Мировой рынок услуг

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    476,82 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мировой рынок услуг











Курсовая работа

Мировой рынок услуг

Оглавление

Введение

Глава 1. Сфера услуг в условиях рыночной экономики

.1 Структура сферы услуг

.2 Функции рынка услуг

.3 Состояние и перспективы развития мировых рынков услуг

Глава 2. Страхование как структурный элемент рынка услуг

.1 Анализ страховых рынков мира

.2 Анализ страхового рынка России

.3 Деятельность компании ОАО «Страховая компания» на территории Смоленской области

Заключение

Библиографический список:

Приложение

Введение


В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост - главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом. Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62-74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63-75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно [22]. На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок. Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность. Услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т. к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

Особое внимание в работе хотелось бы уделить страхованию. В современных условиях страхование становится одной из важнейших предпосылок безопасной жизнедеятельности отдельного человека, общества в целом. Страхование становится все более привлекательным для страхователей, инвесторов. Страхование во все времена считалось доходным делом. Такие фирмы, как скажем, английская “Ллойдс”, являются явными “передовиками производства” по части сбора прибыли в странах с рыночной экономикой.

Целью работы является изучение специфики существования сферы услуг. Задачей исследования является:

.   рассмотрение подходов к классификации услуг;

2.       анализ научной и публицистической литературы по данной теме;

.        сопоставление теоретического материала об основных тенденциях формирования видов услуг;

.        оценка состояния развития страхового рынка.

Глава 1. Сфера услуг в условиях рыночной экономики

 

.1 Структура сферы услуг


Тенденции развития общества свидетельствуют о том, что современный этап общественного развития характеризуется завершением индустриальной эпохи и переходом к постиндустриальному обществу. Теорию постиндустриального общества разрабатывали американские социологи и политологи Д. Белл, О. Тоффлер, французские ученые А. Турен, Ж.Фурастье и др. Среди исследователей постиндустриальной теории можно назвать также российских и зарубежных ученых, как Н. Кондратьев, И. Шумпетер, А. Тойнби, В. Иноземцева и др. Само понятие «постиндустриальное общество» было введено американским социологом Д. Беллом в 1974 г. для обозначения общества, перешедшего на стадию тертиарных промыслов, т.е. услуг. Другой французский ученый Ж. Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг». Преобладающим сектором экономики в постиндустриальном обществе является сфера услуг, которая, в свою очередь, в наиболее агрегированном варианте включает сферу платных услуг и сферу государственных (муниципальных) услуг, или бюджетных услуг. Сфера государственных услуг является составной частью сферы услуг и выступает как поставщик комплекса услуг, оказываемых потребителям на безвозмездной основе за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и целевых внебюджетных фондов.

В международной практике этот комплекс услуг чаще именуется как «бюджетные услуги», в российском законодательстве используется аналогичное понятие. В качестве основного критерия для разделения услуг используется критерий платности услуги для конечного потребителя. Платные услуги предоставляются физическим и юридическим лицам на коммерческой основе.

Рисунок 1.

Далее необходимо отметить, что активное развитие сферы услуг стало важной характеристикой нашего времени. Так на данный момент третичный сектор экономики вносит весомый вклад в увеличение благосостояния многих стран. В среднем от 60 до 70 % ВВП развитых стран производится в секторе услуг, причем темпы роста этого сектора намного выше темпов роста других секторов экономики [5].

Кроме того, в сфере услуг отмечаются неуклонное увеличение занятости, качественные изменения в технической оснащенности труда и активное внедрение все более совершенных технологий и инноваций. Это не в последнюю очередь связано с усложнением производства, структурными изменениями в экономике, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, бурным ходом развития научно-технического прогресса, который приводит к радикальным изменениям в жизни людей и общества в целом. У людей появляются новые потребности, меняется сама структура личных и общественных потребностей, наблюдается своего рода диверсификация потребностей клиентов, что стимулирует интенсивное развитие как сферы услуг в целом, так и отдельных ее секторов. В частности, в упомянутом приоритетном порядке следует выделить такие секторы сферы услуг, как информационный, финансовый, страховой, туристический, транспортный, а также существенное развитие иных видов услуг. Также очень важно отметить, что оказание услуг постепенно становится неотъемлемой составляющей торговли непосредственно товарами (особенно это касается товаров, требующих технического обслуживания, послепродажного сервиса), поскольку для реализации товаров необходима все более развитая сеть, которая по преимуществу оказывает услуги во время продажи, а также осуществляет послепродажное обслуживание [5].

В то же время с точки зрения классификации сферы услуг наиболее признанной точкой зрения является вывод о том, что ее совершенствование должно идти по пути максимального учета как производственно-технического, так и функционально-специализированного подхода. При этом многофункциональная взаимосвязь услуг делает невозможным предложить классификацию с позиции одного или двух критериев. В этой связи в сфере услуг специалисты выделяют следующие различающиеся по функциональной направленности секторы [6]:

-  услуги, ориентированные на производство;

-       услуги, ориентированные на общество;

-       услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;

-       услуги личного характера.

В соответствии с данной классификацией к услугам, ориентированным на производство, относятся услуги по техническом обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем, а также услуги по складированию, хранению, снабжению материально-техническими ресурсами.

Услуги, ориентированные на общество, включают услуги органов государственного управления.

К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся многие услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг - техническое обслуживание и ремонт бытовой техники, теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности.

Услуги личностного характера включают услуги: парикмахерские, фотоателье, разнообразные рекреационные услуги и т.д. Многие услуги имеют двойственную функциональную природу, а некоторые виду услуг и многофункциональную направленность [3].

В тоже время в экономической литературе применяются другие различные критерии и в соответствии с ними предлагаются варианты классификации услуг. Так, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости услуг, по степени потребительской ориентации, уровню личных контактов людей, трудоемкости услуг, а также по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг. Особое место среди всех классификации услуг занимает группировка с точки зрения деления услуг на платные и не платные, с позиции отнесения их к частному (рыночному) или общественному (нерыночному) секторам сферы услуг. При этом в рамках данной классификации существенное значение имеет определение роли и места услуг смешанного типа, занимающих промежуточное положение между частным (платным) и общественным (неплатным) секторами услуг [6].

Свойства услуг, относящихся к чистым общественным благам, делают невозможным или крайне затруднительным их включение в оборот рыночных отношений. В секторе услуг, относящихся к чистым общественным благам, рынок полностью или частично не срабатывает, возникают провалы рынка, а попытки перевести этот сектор на коммерческий принцип платности услуг не дают положительного эффекта и, наоборот, могут привести к негативным последствиям [1].

