Особенности проведения профориентационной работы на старшей ступени школы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,82 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности проведения профориентационной работы на старшей ступени школы












ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Особенности проведения профориентационной работы на старшей ступени школы












г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты проведения профориентационной работы на старшей ступени школы

.1 Сущность и содержание профориентационной работы на старшей ступени школы

.2 Проблема выбора профессии и профессионального самоопределения на старшей ступени школы

.3 Место и роль социального педагога в профориентационной работе на старшей ступени школы

Глава 2. Характеристика основных направлений деятельности социального педагога по проведению профориентационной работы

.1 Критерии и методика выявления профессионального самоопределения старших школьников

.2 Формы и методы организации профориентационной работы на старшей ступени школы

.3 Примерная программа организации профориентационной работы на старшей ступени школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время профориентационная работа с учащимися должна стать одной из приоритетных направлений в работе школы. Слабо спланированная работа по данному направлению приводит к тому, что многие выпускники по окончании школы получают не ту профессию, которой хотели бы посвятить жизнь. Современное понимание профессиональное ориентации базируется на концепции профессионального развития и определяет ее как систему средства по активизации профессионального самоопределения учащегося, рассматривает его как субъекта выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры. Многообразие различных концептуальных подходов в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране или в конкретных регионах одной и то же страны.

На современном этапе развития общества возросшие требования производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, особенно старшеклассников, поскольку профессиональные намерения в значительной части учащихся не соответствуют потребностям экономики региона, в котором они живут, в кадрах определенной профессии. Профориентационная работа на старшей ступени школы является не только и не столько проблемой педагогической. Сущность профориентационной работы как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватном этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями старших школьников. То есть, по своему назначению система профориентационной работы должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного и профессионального пути школьниками, их адаптации к профессии.

Профориентационная работа - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности и потребности каждой личности, так и возможности социально-экономической ситуации на рынке труда.

Проблема работы по профориентированию - причем в самом широком смысле, с учетом личностных факторов - становится в наши дни, как никогда актуальной. Ее решение во многом ложится на плечи социальных педагогов - по данным многих опросов, именно в этой сфере ждут помощи современные школьники, особенно старшеклассники. Для решения данной проблемы, вероятно, недостаточно стандартного набора диагностических методик. Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личной зрелости. В наши дни жизненный успех определяется не столько усвоенными знаниями и навыками, сколько личностной позицией.

В настоящее время профориентационная работа осуществляется в рамках профильной школы.

Министерство образования Российской Федерации в сентябре 2002 года утвердило Концепцию профильного обучения в старших классах средней школы.

Переход на профильное обучение становится обязательным условием модернизации школы, так как основная идея обновления состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы с целью обеспечения в дальнейшем его профессиональной ориентации, профессионального самоопределения. В концепции модернизации Российского образования подчеркивается необходимость ввода профильного обучения как одна из приоритетных задач совершенствования Российской школы.

Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учетом юношами и девушками своих интересов и дальнейших послешкольных жизненных планов. Достижению данной цели модернизации образования должно способствовать создание в школах определенных организационно-педагогических и социальных условий, одним из которых является разработка и внедрение отлаженного механизма комплектования профильных классов. Целью функционирования механизма комплектования профильных классов является обеспечение адаптации, интеграции, социализации выпускника и жизни, трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию.

Одним из ведущих механизмов в процессе комплектования профильных классов является социально-педагогический механизм. Он подразумевает работу социального педагога и службы профориентации, с целью проведения лекций и бесед со старшеклассниками, которые помогут учащимся самоопределиться в дальнейшем выборе профессии. задачи социального педагога в контексте рассматриваемой проблемы:

установить связь с учреждениями, ведущими профессиональную подготовку;

включение старшеклассников в систему начальной профессиональной подготовки в рамках школы (труды, факультативы, курсы);

информирование учащихся и их знакомство с различными сферами профессиональной деятельности.

Таким образом, главной задачей социального педагога является организация профориентационной работы на старшей ступени школы, с учетом всех требований, которые предъявляет современная система образования.

Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались следующие авторы: Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, Н.С. Пряжников, Н.Н. Захаров и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения и процессу подготовки учащихся к осознанному выбору профессии.

Исходя из поставленной проблемы исследования, нами была определена тема «Основные направления профориентационной работы на старшей ступени школы».

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения и выбора профессии учащихся на старшей ступени школы.

Предмет нашего исследования: основные направления профориентационной работы на старшей ступени школы.

Отсюда цель исследования является: изучить основные направления профориентационной работы на старшей ступени школы и особенности ее организации.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

) рассмотреть сущность, содержание профориентационной работы на старшей ступени школы и определить роль и место социального педагога в ее организации;

) обосновать проблему выбора профессии и раскрыть критерии и методику выявления профессионального самоопределения на старшей ступени школы;

) изучить формы и методы организации профориентационной работы на старшей ступени школы;

) описать примерную программу организации профориентационной работы на старшей ступени школы.

В логике нашего исследования и в соответствии с выделенными целью и задачами будем использовать следующие методы:

) теоретические (анализ литературы, составление библиографии, синтез, обобщение, реферирование литературы);

) эмпирические (беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, проведение методик).

Теоретическая значимость нашей работы заключается в обобщении и систематизации исследований в аспекте изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы, структурирование опыта решения данной проблемы.

Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в решение проблемы профессионального ориентирования старших школьников. материалы исследования и результаты работы могут быть использованы социальными педагогами, классными руководителями, школьными психологами и другими специалистами.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (57), включает приложение.

Глава 1. Теоретические аспекты проведения профориентационной работы на старшей ступени школы

.1 Сущность и содержание профориентационной работы на старшей ступени школы

Само возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессии в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехмерной модели» Ф.Ларсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или непригодности человека к данной профессии. Такая работа впервые строилась на научной основе: использование самой идеи соотнесения характеристик человека с профессией в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации.

