Развитие налогообложения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,78 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие налогообложения

Введение

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона, налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников.

Современный уровень развития налогообложения и налогового права в России и мире не обособлен от прошлого и будущего. Это лишь новая, по-своему важная веха в истории мировой цивилизации и права. Настоящее, воплощая в себе самые разнообразные, как правило, противоречивые тенденции прошлого, с одной стороны, отрицает неприемлемое, с точки зрения будущего, безнадежно устаревшее, с другой - выявляет и закрепляет новые тенденции и выдержавшие проверку временем постулаты, закладывает предпосылки будущего. Поэтому чтобы понять и изучить современное налоговое право, необходимо знать, когда и как оно возникло и развивалось, какие экономические, политические, социальные и иные причины в прошлом влияли на его становление, развитие, изменение формы и содержания налогообложения и норм налогового законодательства.

1. История возникновения и развития налогообложения

.1 Развитие налогообложения в России

Финансовое устройство Древней Руси складывается во время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Существовавшие в этот период податные отношения имели еще и достаточно примитивную форму, однако со временем под воздействием внешних и внутренних политических и экономических факторов происходит их постепенная трансформация.

В развитии податных отношений Древней Руси выделяют несколько этапов. К первому этапу относится формирование института податей славянских племен. Податные отношения этого периода отличались случайностью, не системностью, поэтому не носили в полном смысле этого слова финансового характера. Второй этап связан с формированием простейших податных форм, где складываются важнейшие черты налогов - определенная, стабильная форма платежа и его закрепления, обязательность и систематичность, определенные гарантии. Третий этап охватывает удельный период, характеризующийся разделением податей на ордынские и местные (внутренние). Четвертый этап - с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства - является периодом существования трансформирующихся податных форм, по окончании которого в России уже существуют государственные подати.

Первым и основным источником доходов княжеской казны была дань, которая изначально выступала своеобразной контрибуцией, налагаемой князем на подвластные племена для покрытия единственного государственного расхода - удовлетворение потребностей князя и дружины. Развитие государственного аппарата впоследствии привело к формированию новых потребностей, что предопределило установление новых повинностей и податей. Дань уплачивалась с плуга («рала») и со двора («дыма»). Существовало два способа взимания:

«повозом» (когда дань привозилась князю в Киев)

«полюдьем» (когда сбор дани осуществлял сам князь или княжеские дружины).

С течением времени дань утратила значение контрибуции и приобрела форму платы с имущества и доходов. В период Золотой Орды (XIII в.) дань взималась в пользу татаро-монгольских ханов («выход»). В XVI-XV вв. свободное население платило не только ордынскую дань (как государственная подать), которая направлялась в княжескую казну. Дань как государственная подать приобрела самостоятельное значение, когда была прекращена уплата «ордынского выхода» (1480 г.).

Помимо дани население Древней Руси уплачивало оброк, который на начальных этапах формирования древнерусской финансовой системы означал доход с государственных имуществ и религий, а впоследствии трансформировался в податный платеж.

Важным источником доходов княжеской казны являлись торговые и судебные пошлины, а также различные сборы: «торговый» (за право торговли); «корчмиты» (сборы с корчмы и постоялого двора); «гостиная дань» (за провоз товаров); «перевоз» (за перевоз товаров и людей через водную преграду). Население Древней Руси выполняло также различные виды работ, среди которых - строительство мостов и городских укреплений, поставка лошадей и др.

После монголо-татарского нашествия основной податью стал выход ордынский, который контролировался баскаками (специально назначенными чиновниками) и бесерменами (откупившими это право богатыми восточными купцами), а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В 1480 г. При Иване III фактически заново начала создаваться древнерусская система налогообложения. В период царствования Ивана III вводятся новые прямы и косвенные налоги и сборы, происходит упорядочение налоговых платежей в государстве. Основными государственными налогами в конце XV - начале XVI в. были: прямые налоги - деньги с черносошных крестьян и посадских людей; ямские деньги; пищальные деньги; сборы на городовое и засечное дело; стрелецкая подать и др. Определению размера прямых налогов служило сошное письмо, являющееся, по сути, прообразов налоговой декларации. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы - сохи. Размер сохи был унифицирован и зависел от социального статуса землевладельца и от возможности крестьян платить налоги государству. В городском обложении она представляла собой финансовую единицу, выражавшую величину капитала, с которого уплачивались проценты в виде подати. Однако посошное обложение обладало определенными недостатками, которые проявлялись в отсутствии объективного критерия для определения доходности земель, а также в невозможности учета текущих изменений количества плательщиков податей и объектов обложения. Происходящее в этот период развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей, уплачиваемых местным населением.

До XVII в. в России сбором налогов занимались русские князья, баскаки (во времена Золотой Орды), «откупщики» (в основном хорезмские и хивинские купцы), «осьменики» (Киевская Русь), «таможники» и их помощники «мытники». В XVII в. с образованием централизованного Русского государства формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов: Приказ большого прихода, занимающийся сбором прямых налогов; Приказ большого дворца, ведающий сбором налогов с царских земель; Приказ большой казны, собирающий налоги с городских промыслов; Печатный приказ, занимающийся сбором пошлины за скрепление актов государственной печатью; Казенный патриарший приказ, собирающий налоги с церковных и монастырских земель. Кроме того, отдельные функции в области налогообложения выполняли Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы.

