Формирование учетной политики в ООО 'Правда' Дзержинского района Калужской области

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,86 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование учетной политики в ООО 'Правда' Дзержинского района Калужской области
















Курсовая работа по дисциплине

«Бухгалтерский финансовый учет» на тему:

«Формирование учетной политики в ООО «Правда»

Дзержинского района Калужской области»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические и правовые основы формирования учётной политики

.1 Назначение, структура, порядок формирования учётной политики для целей бухгалтерского учёта

.2 Нормативное регулирование учетной процесса оформления и раскрытия учетной политики

.3 Назначение, структура и порядок формирования учетной политики в соответствии с МСФО

Глава 2. Особенности формирования учётной политики для целей бухгалтерского учёта и налогообложения на примере ООО «Правда»

.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Правда»

.2 Анализ учётной политики в части организационно-технических аспектов

2.3          Анализ учётной политики в части методологических аспектов

Глава 3. Совершенствование учётной политики ООО «Правда»

.1 Недостатки учётной политики, выявленные в результате проведённого анализа

.2 Предложения по формированию учётной политики на 2010 год

Выводы и предложения

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в бухгалтерском учете России произошли позитивные изменения в организации и методологии бухгалтерского учета. Сущность новых подходов заключается в разумном сочетании государственного регулирования и самостоятельности предприятий и организации бухгалтерского учета для решения поставленных задач.

Наиболее значимым моментом, предоставляющим свободу организации, является право выбора той или иной совокупности способов ведения бухгалтерского учета, которое организация может реализовать с помощью учетной политики.

В учетной политике организации должны раскрываться все вопросы, которые могут возникнуть при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. Существенные способы ведения бухгалтерского учета также подлежат раскрытию в пояснительной записке к отчетности организации.

Другими словами учетную политику можно назвать рычагом управления организацией. Данный инструмент помимо своей значимости несет на себе нагрузку ответственности. Умело им распорядившись организация сможет улучшить свое положение среди других предприятий.

Разработка учетной политики как система методов и приемов ведения бухгалтерского учета обязательна для всех предприятий в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/08), утвержденная Приказом Министерства финансов РФ от 9.12.98 г. (ред. От 6.10.2008 N 106н).

Актуальность темы определена тем, что составляющие элементы учетной политики зависят от выбора совокупности методов ведения бухгалтерского учета, что самым непосредственным образом влияет на результаты деятельности предприятия.

Учетная политика должна базироваться на ряде принципов, регламентирующих форму изложения и содержание учетной информации.

Наконец, учетная политика как распорядительный документ организации должна иметь четкую структуру и исчерпывающее изложение подлежащих раскрытию аспектов.

Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета должен разрабатываться в полном соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08. Цель представленной работы - проанализировать учетную политику в целях бухгалтерского учета ООО «Правда», выявить недостатки и предложить проект изменений на 2010 год.

Поставленные задачи:

· рассмотреть вопросы нормативного регулирования учетной политики на современном этапе;

·        определить назначение, структуру и порядок формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета;

·        дать определение и рассмотреть сущность учетной политики в соответствии с МСФО; проанализировать и дать оценку экономическому состоянию организации;

·        рассмотреть содержание учетной политики для целей бухгалтерского учета;

·        определить недостатки в используемой организацией учетной политике;

·        внести предложения по изменению отдельных положений в учетной политике.

Объектом исследования является ООО «Правда».

Предмет исследования - содержание учетной политики ООО «Правда» в целях бухгалтерского учета.

В ходе выполнения курсовой работы были использованы следующие методы: расчетно-конструктивный; монографический; абстрактно-логический; экономико-статистический и другие.

При написании курсовой работы были использованы следующие виды источников информации: Федеральные законы, Нормативно-правовые акты, Специализированные учебные пособия «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет», Периодические издания.

Курсовая работа выполнена на 49 печатных листах и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и предложений, содержит три таблицы, список использованной литературы из 28 источников и приложения.

учётная политика бухгалтерский

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

.1 Назначение, структура, порядок формирования учётной политики для целей бухгалтерского учёта

Правовое регулирование отношений, связанных с формированием и применением учетной политики организации для целей бухгалтерского учета, осуществляется:

Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 03.11.2006);

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н;

Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08, утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н.

Закон о бухгалтерском учете и Положение по ведению бухгалтерского учета регулируют общие вопросы формирования учетной политики организации.

ПБУ 1/08 имеет особое значение, поскольку данный нормативный акт непосредственно (наиболее подробно) регулирует вопросы, связанные с формированием (выбором и обоснованием), раскрытием (приданием гласности) и изменением учетной политики.

Понятие учетной политики для целей бухгалтерского учета закреплено в пункте 2 ПБУ 1/08. Под учетной политикой организации понимается принятая, ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. [4, п.2]

При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся:

·      способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

·        способы погашения стоимости активов;

·        порядок организации документооборота;

·        порядок проведения инвентаризации;

·        способы применения счетов бухгалтерского учета;

·        системы регистров бухгалтерского учета;

·        способы обработки информации.

Учетная политика организации - это обязательный документ, принимаемый организацией, в котором в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством закрепляются «внутренние» правила (способы) ведения бухгалтерского учета. [18, стр 20]

Основное назначение и главная задача принимаемой учетной политики - максимально адекватно отразить деятельность организации сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.

Учетная политика охватывает все аспекты учетного процесса - методический, организационно-технический, обеспечивая тем самым целостность системы бухгалтерского учета в организации. Методический аспект подразумевает, какие именно способы оценки активов и обязательств, начисления амортизации, признания прибыли и т. п. используются организацией; организационно-технический - как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах записей на счетах учета и как они осуществляются с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее места в управленческой структуре организации и взаимодействия с другими функциональными и производственными подразделениями. [23, стр.70]

Формирование учетной политики - это совокупность действий организации (ее уполномоченных лиц), выражающихся в определении (выборе, разработке) способов ведения бухгалтерского учета (элементов учетной политики), их принятии и утверждении. [18, стр 22]

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. Если последними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:

1)      определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2)      выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета;

)        обоснование исходных положений построения учетной политики;

)        идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;

)        выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;

)        оформление избранной учетной политики.

Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством поверки каждого отобранного на предыдущем этапе способа системой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней. [23]

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Изменение учетной политики организации допускается только по основаниям и в порядке, установленным законодательством. [4, п.3]

Учетная политика организации должна включать в себя ряд обязательных элементов.

Одним из элементов, подлежащих закреплению в учетной политике организации, является рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

При принятии учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Учетная политика организации должна регламентировать порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

При формировании учетной политики организации закреплению подлежат методы оценки активов и обязательств:

·      формирования первоначальной оценки активов;

·        начисления амортизации активов;

·        оценки активов при их списании;

·        оценки обязательств при их возникновении и исполнении.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации также подлежат обязательному закреплению в учетной политике организации. [20]

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием взаимосвязи и сроков выполнения работ.

В учетной политике организации определяется порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 18 ПБУ 1/08 к способам ведения бухгалтерского учета, подлежащим обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:

·      способы амортизации основных средств;

·        способы амортизации нематериальных и иных активов;

·        способы оценки производственных запасов;

·        способы оценки товаров;

·        способы оценки незавершенного производства;

·        способы оценки готовой продукции;

·        способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

·        другие способы, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовый результатов деятельности организации [4, п. 11].

.2 Нормативное регулирование учетной процесса оформления и раскрытия учетной политики

Правовую базу учетной политики организации можно условно разделить на три группы:

1) Документы общего характера, подлежащие применению практически всеми предприятиями. К ним относятся: Закон № 129-ФЗ <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C10036812> «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 (ред. от 03.11.2006), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности, ПБУ 4/99 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12016599> "Бухгалтерская отчетность организации" и ПБУ 1/08 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12014109> "Учетная политика организации", ПБУ 5/01 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12023639> "Учет материально-производственных запасов", 6/01 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12022835> "Учет основных средств", соответствующие Методические указания по бухгалтерскому учету указанных активов и Методические указания по бухгалтерскому учету специнструмента, приспособлений, оборудования и одежды (как дополняющие и конкретизирующие нормы указанных ПБУ), ПБУ 9/99 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12015839> "Доходы организации", 10/99 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12015838> "Расходы организации", 18/02 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12029425> "Учет расчетов по налогу на прибыль". Все перечисленные документы заслуживают самого пристального внимания и тщательного изучения всеми организациями, и не только в целях составления учетной политики. Сюда же можно отнести также ПБУ 7/98 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12014110> "События после отчетной даты" и 8/01 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12025344> "Условные факты хозяйственной деятельности". Однако, как показывает практика, российские организации часто не только не используют возможности, которые предоставляют им эти положения, но также не выполняют их обязательных требований. Вызвано это, скорее всего, сложностью восприятия этих документов и отсутствием конкретных и четких указаний, так как указанные положения аппелируют преимущественно к профессиональному суждению бухгалтеров и других специалистов организации, требуют оценки вероятности наступления рассматриваемых событий. [24]

) Ко второй группе относятся типовые методические рекомендации (особенности состава затрат, отраслевые инструкция) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), принятые министерствами и ведомствами РФ по соответствующим отраслям:

·        Приказ Минсельхоза РФ от 6 июня 2003г. №792 « О методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях»;

·        Приказ Минсельхоза РФ от 15 марта 2004г. №175 «Об утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому обеспечению исчисления единого сельскохозяйственного налога»; и т.д.

Ко второй группе так же можно отнести ПБУ 2/08 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C10003945> "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", 3/2006 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12018615> "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", 15/08 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12024242> "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию", 19/02 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12029387> "Учет финансовых вложений". Это обусловлено тем, что в настоящее время значительное число организаций выступает в качестве инвесторов в силу потребности в создании, расширении и усовершенствовании производственных мощностей, осуществляет не только инвестиционную, но и текущую деятельность с привлечением заемных средств, командирует своих работников в другие государства (в том числе страны СНГ), что требует отражения расходов, понесенных в иностранной валюте, участвует в обращении ценных бумаг и других финансовых вложений.

Документов, так или иначе регулирующих особенности бухгалтерского учета и относящиеся к третьей группе, довольно много, поэтому приведем в качестве примера только некоторые из них:

·        Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 марта 2003г. № 208-ФЗ (ред. от 30.12.2008); и т.д.

Так же к этой группе можно отнести <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12021299> "Учет государственной помощи", <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12021298> "Учет нематериальных активов", 21/08 “Изменения оценочных значений”, 16/02 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12027725> "Информация по прекращаемой деятельности", 17/02 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12029182> "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" и т. п. Это вызвано тем, что на практике у организаций редко появляются объекты, подпадающие под действие указанных ПБУ согласно данным в них определениям и ограничениям, а не общему смыслу соответствующих понятий: нематериальные активы, НИОКР, договоры об участии в совместной деятельности, государственная помощь.

Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C10036812> (ред. от 03.11.2006) (далее - Закон № 129-ФЗ) установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несут руководители организаций. В то же время ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю. Организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Однако это отнюдь не означает, что организации действительно совершенно свободны в установлении правил ведения бухгалтерского учета.

Основные требования к организации и ведению бухгалтерского учета сформулированы непосредственно в Законе № 129-ФЗ <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C10036812>, а также положениях по бухгалтерскому учету, утвержденных приказами Минфина России, методических указаниях по бухгалтерскому учету; Плане счетов бухгалтерского учета, указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности, порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации (п. 4 ПБУ 1/08 <ISSP://%7B2FFE4C20-0BE8-11D4-92F7-006052049B36%7D::%7C12014109>). При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. [4, п. 4]

Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.

Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям.

Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

.3 Назначение, структура и порядок формирования учетной политики в соответствии с МСФО

В международных стандартах финансовой отчетности для формирования учетной политики предусмотрен МСФО 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки". При применении данного МСФО следует руководствоваться принципами сопоставимости и последовательности, так как в случае изменения учетной политики должна быть обеспечена сопоставимость финансовой отчетности за различные периоды времени. До недавнего времени стандарт назывался «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике». В соответствии с МСФО учетная политика входит в состав отчетности организации.

