наличие счета - фактуры поставщика.
С момента выполнения этих условий обязательство бюджета по возмещению суммы НДС фиксируется в учете организации, уплатившей поставщикам налог.
Обязательство, основанием которого является деликт (причинение ущерба), возникает с момента признания обязанности возместить деликтный ущерб либо нанесшим его лицом, либо судом на основании иска лица, которому ущерб был нанесен. При этом сумма обязательства определяется не размерами ущерба, а размером его возмещения. Например, при утрате товарно-материальных ценностей по вине материально ответственного лица, обязательство материально ответственного лица по возмещению ущерба должно быть отражено в учете с момента выражения им согласия на возмещение ущерба либо присуждения его судом.
Наибольший объем обязательств, отражаемых в бухгалтерском учете как дебиторская и кредиторская задолженности, составляют обязательства денежного характера, исполнение которых предполагает перечисление (передачу) должником кредитору определенной суммы денежных средств. Действия сторон денежного обязательства, непосредственно связанные с его исполнением, определяются гражданским законодательством как расчеты.
Существуют два варианта расчетов: наличные, при использовании которых, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, и безналичные, которые выполняются через банки и иные кредитные организации, посредством открытых в них соответствующих счетов. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо. Универсальным кредитно-расчетным средством является вексель, поскольку отпадает необходимость применения в расчетах "живых" денег, устраняются условия для возникновения просроченной дебиторской - кредиторской задолженности.
В бухгалтерском учете обязательства интерпретируются через категорию "расчеты". В Плане счетов для учета состояния и динамики расчетов предприятия, т.е. его дебиторской и кредиторской задолженности, выделяется специальная группа счетов - расчетные счета, или счета учета расчетов. В действующем Плане счетов бухгалтерского учета это раздел VI "Расчеты". Согласно инструкции по применению Плана счетов "счета этого раздела предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов организации с разными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов".
Основной особенностью построения группы счетов расчетов в действующем Плане счетов, которая определяет как методику бухгалтерского учета, так и соответственно возможности анализа бухгалтерской информации по данным отчетности, является отсутствие основания для их классификации. Счета расчетов делятся по трем основаниям:
1) по виду контрагентов, к этой классификационной группе относятся:
счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
счет 75 "Расчеты с учредителями";
счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты";
) по виду расчетов или по характеру обязательств:
счет 68 "Расчеты по налогам и сборам";
счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
) по срокам погашения обязательств (до вступления в силу ПБУ 15/2008):
счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам";
счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
Ведение бухгалтерского учета расчетов необходимо предполагает развернутую систему аналитического учета к соответствующим синтетическим счетам. Основанием для открытия аналитических счетов учета могут быть: предъявленные (выставленные) счета, контрагенты, заключенные договоры, сроки платежей, степень своевременности погашения обязательств, виды поступлений и платежей и т.д.
Основными счетами по учету дебиторской и кредиторской задолженности являются: счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на балансовом счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", предназначенном для обобщения информации об этих расчетах. На этом счете ведется учет расчетов:
- за полученные ТМЦ, выполненные работы и услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы, на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
излишки ТМЦ, выявленные при их приемке;
полученные услуги по перевозкам, а также за все виды услуг связи и др.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты.
Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а учет расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. Кроме того, отдельно учитываются (на субсчетах второго порядка или счетах аналитического учета):
поставщики по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
поставщики по неоплаченным в срок расчетным документам;
поставщики по неотфактурованным поставкам;
поставщики по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
поставщики по просроченным оплатой векселям;
поставщики по полученному коммерческому кредиту и другие.
Главное обстоятельство, связанное как с этим счетом, так и с другими счетами расчетов, состоит в том, что открытые позиции по дебету этого счета не должны сальдироваться с открытыми позициями по его кредиту, т.к. дебиторская задолженность не может автоматически перекрывать кредиторскую.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" корреспондирует со счетами:
по дебету: 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки" и другие;
по кредиту: 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 19 Налог на добавленную стоимость", 20 "Основное производство", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 91 "Прочие доходы и расходы" и другие.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к учету ТМЦ, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. Кроме того, по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражаются суммы начисленного НДС в корреспонденции с дебетом счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", - соответствующим субсчетам.