Таким образом, в Российском государстве фактически отсутствовала стройная система управления финансами, а существующая была сложна и запутана. В целях упрощения этой системы в 1655 г. был создан Счетный приказ, в компетенцию которого входил контроль за финансовой деятельностью других приказов, анализ приходных и расходных книг, что позволило определить структуру государственного бюджета того периода.

В 1678-1680 гг. в целях упрощения сложной системы налогообложения проводится налоговая реформа, в результате осуществления которой отмечаются многочисленные налоги и сборы, а поземельное обложение заменяется подворным. Замена посошного обложения подворным позволила расширить количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы. Единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом, то есть общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами.

В XVII в. происходит ликвидация остатков прежней феодальной раздробленности и укрепление централизованного государства. Соответственно осуществляются преобразования и в финансовой сфере, в том числе в процессе упорядочения системы налогообложения. Нормативное регулирование налогов появляется в специальных актах органов центральной государственной власти, посвященных регулированию исключительно налоговых отношений и устанавливающих новые правила налогообложения, не основанные на обычаях. Так, 7 февраля

г. был издан царский указ, предусматривающий замену множества прямых налогов одним косвенным - налогом на соль; царский указ от 5 сентября 1679 г. устанавливал подворную подать вместо стрелецких денег, полоняничных, ямских. пищальных и некоторых других.

Период правления Петра I (1672-1725) сыграл особую роль в становлении и развитии налоговых отношений Российского государства. Коренное реформирование финансовой системы России Петром I заключалось в изменении самого принципа формирования доходов государственного бюджета. Как отмечает Д.Г. Черник, ранее существовавшая финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны без учета реального экономического положения государства. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил. видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения1. Основной чертой налоговой системы XVIII в. является преобладание косвенных налогов (их доля составляла 42% от доходов казны) над налогами прямыми.

При Петре I в сфере налогообложения произошли радикальные преобразования. Для пополнения казны увеличивались ставки уже существующих налогов, а также вводились различные новые сборы, численность которых достигла трех-четырех десятков. Были введены военные налоги: «драгунские деньги» (взимались по 25 копеек с крестьянского двора на жалованье ратным людям), налог «на наем подвод под артиллерийские припасы» (его размер колебался от 6 до 13 копеек) и другие налоги.

Новые виды налогообложения создавали и разрабатывали специальные государственные люди - прибыльщики. По их инициативе были введены гербовый сбор, хомугейный (налог на клеймение хомутов), с печей (трубный), пчельный (с владельцев пасек), мельничный и другие налоги и сборы, введено Удвоенное обложение податями староверов.

Осуществляется переход от подворного налогообложения к подушной подати, что было вызвано возникновением способа уклонения от налогов (различные дворы стали объединяться в один двор). Единицей обложения стала ревизская (мужская) душа. Налогообязанные лица (ревизские души) регистрировались в специальных книгах (ревизских сказках). Величина душевого оклада новой подати была установлена в 74 копейки. При числе наличных душ в 5,6 млн. это должно было обеспечить казне 4,1 млн. руб.2

Однако подушное обложение имело недостатки, которые состояли в следующем: во-первых, при разной платежеспособности населения в различающихся по своим географическим и хозяйственным условиям районах единый размер податного оклада плательщика означал нарушение принципа равенства уплаты, провозглашенного самим же Петром I; во-вторых, ревизская душа не всегда отражала реальную платежеспособную единицу, поскольку включала умерших между ревизиями, увечных, стариков, младенцев, беглых.

При Петре I существенные изменения претерпела вся система финансового управления. Большое значение имело создание Правительствующего сената, учрежденного 22 февраля 1711 г., поскольку никакие налоги и сборы не вводились без его согласия. В течение всего XVIII в. Сенат являлся высшей наблюдательной инстанцией за финансовыми учреждениями. Учреждаются финансовые коллегии: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия. Они представляли собой государственные органы отраслевого управления, за которыми закреплялись определенные полномочия. Главным органом финансового управлении была Камер-коллегия. В ее ведении находилась доходная часть бюджета. Основным видом деятельности являлось пополнение государственного бюджета и, следовательно, налогообложение. Камер-коллегия получала сведения о сборах налогов, разрабатывала проекты по налогообложению, могла самостоятельно вводить новые городские и земские пошлины. Вопросами расходных статей бюджета ведала Штатс-контор-коллегия. На Ревизион-коллегию возлагались функции финансового контроля. Следует отметить, что другие, неспециализированные коллегии также выполняли функции по финансовому управлению. Например, Берг-коллегия занималась сбором доходов от монетной и горной регалий; Юстиц-коллегия принимала судебные пошлины; Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