Платные услуги предоставляются юридическим и физическим лицам на платной основе. В России в настоящее время действует следующая классификация платных услуг:

-  услуги в системе образования;

-       услуги физической культуры и спорта;

-       бытовые услуги;

-       туристские услуги и услуги средств размещения;

-       жилищно-коммунальные услуги;

-       услуги пассажирского транспорта;

-       услуги банков;

-       услуги учреждений культуры;

-       услуги правового характера;

-       услуги связи;

-       услуги торговли, общественного питания, услуги рынков;

-       медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги;

-       прочие услуги.

Таблица 1.

Наиболее распространенные зарубежные и отечественные классификации услуг [4]:

Классификация Всемирной торговой организации

Международная стандартная промышленная классификация (ISIC)

Классификация Организации экономического сотрудничества и развития

Общероссийский классификатор услуг населению ОК-002-93




Бытовые

Деловые


Посредничество

Правового характера

Связь

Связь


Связь

Строительство и инжиниринг



Жилищно-коммунальные

Распределение

Склады, торговля, рестораны, гостиницы

Торговля, общественное питание, рынки, средства размещения

Образование



Образование

Финансовые


Банки, недвижимость, страхование, создание капитала

Банки, финансовое посредничество, страхование

Здравоохранительные и социальные

Общественные, индивидуальные, социальные


Медицицнские

Туризм и путешествия



Туристские

Отдых, культура, спорт



Культура, физкультура и спорт

Транспортные

Транспорт

Перевозки

Транспортные

Экологические




Другие



Прочие


По классификатору ООН в число услуг входит 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов [24]:

. Деловые услуги - 46 отраслевых видов услуг.

. Услуги связи - 25 видов.

. Строительные и инжиниринговые услуги - 5 видов.

. Дистрибьюторские услуги - 5 видов.

. Общеобразовательные услуги - 5 видов.

. Услуги по защите окружающей среды - 4 вида.

. Финансовые услуги, включая страхование, - 17 видов.

. Услуги по охране здоровья и социальные услуги - 4 вида.

. Туризм и путешествия - 4 вида.

. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта - 5 видов.

. Транспортные услуги - 33 вида.

. Прочие услуги.

.2 Функции рынка услуг

Говоря о роли услуг в экономике, можно отметить, что основные функции рынка услуги, по сути, сходны с функциями товарных рынков, но имеют ряд особенностей, которые отражают специфику услуги как рыночного продукта. Можно выделить следующие функции рынка услуг:

.   Экономическая функция рынка платных услуг состоит в обеспечении эффективного использования ресурсов для удовлетворения потребностей общества. Реализация данной функции предполагает установление равновесия в области цен. Таким образом, при отсутствии монополизации каких-либо ресурсов все участники рынка оказываются в приблизительно равных условиях, что увязывает производство услуг с реальными изменяющимися потребностями.

2.       Социальная функция рынка услуг выражается в реализации свободы выбора. Производитель услуг, ориентируясь на динамично развивающиеся и изменяющиеся потребности, создает новое предложение. Для обеспечения такого роста необходимы ресурсы, в том числе и трудовые, что приводит к созданию новых рабочих мест. Поэтому рынок является движущей силой, которая мотивирует предпринимателей на разработку новых предложений.

.        Воспроизводственная функция рынка платных услуг направлена на обеспечение непрерывности и бесперебойности процесса производства всего многообразия услуг и товаров. Реализуя товары на рынке, предприятие получает прибыль, которая затем направляется в расширение производства. При этом одновременно происходит рост предоставления сопутствующих данным товарам услуг.

.        Стимулирующая функция рынка услуг связана с конкуренцией и рыночными ценами, учитывающими общественно необходимые затраты труда профильных специалистов с учетом потребительских свойств услуг, а также объема предложения и спрос на них.

.        Санирующая функция аналогична общей функции рыночного механизма и связана с «очищающим» влиянием конкуренции на профессионально слабые и экономически неэффективные хозяйственные единицы, открывает новые возможности для более продуктивных и перспективных.

.        Конкурентная функция означает профессиональное и социально-экономическое соперничество за достижение более качественных результатов в производстве услуг и обслуживании потребителей, направленное на более полное удовлетворение их потребностей.

.        Регулирующая функция предполагает, что рынок обеспечивает достижение равновесия между структурой производства услуг и товаров и объемом и структурой потребностей общества [4].

.3 Состояние и перспективы развития мировых рынков услуг

По некоторым оценкам, международная торговля услугами удваивается каждые 7-8 лет. За 1970-1990 гг. она увеличилась в 12 раз и составила 811 млрд. долл., или 23,6% мирового экспорта товаров. В 1995 г. доходы от экспорта услуг достигли 1,17 трлн. долл. - 22,8% мирового экспорта товаров. В 2000 г. доходы только развитых стран от экспорта услуг равнялись 1,18 трлн. долл. (28% экспорта товаров этих стран), расходы по импорту услуг составили 1,08 трлн. долл. (24,5%). К началу XXI века торговля услугами возросла, достигнув 2065 млрд.долл. Одновременно с объемами менялась и структура этого рынка. Если в конце 1970-х - начале 1980-х гг.в отраслевой структуре экспорта преобладали транспортные услуги, то в последующие годы более высокие темпы роста были характерны для туризма и прочих услуг.

Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х гг. колебалась в пределах 10-15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5-10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии [22].

Специализация страны на тех или иных видах услуг зависит от уровня экономического развития. Преобладающими в промышленно развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения.

Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах. Так, многие страны предпочитают осуществлять перевозки под панамским и либерийским флагами. Около половины доходов от экспорта услуг получает Панама за предоставление иностранным судам транзита через Панамский канал. Примерно четверть доходов в структуре торговли услугами поступает в Египет благодаря Суэцкому каналу. «Финансовыми гаванями» называют Багамские и Антильские острова, Гонконг, Сингапур и др.

Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 1 трлн.долл. Раньше для возникновения международного финансового центра необходимы были развитая национальная банковская система, крупная фондовая биржа и стабильная денежная единица. В последние десятилетия чаще всего достаточно наличия гибкого финансового законодательства, права открывать иностранные банковские отделения и филиалы, отсутствия налога на доходы или его льготного характера, упрощения процедуры для проведения биржевых и банковских операций и т.п. Теперь наряду с такими традиционными экстерриториальными центрами, как Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Цюрих, на международных финансовых рынках важную роль играют Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Кипр, Панама и др. Несмотря на появление новых центров международного финансирования, ведущее место удерживают традиционные - Нью-Йорк, Лондон, Токио. Они возвышаются над всеми, имеют тесные связи с другими рынками через филиалы и дочерние компании кредитных учреждений. При этом США по сути являются мировым центром финансовой активности и в значительной степени определяют динамику и структуру операций.