За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товаров обнаружилась их недостача против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика (после того как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, или арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет 2 "Расчеты по претензиям".
Корреспонденция счетов по принятию к учету ТМЦ (работ, услуг) и счетов:
) Оприходованы на склад материалы, поступившие от поставщиков по договору купли-продажи (основание - накладная):
Дебет 10 "Материалы"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
) Принята на учет сумма НДС по приобретенным материалам (основание - счет-фактура):
Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
) Отражена задолженность поставщикам и подрядчикам за работы и услуги, связанные с приобретением товаров (основание - акт о выполнении работ/оказании услуг)
Дебет 44 "Расходы на продажу"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств (касса, расчетные счета), источников финансирования (кредиты, займы), расчетов (зачет задолженности покупателей, заказчиков). При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Полученные от поставщика товары, выполненные работы, оказанные услуги оплачиваются покупателем на основании выставленного поставщиком счета, счета-фактуры или на основании договора с поставщиком.
Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом.
Корреспонденция счетов по отражению исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками:
) С расчетного счета погашена задолженность перед поставщиком (основание - платежное поручение, выписка банка):
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Кредит 51 "Расчетные счета";
2) С валютного счета перечислены авансы под поставки импортной продукции (выписка банка, расчетно-платежный документ):
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
Кредит 51 "Валютные счета";
) Произведен зачет ранее выданных авансов в погашение задолженности поставщикам и подрядчикам:
Дебет 60 субсчет "Расчеты за поставленные ценности"
Кредит 60 "Расчеты по авансам выданным".
Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на балансовом счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", предназначенном для обобщения информации об этих расчетах.
Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчете плановыми платежами по каждому покупателю и заказчику. Также необходимо обеспечить возможность получения данных:
по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
по покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;
авансам полученным;
векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" корреспондирует со счетами:
по дебету: 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты", 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и другие;
по кредиту: 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 57 " Переводы в пути", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 63 "Резервы по сомнительным долгам", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и другие.
При поступлении денежных средств, сумм выручки и процентов счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. Правила подготовки бухгалтерской отчетности требуют, чтобы дебиторская и кредиторская задолженность отражались в бухгалтерском балансе раздельно: дебиторская задолженность - в активе баланса, а кредиторская - в пассиве. Для этих целей необходимо обособленно отражать на счете 62 задолженность покупателей за реализованные товары, выполненные работы и оказанные услуги от задолженности организации по авансам, полученным в счет предстоящих поставок (выполнения работ, оказания услуг).
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.
Корреспонденция счетов по отражению денежных поступлений от покупателей и заказчиков:
) От покупателей и заказчиков на расчетный счет поступили авансы (основание - выписка банка, платежное поручение):
Дебет 51 "Расчетные счета"
Кредит 62 субсчет "Авансы полученные";
) На валютный счет организации поступила оплата векселя, реализованного иностранному покупателю (основание - акт приема-выдачи векселя, выписка банка, расчетно-платежный документ):
Дебет 52 "Валютные счета"
Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
) Получено документальное извещение о денежном переводе от покупателей (основание - копии платежно-расчетных документов):
Дебет 57 "Переводы в пути"
Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
При реализации товаров, работ, услуг и возврате авансов (предоплат) счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.
Корреспонденция счетов по отражению расчетов с покупателями и заказчиками после предъявления расчетных документов:
) Начислена выручка от реализации продукции, работ, услуг (основание - товарная накладная, акт о приемке выполненных работ):
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит 90 "Продажи";
) Начислена выручка от реализации основных средств и прочих внеоборотных активов (основание - накладные, счета, выставленные покупателям и заказчикам):
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит 91 "Прочие доходы и расходы";
) С расчетного счета организации покупателям перечислена излишне полученная с них сумма:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит 51 "Расчетные счета"
Помимо расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками и др. организациям приходится вести учет расчетов с разными организациями по различным операциям некоммерческого характера (учебные заведения, научные организации и др.); по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по депонированным суммам заработной платы, премий и других аналогичных выплат; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др. Указанные операции не имеют прямого отношения к процессу производства и относятся к операциям вспомогательного или общехозяйственного характера, их учет осуществляется на активно-пассивном счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
К счету 76 могут открываться следующие субсчета:
-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию";
-2 "Расчеты по претензиям";
-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам";
-4 "Расчеты по депонированным суммам" и другие.
