Пути повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    241,00 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции














КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «АГРОФИРМА - КАТЫНЬ» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА»











2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические основы реализации продукции

.1       Понятие реализации продукции

.2       Каналы реализации продукции

1.3 Понятие выручки от реализации продукции, и её роль в процессе производства

1.4     Анализ реализации продукции

Глава 2 Краткая характеристика природно-экономических условий ЗАО «Агрофирма - Катынь» Смоленского района

.1 Природно-климатические условия

.2 Специализация и концентрация производства

2.3 Обеспеченность и эффективность использования трудовых и материальных ресурсов

2.4 Состояние растениеводства

2.5 Состояние животноводства

2.6 Финансовые результаты деятельности предприятия

Глава 3. Реализация продукции на примере ЗАО «Агрофирма - Катынь»

3.1 Состояние исследуемого вопроса на предприятии

.2 Пути повышения эффективности использования реализации продукции

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Введение

Реализация продукции является важнейшим экономическим показателем, характеризующим хозяйственно-финансовую деятельность предприятия.

Реализация продукции - это поступление изготовленной продукции в народно-хозяйственный оборот с оплатой её по существующим ценам. Реализованной считается продукция, отпущенная за пределы промышленного предприятия и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией.

Количественно прибыль от основной (операционной) деятельности предприятия представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других налогов и отчислений из выручки) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Этим и обуславливается актуальность темы.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с реализацией продукции. Исходя из данной цели, мною поставлены следующие задачи:

изучение понятия процесса реализации продукции;

рассмотрение каналов реализации;

выявление особенностей реализации сельскохозяйственной продукции;

анализ реализации продукции предприятия.

Предметом исследования является реализация продукции, объектом - ЗАО «Агрофирма - Катынь» Смоленского района. При написании курсовой работы использовались статистический и монографический методы.

Для написания данной работы были использованы следующие материалы: научная литература, учебная литература, годовые отчеты за 2008-2009 года.

 


Глава 1. Теоретические основы реализации продукции

 

.1 Понятие реализации продукции


Завершающей стадией процесса кругооборота средств предприятия является реализация продукции (работ, услуг), в результате чего готовые изделия (работы, услуги) превращаются в деньги.

Реализация - основной объемный показатель деятельности предприятия. Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Планирование процесса реализации начинается с обеспечения предприятия заказами. На их основе составляется план по номенклатуре, являющийся основанием организации производственного выпуска соответствующих видов продукции. Заказы согласовываются с заказчиками продукции и поставщиками материалов. С покупателями заключаются договоры, в которых указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов [3, с.195].

Согласно статьи 39 «Реализация товаров, работ или услуг» Налогового кодекса РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией <#"513973.files/image001.gif">,

где Тб - базисный темп роста выручки от реализации продукции,

Вn - выручка от реализации продукции за n-ый период,

Во - выручка от реализации продукции за базисный период.

Т ц = ,

где Тц - цепной темп роста выручки от реализации продукции.

,

где Т - средний темп роста выручки,

T1, Т2, Тn - цепные темпы роста выручки за промежуточные периоды.

Объем реализации продукции изменяется под воздействием многочисленных факторов (рис.1). Важнейшими из них являются изменения объема производства продукции и уровня товарности. Уровень товарности (УТ) - это отношение объема реализованной продукции (VРП) к объему ее производства (VВП) в натуральном выражении или в сопоставимых ценах:

УТ=.

Рис.1.Структурно-логическая факторная модель объема реализации продукции

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. На продукцию более высокого качества устанавливаются более высокие цены, и наоборот. При определении влияния качества продукции на изменение среднереализационной цены (отношение выручки от реализации соответствующего вида продукции к объему его продаж) нужно учитывать порядок установления цен в зависимости от качества.

По тем видам продукции, по которым даются надбавки и скидки к цене в зависимости от ее качества, соответствия стандартам, необходимо подсчитать, используя приемные квитанции заготовительных организаций, сумму надбавок и скидок в связи с отклонением от установленного стандарта качества продукции и разделить полученный результат на фактический объем проданной продукции соответствующего вида.

По тем видам продукции, цены на которые устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, расчет влияния качества продукции на изменение средней цены можно произвести способом абсолютных ризниц: изменение удельного веса по каждому сорту умножают на базовый уровень цены единицы продукции соответствующего сорта и результаты суммируют:

.

Далее оценивается выполнение плана реализации продукции по ассортименту.

Ассортимент - это перечень наименований продукции, работ, услуг, производимых организацией, или перечень товаров, реализуемых торговой организацией.

Различают следующие виды ассортимента:

· полный (с указанием всех видов продукции, производимых организацией);

· групповой (группы однородной продукции, например, молочная продукция, электротовары, верхняя одежда);

· внутригрупповой (указываются виды продукции внутри отдельной группы ассортимента).