После смерти Петра I (1725 г.) финансы в России постепенно начали приходить в упадок. Лишь во времена правления Екатерины II (1762-1796) создаются важные предпосылки последующего перехода к более рациональным методам ведения финансового хозяйства и построения финансовой администрации, т.е. закладываются основы административных и финансовых реформ первой половины XIX столетия. При Екатерине II совершенствуется управление государственными финансами, проводится реорганизация государственного аппарата. Деятельность коллегий, особенно финансовых, оказывается неэффективной, что обусловливает необходимость использования принципа централизованного управления. В результате в 1780-1781 гг. учреждаются Экспедиция доходов. Экспедиция расходов, Экспедиция ревизии счетов, Экспедиция взыскания недоимок, недоборов и начетов. В губерниях создаются казначейские палаты, которые сохраняются в России до XX в.

В XIX в. происходит нормативно-правовое оформление системы земских сборов и повинностей. Появившееся в 1805 г. «Предварительное положение о земских повинностях» устанавливало, что денежные сборы взимаются только на основании высочайших указов и узаконений. Сметы повинностей составляются специальным губернским присутствием в составе губернатора, вице-губернатора, губернского предводителя дворянства и депутатов от городского общества и утверждаются дворянским собранием совместно с депутатами от купечества. Сборы вносятся в казначейства, но не «смешиваются» с другими государственными доходами. «Положение», однако, не касалось натуральных повинностей (дорожной, подводной, этапной, квартирной и прочих воинских и гражданских), а также не определяло предметы денежных земских повинностей, что обусловило разработку дополнительных нормативно-правовых актов. Новые правила о земских повинностях были введены Уставом о земских повинностях, изданным 13 июня 1851 г. Наиболее существенное их отличие от предыдущих заключалось в том, что земскими повинностями были признаны только те предметы, которые «означены» в Уставе.

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основной была подушная подать (которая отменяется сначала с мещан, а затем и во всем государстве), замененная в 1863 г. налогом с недвижимого имущества. Объектом налогообложения являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход. Обложению налогом подлежало имущество, находящееся в черте города и за его чертой, но принадлежащее городу. Оно включало в себя жилые дома, фабрики, заводы, складские помещения, бани, лавки, магазины, огороды,

При этом сохраняется важная роль в системе государственных доходов питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866 г.), акциза на керосин (1872 г.), акциза на табак. В 1875 г. в российском бюджете появляется государственный поземельный налог наравне с другими налогами реального характера (подомовым, промысловым, налогом на строения). Ставки обложения дифференцировались от 0,25 (Астраханская) до 17 (Подольская) копеек с десятины удобной земли и леса. Сумма поземельного налога устанавливалась централизованно для губерний, а затем распределялась между уездами и плательщиками.

В 1882 г. возникает обложение наследств и дарений; с 1885 г. взимается налог на доходы с денежных капиталов, уплачиваемый в размере 5% от полученных доходов; в 1893 г. появился квартирный налог в качестве весьма неудачного суррогата подоходного налога. Законом от 8 июня 1898 г. реформируется промысловое обложение. Дореволюционный промысловый налог состоял из двух частей: основного промыслового налога или патентного сбора и дополнительного налога или дополнительных сборов. Патентная система была введена в 1863 г. Положением о пошлинах за право торговли и других промыслов. Она заключалась в установлении права правительства взимать налог путем продажи разрешений на занятие торгово-промышленной деятельностью. Претерпев неоднократные изменения и найдя отражение в промысловом налоге, эта система сохранилась вплоть до революции и затем вновь возродилась в период нэпа. Дополнительный промысловый налог стал взиматься с предприятий, обязанных публичной отчетностью (т.е. публиковавших свой финансовый отчет в печати), в виде налога с капитала и процентного сбора с прибыли, а с предприятий, не обязанных публичной отчетностью, - в виде раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли.

В 1802 г. согласно Манифесту «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов, занявшее ведущее место в системе центральных органов финансового управления в XIX в. Оно представляло собой государственное учреждение, в компетенцию которого входили исключительно вопросы финансов, т.е. являлось органом специальной финансовой компетенции. В его компетенцию входило ведение всех государственных доходов, в том числе и система налогообложения. В связи с выполнением этой функции Министерство финансов устанавливало суммы поступлений для различных налогов. На него возлагалась также обязанность разрешать все спорные вопросы по налогообложению. При этом споры могли возникнуть в форме претензий как со стороны налогоплательщика к государственным органам, так и между различными государственными учреждениями, подведомственными Министерству финансов. Министерство должно было оказывать помощь нижестоящим финансовым органам. Первоначально оно состояло из четырех департаментов: государственных имуществ, горных и соляных дел, внешней торговля, разных податей и сборов. В 1817 г. было учреждено отделение для питейного сбора - акциза на право торговли спиртными напитками; в 1819 г. образовался департамент мануфактур и внутренней торговли; в 1821 г. - департамент государственного казначейства. Несмотря на образование министерств продолжали функционировать и коллегии. Юридически они вошли в состав министерств в качестве подразделений (та же Берг-коллегия), но фактически четкий порядок взаимоотношений, между коллегиями и министерствами отсутствовал.

