Социальные ценности как фактор социализации москвичей
Федеральное государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации»
Кафедра «Социология»
Социологическое исследование на тему:
«Социальные ценности как фактор
социализации москвичей»
Выполнила:
студентка группы У3-2
Толобистюк О.А.
Научный руководитель:
Ситнова И.В.
Москва 2010
Содержание:
Методологический раздел программы
. Актуальность
. Проблемная ситуация
. Объект исследования
. Предмет исследования
. Цель исследования
. Задачи исследования
. Гипотезы исследования
. Научная разработанность
. Интерпретация и операционализация понятий
Методический раздел программы
. Методы сбора первичной информации
. Выборка
. Место, время проведения исследования
. Методы обработки эмпирических данных
. Рабочий план проведения исследования
Список литературы
Анкета
Методологический раздел программы
1. Актуальность
Ценности, и социальные ценности в частности, являлись и являются
неотъемлемой частью любого общества. Понимание необходимости существования
определенных ценностей, как на уровне страны, так и на уровне семьи помогает
обществу не столько развиваться, сколько сохранять культуру, нравственность
общества. Социальные ценности определяют, на сколько различные явления и
предметы реальной действительности соответствуют или не соответствуют
потребностям общества, социальной группы, или конкретной семьи, личности.
Социальные ценности выступают для общества тем самым инструментом, с
помощью которого возможен контроль над поведением людей в целом.
В современной Москве основной проблемой является тот факт, что многие
ценности постепенно забываются, люди перестают обращать внимание на них, а ведь
со временем они могут полностью исчезнуть. Моральные, идеологические, экономические,
национально - этические и др. ценности, имеют важнейшее значение для
формирования и воспитания страной сильных личностей. Однако, не смотря на то,
что основные ценности формирует общество, у каждого человека существуют свои
нормы поведения и принципы, которые могут порой не совпадать с общим мнением. В
таких ситуациях любой человек скорее прислушается к себе, тем самым возможно
нарушая общественные устои, разрушая давно сложившиеся правила.
.Проблемная ситуация
С одной стороны, существуют неизменные неоспоримые ценности, появившиеся
издавна и являющиеся актуальными и по сей день, такие, например, как сам
человек и его жизнь, общество, справедливость, а, с другой стороны, жизнь не
стоит на месте, и порой то, что казалось невозможным и неправильным раньше, в
современных условиях является совершенно приемлемым. Таким образом, деньги
становятся для многих москвичей на первое место в списке их индивидуальных
ценностей, вытесняя доброту и честность.
. Объект исследования
Москвичи.
. Предмет исследования
Социальные ценности.
. Цель исследования
Определить социальные ценности современных москвичей.
. Задачи исследования
1. Выяснить, является ли существование социальных ценностей в жизни
москвичей обязательным.
2. Определить, какое место в жизни москвичей занимают социальные
ценности.
. Выяснить, оказывают ли внешние источники информации (СМИ и др.)
какое-либо влияние на отношение москвичей к социальным ценностям.
. Выяснить, существуют ли ценности, которые потеряли свою
актуальность в современном мире.
7. Гипотезы исследования
Гипотеза основания:
Если современные москвичи отрицают общепризнанные социальные ценности, то
можно предположить, что произошла смена старых ценностей на новые, или полное
«отмирание» старых социальных ценностей.
Гипотезы следствия:
. Если произошла смена старых соц. ценностей на новые, то, можно
предположить, что у большинства москвичей при принятии важных решений
собственные желания стоят на 1-ом месте.
2. Если произошла смена старых соц. ценностей на новые, то, можно
предположить, что отсутствие цензуры на некоторых телевизионных каналах может
способствовать росту агрессивности и цинизма.
. Если произошла смена старых соц. ценностей на новые, то, можно
предположить, что некоторые социальные ценности потеряли свою актуальность,
особенно среди молодежи.
. Научная разработанность
1. Н.Н. Седова: Морально-нравственные ориентации и социальная
активность// журнал «Социс», 2008, №8 с.88-94.
В данной статье на основе анализа результатов социологических
исследований делается попытка выяснить отношение россиян к самой проблеме
морали и морального "здоровья" современного общества,
распространенность моральных норм в оценочных и поведенческих установках людей,
связь между успешностью социальной активности и нравственными ориентирами человека.