Номенклатура - это перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

План реализации по ассортименту и номенклатуре считается выполненным, если фактический объем реализации выполнен по каждой ассортиментной группе и по каждому виду товаров. Если фактический объем реализации меньше планового хотя бы по одному виду продукции, план по ассортименту в целом по организации считается невыполненным.

Возможны следующие причины невыполнения плана по ассортименту:

· невыполнение плана выпуска продукции;

· отсутствие спроса на продукцию;

· неплатежеспособность покупателей;

· отсутствие транспорта;

· неритмичность снабжения организации сырьем и материалами;

- сбои в производственном процессе и т.д.

Последствиями невыполнения плана по ассортименту продукции могут быть:

· потеря клиентов,

· недополучение плановой выручки,

· нарушения ритмичности поступления выручки,

· ухудшение ликвидности организации.

Следующий этап - оценка выполнения плана реализации по структуре.

Структура объема реализации - это соотношение отдельных наименований продукции (или ассортиментных групп) в общем объеме реализации.

Если организация реализует неоднородные виды продукции, то структура рассчитывается не по объему продаж, а по выручке (находится удельный вес выручки от отдельных видов продукции в общей сумме выручки).

Изменение структуры продаж оказывает влияние как на выручку от продаж, так и на себестоимость реализованной продукции. Так, увеличение в объеме продаж доли более дорогих изделий приводит к росту выручки, а увеличение доли более затратоемких изделий - к росту себестоимости [10, с. 246 -252].

При анализе объема реализации особое внимание уделяется ритмичности реализации продукции в соответствии с заключенными договорами на поставку.

Под ритмичностью реализации продукции понимается точное соблюдение требований договорных условий (выставление документов на оплату и отгрузка продукции покупателям в строгом соответствии с объемом, ассортиментом и сроками поставки по договорам).

Ритмичность может оцениваться в рамках разных календарных периодов: за час, смену, рабочий день, пятидневку, декаду, месяц, квартал, год. Выбор календарного периода для оценки ритмичности зависит от:

· продолжительности производственного цикла;

· типа производства;

· масштабов производства;

- количества заказов на поставку продукции.

Ритмичность оценивают с помощью прямых и косвенных показателей.

К косвенным показателям ритмичности относятся:

· наличие доплат за сверхурочные работы;

· наличие простоев по вине организации;

· наличие потерь от брака;

· наличие штрафов на несвоевременную отгрузку продукции;

- наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе.

К прямым показателям ритмичности относятся:

1.Коэффициент ритмичности, характеризующий уровень выполнения договорных условий по реализации продукции:

,

где Кр - коэффициент ритмичности реализации продукции,

XiO - стоимость реализованной продукции i-гo вида по плану,

Хiн - сумма невыполнения планового задания по продукции i-гo вида.

2. Коэффициент вариации, характеризующий, насколько в среднем фактические показатели реализации продукции отклоняются от графика.

3. Числа аритмичности характеризуют уровень отклонений фактических показателей реализации продукции от графика (или плана).

Чем больше число аритмичности, тем хуже ритмичность реализации продукции. Если договорные условия реализации соблюдаются полностью, то сумма чисел аритмичности равна нулю.

Факторы, влияющие на ритмичность хозяйственного процесса, представлены в таблице 1 [7, с.253].

Таблица 1 «Ритмичность хозяйственного процесса»

Ритмичность

| Снабжения

Производства

Отгрузки

Реализации

Соблюдение сроков поставки и качества приобретаемых, материалов

Сбои в производственном процессе, простои

Наличие запасов готовой продукции на складе

Платежеспособность покупателя

Соблюдение ассортимента и объемов поставки материалов

Нарушения технологии производства

Ритмичность производства и выпуска продукции

Сроки прохождения продукции и документов на отгрузку до покупателя

Платежеспособность организации в расчетах с поставщиками

Непроизводительные затраты рабочего времени

Отсутствие спроса на продукцию

Сроки прохождения документов на оплату продукции в банке


Ритмичность снабжения


Ритмичность отгрузки


Нарушение ритмичности хозяйственных процессов имеет экономические последствия:

1.  аритмичность снабжения приводит к сбоям в производственном процессе, невыполнению производственной программы;

2.  аритмичность производства приводит к отсутствию запасов готовой продукции на складе;

3.  аритмичность отгрузки приводит к невыполнению договорных условий по поставке продукции, к штрафам за нарушение сроков поставки;

4.  аритмичность реализации приводит к недополучению выручки, недостатку собственных денежных средств, недополучению прибыли, ухудшению финансового состояния организации [12, с.308-311].

В заключение анализа нужно подсчитать резервы увеличения объема реализации продукции РП).

