Исследование деятельности предприятия
Содержание
1. Введение
2. Структура предприятия
2.1 Общие сведения об организации
2.2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "МЭФЗ" за 2008-2010 гг
.3 Миссия предприятия и задачи маркетинга на 2011 г.
.4 Анализ рынков сбыта и продвижения товара
.5 Контроль и качество продукции на предприятии
. Анализ организационно-управленческой структуры ОАО "МЭФЗ"
3.1 Предложения по совершенствование организационной структуры на предприятии ОАО "МЭФЗ"
. Заключение
. Список использованной литературы
. Приложения
. Введение
Практика студентов является обязательным компонентом высшего образования и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по углубленному закреплению теоретических знаний, освоению профессиональных и творческих исполнительных навыков.
Производственная (организационно-экономическая) практика проводится в соответствии с учебным планом и является важнейшей составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов.
Основной целью практики является овладение студентами практическими навыками и умениями, как средствами подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности "Экономика и управление на предприятии".
Основными задачами практики являются:
сбор, систематизация, обработка и анализ информации о деятельности организации (предприятия);
изучение технологии и организации производства на предприятии;
изучение организации планирования и управления на предприятии;
изучение функций экономических служб предприятия;
личное участие в выполнении практического задания организации (предприятия), в котором проходит практика.
Основным источником информации об организации на которой проходит практика, являются плановые и отчетные документы, нормативно-справочные материалы, должностные инструкции, директивные указания вышестоящих министерств и ведомств, статистическая и бухгалтерская отчетность, бизнес-план предприятия и другая документация.
По окончанию практики студент составляет письменный отчет, который должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе, краткое описание деятельности организации (предприятии), его основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, а также индивидуальное задание на тему, выданную преподавателем - руководителем практики от института, а именно: "Организационная структура управления предприятием".
В ходе рассмотрения и написания темы индивидуального задания должна быть проанализирована орг. структура на базе предприятия на котором проходит практика - ОАО "Минский экспериментально-фурнитурный завод" и должно быть внесено предложение по совершенствованию организационной структуры управления на рассматриваемом предприятии.
2. Структура предприятия
2.1 Общие сведения об организации
ОАО "Минский экспериментально-фурнитурный завод" специализируется на выпуске металлической и пластмассовой фурнитуры и пластмассовой спиральной застежки-молнии для обуви, кожгалантерейных, швейных и трикотажных изделий, как в массовом производстве, так и по индивидуальным заказам потребителей.
Предприятие, основанное в 1928 году, прошло долгий путь развития от кустарной артели до большого промышленного предприятия, обеспечивающего и фурнитурой и застежкой-молнией практически все предприятия легкой промышленности республики.
В настоящее время завод является акционерным предприятием, членом государственного концерна "Беллегпром". Генеральный директор предприятия нанимается наблюдательным советом общества по согласованию с Администрацией Советского района и ГК "Беллегпром", права и обязанности которого по управлению производственно-хозяйственной деятельностью предприятия регламентируются Уставом Общества.
ОАО "МЭФЗ" - юридическое лицо, имеющее печать со своим наименованием, самостоятельный баланс и расчетный счет. Предприятие находится в центре города, располагает парковкой для автомобильного транспорта и железнодорожной связью со всеми городами республики и других стран.
Основными потребителями продукции завода являются предприятия легкой промышленности и торговые организации республики, которым поставляется около 70% произведенной продукции.
Основные виды продукции, выпускаемые предприятием:
застежка-молния пластмассовая различного назначения;
фурнитура металлическая и пластмассовая в широком ассортименте;
торговое и различное нестандартное оборудование по эскизам заказчиков.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности завода показывает, что позитивными сторонами производства являются:
-устойчивое положение предприятия на товарном рынке республики в части производства застежки-молнии и фурнитуры;
-установившиеся долгосрочные связи с поставщиками сырья и материалов и потребителями готовой продукции;
наличие широкого спектра различного оборудования и квалифицированных кадров;
наличие производственных площадей для развития производства;
собственная инструментальная база;
развитая транспортная сеть.
Слабые стороны производства:
устаревшее оборудование;
сезонность спроса на продукцию и др.
2.2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "МЭФЗ" за 2008-2010 гг.
