разработки и введения в действие норм регулирования и
контроля отдельных элементов деятельности субъектов хозяйствования в первую
очередь таких, как качество оказываемых услуг, соблюдение принципов этики
бизнеса, стандартизация, подготовка высококвалифицированного персонала.
Банковская ассоциация - общественная некоммерческая организация, членами
которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представления их
интересов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, а также в
целях координации и совершенствования их деятельности.
Следующее звено Российской банковской системы - филиалы и
представительства иностранных банков. Порядок открытия и деятельности в
Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций
детально урегулирован в Положении, утвержденном приказом ЦБР от 7 октября 1997
г. №02-437.
Понятие иностранного банка дается в ст.1 Закона «О банках и банковской
деятельности» - это банк, признанный таковым по законодательству иностранного
государства, на территории которого он зарегистрирован.
Под представительством иностранной кредитной организации понимается
обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на
территории Российской Федерации и получившее разрешение Банка России на
открытие Представительства в соответствии с российским законодательством.
Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения
экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания
консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с
российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.
Представительство не является юридическим лицом, не имеет права
заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению
представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении
на открытие Представительства. Представительство не является хозяйствующим
субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы
представительства финансируются иностранной кредитной организацией.
Таким образом, банковская система не изолирована от окружающей среды,
напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более
общего образования, какой служит экономическая система. В банковскую систему
Российской Федерации входят: Банк России, его учреждения, кредитные
организации, включая дочерние банки иностранных и международных банков, их
филиалы и представительства.
1.2 Задачи и принципы функционирования банковской системы
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие
развития цивилизованных рыночных отношений в России, что объективно определяет
ключевую роль Центрального банка в регулировании банковской деятельности.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их
деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением
устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к
иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны;
обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Задачи и
функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным
законом «О Центральном банке Российской Федерации». Традиционно перед
центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
- эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монопольным правом на
выпуск банкнот;
- банком банков, т. е. совершать операции не с
торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны:
хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом,
предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор,
поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной
кредитной системе;
- банкиром правительства, для этого он должен поддерживать
государственные экономические программы и размещать государственные ценные
бумаги;
- предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для
правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
- главным расчетным центром страны, выступая посредником между
другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на
зачете взаимных требований и обязательств (клирингов): органом регулирования
экономики денежно-кредитными методами.
При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции:
регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в
обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и
безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных
резервов, открытого рынка, валютной политики.
С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный
банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при
проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования.
Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к
качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных
институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся
разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических
коэффициентов и норм и контроль за ними.
Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция,
т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра.
В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определен как главный банк страны
и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и
на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого
коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны.
Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей
экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной
денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую
очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях
административные.
Основная задача деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности
рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а
также как орган регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков.
Основными задачами развития банковской системы являются:
- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором
деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их
трансформации в кредиты и инвестиции;
- повышение конкурентоспособности российских кредитных
организаций;
- предотвращение использования кредитных организаций для
осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных
целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов,
полученных преступным путем);
- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со
стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
Банковская система РФ функционирует на основе ряда принципов,
представленных на рисунке 2.
Рис.2. Принципы банковской системы РФ
Принцип законности - означает функционирование банковской системы,
который осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством.
Особая роль в правотворчестве принадлежит Центральному Банку РФ, который праве
принимать правовые акты, обязательные для всех кредитных организаций.
Стабильность и надежность банковской системы. Стабильность банковской
системы обеспечивается путем создания резервов. На стабильность банковской
системы направлена система обязательного страхования банковских вкладов физических
лиц. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль,
обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и
масштабам проводимых операций.
Гласность банковской системы Согласно статье 8 ФЗ «О банках и банковской
деятельности», кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки,
которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей
деятельности:
- ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках,
информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие
сомнительных ссуд и иных активов;
- ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках
с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.
Кредитная организация обязана по требованию физического лица или
юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских
операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость
получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также
ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.
Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во
вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о
процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в
целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим
лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических
лиц.
Самостоятельность и независимость кредитных организаций. Кредитная
организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает
по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда
государство само приняло на себя такие обязательства.
Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного
самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сохранность банковской тайны. Кредитная организация, Банк России,
организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов,
гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и
корреспондентов.
Таким образом, задачи банковской системы это монопольное право на выпуск
банкнот, совершение операций с различными банками, поддержание государственных
экономических программ, а также предоставление кредитов и выполнение расчетных
операций. Банковская система РФ функционирует на основе следующих принципов:
законность, стабильность и надежность банковской системы, гласность,
самостоятельность и независимость кредитных организаций, сохранность банковской
тайны.
1.3 Правовое регулирование банковской системы
Главными целями банковского регулирования являются поддержание
стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов
вкладчиков и кредиторов. Банковская система функционирует на базе законов и
соответствующих подзаконных актов. Среди источников правового регулирования
банковской системы главное место занимает Конституция Российской Федерации
(ст.15, ст.75 Конституции РФ). Центральный банк является органом
государственной власти и соответственно занимает определенное место в ее
механизме и в системе разделения властей (ст.10, ст.71, ст.75 Конституции РФ).