Основные источники резервов увеличения объемов продаж:

наращивание объемов производства продукции;

повышение качества товарной продукции;

экономное использование продукции на производственные нужды;

недопущение потерь и порчи продукции.

Резервы первого вида подсчитывают следующим образом: предварительно выявленный резерв увеличения производства продукции ВП) растениеводства и животноводства за счет конкретных мероприятий умножается на возможный уровень товарности (УТв):

Р РП=Р ВП*УТв.

Резервами второго вида увеличения объема реализации продукции считаются фактические потери в зачетной массе от продажи низкокачественной продукции.

Резервы третьего вида определяются в процессе анализа использования продукции на внутрихозяйственные нужды за счет недопущения перерасхода семян на 1 га посева по сравнению с нормой высева, повышения эффективности использования кормов, предотвращения потерь продукции в процессе хранения.

Обобщение резервов увеличения объема реализации продукции производится по каждому ее виду (в натуральном измерении) и в целом по хозяйству (в стоимостном измерении).

Предложения по использованию выявленных резервов должны разрабатываться в комплексе мероприятий по освоению резервов увеличения производства продукции [14, с.260 -268].

Глава 2. Краткая характеристика природно-экономических условий ЗАО «Агрофирма - Катынь» Смоленского района

 

2.1 Природно-климатические условия


ЗАО «Агрофирма - Катынь» расположено в западной части Смоленского района Смоленской области.

ЗАО «Агрофирма - Катынь» организовано в апреле 2008 года, после банкротства ПСК «Катынь». В свою очередь ПСК «Катынь» являлась правопреемником ККФХ «Катынь».

ЗАО «Агрофирма - Катынь» занимается смешанным сельским хозяйством, а именно растениеводство в сочетании с животноводством.

Основным производственным направлением является животноводства со специализацией по производству молока и мяса крупного рогатого скота, в растениеводстве - производство зерна и кормов для животноводства.

Центральная усадьба - поселок Авторемзавод, находящийся в 25 километрах от областного центра - города Смоленска.

По территории землепользования хозяйства проходят: железная дорога Смоленск-Орша и автомобильная дорога Смоленск-Витебск, по которым обеспечивается хорошая связь с областным центром.

В хозяйстве построена асфальтная дорога Катынь - Загусинье - Коробино - Рожаново - Катынь и Катынь - Высокий Холм. Эти и просёлочные дороги обеспечивают хорошую связь центральной усадьбы хозяйства с другими населенными пунктами с полями севооборотов, сенокосными и пастбищными угодьями. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции 1 км.

Климат в Смоленской области, в частности на территории землепользования ЗАО «Агрофирма - Катынь», умеренно-континентальный со сравнительно теплым летом и умеренно холодной зимой. Среднегодовая температура воздуха колеблется в пределах 40, средняя температура января в пределах -80, среднемесячная температура июля 17-180. Вегетационный период 133-138 дней, с колебаниями в отдельные годы от 105 до 165 дней. Одной из характерных особенностей климата являются поздние весенние заморозки, иногда летние, в начале июня.

Рельеф на территории данного хозяйства холмистый. Почвенный покров на протяжении всей площади представлен дерново-подзолистыми почвами.

Рассмотрим размеры производства на примере ЗАО «Агрофирма - Катынь».

Таблица 2 «Размеры производства ЗАО «Агрофирма - Катынь» Смоленского района».

Показатели

Годы


2008

2009

1.Стоимость валовой продукции с.-х., тыс. руб.

182323,8

136102,7

2.Стоимость товарной продукции с.-х., тыс. руб.

11022

8613

3.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов - всего, тыс. руб.:

33096

33401

из них с.-х. назначения, тыс. руб.

24822

25050

4.Среднегодовая численность работников, человек

24

45

5.Площадь с.-х. угодий, га

1870

1700

в том числе пашни, га

1870

1700

6.Поголовье крупного рогатого скота - всего, голов:

237

561

в том числе коров, голов

122

327


По данным таблицы видно, что стоимость валовой продукции сельского хозяйства в 2009 году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 46221,1 тысяч рублей, или на 34%. Стоимость товарной продукции сельского хозяйства в 2008 году была выше, чем в 2009 году на 2409 тысяч рублей, или на 28%.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов 2009 года превышала среднегодовую стоимость основных производственных фондов 2008 года лишь на 0,9%, из них среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения возросла в 2009 году на 228 тысяч рублей. Мы видим, что среднегодовая численность работников в 2008 году была ниже по сравнению с 2009 годом на 21 человека.

Площадь сельскохозяйственных угодий, так же как и площадь пашни, уменьшилась в 2009 году на 170 гектар. Поголовье крупного рогатого скота в 2009 году превысило поголовье крупного рогатого скота в 2008 году на 324 головы.

