Совершенствование систем оплаты труда на предприятии
Содержание
Введение
.
Теоретические аспекты понятия мотивации и стимулирования персонала как часть
политики оплаты труда
.1
Структурная схема экономики предприятия
.2
Оценка экономики предприятия и региона в рамках отрасли производства упаковки
из картона и картонной тары
.3
Мотивация и стимулирование персонала как часть политики
оплаты
труда
.
Анализ систем оплаты труда на предприятии ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР»
.1
Общая характеристика предприятия ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР»
.2
Оценка основных технико-экономических показателей
.3
Анализ системы оплаты труда на предприятии ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР»
.
Совершенствование систем оплаты труда на предприятии ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР»
.1
Мероприятия по совершенствованию использования оплаты труда
.2
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
.3
Расчёт фонда основной оплаты труда на 2010 г.
Заключение
Список
используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что
современные социально-экономические процессы характеризуются принципиальным
изменением роли организации, нормирования и оплаты труда в общественном
производстве.
В модели плановой экономики из процесса
воспроизводства рабочей силы исключалась стадия обмена, так как рабочая сила не
выступала в качестве товара. Сущность науки об организации труда определялась
господством государственной собственности и соответствовала требованиям закона
планомерного развития. Поэтому научно-практическая программа по изучению
вопросов научной организации труда предусматривала изучение организации
общественного труда, материального и морального стимулирования, определения
лимитов численности работающих и фондов заработной платы исходя из принципов
централизованного планирования. Главным в этой модели было планомерное
распределение по сферам и отраслям народного хозяйства количественных
параметров рабочей силы, фонда заработной платы. Отсутствие рынка рабочей силы
затрудняло оценку качества труда и определение стоимости (цены) рабочей силы. В
распределении по труду преобладал уравнительный подход, ослабевали стимулы к
высокопроизводительному труду, снижались не только темпы роста
производительности труда, но и абсолютная выработка.
Переход к рыночной экономике потребовал
изменения содержания подходов и методов к организации труда. Социальная
направленность экономики обусловила необходимость исследования взаимосвязи
организации, нормирования и оплаты труда с рынком и государственным
регулированием трудовых отношений.
Организация труда изучает основные
закономерности развития общественных отношений в процессе труда. Она включает не
только формы разделения и кооперации труда, приемы и методы труда, организацию
и обслуживание рабочих мест, условия, режимы труда и отдыха, но и нормирование
труда и его оплату. Важность проблем организации и нормирования труда
предопределило выделение их изучения в отдельные направления. Живой труд в
разных формах его экономического и социального проявления на рынке определяет
место человека в процессе труда.
Целью курсовой работы является совершенствование
систем оплаты труда на предприятии.
Задачи курсовой работы:
изучить механизм организации оплаты труда на
предприятии.,
рассмотреть структуру и формы оплаты труда
работников различных категорий,
проанализировать положение «Об оплате труда на
предприятии»,
изучить годовой фонд оплаты труда, проанализировать
показатели использования трудовых ресурсов, производительность и коэффициенты,
разработать рекомендации по усовершенствованию
системы оплаты труда на предприятии.
Объектом курсовой работы является предприятие
ЗВО «ГОТЭК - ЛИТАР».
Предметом курсовой работы является заработная
плата на конкретном предприятии ЗВО «ГОТЭК-ЛИТАР», а также формы оплаты труда.
1. Сущность экономии предприятия
.1 Экономика предприятия.
Структурная схема экономики предприятия
Группа предприятий "ГОТЭК" -
крупнейший в Российской Федерации производитель современной упаковки и
упаковочных материалов, лидер отечественного рынка по ассортименту выпускаемой
продукции.
Свою миссию компания "ГОТЭК" видит в
том, чтобы создавать рациональные упаковочные решения для каждого клиента, точно
зная как это сделать лучше и эффективнее всех на рынке.
Компания начала серийный выпуск продукции еще в
конце 60-х годов ХХ века. Сегодня она представляет собой объединение из 12
юридических лиц. Центром является Управляющая компания группы предприятий
"ГОТЭК", определяющая стратегию развития всех бизнес-единиц.
Предприятия группы производят широкий ассортимент продукции: картон
гофрированный, упаковку из гофрированного картона с флексографической печатью,
упаковку с офсетной печатью из картона и пластика, гибкую упаковку на основе
полимерных и бумажных материалов, а также упаковку из формованной бумажной
массы.
Группа "ГОТЭК" является новатором в
бизнесе, и это на протяжении не одного десятка лет остается основой ее успеха.
Для решения стратегических задач у нее есть все необходимое: современные
технологии и оборудование от ведущих мировых производителей, многолетний опыт
работы упаковочном сегменте российской экономики, высокий уровень сервиса и
квалифицированный вовлеченный персонал. Компания - коллектив единомышленников,
сплоченных ради успеха общего дела.
В клиентскую базу предприятий группы входят
сегодня около 1000 различных транснациональных и российских компании различного
профиля деятельности. В своей работе с заказчиками "ГОТЭК" использует
персонифицированный подход, работает ради удовлетворения их потребностей в
качественной упаковке. На предприятиях группы внедрена и успешно функционирует
система менеджмента качества ИСО 9001:2000.