Особенностью нынешних задач профориентационной работы стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профориентационной работы. Эти проблемы модно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности учащегося к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности социального педагога оказать реальную помощь в таком самоопределении, без какого-то либо нарушения основных этических норм взаимодействия социального педагога и учащегося.

Профориентационная работа на старшей ступени школы - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов.

В психолого-педагогическом словаре понятие «профориентационная работа» определено как «обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развитии природных дарований, а также проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуацией на рынке труда».

В этом же словаре определены и цели профориентационной работы:

) обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

) достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

) прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

) содействие непрерывному росту профессионализма личности, как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала.

Профориентационная работа составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах.

С.Н. Сазонов выделяет ряд принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) старшеклассники, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества. «Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором личностные и общественные потребности. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностями личности. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства».

В профориентационной работе есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы: систематичность и преемственность профориентационной работы из класса в класс; связь профориентационной работы с жизнью; взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы. Каждый из подходов решает свои задачи. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различия в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их свойства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися приводит к усилению внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы.

К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии.

К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференцированный подход позволят вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.

К числу наиболее важных вопросов относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентационной работы. Сейчас эффективность профориентационной работы на старшей ступени школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

Р.В. Овчарова отмечает, что успешность выбора профессии означает также оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития учащихся. Поэтому, чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась профориентационная работа.

Общая цель системы профориентационной работы - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Система профориентационной работы является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых в концепции модернизации Российского образования определена следующим образом: создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

В концепции также отмечается, что современное общество нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для решения этой основной цели профессионального образования необходимо уже в школе создать условия для профессионального самоопределения старшеклассников, усилить профориентационную работу.

Профориентационная работа, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных институтов, ответственных за подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема - профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный отбор; социально-профессиональная адаптация.

Личностная подсистема - личность старшеклассника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремление к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Все подсистемы профориентационной работы на старшей ступени школы взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Профориентационная работа выполняет диагностическую, обучающую. формирующую и развивающую функции.

В настоящее время профориентационная работа на старшей ступени школы включает в себя следующие направления:

. Профессиональная информация, снабжает старшеклассника сведениями о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, реальном и ожидаемом спросе на конкретные профессии к личности и организму человека.

. Профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

. В процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания старшеклассника с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностными качествами с целью выработки рекомендаций о наиболее предпочтительных путях профессионального самоопределения.

. Профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности.

. Социально-профессиональная адаптация, приспособление старшеклассника к содержанию и условиям конкретного вида деятельности.

Таким образом, рассмотрев суть и содержание профориентационной работы на старшей ступени школы, мы можем следующим образом сформулировать ее определение: многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку старшеклассников к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

1.2 Проблема выбора профессии и профессионального самоопределения на старшей ступени школы

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути.

Выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.

Проблема выбора пути встает перед молодым человеком в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.

В настоящее время у людей появилось больше возможностей для личного, самостоятельного выбора, для принятия решений, для построения собственной судьбы. Все более снижается значение норм, регламентов, инструкций, примеров: «делай как все», «как положено», «как принято» и т. д. Возможность выбора - важный признак демократического общества. Она необходима развитому человеку, чтобы он в полной мере чувствовал себя личностью, ответственной за проектирование своей жизни, за собственные решения, поступки, за события, происходящие в обществе.

Вместе с тем, возможность выбора значительно усложняет жизнь человека, создает проблемы, которые нужно решать, действуя в условиях информационной неопределенности, необходимости прогнозировать будущее. Потребность в помощи по выбору профессии и путей ее получения стала актуальной не только в наши дни. Во все времена людей волновала проблема призвания, проблема назначения в жизни.

Необходимость профессионального выбора на старшей ступени школы обусловлена внутренними причинами, личной потребностью молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование.

К 15-16 годам ориентации на сферу будущей деятельности складываются у большинства учащихся. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 г. в 22 регионах страны Центром Социологических исследований Минобразования РФ, «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе. При этом примерно 70-75% учащихся к 10-му классу уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

Исходя из данного положения профориентационная работа в рамках профильного обучения является средством дифференциации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В определении видов деятельности, призванных способствовать профессиональному самоопределению учащихся, необходимо учитывать их возрастные особенности. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, которая носит приобретающий характер: старшеклассник направляет свои усилия в основном на те виды деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессиональной деятельностью.

Профильное обучение на старшей ступени общего образования направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания старшеклассником собственной, индивидуальной образовательной траектории, что способствует созданию условий для профессионального самоопределения и обоснованного выбора профессии.

По мнению Е.А. Климова, самоопределение для учащегося - это самостоятельность, свобода выбора, активизация самопознания и самовоспитания. Слово «самоопределение» (а оно содержит значение «предел», т.е. граница, ограничение) может осмысливаться и как самоограничение, постановка себе пределов, границ.

Можно согласиться здесь с тем, что обдумывание будущего жизненного и, в частности, профессионального трудового пути это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений и будущем. Но уменьшение неопределенности, скажем, выбора профессии не следует понимать как воздвижение некоторых оград, препятствующих дальнейшему развитию. Оставляя в стороне некоторые возможности выбора, человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития, а этот процесс не имеет принципиальных ограничений.

Поэтому следует понимать «самоопределение» не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

У старшеклассника в течение предшествующих лет развития сложились и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о запасных вариантах выбора профессии, и многое другое, что в сумме характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

Итак, профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

Содержание деятельности - это, прежде всего образы желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений.

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. (Д. Сьюпер, 1953). Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, процесс поэтапного принятия решения, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела: первый исходит из запросов общества, третий - из свойств личности, второй предполагает способы согласования того и другого.

Перед старшеклассником лежит множество путей достижения профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. По мнению Е.Н. Прощицкой, этот период времени можно рассматривать как первых этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения в суть явлений и зависеть от рол социальных институтов, положения индивида и других факторов, воздействующих на его профессиональное и в целом социальное становление.

Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.

Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого старшеклассника. Формирование активной жизненной позиции - вот одна из главных задач как в целом социального, так и профессионального самоопределения.

Интересна точка зрения С.П. Крягжде. Он отмечает, что на начальном этапе профессиональное самоопределение носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга. Опираясь на множество исследований по этой проблеме, С.П. Крягжде указывает на следующее обстоятельство: если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то молодой человек, пользуясь обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию, таким образом происходит ограничения себя определенным кругом профессий; это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения. Но это не общепринятая точка зрения. Так, Ф.Р. Филиппов подчеркивает самостоятельную значимость ориентации на определенные виды труда для формирования жизненного плана.

Е.А. Климов считает, что часто употребляемое выражение «выбор профессии», как бы указывающее на некий однократный акт, маскирует два важных обстоятельства.

Первое: каждый отдельный - пусть даже простенький - выбор на трудовом жизненном пути является обязательно процессом, то есть некоей цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений и, наконец, формулировка того или иного решения.

Второе важное обстоятельство, которое маскируется выражением «выбор профессии»: неизбежность многих выборов на многолетнем трудовом жизненном пути. В связи с развитием техники, технологии, общественного устройства, организации труда, личного мастерства работников все время происходят изменения мира профессий. В частности, содержание труда настолько меняется, что даже при старом названии профессия выглядит как новая, которую надо либо выбирать себе для будущего, либо... покидать.

Правильнее думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю.

Выбор профессии, по мнению М.Р. Гинзбурга, фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Поэтому выбор профессии характеризует смысловое будущее. Выбор конкретной профессии делает смысловое будущее определенным. По мнению исследователя, важным является и то, как выступает для молодого человека профессиональная деятельность. Это может быть деятельность, позволяющая развить свои способности, реализовать себя или выступать как средство, позволяющее удовлетворять иные потребности.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру, а именно, можно выделить восемь важнейших обстоятельств, которые старшекласснику полезно принять так или иначе во внимание при обдумывании профессионального будущего.

. Позиция старших членов семьи (или лиц их заменяющих).

. Позиция сверстников (подруг, товарищей), значимых других из круга внесемейного общения.

. Позиция (в отношении данного учащегося) учителей, школьных педагогов, воспитателей, соц. педагога, школьного психолога.

. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося.

Общая структура полного личного профессионального плана может быть представлена так:

главная цель (что ученик предполагает в будущем делать);

представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - жизненная перспектива;

представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование);

представления о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, противодействия тех или иных людей);

представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья; терпение, настойчивость и другие личные качества);

запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

Социальному педагогу важно обратить внимание на полноту, ясность, реалистичность, моральную, а не только вычислительную обоснованность жизненных планов старшеклассника, их обоснованность не мифологическими (пристрастно искаженными), а правильными представлениями о мире труда.

Нелишне отметить, что старшеклассники иногда скрывают наиболее дорогие для них жизненные планы, если не уверены, что взрослые или сверстники имеют достаточно такта, чтобы с пониманием и сочувствием к ним отнестись.

. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Это - звено, а основа для формирования его будущей профессиональной пригодности.

. Уровень притязаний учащегося на общественное призвание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные и завышенные притязания - важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.

. Информированность. В связи с этим обстоятельством важно обратить внимание на доброкачественность (правдивость, полноту, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия учащимся решений, касающихся его профессионального будущего.

. Склонность к тем или иным видам деятельности.

В целом по итогам развития учащегося в школе результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения старшеклассника является его личный профессиональный жизненный план, адекватное развитие самооценки, четко определенные ценностные ориентации и устремления, мотивация выбора профессии является индивидуальной, самостоятельной, и в соответствии со своими личностными особенностями определена будущая профессиональная деятельность.

Профессиональное самоопределение и выбор профессии - это не создание пределов развитию человека, не впадание в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах.

1.3 Место и роль социального педагога в профориентационной работе на старшей ступени школы

Цели профориентационной работы продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью в деятельности социального педагога является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентационной работы социальный педагог ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определенными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников, их цели могут быть направлены на решение близких и более отдаленных, как социально-значимых, так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей, приобретает потребительский характер, а не созидательный, тем самым ограничивая развитие полноценной личности.

Своеобразными оказываются результаты деятельности социальных педагогов и школьников в процессе профориентационной работы. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике старших школьников - в их знаниях, умениях, навыках, чертах личности, мировоззрении, духовных потребностях. Создание ценностей предметного и идеального характера, осознание собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности - результат деятельности школьников. Продукт их деятельности - конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с социальным педагогом, что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности, не формальной, а именно общественно-полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека. Об этом говорилось еще в учениях выдающихся педагогов-мыслителей прошлых столетий.

Социальному педагогу необходимо помочь старшему школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Как показывает опыт практики профориентационной работы, старшие школьники, не выбравшие профессию, часто обращаются к социальному педагогу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста.

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: старшего школьника с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Помочь школьнику правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация.

Профессиональная ориентация - руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающим индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.

Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии - одна из важнейших сторон работы социального педагога. В содержание этой деятельности входит:

) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

) определение социальных установок и помощь в их формировании;

) определение мотивации выбора и ее структуры;

) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

) определение выраженности и структуры способностей;

) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация и т.д.);

) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.

Профориентационная работа социального педагога на старшей ступени школы является естественным продолжением всей социально-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии - не только помогает ему организовать учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистическая жизненная и профессиональная перспектива уберегает его от соблазнов сегодняшней жизни).

Полноценная система профориентационной работы должна включать следующие социальные институты: школу, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи), профессиональные учебные заведения, предприятия, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.д. Но координатором такой работы должна быть именно школа, в главным инициатором организации профориентационного взаимодействия должен быть социальный педагог, специально обученный и подготовленный для этого.

Профориентационная работа социального педагога должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»...

Настоящая профориентационная работа социального педагога включает в себя:

) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив;

) работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-3 человека), где в интимной обстановке обсуждают конкретные проблемы профессионального самоопределения;

) индивидуальную работу со школьниками, требующими особого отношения и внимания.

Методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга. Здесь уже в социально-педагогической практике накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.).

В деятельность социального педагога по профориентации входят следующие направления:

) профинформация (знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда);

) диагностика (в идеале - помощь школьнику в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей);

) коррекция личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (такая работа проводится совместно с учителями-предметниками);

) оценка возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определения путей их преодоления;

) профессиональная консультация (оказание помощи старшекласснику в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его интересов, способностей возможностей и реальной ситуации на рынке труда);

) профессиональный отбор (определение степени профессиональной пригодности школьника к той или иной профессии);

) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся школьников;

) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.

Е.А. Климов выделил несколько принципов социально-педагогического руководства в профессиональной ориентации с учащимися: уважение к внутреннему миру и специфической умственной активности представителей любого вида труда: формирующий, а не сортирующий подход к учащемуся как потенциальному субъекту труда; не толкать школьника «вперед», а терпеливо подводить его к самостоятельным решениям и шагам в деле профессионального самоопределения.

Ведущими целями профориентационной работы социального педагога на старшей ступени школы являются:

) активизация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;

) развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Эти цели конкретизируются в следующих задачах:

) формирование положительного отношения учащегося к самому себе, осознание им своей индивидуализации, чувства уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии;

) ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда;

) оказание учащимся помощи в соотнесении их интересов с требованиями профессиональной деятельности.

Данные цели и задачи помогают, учитывая склонности школьников, расширить их профориентационные знания, способствующие развитию профессиональных интересов.

Показателем эффективности профориентационной работы социального педагога является формирование у старшего школьника доверия к себе, которое включает в себя следующие параметры: способность самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя адекватную критическую оценку по отношению к себе; умение предвосхищать результаты действий до их выполнения и самостоятельно строить стратегию достижения целей в соответствии с внутренними личностными смыслами; умение соотнести возникающие потребности с возможностями их реализации в данной ситуации и с присвоенными школьникам социокультурными ориентирами, имеющие место в обществе.

Таким образом, социальный педагог занимает ведущее место в профориентационной работе и играет огромную роль в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению и осознанному выбору профессии. Социальный педагог является инициатором и организатором всего социально-педагогического процесса на старшей ступени школы. Координируя и направляя учащихся, социальный педагог помогает им выбрать именно ту профессию, которая удовлетворяла бы как индивидуальные способности, особенности и возможности учащихся, так и требования профессии, которые она предъявляет ему.

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально-мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся условиях в связи с поиском, самоопределением, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Именно профориентационная работа на старшей ступени школы нацелена на подготовку учащихся к профессиональному самоопределению и осознанному выбору профессии. Эта работа реализуется через информирование о профессиях, современных условиях рынка труда; профессиональную диагностику и консультирование; профессиональный отбор и оказание помощи учащимся в их социально-профессиональной адаптации. Именно поэтому на социального педагога и, прежде всего, на самих старших школьниках лежит огромная ответственность, и подчас кажущаяся неизведанная работа, связанная с вхождением современного человека в мир труда и мир профессии в условиях рынка труда. Выполнение этой работы, имеющей целью прежде всего личностный рост и развитие учащихся, предполагает по возможности более полное и всестороннее использование всего арсенала накопленных данных, средств и методов профориентационной работы.

школьник профессия самоопределение педагог

Глава 2. Характеристика основные направлений деятельности социального педагога по проведению профориентационной работы

.1 Критерии и методики выявления профессионального самоопределения старших школьников

В процессе профессионального самоопределения старших школьников успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъектной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять поиск профессии и подготовку к ней. Иными словами, активность учащегося в профессиональном самоопределении определяется тем, насколько он подготовлен как субъект деятельности.

Прежде чем рассмотреть критерии и методику выявления профессионального самоопределения, нам необходимо раскрыть уровневый подход к изучаемому явлению. (табл.1)

Таблица 1

Уровни профессионального самоопределения

Уровни профессионального самоопределения

Характеристика уровней профессионального самоопределения

высокий

предполагает наличие у учащегося адекватно-завышенной самооценки; четко определены целостные ориентации и установки; самостоятельно выстроен личностный профессиональный план; определена конкретная мотивация выбора профессии, мотив внутренне индивидуальный; окончательно сформированы профессиональные интересы, намерения и направленность на ту или иную профессию

средний

предполагает, что самооценка учащегося находится на среднем уровне своего развития (от неадекватно заниженной до адекватно завышенной); частично определены ценностные ориентиры и установки; личностный профессиональный план находится на стадии обдумывания; выбор профессии мотивирован внешними факторами и выбор профессии частично соответствует личностным особенностям учащегося

низкий

предполагает наличие у учащегося неадекватно заниженной самооценки; отсутствие целей в будущей профессиональной деятельности; нет планов по отношению к выбору профессии; мотивация только внешняя; отсутствует интерес и направленность в какой-либо сфере профессиональной деятельности


Далее мы рассмотрим те критерии и методы, по которым и определяется тот или иной уровень сформированности профессионального самоопределения.

Оценка профессионального самоопределения, по мнению М.М. Митиной, проводится по следующим критериям:

) ценностные ориентации;

) ближайшие, перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;

) уровень развития самооценки;

) уровень развития профессиональной мотивации;

) личностные особенности.

Учащиеся, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мире профессий. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают учащиеся старшего школьного возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Личностное самоопределение происходит на основе освоения общественно выработанных представлениях об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание учащегося, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Одним из приоритетных критериев выявления профессионального самоопределения является уровень развития самооценки. Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка адекватная позволяет отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка препятствует выполнению указанных функций. Следовательно, адекватная самооценка - необходимое условие формирования личности. Неадекватно завышенная самооценка - переоценка себя личностью, неадекватно заниженная - недооценка себя.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что человек начинает себя неправильно оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникает повышенная тревога, эмоциональные срывы).

Самооценка при выборе профессии предполагает оценку своих интересов, способностей и личностных качеств, соответствие их требованиям выбираемой профессии.

Основная информация о показателях критерия самооценки извлекается из результатов применения методик «Кто Я?», «Самооценка» (комплексная методика диагностики способности старшего школьника к профессиональному самоопределению). Эту методику придумали американские психологи Кун и Мак-Портленд.

«Пожалуйста, за 15 минут 20 раз ответьте на вопрос: «То Я?» Будьте искренни. Используйте для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову. Правильных и неправильных ответов здесь быть не может».

Методика «Кто Я?» позволяет показать значение полноты самовосприятия и самооценки («Комплексная методика»).

Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо-Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально-значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность и т.д. Каждая шкала длиной 10 см. Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:

____________________________________ 10 воля

Слева - самые безвольные, справа - самые волевые. Нужно крестиком отметить свое место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкале будет минимум этого качества, справа - максимум.

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки, которые вызывают затруднения при их оценивании.

Следующим важнейшим критерием, определяющим профессиональное самоопределение старших школьников, являются ценностные ориентации.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение учащихся к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности.

была по заслугам оценена другими;

была для меня интересной;

была полезной и нужной людям;

доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнивать реальные ценности, что именно игнорирует старший школьник в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой учащиеся готов нести полную ответственность за себя и за свои действия. В первую очередь необходимо определить, какие ценности он считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение, самоопределиться в своей деятельности.

Еще одним ни мало важным критерием выявления профессионального самоопределения является способность к построению сколько-нибудь определенного проекта профессионального жизненного пути (личного профессионального плана - ЛПП) - это дело сложное, зависящее от ряда объективных и субъективных обстоятельств.

Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, «аналитическим», но и «эмоциональным, «синтетическим». Главный критерий здесь - не чья-либо внешняя оценка, а состояние удовлетворенности учащегося сделанным выбором, при условии, что обстоятельства этого выбора им достаточно хорошо осознанны.

Н.С. Пряжников предлагает выделить четыре типа ЛПП:

А. Отсутствие самостоятельно построенного учащимся профессионального плана (за него это делают или сделали - родители, товарищи, учителя);

Б. ЛПП построен самостоятельно, но на очень неполной ориентировочной основе (например, учтено только свое желание или позиция сверстников и пр.);

В. ЛПП построен с учетом многих существенных обстоятельств конкретной - «вот этой» - ситуации выбора профессии;

Г. Сформирована (дополнительно к тому, что указано в пункте «А») готовность (умение, настрой, владение общей схемой - методом решения данной задачи самостоятельно строить новые ЛПП в усложняющихся, изменяющихся условиях (переезд семьи, болезнь и т.д.).

Что касается вариантов реализованности ЛПП, то Н.С.Пряжников предлагает следующие пять:

) пассивное положительное принятие того способа порождения ЛПП, который фактически состоялся;

) активное выражение ЛПП в повседневных разговорах, спорах о выборе профессии;

) частичная реализация ЛПП в тех или иных формах самообразования, пробах сил (посещение кружков, подготовительные курсы, попытки поработать, скажем, в летние каникулы на трудовых постах, близких по содержанию деятельности или по отраслевому признаку к будущей профессии);

) после выхода из общеобразовательной школы осуществляется реальный выбор профессионального учебного заведения или работы);

) успешная адаптация к избранной профессии и дальнейшее профессиональное развитие.

В компактном виде рассматриваемое средство ориентировки в многообразии ЛПП учащихся может выглядеть так, как на ниже приводимой схеме. При этом характеристики ЛПП могут быть обозначены на ней точками, «клетками» на пересечении столбцов и строк («абсцисс» и «ординат»). Понятно, что здесь речь должна идти не о метрической, а о смысловой точности.

Типы ЛПП

Схема. Средство (схема) для группировки разновидностей личных профессиональных планов (ЛПП). (По Н.С. Пряжникову)

Общая схема принятия решения о выборе для себя профессии может быть примерно такой:

) Составить общую обзорную ориентировку в мире профессий.

) Выделить возможности и ограничения, связанных с обстановкой в группе близких людей, в обществе; полезно их подразделить на три степени - те, с которыми нельзя не считаться, те, с которыми лучше считаться, чем не считаться, и те, которыми можно пренебречь.

) Собрать, упорядочить сведения в соответствии с формулой «моей» профессии, учтя и возможные запасные варианты выбора.

) Если необходимо, уточнить для себя формулу своей профессии.

) Обдумать варианты шагов на пути освоения профессии.

) Мысленно «проиграть», продумать элементы структуры ЛПП.

) Окончательно принять решение.

Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, эти ценности определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Образ профессии, когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь, результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профессиональных и жизненных целей.

Как отмечает Е.П. Ильин, старшие школьники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования профессионально0направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем более зрелым в этом плане является старший школьник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспективой жизни.

Формирование обоснованного мотива выбора профессии предполагает осознание учащимися всей совокупности присущих ему мотивационных особенностей (ведущих индивидуальных потребностей и мотивов, склонностей, стремлений и т.д.). Выявление основных потребностей и мотивов деятельности, позволяет включить мотив выбора профессии в систему других мотивационных тенденций личности. Тем самым процесс соотнесения себя с миром профессионального труда становится более осознанным, личностно значимым для старшего школьника.

Основная информация о показателях критерия мотивационной сферы извлекаются из результатов применения методики «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ). В основу опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации определенных умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающих при выполнении отдельных видов деятельности, и своего предпочтения или пожелания иметь эти виды деятельности в своей будущей профессии.

Для определения ведущего типа мотивации в процессе выбора профессии используют методику «Мотивы выбора профессии». Дополнительная информация берется из результатов применения методики, разработанной Е.А. Климовым. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), предназначен для выявления склонности к тому или иному типу профессии в соответствии с разработанной им классификацией: «П» - человек-природа»; «З» - человек - знаковые средства; «Т» - человек - техника; «Х» - человек - художественный образ; «Ч» - человек - человек.

Все выше описанные критерии и методики выявления профессионального самоопределения намечены на самопознание и оценку учащимися самих себя, т.е. на изучение личностных особенностей старших школьников.

Е.А. Климов в свою очередь выделяет еще несколько критериев выявления профессионального самоопределения, основанных на изучении личностных особенностей. К ним относятся профессиональные интересы, намерения и профессиональная направленность старших школьников.

Под профессиональным интересом понимают непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношении к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают. Так как профессиональный интерес возникает и развивается в деятельности, то одной из его важных характеристик служит целенаправленная деятельность личности.

Для изучения профессиональных интересов учащихся применяют методику, разработанную А.Е. Голомнетюк «Карта интересов». Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии.

Профессиональное намерение - это осознанное положительное отношение личности к сфере профессиональной деятельности, определяющейся наличием знаний о ее сущности, стремлении избрать профессию в данной сфере деятельности и получить соответствующее образование.

Информация об этом показателе из результатов применения методики. «Изучение профессиональных намерений старшеклассников». Метод позволяет определить готовность к выбору профессии, что характеризуется внутренней осознанностью самого факта выбора и определенностью профессиональных интересов, осведомленностью учащегося и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования к человеку предъявляет избранная профессия.

Профессиональный интерес и профессиональные намерения наиболее благоприятно формируются в обстановке творческой деятельности учащихся, при этом вначале возникает профессиональный интерес, а затем определяются устойчивые профессиональные намерения, которые способствуют формированию профессиональной направленности учащегося.

Под профессиональной направленностью личности понимают одну из существенных ее сторон, выражающуюся в интересах, склонностях, намерениях, идеалах. Профессиональная направленность обусловливает мотивированную и целенаправленную деятельность при подготовке учащегося к выбору трудовой деятельности и путей профессионального становления.

Для определения критерия профессиональной (личностной) направленности в настоящее время используется ориентационная анкета - «Определение направленности личности».

С помощью методики выявляются следующие направленности:

. Направленность на себя - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворения безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, тревожность.

. Направленность на общение - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность.

. Направленность на дело - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество.

Традиционные методики, используемые для выявления профессионального самоопределения старших школьников хорошо известны социальным педагогам: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, карта интересов А.Е. Голомштока и др. данные методики отличаются своими целями: одни выявляют сформированность профессионального плана, другие - мотивы выбора профессии. Однако, несмотря на существующие различия, они очень похожи друг на друга по процедуре их проведения: учащиеся отвечают на вопросы, а социальный педагог затем анализирует ответы и дает необходимые рекомендации.

Рассмотрев критерии и методику выявления профессионального самоопределения мы можем составить критериальную базу изучаемого явления (табл. 2).

Таблица 2

Критериальная база исследования

Общий критерий

Частный критерий

Методика

Профессиональное самоопределение

Ценностные ориентации

Метод ранжирования


Самооценка

«Кто Я?, методика Дембо-Рубинштейн


Профессиональные намерения

«Личный профессиональный план» (ЛПП) (Н.С.Пряжников)


Мотивы

«Опросник профессиональной готовности», «Мотивы выбора профессии», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДД) (Е.А..Климов)


Личностные особенности: - проф. интересы; - проф намерения; - проф направленность

«Карта интересов» (А.Е.Голомшток), «Изучение проф. намерений старшеклассников», «Определение направленности личности» (ориентационная анкета)


На базе средней общеобразовательной школы №7 мы провели исследование профессионального самоопределения в 10-м классе.

В работе мы использовали следующие методики:

«Мотивы выбора профессии», опросник для изучения ведущих мотивов выбора профессиональной деятельности, дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту».

Результаты показали, что из 26 человек, которые обучаются в классе:

человек - предпочитают все-таки тип профессии «Человек - человек», т.е. профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

человека - отдали предпочтения сфере «Человек - природа».

человека - «Человек - художественный образ» - творческие специальности.

человек - «Человек - знак» - профессии, связанные с расчетами.

Самые положительные результаты показали итоги проведения методики «Мотивы выбора профессии». При обработке результатов выяснилось, что больше половины учащихся, а именно 16 человек, мотивируют свой выбор профессии самостоятельно, индивидуально, т.е. выбирают ту сферу профессиональной деятельности, которая соответствует их личностным особенностям, что говорит о высоком уровне формирования профессионального самоопределения и готовности к выбору профессии.

2.2 Формы и методы организации профориентационной работы на старшей ступени школы

Успешной реализации профориентационной работы способствует использование социальным педагогом разнообразных форм и методов организации.

Профориентационная работа ориентирована на освоение старшими школьниками нового типа знания - знания о самом себе. Одним из основных методов, направленных на реализацию этой идеи, является развивающая психологическая диагностика.

Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность, во-первых, получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии )диагностические методические процедуры); во-вторых, развитие этих психологических качеств (развивающие методические процедуры). Основной формой реализации данных процедур является организация профессиональных проб.

Профессиональная проба - это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.

Через профессиональные пробы осуществляется ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда различных отраслей деятельности, формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, что способствует профессиональному самоопределению. В процессе выполнения профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, созидательному и обоснованному выбору профессии.

Профессиональные пробы рассматриваются как диагностические и развивающие процедуры, так как, с одной стороны, структура проб содержит диагностическую часть, где с помощью психофизиологических методов определяется выраженность профессионально важных качеств, а с другой - практический этап проб, позволяющий как бы примерить на себя различные виды профессиональной деятельности и способствующий адекватному формированию и развитию образа «Я» в профессии.

Идея развивающей психологической диагностики в организации профориентационной работы, может реализоваться в форме лабораторно-практических занятий, которые включают четыре основных этапа. Первый предполагает сообщение учащимся системы сведения об определенном психологическом свойстве в контексте требований профессионального труда; второй - применение достаточно простых психологических процедур, обеспечивающих выявление данного свойства и оценку его выраженности; третий - использование развивающих процедур, позволяющих учащимся выполнять упражнения по развитию соответствующего свойства; Четвертый - обсуждение рекомендаций относительно путей совершенствования данного свойства и условий его реализации в реальных жизненных и профессиональных ситуациях.

Развивающие психологические процедуры, активизируя внутренние психологические ресурсы старших школьников и включая механизмы рефлексии, превращают процесс формирования профессионального самосознания в целенаправленную, осознанную, личностно значимую деятельность.

Помимо развивающей психологической диагностики, в организацию профориентационной работы используются и традиционные методы.

Одним из наиболее широко применяемых в профориентационной работе методов является беседа. Она позволяет социальному педагогу при изложении нового материала опираться на жизненный опыт старших школьников. Беседа может сочетаться с рассказом и объяснениями.

К методам организации профориентационной работы может относится и лекция. Возможно предусмотреть небольшие лекции по темам: «Современный рынок и его требования к профессионализму», «Пути получения профессии», «Внутренний мир человека и возможности его познания» и др.

При использовании объяснительно-иллюстративных методов (беседа, рассказ, объяснение, лекция) целесообразно применять средства наглядности: таблицы, схемы, плакаты, фотографии, фрагменты из кинофильмов и видеофильмов, компьютерные средства. При включении в план работы демонстрации фильма важно, чтобы его содержание было органично связано с обсуждаемой темой, наглядно иллюстрировало действие, процесс, т.е. подкрепляло словесную информацию.

Кроме традиционных методов в организации профориентационной работы могут широко использоваться инфомационно-поисковые методы.

Для активного познавательного поиска широкие возможности открывает метод диспута. Например, на занятии по теме «Социально-психологический портрет современного профессионала» в процессе диспута может быть обсужден вопрос: «Каков он, современный профессионал?» На такое занятие можно пригласить выпускников школы, представителей той или иной профессии, родителей, заранее сообщив им тему предстоящей дискуссии. Может быть предложен примерный план диспута:

. Какой смысл вы вкладываете в понятие «современный профессионал»?

. Встречались ли вы с человеком, которого можно считать современным профессионалом? Каков он?

. Совместимы ли труд и творчество в профессиональной деятельности? и т.д.

К информационно-поисковым методам относятся и методы организации исследовательской деятельности. Они также способствуют формированию познавательной активности старших школьников. Эти методы используются, например, при составлении развернутой формулы профессиональной деятельности. При изучении, например, темы «Классификации профессий» класс разбивается на группы по признаку интереса к определенному типу профессий: «человек - техника», «человек - природа», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».

Задания каждой группе:

. Назовите основные классификационные признаки профессиональной деятельности. Дайте им характеристику.

. Составьте перечень пяти профессий, относящихся к предпочитаемому вами типу профессий.

. Составьте формулу интересующей вас профессии. Обсудите правильность выполнения задания с другими группами.

С.Н.Чистякова выделяет еще один метод при организации профориентационной работы, это метод наблюдения. Он может использоваться в процессе проведения экскурсий на предприятия, выставки, профессиональные училища, лицеи, другие учебные заведения и т.п. Задача таких наблюдений - развить интерес учащихся к профессиональной деятельности различных специалистов, научить их анализировать социальные явления и т.д.

Основной формой организации профориентационной работы на старшей ступени школы является занятие (урок). Социальный педагог помогает учащимся освоить систему знаний о закономерностях, принципах, методах диагностики, развитии «образа «Я»; способствует формированию умения обоснованного профессионального самоопределения.

Важной формой наглядности ознакомления учащихся с миром труда, системой профессионального образования являются экскурсии. Проведение их социальный педагог должен спланировать заранее, разработать систему конкретных заданий учащимся в виде вопросов, на которых они должны сосредоточить свое внимание в ходе экскурсии. Экскурсии могут быть проведены на различные предприятия, учреждения, в службу занятости населения, учебные заведения и т.д.

Еще одной эффективной формой организации профориентационной работы является использование профориентационных игр и упражнений. данная форма организации носит ознакомительный и информационный характер, позволяет моделировать перспективы профессионального и личностного развития в их целостности.

Интересную и оригинальную игру «Советчик» предлагает Н.С. Пряжников. Учащимся раздаются бланки со списком класса. Их просят написать, какая профессия и учебное заведение (учреждение) являются наиболее подходящими для каждого из учеников (в том числе и для себя). После этого социальный педагог собирает заполненные анкеты и зачитывает рекомендации, данные каждому из учащихся.

Важным преимуществом игры являются анонимность. Некоторые пишут печатными буквами, опасаясь узнавания почерка.

Эта игра была проведена в средней школе №7 в 10 классе. Наблюдения показали, что учащиеся охотно включаются в обсуждение проблем, связанных с выбором профессии, не стесняются высказать свою точку зрения. Молодых людей явно интересует мнение о себе окружающих.

Анализ полученных данных позволил выделить три неравные группы учащихся.

В первую группу (самую многочисленную) попали те, чей профессиональный выбор совпадает с пожеланиями одноклассников. При этом учащиеся единодушно рекомендуют своему однокласснику следовать выбранному им пути.

Вторая группа представлена старшими школьниками, представление которых о себе расходится с мнением одноклассников. Последние обращают внимание на некоторые особенности характера и личности своего одноклассника, которые либо совместимы с выбираемой им профессией, либо являются важной составляющие другой профессии.

Одной девочке, выбравшей технический вуз, одноклассники настойчиво рекомендовали занятие преподаванием в школе или в ВУЗе, так как они обратили внимание на ее терпение при объяснении сложного материала.

Другая девочка очень хотела стать врачом, о чем открыто говорила. Однако, по мнению сверстников, свойственные ей нетерпимость к чужой боли и недоброе отношение к окружающим помешают ей стать хорошим врачом. Одноклассники рекомендовали ей иную сферу приложения «медицинской направленности» - научно-исследовательскую.

Самую малочисленную группу составили учащиеся, которых одноклассники видят дворниками, уборщицами (также назывались и другие подобные профессии). Интересно отметить, что подобные рекомендации никак не связаны со школьными успехами или неуспехами этих старших школьников. Их открыто не любят за грубость, невежество, лень, нечистоплотность.

В известном смысле полученные результаты заменяют социометрические обследования. По причине анонимности невозможно или трудно догадаться, кто и что написал. Однако, очевидно, что учащимся неприятно выслушивать рекомендации стать дворником или вышибалой в клубе. Вместе с тем, на основе игры «Советчик» есть возможность побудить учащихся задуматься о тех чертах их личности, на которые явно или неявно обратили внимание одноклассники.

В профориентационной работе социальный педагог может использовать еще одну форму ее организации, это совместная работа со старшими школьниками по составлению и реализации творческих проектов. Под проектом здесь понимается поиск аргументированных и доказательных, иногда единственно правильных, решений применительно к условиям деятельности и выбранным целям. При этом сам выбор целей часто бывает важной частью проекта.

Н.В. Митяш предлагает примерный творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» для 11 класса.

I. Цели и задачи проекта.

. Определить свои жизненные планы и в соответствии с ними наметить пути развития профессиональной карьеры.

. Выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии.

. Сориентироваться в разнообразном мире профессий.

. Научиться самостоятельно выбирать учебные заведения, планировать свою будущую карьеру.

. Научиться адекватно оценивать свои способности и возможности.

II. План действий.

. Обоснование выбора темы проекта. Поиск и сбор информации для поступающих в ВУЗы.

. Посещение профцентра. Выявление интересов, способностей.

. Обоснование выбора специальности.

. Обоснование выбора учебного заведения.

. Рассмотреть варианты в случае непоступления.

. Поступление.

. Оценка и защита проекта.

Пошаговое выполнение проекта «Мои жизненнее планы и профессиональная карьера» поможет учащимся утвердиться в их силах, научит самостоятельному поиску и сбору информации (работа в библиотеке, профцентре). Исследовательская работа над проектом побудит учащихся с ответственностью подойти к решению своей дальнейшей судьбы.

Мы рассмотрели различные формы и методы организации профориентационной работы на старшей ступени школы. Для того, чтобы их реализация была эффективной и способствовала осознанному, адекватному выбору профессии, социальному педагогу необходимо построить всю работу грамотно, с учетом всех требований и правил, которые предъявляют формы и методы ее организации. А также создать такие условия для учащихся, которые бы способствовали самостоятельному решении. проблемы их профессионального самоопределения и выбора профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуации в стране необходимо новое понимание ее содержания.

Основная идея нашей работы состоит в утверждении того, что развитие личности (ее направленности, гибкости, самосознания) определяет выбор и подготовку к профессии, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности. Таким образом, профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности. Выбор профессии - это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы - с другой.

Такой выбор учащийся должен сделать уже в старшем школьном возрасте, когда основным содержанием «кризиса» перехода от детства к взрослости является изменение движущих сил развития личности.

Помощь учащимся в их профессиональном самоопределении и осознанном выборе профессии призвана оказывать профориентационная работа. Главной целью ее содержания является обучение старших школьников продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей - познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их в подготовке к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования учащимся своих основополагающих отношений к профессиональной деятельности, развития и самореализации своих возможностей, формирование адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.

Ведущая роль при организации профориентационной работы на старшей ступени школы, принадлежит социальному педагогу. Целями которого являются активизация процесса профессионального самоопределения учащихся, развитие у них способности к профессиональной адаптации и гибкости в современных социально-экономических условиях.

В связи с этим мы рассмотрели основные критерии и методику выявления профессионального самоопределения старших школьников, и охарактеризовали основные формы и методы организации профориентационной работы.

Для того, чтобы профориентационная работа строилась систематично и поэтапно, мы описали примерную программу ее организации.

Важно отметить, что, прежде чем оказывать помощь старшему школьнику в его профессиональном самоопределении и выборе профессии, социальному педагогу необходимо осознать цель и смысл оказываемой помощи, четко представлять перспективы и ограничения развития учащегося в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального поведения.

Литература

2.      Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991 - 303 с.

.        Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976 - 303 с.

.        Марченко А.В. Настольная книга учителя технологий. - М.: Астрель, 2008 - 431 с.

.        Новикова Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. - М.: АПК и ПРО, 2009 - 110 с.

.        Немов Н.В. управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2010 - 68 с.

.        Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО.2008 - 102 с.

.        Федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений. Проект./ Министерство образования Российской Федерации. - М., 2009 - 36 с.

Похожие работы на - Особенности проведения профориентационной работы на старшей ступени школы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!