2.2 Специализация и концентрация производства

Специализация сельскохозяйственного предприятия как форма общественного разделения труда выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции, а иногда и в выполнении отдельной стадии в производстве готового продукта. Специализация производства - объективный, динамичный процесс, обусловленный прежде всего развитием производительных сил отрасли.

Различают следующие формы специализации:

- зональная;

- хозяйственная;

внутрихозяйственная.

Концентрация сельскохозяйственного производства представляет собой сосредоточение средств производства, рабочей силы и производства продукции на крупных предприятиях. Усиление концентрации сельскохозяйственного производства - это объективный процесс, обусловленный действием экономического закона превосходства крупного производства перед мелким.

Таблица 3 «Размер и структура товарной продукции»

Вид продукции

Стоимость продукции, тыс. руб

Структура, % к итогу


2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

1.Зерновые и зернобобовые культуры - всего:

2955

93

26,7

1,1

в том числе: пшеница

2016

92

18,2

1,0

 рожь

-

1

-

0,1

 овес

939

-

8,5

-

2.Прочая продукция растениеводства

4253

9

38,6

0,1

3.Скот и птица в живой массе - всего:

5

678

0,1

7,9

в том числе: крупный рогатый скот

5

678

0,1

7,9

4.Молоко

3259

7823

29,6

90,8

5.Прочая продукция животноводства

550

10

5

0,1

Всего по организации

11022

8613

100

100


Анализ таблицы показал, что стоимость зерновых и зернобобовых культур в 2008 году значительно превышала стоимость данных культур в 2009 году, и разница составила 2862 тысяч рублей. Стоимость прочей продукции растениеводства в 2008 году выше стоимости в 2009 году в 472,6 раза.

Стоимость молока в 2009 году увеличилась на 4564 тысяч рублей, или на 140%. В 2009 году стоимость крупного рогатого скота по сравнению с 2008 годом возросла в 135,6 раза. Стоимость прочей продукции животноводства в 2009 году снизилась в 55 раз по отношению к 2008 году. Таким образом, можно сделать вывод, что стоимость продукции в целом по предприятию в 2008 году была выше, чем в 2009 году, на 2409 тысяч рублей.

Изучив структуру видов продукции, мы видим, что в 2008 году преобладает стоимость прочей продукции растениеводства(38,6%), далее следует стоимость молока(29,6%), затем - стоимость зерновых и зернобобовых культур(26,7%). Самый малый удельный вес приходится на стоимость крупного рогатого скота(0,1%).

Структура товарной продукции 2009 года позволяет выявить, что на долю стоимости молока приходится 90,8%. На втором месте - стоимость крупного рогатого скота(7,9%), третье место занимает стоимость зерновых и зернобобовых культур(1,1%).

Коэффициент специализации в 2008 году равен 0,34.Следовательно, можно говорить о среднем уровне специализации. В 2009 году коэффициент специализации составил 0,82,значит, идет речь об очень высоком уровне специализации.

2.3 Обеспеченность и эффективность использования трудовых и материальных ресурсов

Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, обладающую совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве. Они включают все трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет для женщин и от 16 до 60 лет для мужчин, а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в народном хозяйстве (работающие пенсионеры и школьники).

Экономически активное население (рабочая сила) - это совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и оказания услуг. В их число входят как занятые, так и безработные.

Таблица 4 «Показатели наличия рабочей силы и использования рабочего времени»

Показатели

2008 г.

2009 г.

1.Работники, занятые в с.-х. производстве - всего:

24

45

в том числе: рабочие постоянные

17

28

из них: трактористы-машинисты

3

13

операторы машинного доения, дояры

4

10

скотники крупного рогатого скота

3

5

служащие

7

17

из них: руководители

3

7

специалисты

4

10

2.Отработано рабочего времени - всего, тыс. чел.- час.:

85

86

в растениеводстве

16

27

в животноводстве

38

43

в промышленном производстве

-

8

транспортные работы

28

6

общехозяйственные работы

3

2

3.Отработано одним работником - всего на предприятии, чел.- час.

3541,7

1911

в растениеводстве

5333,3

2076,9

в животноводстве

5428,6

2866,7


На основании показателей данной таблицы можно утверждать, что в 2009 году число работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, увеличилось на 87,5% и составило 45 человек. Отработано рабочего времени в 2009 году в сравнении с 2008 годом на 1 тысячу человеко-часов больше. Причем, одним работником в 2008 году отработано на 1630,7 человеко-часов больше, чем в 2009 году. Мы видим также, что одним работником в растениеводстве в 2008 году отработано 5333,3 человеко-часов, а в 2009 году отработано 2076,9 человеко-часов, то есть, можно сделать вывод о снижении рабочего времени на 3256,4 человеко-часов. В животноводстве одним работником отработано в 2008 году 5428,6 человеко-часов, а в 2009 году- 2866,7 человеко-часов, то есть, разница составляет 2561,9 человеко-часов, или 89,4%.