Деятельность банковской системы затрагивает права и свободы личности, связана с
реализацией некоторых из них, закрепленных в Конституции (ст.8, ст.17, ст.18,
ст.35, ст.55 Конституции РФ).
Банковская система функционирует на базе законов и соответствующих
подзаконных актов, но главное место в правовом регулировании банковской системы
занимает Конституция как основной закон государства.
Именно Конституция закрепляет те основы общественных отношений в сфере
экономики, которые реализуются в деятельности банковской системы. Именно
Конституция определяет те экономические права личности, которые помогает
реализовать эффективно функционирующая банковская система.
Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской
Федерации строится на множестве разноуровневых актов. Рассмотрим этот пласт
нормативных актов, выстроив четкую иерархию.
Центральное, ключевое значение в системе законодательных актов о
банковской деятельности имеют следующие два закона:
В первую очередь необходимо выделить Федеральный закон от 10 июля 2002г.
№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (с изменениями от 10 января
2003г.). Закон «О Центральном банке Российской Федерации» устанавливает основы
функционирования Центрального Банка России. Он носит комплексный характер,
включая различные нормы регулирующие как устройство и положение Центрального
банка Российской Федерации в государстве, денежную политику, так и нормы
регулирующие особенности трудовых отношений с служащими центрального банка.
Второй по значению - Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 395 «О
банках и банковской деятельности (с изменениями от 8 апреля 2008г.).
Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» - специальный отраслевой
законодательный акт, регулирующий правовой статус субъектов и формы банковской
деятельности в Российской Федерации.
Помимо названных законодательных актов правовое регулирование банковской
деятельности в РФ строится на множестве иных законодательных актов. В частности
можно выделить: Федеральный закон от 23 июня 1999г. № 117-ФЗ «О защите
конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001г.);
Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
(с изменениями от 8 сентября 2004г.), Закон РФ от 9 октября 1992г. № 3615-1 «О
валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29 июня 2004г.).
Наряду с законодательными актами, правовое регулирование банковской
деятельности строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно
выделить:
- Указ Президента РФ от 10 июня 1994г. № 1184 «О совершенствовании работы
банковской системы Российской Федерации» (с изменениями от 27 апреля 1995г.);
- Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000г. № 194 «Об
условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении
методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых
организаций»;
- Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2002г. № 454-р «О
прекращении участия федеральных государственных унитарных предприятий и
федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных
организаций».
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии
с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом
установленного настоящим Федеральным законом специального порядка
государственной регистрации кредитных организаций.
Особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями
устанавливаются иными нормативными актами Банка России. В частности можно
выделить «Положение об особенностях регистрации кредитных организаций с
иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения
Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной
организации за счет средств нерезидентов», утвержденное приказом Центрального
Банка России от 23 апреля 1997г. № 02-195.
Действующее законодательство предъявляет особые требования к назначению
руководства кредитной организации (ст. 11.1 Закона «О банках и банковской
деятельности»).
Порядок создания и деятельности ассоциаций и союзов регулируется
Федеральным закон от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Наряду с образованием ассоциаций и союзов, кредитные организации могут быть
участниками банковских групп и банковских холдингов.
Банковская группа - это не являющееся юридическим лицом объединение
кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация
оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на
решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации
(кредитных организаций). В отличие от банковской группы банковский холдинг
состоит не только из кредитных организаций, причем головная организация
банковского холдинга - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией,
- имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать
существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной
организации.
Огромную роль, на современном этапе развития законодательства о банках и
банковской деятельности играют ведомственные акты Центрального банка России. В
этой связи, одним из элементов особого публично-правового статуса Центрального
банка РФ является право осуществлять нормотворчество. Согласно ст.7
Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим и другими
федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и
физических лиц.
Согласно Положению Центрального банка России от 18 июля 2000г. № 115-П
Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения
федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения
нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами,
на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам
применения которого издано официальное разъяснение Центрального банка России».
Осуществление нормотворческой функции регламентировано Банком России в
Положении о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка
России, утвержденном 15 сентября 1997г.
Банковские законы и соответствующие им подзаконные нормативные акты
устанавливают финансовые нормативы, которые должны соблюдаться кредитными
организациями. Финансовые нормативы - это фактически технологические нормы,
обеспечивающие надежность банковских операций. Но поскольку они устанавливаются
нормативными актами, то тем самым и приобретают юридическую форму.
Официальные разъяснения Банка России по вопросам применения федеральных
законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России)
являются актами толкования права и могут приниматься Банком только при условии,
что это прямо предусмотрено федеральными законами для случаев их толкования, а
также иными нормативными правовыми актами для случаев толкования последних.
Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их
официального опубликования в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка
России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные
акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России должны
быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке,
установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти.
Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России,
устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение
процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов
для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные
ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка
России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных
органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции
Российской Федерации.
Указание Банка России от 29 мая 2006 года № 1688-У «Об отмене требования
обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных
операций и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка
России.