Учетная политика в соответствии с МСФО - это отдельные принципы, основы, определения, правила и практические подходы, принятые компанией для подготовки и предоставления финансовой отчетности. Менеджмент обязан выбрать и применять такую учетную политику, при которой финансовые отчеты компании соответствовали бы требованиям всех применяемых МСФО, а именно должна обеспечивать предоставление финансовой отчетности, которая:

·        уместна для потребностей пользователей при принятии решений;

·        отвечает следующим требованиям:

а)достоверно представляет результаты и финансовое положение компании;

б)отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму;

в)нейтральна, т. е. свободна от предвзятости;

г)осмотрительна;

д)полная во всех существенных отношениях.

В целом выбор соответствующей учетной политики - субъективный процесс. Выбирать политику следует для того, чтобы в финансовых отчетах предоставить пользователям наиболее полезную информацию.

Важные соображения возникают в связи с существенностью отчетности и агрегированием данных. Каждая из существенных статей должна быть представлена в финансовых отчетах отдельно. Несущественные суммы должны быть агрегированы, их необязательно отражать в отдельности. В связи с этим следует помнить, что существенна та информация, нераскрытие которой может повлиять на экономические решения, принимаемые пользователями. Существенность зависит от размера и содержания статьи, рассматривая в конкретной ситуации. При принятии решения о существенности рассматриваемой статьи и возможного исключения ее из отчета следует одновременно рассматривать ее содержание и размер.

В соответствии с МСФО 8 можно рассмотреть основные определения: Учетная политика - это правила и процедуры, применяемые при составлении финансовой отчетности.

Изменение учетной оценки - корректировка балансовой стоимости актива или обязательства, или корректировка целевого назначения актива. Изменения учетных оценок, осуществленные в связи с получением новой информации или свершением новых событий, исправлением ошибок не являются.

Ретроспективное применение - это такое применение новой учетной политики, как если бы она проводилась всегда. Ретроспективный пересмотр показателей финансовой отчетности - это такое представление показателей финансовой отчетности, как если бы в предыдущем отчетном периоде ошибка не была допущена.

Перспективное применение - предполагает внесение изменений в отчетность за текущий и будущие отчетные периоды.

В соответствии с МСФО организация обязана последовательно применять свою учетную политику при отражении аналогичных операций и категорий. Учетная политика должна быть последовательна во временном аспекте, чтобы обеспечить возможность сопоставления данных различных отчетных периодов. Учетная политика изменяется в соответствии с требованиями МСФО или в целях повышения информативности финансовой отчетности.

Если конкретный стандарт или интерпретация прямо применимы к операции, иному событию или условию, то учетная политика формируется на основании требований этих документов с учетом Руководства по применению (Implementation Gbidance ) соответствующего стандарта или интерпретации, выпущенных правлением Комитета по МСФО. Таким образом, предполагается, что если учетная политика соответствует МСФО, то ее применение обеспечит представление пользователю надежной и уместной информации.

Однако некоторые операции, события или условия исключены из сферы применения МСФО или же для них отсутствуют прямо применимые правила.

Если прямо применимые правила отсутствуют в МСФО

В ситуациях, когда прямо применимые правила отсутствуют, для разработки учетной политики руководство компаний использует профессиональное суждение. МСФО (IAS) 8 при этом предлагает следующий алгоритм формирования учетной политики:

. В соответствии с параграфом 11 МСФО (IAS) 8 компания рассмотрит:

правила, содержащиеся в стандартах и интерпретациях, применимых к аналогичным операциям, событиям или условиям;

применимость определений, критериев признания, правил оценки активов, обязательств, доходов и расходов, содержащихся в Принципах подготовки и представления финансовой отчетности (Framework).

. В соответствии с параграфом 12 МСФО (IAS) 8 компания также может рассмотреть:

более поздние по времени документы, выпущенные другими органами, уполномоченными устанавливать стандарты бухгалтерского учета и отчетности, применяющими принципы, аналогичные МСФО;

сложившуюся отраслевую практику;

специализированную литературу по бухгалтерскому учету и отчетности.

Дополнительные требования к учетной политике организации включены и в другие стандарты, например:

требования к раскрытию информации об учетной политике содержатся в новой редакции МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»;

формирование учетной политики и раскрытие информации о ней в отношении отдельных статей активов и обязательств, доходов и расходов регулируются, например, МСФО (IAS) 16 «Основные средства», МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы», МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам», МСФО (IAS) 2 «Запасы», МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО» и прочими стандартами. [24]

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРАВДА»

.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Правда» Дзержинского района Калужской области

Объектом исследования является ООО «Правда», учрежденное в августе 2003 года решением единственного участника - «Уралмедьзолото».

ООО «Правда» располагается в Дзержинском районе Калужской области и удалено от районного центра г. Кондрово на 32 км., а от областного центра г. Калуга на 20 км. Хозяйство находится непосредственно в селе Дворцы, расположенного недалеко от населенного пункта с. Льва Толстого, в 9 км. От ближайшей железной дороги - ст. Тихонова Пустынь и в 6 км. От автодороги Москва-Киев.

ООО «Правда» расположено в зоне умеренно континентального климата. Для данной зоны характерны умеренно - холодная зима и хорошо выраженные переходные сезоны. Количество осадков достаточно для развития сельскохозяйственных растений, выпадающие осадки за год составляют 250-300мм., господствующий ветер западный, юго-западный, восточный и юго-восточный. Земельный участок ООО «Правда» окружен лесом, его общая земельная площадь составляет 4440 га.

ООО «Правда» является добровольным объединением граждан для совместной деятельности по производству молока, мяса, выращивание нетелей, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов Общества и на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов Общества. В состав Общества входят члены Общества и ассоциированные члены Общества. Членами Общества могут быть физические или юридические лица, удовлетворяющие требованиям Федерального закона и Устава Общества, внесшие паевой взнос в установленном Уставом Общества размере и порядке, принятые в Обществ с правом голоса.