Материальные ресурсы - это различные виды сырья, материалов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции.

Таблица 5 «Обеспеченность основными фондами и эффективность их использования»

Показатели

2008 г.

2009 г.

1.Фондообеспеченность, тыс. руб.

17,7

19,6

2.Фондовооруженность, тыс. руб.

1379

742,2

3.Фондоотдача, руб.

5,5

4,1

4.Фондоемкость, руб.

0,18

0,25

5.Рентабельность использования фондов, %

33,3

25,8


Исходя из данных таблицы, фондообеспеченность 2009 года увеличилась на 10,7% по сравнению с фондообеспеченностью 2008 года. Фондовооруженность 2008 года превышала фондовооруженность 2009 года на 636,8 тысяч рублей, или на 85,8%. Фондоотдача в 2009 году уменьшилась на 1,4 рублей, а фондоемкость возросла по сравнению с 2008 годом на 0,07 рублей. Рентабельность использования фондов в 2008 году была выше, чем в 2009 году, на 7,5%.

2.4 Состояние растениеводства

Растениеводство - это возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей.

Таблица 6 «Размер и структура посевных площадей»

Наименование с.-х. культур

Площадь, га

Структура, %


2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

1.Зерновые и зернобобовые культуры - всего:

140

300

8,6

33,3

в том числе: озимые зерновые

-

250

-

27,8

 яровые зерновые

140

8,6

-

 зернобобовые

-

50

-

5,5

2.Рапс

-

20

-

2,2

3.Многолетние травы

1420

200

87,7

22,2

4.Однолетние травы

60

380

3,7

42,2

Всего посевная площадь

1620

900

100

100

Коэффициент использования пашни под посев

0,9

0,5

х

х


Изучив размер и структуру посевных площадей, можно сказать о значительном удельном весе многолетних трав в 2008 году, их доля составила 87,7%. Вторыми по структуре, после многолетних трав, идут зерновые и зернобобовые культуры: на их долю приходится 8,6% всей посевной площади. Удельный вес однолетних трав равен 3,7%. В 2009 году на долю однолетних трав приходится 42,2%. После однолетних трав наибольший удельный вес у зерновых и зернобобовых культур-33,3%. За ними следует доля многолетних трав в посевной площади, она составляет 22,2%. Удельный вес рапса самый незначительный-2,2%. Коэффициент использования пашни под посев в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 0,4.

Таблица 7 «Валовой сбор и урожайность основных сельскохозяйственных культур»

Наименование культур

Валовой сбор, ц

Урожайность, ц/га


2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

1.Зерновые и зернобобовые культуры - всего:

4761

10835

х

х

в том числе: озимые зерновые

-

9129

-

36,5

 яровые зерновые

4761

-

34

-

 зернобобовые

-

1706

-

34,1

2.Рапс

-

80

-

4,0

3.Многолетние травы

32092

6040

х

х

в том числе сено

32092

6040

22,6

30,2

4.Однолетние травы

6240

43455

х

х

в том числе зеленая масса

6240

43455

104

114,4


Проанализировав показатели данной таблицы, делаем вывод об увеличении валового сбора зерновых и зернобобовых культур в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 6074 центнера, или на 127,6%. Валовой сбор многолетних трав в 2008 году составил 32092 центнера, что выше показателя 2009 года на 26052 центнера, или на 431,3 %. Сбор однолетних трав в 2009 году повысился на 37215 центнеров в сравнении с предыдущим годом.

2.5 Состояние животноводства

Животноводство - это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.

Таблица 8 «Состояние скотоводства»

Показатели

2008 г.

2009 г.

1.Среднегодовое поголовье крупного рогатого скота - всего, голов:

237

561

в том числе коров

122

327

2.Валовое производство молока, ц

3649

10884

3.Удой молока от одной коровы, кг

2991

3328

4.Прирост живой массы на 1 среднюю голову в год, кг

76,5

206

5.Среднесуточный прирост, грамм

209,6

564,4

6.Выход приплода на 100 коров, голов

34

90


В ходе анализа таблицы, мы видим, что среднегодовое поголовье крупного рогатого скота в 2009 году превосходит поголовье крупного рогатого скота в 2008 году на 136,8%, а поголовье коров в 2009 году увеличилось на 205 голов. Валовое производство молока 2009 года составляет 10884 центнера, что превышает валовое производство молока предыдущего года на 7235 центнеров, или на 198,3%. Удой молока от одной коровы в 2008 году был ниже на 337 килограмм. В 2009 году прирост живой массы на одну среднюю голову в год увеличился в 2,7 раза в сравнении с 2008 годом и составил 206 килограмм. Причем, среднесуточный прирост в 2009 году был выше среднесуточного прироста 2008 года на 354,8 грамма, или на 169,3%. Выход приплода в 2009 году превышал выход приплода 2008 года на 56 голов.