Международные перевозки - перевозки грузов и пассажиров между двумя и более странами. В отличие от перевозок в пределах одной страны (внутренних перевозок), их выполнение регулируется условиями, установленными международными соглашениями. На основании научно-технического прогресса в последние десятилетия существенно улучшилась международная транспортная инфраструктура сети, перевозки грузов и пассажиров значительно ускорились и стали дешевле. Средняя стоимость человеко-мили-воздушных авиаперевозок, например, в 1930 г. составляла 68 центов (по курсу доллара 1990 г.), в 1950 г. - 30, а в 1990 г. - 11 центов

За шесть десятилетий авиаперевозки подешевели более чем в 6 раз. Подобное же снижение тарифов происходит и в других конкурирующих между собой отраслях транспортных услуг. Морские перевозки за вторую половину столетия далеко шагнули вперед. С 1920 по 1980 г. реальная стоимость морских грузоперевозок упала (главным образом благодаря контейнеризации) почти на ¾. Общий тоннаж мирового торгового флота с 1950 по 1999 г. возрос в 6,4 раза, а объем перевезенных грузов в 10 раз. В результате сокращается экономическое расстояние между странами, которые стали как бы в несколько раз ближе друг к другу.

Международные перевозки автомобилями особенно распространены внутри Европы, где небольшие расстояния между странами и высокоразвитая сеть дорог делают этот вид транспорта легкодоступным и быстрым. К тому же иммиграционная и таможенная процедуры между странами ЕС смягчены в последние годы. Спрос на авиатранспорт значительно увеличился с внедрением реактивных двигателей. Начиная с 1950 г. пассажиропотоки коммерческой авиации возросли в 60 раз, и это самый большой рост по сравнению с другими видами транспорта. На увеличение спроса повлияло также развитие международного туризма. Международные авиаперевозки совершаются в основном между Северной Америкой, Европой, Японией и новыми индустриальными странами Азии и составляют 75% мировых рынком запланированных авиаперевозок, которые составляют 56% мировых внутренних перевозок. На страны ЕС приходится 22% мировых внутренних пассажирских перевозок. Из них 30% обеспечивают компании США и 10% - компании Великобритании.

Международный туризм. Развитие международного туризма основывается на эффективной коммерциализации туристических продуктов. Туризм представляет совокупность услуг, которые реально могут быть опробованы только в момент их потребления и которые в отличие от промышленных продуктов не могут воспроизводиться систематически. В настоящее время туризм является рекордно большой индустрией современного мира, занимая в то же время первое место по темпам роста. Доходы от международного туризма уже превысили поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов, электронного оборудования, автоэкспорта, почти в три раза превысили доход от экспорта теле- и радиоаппаратуры.

Наиболее развитыми в отношении международного туризма являются Европа, Северная и Южная Америка, Восточная Азия - Тихий океан. В 1999 г. на три указанных региона приходилось 92,4% туристских посещений и 94,9% доходов. Внутри этой триады главная роль принадлежала Европе - 59,3% поездок и 52,7% денежных поступлений, затем Америке - 18,5% и 26,8% соответственно. Восточная Азия - Тихий океан (АТР) принимает 14,6% международных туристских прибытий и получает 15,4% мировых доходов от туристского бизнеса. На три остальных региона - Африку, Ближний Восток и Южную Азию, - где сосредоточена треть населения планеты, приходится всего 7,6% потоков и 5,1% доходов мирового туризма.

Африка - пример крайне неравномерного развития туристкой индустрии. Так, на три субрегиона - Северную, Южную и Восточную Африку - приходится 91% всех прибылей и 90% валютных поступлений от туризма в регионе. Лишь несколько стран делают упор на расширение рекреационной отрасли и обладают комплексом туристских услуг такого качества, которое соответствует международным стандартам. Ближний Восток не играет существенной роли в международном туризме. Развитие данной отрасли в регионе носит неустойчивый характер по причине сложной политической ситуации, отсутствия государственной поддержки турбизнеса и низкой степени безопасности пребывания иностранных туристов во многих ближневосточных странах. В 2008 году мировые продажи рынка туристических услуг упали почти вдвое. В связи со значительным сокращением спроса произойдет и падение средней стоимости путевок [23]. По данным Всемирной туристической организации ООН рост на мировом рынке туристических услуг в 2009 году приблизится к нулевой отметке. «Туризм переживает один из тяжелейших периодов в своей истории», - заявил заместитель генерального секретаря этой организации. По его словам, потребители не откажутся от поездок, но будут отдавать предпочтения низкобюджетным компаниям, путешествиям на небольшие расстояния и сократят их продолжительность [25].

Мировой рынок информационных услуг. Особое значение в развитии рынка производственных услуг в последние годы приобретают информационные услуги. На этом рынке все большим спросом пользуются Интернет-услуги, которые представляют собой особую индустрию, основу электронного бизнеса, средство донесения информации до индивидуальных и корпоративных потребителей. Масштабы этого явления поистине огромны. По оценкам различных аналитиков, общий оборот Интернет-индустрии в 2004 году составил более 7 трлн.долл. Широкополосный доступ в Интернет создает основу для десятков новых сервисов, включая видео по запросу, интерактивные развлечения и доступ к образовательным интерактивным программам, имеющим качество на уровне обычного видео. Интернет является наиболее быстрым и простым способом получения нужной информации. Значительная часть потенциальных покупателей получает информацию о товарах именно в Интернете. Их доля постоянно увеличивается: если в 1998 г. она составляла 24%, то в 1999 г. - уже 40%, в 2008 г. - 67%. Объемы сетевой рекламы растут значительно быстрее, чем обычной. Так, если в 1999 г. они составляли 3-4,5 млрд. долл., в 2000 г. - около 6-7 млрд. долл., то в 2005 г. расходы составили около 40 млрд.долл., т.е. более 6% всего рекламного рынка, в 2008 г. - 51 млрд.долл.[16]. Этот рост стимулируется в основном за счет увеличения числа новых пользователей Сети. Сегодня 75% всех расходов на Интернет-рекламу приходится на Северную Америку, на Европу - около 12% и около 7% - на Азию. В отличие от телевидения, радио и других традиционных СМИ рекламные площади в Сети потенциально не ограничены, однако при этом отмечается, что эффективность воздействия рекламы на пользователя постепенно падает, что связано с исчезновением эффекта новизны [2].