В начале XX в. структуру основных налоговых доходов бюджетов составляли: прямые налоги - поземельный налог, подомовой, или квартирный, налог, промысловый налог, подоходный налог, пошлины, гербовые сборы и патенты; косвенные налоги - различные виды акцизов (табачный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный налоги и др.). Существующая в этот период налоговая система отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела определенного принципа формирования. Это во многом было связано с тем, что в России того времени наряду с развивавшимися капиталистическими отношениями существовали и феодальные отношения с присущими им формами обложения (оброк, подымный налог), а также несовершенная система взимания налогов и сборов.

Налогообложение советского периода имело ярко выраженный классовый характер. Так, система прямого обложения (подоходный налог и налог на прирост прибылей) наряду с фискальной решала задачу подрыва экономического благосостояния имущих классов, а по сути подрыва экономики всей страны, так как государственного сектора как такового еще не было.

После революции 1917 г. до перехода к нэпу налоговая политика реализуется по двум основным направлениям: отмена всех потерявших значение видов налогов и создание новых форм обложения, выполняющих чисто революционные задачи. Так, отмена частной собственности на землю привела к ликвидации поземельного налога (30 октября 1918 г.) всех бывших земских и городских поземельных сборов (3 декабря 1918 г.); национализация промышленности - к отмене промыслового налога (28 декабря 1918 г.); были упразднены налоги с городских недвижимых имуществ (19 февраля 1919 г.) и налог с де-нежных капиталов (13 сентября 1918 г.).

В условиях натурализации хозяйственных отношений при одновременном резком сокращении товарооборота и огромном обесценении денег произошло значительное снижение финансовой эффективности налогов, взимаемых в денежной форме1. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог2.

В начале 20-х гг. создается новая налоговая система государства, что было связано с переходом к нэпу. В 1921 г. был введен промысловый налог, являющийся денежным налогом, что свидетельствовало о возрождении опыта дореволюционного налогообложения. Промысловым налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также граждане, имевшие доходы от занятия промыслами. Он представлял собой сложную конструкцию (аналог дореволюционной), состоящую из двух частей: патентного и уравнительного сборов. При взимании патентного сбора осуществлялась регистрация предприятий в финансовых органах, что способствовало государственному финансовому контролю, а равно поступлению в бюджет стабильных денежных сумм. Цена патента определялась разрядом и местонахождением предприятия. Ставки были дифференцированными: для промышленных предприятий по 12 разрядам и 6 поясам местностей, в торговле - по 5 разрядам и 0 поясам. Уравнительный сбор являлся основной частью промыслового налога и позволял усилить обложение субъектов, получающих крупные доходы. Он взимался в определенном проценте с оборота по прошествии каждого полугодия: первоначально уравнительный сбор определялся в размере 6%, затем его ставка была снижена вдвое, а по Положению от 18 января 1923 г. она составила 1,5% с оборота.

С 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог, плательщиками которого являлись проживающие в городе граждане и юридические лица. Поимущественное обложение затрагивало как предметы обихода, роскоши, так и производственное оборудование частных и акционерных предприятий, запасы сырья, товаров. В 1924 г. подоходно-поимущественный налог был отменен и преобразован в подоходный. взимаемый в форме основного - в твердых ставках, дифференцированных по группам плательщиков, и дополнительного - по прогрессивной ставке от совокупности доходов, превышающих определенный размер. Для налоговой системы России периода нэпа, так же как и для дореволюционной налоговой системы, было характерно разграничение налогообложения города и деревни. Так, в 1923 г. введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различного рода натуральные повинности. Первоначально объектом обложения были земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии - доход, полученный от хозяйства, в том числе от подсобных занятий. В 1926 г. установлены налог на сверхприбыль и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Получает развитие и косвенное налогообложение. В 1921-1923 гг., были введены акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.

К концу 1920-х гг. бессистемная экономическая и финансовая политика государства, а также использование прямых административных методов управления привели к созданию громоздкой налоговой системы, отличающейся множественностью налогов и сборов.

В 1930-1932 гг. в СССР в результате налоговой реформы налоги стали выполнять несвойственную им роль средства политической борьбы. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» были проведены преобразования налоговой системы государства. Изменение внутренней политики СССР, проводимые в стране индустриализация и коллективизация привели к замене налоговой системы административными методами изъятия прибыли. амортизации имущества предприятий и административному перераспределению финансовых ресурсов по отраслям и территориям. В результате проведения налоговой реформы устанавливается система изъятия доходов государственных предприятий и организаций в двух видах - в виде налога с оборота и отчислений от прибыли, которые стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота объединил в себе 53 вида ранее действовавших налогов и платежей, существенное значение среди которых имели промысловый налог и 12 акцизов. Шесть налогов и платежей, дававших бюджету 16,5% его доходов, консолидировались в один - отчисления от прибыли. Не были унифицированы и сохранились как самостоятельные 27 сборов и платежей, обеспечивающих поступление около 1/5 доходов бюджета.