2.6 Финансовые результаты деятельности предприятия

Финансовые ресурсы - это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления.

реализация продукция сельскохозяйственный

Окупаемость - это показатель эффективности хозяйственной деятельности, исчисляемый как соотношение произведенных затрат и полученных результатов.

Рентабельность - это качественный показатель, характеризующий уровень отдачи затрат или использования экономических ресурсов предприятия в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг.

Таблица 9 «Окупаемость производства основных видов продукции»

Наименование продукции

Выручено от реализации, тыс. руб.

Полная себестоимость от реализации, тыс. руб.

Результат: прибыль (+) и убыток (-), тыс. руб.

Окупаемость затрат, %


2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

1.Зерновые и зернобобовые культуры - всего:

2955

93

1973

88

+982

+5

149,8

105,7

в том числе: пшеница

2016

92

1363

87

+653

+5

147,9

105,7

 рожь

-

1

-

1

-

0

-

100

 овес

939

-

610

-

+329

-

153,9

-

2.Прочая продукция растениеводства

4253

9

2818

10

+1435

-1

150,9

90

3.Скот и птица в живой массе - всего:

5

678

153

1674

-148

-996

3,3

40,5

в том числе: крупный рогатый скот

5

678

153

1674

-148

-996

3,3

40,5

4.Молоко

3259

7823

3698

11170

-439

-3347

88,1

70

5.Прочая продукция животноводства

550

10

104

5

+446

+5

528,8

200

Всего по организации

11022

8613

8746

12947

+2276

-4334

126,0

66,5


Данная таблица дает нам сведения об окупаемости производства основных видов продукции. Мы видим, что выручка от реализации в 2008 году превосходит выручку в 2009 году на 2409 тысяч рублей. Полная себестоимость от реализации в 2008 году ниже полной себестоимости в 2009 году на 4201 тысяч рублей, или на 48%. Исходя из полученных данных, делаем вывод о том, что в 2008 году организация получила прибыль в размере 2276 тысяч рублей, а в 2009 году понесла убыток, равный 4334 тысяч рублей. Убыток связан с тем, что выручка от реализации была меньше полной себестоимости от реализации продукции.

Окупаемость затрат всего по организации составила в 2008 году 126%, а в 2009 году- 66,5%, то есть, окупаемость в 2009 году сократилась в 1,9 раза. Причем, в 2008 году большая часть по окупаемости затрат приходится на прочую продукцию животноводства и составляет 528,8%. Второе место по окупаемости затрат занимает овес, на его долю приходится 153,9%.На третьем месте стоит прочая продукция растениеводства, ее окупаемость затрат равна 150,9%.В 2009 году значительная часть окупаемости затрат также приходится на производство прочей продукции животноводства, она равна 200%. На втором месте - окупаемость затрат по производству пшеницы (105,7%). Третье место занимает окупаемость затрат по производству ржи (100%).

 


Глава 3. Реализация продукции

.1 Состояние исследуемого вопроса на предприятии

Под каналами реализации продукции понимают совокупность юридических и физических лиц, участвующих в реализации продукции в качестве покупателей или посредников.

Хозяйства, желающие сбыть свой продукт, имеют большие проблемы, связанные с не урегулированием системы продовольственных рынков и засильем на них перекупщиков, которые продают продукцию порой в несколько раз дороже закупочной цены у производителей. Особенно это касается крупных городов, где традиционно складываются более высокие цены на продовольственные товары. Доступ же производителям на рынок закрыт целым рядом барьеров, таких как высокая конкуренция, бюрократическая волокита и т.п. Поэтому найти товаропроизводителю каналы реализации довольно сложно.

Рассмотрим каналы реализации на примере ЗАО «Агрофирма - Катынь».

Таблица 10 «Каналы реализации ЗАО «Агрофирма - Катынь» за 2008 год»

Наименование предприятия

Вид продукции

Сумма, руб.

ИП Алфимова Л.

Пшеница

100000

ИП Борунова Г. Н.

Пшеница

294363,72

ИП Гурьев

Овес

69090,11

ИП Денисова Н. С.

Овес

273829,5

ИП Зайцев А. С.

Навоз

99056,52

Катынские колбасы

Мясо

14746,84

ИП Козлова А. И.

Молоко

858983,4

ИП Лавренов Ю. А.

Пшеница

130000

ИП Лаврухина О. В.

Пшеница

100000

ИП Садовников И. Г.