Лидеры серверного рынка. По сравнению с показателями соответствующего периода 2007 г. объем серверного рынка в первые три месяца 2008 г., по сведениям Gartner, увеличился на 2,5% и достиг 13,3 млрд.долл. На долю IBM приходится 29,4% общей выручки, за ней следует Hewlett-Packard с 28,3% [20]. Помимо этих компаний в первую пятерку крупнейших поставщиков серверов по выручке попали также компании Dell, Sun Microsystems и Fujitsu/ Fujitsu Siemens. Однако по количеству поставленных серверов в первом квартале лидером стала НР с долей в 30,1%. Второе и третье места с показателями в 22,7 и 13,3% проданных серверов заняли компании Dell и IBM. Доли Sun Microsystems и Fujitsu/ Fujitsu Siemens в натуральном выражении составили 3,7 и 3,5% соответственно [19].

Рынок связи. Объем мирового рынка услуг сотовой связи к 2011 г. вырастет до $800 млрд. Об этом говорится в докладе аналитической компании IDC, сообщает «Прайм-ТАСС». По прогнозу IDC, число абонентов беспроводной связи вырастет более чем на 1 млрд. в течение следующих 4-х лет. В свою очередь, аналитическая компания Portio Research сообщает, что уже в 2008 г. общий объем индустрии мобильной связи превысил $1 трлн. В этот объем включаются как доходы от услуг связи, так и от продажи оборудования сотовой связи, включая телефоны. Аналитики Portio Research прогнозируют рост числа сотовых абонентов до 5 млрд. в 2012 г. Они считают, что к 2012 г. общемировой годовой доход от неголосовых платных дополнительных услуг (VAS) в сетях сотовой связи достигнет $250 млрд. По оценке IDС, доход сегмента развлечений к 2011 г. составит 5,1% в общем объеме доходов от услуг мобильной связи и 23% от услуг мобильной передачи данных. Значительная часть в этом сегменте будет получена от рингтонов, рингбэктонов, мобильного телевидения и видеоуслуг. Несмотря на региональные различия, доход от услуг мобильной связи и абонентская база будут ежегодно стабильно вырастать на 25% в период с 2006 по 2011 г. Согласно IDC, доход от рингбэктонов превысит доход от рингтонов в 2010 г. и станет наиболее крупным источником дохода мобильных операторов в сегменте развлечений [14].

За последние девять месяцев прошлого года объем сделок на мировом рынке гостиничных услуг, по данным экспертов компании Jones Lang LaSalle Hotels, составил 22 миллиарда долларов. Это на 71 процент меньше, чем за аналогичный период 2007 года. Мировой финансовый кризис добрался до отелей. Именно этот сектор экономики называют одним из самых уязвимых. Этот спад произошел на рынках всех трех регионов, но наиболее существенное падение отмечается в США - 79 процентов и в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 60 процентов. Что же касается рынков стран Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), падение составило 52 процента [7].

Роялти и лицензионные платежи. Международная торговля лицензиями показывает не только изменение роли и места отдельных государств в мировом хозяйстве, но и свидетельствует о растущей роли лицензионной торговли во внешнеэкономической деятельности. На протяжении многих десятилетий США занимают ведущее место среди стран мира по обороту лицензионной торговли. Ведущая роль Соединённых Штатов в экспорте лицензий определяется не только огромным научно-техническим потенциалом страны, но и проводимой американскими транснациональными корпорациями активной политикой экономической экспансии на основе совместного вывоза капитала и продажи лицензий. Анализ направлений этой политики показывает, что несколько ослабляя свою деятельность в торговле лицензиями с независимыми фирмами, американские корпорации одновременно усиливают позиции в лицензионной торговле между расположенными в США материнскими фирмами и их многочисленными филиалами и дочерними компаниями за рубежом. Это обеспечивает монополиям значительно более высокие прибыли и прочное положение на зарубежных рынках. Учитывая долю в мировой торговле на рынке лицензионных платежей сложилась следующая расстановка стран: Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Голландия, Бельгия, Китай, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Испания [14].

К характерным особенностям современного мирового рынка лицензий относятся концентрация и опережающие темпы развития торговли лицензиями между родственными фирмами (или между материнскими компаниями и филиалами) транснациональных корпораций по сравнению с лицензионным обменом между независимыми фирмами [8].

международный услуга страховой рынок

Глава 2. Страхование как структурный элемент рынка услуг

 

.1 Анализ страховых рынков мира

 

В начале XXI в. в системе международных экономических отношений происходят значительные перемены. На сегодняшний день сфера страхования является одной из наиболее интегрированных отраслей на мировом уровне. При условиях развития международных рыночных отношений постепенная интеграция национальных рынков страхования на глобальные рынки является естественным процессом, обеспечивающим нейтрализацию рисков на мировом уровне. Национальные страховые компании могут удовлетворять спрос на услуги страхования внутри страны, только в пределах своих финансовых возможностей. В случаях превышения объемов страхуемых рисков финансовых возможностей страховых компаний, для обеспечения стабильности самого страхового рынка, потребуется воспользоваться услугами международных страховых организаций. В связи с этим уже долгое время на мировом страховом рынке функционируют международные страховые и перестраховочные организации, участвующие в перераспределении рисков на мировом уровне. Международный страховой рынок настолько развит, что можно анализировать его как единое рыночное пространство. Объем страховых премий по мировому страховому рынку имеет ежегодный прогрессирующий темп роста. Если в 2005 году темп роста объема страховых премий составлял 4,9%, то в 2008 году данный показатель вырос и составил 10,3% (суммарный объем премий в мире составил в 200 году более $5,01 трлн.). Но следует отметить, что темп роста объема страховых премий несильно отличался от темпа роста мирового ВВП. Так, в 2004 году доля страховых премий в мировом ВВП составляла 7,99%. В 2005 году данный показатель снизился до 7,5% и до 2007 года оставался стабильным, а в 2008 повысился до 13,3%. На межконтинентальном уровне рост мирового объема страховых премий обеспечивался за счет роста объема страховых премий в Америке на 6,3%, Европе - на 15,5%, Азии - на 8,1%, Африке - на 6,9% и в странах Океании - на 18,2%. Следует отметить, что в 2008 году во всех континентах наибольший уровень темпа роста имеется в основном в развивающихся странах. К примеру, если по Америке темп роста составляет 6,3%, то по северной части Америки этот показатель составляет 5,4%, а Латинская Америка в то же время имела темп роста в размере 22,2% [18]. Мировой объем страховых премий в 2008 году распределился между континентами в следующих размерах: Америка - $1417,5 млрд., Европа - $1680,1 млрд., Азия - $840,6 млрд., Африка - $53,3 млрд. и Океания - $68,8 млрд. Лидирующими странами по объему страховых премий по миру являются США, Япония, Великобритания, Франция и Германия. По объему страховых премий с долей на рынке в размере более 30% в течение предыдущих четырех лет лидируют США, и объем премий по США имеет тенденцию стабильного увеличения. Второе место по объему премий принадлежит Великобритании, доля которой на мировом рынке по итогам 2008 года составляет 14,4%. В течение 2004-2006 годов Великобритания по объему страховых премий на рынке занимала 3-ю позицию после Японии, но уже в 2008 году сумела повыситься на вторую позицию. Динамика объема страховых премий Японии, напротив, имела тенденцию к снижению. Доли Франции и Германии на мировом страховом рынке составили соответственно 6,6%, 5,5% и в течение предыдущих 4 лет имели стабильную тенденцию к увеличению. Среди европейских стран в обороте страхового рынка особого внимания заслуживает Чехия. Чешская страховая компания в первом квартале 2008 года сохранила темп роста, достигнутый в 2007 г. Премия Чешской страховой компании в первом квартале 2008 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2007 года почти в четыре раза. Аналогичный прирост бизнеса компания продемонстрировали и по итогам 2007 г. в сравнении с 2006 г. За январь-март 2008 года Чешская страховая компания получила премию в размере 1,291 млрд. рублей, выплатив клиентам 15,3 млн.рублей. Премия компании по страхованию жизни составила 121 млн.рублей, что в два раза больше, чем в первом квартале 2007 г. Сборы по страхованию от несчастных случаев и болезней достигли 1,170 млрд.рублей, увеличившись в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. По состоянию на 31 марта 2008 г. совокупная величина активов компании составляет 2,745 млрд. рублей, что в два раза больше, чем годом ранее. Резервы по страхованию жизни увеличились также в 2 раза и составили 240 млн. рублей [15].