В течение десяти последних лет "ГОТЭК"
применяет стратегию оптимизации своей операционной модели, внедряет новейшие
технологии и оборудование, развивает и расширяет портфель высококачественных
упаковочных решений. В результате такой политики рост производства многократно
превысил средний показатель в отрасли. На фоне столь впечатляющей динамики
компания демонстрирует высокую эффективность всей своей работы. По мнению
экспертов отечественного потребительского рынка, группа "ГОТЭК"
входит в сотню наиболее успешных и самых быстрорастущих компаний России.
Демонстрируя приверженность общепринятым в
мировой практике нормам ведения бизнеса, "ГОТЭК" всецело
придерживается высоких международных стандартов корпоративного управления и
декларирует свою полную открытость. Компания следует политике высокой
социальной ответственности перед собственными сотрудниками и членами их семей,
перед населением ряда регионов, в которых она работает, перед всем гражданским
обществом в целом.
Организационная структура управления
предприятием представлена в приложении 1.
.2 Оценка экономики предприятия в
рамках отрасли и региона
Картон в настоящее время является наиболее
популярным упаковочным материалом в России. Рынок картона в нашей стране
динамично развивается, его стабилизацию эксперты прогнозируют не ранее, чем
через 4-5 лет. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ,
производство картона в 2007 году увеличилось на 4,5% по отношению к показателю
2008 года и составило 3055,0 тыс. тонн (см. рисунок 1). Главным образом рост
объема производства обеспечен увеличением выпуска тарного картона и бумаги для
гофрирования (на 5,7%). Эксперты связывают рост отечественного рынка картона
прежде всего с позитивными экономическими изменениями, а также особенностями
российской промышленности, которая является одним из основных потребителей картона.
Рисунок 1.Объем производства картона российскими
предприятиями в 2007- 2008 гг., тыс. тонн
Наиболее крупными производителями картона в
России являются: ОАО «Архангельский ЦБК», его доля составляет около 20% рынка;
ОАО «Котласский ЦБК» (12% рынка); ОАО «Санкт-Петербургский КПК» (10%); ОАО
«Целлюлозно-картонный комбинат» (г. Братск) (10,5%); ОАО «Монди Бизнес Пейпа
Сыктывкарский ЛПК» (8,5%). В основном картон производится отечественными
предприятиями из первичного сырья, но в последние годы заметная тенденция
увеличения при его производстве макулатурного сырья. Эту тенденцию эксперты
связывают с тем, что в условиях роста спроса на картон в сочетании с повышением
цен на отечественное целлюлозное сырье, потребитель начинает в большей мере
ориентироваться на закупку макулатурного картона ( см. рисунок 2).
Рисунок 2. Доли основных производителей картона
на российском рынке в 2008 году, %
Ряд крупных отечественных производителей картона
является членами Российской Ассоциации организаций и предприятий
целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром»). В 2008 году
предприятиями-членами РАО «Бумпром» было произведено 1 460,1 тыс. тонн картона,
что составило 48% от общего объема производства в России (см. рисунок 3). По
отношению к показателю 2004 года объем производства картона
предприятиями-членами РАО «Бумпром» увеличился на 3,4%. Среди производителей
картона, являющихся членами РАО «Бумпром», необходимо отметить (приведены в
алфавитном порядке): ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Кондровская бумажная
компания», ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК»,
ОАО «Санкт-Петербургский КПК», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Целлюлозно-картонный
комбинат» (г. Братск), СП ЗАО «Цепрусс». Объемы производства картона этими
предприятиями в 2007 и 2008 годах представлены в таблице 1. Можно наблюдать,
что наиболее значительный прирост объемов производства картона в 2008 году
показало ЗАО «ГОТЭК» - более чем в два раза по отношению к показателю 2007
года. В некоторых предприятиях в 2008 году объем выпуска картона уменьшился,
наиболее значительно - в СП ЗАО «Цепрусс», на 26,9% по сравнению с показателем
2007 года.
Рисунок 3. Доля предприятий-членов РАО «Бумпром»
в общем объеме производства картона в России, 2007-2008 гг.
Значительная часть картона, производимого
российскими предприятиями, поставляется на экспорт (ЗАО «ГОТЭК»). Соотношение
продаж на внутреннем и внешнем рынках составляет в настоящее время 55 к 45%.
1.3 Мотивация и стимулирование
персонала как часть политики оплаты труда
Эффективность управления персоналом,
проявляющаяся в достигнутых результатах, зависит от степени действенности
применяемых мер, важнейшая роль среди которых принадлежит вознаграждению.
Процесс определения материального вознаграждения
работника должен, с одной стороны, учитывать деятельность работника, а с другой
- мотивировать его на достижение, желаемого уровня деятельности.
Под вознаграждением персонала понимают все
затраты, которые несет работодатель на основании трудового соглашения.
Соотношение общих расходов работодателя, не связанных с затратами труда
работников и их доходом, представлены в табл. 1.