На субсчете 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.
Исчисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета 76 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей. Перечисление сумм страховых платежей страховым организациям отражается по дебету счета 76 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. В дебет 76 счета списываются потери по страховым случаям (уничтожение и порча производственных запасов) с кредита счетов учета производственных запасов, основных средств и др. По дебету счета 76 отражается сумма страхового возмещения, причитающаяся по договору страхования работника организации в корреспонденции со счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Суммы страховых возмещений, полученных организацией от страховых организаций в соответствии с договорами страхования отражаются по дебету счетов учета денежных средств. Не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списываются с кредита счета 76 на счет 99 "Прибыли и убытки".
Аналитический учет ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.
На субсчете 76-2 "Расчеты по претензиям" отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.
Счет 76 дебетуется на суммы предъявленных претензий к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям - в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или со счетами учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат; к кредитным организациям - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов; по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы".
Счет 76 кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонднции со счетами учета денежных средств.
Аналитический учет ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.
Субсчет 76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам" используется для расчетов по причитающимся организациям дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76 и кредиту счета 91. Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов и кредиту счета 76.
Поскольку каждая организация отражает суммы дебиторской и кредиторской задолженности самостоятельно на основании имеющихся документов, возможно возникновение расхождений в данных о взаимной задолженности, отраженных в бухгалтерском учете организаций-партнеров. Для выявления таких расхождений и выяснения их причин производиться сверка взаимной задолженности, которая оформляется соответствующим актом. В обязательном порядке сверки с контрагентами производятся по окончании отчетного года. Наряду с регистрами учета и другими документами, обосновывающими суммы задолженности, акты сверки с контрагентами являются основанием для составления Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17).
Инвентаризация расчетов проводится по приказу руководителя. Периодичность инвентаризации определяется в учетной политике организации. Обязательна инвентаризация перед составлением годовой отчетности и в иных случаях, перечисленных в п. 2 ст. 12 Закона о бухучете.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности...
При составлении акта указывается, какая сумма задолженности подтверждена дебиторами, какая - не подтверждена, а также выделяется задолженность с истекшим сроком исковой давности. После оформления акта составляется письменное обоснование для предстоящего списания дебиторской задолженности. На его основе руководитель издает приказ о списании безнадежного долга. И только после этого бухгалтер оформляет списание в балансе.
В практической деятельности возникают ситуации, когда задолженность организаций друг перед другом по договорным обязательствам погашается несвоевременно или вообще не погашается. В этом случае организации должны руководствоваться общим сроком исковой давности, установленным частью первой Гражданского кодекса РФ.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Гражданский кодекс РФ устанавливает общий срок исковой давности - 3 года. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Другими словами, отсчет срока исковой давности начинается не с момента возникновения задолженности, а с момента просрочки долга, который определяется исходя из условий договора.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен в договоре либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.
Организации могут создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Формирование резервов по сомнительным долгам должно быть предусмотрено учетной политикой организации.
Сомнительный долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленный договором срок и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Основание для формирования резерва - результаты инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последний день отчетного (налогового) периода. Резерв сомнительных долгов создается в течение отчетного года. С этой целью проводится инвентаризация дебиторской задолженности. Установленная сумма сомнительного долга по расчетам с дебиторами резервируется в течение отчетного года за счет уменьшения прибыли. Размер резерва определяется отдельно по каждому долгу с учетом платеже-способности должника и оценки вероятности погашения. При этом сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Резерв может быть использован только для покрытия убытков от безнадежных долгов (истек установленный срок исковой давности или обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации). Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к финансовым результатам при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года. Также неиспользованная сумма резерва о отчетном периоде может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период.
Учет резервов по сомнительным долгам ведется на пассивном счете 63 "Резервы по сомнительным долгам".
Аналитический учет по счету 63 ведется по каждому созданному резерву.