Таким образом, банковская система не изолирована от окружающей среды,
напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более
общего образования, какой служит экономическая система. В банковскую систему
Российской Федерации входят: Банк России, его учреждения, кредитные
организации, включая дочерние банки иностранных и международных банков, их
филиалы и представительства.
Основной задачей развития банковской системы является повышение
эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по
аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в
кредиты и инвестиции;
Государственное регулирование банковской деятельности представляет собой
нормотворческую и индивидуально-властную деятельность субъектов регулирования,
направленную на упорядочение создания и деятельности кредитных организаций,
банковской системы в целом, формирование и поддержание устойчивого правового
порядка в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее
участников и частных лиц.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы
структуры и механизма функционирования банковской системы мы можем изучить
особенности банковской системы Российской Федерации.
ГЛАВА II.
Анализ структуры и механизма функционирования банковской системы Российской
Федерации
.1 Анализ структуры банковской системы России
Банковская система Российской Федерации - это внутренне организованная,
объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и
саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и
организаций банковской инфраструктуры. Банковская система Российской Федерации
включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и
представительства иностранных банков. Действующие кредитные организации в РФ
представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Действующие кредитные организации в РФ, шт.
Показатели
|
2008 г.
|
2009г.
|
2010 г.
|
|
|
Сумма
|
Абсол. изменение
|
Темп роста, %
|
Сумма
|
Абсол. изменение
|
Темп роста, %
|
Действующие кредитные
организации
|
1253
|
1189
|
- 64
|
94,89
|
1136
|
- 53
|
95,54
|
Региональные банки
|
607
|
582
|
- 25
|
95,88
|
568
|
- 14
|
97,59
|
В 2009 году количество действующих кредитных организаций сократилось с
1253 до 1189. В 2010 году количество действующих кредитных организаций
сократилось с 1189 до 1136. Были отозваны (аннулированы) лицензии у 54
кредитных организаций, исключены из Книги государственной регистрации кредитных
организаций в связи с реорганизацией в форме присоединения 8 кредитных
организаций, стали действующими (имеющими лицензии на осуществление банковских
операций) 10 новых кредитных организаций. В 2009 году число региональных банков
сократилось: с 607 на до 582. В 2010 году число региональных банков уменьшилось
с 582 до 568. В результате доля региональных банков в совокупных активах
банковского сектора в течение года немного уменьшилась и по состоянию на
1.01.2010 составила 14,4% (против 15,0% на 1.01.2009).
Рис. 3. Динамика действующих кредитных организаций в РФ
Однако темпы роста активов региональных банков (49,0%) в 2010 году были
выше темпов роста совокупных активов банковского сектора в целом (44,1%). В
результате доля региональных банков в совокупных активах банковского сектора в
течение года несколько увеличилась и по состоянию на 1.01.2011 составила 14,9%
(против 14,4% на 1.01.2010).
Собственные средства (капитал) региональных банков увеличились за 2010
год на 45,6% - до 400,1 млрд. рублей, а удельный вес их капитала в совокупном
капитале банковского сектора снизился до 15,0 %. Деятельность региональных
банков в 2010 году, как и в предыдущие годы, была прибыльной. Ими получена
прибыль в сумме 75,3 млрд. рублей, что на 41,1% больше, чем в 2009 году. По
состоянию на 1.01.2011 удельный вес прибыльных региональных банков в общем
числе действующих региональных банков увеличился до 99,7% (против 99,3% на
1.01.2010), а в активах региональных банков не изменился - 99,9%. В
анализируемый период сохранилась тенденция к увеличению количества внутренних
структурных подразделений кредитных организаций, таких как дополнительные офисы
и кредитно-кассовые офисы.
Таблица 2.
Внутренние структурные подразделения кредитных организаций в 2010 году,
единиц
|
Количество КО в регионе
|
Количество филиалов в
регионе
|
|
|
Всего
|
КО, головная организация
которых находится в данном регионе
|
КО, головная организация
которых находится в другом регионе
|
Всего по Российской
Федерации:
|
1136
|
3455
|
720
|
2735
|
Центральный Федеральный
округ
|
632
|
758
|
184
|
574
|
Северо-западный Федеральный
округ
|
81
|
431
|
53
|
378
|
Южный Федеральный округ
|
118
|
485
|
116
|
369
|
Приволжский Федеральный
округ
|
134
|
746
|
143
|
Уральский Федеральный округ
|
63
|
397
|
136
|
261
|
Сибирский Федеральный округ
|
68
|
436
|
49
|
38
|
Дальневосточный Федеральный
округ
|
40
|
202
|
39
|
163
|
По итогам 2010 года наиболее обеспеченным банковскими услугами остается
Центральный федеральный округ, за которым следуют Северо-Западный и Приволжский
федеральные округа. При этом ведущая роль Центрального федерального округа
обеспечивается за счет г. Москвы, лидирующей по обеспеченности банковскими
услугами.
Кроме того, весьма высока обеспеченность банковскими услугами в г. Санкт
Петербурге, а также Калининградской, Новосибирской областях и Республике Алтай.