Таблица
1
Соотношение затрат работодателя и доходов
работника с учетом всех налогов
Общие
расходы работодателя, связанные с затратой труда работника
|
Доходы
работника за вычетом всех налогов
|
Другие
расходы по содержанию персонала организации
|
Затраты
на социальное страхование
|
Расходы
на услуги социального характера
|
Затраты
на социальное страхование
|
Оплата
свободного от работы времени
|
Подоходный
налог
|
Расходы
на социальное страхование
|
Заработная
плата
|
Общая
заработная (100%)
|
|
Материальное вознаграждение хотя и играет
основополагающую роль в мотивации, но без учета других факторов не достигает
своих целей. Оно должно сочетаться с социально-психологическими и
организационно-административными факторами: признанием коллектива, участием в
принятии управленческих решений, властью, привилегиями, интересной работой,
продвижением по службе, комфортными условиями труда и т. д.
Материальная мотивация рассматривается как
средство удовлетворения не только физиологических потребностей, но и
потребности в безопасности. Величина вознаграждения может также рассматриваться
как отражение степени уважения и уровня занимаемого положения. Если его рост
отражает заслуги работника, то это показатель высокой оценки работника
руководством, престижа и специального статуса. Некоторые авторы склонны
рассматривать вознаграждение как средство удовлетворения потребности в
самоуважении. Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя.
Понятия ценности у людей специфичны, поэтому различны и оценки вознаграждения
относительно его ценности.
Неэффективная система вознаграждения может
вызвать у работников неудовлетворенность и привести к негативным для
организации последствиям в виде демотивации работников, стагнации или снижения
производительности, высокой текучести персонала, напряженности в отношениях
между сотрудниками. Недовольные работники могут вступить в открытый конфликт с
руководителями организации, прекратить работу, организовать забастовку,
покинуть организацию.
Эффективная система вознаграждения повышает
производительность работников, направляет их деятельность в нужное для
организации русло.
Все изменения в сфере вознаграждения должны быть
хорошо продуманы и соответствующим образом подготовлены, так как это крайне
чувствительная область, непосредственно затрагивающая материальные интересы
сотрудников, в которой цена ошибки чрезвычайно велика. Значение вознаграждения
в том, чтобы стимулировать поведение сотрудников, направить их на достижение
стоящих перед ними стратегических задач и соединить материальные интересы
работников со стратегическими задачами организации.
Эта ключевая установка определяет нижеследующие
цели системы вознаграждения:
Привлечение персонала в организацию. Организации
конкурируют между собой на рынке труда, стремясь привлечь специалистов, которые
им необходимы для достижения стратегических задач. В этом смысле система вознаграждения
должна быть конкурентоспособной применительно к той категории работников,
которые требуются организации.
Сохранение сотрудников в организации. Когда
вознаграждение в организации не соответствует тому, что предлагает рынок труда,
сотрудники могут начать покидать ее. Чтобы избежать потери сотрудников, на
профессиональное обучение и развитие которых организация затратила определенные
средства, руководители должны обеспечить конкурентоспособность системы
вознаграждения.
Стимулирование производственного поведения.
Вознаграждение должно ориентировать работников на те действия, которые
необходимы для организации. Производительность, творчество, опыт, преданность
организации должны поощряться через систему вознаграждения.
Контроль за издержками на рабочую силу.
Поскольку издержки на рабочую силу основная статья расходов для большинства
современных организаций, эффективное управление ими имеет принципиальное
значение для общего успеха организации. Продуманная система вознаграждения
позволяет организации контролировать затраты на рабочую силу, обеспечивая при
этом наличие требуемых сотрудников. Необоснованно высокие издержки на
заработную плату привели к банкротству множество организаций.
Эффективность и простота. Система вознаграждения
должна быть хорошо понятна каждому сотруднику организации (и противном случае
она может вызвать неадекватную реакцию персонала и повлечь за собой не те
действия, которые она была призвана стимулировать), а также не требовать
значительных материальных ресурсов для обеспечения своего функционирования.
Соответствие требованиям законодательства. Во
всех странах вознаграждение работников в той или иной мере регулируется
государственным законодательством, игнорирование которого может привести к
судебным и административным санкциям против организации, что связано со
значительными материальными и моральными издержками.
Приведенные выше цели системы вознаграждения
могут вступать в определенное противоречие друг с другом (например, контроль за
издержками и привлечение квалифицированного персонала). Руководство организации
должно найти оптимальное соотношение степеней решения этих задач (свое для
каждой организации на каждом этапе ее развития). И момент создания новой
компании задача минимизации издержек на рабочую силу, как правило, приносится в
жертву задаче привлечения квалифицированного персонала. В период экономических
трудностей организации часто откладывают на будущее прием новых сотрудников и
сосредоточиваются на сокращении издержек на заработную плату.
Таким образом, основная цель вознаграждения -
обеспечение реализации стратегических целей организации за счет привлечения,
сохранения и стимулирования персонала.