Использованы данные исследований ИКСИ РАН, проведенных среди населения г.
Москвы. При опросе учитывались такие факторы, как пол, возраст, тип поселения и
социально-профессиональная принадлежность.
Исходя из данных статьи, сложился устойчивый стереотип, согласно которому
последние десятилетия стали временем утраты людьми моральных ориентиров,
падения нравов и размывания границ между добром и злом.
Исследования выявили озабоченность и тревожность значительного числа
россиян по поводу ослабления моральных устоев современного российского
общества. Однако острота и негативизм восприятия проблемы не подкрепляются
данными, которые свидетельствовали бы о действительно катастрофическом
состоянии морально-нравственных установок россиян.
Также в данной статье приведена таблица «Распространенности моральных
норм в России». В общей сложности, исходя из данных таблицы, было выяснено
отношение к 22 видам поступков и ситуаций. Несмотря на значительную
неоднородность распространенности моральных норм (доля отрицательных оценок по
различным позициям составляет от 21 до 96%), большинство опрошенных разделяют
негативное отношение не менее чем к 17 из 22 рассматриваемых коллизий. Из них
семь табуированы подавляющим большинством респондентов - политическое убийство,
измена Родине, употребление наркотиков, самоубийство, покупка краденых вещей,
обогащение за счет других, пьянство (неприемлемы для 78% и более). Несколько
меньшая, но также высокая степень распространенности моральных норм фиксируется
в отношении деловой необязательности, проституции, гомосексуализма,
дачи/получения взяток, публичного про-явления неприязни к представителям иных
национальностей, уклонения от налогов, нарушения законов, супружеской измены,
уклонения от службы в армии (эти поступки являются запретными с точки зрения
52-71%). Низкая же степень осуждения (21-39%) фиксируется в отношении таких
действий, как сопротивление милиции, курение, получение неофициальных трудовых
доходов, безбилетный проезд в транспорте, аборты и добрачные сексуальные связи.
2. А. Голов, А. Гражданкин: Сквозь призму жизненных принципов// журнал
«Социс», 2007, №3, с.38-44
Данная статья основывается на том, что человек не просто живет, но и
осознанно проживает свою жизнь. Подразумевается, что он руководствуется
какими-то принципами, принимает определенные жизненные решения и реализует их.
Принципы принятия жизненно важных решений и жизненных правил человека -
это постоянные отправные начала для его решений и действий, возвышающие
человека над обстоятельствами, меняющимися внешними условиями его жизни, и
стабилизирующими ее ход. Одни из подобных принципов являются для человека более
важными, другие - менее важными, отступающими перед главным, если их сталкивают
между собой обстоятельства текущего момента.
Авторы статьи провели среди населения России не один опрос. Результаты
опроса показали, что именно из предлагаемого списка является на них наиболее
приемлемым: собственные желания, чувство совести, нравственные нормы, пример
родителей или же требования закона. Таким образом, удалось выяснить, что по
результатам проделанной работы, большинство населения на сегодняшний момент
ставят собственные желания на первое место.
3. В.В. Михайлов: К проблеме социальных ограничений// журнал «Социс»
2008, №7, с.124-130.
Социальные ограничения - новое понятие, которое нельзя найти во многих
библиотеках и терминологических справочниках. Вряд ли подобная ситуация
случайна. Если свобода представляется чем-то позитивным, достойным обсуждения,
то её ограничения психологически отторгаются; данная тема несомненно
предполагает высвечивание неких негативных "изнанок" любой социальной
системы, которые эта система старается скрыть. Но подобные подходы не снимают
самой проблемы, а лишь ее усугубляют.
Очевидно, что проблема социальных ограничений связана с проблемой свободы,
особенно социальной.
В данной статье автор предлагает собственную реконструкцию системы
социальных ограничений. Высший уровень их иерархии представлен концептуальными
ограничениями, определяющими ценностно-смысловое и целевое ядро
жизнедеятельности социума. Следующий уровень - идеологические ограничения. Их
функция - защищать концепции и способствовать адаптации последних к
историческим обстоятельствам. Различные формы идеологических ограничений в свою
очередь служат фундаментом для возведения специфических систем социальных
ограничений.