В 1930 г. происходит учреждение налоговых инспекций, являющихся структурным подразделениями районных и городских финансовых отелов. В компетенцию налоговых инспекций входило взимание налогов с населения. Налоговую регистрацию осуществляли налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (загс, нотариат, таможенные органы и др.).

Во время Великой Отечественной войны дополнительные потребности бюджета помимо действующей в предвоенный период системы обязательных платежей обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения: военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сбор с владельцев скота и др. Послевоенный период характеризовался снижением размеров обязательных платежей населения, в результате чего удельный вес налогов в доходной части государственного бюджета в 1946-1950-х гг. уменьшился в два раза и составлял 7,7% доходов бюджета советского государства1.

В середине 1960-х гг. в СССР осуществляются преобразования хозяйственной сферы, направленные на повышение эффективности прибыльности работы предприятии. Одним из основных документов, определяющих цели и задачи реформы, было принятое 4 сентября 1965 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». В области налогообложения важнейшими мероприятиями являлись, изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды и фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. В результате при сохранении налога с оборота вместо платежа в форме отчислений от прибыли государственных предприятий было установлено три платежа: плата за производственные основные и нормируемые оборотные средства (плата за фонды), целью которой было усиление эффективности использования этих фондов; фиксированные (рентные) платежи, направленные на изъятие излишних накоплений предприятий по сравнению со среднеотраслевым уровнем; взнос свободного остатка прибыли в бюджет.

В 1970-1980-е гг. 91% общих доходов государственного бюджета СССР составляли платежи от социалистического хозяйства - налог с оборота, платежи из прибыли и другие отчисления государственных предприятий. Налоги с населения составляли лишь 8-9% всех доходов государственного бюджета.

Начавшаяся в 1985 р. перестройка привела к реформированию системы платежей в бюджет. 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на усиление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение значения экономических методов управления, создание механизма реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Наряду с реформированием, системы платежей государственных предприятий создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Принимаются соответствующие нормативные документы, регулирующие процесс реформирования. Например, Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий» и др. В последующие годы издается множество нормативных правовых актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности.

Впоследствии они были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций», установившем обязанность уплачивать налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

В 1991 г. началось формирование самостоятельной налоговой системы Российской Федерации. В частности, были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом являлся принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации

Однако созданная налоговая система обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней.

В целях совершенствования налоговых отношений с середины 1990-х гг. в Российской Федерации проводятся преобразования системы налогообложения. Значительным шагом в совершенствовании налогового законодательства являлась его кодификация - разработка и принятие Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

Современный период развития налоговых отношений в России характеризуется совершенствованием законодательства о налогах и сборах, поиском оптимальной модели налоговой системы с учетом федеративного устройства государства, реорганизацией органов налогового управления.

Таким образом, становление и развитие системы налогообложения в России проходило несколько этапов: первый этап - конец IX - первая половина XV в. (податные отношения Древней Руси); второй этап - вторая половина XV - первая половина XVII в. (налоговая система периода формирования централизованного государства); третий этап - вторая половина XVII-XVIII в. (налоговая система периода абсолютной монархии); четвертый этап - XIX - начало XX в. (до 1917 г.) (налоговая система буржуазного строя); пятый этап - 1918-1990 гг. (налоговая система советского периода); шестой этап - начало 1990-х гг. - настоящее время (современная налоговая система).

2. Развитие учений о налогообложении

Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества.

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных воззрений о сущности и значении налогов, т.е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные лотовые теории, которые обосновывают установление и режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения.

Потребность в установлении теоретических основ налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано е тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов1.

Первой налоговой теорией является теория обмена, получившая распространение в средние века. Она основывается на возмездном характере налога; смысл ее заключается в том, что через налог граждане покупают у государства различные услуги. Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, возникшая в XVII-XVIII вв. во Франции. Ее представителями выступали французские просветители С. де Вобан и Ш.Л. Монтескье, рассматривавшие налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и др., т.е. как цену за услуги государства. Смысл атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от Уплаты налогов, ни от пользования общей охраной.

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налог рассматривался как оплата гражданином полученных им от общества наслаждений - наслаждения от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан.

Теорию налога как страховой премии разработал во второй половине XIX в. французский экономист А. Тьер. Последователями были Э. де Жирарден, английский экономист Дж.Р. Мак-Куллох и др. Согласно этой теории общество представлено как страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу, потому что издержки охраны и защиты должны распределяться в соответствии с суммой охраняемой собственности. Налог - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога - обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Классическая теория налога (теория налогового нейтралитета) существовала во второй половине XVIII - первой половине XIX в. (А. Смит и Д. Рикардо). Сторонники этой теории рассматривали налоги как основной вид государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства.

Данная теория имеет более высокий научный уровень и состоит в обосновании экономической природы налога, которая впервые изученной А. Смитом. Его основной труд - «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики:

принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства;

принцип определенности, требующий, чтобы налог был произвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;

принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложения.