Административными членами могут быть физические или юридические лица, внесшие паевой взнос, по которому они получат дивиденды, но не имеющие право голоса, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Общество является постоянной коммерческой организацией и действует бессрочно. Не менее 50% объема работ в производственном Обществе должно выполняться его членами. Основными видами деятельности Общества являются: производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции; коммерческая и посредническая деятельность; оказание транспортных услуг; накровленное выращивание и реализация нетелей.

Целью деятельности Общества является рост социально-экономического уровня его членов на основе объединения усилий членов Общества для производства конкурентоспособной продукции, внедрение эффективных форм хозяйствования во всех сферах деятельности. Для реализации своих целей Кооператив вправе: осуществлять согласованные между его членами общие действия в области коммерции, финансов и кредита, технического развития; объединять финансовые средства и материальные ресурсы членов; осуществлять внешнеэкономическую деятельность, не противоречащую законодательству.

Почвенный покров территории однороден, представлен в основном суглинистыми и супесчаными почвами, поэтому малопригодна для сельскохозяйственного производства продукции растениеводства. Рельеф представляет собой равнинную местность.

Хозяйство специализируется на производстве продукции животноводства - товарная продукция молоко - 70%, мясо, частный сектор - 20%, сторонние услуги - 10%. Пунктом сдачи сельскохозяйственной продукции является город Москва (Лианозовский и Домодедовский молочные заводы).

Предметом деятельности данного хозяйства являются:

·      производство и реализация молока, мяса и другой с.-х. продукции;

·        закупка у местного населения с.-х. продукции и ее реализация;

·        получение прибыли от своей деятельности.

Рассмотрим основные показатели, определяющие специализацию производства и концентрацию размещения.

Таблица 2.1

Размер и структура товарной сельскохозяйственной продукции (в ценах фактической реализации)

Отрасли и виды продукции

Размер денежной выручки, тыс. руб.

Структура денежной выручки, в % к итогу


2006г

2007г

2008г

2006г

2007г

2008г

1.Растениеводство- всего

176

42

87

1,50

0,33

0,44

из них зернопроизводство

-

-

-

-

-

-

Прочая продукция растениеводства

168

42

87

1,44

0,33

0,44

2.Животноводство- всего, в т. ч.

10445

12226

18828

89,55

95,88

94,85

 Из них скотоводство-всего

10445

12205

18777

89,55

95,73

94,56

в т.ч. молоко

8556

10140

15452

73,36

79,53

77,84

мясо КРС

1889

2065

3325

16,19

16,19

16,75

свиноводство-всего

-

-

-

-

-

-

Прочая продукция животноводства

-

21

51

-

0,18

0,26

3.Прочая продукция, работ (услуг)

1042

482

923

8,95

3,78

4,58

В целом по с.-х. производству

11663

12750

19838

100,00

100,00

100,00

ООО «Правда» реализует продукцию отраслей животноводства и растениеводства. Продукция растениеводства представлена - зерном, однако с 2006г. реализация прекратилась. На долю отрасли растениеводства в 2008г. приходится 0,44% в структуре товарной продукции. Отрасль животноводства представлена товарной продукцией скотоводства. Это молоко и мясо (КРС). В структуре товарной продукции доминирующее значение принадлежит молоку, в 2008г. соответствовал - 77,84%, на долю же мяса - 16,75% в структуре денежной выручки.

На основе анализа размеров и структуры денежной выручки можем рассчитать коэффициент специализации, воспользовавшись формулой 2.1


Где Ут - удельный вес товарной продукции или отрасли в ранжированном ряду; n - порядковый номер вида продукции или отрасли в ранжированном ряду.

Рассчитанный по формуле коэффициент специализации (Кс) изменяется за динамику лет и составляет в 2006г. - 0,99 в 2007г. - 0,97 в 2008г. - 0,89, что указывает на углубленную специализацию.

Таким образом, ООО «Правда» имеет молочно-мясное направление деятельности, и рассчитанные показатели полностью соответствуют его производственному направлению.

Далее рассмотрим размеры сельскохозяйственного производства (Таблица 2.2).

Таблица 2.2. Размер сельскохозяйственного производства организации

Показатели

2006г

2007г

2008г

 Отношение 2008 г в % к           





2006г

2007г

Стоимость валовой сельхозпродукции (в ценах фактической реализации), тыс. руб.

35446

42011

44120

124,5

105,0

Произведено, ц: - молока

16133

17409

16194

100,4

93,0

- мяса в живой массе

775

858

1036

133,7

120,7

- зерна

2100

913

2508

119,4

274,7

Среднегодовая стоимость ОС основной деятельности, тыс. руб.

37540

31916

74297

197,9

232,8

Среднегодовая численность работников, занятых в с.-х. производстве, чел

91

90

84

92,3

93,3

Площадь сельхозугодий -всего, га

902

694

700

77,6

100,9

в т.ч. пашни, га

854

547

553

64,8

101,1

Среднегодовое поголовье КРС - всего, гол

849

884

934

110,0

105,7

в том числе коровы

392

419

420

107,1

100,2

Условное поголовье животных, гол.

666

641

710

106,6

110,8


Основным показателем, характеризующим размеры сельскохозяйственного производства, является стоимость валовой продукции в ценах фактической реализации. В 2008г в ООО "Правда" он составил наибольшее значение 44120 тыс. руб., это на 26% выше среднего значения предыдущих лет.

На увеличение объемов производства продукции животноводства повлиял рост среднегодового поголовья коров. В 2008 году поголовье составило 420 голов вместо 392 голов 2006 года (увеличение составило 16,3%). На увеличение объемов производства зерна повлияло расширение размеров пашни на 1,1% га по сравнению с предыдущим годом. Среднегодовая стоимость основных средств основной деятельности в ООО "Правда" за анализируемый период увеличивается. Эти изменения обусловлены главным образом движением в составе средств в течение года. Среднегодовая численность работников за период с 2006г. по 2008г. сократилась на 18,5%.

Рассмотрим теперь основные экономические показатели деятельности хозяйства (Таблица 2.3).

Таблица 2.3. Основные экономические показатели деятельности ООО «Правда»

Показатели

2006г

2007г

2008г

Отношение 2008г в % к:





2006г

2007г

Производство на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб. - валовой продукции сельского хозяйства всего, в т.ч.