Интеграционные процессы на страховом рынке, безусловно, имеют место. Размер сделок и их количество напрямую зависят от потенциала и финансовой мощи каждого рынка, а также от его структуры. Так голландская финансовая группа TBIH Financial Services Group N.V., основным акционером которого является группа Vienna Insurance Group (VIG), выходит на рынок страхования жизни Турции. Совместно с контролируемой ею турецкой страховой компанией Ray Sigorta группа TBIH создает компанию по страховой жизни. Об этом сообщил VIG 30 мая. Новый страховщик будет называться Ray Emeclilik. Руководство VIG начало работу компании в начале этого года. По данным VIG, доля страховой премии в ВВП в Турции составляет около 5,2%. На рынках стран Евросоюза этот показатель составляет 6,2%. В 2007 году объем турецкого рынка страхования жизни, оцениваемый по премии, составил 794, 46 млн. евро, что превышает показатель за 2006 год на 2,35%. Ray Sigorta основана в 1958 г. Компания предоставляет услуги по страхованию от несчастного случая, огневых, морских, авиационных и производственных рисков, а также по страхованию жизни преимущественно корпоративным клиентам. В 1992 г. мажоритарным акционером страховщика стал турецкий финансовый холдинг Dogan Sircetler Grubu Holdings A.S. С июня 2007 г. Ray Sigorta является дочерней компанией TBIH Financial. По итогам 2007 г. премия страховщика составила 152,32 млн.евро.

По итогам первого квартала 2008 г. белорусские компании по страхованию жизни получили премию в размере около 3 млн.евро, выплатив при этом около 0,4 млн.евро. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. объем премии увеличился на 31,6%, выплаты возросли в 2 раза. В структуре премии преобладает страхование дополнительной пенсии - на данный вид приходится 93,3% поступлений в сегменте. Лидером в сегменте страхования жизни по-прежнему остается «Стравита», дочерняя компания «Белгосстраха». Доля рынка компании по итогам квартала составила 63,1%.

Летом прошлого года Россия впервые была представлена на ежегодной конференции международного клуба агентов по продажам финансовых услуг - Million Dollar Round Table (MDRT). Конференция прошла в канадском городе Торонто. Ее посетили 11 страховых агентов «АИГ Лайф», которыми компания помогла стать членами этой ассоциации и организовала поездку. Всего членами MDRT по итогам 2008 года стали 19 агентов «АИГ Лайф».

Это первый случай, когда российские страховые агенты вошли в ряды MDRT - первой в мире профессиональной международной ассоциации финансовых консультантов. MDRT была основана в 1927 г. в США группой из 32 агентов, одновременно обнаруживших, что каждый из них продал страховых полисов не менее чем на 1 миллион долларов. Сейчас ассоциация объединяет 35 тысяч человек, которые продают финансовые услуги 476 компаний из 76 стран мира. По оценке MDRT, это немногим менее процента финансовых консультантов мира [17].

.2 Анализ страхового рынка России

В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.09.2008 зарегистрировано 814 страховых организаций (для сравнения, на 30.09.2008 - 869 страховых организаций). В рамках отчетности 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-сентябрь 2008 года «Страхнадзор» обобщил оперативные данные, полученные в электронном виде от 767 страховщиков. 5 компаний не проводили страховые операции, 42 - не представили отчетность. В число компаний, не представивших отчетность в установленные сроки, вошли два крупных оператора страхового рынка - «Чешская страховая компания» и «Шексна-М». Отсутствие показателей этих компаний серьезно искажает, в частности, сегмент личного страхования. Из приведенных показателей следует, что за истекший период отечественный страховой рынок продолжал развиваться весьма высокими темпами. Снижение сборов по сегменту страхования жизни объясняется, в первую очередь, «эффектом базы» - искусственно завышенными показателями в прошлом году, что явилось результатом реорганизацией страховых портфелей. В первой половине 2007 г. значительное число страховщиков перевело, в соответствии с требованием законодательства, портфели по страхованию жизни из универсальных материнских компаний в специализированные дочерние структуры. Значительные темпы роста премии по личному страхованию вызваны, помимо общего развития классического рискового страхования, активизацией операторов рынка по страхованию залоговых и беззалоговых заемщиков от несчастного случая, и, скорее всего, новым витком схем по ДМС.

В сегменте страхования имущества основным локомотивом, как и в предыдущие годы, остается розничное страхование физических лиц, в первую очередь, автоКАСКО. В страховании ответственности снижение темпов развития сегмента вызвано уходом части схем. Впрочем, учитывая незначительные абсолютные показатели сборов, этот спад не может оцениваться как устойчивая тенденция - фактически, темпы роста зависят от изменения показателей любой крупной компании-«однодневки».