Каждая организация использует собственную
систему вознаграждения работников, отражающую стоящие перед ней цели, управленческую
философию ее руководителей, традиции, а также учитывающую находящиеся в ее
распоряжении ресурсы. В связи с этим трудно дать универсальные рекомендации,
как построить данную систему. Только руководство организации (иногда с
использованием профессиональной помощи) может определить, какие методы
вознаграждения наиболее им подходят. Тем не менее, исследования показали, что в
организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды, более
эффективны традиционные методы вознаграждения, в то время как в компаниях,
работающих в условиях высокой нестабильности и непредсказуемости, успешнее
функционируют нетрадиционные системы. Это утверждение справедливо и в отношении
внутренних организационных структур: в жестких иерархических организациях эффективнее
использовать традиционные; методы, а в организациях с быстро меняющейся или
размытой структурой лучше работают нетрадиционные методы.
Практикой выработаны семь общих правил
материального поощрения персонала, основанных на единстве материальных и моральных
стимулов при доминировании материальных:
системы материального стимулирования должны быть
просты и понятны каждому работнику;
системы должны быть гибкими, дающими возможность
сразу же поощрять каждый положительный результат работы;
размеры поощрения должны быть экономически и
психологически обоснованы (больше и реже; чаще, но меньше);
поощрение персонала важно организовать по таким
показателям, которые воспринимаются каждым как правильные;
системы поощрений должны формировать у
работников ощущение справедливости материальных вознаграждений;
системы поощрений должны способствовать
повышению заинтересованности работников в улучшении не только индивидуальной
работы, но и работы в «деловых связках» с другими сотрудниками;
работники должны видеть четкую взаимосвязь между
результатами своей работы и деятельностью фирмы (к чему могут привести ошибки
сотрудников и к чему ведут успехи каждого из них).
Правила используют для конструирования системы
материального поощрения работников. Очень важно определить, сколько раз
(еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, два или один раз в год) будет
выплачиваться денежное вознаграждение, помимо зарплаты, и в каких размерах.
Общая схема комбинирует оплату индивидуального труда с распределением процента
от прибыли между работниками в равных долях, заинтересовывая их в успехе общего
дела. Такое сочетание закладывает материальные основы идентификации всех
работников с целями организации.
Стимулирование труда эффективно, если органы
управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который
платят. Цель стимулирования - не вообще побудить человека работать, а побудить
его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями. Эту цель
можно достигнуть только при системном подходе и стимулировании труда.
Система морального и материального
стимулирования груда предполагает комплекс мер, направленных на повышение
деловой активности работающих и как следствие - повышение эффективности труда,
его качества. Но при этом работник должен знать, какие требования к нему
предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном
соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.
Однако грань между контролируемым и
мотивированным поведением условна и подвижна, так как работник с сильной
мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять
требования и относиться к ним, как и собственным нормам поведения.
Действенность вознаграждений зависит не только
от их типа, но и от выбора момента и частоты. Так, вознаграждение почти не влияет
на сотрудников, если отклоняется на большое время от периода достижений. Важно
создание такой атмосферы в коллективе, в которой любой сотрудник уверен, что
его вознаграждение будет соответствовать затраченным усилиям и достигнутым
результатам при сопоставлении с результатами других работников.
При проектировании материального вознаграждения
необходимо придерживаться следующих общих положений:
поощрять материально работников к усердной
работе в организации;
осуществлять премирование или моральное поощрение
достаточно оперативно, чтобы не была потеряна для работника связь между его
дополнительным вкладом и полученным признанием со стороны администрации;
платить не за усилия, а за результаты, главным
образом за те, которые отражаются на прибыли;
если возможно, то платить в соответствии с тем,
чего работник достиг в сфере своей ответственности;
платить больше, когда дела компании идут хорошо,
и уменьшать оплату, если результаты недостаточно высоки;
для удержания нужных работников в организации
обеспечивать выплату части начисленных в данном году сумм в последующие годы
при условии, что работник продолжает работать с организацией. Этих сумм он
лишается (полностью или частично) в случае ухода;
материальное вознаграждение осуществлять в
формах, наиболее приемлемых и привлекательных для работника.
Из вышеизложенного можно сказать, что
существующая система оплаты труда на предприятии ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР»- ее
организации и регулирования - позволили получить достоверную информацию о
правильности и эффективности использования средств на оплату труда.
2. Анализ систем оплаты труда на
предприятии ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР»
.1 Общая характеристика предприятия
ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР»
ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР» является
одной из крупнейших в упаковочной отрасли России, занимая при этом лидирующие позиции
по ассортименту выпускаемой продукции.
ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР» объединяет
девять компаний, четыре из которых производят упаковку из гофрированного
картона, плоского картона и пластика, гибкую упаковку на основе полимерных и
бумажных материалов, а также упаковку из формованной бумажной массы.
ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР»
специализируется на выпуске различных типов упаковки, включая широкий
ассортимент ящиков, лотков, крупногабаритной тары из гофрированного картона,
упаковки из кашированного микрогофрокартона и картона хром-эрзац, а также
этикеток, полиэтиленовой и ламинированой пленки и литой тары.
ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР» входит в число лидирующих
предприятий на полиграфическом рынке России. Компания производит красочную
упаковку из кашированного микрогофрокартона профиля «В», «Е», «F», картона
«хром-эрзац» и невпитывающих материалов (металлизированный картон, пластик).
Клиентская база представлена практически всеми отраслями промышленности - от
пищевой до машиностроения.
Упаковка в настоящее время является не просто
тарой, но и носителем информации о продукции, компании-производителе и его
своеобразной рекламой. Согласно статистике, 70% покупок совершаются спонтанно,
непосредственно в местах продаж. И зачастую именно привлекательная упаковка
играет главную роль в принятии решения о приобретении данного товара.
В компании ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР» готовы предложить
заказчикам практически любое упаковочное решение с учетом их предпочтений и
специфики продукции. Возможности уникального технологического комплекса
предприятия (все оборудование - от ведущих мировых производителей) позволяют
изготовлять упаковку любой сложности, в том числе для товаров класса «premium».
Ассортимент продукции:
Упаковка из металлизированного
картона и пластика <#"523108.files/image004.gif">2010=7,4%
Для повышения мотивации персонала в
повышении производительности труда коэффициент соотношения темпов роста средней
заработной платы и производительности труда в 2010 году принимаем на уровне
0,7.
Фактический выпуск продукции в 2009
году - 48,14 тыс. т. Плановый выпуск в 2010году - 50 тыс. т., следовательно:
V2010=4%
Таким образом, получаем:
H2010=((100+4) (100+7,40,7)/(100+7,4)-100)/4=0,463
Зная нормативные коэффициенты,
найдём фонд заработной платы 2010 (в ценах 2009 года).
ФЗП2010=ФЗПпост+ФЗПпер=601072,9+222314,6
(100+0,4634)/100
=827501,0 тыс. руб.
С учётом сокращения численности
персонала, рассчитанного в предыдущем пункте, а также индекса потребительских
цен оптимизированный фонд основной оплаты труда в 2010 году составит:
APG2010
= APG2010(n2009
- nβ)
n2005i2003|2003=827501?0(2416-71)
2416
112% = 899564,9
тыс. руб.
Расчёт поощрительного фонда оплаты труда
производственных подразделений целесообразно произвести на основе уровневых
нормативов, учитывающих изменение эффективности труда. 2010 год:
=
((4542794,0-3865549,7)+(769280,0-651932,17))/ 651932,17*100 -
100=21,9%
Соотношение между изменением
эффективности труда и заработной платы Кс, определим чуть большее,
чем соотношение роста СЗП и производительности труда, использованного в
предыдущем пункте, т.к. в данном случае учитывается и качество продукции, т.е. Kc=0,8.
В таком случае норматив формирования
поощрительного фонда будет равен:
=
29053,3/651932,17*(100+21,9*0,8)/(100+21,9)=4,3%
Таким образом, доля валовой прибыли,
которая будет направлена на поощрение персонала в 2010 году, равна 4,3%. Объём
фонда поощрения - 33079,0 тыс. руб.
Дальнейшее «справедливое»
распределение поощрительного фонда оплаты труда по подразделениям целесообразно
осуществлять на основе их доли в создаваемой себестоимости конечной продукции.
Так, например, доля гофро цеха в
конечной себестоимость продукции в 2010 году составила 31%. Учитывая то, что
эта доля в 2010 году доля изменится незначительно, сумма поощрительного фонда
гофро цеха в 2010 году составит 10254,5 тыс. руб. или 33,7 тыс. руб. на 1
человека в год.
Таким образом, общий фонда
заработной платы на 2010 год составит:
основная оплата труда - 899564,9 тыс.руб.
поощрительный фонд - 33079,0 тыс.
руб.
Итого: 932616,0 тыс. руб.
Данная величина на 10,3% превышает
фонд заработной платы 2009 года и почти полностью соответствует индексу роста
потребительских цен на 2009-2010 гг.
Из вышеизложенного можно сказать, что
анализ показал, что существующая система оплаты труда перестала отвечать
потребностям и задачам предприятия. Нами было выбрано несколько основных
направлений по ее оптимизации.
Был предложен укрупнённый расчёт
средств на оплату труда (методом уровневых нормативов), предваряющий
детализированное формирование средств по статьям и позволяющий увязать динамику
производственно-экономических показателей цехов и предприятия в целом с
размерами заработной платы.
Заключение
Проведенные в ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР» исследования и
анализ фонда заработной платы, существующей системы оплаты труда - ее
организации и регулирования - позволили получить достоверную информацию о
правильности и эффективности использования средств на оплату труда.
Анализ трудовых показателей с точки зрения
издержек работодателя показали снижение производительностти труда, опережение
темпов роста оплаты труда роста производства продукции и индекса роста
потребительских цен, также было выявлено увеличение доли средней заработной
платы в себестоимости продукции.
Также был произведён анализ расходования средств
на оплату по основным видам издержек. Данные анализа свидетельствуют о необоснованно
низкой доле тарифной части заработной платы в общем её размере, а также о
постепенном снижение тарифной части и увеличении доли поощрительных и
стимулирующих выплат.