Пшеница

32819,96

ИП Четвериков

Пшеница

91000

ЮНИМИЛК

Молоко

245451,58

Всего


2309341,63


Мы видим, что количество каналов реализации невелико. Следовательно, необходимо принимать меры с целью повышения каналов реализации. Для удобства реализации продукции на предприятиях следует построить и оборудовать пункты по сдаче-приемке продукции, погрузочно-разгрузочные площадки. При выборе каналов реализации ЗАО «Агрофирма - Катынь» должно учитывать следующие организационные факторы:

возможный объем реализации;

качество продукции;

спрос на нее и степень его удовлетворения на рынке.

В организации должны присутствовать хранилища, холодильники, расширяющие возможности реализации продукции в свежем виде.

Несмотря на то, что ЗАО «Агрофирма - Катынь» размещается недалеко от города Смоленска, что позволяет организовать прямой сбыт основных видов продукции и тем самым сократить затраты по ее реализации, указанные меры позволят получить дополнительный доход товаропроизводителю.

Для выявления наиболее эффективных видов продукции в ЗАО «Агрофирма - Катынь» следует рассчитать цену реализации 1 центнера продукции.

Таблица 11 «Цена реализации 1 центнера продукции в ЗАО «Агрофирма - Катынь»

Наименование продукции

Выручено от реализации, тыс. руб.

Реализовано продукции, ц

Цена реализации 1 ц продукции, руб.


2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

1.Зерновые и зернобобовые культуры - всего:

2955

93

3960

193

746,2

481,9

 в том числе: пшеница

2016

92

2736

191

736,8

481,7

 рожь

-

1

-

2

-

500

 овес

939

-

1224

-

767,2

-

2.Скот и птица в живой массе - всего:

5

678

20

149

250

4550,3

в том числе: крупный рогатый скот

5

678

20

149

250

4550,3

3.Молоко

3259

7823

3447

9665

945,5

809,4


На основе полученных показателей мы делаем вывод о том, что цена реализации 1 центнера зерновых и зернобобовых культур в 2009 году снизилась по сравнению с 2008 годом на 264,3 рублей, или на 54,8%.

Также в 2009 году уменьшилась цена реализации пшеницы - на 255,1 рублей, или на 53%. Цена ржи в 2009 году составила 500 рублей за 1 центнер. Цена реализации скота и птицы в 2009 году значительно возросла, разница с ценой реализации 2008 года составила 4300,3 рублей. В 2009 году наблюдается снижение цены реализации 1 центнера молока в сравнении с предыдущим годом на 136,1 рублей.

Данные различия в ценах реализации продукции связаны, прежде всего, с изменением качества продукции. Чем выше качество продукции, тем соответственно и выше цена. Цена реализации зависит также и от затрат на производство продукции: чем ниже издержки производства, тем по более низкой цене производитель будет продавать свой продукт.

Кроме того, конкуренция тоже значительно влияет на цену товара. Если у фирмы много конкурентов в производстве товара или услуг, то у нее есть необходимость поддерживать низкую цену - иначе потребитель купит у конкурента.

Следует отметить, что цена на сельскохозяйственную продукцию также меняется в зависимости от спроса.

3.2 Пути повышения эффективности использования реализации продукции

Как мы уже выяснили, объем реализованной продукции, ее структура и ассортимент непосредственно влияют и на себестоимость продукции, и на выручку от реализации. Следовательно, возникает необходимость повышения реализации продукции для эффективного функционирования и развития предприятия.

Путями повышения реализации продукции в ЗАО «Агрофирма - Катынь» являются:

1. расширение номенклатуры реализуемой продукции (услуг). Применительно к уже функционирующему предприятию расширение номенклатуры выпускаемой продукции возможно только по двум направлениям: за счет выпуска новой (ранее не производимой на данном предприятии) продукции или за счет совершенствования (модернизации или модификации) уже выпускаемой продукции либо оказываемой услуги;

. максимизация цены, по которой реализуется продукция или оказывается услуга. Очевидно, что возможность увеличения цены реализации продукта или услуги напрямую зависят от спроса и предложения продукции предприятия (организации) на рынке. Важнейшее значение здесь имеет следующее: действует ли предприятие (организация) в условиях конкурентной борьбы или занимает монопольное положение. Результатом монопольного положения является практически ни чем не ограниченная возможность увеличения цены реализации продукта или услуги и, как следствие, прибыли. Что касается возможности увеличения цены реализации продукта (услуги) в условиях конкурентной борьбы, то здесь для анализа целесообразно использовать модель "продукт - рынок", из которой отчетливо видно, что возможность увеличения цены реализации продукта (услуги) существует в том случае, если предприятие осуществляет выпуск новою продукта на старый рынок (временное монопольное положение) или нового продукта на новый рынок, а также старого продукта на новый рынок;