Соблюдение этих принципов делает налоги, по словам А. Смита, признаком не рабства, а свободы. По мнению А. Смита, наиболее подходящим объектом государственного налогообложения является земельная рента, поскольку ее нельзя переложить на кого-либо другого; неэффективны ми и нецелесообразными признаются налог с прибыли и налог на заработную плату.

Кейнсианская теория возникла первой половине XX в. (Дж. Кейнс). Суть ее в том что. налоги - главный рычаг регулирования экономики и одно из слагаемых ее успешного раз-вития. В числе базовых положений кейнсианской школы - ориентация на спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономики. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение - стимулировать спрос. Согласно данной теории, налоги - это встроенный механизм гибкости в экономической системе.

Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога и обусловливает его природу как жертвы (Н. Канар, Б.Г. Мильгаузен, Н. Тургенев, Дж.С. Милль, К. Эеберг, И.И. Янжул, Я. Таргулов). Так, русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, считал их пожертвованиями на общую пользу.

Примером частной налоговой теории является научная теория о взаимосвязи ставок налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет, разработанная А. Леффером. Им построена теоретическая зависимость с точкой максимума при 50%. Основные положения теории А. Леффера заключаются в следующем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100%; максимальные поступления в бюджет достигаются при славке налога 50%. Таким образом, эффект Леффера состоит в Росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если ставка до 50%. и в падении поступлений - если ставка более 50%.

При этом допускаются определенные отклонения в каждом конкретном случае.


3. Наука налогового права

Реформирование российской экономики - ставит перед исследователями налогового права непростые задачи. Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате «его происходит переосмысление многих понятий и категорий налогового права, более четко определяются его институты, исследуются правовые средства, используемые в налоговых отношениях. В частности, после вступления в действие НК РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими новыми для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т.д. Поэтому успех развития налоговой сфер во многом будет зависеть от добротности теоретической базы, положенной в обоснование ее развития.

Современная наука налогового права - это целостная система налогово-правового знания, структурные части которой объединены общим понятийным аппаратом.

Цель каждой науки - и налогово-правовой в том числе - изучение своего предмета. Исследование предмета науки налогового права возможно посредством сочетания методологических приемов, имеющих особую специфику именно для правового регулирования налоговых отношений.

Традиционно под предметом науки понимают объекты ее
изучения и круг исследуемых ею проблем. Следовательно, определяя предмет науки налогового права, прежде всего следует назвать налоговое право как подотрасль финансового права, составляющие его нормы и регулируемые им отношения. Названный подход позволяет рассмотреть взаимосвязь и взаимное влияние предмета науки налогового права и предмета налогового права как подотрасли финансового. С одной стороны, нормы и институты налогового права, систематизированные определенным образом, являются объектом познания науки, определяют тс и направления научных исследований и, таким образом способствуют научному постижению налогово-правовых явлений. С другой стороны, исследуя налоговое право, наука критически его оценивает, предлагает способы его совершенствования и, таким образом, влияет на предмет налогового права.
Предмет науки налогового права представляет собой совокупность объективных закономерностей, которые отражаются в основных категориях и понятиях.

Результатом научной деятельности является определение понятия налогового права, поскольку оно выступает системообразующей категорией и способствует правильному определению налогово-правовых дефиниций и принципов.

Наука налогового права изучает не только содержание налогово-правового регулирования, но и его форму. Форма налогового права исследуется в нескольких аспектах. Во-первых, изучаются источники налогового права, их состав, система, иерархия, юридическая сила, выявляются особенности действия налогово-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Во-вторых, наука налогового права изучает юридические процедуры принятия нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, в частности правотворческую компетенцию законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, пределы полномочий Российской Федерации и ее субъектов по вопросам принятия налогово-правовых актов. В-третьих, наукой налогового права изучается юридическая техника налогово-правовых нормативных актов, проблемы коллизий и пробелов. Исследование налогового права с позиций научного осмысления его формы и содержания позволяет четко отграничивать налоговое право кик подотрасль финансового права и налоговое законодательство как часть российской правовой системы.

Цивилизованность любого общества во многом предопределяется местом и ролью в нем науки. Поэтому материальное обеспечение целей и задач государства, его нормальное функционирование и развитие невозможны без утверждения в практике налоговой деятельности научно обоснованных правовых начал управление происходящими процессами.

Правовое воздействие на налоговые отношения не должно являться исключительно субъективным подходом законодателя, поскольку несоответствие метода правового регулирования предмету правового регулирования приводит к невозможности реализации норм налогового права на практике. В результате правового регулирования налоговых отношений неадекватными способами нормы налогового права либо бездействуют, либо вызывают негативную реакцию со стороны общества.

Сегодня налоговое право нуждается в серьезном научном осмыслении, требуется поиск новых, дополнительных критериев, позволяющих глубже и аргументированнее обосновать сущность и границы предмета его правового регулирования.