В результате, как видно из проведённого анализа,
было выявлено нарушение в той или иной мере трёх основных приницпов системы
оплаты труда:
- соответствие меры труда мере
его оплаты;
материальная заинтересованность
работников в достижении высоких результатов;
- обеспечение опережающих темпов роста
производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы
Анализ показал, что существующая система оплаты
труда перестала отвечать потребностям и задачам предприятия. Нами было выбрано
несколько основных направлений по ее оптимизации.
Был предложен укрупнённый расчёт средств на
оплату труда (методом уровневых нормативов), предваряющий детализированное
формирование средств по статьям и позволяющий увязать динамику
производственно-экономических показателей цехов и предприятия в целом с
размерами заработной платы.
Далее, в работе рассматривался вариант
подробного расчёта средств на оплату труда и изменение его компонентов с целью
решения вышеперечисленных проблем.
Для предотвращения текучести кадров, в том числе
и среди особо важных для предприятия, был выбран путь увеличения
гарантированной части оплаты труда. Уровень стимулирующих выплат был выбран
исходя из ограничений, наложенных на размер фонда заработной платы укрупнённым
расчётом. Также, размеры премий были дифференцированы в зависимости от
достижения предприятием планового уровня различных
производственно-экономических показателей (выработка продукции, использование
мощности, прибыль и др.)
Также необходимо отметить предложенный вариант
оптимизации численности персонала, основанный на анализе использования
персоналом располагаемого фонда рабочего времени в течение года.
Непроизводительные затраты времени во время простоя можно квалифицировать
двояко - как наличие излишней численности персонала, так и низким уровнем
организации труда или уровнем квалификации работников. Меры по данному вопросу
следует принимать, исходя из выбранного варианта. В нашем случае было
предложено сокращение численности персонала на 71 чел (или 3,1% от общей
численности работников) с одновременной разработкой и внедрением
Компенсационной программы, предоставляющей сокращаемым работникам больший
размер социальных гарантий, чем действующее законодательство.
Рассматривая оптимизированную систему оплаты
труда в целом, хочется отметить повышение её гибкости и адаптируемости к
изменяющимся условиям на рынке труда и финансово-экономическому состоянию
предприятия.
Список литературы
1. Трудовой
кодекс Российской Федерации. - М.: «ЮРКНИГА» 2005. - 160 с.
2. Закон
Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» №196-ФЗ (по
состоянию на 30 декабря 2001 г)// Российская газета.2001. № 193.
3. Федеральный
закон Российской Федерации «О прожиточном минимуме Российской Федерации» (с
изменениями от 27 мая 2003 г.)//Российская газета.20003. № 103.
7. Генеральное
соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2003
годы // Бюллетень Минтруда РФ. 2007. № 3. С. 41-51.
8. Адамчук
В.В. и др. Экономика труда: Учебник/ В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев;
Под ред. В.В. Адамчука. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2005. 431 с.
9. Виханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 2008. 528 с.
10. Заработная
плата / Сост. А.В. Верховцев. М. Инфра-М, 2008. 136 с. (Библиотека журнала
«Трудовое право Российской Федерации»).
11. Колбачев
Е.Б. Управление производственными системами на основе совершенствования и
развития информационно-экономических ресурсов. Ростов Н/Д: СКНЦ ВШ, 2006. 496
с.
12. Организация
оплаты труда работников предприятий в условиях либерализации цен и
приватизации: Рекомендации. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Институт труда, 2005.
204 с.
13. Ракоти
В. Реальная заработная плата// Человек и труд. 2009.
№ 6. С. 80-82.
14. Скоун
Т. Управленческий учет: Пер. с англ. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М,: Аудит,
ЮНИТИ, 2007, 179с.
15. Тарифно-квалификационные
характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий
рабочих / Минтруд России. М.: Институт труда,2007.
248 с.
16. Тучкова
Э.Г. Заработная плата. Комментарий законодательства. М.: ТЕИС, 2008. 104 с.
17. Федоров
И.Б., Балтян В.К., Колосс С.М. Проблемы кадрового обеспечения национальной
технологической базы в современном мире. М.: МГТУ им. Баумана, 2006. 104 с.
18. Яковлев
Р.А. Коллективный договор на предприятии. М.: «Информцентр-Директор» газеты
«Экономика и жизнь»; НИИ труда, 2006. 92 с.
19. Яковлев
Р.А. Поощрительные системы на предприятии. М.: «Информ-центр-Директор» газеты
«Экономика и жизнь»; НИИ труда, 2006. 56с.
20. Яковлев
Р.Л. Реформирование заработной платы - процесс длительный // Человек и труд.
2007. № 10. С. 84-87.
21. Яковлев
Р.Л. Концепция реформирования заработной платы. М.: НИИ труда. 2005. 125с.