6409

6053

6303

104,1

- в растениеводстве

3662

4064

3442

94,0

84,7

- в животноводстве

341

1989

2861

839,0

143,8

- товарной продукции

1293,1

1837

2834

219,2

152,3

- прибыли(+), убыток(-) от реализации продукции

-272,7

-335

-968

695,3. п

-633 п. п

Валовая сельхозпродукция на 1 чел-ч. прямых затрат труда, руб. - в целом по сельхозпроизводству

262,8

304,4

364,6

355,0

119,8

- в растениеводстве

1687

2820

2677

138,7

94,9

- в животноводстве

15,2

107,8

178,8

158,7

165,9

Оплата 1 ч.-ч. в целом по сельхозпроизводству, руб.

29,8

35,1

42,5

1176,3

121,08

Производство ВП, руб. на 100 руб. ОС основной деятельности

94,4

131,6

59,3

142,6

45,1

- на 100 руб. производственных затрат в с.-х. отраслях

535,2

170,3

124,6

62,8

73,2

- прибыль(+), убыток(-) к полной себестоимости реализованной продукции

-13,2

- 15,4

- 25,5

-12,3 п. п

- 10,1 п. п

- прибыль(+), убыток(-) к основным производственным средствам основной деятельности

-2,3

-7,3

- 9,1

- 2 п. п

- 1,8 п. п


В ООО "Правда" в период с 2006 по 2008 года наблюдается рост производства валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий. Размер товарной сельхоз продукции в 2008г составил 2 834 тыс. руб. на 100 га сельхозугодий, что на 997 тыс. руб. больше показателя 2007 года. Однако убыточность ООО "Правда" в 2008 году на 633 п.п. выше, чем в 2007 году. Это объясняется тем, что при высоком уровне производства валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий хозяйство обязано выплачивать кредиты.

Рассматривая производительность труда в ООО "Правда" следует отметить, что этот показатель в целом по сельхозпроизводству за анализируемый период растет. Так если в 2006г. на 1 чел.-час. прямых затрат труда приходилось всего 262,8руб. валовой сельхозпродукции, то в 2007г. это значение уже равно 304,4 руб., а 2008г - 364,6 руб.. Растет и оплата 1 чел.-час. в целом по сельхозпроизводству. В 2008 году этот показатель увеличился по сравнению с 2007 годом на 21,08%. Но такая тенденция связана, скорее, с внешними обстоятельствами - инфляцией и увеличением заработной платы во всех отраслях экономики, чем с какими-то мерами по мотивации труда принятыми в хозяйстве.

Таким образом, на основании всех вышеперечисленных данных и расчетов можно отметить, что экономически-выгодной отраслью в ООО «Правда» остается животноводство. Из-за низких качественных показателей продукции растениеводства, высокой себестоимости и низкой цены реализации, производство продукции растениеводства является вспомогательным и развивается с целью обеспечения кормовой базы в хозяйстве. Однако развитие главной отрасли сдерживается проблемами организационно-технического, технологического характера которые необходимо устранять, что в целом снизит убыток и уровень убыточности.

2.2 Анализ учётной политики в части организационно-технических аспектов

При разработке учетной политики организации следует иметь в виду, что поскольку учетная политика утверждается приказом руководителя организации, то после его подписания указанный документ приобретает юридическую силу. Поэтому она должна охватывать весь перечень пунктов (направлений деятельности), принятый за отчетный год. Каждый пункт должен быть подкреплен соответствующими нормативными документами. [18, стр 22]

Организационно-технические аспекты ведения бухгалтерского учета -это способы организации технологического процесса функционирования бухгалтерской службы организации.

В соответствии со ст.6 п.3 ФЗ №129 (и п.4 ПБУ 1/08) при формировании учетной политики утверждается:

·        рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащие синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

·        формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

В этих документах обязательно должны быть предусмотрены реквизиты, которые перечислены в ст.9 ФЗ №129;

·        порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств.

·        правила документооборота и технология обработки учетной информации.

Организационно-технический аспект учетной политики отражен на Рис. 1.








Рис. 1. Организационно-технический аспект учетной политики

Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных подразделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по организации исходя из специфики деятельности организации, имеющегося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала.

Рабочий план счетов должен быть разработан на основе единого плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хозяйствующего субъекта и потребности в аналитической информации для целей управления.

Под системой внутреннего учета и контроля понимаются состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работников; порядок использования бланков строгой отчетности; организация и ответственность за хранение ценностей; организация охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.

В разделе «Инвентаризация» следует определить порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств.

В разделе «Отчетность» должны быть отражены объем, сроки, адреса представления отчетности. Здесь же устанавливается и ответственное лицо за соблюдение порядка публикации отчетности для заинтересованных пользователей.

В разделе «Аудит» следует зафиксировать вопросы взаимоотношений с аудиторской организацией. [21, стр.321-322]

Организационно-техническая составляющая учетной политики ООО «Правда» предусматривает выбор способа организации учетной работы, выбор техники и формы ведения бухгалтерского учета. Проанализируем действующую учетную политику в ООО "Правда":

. Организационная структура учетного процесса в ООО "Правда" строится на принципе полной централизации. Который заключается в том, что весь учетный процесс сосредоточен в центральной бухгалтерии. В подразделениях хозяйства, в бригадах, на фермах ведется первичный учет. Заполненные первичные документы поступают в центральную бухгалтерию, где их проверяют, обрабатывают, сверяют и все записи вносят в учетные регистры.

. Бухгалтерский учет в организации ведется по автоматизированной форме учета (с применением компьютерной техники). Учет ведется с использованием бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия 7.7»

. Основным регламентом, регулирующим деятельность службы бухгалтерского учета, является план счетов документооборота, в котором определен порядок формирования и использования первичных, накопительных документов, учетных регистров от момента возникновения до сдачи в архив. Ответственность за организацию архива и за сохранность документов несет главный бухгалтер.

. Для оформления фактов хозяйственной деятельности применяются унифицированные формы первичных учетных документов. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

4. Согласно Приказу Минфина РФ от 22 июня 2003г № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» организации обязаны самостоятельно разработать утвердить в учетной политике формы бухгалтерской отчетности. При этом рекомендовано учитывать образцы форм, приведенные в приложении к названному приказу Минфина РФ, что в ООО «Правда» на данный момент выполняется.