Наименее обеспеченными банковскими услугами остаются Уральский,
Дальневосточный, Сибирский и Южный федеральные округа. Минимальный уровень
обеспеченности банковскими услугами среди субъектов Российской Федерации, как и
ранее, отмечен в республиках Ингушетия и Дагестан.
В 2010 году доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций
в совокупных активах банковского сектора выросла с 90,6 до 91,6%, а доля 5
крупнейших банков практически не изменилась и на 1.01.2011 составила 42,3% (на
1.01.2010 -42,5%).
Наличие в банковском секторе значительного числа небольших кредитных
организаций (36,1% от числа действующих кредитных организаций имеют капитал
менее рублевого эквивалента 5 млн. евро) обусловило невысокий уровень
концентрации активов, кредитов и капитала в российском банковском секторе.
Высоким уровнем концентрации, несмотря на устойчивую динамику его снижения,
характеризовался лишь рынок частных вкладов.
Отечественная банковская система не только выросла количественно (активы
за последние четыре с половиной года увеличились более чем в четверо), но и
преобразилась качественно. Банковский сектор, наконец, стал выполнять функцию
финансового посредника между капиталоизбыточными и капиталонедостаточными
секторами хозяйства.
Развитие элементов новой банковской системы происходит одновременно с
деятельностью существующей. К элементам «новой» банковской системы можно
отнести:
- крупные государственные и отраслевые, тяготеющие к универсальности,
банки;
- дочерние банки и филиалы иностранных банков;
- региональные банки (многие из которых имеют в капитале долю,
принадлежащую ЕБРР и другим международным институтам, и, таким образом, имеющие
допуск к иностранным ресурсам и технологиям), призванные временно закрывать
нишу обеспечения местных рынков банковскими услугами.
Эти три группы банков играют все большую роль на рынке банковских услуг.
Так, население и организации предпочитают хранить свободные средства в
государственных или иностранных банках; кредиты выгоднее получать в этих же
банках; подавляющее большинство компаний, представляющих крупный бизнес, как
правило, поддерживают кредитные отношения с иностранными финансовыми
институтами и крупнейшими российскими банками; рынок потребительского кредитования
физических лиц, осуществляемого в рамках различных программ, также сформирован
ограниченным кругом тех же крупных иностранных или отечественных банков.
Кризис на международных финансовых рынках, негативно отразился на
российской банковской системе. Основная опасность для банков заключается в
слишком тесной и порой - принудительной связи госбанков и госпредприятий.
Угроза банковского кризиса в течение следующих трех-четырех лет является одной
из очень серьезных для российской экономики. Кроме рисков, связанных с
неблагоприятной мировой конъюнктурой сырьевых товаров, возрастают риски,
связанные с предоставлением крупных кредитов государственными банками крупным
государственным компаниям. Для поддержки российской банковской системы в период
финансового кризиса правительством приняты следующие меры: во-первых,
российским банкам будут предоставлены субординированные кредиты (важнейшая
особенность таких кредитов - выплата основной суммы долга происходит одним
платежом по окончании срока действия договора) на срок не менее пяти лет.
Из общей суммы 950 млрд. рублей до 500 млрд. рублей получит Сбербанк, до
200 млрд. рублей -ВТБ, Россельхозбанку достанется до 25 млрд. рублей.
Оставшиеся 225 млрд. рублей смогут получить прочие российские банки - при
условии, что сумма кредита не будет превышать 15% уставного капитала банка, а
владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль
государственных. Во-вторых, правительство России намерено в ближайшее время
упростить порядок взыскания обеспеченной залогом задолженности.
Таким образом, численность действующих кредитных организаций продолжает
сокращаться, существенную роль в этом процессе сыграл вывод с рынка банковских
услуг кредитных организаций, не выполняющих требования Федерального закона «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма».
2.2 Анализ рисков банковского сектора России
Банковская деятельность признаётся коммерческой деятельностью, то есть
той, которая направлена на получение определённой прибыли. Главной,
основополагающей характеристикой всякой предпринимательской деятельности
является рисковый характер.
Нельзя упускать того момента, что Россия в 2011 году планирует вступить в
ВТО (Всемирную торговую организацию). В связи с этим анализ рисков банковского
сектора является актуальным аспектом изучения.
Можно представить следующий перечень финансовых рисков, которым, так или
иначе, подвержены все кредитные организации:
- кредитные риски;
- рыночный риск;
- риск ликвидности;
- риск конкурентоспособности со стороны иностранных банков.
Кредитный риск - риск возникновения у кредитной организации убытков
вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником
финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями
договора.
Уровень кредитного риска российских банков представлен в таблице 3.
Уровень кредитного риска российских банков по-прежнему определяется в первую
очередь качеством кредитов нефинансовым организациям, на долю которых в 2009 году
приходилось 63,2% от общего объема выданных кредитов, в 2010 году 63,4 % от
общего объема выданных кредитов.
В кредитах нефинансовым организациям удельный вес просроченной
задолженности в 2009 году снизился до 1,1 % против 1,3% в 2008 году. В 2010
году вес просроченной задолженности снизился до 0,9 % против 1,1 % в 2009 году.