Приложение 1
Перечень структурных подразделений
Помощник управляющего директора
Дирекция по производству
ТО - Технологический отдел
ПО - Производственный отдел
ЛБП - Лесобиржевое производство
ВарЦ - Варочный цех
КЦ - Кислотный цех
ОХЦ - Отбельно-химический цех
ДМЦ - Древесно-массный цех
ЦПБ - Цех производства бумаги
ЦПГ - Цех производства гофробумаги
ЦПК - Цех производства картона
ЦОПС - Цех очистки промышленных стоков
Техническая дирекция
ОМех - Отдел механики
ЦТР - Цех текущего ремонта
ЦКР - Цех капитального ремонта
РМЦ - Ремонтно-механический цех
КИПиА - Цех ремонта контрольно-измерительных
приборов и автоматики
РСЦ - Ремонтно-строительный цех
ЦРЭ - Цех ремонта электрооборудования
Дирекция по обеспечению производства
АТЦ - Автотранспортный цех
ОЭЗС - Отдел эксплуатации зданий и сооружений
ОИТО - Отдел информационно-технического
обеспечения
ОРиС ПО - Отдел разработки и сопровождения
программного обеспечения
ОМетр - Отдел метрологии
АСУТП - Отдел автоматизированных систем
управления технологическим процессом
ПКО - Проектно-конструкторский отдел
ОЭн - Отдел энергетики
ТЭЦ - Теплоэнергоцех
ЦУК - Цех утилизации коры
ЦВиК - Цех водоснабжения и канализации
ЦЭО - Цех электрообеспечения
УБ - Участок благоустройства
Дирекция по охране труда, экологии и качеству
ОМК - Отдел менеджмента качества
ОТК - Отдел технического контроля
ЦЗЛ - Центральная заводская лаборатория
ОЭк - Отдел экологии
СПЛ - Санитарно-промышленная лаборатория
ООТиПБ - Отдел охраны труда и промышленной
безопасности
ГСС - Газоспасательная служба
Дирекция по экономике и финансам
ПЭО - Планово-экономический отдел
ФО - Финансовый отдел
ОИП - Отдел инвестиционных проектов
ОБУ - Отдел бухгалтерского учета
Коммерческая дирекция
ОМТС - Отдел материально-технического снабжения
ЦСХ - Цех складского хозяйства
ООт - Отдел отгрузки
СГП - Склад готовой продукции
ОЛР - Отдел лесных ресурсов
ОЖ/ДП - Отдел железнодорожных перевозок
Дирекция по персоналу
ОК - Отдел кадров
ОТиЗ - Отдел труда и заработной платы
ООР - Отдел организационного развития
ОРП - Отдел развития персонала
Пресс-служба
Дирекция по безопасности
ОЭБ - Отдел экономической безопасности
ООхр - Отдел охраны комбината
ГОиЧС - Отдел гражданской обороны и чрезвычайных
ситуаций
Управление делами
ЗП - Здравпункт
Секр - Секретариат
Канц - Канцелярия
ХО - Хозяйственный отдел
Правовое управление
ОПО ХД - Отдел правового обеспечения
хозяйственной деятельности
ОПО - Отдел общеправового обеспечения
ОУС - Отдел управления собственностью
Приложение 2
Расчет фонда заработной платы и
средств на оплату труда на 2007-2008 гг.
Показатель
|
2007
год
|
2008
год
|
|
|
|
Объём
выпуска продукции (тыс.тонн)
|
51.11
|
48.14
|
Трудозатраты
(ч/тонн)
|
40.80
|
44.89
|
Численность
рабочих (чел.)
|
2085
|
2161
|
Численность
РСС (чел.)
|
251
|
255
|
Итого
ППП - всего (чел.)
|
2336
|
2416
|
Минимальная
месячная ставка рабочего 1-го разряда (руб.)
|
5125
|
5125
|
Доплаты
стимулирующего и компенсирующего характера
|
|
|
Средний
коэффициент увеличения оплаты по сложности(средний тарифный коэффициент)
|
198%
|
198%
|
Средний
коэффициент увеличения оплаты в связи с применением сдельной оплаты труда
|
112%
|
112%
|
Средний
коэффициент увеличения оплаты труда за значимость профессий
|
100%
|
101%
|
Средний
размер доплат за условия труда
|
377
|
377
|
Средняя
месячная ставка (руб.)
|
11742.2
|
11855.9
|
Текущее
премирование (руб.)
|
85%
|
85%
|
|
9980.9
|
10077.5
|
Выплата
вознаграждений за выслугу лет (руб.)
|
6.5%
|
6.5%
|
|
768.8
|
768.8
|
Выплата
вознаграждений по итогам работы за год (руб.)
|
17.8%
|
17.8%
|
|
2107.9
|
2107.9
|
Расчетная
средняя зарплата ППП на 1-го чел. в месяц
|
24599.7
|
24810.0
|
Плановые
дефляторы
|
100%
|
114%
|
Расчетная
СЗП ППП на 1-го чел. в месяц с учётом индексации
|
24599.7
|
28283.4
|
Фонд
заработной платы ППП (тыс. руб.)
|
689579.7
|
819992.0
|
Численность
непром. перс. (чел.)