.3 Анализ учётной политики в части методологических аспектов

Методологические аспекты определяют способы оценки имущества, обязательств, выбор варианта бухгалтерского учета по конкретным его объектам. Методический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета (разрабатывается в соответствии с нормами ПБУ 1/08) должен устанавливать:

§  формы бухгалтерской отчетности;

§  порядок начисления амортизации по основным средствам;

§  порядок начисления амортизации по нематериальным активам;

§  порядок погашения стоимости нематериальных активов (накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете 05 "Амортизация нематериальных активов" или уменьшение первоначальной стоимости нематериального актива);

§  порядок списания стоимости основных средств (ОС), не превышающей 10000 руб. (путем начисления амортизации, путем единовременного списания на расходы по мере отпуска в производство или эксплуатацию);

§  порядок проведения переоценки ОС; порядок оценки приобретаемых материально-производственных запасов;

§  порядок признания транспортно-заготовительных расходов (отражение на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"; прямое включение в фактическую себестоимость приобретаемых материалов; на отдельном субсчете счета 10 "Материалы");

§  методы списания транспортно-заготовительных расходов и отклонений в стоимости материалов;

§  методы оценки списываемых материально-производственных запасов (оценка по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО);

§  порядок списания общехозяйственных расходов;

§  порядок распределения косвенных расходов между объектами учета; метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

§  порядок распределения затрат вспомогательных производств;

§  резервы, которые будет создавать организация;

§  порядок учета выпуска продукции (с использованием или без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"; расчет издержек обращения на остаток товаров;

§  методы оценки незавершенного производства (по фактической производственной себестоимости; по нормативной производственной себестоимости; по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов);

§  порядок списания расходов будущих периодов;

§  методика списания сомнительных долгов; состав и порядок списания дополнительных затрат по займам и кредитам;

§  перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную (осуществляется или не осуществляется);

§  способы начисления и распределения при читающихся доходов по выданным векселям (размещенным облигациям) и др. [22, стр.32-33]

Проанализируем действующую учетную политику в ООО "Правда":

1. В организации к основным средствам относятся средства, стоимость которых не превышает 10000 руб., а годовая сумма амортизационных отчислений определяется при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. При установлении срока полезного использования руководствуются Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002г. Понижающие (повышающие) коэффициенты к действующим нормам амортизационных отчислений основных средств не применяются. Переоценка основных средств не производится.

. Недвижимость, на которую не зарегистрировано право собственности, после подачи документов на государственную регистрацию учитывается на отдельном субсчете 01 и амортизируется.

. Амортизация нематериальных активов в ООО «Правда» производится линейным способом и учитывается на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».

. Материально-производственные запасы в организации учитываются по средней стоимости. Учет товаров, приобретенных для продажи, ведется на счете 41 «Товары» по покупной стоимости, с учетом всех расходов, связанных с их доставкой и приобретением. Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической стоимости.

. Оприходование материальных ценностей производить на счете 10 «Материалы» по цене приобретения с учетом расходов, перечисленных в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

. Учет заготовления и приобретения материальных ресурсов ведется в СПК без использования счетов 15, 16. Поэтому оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера входов по заготовке и доставке материалов на предприятии. При этом на счет 10 «Материалы» учитываются фактически расходы по приобретению материальных ресурсов.

. В ООО «Правда» затраты разделяют на прямые и косвенные, определяется полная себестоимость продукции, работ, услуг. Прямые затраты это затраты в момент возникновения которых уже известно к какому конкретному виду они относятся.

В отличие от прямых затрат, косвенные затраты в момент их возникновения невозможно увязать с конкретным видом, например, затраты на повышение квалификации кадров. Косвенные затраты отражаются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и счете 26 «Общехозяйственные расходы». Косвенные расходы, собранные на счете 25 и 26 распределяются ежеквартально на счет 20 на основании сумм расходов на оплату труда. В течение года учет затрат производится по плановой себестоимости. Формирование себестоимости продукции организуется по объектам калькулирования, то есть в разрезе номенклатуры выпускаемой продукции.

. Незавершенное производство в СПК оценивается плановой производственной себестоимости.

К прямым расходам организации относятся: материальные затраты; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда, а так же расходы на обязательное пенсионное страхование этого персонала; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ и услуг.

. Порядок учета спецодежды производится согласно методическим указаниям по бухгалтерскому учету специально инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденным приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. №135Н. для учета спецодежды используются субсчета к счету 10 «Материалы»: субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и субсчет 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

. Расходы будущих периодов равномерно списываются в течении периода, к которому они относятся. Долгосрочная задолженность в краткосрочную не переводится. Дополнительные затраты по займам и кредитам признаются в полной сумме в том отчетном периоде, когда они были произведены.

Таким образом, проанализировав организационно-технические и методологические аспекты действующей учетной политики, можно сделать вывод, что на данный момент в учетном процессе наблюдается ряд недоработок и ошибок. Необходимо пересмотреть все действующие способы и методы учета и выбрать наиболее целесообразные из них применительно для рассматриваемой организации.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ООО «ПРАВДА»

3.1     Недостатки учётной политики, выявленные в результате проведённого анализа

Представленная учетная политика в целом отвечает требованиям по ее формированию.

При формировании политики на 2010 год следует учесть недостатки существующей учетной политики в организации и изменения, произошедшие в законодательстве РФ по бухгалтерскому учету.

Приказ Минфина РФ № 106н от 06.10.2008г. вносит изменения в ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» и ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений ПБУ»; Приказ Минфина РФ № 107н от 06.10.2008г - в ПБУ 15/08 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию; Приказ Минфина РФ № 116н от 24.10.2008г. - в ПБУ 2/08 Учет договоров строительного подряда ПБУ 2/08.

Следует обратить внимание на изменения в ПБУ 1/08 «учетная политика организации». В целом данное положение аналогично прежнему, действующему ранее ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.