На сумму созданного резерва в учете делается запись:
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы"
Кредит 63 "Резервы по сомнительным долгам"
Списана дебиторская задолженность покупателей за счет средств резервов по сомнительным долгам:
Дебет 63 "Резервы по сомнительным долгам"
Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.
Для целей бухгалтерского учета суммы дебиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности, относятся к внереализационным расходам.
В соответствии с ПБУ 10/99 дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, включается в расходы организации в сумме, в которой эта задолженность отражена в бухгалтерском учете организации.
Списание дебиторской задолженности отражается в учете записями:
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 91-2 "Прочие расходы"
Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" или
"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации. Для целей бухгалтерского учета суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, относятся к внереализационным доходам.
В соответствии с ПБУ 9/99 кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, включается в доход организации в сумме, в которой эта задолженность отражена в бухгалтерском учете организации.
Списание кредиторской задолженности отражается в учете записями:
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или
"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
Кредит 91"Прочие доходы и расходы" субсчет 91-1 "Прочие доходы".
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием дебиторской задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Данная операция отражается по дебету забалансового счета 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов". Суммы, поступившие в порядке взыскания ранее списанной в убыток дебиторской задолженности, отражаются в учете:
Дебет 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета"
Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 91-1 "Прочие доходы"
При этом на указанные суммы кредитуется счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".
Кардинальное различие дебиторской задолженности от кредиторской состоит в том, что дебиторская задолженность - это актив: полученные в настоящий момент деньги или товарно-материальные ценности, а кредиторская задолженность - это пассив: источники полученных и неоплаченных в настоящий момент товарно-материальных ценностей, денежных средств и услуг. Этого различие отражено в отчетности.
Информация о дебиторской и кредиторской задолженности в отчетности представлена в форме №1 "Бухгалтерский баланс" по видам задолженности. Дебиторская задолженность отражается в активе баланса, а кредиторская задолженность фиксируется в пассиве.
В бухгалтерском балансе кредиторская и дебиторская задолженность по хозяйственным договорам отражается по их видам (статьям баланса).
При погашении кредиторской задолженности уменьшается валюта баланса с одновременным уменьшением суммы задолженности и размера имущества организации. При погашении дебиторской задолженности валюта баланса остается неизменной, поскольку меняется только вид имущества в активе баланса.
В Актива баланса в разделе II группа статей "Дебиторская задолженность" содержит данные о дебиторской задолженности. В том числе:
по статье "Покупатели и заказчики" отражается числящаяся на отчетную дату в бухгалтерском учете задолженность покупателей и заказчиков;
по статье "Векселя к получению" отражается числящаяся в бухгалтерском учете задолженность покупателей и заказчиков и других дебиторов по проданным им товарам, продукции, выполненным работам и оказанным услугам, обеспеченная векселями;
по статье "Задолженность дочерних и зависимых обществ" отражаются числящиеся на отчетную дату в бухгалтерском учете данные организации по текущим операциям с ее дочерними (зависимыми) обществами (межбалансовые расчеты).
по статье "Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал" указывается задолженность учредителей (участников) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации.
по статье "Авансы выданные" показывается сумма уплаченных другим организациям и гражданам авансов по предстоящим расчетам в соответствии с условиями договоров.
по статье "Прочие дебиторы" отражается задолженность, включая переплату по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды, задолженность работников организации по предоставленным им займам за счет средств этой организации, по возмещению материального ущерба организации, а также показывается задолженность за подотчетными лицами, задолженность по расчетам с поставщиками по недостачам товарно-материальных ценностей, обнаруженных при приемке.
В Пассиве баланса в разделе V "Краткосрочные обязательства" содержится информация, характеризующая отдельные виды кредиторской задолженности. В том числе:
по статье "Поставщики и подрядчики" показывается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, выданные работы, оказанные организации услуги;
по статье "Векселя к уплате" указывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам, которым организация выдала в обеспечение их поставок, работ, услуг векселя;
по статье "Задолженность перед персоналом организации" отражается начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда;
по статье "Задолженность перед государственными внебюджетными фондами" отражается сумма задолженности по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организации;
по статье "Задолженность перед бюджетом" показывается задолженность организации по расчетам с бюджетом по налогам, сборам, включая подоходный налог с работников;
по статье "Авансы полученные" указывается сумма полученных от сторонних организаций авансов по предстоящим расчетам по заключенным договорам;
по статье "Прочие кредиторы" показывается задолженность организации по расчетам, данные о которых не отражены по другим статьям группы "Кредиторская задолженность".