По рублевым кредитам этот показатель сократился в 2009 году с 1,5% на до 1,3 %,
в 2010 году, а по кредитам с 1,3 % на до 1,1 %. В иностранной валюте уровень
кредитного риска сократился в 2009 году с 0,7 до 0,6 %, соответственно в 2010
году с 0,6 до 0,5 %.
Таблица 3.
Уровень кредитного риска российских банков за 2008 - 2010 гг., %
Показатели
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
|
|
%
|
Абсол. изменение
|
Темп роста, %
|
%
|
Абсол. изменение
|
Темп роста, %
|
Просроченная задолженность,
всего
|
1,3
|
1,1
|
-0,2
|
84,62
|
0,9
|
-0,20
|
81,82
|
Просроченная задолженность
по рублевым кредитам
|
1,5
|
1,3
|
-0,2
|
86,67
|
1,1
|
-0,20
|
84,62
|
Просроченная задолженность
в иностранной валюте
|
0,7
|
0,6
|
85,71
|
0,5
|
-0,10
|
83,33
|
Просроченная задолженность
по кредитам физическим лицам.
|
1,9
|
2,8
|
0,9
|
147,37
|
3,1
|
0,30
|
110,71
|
За рассматриваемый период времени высокими темпами росла просроченная
задолженность по кредитам физическим лицам. Ее удельный вес в общем объеме
данных кредитов увеличился в 2009 году по сравнению с 2008 годом с 1,9 % до 2,6
%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом с 2,8 % до 3,1 %. Основной причиной
нарастания кредитного риска банковского сектора являлись опережающие темпы
роста просроченной задолженности по кредитам физическим лицам по сравнению с
ростом объемов данных кредитов. В то же время темпы прироста просроченной
задолженности снизились. Рыночный риск связан с колебаниями цен на четырех
важнейших экономических рынках: рынке долговых бумаг, рынке акций, валютном и
товарном, то есть рынках, чувствительных к изменению процентных ставок.
В результате значительного роста торговых вложений кредитных организаций
в ценные бумаги (балансовый торговый портфель за 2009 год вырос на 55,1 % по
сравнению с 39,7 % в 2008 году, балансовый торговый портфель за 2010 год вырос
на 41,8%), а также продолжающегося расширения деятельности кредитных
организаций на срочных рынках величина рыночного риска банковского сектора
выросла в 2009 году с 33,1 % до 46,5 %, в 2010 году с 46,5 % до 76,3 %, таблица
4.
Таблица 4.
Структура рыночного риска РФ за 2008 - 2010гг., %
Показатели
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
|
|
Сумма
|
Абсол. изменение
|
Темп роста, %
|
Сумма
|
Абсол. изменение
|
Темп роста, %
|
Величина рыночного риска,
всего
|
33,1
|
46,5
|
13,4
|
140,48
|
76,3
|
29,80
|
164,09
|
Фондовый риск
|
37,8
|
45,2
|
7,4
|
119,58
|
62,8
|
17,60
|
138,94
|
Процентный риск
|
39,8
|
42,9
|
3,1
|
107,79
|
45,2
|
2,3
|
105,36
|
Валютный риск
|
17,4
|
11,9
|
-5,5
|
68,39
|
9,3
|
-2,60
|
78,15
|
Несмотря на то, что на начало 2009 года основу торгового портфеля
составляют долговые обязательства (объем торговых вложений в долговые
обязательства почти семикратно превышает вложения в акции), наибольший удельный
вес в структуре рыночного риска приходился на фондовый риск в 2008 году 37,8 %,
в 2009 году 45,2 %, в 2010 году 62,8 %. Процентный риск составил в 2008 году
39,8 %, в 2009 году 42,9 %, в 2010 году 45,2 %. Наименее значимым видом риска
остается валютный риск, его удельный вес в структуре рыночного риска в 2009
году снизился с 17,4 до 11,9 %, хотя по абсолютному значению величина валютного
риска банковского сектора осталась неизменной. В 2010 году валютный риск
снизился с 11,9 до 9,3 %.
Риск ликвидности активов может быть оценен как сумма потери в стоимости
при реализации активов в тот или иной срок.
В среднем за 2008-2010 гг. показатели ликвидности по банковскому сектору
незначительно снизились: в 2009 году мгновенной ликвидности с 52,6 % в 2008
году до 50,3 %, в 2010 с 50,3 % в 2009 году до 49 %, рисунок 4.
Рис.4. Показатели ликвидности банковского сектора РФ,
в 2008 - 2010 гг., %
Наименьшее значение показателя мгновенной ликвидности
(47,2%) на конец 2009 года сложилось по группе крупных частных банков. Ниже,
чем по банковскому сектору в целом, значение показателя мгновенной ликвидности
было также у группы банков, контролируемых государством (50,4%). Среднее
значение показателя текущей ликвидности 2009 году увеличилось с 78,3 % до 74 %.
Текущая ликвидность в 2010 году увеличилась с 74 % до 82%. Среднее значение
показателя долгосрочной ликвидности в 2009 году увеличилось с 66,1 % до 75,6 %.