Во-первых, в отличие от ранее действовавшего порядка учетная политика организации может изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. В 2006 году, когда вступил в силу приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Минфина РФ от 20.06.2006 № 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.

Во-вторых, добавлено положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.

В-третьих, более подробно регламентирован, оставшись по сути аналогичным, порядок раскрытия последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

В результате детального изучения учетной политики ООО «Правда» можно сделать вывод, что она составлена в соответствии с предъявленными требованиями, однако были выявлены следующие недостатки:

. Отсутствует график документооборота (Приложение 2). Документооборот - это создание первичных учетных документов или получение их от других организаций, их принятие к учету, обработка, передача в архив. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота. График документооборота - это график или схема, которые описывают движение первичных документов на предприятии от момента их создания до момента передачи на хранение.

Унифицированной формы графика документооборота нет. Каждое предприятие составляет график самостоятельно, исходя из особенностей деятельности. График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и обеспечивают своевременность составления отчетности. Составление этого гафика значительно улучшит работу по учету и использованию первичных учетных документов в ООО «Правда».

. Резервы на оплату отпусков не создаются (Приложение 3). Данные резервы создаются в налоговом учете. Порядок создания и использования в налоговом учете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков разъяснен в статье 324.1 Налогового кодекса. Согласно пункту 1 данной статьи налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования и определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв.

3. Отсутствует информация о порядке учета отложенных налоговых активов и обязательств. В целях реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности было разработано ПБУ 18/02 как аналог стандарта МСФО 12 «налог на прибыль <http://www.klerk.ru/articles/?26190>». ПБУ 18/02 применяется начиная с отчетности за 2003 г. Положением определены основные правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в составляемой и представляемой бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль <http://www.klerk.ru/articles/?26190> для организаций, которые признаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке плательщиками налога на прибыль <http://www.klerk.ru/articles/?26190> (за исключением кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений). Субъектам малого предпринимательства разрешено вести бухгалтерский учет без применения норм ПБУ 18/02. Решение о применении или неприменении норм ПБУ 18/02 должно быть отражено в приказе об учетной политике организации.

Основная цель ПБУ 18/02 - установление взаимосвязи показателя по прибыли (убытку), исчисленного в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и налоговой базой по налогу на прибыль, определенной по законодательству о налогах и сборах.

Согласно разделу V ПБУ 18/02 информация о прибыли, отложенных налоговых активах и обязательствах организации подлежит раскрытию в бухгалтерском балансе (форма № 1) и отчете о прибылях и убытках (форма № 2). [10]

3.2        Предложения по формированию учётной политики на 2010 год

Учитывая изменения, внесенные в законодательство и ошибки, выявленные в ходе изучения учетной политики, можно предложить внести некоторые изменения в учетную политику на 2010 г. В целях бухгалтерского учета.

. Внести в нормативные документы приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

. Внести в нормативные документы Приказ Минфина № 115н от 18.09.06. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

. Рассмотреть возможность списания на затраты основных средств стоимостью не более 20000 рублей, что возможно в соответствии с изменениями, внесенными в ПБУ 6/01.

. Создать резервы на оплату отпусков (Приложение 3). Чтобы создать резерв на оплату отпусков, налогоплательщик при формировании учетной политики для целей налогообложения на предстоящий год должен составить специальный расчет (смету) и определить в нем размер ежемесячных отчислений в резерв. Сначала организация рассчитывает, какая сумма будет предположительно израсходована за год на оплату труда (без учета отпускных), а какая - на оплату отпусков. Обе предполагаемые суммы включают в себя единый социальный налог. При этом ЕСН берется без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. То есть предполагаемая сумма ЕСН определяется за минусом налогового вычета. Не учитываются и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.

5. Рекомендуется образование резерва расходов на ремонт основных средств и отразить его создание на счетах бухгалтерского учета (Приложение 4). Порядок создания резерва в бухгалтерском учете законодательством не установлен. Поэтому учреждение вправе определить его самостоятельно и закрепить в учетной политике. Порядок формирования и использования резерва свести к следующему: отчисления в резерв списывать на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумму фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывать за счет средств резерва. Если по итогам отчетного периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то в бухгалтерском учете произвести доначисление резерва путем отнесения суммы на расходы будущих периодов. В обратном случае (если выявлен излишек средств ремонтного фонда) "лишние" суммы сторнировать.

6. Нормативные документы, представленные в учетной политике записывать с изменениями и дополнениями.

. Методические аспекты учетной политики разделить на 2 составляющие:

• методологические аспекты учетной политики, к которым относятся аспекты, оказывающие влияние на финансовый результат (например: методы списания МПЗ, методы начисления и амортизации по ОС, НМА и т.д.)

• методические аспекты учетной политики, к которым относятся аспекты, не оказывающие влияния на финансовый результат (например: учет амортизации НМА с использованием счета 05 и без использования счета 05, учет МПЗ с использованием счета 15,16 и с использованием счета 10).

8. Утвердить график документооборота в виде таблицы, представленной в Приложении 2.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременную и качественную разработку документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных возложить на лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота в организации поручить главному бухгалтеру. Целесообразно вручить каждому работнику выписку из графика документооборота, в которой перечислены документы, относящиеся к сфере его деятельности.

В целом, при составлении учетной политики необходимо отражать те аспекты учета, по которым для организации имеется право выбора.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из требований ПБУ 1/08 и иных положений по бухгалтерского учету (п. 7 ПБУ 1/08).

В том случае, когда нормативным актом по бухгалтерскому учету в отношении конкретного вопроса установлен единственно возможный способ ведения бухгалтерского учета, то данный способ, возможно, не подлежит отражению в учетной политике организации.

При изменении учетной политики необходимо учитывать следующее: 1) изменение учетной политики оформляется организацией в виде отдельного акта (положения), утверждаемого властно-распорядительным актом (приказом, распоряжением и пр.) руководителя организации (п. 11 ПБУ 1/08). Возможны два варианта оформления: составление акта, содержащего полный текст учетной политики, или составление акта, содержащего только текст изменений; [18, стр 23]

) изменение учетной политики должно быть обоснованным. В приказе об изменении учетной политики организации должно быть указано, по каким причинам в учетную политику организации вносятся соответствующие изменения;

) изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом (п. 12 ПБУ 1/08);

4) изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты её деятельности и /или движения денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/08).