4. Д. Раунд: Жизненные ценности молодежи сегодня// журнал «Социс», 2006,
№ 3
Особое внимание в статье уделяется именно молодежи. Подростково-юношеский
нигилизм за частую отрицает общество вместе с его показной нравственностью,
культурой, языком. В столкновении всевозможных смыслов и ценностей, в потоке
общечеловеческого хаоса там, где нет ориентиров, исходящих от мудрости старшего
поколения, проживание в гармонии чувств становится хрупким и зыбким. Опасные
тенденции открываются в излишней рациональности и прагматичности молодёжи.
Потребительский подход превалирует, делая ставки на сиюминутную выгоду, на
гарантированное получение удовольствия здесь и сейчас.
Социальная сущность жизненных ценностей человека означает коротко
одно - забота о нуждах и потребностях других людей, не связанных интересами
бизнеса или какой другой выгоды, кроме как выгоды всего общества, всего
государства. Поэтому, в исканиях смыслов к жизни и к труду в рыночном характере
человека следует чётко выделять помимо экономических стратегий и ценностей ещё
и социальные.
9. Интерпретация и операционализация понятий
Структурная операционализация:
Социальная ценность - в широком смысле - значимость явлений и предметов
реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия
потребностям общества, социальной группы, личности;
в узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные
человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
<
назад <#"524701.files/image001.gif">
Методический раздел программы
.Методы сбора первичной информации
Методом сбора первичной информации является анкетирование.
Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в
котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется
специально оформленный список вопросов - анкета.
Анкетирование - опрос при помощи анкеты.
Анкета состоит из:
· вводной части, которая включает обращение к респондентам, цель
исследования, технику заполнения анкеты, гарантии анонимности и авторство
· перечня вопросов
Анкета состоит из 26 вопросов, из которых 10 составляют социально -
демографический блок (паспортичка), а 16 - представляют собой вопросы основной
части анкеты.
.Выборка
Выборка - множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с
помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для
участия в исследовании.
Характеристики выборки:
· Качественная характеристика выборки - кого именно мы выбираем и какие
способы построения выборки мы для этого используем.
· Количественная характеристика выборки - сколько случаев
выбираем, другими словами объём выборки.
Объём выборки - число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из
статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не
менее 30-35.
Объектом данного исследования является население города Москва. Объем
генеральной совокупности составляет более 10 млн. человек.
Т.к. объем генеральной совокупности превышает 200 человек, то применяется
выборочный метод. Объем выборочной совокупности составит 2500 человек.
Применяется многоступенчатая квотная выборка. Квотными признаками являются:
пол, возраст, место жительства. Согласно статистическим данным по половому
признаку население России делится следующим образом: женщины ~ 53%, мужчины ~
47%. Следовательно, в Москве, будет опрошено 1325 женщин и 1175 мужчин.
На первой ступени осуществляется деление Москвы на административные
округа: Восточный административный округ, Западный административный округ, Зеленоградский
административный округ, Северо - Восточный административный округ, Северо -
Западный административный округ, Центральный административный округ, Юго -
Восточный административный округ, Юго - Западный административный округ, Южный
административный округ, Северный административный округ. На второй ступени
определяются отрасли, где трудится население г.Москвы: промышленность,
энергетика, финансово- экономическая, торговля, образование, здравоохранение и
др. На третьей ступени определяются организации, учреждения, сфера
деятельности. На следующей ступени определяются квоты по полу, возрасту,
образованию.
Выборка репрезентативна.
.Место, время
проведения исследования
Место проведения исследования - город Москва.
Время проведения исследования - февраль, март, апрель 2011 года.
.Методы
обработки эмпирических данных
Метод обработки эмпирических данных - компьютерная обработка.
Для проведения анализа массива данных социологи используют большое число
различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать
собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно
применяются компьютерные программы математико-статистической обработки данных.
Стандартные статистические методы обработки данных включены в состав
электронных таблиц, таких как Excel, Lotus 1-2-3, QuattroPro, и в
математические пакеты общего назначения, например Mathсad. Но гораздо большими
возможностями обладают специализированные статистические пакеты, позволяющие
применять самые современные методы математической статистики для обработки
данных. По официальным данным Международного статистического института, число
статистических программных продуктов приближается к тысяче. Среди них есть
профессиональные статистические пакеты, предназначенные для пользователей,
хорошо знакомых с методами математической статистики, и есть пакеты, с которыми
могут работать специалисты, не имеющие глубокой математической подготовки; есть
пакеты отечественные и созданные зарубежными программистами; различаются
программные продукты и по цене.