Долгосрочная ликвидность в 2010 году увеличилась с 75,6 % до 82 %. Его рост
обусловлен тем, что темп прироста объемов долгосрочного (на срок свыше 1 года)
кредитования превышал темпы прироста обязательств банковского сектора со сроком
востребования свыше 1 года и темпы прироста капитализации банковского сектора.
Риск конкурентоспособности со стороны иностранных банков. Под
конкурентоспособностью коммерческого банка следует понимать комплексный
динамичный показатель сравнительного уровня развития критериев его
деятельности, в том числе конкурентоспособности предоставляемых им услуг,
отражающий, в конечном итоге, эффективность принятия управленческих решений его
руководством.
В течение 2010 года иностранные банки стали активно наращивать свое
присутствие на российском рынке, растет число знаковых сделок по приобретению
ими стратегических пакетов акций в капитале крупнейших российских банков,
одновременно продолжается отток наиболее привлекательных корпоративных заемщиков
на зарубежные финансовые рынки. Возможность открытия резидентами счетов в
иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных
государств, с одной стороны, позволит шире использовать современные банковские
технологии и новые финансовые продукты, а с другой - будет способствовать
повышению культуры банковского дела. Вместе с тем введение трансграничных
банковских услуг потребует от российских банков существенного повышения
конкурентоспособности. Уровни конкурентоспособности в банковской системе
представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Уровни конкурентоспособности в банковской системе РФ
Уровень
|
Объект
|
Микроуровень
|
Вид банковских продуктов и
услуг
|
Качество банковского
продукта, услуги, цены
|
|
Банк в целом
|
Надежность и стабильность
банка
|
Мезоуровень
|
Объединения банков
(ассоциации, холдинги, группы)
|
Устойчивое улучшение
показателей эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов
|
Макроуровень
|
Национальная банковская
система в целом
|
Общее состояние банковской
системы, ее сбалансированность, инвестиционный климат, кредитная политика и
т.п.
|
С ожидаемым вступлением России в ВТО проблема
конкурентоспособности российской банковской системы должна обостриться, это
может означать серьезный риск потери ее независимости. Уже сегодня банки с
иностранным участием за счет конкурентных преимуществ привлекли на обслуживание
подавляющее число зарубежных и отечественных фирм, традиционно ориентирующихся
на сотрудничество с западными банками, а также часть экспортоориентированных
отраслей. Контролируя потоки крупнейших российских производителей (в первую
очередь экспортные), иностранные банки получают контроль над финансовыми
потоками российской экономики уже не только по экспортным, но и по внутренним
платежам.
Дочерние банки иностранных финансовых институтов в
целом обладают рядом преимуществ по сравнению с российскими банками на целом
ряде сегментов рынка (крупный и малый бизнес, потребительское кредитование) не
только из-за более привлекательной стоимости финансовых ресурсов, находящихся в
их распоряжении, но и наличия отработанных технологий по работе с данными
группами клиентов. Вместе с тем, сложная структура управления и наличие
длительной процедуры согласования с головными иностранными банками приводит к
затруднениям в процессе принятия решений и временным потерям, что позволяет
российским банкам в целом быть конкурентоспособными по этим параметрам.
Таким образом, банковская система России не только выросла количественно
(активы за последние четыре с половиной года увеличились более чем в четыре
раза: с 4145 млрд. рублей до 17030 млрд. рублей; кредиты экономике и населению
за аналогичный период - впятеро: с 2148 млрд.рублей до 10827 млрд.рублей), но и
преобразилась качественно. Прирост активов был обеспечен расширением
кредитования нефинансовых организаций и физических лиц. Кредиты,
предоставленные нефинансовым организациям в 2009 году по сравнению с 2008 годом
увеличились на 2088,5 млрд. рублей, темп роста составил 53,9 %. В 2010 году
кредиты, предоставленные нефинансовым организациям по сравнению с 2009 годом
увеличились на 3080,0 млрд. рублей, темп роста составил 51,6 %. Операции по
кредитованию нефинансовых организаций в 2010 году расширили 74% от числа
действующих кредитных организаций. Прибыль действующих кредитных организаций за
2008 год составила 262,1 млрд. рублей, в 2009 год - 371,5 млрд. рублей, в 2010
год - 508,0 млрд. рублей. Темп прироста прибыли банковского сектора за 2008 год
- 47,3%, за 2009 год составил 41,8 %, за 2010 год составил 36,7%.
За рассматриваемый период времени высокими темпами росла просроченная
задолженность по кредитам физическим лицам. Ее удельный вес в общем объеме
данных кредитов увеличился в 2009 году по сравнению с 2008 годом с 1,9 % до 2,6
%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом с 2,8 % до 3,1 %.
Основной причиной нарастания кредитного риска банковского сектора
являлись опережающие темпы роста просроченной задолженности по кредитам
физическим лицам. Банковский сектор, наконец, стал выполнять функцию
финансового посредника между капиталоизбыточными и капиталонедостаточными
секторами хозяйства.