) последствия изменений учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты её деятельности и /или движения денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. (п. 13 ПБУ 1/08).

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В современных условиях учетная политика как эффективный инструмент управления и формирования финансовых результатов деятельности организации становится все более значимой. Требования, предъявляемые рыночной экономикой, ориентируют хозяйствующие субъекты на самостоятельность в принятии учетных решений, если нормативная база предполагает вариативность действий. К сожалению, важность разработки и применения оптимальной учетной политики часто недооценивается руководителями организаций, руководителями их бухгалтерских и финансовых служб.

Учетная политика в соответствии с МСФО - это отдельные принципы, основы, определения, правила и практические подходы, принятые компанией для подготовки и предоставления финансовой отчетности.

В данной работе была проанализирована учетная политика для целей бухгалтерского учета ООО «Правда», выявлены недостатки и представлен проект изменений на 2010 год;

·        были рассмотрены вопросы нормативного регулирования учетной политики на современном этапе;

·        определено назначение, структуру и порядок формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета;

·        дано определение и рассмотрена сущность учетной политики в соответствии с МСФО;

·        проанализировано и дана оценка экономическому состоянию предприятия;

·        рассмотрено содержание учетной политики для целей бухгалтерского учета;

·        проведен анализ учетной политики для целей бухгалтерского учета;

·        определены недостатки в используемой организацией учетной политике;

·        внесены предложения по изменению отдельных положений в учетной политике.

Практическая часть работы рассмотрена на основании объекта ООО «Правда».

Анализ учетной политики в целях бухгалтерского учета показал, что положения учетной политики сформированы в соответствии с нормативными документами, однако имеют ряд недостатков:

1. Отсутствует график документооборота.

. Резервы на оплату отпусков, выплату вознаграждений не создаются.

3. Отсутствует информация о порядке учета отложенных налоговых активов и обязательств.

Предложения по формированию учетной политики на 2010 год должны учитывать изменения в нормативных документах.

Предлагается представить на рассмотрение руководителю и главному бухгалтеру следующие изменения.

. Внести в нормативные документы приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

. Внести в нормативные документы Приказ Минфина № 115н от 18.09.06. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

. Рассмотреть возможность списания на затраты основных средств стоимостью не более 20000 рублей, что возможно в соответствии с изменениями, внесенными в ПБУ 6/01.

. Нормативные документы, представленные в учетной политике записывать с изменениями и дополнениями.

5. Рекомендуется образование резерва расходов на ремонт основных средств и отразить его создание на счетах бухгалтерского учета. Порядок создания резерва в бухгалтерском учете законодательством не установлен. Поэтому учреждение вправе определить его самостоятельно и закрепить в учетной политике. Порядок формирования и использования резерва свести к следующему: отчисления в резерв списывать на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумму фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывать за счет средств резерва. Если по итогам отчетного периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то в бухгалтерском учете произвести доначисление резерва путем отнесения суммы на расходы будущих периодов. В обратном случае (если выявлен излишек средств ремонтного фонда) "лишние" суммы сторнировать.

6. Утвердить порядок формирования и учета отложенных налоговых активов и обязательств. Согласно разделу V ПБУ 18/02 информация о прибыли, отложенных налоговых активах и обязательствах организации подлежит раскрытию в бухгалтерском балансе (форма № 1) и отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

. Методические аспекты учетной политики разделить на 2 составляющие:

• методологические аспекты учетной политики,

• методические аспекты учетной политики

7. Утвердить график документооборота в виде таблицы. График должен устанавливать на предприятии, в учреждении рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня автоматизации учетных работ.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1.       Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996г. (с Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и П. - М.: Проспект, 1998. (в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 7-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=84601;dst=100009>)

.         Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 13.07.2001г. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83311;dst=100403>)

.         План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. - М.: Эксмо, 2008г.

.         Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08), утвержденное приказом Минфина России от от 06.10.2008 № 106н.

.         Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) (приказ Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н, в ред. от 26.03.07).

.         Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (приказ Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н, в ред. от 27.11.06).

.         Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н. (в ред. от 27.11.06 )

.         Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн. (в ред. от 27.11.06 )

9.      Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07) (приказ Минфина РФ от от 27 декабря 2007 г. N 153н, в ред. от 23.01.08)

10.     Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н., в ред. от 11.02.08

11.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.98г. №34н) в ред. приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=57827;dst=100011>

.         Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утвержден приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49.

13.     Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.1997г. №71 А.

14.     Большая Российская энциклопедия бухгалтера, т. 1. - М.: Информцентр XXI века. 2004г., 504 стр.

.         22 ПБУ: практический комментарий. М: Эксмо, 2008г.

.         Бухгалтерский учет в торговле / Под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2006г. - 573 с.

.         Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухучета на 2005 год //Российский налоговый курьер/ февраль 2005г. №4.

.         Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет : учеб., под ред. Бабаева Ю.А. - М.: ТК Велби, издательство проспект, 2006г, 392 стр.

19.     Глушков И.Е: Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет и учетная политика на современном предприятии, М: 2008г, 568 стр.

20.     Бочкарева И.И. «Бухгалтерский учет»: учебник., под. ред. Я.В. Соколова.-2-е издание, перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во проспект, 2005. -776 с.

21.     Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 368.: ил.

22.     Сотникова Л.В., Бакаев А.С: Бухгалтерская отчетность организации. 2008-2009 год. М: 2009, 704 стр

.         Жуков В.Н. Формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет.-2004

.         Бухгалтерский учет: Учебник./ А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; Под ред. П.С. Безруких.-7-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2006.-736 с

25.     <http://www.consultant.ru/> Консультант-Плюс - информационно-правовое обеспечение

.         http://www.garant.ru/ Гарант - информационно-правовое обеспечение

.         http://www.glavbukh.ru/ Сайт журнала «Главбух»

.         http://www.buh.ru/ Интернет-ресурс для бухгалтеров

Похожие работы на - Формирование учетной политики в ООО 'Правда' Дзержинского района Калужской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!