Среди
программных средств данного типа можно выделить узкоспециализированные пакеты,
в первую очередь статистические - Statistica
<http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/12.htm>, SPSS
<http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/12.htm>, STADIA
<http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/12.htm>, STATGRAPHICS,
которые имеют большой набор статистических функций: факторный анализ,
регрессионный анализ, кластерный анализ, многомерный анализ, критерии согласия
и т. д. Данные программные продукты обычно содержат и средства для визуальной
интерпретации полученных результатов: различные графики, диаграммы,
представление данных на географической карте.
При
анализе данных пользователю статистического программного пакета приходится
выполнять вычисления широкого спектра статистик, передавать и преобразовывать
данные для их анализа, а также представлять полученные результаты в наглядном
виде. Поэтому при выборе того или иного статистического пакета, для сравнения
пакетов, необходимо прежде всего обращать внимание на такие характеристики,
как:
· удобство управления данными (экспорт/импорт данных, их реструктуризация);
· статистическое разнообразие (количество статистических
модулей);
· графические возможности (наличие встроенного графического
редактора, возможность показа отдельных элементов графика, возможности экспорта
графиков).
Часто
социологические коллективы используют в работе не один, а несколько пакетов:
ввод данных, их первичная обработка, линейное и парное распределения
выполняются, к примеру, в программе "Vortex" (достаточно популярны
также "Статистик-Консультант", "Мезозавр",
"Эвриста" и "СтатЭксперт"), а при необходимости провести
многомерный анализ данные переносятся в SPSS <http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/12.htm>
или в пакет Statistica
<http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/12.htm>, в зависимости от
того, где интересующие процедуры лучше прописаны.
социальный ценность
исследование
5. Рабочий план проведения исследования
№ п./п.
|
Этапы исследования
|
Время проведения этапа
|
Ответственный
|
1
|
Разработка программы и
составление анкеты
|
С 01.12.10 по 24.12.10
|
Толобистюк О.А.
|
2
|
Размножение анкет
|
01.02.11
|
Толобистюк О.А.
|
3
|
Проведение анкетирования
|
С 02.02.11 по 01.04.11
|
Толобистюк О.А.
|
4
|
Анализ анкет
|
С 02.04.11 по 10.04.11
|
Толобистюк О.А.
|
5
|
Подведение итогов
|
11.04.11
|
Толобистюк О.А.
|
Список литературы
1. Статья Н.Н. Седовой: Морально-нравственные ориентации и
социальная активность// журнал «Социс», 2008, №8 с.88-94
. Статья А. Голова, А. Гражданкина: Сквозь призму жизненных
принципов// журнал «Социс», 2007, №3, с.38-44
. Статья В.В. Михайлова: К проблеме социальных
ограничений// журнал «Социс» 2008, №7, с.124-130
4. Статья Д. Раунда: Жизненные ценности молодежи
сегодня// журнал «Социс», 2006, № 3
. Словарь: Социальная психология, под общей ред.
Петровского А. В., издательство «ПЕР СЭ», Москва, 2007
. Википедия: свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org
http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/12.htm
Уважаемый участник социологического опроса!
Мы будем признательны, если Вы заполните анкету на тему: «Социальные
ценности как фактор социализации москвичей».
Опрос проводится с целью выявить, какие ценности у современных москвичей
стоят на первом месте. Ваше мнение очень важно для нас. Результаты
анкетирования будут использоваться для составления статистических таблиц и
дальнейшего их анализа.
Просим Вас ознакомиться с данной анкетой и ответить на содержащиеся в ней
вопросы. Прочитав предлагаемые варианты ответов, обведите кружком тот ответ,
который соответствует Вашей точке зрения. Если ни один из предложенных
вариантов с ней не совпадает, то изложите своё мнение на свободных строках.
Гарантируем полную анонимность.
Благодарим Вас за сотрудничество.
Автор исследования: Толобистюк О.А.
Заранее благодарим за участие!
1.Знаете ли Вы, что такое социальные ценности? (открытый вопрос)
_____________________________________________________________
.Имеете ли Вы какие-нибудь социальные ценности?
· Да
· Нет
· Другое (допишите)
3. Какие социальные ценности стоят для Вас на первом месте?
· Абсолютные (жизнь человека, общество)
· Индивидуальные (свобода, деньги)
· Другой (допишите)
4. Какие абсолютные социальные ценности для вас важнее всего?
· Жизнь
· Общество
· Другое (допишите)
5. Какие индивидуальные социальные ценности для вас важнее всего?
· Свобода
· Деньги
· Истина
· Справедливость
· Другое (допишите)
6. Можете ли Вы отказаться от общепризнанных ценностей для продвижения
вверх по карьерной лестнице?
· нет
· да
· другое (допишите)
7. Какова ваша главная цель в жизни на данный момент?
· нет цели
· получить хорошее образование
· устроиться на хорошую работу
· обустроить семейную жизнь
· заработать много денег
· другое (допишите)
8. Что для Вас является наиболее важным при принятии важных жизненных
решений?
· собственные желания
· пример или наставления родителей
· общепринятые нормы
· религиозные убеждения
· другое (допишите)
9. Какие СМИ в наибольшей степени оказывают негативное влияние на
формирование ценностных ориентиров общества?
· никакие
· телевидение
· радио
· газеты
· журналы
· интернет
· все перечисленные
· другое (допишите)
10. Какой фактор наиболее сильно повлиял на формирование ваших социальных
принципов?
· воспитание родителей
· религиозные убеждения
· влияние общества
· другое (допишите)
11. Какие социальные ценности не актуальны в современном мире?
· Жизнь
· Общество
· Справедливость
· Доброта
· Истина
· Деньги
· Свобода
· Другое (допишите)
12. Как, по Вашему мнению, влияет на общество «отмирание» некоторых
социальных ценностей?
· Положительно
· Другое (допишите)
13. Как, по Вашему мнению, молодежь относится к общепризнанным ценностям?
· Игнорирует
· Принимает
· Другое (допишите)
14. Прививаете ли Вы своему ребенку социальные ценности (будите ли
прививать)?
· Да
· Нет
· Другое (допишите)
15. Как часто в жизни Вы сталкиваетесь с несоблюдением общепризнанных
ценностей?
· Очень часто
· Часто
· Иногда
· Редко
· Очень редко
· Никогда
· Другое (допишите)
16. Соотнесите возраст москвичей с определенными социальными ценностями?
Возраст:
|
Социальные ценности:
|
1. от 17 до 25 2. от 25 до
35 3. от 35 до 50 4. старше 50
|
А) Жизнь Б) Общество В)
Свобода Г) Справедливость Д) Деньги Е) Доброта Ж) Истина З) Семья И) Другое
(допишите)
|
Паспортичка:
1. Ваш возраст.
· от 17 до 25
· от 25 до 35
· от 35 до 50
· старше 50
2. Ваш пол.
· мужской
· женский
3. Ваше образование.
· ниже среднего
· среднее специальное
· высшее
· 2 и более высших
· другое (допишите)
4. Каков материальный достаток вашей семьи?
· низкий
· средний
· высокий
· другое (допишите)
5.Ваше семейное положение?
· Женат (замужем)
· Не женат (не замужем)
· Состою в гражданском браке
· Разведен (разведена)
· Вдовец (вдова)
· Другое (допишите)
6.Сколько детей у Вас в семье?
· Нет
· 1 ребёнок
· 2 ребёнка
· 3 и более
· Другое (допишите)
7.Работаете ли Вы в настоящее время?
· Да
· Нет
· Другое (допишите)
8.Ваш род занятий?
· Рабочий
· Госслужащий
· Пенсионер
· Домохозяйка
· Студент
· Военнослужащий
· Ученый
· Руководитель предприятия
· Предприниматель
9. В какой сфере экономики Вы работаете?
· Финансово-банковская сфера.
· Промышленность.
· Сфера услуг.
· Наука.
· Образование.
· Культура.
· Здравоохранение.
· Другое (допишите)
. Какой должностной статус Вы занимаете?
· Руководитель
· Заместитель.
· Подчинённый
· Другое (допишите)
Благодарим за участие в анкетировании!