|
19
|
20
|
Средняя
заработная плата на 1-го непр. работника (не менее 50% от ППП)
|
12299.9
|
14141.7
|
Фонд
заработной платы непром. группы (тыс. руб.)
|
2804.4
|
3394.0
|
ФЗП
в себестоимости - всего:
|
662673.6
|
823386.0
|
СЗП
из себестоимости
|
23.4
|
28.2
|
Прочие
выплаты в составе ФЗП*
|
18521.5
|
23013.4
|
ФЗП
- всего:
|
724293.3
|
846399.4
|
Выплаты
социального характера
|
28971.7
|
33856.0
|
Средства
на оплату труда - всего:
|
753265.1
|
880255.3
|
*Премии за счёт прибыли выплачиваются, исходя из
наличия средств по итогам года, и главным образом направлены на удержание
персонала дефицитных профессий в штате Концерна.
Приложение 3
Состав фактического фонда заработной
платы за 2005-2008 гг.
Наименование
показателя
|
Ед.
изм.
|
2005
г.
|
2006
г.
|
2007г.
|
2008
г.
|
2008/
2005 гг.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Численность
персонала (всего)
|
чел.
|
2175
|
2254
|
2355
|
2434
|
103,4%
|
2
|
Численность
персонала (ППП)
|
|
2156
|
2234
|
2336
|
2416
|
103,4%
|
3
|
Всего
израсходовано на оплату труда и выплаты социального характера:
|
тыс.
руб.
|
549545,3
|
653481,8
|
761615,8
|
890187,2
|
116,9%
|
4
|
Фонд
заработной платы (ФЗП)
|
тыс.
руб.
|
520066,7
|
619098,7
|
724293,3
|
852440,9
|
117,7%
|
5
|
ФЗП
в % ко всем издержкам на оплату труда
|
%
|
94,64%
|
94,74%
|
95,10%
|
95,76%
|
100,7%
|
6
|
Выплаты
социального характера (ВСХ)
|
тыс.
руб.
|
29478,7
|
34383,1
|
37322,5
|
37746,3
|
101,1%
|
7
|
ВСХ
в % ко всем издержкам на оплату труда
|
%
|
5,36%
|
5,26%
|
4,90%
|
4,24%
|
86,5%
|
8
|
Фонд
потребления предприятия
|
тыс.
руб.
|
551791,8
|
656736,3
|
765483,7
|
894200,0
|
116,8%
|
9
|
в
т.ч. дивиденды по акциям, выплаченные работникам
|
тыс.
руб.
|
2246,4
|
3254,5
|
3867,9
|
4012,8
|
103,7%
|
10
|
Средняя
заработная плата 1-го работника в мес.
|
Руб.
|
19,9
|
22,9
|
25,6
|
29,2
|
113,9%
|
11
|
Средний
доход 1-го работника
|
руб.
|
22,0
|
25,2
|
28,0
|
31,6
|
112,6%
|
12
|
Расходы
на оплату труда и ВСХ, отнесённые на себестоимость продукции
|
тыс.
руб.
|
489644,9
|
592708,0
|
695355,3
|
836776,0
|
120,3%
|
13
|
То
же в % по всем издержкам на оплату труда и ВСХ, в т.ч.
|
%
|
89,10%
|
90,70%
|
91,30%
|
94,00%
|
103,0%
|
14
|
Фонд
заработной платы, отнесённый на себестоимость продукции
|
тыс.
руб.
|
465652,3
|
568999,7
|
662673,6
|
823387,6
|
124,3%
|
15
|
То
же в % к строке 12
|
%
|
95,1%
|
96,0%
|
95,3%
|
98,4%
|
103,3%
|
16
|
Выплаты
социального характера
|
тыс.
руб.
|
23992,6
|
23708,3
|
32681,7
|
13388,4
|
41,0%
|
17
|
То
же в % к строке 12
|
%
|
4,9%
|
4,0%
|
4,7%
|
1,6%
|
34,0%
|
18
|
Валовая
выручка в текущих ценах
|
тыс.
руб.
|
2321215,0
|
3270946,3
|
3823218,8
|
4517481,8
|
118,2%
|
19
|
Валовая
выручка в ценах базисного периода
|
тыс.
руб.
|
-
|
-
|
3823218,8
|
3601308,9
|
94,2%
|
20
|
Себестоимость
произведённой продукции
|
тыс.
руб.
|
1967131,4
|
2757964,8
|
3207398,3
|
3865549,7
|
120,5%
|
21
|
Валовая
прибыль
|
тыс.
руб.
|
354083,7
|
512981,5
|
615820,5
|
651932,2
|
105,9%
|
22
|
Чистая
прибыль
|
тыс.
руб.
|
224641,0
|
325450,4
|
386787,5
|
401279,4
|
103,7%
|
23
|
Выработка
продуцкии на одного работника ППП в сопоставимых ценах
|
тыс.
руб.
|
-
|
-
|
1636,7
|
1490,6
|
91,1%
|
24
|
Индекс
потреб. Цен
|
|
-
|
119,0%
|
115,0%
|
112,0%
|
-
|