В обязательных видах страхования, в первую очередь, ОСАГО и ОМС, ситуация не претерпела серьезных изменений. Сбор премий по ОСАГО растет по мере качественного (увеличение доли автомобилей с большим объемом двигателя) и количественного роста автопарка России. ОМС растет по мере роста сборов ЕСН. Входящее перестрахование третий год подряд демонстрирует отрицательную динамику сборов, что объясняется продолжающейся политикой ФССН по вытеснению с перестраховочного рынка сомнительных, с точки зрения классического перестрахования, операций.

Основные события на страховом рынке России в третьем квартале 2008 г. Третий квартал 2008 г. стал своеобразным рубежом, завершающим очередную фазу российского и общемирового экономического роста. Для отечественного национального хозяйства начинающийся кризис разворачивается почти ровно десятилетие спустя предыдущего системного потрясения экономики. Это позволяет подвести определенные итоги, оценить достижения российской страховой отрасли за «межкризисный» период.

Основные кризисные явления стали проявляться и в российской страховой отрасли. Назревающие проблемы на международных страховых рынках проявлялись, в частности, в отказе международных холдингов от ряда сделок по приобретению восточноевропейских и, в том числе, российских страховщиков. Отчасти это было связано с нежеланием западных банков кредитовать сделки в регионах с низким страновым рейтингом, отчасти - с продажей рядом банков дочерних страховых компаний, расположенных в западных странах, в целях поддержания собственной ликвидности. Например, швейцарский Zurich купил страховой бизнес испанского банка Banco de Sabadell, а Swiss Re выкупил страховщика жизни, принадлежавшего английскому банку Barclays. Прошедший квартал 2008 г. был богат на сделки для российского страхового рынка [12].

Из других событий рассматриваемого периода следует выделить кризис обязательного страхования ответственности туроператоров. После многолетних обсуждений и подготовительных работ в июне 2007 г. вступила в силу новая редакция закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Было введено ежегодное финансовое обеспечение - банковская гарантия или страхование ответственности. Большая часть из 4,4 тыс. туроператоров выбрали страхование ответственности.

Следует отметить также развитие страхования финансовых рисков (торговых кредитов). До последнего времени страхование дебиторской задолженности по торговым кредитам в России было достаточно экзотической услугой, хотя и развивавшейся весьма высокими темпами - порядка 40% ежегодно. По итогам 2007 г. в России было застраховано не более 5% всех торговых кредитов (для сравнения, в Западной Европе - 60%). Залогом успешного развития такого направления деятельности стало сотрудничество отечественных страховщиков с крупнейшими западноевропейскими агентствами, десятилетиями работающими с кредитными рисками. По всей видимости, после завершения кризиса следует ожидать значительного роста именно этого сегмента отечественного страхового рынка.

Страхование жизни. В III квартале 2008 г. объем премии по страхованию жизни составил 5,6 млрд. руб., что на 30,5% больше аналогичного периода прошлого года (4,3 млрд. руб.). Объем выплат при этом сократился почти в 4 раза, с 4 млрд. руб. до 1,1 млрд. руб.

Поквартальный анализ динамики сборов и выплат по сегменту демонстрирует пиковые значения обоих показателей во втором квартале 2007 г. В этот период осуществлялся массовый перевод портфелей по страхованию жизни из универсальных материнских компаний в дочерние специализированные компании. Эта операция отражалась как выплаты при выводе портфеля, и начисление новых премий при его передаче в новую компанию. Показатели последующих периодов существенно скромнее. Выплаты, начиная со III кв. 2007 г., неуклонно снижались, что косвенно свидетельствует о сокращении объемов по старым зарплатным схемам, которые характеризуются высоким уровнем выплат [10].

Личное страхование. По итогам 9 мес. 2008 г. сбор премии по сегменту возрос на 15%, с 16 млрд. руб. до 18,5 млрд. руб. Выплаты при этом росли опережающими темпами, на 21%, с 13,8 млрд. руб. до 16,7 млрд. руб. Максимальные сборы премии приходятся на начало года. Как правило, именно в этот период страховщикам начисляются премии по корпоративному ДМС материнских структур. Во втором квартале объемы премий резко снижаются, достигают минимальных значений в третьем квартале и незначительно возрастают в четвертом. Одновременно объем выплат минимален в первом квартале и плавно возрастает на протяжении всего года, чтобы достичь максимальных значений в четвертом. Такая динамика связывается с особенностями заявления убытков при закрытии года у страхователей. На следующий год ситуация повторяется, но уже на новом уровне, на новом витке развития сегмента.

Имущественное страхование. В третьем квартале 2008 г. сборы премии в сегменте имущественного страхования возросли на 18%, с 74,1 млрд. руб. до 87,1 млрд. руб. Объем выплат достиг 31 млрд. руб. против 23 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года, рост данного показателя составил 35%. Анализ поквартальной динамики сбора премий и выплат в сегменте демонстрирует сохранение наметившейся со второй половины 2006 г. внутригодичной цикличности. В середине года, начиная со второго квартала, наблюдается интенсивный рост сбора премии. По итогам третьего квартала собирается на 20-25% больше, чем в первом. После этого, в четвертом квартале анализируемого года и первом квартале последующего наблюдается стагнация показателя. Выплаты, в свою очередь, плавно возрастают с первого квартала по четвертый, и, после определенной коррекции в начале следующего года, возобновляют рост с нового уровня. Общей тенденцией является устойчивый рост уровня выплат. В III кв. 2006 г. данный показатель составил 22%, в III кв. 2007 г. - 31%, в III кв. 2008 г. - 36%.

Показатели сборов крупнейших операторов сегмента наглядно демонстрируют основные тенденции развития имущественного страхования в России. В сегменте имущественного страхования наблюдается интенсивное перераспределение клиентских и, как следствие, денежных потоков. Значительная часть крупнейших операторов рынка санируют свои корпоративные портфели, что приводит к сокращению темпов роста и абсолютных показателей сборов по ним. В розничном страховании лидеры сегмента, столкнувшись с высокой убыточностью своего бизнеса, ужесточили андеррайтинг и принципы сотрудничества с посредниками. Последние перенаправили часть клиентов в страховые компании, нацеленные на активное наращивание оборотов именно за счет розницы [13].