Сведения о списанной в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов отражаются в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.
Сведения о движении дебиторской и кредиторской задолженности (остаток на начало отчетного года, возникновение обязательств, их погашение и остаток на конец года) содержится в форме № 5 отчетности "Приложение к бухгалтерскому балансу". В разделе "Дебиторская и кредиторская задолженность" отражаются данные о дебиторской и кредиторской задолженности организации, учитываемой на счетах учета расчетов.
По строкам, характеризующим данные о просроченной задолженности, отражаются показатели о задолженности, по которой истекли предусмотренные в договорах сроки погашения задолженности. При этом обособленно выделяется задолженность, числящаяся в бухгалтерском учете как просроченная свыше трех месяцев до отчетной даты.
В справках к разделу "Дебиторская и кредиторская задолженность" отражаются данные о движении векселей выданных (полученных), в том числе просроченных.
Глава 2. Организация учета и отражение в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ООО "Фирма "ЗИМ"
2.1 Краткая характеристика ООО "Фирма "ЗИМ"
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "ЗИМ" зарегистрировано 30 октября 2006 года за Основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 5067847489892 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт - Петербургу (см. Приложение 1).
Владельцем ООО "Фирма "ЗИМ" является ее Генеральный директор - Зиновьев Михаил Георгиевич, которому принадлежит 100% Уставного капитала (см. Приложение 2).
Основным видом деятельности ООО "Фирма "ЗИМ" является оптовая торговля. Фирма ведет свою деятельность по двум направлениям, а именно:
1)торговля абразивными материалами и инструментом;
2)торговля антикражевым оборудованием и расходными материалами, оказание услуг по монтажу и установке оборудования, дальнейшее его обслуживание.
ООО "Фирма "ЗИМ" имеет филиал в Москве, который занимается продажей антикражевого оборудования и расходных материалов к нему, а также оказывает услуги по монтажу, установке и обслуживанию этого оборудования.
Численность работающих в целом по фирме 18 человек.
Во главе фирмы - Генеральный директор. Головным подразделением помогает управлять заместитель генерального директора, а Московским подразделением управляет директор филиала, который подчиняется непосредственно генеральному директору.
Направлением по продаже абразивными материалами и инструментом руководит начальник отдела, под руководством которого работают два менеджера и заведующий складом. В обязанности начальника отдела входит ценообразование, формирование заказов для обеспечения бесперебойного и результативного процесса продажи товаров, позволяющего своевременно выполнять заявки покупателей, которые принимают и обрабатывают менеджеры. На основании этих заявок формируются заказы оптовых партий товаров у нашего основного поставщика абразивных материалов ООО "Холдинговая компания "Посвящение", который сотрудничает непосредственно с Лужским абразивным заводом. Закупкой и продажей инструмента занимается отдельный менеджер под контролем начальник отдела. Также начальник отдела обязан составлять ежемесячный отчет по результатам работы направления для генерального директора фирмы.
В головном подразделении под руководством начальника отдела антикражевого оборудования работают: городской и региональный менеджеры, диспетчер-координатор, а также два инженера, которые осуществляют установку и обслуживание антикражевых систем. Руководитель этого отдела обязан контролировать и участвовать в процессе закупки товаров для крупных покупателей, при необходимости проверять на месте установки оборудования качество проведенных инженерами работ, следить за своевременным исполнением заявок на обслуживание установленных систем, а также по результатам работы отдела за каждый месяц составлять отчет для генерального директора фирмы.
В Московском филиале, кроме директора филиала трудятся один менеджер и один инженер. Директор филиала несет полную ответственность перед генеральным директором фирмы за результаты деятельности филиала и подчиняется непосредственно ему.
Бухгалтерия находится в головном отделении фирмы и состоит из Главного бухгалтера и второго бухгалтера, участвующего в составлении отчетности по фирме, и при необходимости заменяющего Главного бухгалтера. Бухгалтерский учет деятельности филиала ведется бухгалтерами головного подразделения.