Таблица 1 - Основные показатели деятельности предприятия
№ п/пПоказателиЕдиница измеренияГоды, предшествующие прогнозируемому200820092010 1Объем производства промышленной продукции в фактических ценахмлн. руб.4313471159462Индексы объемов производства в сопоставимых ценах%100,2101,7111,03Объем производства в натуральном выражении по застежке-молниит.п.м.223817722091индексы к предыдущему году%88,579,2118,04Использование производственных мощностей (по основным видам продукции):хххЗастежка-молния%49,739,446,5Фурнитура%8288885Среднесписочная численность работающихчеловек258234228в том числе ПППчеловек2582342286Затраты на произведенную продукцию, всегомлн. руб.347845155060в том числе:хххматериальные затраты-"-139018982080расходы на оплату труда-"-123715311780отчисления от средств на оплату труда-"-454568619амортизация основных средств и нематериальных активов-"-178184250прочие затраты-"-2193343316.1Из затрат на производство:хххусловно-постоянные%57,358,859,7условно-переменные-"-42,741,240,37Себестоимость реализованной продукциимлн. руб.3391400550008Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных ценах (без НДС и налогов и сборов из выручки)млн. руб.3980496056008.1Из общего объема реализации - выручка в СКВтыс. долл.5738719708.2Удельный вес в общем объеме выручки неденежных средств%46,743,745,29Удельный вес реализованной продукции (в стоимостном выражении) по рынкам сбыта:ххх- внутренний рынок%85,377,780,8- в страны СНГ%14,222,119,2- в страны вне СНГ%0,50,30,010Налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без подоходного налога), всегомлн. руб.11401331135011Чистая прибыль ( + ), убыток (-)млн. руб5119330812Рентабельность реализованной продуции (работ, услуг) (прибыль от реализации/затраты на реализацию)%5,812,31213Рентабельность продаж (прибыль от реализации/выручка от реализации)%5,59,39,814Коэффициент текущей ликвидностикоэф.0,9221,5961,915Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствамикоэф.-0,085-0,0030,216Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активамикоэф0,2410,2780,2517Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активамикоэф.0,130,110,0218Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (средние остатки оборотных активов за отчетный период)коэф.1,781,771,5719Продолжительность 1 оборота оборотных средств дней20220322920Доля чистого оборотного капитала в активах %--0,8721Удельный вес краткосрочных обязательств в выручке от реализации продукции%61,342,541,522Удельный вес долгосрочных обязательств в выручке от реализации продукции%-25,522,3
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "МЭФЗ" за 3 года, предшествующие планируемому, представлены в таблице 1. На основании анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2008 - 2010 гг. выявлены основные причины, не позволившие предприятию выйти на стабильную работу, среди них:
несоответствие численности персонала, технологической структуры предприятия и объемов выпускаемой продукции (большие производственные площади и оборудование, рассчитанные на выпуск фурнитуры и застежки-молнии для многих предприятий бывшего Советского Союза, требуют содержания значительного вспомогательного персонала, что увеличивает затраты на ее производство);
неблагоприятные условия для реализации продукции предприятия на внутреннем рынке (отсутствует таможенная защита отечественного рынка от аналогичной фурнитуры производства Китая, Тайваня, Турции и др.)
моральный и физический износ оборудования;
слабые координационные связи с потребителями;
рост цен на сырье и материалы для основного производства и теплоэнергоресурсы;
острый дефицит оборотных средств.
В результате принятых в 2008 - 2010 годах стабилизационных мер, на предприятии оптимизирована структура постоянных издержек.
За истекший период ОАО "МЭФЗ" осуществило конкретные мероприятия по выводу предприятия из кризисного состояния. В соответствии с разработанным на 2008 год бизнес-планом упорядочена структура производства и численность персонала, обновлен ассортимент выпускаемой продукции, усовершенствованы технологические процессы, обеспечена экономия материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Причины, не позволившие выйти предприятию в 20010 году на запланированные показатели, останутся актуальными и в 2011 году. И, если часть вопросов завод может решить самостоятельно (развитие координационных связей с потребителями продукции и поставщиками материалов, совершенствование структуры производства и производственного персонала), то для решения таких вопросов, как техперевооружение производства, создания таможенной защиты белорусского рынка от недобросовестной конкуренции импортеров, требуется помощь концерна "Беллегпром" и других органов власти.
.3 Миссия предприятия и задачи маркетинга на 2011 г.