Страхование ответственности. Объем премии, собранной в третьем квартале 2008 г. в сегменте добровольного страхования ответственности, вырос на 24%, с 4,6 млрд. руб. до 5,7 млрд. руб. Объем выплат возрос более, чем в 3 раза, с 0,4 млрд. руб. до 1,62 млрд. руб. Динамика премий и выплат по добровольному страхованию ответственности не имеет выраженной тенденции. Данная особенность сегмента объясняется сохранением больших объемов схем, заведение которых в виде страховых премий и выход в виде выплат не кореллируются напрямую с законами рыночной экономики. В частности, всплеск выплат в III кв. 2008 г. объясняется как классическими страховыми убытками, так и сомнительными, с точки зрения экспертов, причинами. Не смотря на имеющиеся объемы неклассического страхования, общей тенденцией сегмента остается рост выплат, что служит косвенным подтверждением увеличения объемов реального страхования добровольной ответственности. Анализ крупнейших операторов рынка показывает значительную динамику этой группы компаний. Бизнес части выделенной группы страховщиков описывается моделью стандартной фирмы-«однодневки». За один год компания собирает очень большие объемы премии, после чего, на несколько лет или навсегда, исчезает из списков сколько-либо заметных операторов сегмента.

Проведенный анализ показывает, что сегмент страхования ответственности является наименее структурированным и очищенным от схем среди всех сегментов добровольного страхования. В то же время, политика ФССН, направленная на последовательное очищение страхового рынка от неклассического страхования, в том числе, с помощью отзыва лицензий у сомнительных перестраховочных структур, позволит уже в среднесрочной перспективе привести список крупнейших операторов добровольного страхования ответственности в соответствие с реальным положением дел на рынке [11].

ОСАГО. В третьем квартале 2008 г. сборы премии по ОСАГО составили 19,8 млрд. руб., что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года (18,2 млрд. руб.). Размер выплат достиг 11,6 млрд. руб., превысив показатель прошлого года на 8% (10,7 млрд. руб.). Поквартальная динамика премий и выплат компаний демонстрируют следующую тенденцию. Сборы премии достигают минимальных значений в первом квартале, значительно вырастают во втором и колеблются вокруг достигнутых значений до конца года. С течением времени, темпы роста сборов во втором квартале возрастают, одновременно с усиливающимся снижением в третьем квартале. Выплаты, в предыдущие периоды, стабильно возрастали от первого квартала к четвертому, и, после определенной коррекции в начале года, возобновляли рост с нового уровня. В результате практически не изменявшихся на протяжении трех кварталов объемов выплат, в III кв. 2008 г. произошло беспрецедентное за пять лет действия ОСАГО превышение темпов сборов над темпами выплат - 8,6% и 8,4% соответственно. Общее количество страховых событий, по мере роста автопарка, растет. Под влиянием инфляции, растут и расходы по урегулированию убытков. Единственное возможное предположение - снижение деловой активности страховщиков в наиболее убыточных регионах и группах клиентов, а также ужесточение подходов к урегулированию убытков по ОСАГО.

Анализ крупнейших операторов ОСАГО показывает высокую сегментированность данного бизнеса. Группа лидеров и даже их положение в рэнкинге остается практически неизменными. Традиционно, четверка лидеров - «Росгосстрах», «Ресо-Гарантия», «Ингосстрах» и «Росно» - собирают премии со значительным отрывом от ближайших конкурентов и даже друг от друга [12].

 

.3 Деятельность компании ОАО «Страховая компания»


Цель создания:

. разработка и внедрение системы страховой защиты предприятий ядерно-энергетического комплекса;

. участие в создании национального законодательства о возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании.

год. Открыты первые филиалы компании в городах: Десногорск (Смоленская область) и Волгодонск (Ростовская область)

год. Получена лицензия на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Проведена эмиссия акций. Уставный капитал увеличен до 210 млн руб. Открыты филиалы в городах: Балаково (Саратовская область), Курчатов (Курская область), Сосновый Бор (Ленинградская область)

В 2007 году было создано 4 новых филиала и 5 дополнительных офисов. Филиалы открыты в городах: Воронеж, Краснодар, Смоленск и Чебоксары. По состоянию на 31 декабря 2008 года региональная сеть компании состоит из 18 филиалов, 1 агентства и 8 дополнительных офисов. Виды деятельности, осуществляемые ОАО «Страховая компания»:

-  страхование имущества физических и юридических лиц;

-       страхование средств автотранспорта, дополнительного и вспомогательного оборудования, багажа, водителя, пассажиров и гражданской ответственности при эксплуатации средств автотранспорта;

-       страхование грузов;

-       комбинированное страхование строительно-монтажных работ;

-       страхование экологических рисков;

-       страхование машин и механизмов от поломок;

-       страхование электронных устройств;

-       индивидуальное страхование от несчастного случая за счет средств предприятия;

-       страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

-       страхование граждан, выезжающих за границу;

-       страхование профессиональной ответственности строителей;

-       страхование гражданской ответственности перевозчика;

-       страхование физических лиц от риска радиационного воздействия;

-       страхование гражданской ответственности эксплуатирующих организаций объектов использования атомной энергии;

-       страхование гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей среде;

-       страхование гражданской ответственности физических и юридических лиц;

-       страхование ответственности перед третьими лицами при транспортировании радиоактивных веществ, ядерных материалов, изделий на их основе и и их отходов;

-       перестрахование;

-       обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

-       и др.

В 2008 году компания "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ" сделала значительный рывок в своем развитии по многим аспектам, переходя к розничной модели страхования. В компанию были приглашены сильные страховые команды. В "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ" пришли опытные профессионалы по Автострахованию, страхованию имущества, региональному развитию, личному страхованию. Разработаны и внедрены новые страховые продукты. Компания стала более привлекательна, как для физических лиц, так и для юридических. Показателем этого стал значительный рост страховых премий ежеквартально с минимальной убыточностью. Увеличился приток клиентов, которых устраивает качество продуктов и сервисное обслуживание. Также компания может отметить прирост в сфере сотрудничества с автосалонами, брокерами, увеличилось число агентских каналов продаж. Руководство компании выстраивает эффективную модель управления, исключая лишний бюрократизм в ведении дел, что ускоряет процесс решения многих вопросов.

ОАО «Страховая компания» подписаны партнерские соглашения по доведению своих услуг с такими ведущими финансовыми и производственными структурами как Сбербанк, Главпочтамп, МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство».