. минимизация затрат на изготовление и реализацию единицы продукции (услуги). Снижение затрат на изготовление и реализацию единицы продукции или услуги возможно только двумя путями: либо за счет мобилизации резервов уже используемой технологии, либо за счет освоения новой технологической цепи или новых элементов в старой технологической цепи. При этом имеется в виду как освоение новой техники, технологии, так и новых методов организации и управления производством и сбытом продукции;




Выводы и предложения

На развитие и эффективность производства в сельскохозяйственных предприятиях огромное влияние оказывают реализация продукции и получаемые при этом финансовые результаты. Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности, так как завершая оборот средств предприятия, он позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда членов коллектива и другими кредиторами. Если не обеспечен своевременный и выгодный сбыт, то очень сложно, а часто и невозможно расширять производство продукции. Исходя из этого, в современных условиях велико значение реализации продукции и получение финансовых результатов от деятельности сельскохозяйственных предприятий.

На основе анализа хозяйственной деятельности ЗАО «Агрофирма - Катынь» мы делаем выводы о том, стоимость валовой продукции сельского хозяйства в 2009 году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 34%. Стоимость товарной продукции сельского хозяйства в 2008 году была выше, чем в 2009 году на 28%. В 2008 году на предприятии наблюдаем средний уровень специализации, а в 2009 году - очень высокий уровень специализации, в связи с тем, что доля молока в товарной продукции занимает 90,8%. Мы видим, что производство мяса крупного рогатого скота, молока убыточно. Так за 2009 год убыток по организации составил 4334 тысяч рублей.

Соответственно, предприятию необходимо проделать работу с целью укрепления своих позиций на рынке.

Одним из факторов, влияющих на финансовое состояние организации, является ритмичность процесса реализации. От степени ритмичности зависит полнота и своевременность получения выручки от продаж, наличие штрафных санкций за нарушение договоров и, в конечном итоге, платежеспособность организации.

Важнейшим фактором, влияющим на объем реализации, является качество продукции. Качество во многом определяет уровень конкурентоспособности продукции. Оценка качества дается на основе индивидуальных, обобщающих и косвенных показателей.

Следует уделить особое внимание развитию служб и производств по заготовке, кратковременному хранению и транспортировке продукции, так как от их правильного функционирования зависит конечный результат деятельности предприятия. Также надо тщательно подходить к корректировке производственной программы предприятия, которая производится по данным анализа объемов продаж и резервов увеличения реализации продукции.

Список использованной литературы

1.       Бороненкова С.А. Управленческий анализ: [Текст]: Учебное пособие/под ред. С.А. Бороненковой/ - М.: Финансы и статистика, 2001. - 384 с.

2.       Волкова Н.А. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий: [Текст]: Учебник /под ред. Н.А. Волковой/ - М.: КолосС, 2005. - 240 с.

.        Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: [Текст]: Учебник для вузов/под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А. Швандара/ - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2007. - 670 с.

.        Грузинов В.П. Экономика предприятия: [Текст]: Учебник для вузов /под ред. проф. В.П. Грузинова/- М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. - 535 с.

.        Жиделева В.В. Экономика предприятия: [Текст]: Учебное пособие /под ред В. В. Жиделевой/ - М.:ИНФРА-М, 2010. - 133с.

.        Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: [Текст]: Учебное пособие/под ред. Н. В. Киреевой/ - М.: Издательский дом «Социальные отношения», 2006. - 512 с.

.        Коротнев В.Д. Организация и управление производством: [Текст]: Учебник /под ред. В. Д. Коротнева/ - М.: КолосС, 2005. - 464с.

.        Петранева Г.А. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК: [Текст]: Учебник/под ред. Г.А. Петраневой/ - М.: КолосС, 2005. -223с.

.        Пласкова Н.С. Экономический анализ: [Текст]: Учебник/под ред. Н.С. Пласковой/ - М.: Эксмо, 2007. - 704 с.

10.     Савицкая Г.В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий: [Текст]: Учебник /под ред. Г.В. Савицкой /- М.: ИНФРА-М,2007. - 368с.

11.     Сафронов Н.А. Экономика предприятия (организации): [Текст]: Учебник /под ред.Н.А.Сафронова/ - Москва: Экономистъ,2004. - 251 с.

12.     Семенов В.М. Экономика предприятия: [Текст]: Учебник для вузов/ под ред. акад. В.М. Семенова/ - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.

13.     Титов В.И. Экономика предприятия: [Текст]: Учебник/под ред. В.И. Титова/- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 462 с.

14.     Фалько С.Г. Экономика предприятия: [Текст]: Учебник/под ред. С.Г. Фалько/ - М.: Дрофа, 2006.- 367 с.

.        Шакиров Ф.К. Организация производства на предприятиях АПК: [Текст]: Учебник/под ред. Ф.К. Шакирова/ - М.: КолосС, 2003. - 224 с.

Похожие работы на - Пути повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!