Организацией бухгалтерского учета в ООО "Фирма "ЗИМ" является система условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов. Основные элементы организации бухгалтерского учета в ООО "Фирма "ЗИМ" - это первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
В ООО "Фирма "ЗИМ" применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета, ориентированная на ввод и обработку информации, представленной в первичных документах с использованием средств вычислительной техники. На автоматизированном рабочем месте (АРМ) Главного бухгалтера установлена сетевая версия программы "1-С: Предприятие", которая включает в себя компоненты: "1-С: Бухгалтерия" и "1-С: Зарплата и Кадры". Одновременно в этих программах работают: второй бухгалтер и сотрудник отдела кадров.
Отдельно на сервере установлена сетевая версия программы "1-С: Торговля и склад", доступ к которой имеют все сотрудники фирмы, связанные с созданием документов и обработкой учетной информации. В ООО "Фирма "ЗИМ" созданием первичных документов по поступлению и реализации товаров, а также оказанию услуг по обслуживанию систем занимаются менеджеры соответствующих отделов. В Московском филиале также установлена версия программы "1-С: Торговля и склад", в которой ведется первичный учет деятельности филиала его сотрудниками. Ежемесячно информация из "1-С: Торговля и склад" и "1-С: Зарплата и кадры" выгружается в "1-С: Бухгалтерия", в которой бухгалтерами ООО "Фирма "ЗИМ" производится дальнейшая обработка поступившей учетной информации, составление учетных регистров и формирование отчетности.
.2 Организация учета обязательств на предприятии ООО "Фирма "ЗИМ"
Поскольку, оптовая торговля - это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием, то ООО "Фирма "ЗИМ" как предприятие оптовой торговли реализует товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи или использующими приобретенный товар для промежуточного потребления, т.е. для осуществления их предпринимательской (профессиональной) деятельности при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).
Приказом об учетной политике организации ООО "Фирма "ЗИМ" в целях бухгалтерского учета на 2008 год, утвержденной 29 декабря 2007 года (см. Приложение 3), в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ", утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н и других положений по бухгалтерскому учету установлено, что ООО "Фирма "ЗИМ":
при ведении бухгалтерского учета применяет стандартный План счетов бухгалтерского учета, унифицированные формы первичных документов;
использует оборотно-сальдовую технологию обработки учетной информации;
в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств 1 раз в год в срок до 31 декабря текущего года;
не создает за счет финансовых результатов предприятия резерв сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и учреждениями;
денежные средства на хозяйственные нужды выдаются под отчет сроком на 1 месяц;
выручка для целей бухгалтерского учета определяется по методу начисления, т.е. по мере выставления отгрузочных документов и перехода права собственности.
Приказом об учетной политике организации ООО "Фирма "ЗИМ" в целях налогообложения на 2008 год, утвержденной 29 декабря 2007 года, в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ установлено:
датой возникновения обязанности по уплате НДС считается наиболее ранняя: либо день отгрузки, либо день оплаты товаров (работ, услуг), а уплата НДС производиться ежеквартально, по мере превышения суммы выручки налога ежемесячно;
авансовые платежи налога на прибыль осуществляются ежеквартально по итогам отчетного периода, при превышении суммы выручки налога ежемесячно.
Отношения, возникающие у ООО "Фирма "ЗИМ" как у оптовой торговой организации с покупателями, а также как у покупателя с поставщиками при закупке товарно-материальных ценностей, оформляются договором купли-продажи, поставки, а также договором об оказании услуг.
ООО "Фирма "ЗИМ" закупает для перепродажи у ООО "Холдинговая компания "Посвящение" абразивные материалы и инструмент по Договору купли-продажи № 35 от 01 марта 2007г. (см. Приложение ). Настоящим договором установлен предмет договора, а именно абразивный инструмент и другие товары согласно заказам, который продавец - ООО "Холдинговая компания "Посвящение" обязуется продавать, а покупатель - ООО "Фирма "ЗИМ" обязуется принимать и своевременно производить оплату, в том числе банковским переводом. Договором также установлен порядок поставок и расчетов за товар. ООО "Холдинговая компания "Посвящение" отгружает товар ООО "Фирма "ЗИМ" по накладным на основании заявок. Моментом оплаты считается дата поступления денежных средств в банк на расчетный счет продавца, а право собственности на товар переходит от ООО "Холдинговая компания "Посвящение" к ООО "Фирма "ЗИМ" с момента загрузки транспортного средства. Основанием расчетов между сторонами служат счета-фактуры. В разделе об ответственности сторон настоящего договора в целях контроля дебиторской и кредиторской задолженности, содержится соглашение об обязательной сверке расчетов между сторонами договора с указанием даты представления актов сверки и о применении штрафа в случае уклонения от их оформления.