За январь 2009 г. сбор взносов по сравнению с прошлым годом возрос в 2,5 раза. Объем выплат возрос на 21% [9]

 


Заключение


Услуги как вид человеческой деятельности имеют длительную историю. Однако только последние тридцать лет им стали уделять наибольшее внимание. Все больше людей трудятся в сфере услуг. Практически все организации оказывают услуги в той или иной степени. Для организаций, занимающейся услугами важно понимать природу и сущность услуг, учитывать их специфику в оценке и продаже. Любая организация, занимающаяся услугами, государственная или частная, большая или малая, должна понимать как управлять такими специфическими характеристиками, как неосязаемость, изменчивость, неразрывность производства и потребления, неспособность к хранению. Помочь в этом могут признанные системы классификаций. Неуверенность потребителей и их участие в процессе приобретения услуги всегда будут объектами пристального внимания на ряду с определением того, что фактически предлагается под видом услуг. По мере расширения сферы услуг возникают проблемы регулирования этого важного сектора экономики. Трудности разработки универсальной системы регулирования связаны с многообразием услуг и их неоднородностью, а также с нематериальным характером большинства видов услуг. В мировой практике сложились 3 разрозненные группы торгово-политических мер, регламентирующих сделки в сфере услуг: национальные законодательства, устанавливающие определенные режимы деятельности иностранных фирм; двухсторонние соглашения между странами, продолжение которых распространяется и на сферу услуг; конвенции и другие положения межправительственных организаций.

По данным международной статистики в последние два десятилетия в мировой торговле наблюдалось увеличение объема экспортно-импортных операций в сфере услуг, доля которых в общем объеме в настоящее время составляет около 30%, в том числе для экономически развитых стран - 30,3%, для развивающихся - 26,2%, что в целом соответствует тенденции дальнейшего развития специализации экономической деятельности отдельных регионов и стран (в том числе и в сфере услуг) и является признаком их перехода к качественно новым условиям функционирования, основанным на дальнейшем углублении разделения труда в мировой экономической системе. Основополагающим фактором в данной сфере является клиентура, а не государство, то есть происходит ориентация по спросу, что подчеркивает конкретно рыночный характер услуг. По статистическим данным проведенных исследований услуги, оказанные населению физическими лицами, составляют третью часть в общем объеме платных услуг, при этом доля негосударственного сектора составляет 68%.

Что касается страхования, то с конца 2007-начала 2008 гг. наблюдается активизация большого количества иностранных и отечественных (по составу акционеров) страховщиков, активно развивающих «кредитное страхование жизни» аффилированных с ними банков. Дальнейшее развитие этого направления деятельности в сегменте определяется позицией ФАС по пресечению подобных монопольных соглашений. В сегменте личного страхования наблюдается активное развитие рыночного корпоративного ДМС и НС, розничного НС. Наряду с этим отмечен рост страхования от НС беззалоговых заемщиков аффилированными с банками страховщиками (фактически - тот же бизнес, что и при страховании «кредитной жизни»), а также определенная активизация схем по корпоративному ДМС. В добровольном страховании ответственности наблюдается рост сборов операторов классического страхования, при сохранении значительных показателей деятельности компаний с сомнительной репутацией. В сегменте ОСАГО нарастают кризисные явления. С одной стороны, с начала года наблюдается труднообъяснимая, исходя из логики развития сегмента, стагнация объемов выплат. В то же время, убыточность бизнеса достигла таких значений, что даже проводимая компаниями политика не спасает от утраты финансовой целесообразности работы в сегменте, в первую очередь для региональных страховщиков. Учитывая позицию ФССН, следует ожидать дальнейшего отзыва лицензий у компаний с сомнительными портфелями, при одновременной концентрации входящего бизнеса у нескольких крупнейших перестраховщиков. В целом, по итогам 9 месяцев можно говорить о продолжавшейся активной фазе роста российского страхового рынка. Основным фактором развития рынка остается розничное страхование. Корпоративное страхование демонстрирует минимальные темпы прироста в имущественных видах страхования, на фоне сравнительно более высоких темпов роста корпоративного бизнеса по личному страхованию. Несмотря на начинавшийся летом 2008 г. финансовый кризис, новая экономическая ситуация не оказала кардинального влияния на динамику рынка за рассматриваемый период времени.

Библиографический список:

 

1.   Международная торговля услугами: учебное пособие./ Дюмулен И.И. - Издательство - Экономика. - 2003.- 320с.;

2.       Мировая экономика: учеб./ В.В. Клочков, С.В. Тарасова (и др.); под ред. И.П. Николаевой. - М; Проспект, 2009,- 240 с.;

.        Мировая экономика: Учебное пособие / Хмелев И. Б. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2005. - 109 с.;

4.   Мировая экономика в схемах и таблицах./ Шкваря Л.В. - Эксмо. - 2009. - 401с.;

.     Абубакиров Р.Ф. Сфера услуг современной российской экономики: состояние и перспективы развития / Экономические науки. - 2008.- № 7.- с. 41 - 43.;

6.       Бережкова Е.П. Сфера услуг в условиях рыночной экономики / Экономические науки. - 2007.- №5.- с. 254 - 257.;

7.       Васильева. Ю. Регионы прирастут отелями / "Российская Бизнес-газета" №683. <#"518359.files/image002.gif">

Данные по Азербайджану, Беларуси, России и Украине включают премии по обязательным видам страхования. Данные по Болгарии не включают премии по медицинскому страхованию. Данные по Боснии и Герцеговине являются суммарными показателями Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.

Таблица 4

Основные показатели российского страхового рынка за 9 мес. 1998 г. и 2008 г.


Рисунок 1. Страхование жизни в 2005-2008 гг., млн. руб.

Рисунок 2. Личное страхование в 2005 - 2008 гг., млн. руб.

Рисунок 3. Имущественное страхование в 2005-2008 гг., млн. руб.

Рисунок 4. ОСАГО в 2005-2008 гг., млн. руб.

Таблица 5.

Региональные операторы ОСАГО с наиболее высоким уровнем выплат по итогам 9 мес. 2008 г.



Таблица 6

Сводный отчет деятельности ОАО «Страховая компания» за дек.2008 г. - январь 2009 г. на территории Смоленской области [9]


Количество договоров

Взнос

Выплаты

Расторжение

Итого выплаты + расторжение

Строение

44


99270,78

90193,04

-

90193,04

Имущество




-

--


Помещение


3045000,00


-

-


Автотранспорт физ.лиц





-


Несчастный случай

45

1440000,00

14024,00


-


Выезд за рубеж





-


Гражданская ответственность автотранспорта физ.лица(добровольное страхование)





-


Имущество предприятий

2

42345,00

148,2


-


Автотранспорт предприятий





-


ОСАГО физ.лиц

108

68800000,00

216216,09

107668,00

48812,01

156480,01

ОСАГО юр.лиц

7

2800000

12168,44


16789,30

16789,30

Итого по ОСАГО

115

71600000,00

228384,53

107668,00

65601,31

173269,31

Всего

321

-

341827,51

197807,04

65601,31

263462,05



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!