Вместе с тем, в развитии банковской системы РФ наблюдаются проблемы и
диспропорции, основные из которых следующие:
Во-первых, на фоне бурного посткризисного роста всей экономики динамика
банковского сектора незначительна: отношение его суммарных активов к ВВП
увеличилось всего на 8 процентных пунктов: с 32 до 40%.
Во-вторых, наблюдаемый в 2008 - 2010 гг. кредитный бум является
относительным по сравнению с потребностью предприятий в кредитных ресурсах,
особенно в долгосрочных инвестиционных кредитах, четверть рынка которых
обеспечено прямыми трансграничными кредитами иностранных банков.
В-третьих, банковская система продолжает нести серьезные системные риски.
Это, прежде всего, риск ликвидности, порождаемый недостаточным развитием
системы рефинансирования Банка России.
.3 Меры по повышению конкурентоспособности российской
банковской системы
В настоящее время актуальность повышения конкурентоспособности банковской
системы России возрастает в связи с решением задач социального и экономического
развития страны, с вовлечением России в международное сотрудничество при
вступлении в ВТО. Успешное развитие возможно только в условиях функционирования
надежной финансовой системы страны, основой которой должна стать высокая
конкурентоспособность отечественной банковской системы.
С учётом необходимости сохранения политического и экономического
суверенитета России, поставленные задачи по экономическому и социальному
развитию страны могут быть решены только при высоком уровне
конкурентоспособности национальной банковской системы России как «финансового
локомотива» экономики.
Конкурентоспособность банковской системы - это универсальный инструмент и
ключевое звено в решении задачи повышения конкурентоспособности России. От
конкурентоспособности российской банковской системы зависит развитие
национальной промышленности, в том числе, обрабатывающих и высокотехнологичных
отраслей. Современная банковская система позволит решить проблему устаревших
основных фондов российской промышленности. От уровня банковской системы, в том
числе от развития потребительского и ипотечного кредитования, напрямую зависит
благосостояние российских граждан. Кредитование стимулирует активный образ
жизни и прививает ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.
Развитие конкурентоспособной банковской системы - это возможность
вовлечения большего объема средств в легальный оборот, повышения уровня
культуры ведения бизнеса и декриминализации рынка, включения в банковский
оборот средств населения.
Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации должна
способствовать реализации основных направлений совершенствования банковской
системы и укреплению российского банковского сектора. Низкие темпы экономического
роста и макроэкономическая нестабильность требуют от Правительства Российской
Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений,
направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на
основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских
кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора,
усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов
банков.
Приоритетом государственной социально-экономической политики является
обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли
банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства.
Динамика решения задач развития банковского сектора будет в значительной
степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового
климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской
деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования
системы страхования вкладов. Правительство Российской Федерации и Центральный
банк Российской Федерации (Банк России) должны рассмотреть процессы
реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и
укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.
Под реформированием банковского сектора понимается комплекс мер,
последовательно осуществляемых органами государственной власти, Банком России,
кредитными организациями, их учредителями (участниками) и иными
заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного
банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение
потребностей клиентов в качественных банковских услугах.). Вместе с тем остался
нерешенным ряд задач. Банковский сектор в России остается относительно
небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки
вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов,
чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в
полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития
конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур
банкротства и ликвидации кредитных организаций. Основной целью развития
банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение
устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского
сектора. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации
программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу, прежде всего преодолению сырьевой направленности
российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации
конкурентных преимуществ.
Основными задачами развития банковского сектора являются: усиление защиты
интересов вкладчиков и других кредиторов банков; повышение эффективности
осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных
средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций; предотвращение
использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной
коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как
финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности
кредитных организаций; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со
стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Стратегической целью по развитию
банковской системы России необходимо считать задачу эффективного
позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых
рынках. Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации
и Банка России должны сводиться к следующему:
- совершенствование правового обеспечения банковской
деятельности;
- формирование благоприятных условий для участия банков в
финансовом посредничестве;
- повышение эффективности банковского регулирования и
банковского надзора;
- развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в
деятельности кредитных организаций;
- укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и
обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая
банки, контролируемые государством;
- повышение требований к качеству корпоративного управления в
кредитных организациях;
- развитие инфраструктуры банковского
бизнеса.
В сфере правового обеспечения банковской деятельности необходимо в первую
очередь создать правовые условия функционирования кредитных организаций в
соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в документе
Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы
эффективного банковского надзора", в том числе: укрепить права кредиторов,
в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом; обеспечить
совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у
которых отозваны лицензии на совершение банковских операций; укрепить правовые
механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы
коммерческой деятельности в банковской сфере; упростить процедуры слияния и
присоединения кредитных организаций; создать условия для формирования
эффективной системы хранения и использования кредитных историй; продолжить
работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.
По вопросам, относящимся к сфере государственных финансов, Правительство
Российской Федерации должно дополнительно уделить внимание налогообложению
кредитных организаций и принять меры по совершенствованию управления банками, в
капитале которых оно участвует, при соблюдении требований по развитию
конкуренции на рынке банковских услуг.