Как видно из договора расчеты между сторонами осуществляются на условиях коммерческого кредита в виде предоплаты за отгружаемый товар.
ООО "Фирма "ЗИМ" поставляет антикражевое оборудование и расходные материалы к нему сети продовольственных магазинов ООО "ТД Интерторг" на основании заключенного между ними Договора поставки № 07-19а от 02 августа 2007 года (см. Приложение ). Настоящим договором помимо прочих существенных условий установлено, что товар, указанный в спецификации поставляется поставщиком, т.е. ООО "Фирма "ЗИМ" в соответствии с переданными ему заказами от покупателя - ООО "ТД Интерторг" вместе с оформленными на товар документами. В разделе о цене товара и порядке расчетов настоящего договора указано, что обязательство по оплате товара возникает с даты поставки товара и считается выполненным надлежащим образом с даты списания денежных средств с расчетного счета ООО "ТД Интерторг". Данный раздел договора также содержит обязательство сторон об осуществлении сверки расчетов с указанием даты предоставления и подтверждения актов сверки. Договором определена система штрафов за нарушение сроков и условий настоящего договора в целях контроля дебиторской и кредиторской задолженности.
Как видно из договора расчеты между сторонами осуществляются на условиях коммерческого кредита.
ООО "Фирма "ЗИМ" осуществляет техническое обслуживание и ремонт антикражевого оборудования, которое берет на себя после продажи и установки этого оборудования на основании заключенного Договора на техническое обслуживание. Такой договор был заключен и с ООО "ТД Интерторг" № 07-01 от 01 ноября 2007 года (см. Приложение ). Настоящим договором установлено, кроме прочих существенных условий, что оплата Заказчиком - ООО "ТД Интерторг" работ Исполнителя по техническому обслуживанию и ремонту оборудования - ООО "Фирма "ЗИМ" производиться по выставленному Исполнителем счету путем банковского перевода средств на расчетный счет Исполнителя, в срок не позднее 5 дней после получения счета.
2.3 Порядок отражения дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности предприятия ООО "Фирма "ЗИМ"
Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности ООО "Фирма "ЗИМ" на 31 декабря 2008 года отражены в форме №1 бухгалтерской отчетности "Бухгалтерский баланс", составленной в соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (см. Приложение ). Бухгалтерский баланс ООО "Фирма "ЗИМ" утвержден 27.03.2009 г.
В разделе II "Оборотные активы" Актива баланса по группе статей "Дебиторская задолженность" в строке 240 отражена дебиторской задолженность ООО "Фирма "ЗИМ" на начало отчетного 2008 года в сумме 1014 тысяч рублей и на конец отчетного периода - 31 декабря 2008г. в сумме 1894 тысяч рублей.
В строке 241 по статье "Покупатели и заказчики" группы статей "Дебиторская задолженность" отражена числящаяся на отчетную дату в бухгалтерском учете дебиторская задолженность покупателей и заказчиков ООО "Фирма "ЗИМ" в соответствии с условиями договоров за проданные им товары, выполненные работы и оказанные услуги в сумме 354 тысячи рублей на начало отчетного 2008 года и в сумме 1316 тысяч рублей на конец отчетного периода, т.е. на конец 2008 года.