Повышение научной обоснованности налогового права позволяет предугадывать характер и направление развития реформационных процессов и, как следствие, вырабатывать стратегию налогово-правового регулирования, направленную на определение общественных отношений в сфере налоговой деятельности, принятия мер минимизации влияния деструктивных факторов, неизбежно сопровождающих коренные социальные изменения.

Для развития науки налогового права необходимы следующие условия. Во-первых, востребованность, т.е. заинтересованность государства или, по крайней мере, исследователя в осмыслении происходящих налогово-правовых процессов. Необходима оценка степени их объективности и взаимосвязи. Здесь же необходимо прогнозирование негативных факторов, могущих возникнуть в результате апробации полученных научных результатов. Во-вторых, неудовлетворенность предыдущими налогово-правовыми концепциями, стремление к их актуализации, повышению творческого потенциала. В-третьих, значительный научный фундамент и опыт анализа различных взглядов, позволяющий выстроить логически верную доктрину. В-четвертых, осознание и законодателем, и правоприменителем ценностей новых научных выводов, что позволит преодолеть сложившуюся негативную практику.

Налоговое право не является раз и навсегда сложившимся феноменом - оно постоянно развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям.

Активное развитие вопросы теории налогов, касающиеся проблемы сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций, в России получили в дореволюционный период.

В начале XIX И.Н.П. Тургеневым была написана научная работа «Опыт теория налогов» (1818 г.). В этой работе впервые в России были изучены особенности налогов, их значение для экономики государства. Н И. Тургенев рассматривал налоги как историческую категорию, появление которой связано с возникновением государства, и считал налоги основным источников государственных доходов. Он изложил свое понимание «главных правил взимания налогов», проанализировал источники и «разные роды» налогов, методы их собирания и уравнения, показал общее действие налогов.

Ценные для науки налогового права положения были выработаны такими учеными как: И.И. Янжул издавший в 1874 г. работу «Опыт исследования английских косвенных: налогов»; В.А. Лебедев, опубликовавший в 1886 г. работу «Местные налоги. Опыт исследования теории и практики местного обложения»; А.А. Исаев, опубликовавший работы, посвященные проблемам налогообложения «Очерки теории и политики налогов» (1887 г.), «Наши финансы и подоходный налог» (1887 г.); Д.М. Львов, защитивший докторскую диссертацию «Налог с наследства», которая была опубликована в 1888 г.

Значимый вклад в налогово-правовую науку внесли труды И. X. Озерова. Его основными работами по проблемам налоговых отношений являются: «Подоходный налог в Англии» (1889 г.), «Главнейшие течения в развитии прямого обложения в Германии» (1900 г.). Налоговую систему И. X. Озеров рассматривал как «рефлекс экономической жизни», обосновывал нецелесообразность взимания косвенных налогов, предлагал взимать подоходный налог с умеренной прогрессивной шкалой.

В начале XX в. появились труды, и посвященные налогообложению иностранных государств: П.П. Гензель «Новый вид местных налогов» (1902 г.). «Налог с наследства в Англии» (1907 г.); М.И. Фридман «Современные налоги на предметы потребления» (1908 г.); В.Н. Твердохлебов «Обложение городских недвижимостей на Западе» (1909 г.); М.А. Курчинский «Городские финансы. Эволюция налоговой системы в городах Пруссии» (1911 г.).

В советский период по политическим причинам проблемы налоговых отношений и их правового регулирования не получили существенного развития. Тем не менее в этот период среди немногих опубликованных научных работ по вопросам на-логового права особо следует выделить труды А.А. Соколова и С Д. Цыпкина.

В 1928 г. А.А. Соколов издает обстоятельный труд о налогах - «Теория налогов». Подробно исследуя понятие налога, его признаки и элементы, А.А. Соколов вносит значительный вклад в учение о налогах. Он определяет налог как «принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц иди хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

В работе С.Д. Цыпкина «Правовое регулирование налоговых отношений в CCCP» (М., 1955) исследованы специфическая природа и роль налогов в осуществлении общих задач государства, обоснована необходимость сохранения такого института, как «налог», охарактеризовано налоговое правоотношение, описана существующая в тот период налоговая система.

Формирование самостоятельной налоговой системы Российской Федерации, начавшееся в начале 1990-х гг., для науки на-логового права ознаменовалось вновь появившимся интересом теоретическим и практическим проблемам налогово-правового регулирования.

В 1993 г. А.Н. Козыриным опубликовано исследование, посвященное правовым основам налоговых отношений иностранных, государств, - «Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики».

В новых экономических условиях первой работой, выполненной на монографическом уровне, по теории налогового права России стала кандидатская диссертация М.Ю. Орлова «Основные вопросы теории налогового права мак подотрасли финансового права» (М., 1996). Автор рассмотрел налоговое право как институт финансового права, проанализировал его понятие, предмет, метод регулирования, исследовал систему и источники налогового права, выявил особенности налогово-правовых норм и налоговых правоотношений, раскрыл понятия субъекта налогового права и субъекта налогового правоотношения.