Основной миссией ОАО "Минский экспериментально-фурнитурный завод" является наиболее полное удовлетворение требований и желаний клиентов нашего предприятия, путем выпуска качественной и востребованной рынком продукции, с целью максимизации экономической эффективности деятельности завода и достижения поставленных перед ним целей. Именно это ведет к налаживанию долгосрочных деловых связей, в результате чего предприятие сможет сохранить и увеличить объемы сбыта нашей продукции, выйти на здоровый уровень рентабельности 20-25% и закрепить свои позиции на отечественных и международных рынках.
В связи с этим необходимо решение следующих задач:
. проведение тщательных маркетинговых исследований, как силами маркетинговой службы предприятия, так и с привлечением консалтинговых компаний, с целью определения предпочтений и желаний потребителей, факторов влияющих на выбор используемой ими продукции, степени удовлетворенности ими продукцией нашего производства, определения возможностей и угроз, встающих перед предприятием;
. тщательное планирование и прогнозирование деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективах, на основе полученных в результате проведения маркетинговых исследований данных. Это позволит произвести оптимальное распределение и управление имеющимися в распоряжении на предприятии ресурсами, для снижения накладных расходов, уменьшения уровня складских запасов, обеспечения бесперебойного выпуска востребованной рынком продукции;
. интенсификация сбытовых усилий с помощью развития товаропроводящих сетей на внешних рынках, проведения мероприятий по повышению лояльности потребителей к выпускаемой на предприятии продукции, уменьшению их настороженности к новым видам изделий.
. с помощью собственных и заемных средств обеспечить полное техническое перевооружение производства для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, выпуска востребованной продукции в рамках программы импортозамещения, выхода на новые перспективные для предприятия рынки. Выпуск продукции с новыми потребительскими свойствами и вывод ее на рынок в более короткие сроки согласно изменяющимся требованиям моды.
. постоянная работа по повышению качества продукции, контроль за соблюдение стандартов, согласно системе менеджмента качества ИСО 9001;
. предоставление в вышестоящие органы государственного управления достоверной информации о фактах недобросовестной конкуренции на рынке фурнитуры и застежки-молнии для легкой промышленности, лоббирование ужесточения таможенного законодательства, для ввоза продукции по "серым схемам" и демпинговым ценам.
Основной функцией службы маркетинга на заводе является обеспечение решения поставленных задач посредством анализа рынка сбыта, его объема по количеству и ассортименту.
Проанализировав динамику продаж, ситуацию и цены, сложившиеся на рынке застёжки-молнии и фурнитуры в Республике Беларусь и России, служба маркетинга ставит перед собой следующие задачи:
. Обновление изделий, освоение и внедрение в производство новых видов изделий:
üПряжка ременная проволочная для офицерских ремней. Является перспективным видом для разработки и внедрения в производство. Потенциальная емкость рынка Российской Федерации составляет 2,5-3,0 - млрд. руб. Т.е. при освоении даже 30% доли рынка объем производства составит 60,0-65,0 млн. руб. ежемесячно
üЛитые изделия (пряжки, украшения, кольца, рамки): "Галантэя", "Маттиоли", "Каджия", "Белвест", "Легранд", "Сивельга", "Отико" и др.
üПряжки кожгалантерейные: "Белая грива", "Каджия", "Антарес" и др.
üУсиленные карабины для нужд шорной и военной промышленности: "Белая грива", Бешенковическая шорная фабрика, "МаксФрант", "Союзспецоснащение".
üПолукольца, кольца, шлёвки, украшения проволочные для нужд швейной промышленности: Жодино "Свитанок", Минск ОАО "Элема", Минск ПТТФ "Алеся" и др.
üПряжки проволочные из тонкой проволоки с высоким качеством покрытия для использования в производстве модельных сумок и женских ремней: "Каджия", "Галантэя", "Маттиоли" и др. объём
üНабойки из стали штампованные в комплекте со штырьком: Минск "Ялина", "Лаби", организации по ремонту обуви и др.
üПряжки обувные. На данный момент основным требованием рынка являются литые обувные пряжки для модельной женской и мужской обуви с высоким качеством покрытия под старую медь, черный никель, пряжки со стразами, которые ОАО "МЭФЗ" не выпускает, что и объясняет довольно большую, не занятую предприятием нишу рынка.
Данная рыночная ниша интересна для освоения ОАО "МЭФЗ" по нескольким причинам:
·стоимость существующих пряжек позволяет войти в необходимый диапазон цен;
·имеется техническая база (литейный участок, инструментальный цех) и квалифицированный персонал для освоения любых литых изделий (в частности обувных пряжек) и производства их в промышленных объемах.