В Пассиве баланса в разделе V "Краткосрочные обязательства" в строке 620 по группе статей "Кредиторская задолженность" отражена общая сумма кредиторской задолженности ООО "Фирма "ЗИМ" на начало отчетного 2008 года в сумме 2256 тысяч рублей и в сумме 6344 тысяч рублей на конец отчетного 2008 года. В том числе:
по статье "Поставщики и подрядчики" в строке 621 отражена сумма задолженности ООО "Фирма "ЗИМ" поставщикам и подрядчикам за поступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги в размере 1300 тысяч рублей на начало отчетного года и в размере 5793 тысяч рублей на конец отчетного 2008 года;
по статье "Задолженность перед персоналом организации" в строке 622 отражена сумма задолженности ООО "Фирма "ЗИМ" своим работникам по начисленной, но еще не выплаченной заработной плате в сумме 52 тысячи рублей на начало отчетного года и в сумме 145 тысяч рублей на конец отчетного периода;
по статье "Задолженность перед государственными внебюджетными фондами" в строке 623 отражена сумма задолженности ООО "Фирма "ЗИМ" по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организации в размере 13 тысяч рублей на начало отчетного года и 45 тысяч рублей на конец отчетного 2008 года;
по статье "Задолженность по налогам и сборам" строка 624 показана задолженность ООО "Фирма "ЗИМ" по расчетам с бюджетом по налогам и сборам, включая подоходный налог с работников, на начало отчетного года в сумме 110 тысяч рублей и на конец отчетного периода в сумме 51 тысяча рублей;
по статье "Прочие кредиторы" в строке 625 отражена задолженность организации по расчетам, данные о которых не отражены по другим статьям группы "Кредиторская задолженность". На начало отчетного 2008 года сумма задолженности по данной статье составила 781 тысячу рублей, а на конец отчетного 2008 года - 310 тысяч рублей.
Список использованной литературы
. Гражданский кодекс РФ
. Налоговый кодекс РФ
. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ
. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н)
. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н)
. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 (утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н)
. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н)
. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, в ред. от 27.11.2006)
. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н в ред. от 27.11.2006)
. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н)
. Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ20/03 (утв. приказом Минфина РФ от 24.11.2003 №105н)
. Положение Центрального Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03.10.2002 № 2-П (в ред. от 22.01.2008)
. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49)
. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н)
. Письмо Минфина РФ от 31.10.94 г. №142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги" (в ред. письма Минфина РФ от 16.07.96 № 62)
. Агафонова М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле. - М.: Бератор-Прис, 2003 - 504с.
. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие, под редакцией О.В. Ефимовой и М.В. Мельник - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Омега-Л, 2007-451с.
. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Издание 6-е, переработанное и дополненное.- Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005 - 960 с.
. Бухгалтерский учет в торговле: Учебное пособие/Под ред. М.И.Баканова - 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006 - 624с.
. Бухгалтерский учет (на предприятиях торговли и общественного питания): Учебное пособие. - М.: Издательский дом Деловая литература, 2003 - 576 с.
. Бухгалтерский учет: учебник / Ю.А.Бабаев и др. под редакцией Ю.А.Бабаева - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006 - 392 c.
. Бухгалтерский учет / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова.- 4-е изд., перераб.и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007 - 858 с.
. Бухгалтерский учет: учебник / Ю.А.Бабаев, И.П. Комисарова, В.А. Бородин; Под ред. проф. Ю.А.Бабаева, проф. И.П. Комисаровой.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 - 527 с.
. Бухгалтерский учет: Учебник / А.С.Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; Под ред. П.С. Безруких.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Бухгалтерский учет, 2002 - 719 с.
. Бухгалтерский учет: просто о сложном.Самоучитель по формуле "три в одном"/Под ред. Г.Ю. Касьяновой (3-е изд.)- М.: ИД"Аргумент", 2007-696 с.
. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: учеб.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005 - 672 с.
. Домбровская Е.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. - М.; ИНФРА-М, 2007 - 279 с.
. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие.- М.: Издательский дом "Социальные отношения", 2007- 512 с.
. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет в торговле. Типовые хозяйственные операции и ситуации / В.Я.Кожинов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство "Экзамен", 2006 - 589с.
. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007 - 592 с.
. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян - 6-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2007 - 224 с.
. Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации: Учеб. пособие - М.: Издательство "Бухгалтерский учет", 2007 - 384 с.
. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007 - 512 с.
. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: учебно-практическое пособие, 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Омега-Л, 2006 - 794 с.
. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник, изд. 2-е, дополн. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2007 - 384 с.
. Швецкая В.М., Головко Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007 - 512 с.