В 1997 г. Н.П. Кучерявенко была опубликована монография, посвященная общетеоретическим вопросам налогового права «Теоретические проблемы правового регулирования налогов и сборов на Украине». Несмотря на то, что научная работа была написана на Украине, она применима и для российской науки налогового права. Это объясняется теоретическим подходом автора к исследованию проблем правового регулирования налоговых отношений и сделанными им выводами и предложениями.

Впервые исследование охранительной функции налогового права осуществлено в работе и. И. Кучерова «Налоги и криминал» (М., 2000), где рассмотрены исторические аспекты борьбы с налоговыми правонарушениями, способы их предотвращения, проблемы квалификации налоговых правонарушений, меры их профилактики, a также международные аспекты исследуемой проблемы.

Специальным исследованием посвященным субъектам на-логового права Российской Федерации, анализу их налоговой правосубъектности, ее свойствам и особенностям, является работа Д.В. Винницкого «Субъекты налогового права» (М., 2000).

Первым в российской юридической науке комплексным исследованием европейского налогового права явилась работа Г.П. Толстопятенко «Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование» (М., 2001). В работе вводится и обосновывается понятие европейского налогового права, анализируется нормативный материал и судебная практика ЕС и его государств-членов, формулируются принципы интеграционного права, определяются условия эффективности норм европейского налогового права, содержатся предложения по формированию общего механизма регулирования налогов государстви Сообществ.

Необходимость научного анализа базовых налогово-правовых категорий, исследования юридической природы налога, отграничения его от иных обязательных платежей обусловила появление работы Д.В. Винницкого «Налоги и сборы: Понятие Юридические признаки. Генезис» (М., 2002).

Политический аспект налогово-правового регулирования
рассматривается в работе М В. Карасевой «Бюджетное и налоговое право России (политический аспект)» (М., 2003).
В 2003 г. опубликована работа Д.В. Винницкого «Российское налоговое право» (СПб.). где предложена новая концепция российского налогового права, наследованы особенности способов правового воздействия, налогово-правовые принципы, понятия и категории, презумпции и юридические конструкции в налоговом праве, приемы толкования налогово-правовых норм.

Работа Г.В. Петровой «Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования» (М., 2003) явилась комплексным исследованием общетеоретических и практических проблем, возникших в процессе развития налогового законодательства. Автором рассмотрены правовые регуляторы итоговых отношении, осуществлен анализ эффективности построения и функционирования норм, институтов, категорий и понятий налогового законодательства, исследовано регулятивное воздействие судебных решений на налоговые отношения, а также международное налогово-правовое регулирование.

Таким образом, существование в правовой форме налоговых отношений и в силу своей специфики объективное обособление внутри единой системы российского права придает им определенную самостоятельность и устойчивость функционирования. Между тем границы налогового права и особенно границы налогового законодательства весьма подвижны, поскольку зависят от динамики развития налоговой деятельности государства. В современных условиях реформирования налоговых отношений ведущую роль должна сыграть наука налогового права, призванная систематизировать бесценный опыт отечественных и зарубежных ученых и обогатить его новыми идеями, подходами и концепциями.

Заключение

Налоги являются одним из древнейших изобретений человечества. Прообразы принудительных платежей существовали еще в доклассовом обществе, а по мере оформления общества в государство стали использоваться в качестве основного средства для содержания органов государства и материального обеспечения его функций. Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении налоговых отношений, обеспечивающих его имущественные интересы.

Отношения, возникающие между государством и частными субъектами по поводу отчуждения в публичную собственность части денежных средств, носят изначально конфликтный характер. Однако налоговые отношения исключительно важны для функционирования государства и обеспечения его суверенитета, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами.

Среди многих новых явлений, происходят их в современной России, наблюдается активное развитие налогового права. Стремительно формируется нормативно-правовая основа регулирования налоговых отношений, резко возрос интерес к налоговому праву со стороны органов государственной власти и местного самоуправлении, предпринимателей и рядовых граждан. Эти внешние признаки обусловлены глубинными преобразованиями, происходящими в нашей стране.

Налоги - это динамичный инструмент финансово-правовой политики, являющийся основой пополнения бюджетов всех уровней. В России налоговая система претерпевает постоянные изменения, обусловленные становлением рыночных отношений. В новом тысячелетии стала очевидной необходимость укрепления финансовой и налоговой дисциплины, возросла, как никогда раньше, потребность в нормах права, направленных на регулирование отношений между государством и налогоплательщиками, обеспечивающих эффективность функционирования налогового законодательства.

Список литературы

налогообложение реформирование фискальный

1. Коломиец А.Г. Финансовые реформы русских царей: От Ивана Грозного до Александра Освободителя. М., 2001.

. Крохина Ю.А. Налоговое право России. М., 2007.

. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.

. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: Т.1: Генезис налогового регулирования (в 2 ч.). Харьков, 2002. Ч. 1.

. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2001.

5. Соколов А.А. Теория налогов. М. 2003.

. Толкушкин А.В. История налогов в России. М., 2001.

7. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М., 1997.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!