Развитие банковского сектора и динамика количественных параметров зависят
во многом от темпов развития российской экономики, включая такие ключевые
показатели, как объем валового внутреннего продукта, динамика торгового и
платежного баланса, уровень инфляции, валютный курс, рыночные процентные
ставки, доля наличных и безналичных форм расчетов.
банковская
система конкурентоспособность
Заключение
Банковская система России является одной из самых важных для развития
экономики страны систем и при этом динамично развивается. Это обусловлено тем,
что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во
взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.
Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она
тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более общего
образования, какой служит экономическая система. В банковскую систему
Российской Федерации входят: Банк России, его учреждения, кредитные
организации, включая дочерние банки иностранных и международных банков, их
филиалы и представительства.
Банковская система РФ функционирует на основе следующих принципов:
законность, стабильность и надежность банковской системы, гласность,
самостоятельность и независимость кредитных организаций, сохранность банковской
тайны.
Для совершенствования российской банковской системы требуют своего
решения следующие проблемы:
- реструктуризация всей банковской системы страны с целью
увеличения банковского капитала, повышения качественной базы обслуживания
клиентов;
- рекапитализация банков и принципиальный поворот в из
взаимоотношениях со сферой материального производства, что создаст прочную
экономическую среду для развития банковского бизнеса на здоровой основе;
- повышение внимания банков к ограничению рыночных рисков;
- восстановление доверия к банковской системе всех слоев
населения России.
Реализация этих и других мер позволит восстановить деятельность
банковской системы и создать условия для активизации ее работы с реальным
сектором экономики, повысить ответственность руководителей и собственников
банков за результаты своей деятельности по управлению банком.
Банки являются неотъемлемым элементом современной экономической системы.
Сущность банковского дела состоит в извлечении дохода из распоряжения временно
свободными денежными средствами. Банки являются основой экономики, своеобразной
кровеносной системой экономического общества. Без них не может существовать
современное общество, так, как именно банки, являясь центром через которые
осуществляются платежи, формируют нормальное функционирование предприятий,
проведение платежей и расчетов.
Основные пути совершенствования и развития банковской системы РФ в период
вступления России в ВТО:
. Наращивание ресурсной базы банковской системы.
.Рост рентабельности и повышение капитализации банков.
. Поддержание банковской ликвидности. Рефинансирование и межбанковский
рынок.
. Совершенствование банковского надзора.
Национальная банковская система должна стать важнейшим инструментом
реализации государственной политики ускоренного роста и модернизации экономики,
центральным элементом всей национальной финансовой системы.
Список используемой литературы
1. Федеральный
закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с
последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1990. -№38.-Ст.3542.
. Федеральный
закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002.
-№28.-Ст.2895.
. Бабичева
Ю.А. Российские банки: Проблемы роста и регулирования. / Ю.А. Бабичева - М.:
Экономика, 2008. - 278 с.
. Лаврушина
О.И. Банковское дело: учебник / под ред. О.И.Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и
доп. - М., 2007. - 672 с.
. Горелый
В.И. Банковская система России: Учебное пособие. / В.И. Горелый, П.К. Бондарчук
- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.- 426 с.
. Дробозина
Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Л.А. Дробозина - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007. - 329 с.
. Дробышевский
С.М. Анализ конкуренции в российском банковском секторе. / С.М. Дробышевский,
С.А. Пащенко - М.: ИЭПП, 2008.-138 с.
. Куренков
Ю.В. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. / Ю.В. Куренков - М.:
Международные отношения, 2008.- 158с.
. Нестеров
В.П. Стратегия повышения конкурентоспособности банковской системы России. /
Нестеров В.П. - М.: Ассоциация российских банков, 2008. - 259 с.
. Шенаев
В.Н. Денежная и кредитная система России. / В.Н. Шенаев - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
- 427с.
. Бабаев
С.С. Государственные банки как источники финансовых ресурсов предприятий:
мировой опыт / С.С. Бабаев // Финансы. - 2009. - № 6. - С. 71-73.
. Балимов
Г.Д. Банковский надзор: каким ему быть? / Г.Д. Балимов // Деньги и кредит. -
2008. - № 4. - С. 7-19.
. Безуглова
Н.В. Банковская система России / Н.В. Безуглова // ЭКО. - 2009. - № 9. - С.
93-105.
. Бекетов
Н.В. Проблемы и перспективы развития российской банковской системы / Н.В.
Бекетов. // Финансы и кредит. - 2008. - № 1. - С. 17-38.
. Василешен
Э. Центробанк и коммерческие банки в новой кредитной системе / Э. Василешен
//Российский экономический журнал. - 2007. - №12. - С.18- 26.
. Ершов
М.Б. Банковская система и развитие российской экономики / М.Б. Ершов // Мировая
экономика и международные отношения. - 2008. - № 3. - С.28-34.
. Ефимова
Л.Г. Понятие и структура банковской системы Российской Федерации / Л.Г. Ефимова
// Банковское право. -2007. - № 2. - С. 36 - 42.
. Кондратюк
Е.А. Понятие банковских рисков и их классификация / Е.А. Кондратюк // Деньги и
кредит. - 2007. - № 6. - С.43-50.
. Официальный
сайт Банка России. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru