Государственный финансовый контроль

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,49 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный финансовый контроль

СОДЕРЖАНИЕ

1. Счетная палата как субъект государственного финансового контроля

. Государственное регулирование страховой деятельности

. Контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег. Ответственность руководителей предприятий, учреждений за нарушение этих правил

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Список используемой литературы

1. Счетная палата как субъект государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, использованием кредитных ресурсов, состоянием внешнего и внутреннего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2000 № 1358 в редакции от 18.07.2001 № 872 возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и определение обоснованности и эффективности осуществления финансовых действий задачам государства.

В системе финансового контроля со стороны государства особое место принадлежит Счетной палате Российской Федерации.

Как субъект государственного финансового контроля Счетная палата РФ создана 11 января 1995 года Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ.

Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным Законом "О Счетной палате РФ" от 11.01.95.

В соответствии с п.5 ст.101 Конституции РФ "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату". Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.

Счетная палата - это юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителем председателя, назначаемым Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума и шесть - Совет Федерации РФ, а также аппарата Счетной палаты - инспекторов. [эриашвили, с. 48].

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

·все государственные органы (а том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

·органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

·общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Основными задачами Счетной палаты являются:

·организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондом по объемам, структуре и целевому назначению;

·определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

·оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

·финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющие на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

·анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

·контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

·регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю и состоянием государственного и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

·управлением и обслуживанием государственного долга;

·законностью, рациональностью и эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

·эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

·предоставлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального Банка России и других банков в части обслуживания ими федерального бюджета, а также по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. Все органы государственной власти в Российской Федерации, Центральный Банк России, предприятия и учреждения, независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная плата вправе проводить ревизии и тематические проверки, являющиеся основой формой ее контроля. Инспектора Счетной палаты наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы. При обнаружении подделок, хищений и подлогов - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов. О результатах проверок, ревизий Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. В случае выявления нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, Счетная палата РФ передает материалы в правоохранительные органы. Счетная палата не имеет право вмешиваться в проведение оперативной деятельности проверяемой организации и предавать гласности выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта - заключения.

В случае выявленных нарушений в хозяйственной и финансовой деятельности для принятия мер по возмещению причиненного государству ущерба и привлечению ответственных в нарушении законодательство РФ, Счетная палата направляет представление органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный срок. Если срок не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания в случаях выявленных нарушений в финансовой, коммерческой, хозяйственной и иной деятельности предприятия, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения.

В случае неоднократного неисполнения предписаний Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных, расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжалован в судебном порядке.

Про проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации, которые обязаны содействовать деятельности Счетной палаты. Деятельность Счетной палаты по закону является главной, результаты ее деятельности освещаются в средствах массовой информации.

Итак, подводя итоги вышесказанному, Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конституцией РФ, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

2. Государственное регулирование страховой деятельности

счетный финансовый страховой деньги

Страховой рынок как часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования во всех странах мира. В самом общем виде это регулирование рынка представляет собой упорядочение деятельности всех его участников.

Деятельность страховщиков коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов в силу совей нацеленности на обеспечение возмещения ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора. Он выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователем. Отсутствие средств у страховщика для расчета по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственного страхового надзора - величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение трех основных функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.

1.Регистрация тех, кто осуществляет страховые действия - главная функция. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика и его финансовое положение. Органом государственного страхового надзора регистрация оформляется выдачей лицензии.

2.Обеспечение гласности. Каждый страховщик обязан опубликовать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении (публичная отчетность). Органы государственного страхового надзора обязаны проверить, насколько предоставленная информация достоверна. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

.Поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может начинать расследование нарушений закона, проводить проверки оперативно-финансовой деятельности страховщиков.

Процесс регулирования деятельности страховых организаций включает в себя:

·создание нормативно-правовой базы функционирования страховых организаций;

·отбор профессиональных участников страхового рынка, поскольку не любая организация может занять место страховщика или страхового посредника;

·контроль за соблюдением выполнения всеми участниками страхового рынка норм и правил функционирования;

·систему санкций за отклонение от установленных норм и правил деятельности страховых организаций на рынке.

Формы и методы государственного регулирования страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные). На современном этапе преобладают административные методы регулирования.

Система административного регулирования опирается на действующую систему законодательства, которая включает в себя общие правовые акты, специальное страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными организациями исполнительной власти.

Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпринимательской деятельности, рода занятий. К ним относят Гражданский кодекс Российской Федерации (гл. 48 "Страхование"), Закон РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 31.12.97 г. № 157-ФЗ, 20.11.99 г., 21.03., 25.04.02 г.), Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и другие.

Закон № 157-ФЗ от 31.12.97 г. является базовым по отношению к другим законам в области страхования, а также к иным законам, регулирующим иные отношения, но содержащие страховые нормы. Он регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

Экономические регуляторы - это меры косвенного воздействия государства на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы посредством использования механизмом налогообложения, учетной политики, рынка ценных бумаг. Страховая деятельность регулируется комплексом нормативно-правовых актов: законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Структура органов государственного регулирования деятельности организаций на страховом рынке включает:

·Министерство финансов РФ, в структуре которого содержится специальное подразделение, контролирующее деятельность страховщиков - Департамент страхового надзора;

·Министерство РФ по антимонопольной политике - устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением;

·Центральный банк РФ - регулирует особенности деятельности страховых организаций на рынке банковских услуг;

·Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - регулирует особенности деятельности страховых организаций на рынке ценных бумаг;

·Министерство РФ по налогам и сборам.

В России надзор за страховой деятельностью возложен на Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. В 1992 году был создан Росстрахнадзор - Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были даны контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Согласно п.1 ст. 30 Закона РФ "О страховании" от 27.11.92 "государственный надзор за деятельностью страховых организаций осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков или заинтересованных лиц и государства".

Основными функциями Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ являются:

·выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

·ведение Единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

·установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

·выдача в предусмотренных законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховым организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

·разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным Законом о страховании к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

·обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций имеет право:

·получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

·производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности;

·при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае их невыполнения приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий.

Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:

·прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

·обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;

·повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, предоставлении им государственной поддержки;

·законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;

·совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью;

·совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференциальной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение требований и принципов добросовестной конкуренции.

Важнейшим проявлением государственного регулирования является лицензирование страховщиков. Лицензирование страховой деятельности на территории Российской Федерации носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности. Она может быть выдана только юридическому лицу, так как физическое лицо не может заниматься страховой деятельностью. Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования, связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования. При этом в лицензии указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Условия лицензирования страховой деятельности утверждены приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 г. № 02-02/8. Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при выдаче. Страховщику может быть выдана временная лицензия, в которой указывается срок, на который она выдана.

Помимо лицензирования Министерство финансов РФ утверждает Правила размещения страховых резервов страховщиками. Под размещение страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, должны удовлетворять условия диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Согласно Приказу Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19.06.95 г. неисполнение страховщиком требований Правил является основанием для применения к нему санкций, ограничения или приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности.

Для защиты интересов, координации деятельности, осуществления совместных программ образован Всероссийский союз страховщиков, созданный в 1992 году по инициативе Росгосстраха, Ингосстраха и других ведущих страховщиков России. Страховой союз - это межрегиональное непрофессиональное некоммерческое объединение страховщиков России. Он участвует во взаимоотношениях с государственными, международными и иными организациями, способствует созданию и развитию страхового рынка. Руководящими органами Союза являются Общее собрание, Президиум и Исполнительная Дирекция. Президиум возглавляет Президент Росгосстраха.

В связи со вступлением в силу соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также со вступлением России во Всемирную торговую организацию в ближайшие годы предстоит решать сложные задачи развития взаимоотношений российского и международного страховых рынков. Основной целью должно быть сохранение инвестиционного потенциала страхового сектора, его использование в интересах национальной экономики. По мере укрепления российского страхового рынка и создания необходимых предпосылок для его развития будет поэтапно проводиться либерализация допуска на него иностранных компаний. Главным направлением станет привлечение иностранных страховщиков и перестраховщиков в отечественную экономику для создания системы защиты инвестиций.

3. Контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег. Ответственность руководителей предприятий, учреждений за нарушение этих правил

Денежная система Российской Федерации состоит из ряда элементов: официальной денежной единицы (рубля), порядка эмиссии наличных денег, организации и регулирования денежного обращения. Денежная система РФ имеет конституциональную основу, а также регулируется нормами гражданского, административного и уголовного права. Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной форме. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется Законом РФ "О Центральном банке Российской Федерации" от 2.12.90 г. № 394-1 и изданным в его развитие Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Письмом ЦБ РФ от 4.10.93 г. № 18, и Порядком ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории России, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 25.03.97 г. № 02-101.

Функции контроля за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации" от 2.12.90 г. № 394-1 возложены на Банк России.

На Банк России в целях организации наличного денежного обращения возлагаются функции:

·проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам;

·регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

·устанавливать правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

·устанавливать правила изъятия из обращения ветхих и поврежденных банкнот;

·принимать решения о выпуске в обращение новых банкнот и монет, т.е. осуществлять эмиссию наличных денег;

·устанавливать и публиковать официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

·принимает участие в разработке прогноза и платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации.

Положение от 5.01.98 г. № 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" содержит четыре основные методы регулирования денежного обращения в РФ:

·прогнозирование - составление коммерческими банками прогнозов кассовых оборотов на базе кассовых заявок от обслуживаемых ими предприятий;

·лимитирование - установление лимитов наличных денег в кассах предприятий;

·системное банковское контролирование - оперативный контроль за соблюдением организациями правил хранения, расходования и обращения денег осуществляется методом ревизий и проверок на предмет соблюдения кассовой дисциплины не реже одного раза в два года;

·ответственность за неисполнение лимитов. Предприятия обязаны сдавать в банк все наличные деньги сверх установленных лимитов. В кассе могут храниться только деньги для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий не более трех дней.

На коммерческие банки Положением № 14-П возлагаются следующие обязанности:

·обеспечение своевременной выдачи клиентам наличных денег на их нужды;

·проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций предприятиями;

·проверка соблюдения лимитов расчета наличными деньгами;

·ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.

Юридическая ответственность за несоблюдение норм налично-денежного обращения может быть различной.

Дисциплинарная ответственность регулируется Трудовым Кодексом РФ. Согласно ст. 135 Кодекса законов о труде РФ могут применяться следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и возмещение материального ущерба лицами, допустившими нарушения "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и Положения "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".

Налоговая ответственность - это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения. Она состоит в применении финансовых санкций - денежных штрафов и носит исключительно материальный характер.

В случае неоднократных нарушений организациями правил ведения кассовых операций, согласно ст. 120 Налогового кодекса нарушения квалифицируются как "грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и объектов налогообложения", в результате которых наблюдается несвоевременное или неверное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности денежных средств налогоплательщика.

Ст. 120 Налогового кодекса предусматривает санкции за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения. Ею предусмотрены штрафы в размере 5 000 рублей в случае нарушений в один отчетный период, 15 000 рублей в случае нарушения в течение более чем одного отчетного периода, 10% от суммы неуплаченного налога, если нарушения повлекли занижение налоговой базы.

Более серьезными являются нарушения действующего законодательства за расчеты юридических лиц с населением без использования кассового аппарата. Порядок расчетов регулирует Закон РФ от 18.06.93 г. № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Использование неисправной контрольно-кассовой машины влечет наложение штрафа в размере 200 минимальных месячных оплат труда, осуществление торговых операций после приостановления деятельности - 700-кратный размер минимальной заработной платы. Невыдача чека покупателю или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной - 10-кратный размер минимальной заработной платы, не менее 20% от стоимости покупки.

Административная ответственность - вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное нарушение. Порядок основания и привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) и другими правовыми актами.

В случае несоблюдения кредитными организациями федеральных законов и нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации денежного обращения применяются меры административного характера. Наиболее частым является невыполнение контрольных функций по организации денежного обеспечения. Ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке" предусматривает устранение нарушения, взыскание штрафа в размере одной десятой процента от размера минимального уставного капитала, а в случае невыполнения предписания - 1% от величины уставного капитала.

Уголовная ответственность - это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Наиболее серьезными преступлениями в сфере денежного обращения являются изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг; изготовление и сбыт поддельных кредитных карт и иных платежных документов; легализация (отмывание) денег, приобретенных незаконным путем. Совершение финансовых операций с денежными средствами, приобретенными незаконным путем, предусматривает наказание согласно ст. 174 УК штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда либо лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда. В случае совершения финансовых преступлений группой по предварительному сговору либо с использованием служебного положения, закон предусматривает лишение свободы от четырех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой. "Отмывание денег" в особо крупных размерах влечет наказание в виде лишения свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества.

Задача 1

Гражданин России К.А. Копылов решил провести отпуск у родственников на Украине. На таможенном посту он предъявил 1 100 долларов США, пять именных акций Внешторгбанка, пять облигаций муниципального займа г.Новосибирска, сберегательный сертификат банка "Сибакцептбанк" на сумму 25 000 рублей и вексель коммерческого банка на сумму 250 000 рублей. Ему было предложено заполнить соответствующие бланки и предоставить разрешение на вывоз валютных ценностей.

Дайте понятие валютных ценностей в соответствии с действующим законодательством.

Каков порядок ввоза-вывоза иностранной валюты и валютных ценностей, а также ценных бумаг из России и в Россию?

Должен ли Копылов представить какие-либо документы на таможенном посту в вышеназванном случае?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9.10.92 г. № 3615/1 под иностранной валютой понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах.

Валютные ценности - это более широкое понятие, чем валюта. В состав валютных ценностей входят:

·иностранная валюта;

·ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

·драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий;

·природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Резиденты - физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами. Статус господина Копылова - резидент. При проведении таможенного контроля господин Копылов предъявил иностранную валюту в размере 1 100 долларов США. Остальные предъявленные им финансовые документы относятся к ценным бумагам.

Ценная бумага - это вещь особого рода, отвлеченно выражающая меновую стоимость, поскольку она воплощает в себе какое-либо имущественное право. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только на предъявителя. К ценным бумагам относят вексель, чек, депозитарный и сберегательный сертификат, коносамент, акцию и другие ценные бумаги. Господин Копылов на таможенном контроле предъявил следующие ценные бумаги:

Вексель коммерческого банка на сумму 250 000 рублей - ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векседателя либо указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы. Копыловым представлен вексель на сумму 250 000 рублей. (8 333 доллара при условии 1 доллар = 30 рублей).

Сберегательный сертификат Сибакцептбанка на сумму 25 000 рублей - ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении указанного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка. (833 доллара при условии 1 доллар = 30 рублей).

Именные акции Внешторгбанка - ценная бумага, удостоверяющая права ее владельца (акционера) на получение чистой прибыли акционерного общества в виде дивидендов, часть имущества после его ликвидации, участие в управлении акционерным обществом.

Облигации муниципального займа - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.

Всего Копылов предоставил валюты и ценных бумаг на сумму 10 266 долларов США без учета вывозимой валюты России.

Физические лица-резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. При этом не требуется предоставление таможенным органам Российской Федерации документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее переведена, ввезена или переслана в Российскую Федерацию или приобретена в Российской Федерации.

Банк России - основной орган валютного регулирования в Российской Федерации. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, проводит все виды валютных операций, устанавливает правила проведения резидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами.

По всем клиентским операциям, связанным с внесением, выдачей, покупкой и продажей наличных валютных средств, банк выдает справку формы 0406007, являющуюся разрешением на вывоз валюты за рубеж.

Основным документом, оформляющим покупку или продажу иностранной валюты физическим лицом, является справка формы 0406007. При продаже или покупке физическим лицом иностранной валюты на сумму менее 10 000 долларов США реквизиты паспорта могут не вноситься в справку, в таком случае справка не является разрешением на вывоз валюты. При продаже или покупке иностранной валюты на сумму более 10 000 долларов США все реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица, заполняются в справке в обязательном порядке.

Справка формы 0406007 действительна в течение трех лет с даты ее выдачи для вывоза из России иностранной валюты или платежных документов в инвалюте физическими лицами и подлежит сдаче российской пограничной таможне. Права по данной справке не передаются другому лицу.

Учитывая сумму вывозимых денежных средств Копылов должен предоставить справку формы 0406007 для провоза заявленных средств. Возможен вариант с уменьшением вывозимых средств за пределы России.

Задача 2

Совет директоров ЗАО "Нэфси" принял решение о создании банка, в котором единственным учредителем являлось ЗАО "Нэфси". Юридическому отделу ЗАО была поставлена задача по подготовке соответствующего пакета документов и оформления решения о создании.

Дайте понятие коммерческого банка как вида кредитной организации. Дайте понятие регистрации и лицензирования кредитных организаций со ссылкой на нормативные документы. Определите перечень мероприятий, которые должны быть проведены в ЗАО "Нэфси" для создания коммерческого банка. Перечислите требования, предъявляемые к учредителям коммерческих банков.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ от 2.12.90 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Кредитная организация в соответствии с Законом - это юридическое лицо, основная деятельность которого - извлечение прибыли от посреднических операций на денежном рынке. Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

·привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

·размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

·открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности":

·банк является коммерческим юридическим лицом и организационным образованием, деятельность которого направлена на извлечение прибыли;

·банк создается в форме хозяйственного общества - акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью;

·банк является кредитной организацией - организацией, созданной для осуществления банковских операций;

·банк действует на основе лицензии, выдаваемый Центральным банком России;

·банк обладает специальной компетенцией - извлекает прибыль путем совершения специальных операций;

·банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы.

Порядок регистрации и лицензирования банков в Российской Федерации определяется Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Инструкцией Банка России "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" от 23.07.98 г. № 75-И.

Кредитная организация совершает банковские операции только на основе лицензии, выданной Банком России. Банк России регистрирует кредитную организацию и ведет книгу государственной регистрации кредитной организации, за что взимается сбор в размере не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Лицензия выдается только после государственной регистрации и полной оплаты объявленного уставного капитала.

Порядок создания кредитных организаций установлен Инструкцией в несколько этапов.

Этап 1 - До подписания учредительного документа учредители направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемого полного официального и сокращенного наименований кредитной организации. Предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации действительно в течение 12 месяцев с момента получения согласия Банка России, которое выражается в телеграмме, направляемой в адрес учредителей кредитной организации и территориального учреждения по месту предполагаемого нахождения кредитной организации.

Этап 2 - Подписание учредительного договора. Учредителями коммерческого банка могут быть лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников первые три года со дня его регистрации, т.е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала. Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном порядке, действовать в течение трех лет, иметь устойчивое финансовое положение, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года, располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставной капитал кредитной организации.

Учредитель - юридическое лицо, не являющийся кредитной организацией, должен иметь прибыль и своевременно выполнять обязательства перед бюджетом в течение последних шести месяцев. Для определения достаточности средств учредителя для взносов в уставный капитал кредитной организации учитываются показатель активов и коэффициент текущей ликвидности предприятия. Наличие задолженности у юридического лица перед бюджетом независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате является основанием для отказа в приеме такого юридического лица в состав учредителей кредитной организации.

Этап 3. Для регистрации и лицензирования кредитной организации ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительных документов в соответствии со ст. 14 Закона "О банках и банковской деятельности" представляют в территориальное учреждение Банка России следующие документы, список которых перечислен в ст. 12 Федерального Закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц":

·заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности;

·заявление о постановке создаваемой кредитной организации на учет в налоговом органе;

·учредительный договор;

·устав кредитной организации;

·протокол общего собрания учредителей о принятии учредительных документов и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

·свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдачи лицензии (за регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина в размере 2 000 рублей, за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии - 0.1% от размера уставного капитала кредитной организации);

·нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последних года деятельности, а также подтверждение налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетом за последние три года;

·декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами налоговой службы и подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

·анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

·список учредителей кредитной организации.

·бизнес-план, на основании которого Банк России оценивает соответствие создаваемой кредитной организации установленным требованиям; способность кредитной организации сохранять финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования с учетом возможностей влияния ее на деятельность взаимосвязанных учредителей и их корпоративных групп; адекватность структуры управления кредитной организацией принимаемых рискам. К ходатайству о регистрации прилагаются также расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первые три года деятельности отдельно на каждый год;

·заключение федерального антимонопольного органа о согласовании вопроса создания кредитной организации и о соблюдении антимонопольных правил, в случае превышения уставного капитала 160 млн. рублей. (Постановление Правительства РФ от 7.03.2000 г. № 194);

·опись документов, представленных в комплекте.

Срок рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России не должен превышать 4 месяцев с даты их поступления. В случае наличия замечаний по представленным документам и отсутствия полного комплекта документов территориальное учреждение возвращает их учредителям с письменным заключением. Исправленные и повторно представленные документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в общем порядке.

Этап 4 - При отсутствии замечаний в случае положительного заключения территориальное учреждение направляет в Банк России заключение с необходимыми документами учредителей кредитной организации.

Этап 5 - В течение 2 месяцев Банк России принимает решение о возможности государственной регистрации кредитной организации.

Этап 6 - В течение 3 рабочих дней с момента принятия положительного решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в лице Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций направляет в уполномоченный регистрирующий орган документы с сопроводительным письмом.

Этап 7 - В течение тех же 3 дней предыдущего этапа Банк России:

·ставит на титульном листе учредительного документа штамп с указанием даты государственной регистрации;

·вносит сведения о регистрации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

·направляет учредителям оригинал свидетельства уполномоченного регистрирующего органа о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации;

·направляет в территориальное учреждение Банка России копии свидетельства о государственной регистрации;

·открывает корреспондентский счет для оплаты учредителями уставного капитала кредитной организации;

·публикует в "Вестнике Банка России" сообщение о государственной регистрации кредитной организации.

Этап 8 - Территориальное учреждение направляет уведомление с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты 100% уставного капитала. Для его уплаты устанавливается срок в 1 месяц.

Этап 9 - В течение 1 месяца территориальное учреждение рассматривает документы, на основании которых удостоверяется в правомерности оплаты уставного капитала.

Этап 10 - Заключение о правомерности оплаты направляется в Банк России.

Этап 11 - В течение 3 рабочих дней принимается решение о выдаче лицензии.

С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

·на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

·на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

·на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Задача 3

ЗАО "Капитал" имеет намерение заключить с французской парфюмерной компанией экспортную сделку. Раскройте особый механизм осуществления экспортной сделки, установленный Банком России. Какова система расчетов при осуществлении экспорта-импорта? Что такое паспорт сделки? Раскройте правила оформления паспорта сделки по заключенному экспортером контракту.

Внешнеторговой является предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами.

Функционирование внешнеэкономического комплекса осуществляется в рамках Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 21.06.95 г. № 157. Основные положения данного закона устанавливают правила международного обмена товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Формирование внешнеэкономических связей предполагает открытость национальной экономики и ее интеграцию в мировое хозяйство.

Внешнеторговая сделка - действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданско-правовых отношений в сфере международной купли-продажи между сторонами (субъектами).

Экспорт представляет собой продажу товаров / услуг, произведенных резидентной организацией отечества, в другие страны, или, в соответствии с Федеральным Законом от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Следовательно, создание и реализация услуги отечественным продавцом-производителем услуги на территории принимающей страны покупателя услуги, сопровождаемое переводом денежных сумм или иного возмещающего услугу эквивалента в пределы отечества, также считается экспортом.

Порядок расчетов за экспорт регламентирует Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13.10.99 г. № 86-И "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". Договор по внешнеэкономической сделке должен соответствовать положениям гражданско-правового законодательства. Экспортная сделка заключается путем составления и подписания договора, заверенного лично, по электронной или телеграфной связи. Особенность экспортной внешнеэкономической сделки заключается в том, что учитываются одновременно требования норм гражданско-правового и валютного законодательства с административно-правовым подходом. Выполнением требований валютного законодательства усложняет положение экспортера в части обязательного заполнения им паспорта сделки.

Согласно п.1 Инструкции № 86-И паспорт сделки - документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте и/или валюте РФ. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен Контракт.

По каждому паспорту сделки уполномоченным банка заводится досье - подборка документов, отражающих движение валютной выручки экспорта товаров и журнал для отдела учета и регистрации входящих и исходящих доходов валютного контроля. Уполномоченный банк - агент валютного контроля - выделяет ответственное лицо банка, которое подписывает паспорт сделки и совершает иные действия по контролю за внешнеторговой сделкой в регистрации и подписании паспорта сделки.

Банк вправе отказать резиденту вследствие несоответствия данных внешнеторгового контракта сведениям, указанным в паспорте сделки; несоответствия предусмотренных внешнеторговым контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов; оформления паспорта сделки с нарушением установленных требований; наличия во внешнеторговом контракте пунктов, предусматривающих зачисление валютной выручки на счета третьих лиц, не указанных в контракте; отсутствия конкретных сроков поступления товаров на таможенную территорию РФ.

После оформления паспорта сделки в уполномоченном банке экспортер начинает оформление сделки в таможенных органах. Он обязан предоставить ксерокопию оригинала паспорта сделки, заверенную подписью лица, имеющего право первой подписи, и оттиском круглой печати.

Список используемой литературы

1.Архипов А.П. Страхование. Современный курс: Учебник / Под ред. Е.В. Коломина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 416 с.

2.Банки и банковское дело: Учебник для вузов / А.И. Балабанов, В.А. Боровкова, В.А.Боровкова, О.В. Гончарук, Крамарев А.Н и др. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

.Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник для вузов / Е.П. Жпрковская. - М.: Омега-Л, 2007. - 476 с.

.Мандрица В.М. Финансовое право. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 352 с.

.Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 623с.

.Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 320 с.

.Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 668 с.

.Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузов. - М.: Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 384 с.

.Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. Страховое дело: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 256 с.

.Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

.Фролов И.В. Финансовое право: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ, 2008. - 208 с.

.Черенков В.И. Внешнеэкономическая деятельность: основные операции: учебное пособие/ В.И. Черенков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 541 с.

.Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. - 606 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!