. Снижение зависимости объемов производства от сезонности сбыта продукции, путем увеличения числа предприятий изготовителей спецодежды, потребляющих аналоги застежки-молнии тип 10В, тип 20В.
. Очень перспективным направлением деятельности ОАО "МЭФЗ" в 2008г. является поиск заказов производственной кооперации с промышленными предприятиями и производственными фирмами РБ.
. Увеличение поставки продукции в регионы России, путем организации дилерской сети в регионах.
. Постоянный мониторинг и анализ рынка легкой промышленности и планирование по результатам его проведения всей производственной деятельности предприятия.
2.4 Анализ рынков сбыта. Продвижение товара
Основными потребителями продукции ОАО МЭФЗ, после завершения технического перевооружения производства останутся предприятия легкой промышленности, занятые в кожевенно-обувной, швейной и трикотажных отраслях.
Основным направлением деятельности ОАО МЭФЗ остается изготовление фурнитуры и застежки-молнии, которые являются комплектующими для изготовления конечных изделий поступающих непосредственно к потребителю (обувь, сумки, кожгалантерея). Т.е. предприятие функционирует на рынке производителей, что накладывает определенные особенности на маркетинговую среду предприятия.
Основными потребителями продукции (целевыми рынками) являются следующие субъекты хозяйствования на территории РБ и стран ближнего зарубежья:
1.Обувные предприятия и фирмы, приобретающие застежку-молнию, металлофурнитуру;
2.Производители кожгалантерейной продукции (сумки, портфели, охотничье снаряжение, шорно-седельные изделия, деловая кожгалантерея);
.Швейные предприятия;
.Трикотажные предприятия;
.Прочие предприятия, использующие в производстве штампованные, проволочные изделия, изделия из сплава ЦАМ 4-1 из различных отраслей народного хозяйства.
Рынок легкой промышленности РБ в первую очередь он представлен предприятиями кожевенно-обувной, швейной, трикотажной отраслей концерна "Беллегпром". На долю концерна "Беллегпром" приходится около 80% продукции легкой промышленности, производимой в республике, в том числе по различным видам тканей, трикотажным и ковровым изделиям, обуви кожаной, от 85 до 99%, кожевенным товарам и искусственному трикотажному меху - 100%.
В настоящее время в состав концерна входят 119 организаций с численностью работников около 80 тыс. человек, из них 101 - промышленные организации с численностью работников около 78,5 тыс. человек. Объем производства продукции концерна в сопоставимых ценах за 2007 год составил 2,7 триллионов рублей.
Наиболее перспективным для продукции ОАО МЭФЗ является рынок предприятий легкой промышленности Российской Федерации. На 01.01.2008 в Статистическом регистре по легкой промышленности было зарегистрировано 34,6 тыс. предприятий, в том числе в текстильном, швейном и меховом производстве 30,6 тыс., в производстве кожи, обуви и изделий из кожи 4,0 тыс. Из них по формам собственности:
·государственной и муниципальной форм собственности 1,7 тыс.;
·частной формы собственности 30,1 тыс.;
·с привлечением иностранного капитала 0,8 тыс.
Крупными целевыми группами и потенциальными потребителями продукции ОАО МЭФЗ являются:
§Швейные предприятия.
§Обувные предприятия.
Наличие дилеров и постоянных посредников объясняется их непревзойденной эффективностью в доведении товара до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации наличие посредников может принести производителю большую прибыль, чем он может получить самостоятельно.
Товаропроводящая сеть ОАО "МЭФЗ" функционирует, как на рынке Республики Беларусь через два фирменных магазина в городе Минске, так и на рынке Российской Федерации через дилерскую сеть.
В условиях низкой платежеспособности белорусских предприятий важной задачей службы маркетинга является быстрое продвижение товаров на рынок Российской Федерации путем расширения дилерской сети по регионам, а также широкой рекламы продукции.
Выбор дилеров не случаен, т.к. они являются своего рода логистическими центрами в дальнейшем распределении продукции по другим регионам РФ. Из Москвы осуществляется отправка продукции по регионам РФ через товарные железнодорожные станции. Север РФ характерен более холодными климатическими условиями, что обуславливает более высокое потребление застежки-молнии, используемой при производстве и ремонте зимней обуви.
В 2011 году предполагается интенсификация усилий по продвижению продукции как на рынок Республики Беларусь, так и на рынок Российской Федерации. Эта компания предусматривает следующие мероприятия:
.