Составление сметы на строительство и расчет сметной стоимости
Санкт-Петербургский
Архитектурно-строительный
колледж
Курсовой
проект
по
дисциплине: «Экономика строительной отрасли»
Подготовила:
Власова К.,
студентка группы
41-П-08
Проверил: Королев
В.Б.,
преподаватель
дисциплины
«Экономика отрасли»
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение
. Строительная смета
. Сметная документация
. Сметная стоимость
. Договорная (контрактная) стоимость
строительства
. Понятия и определения
профессионального сметного дела
. Обоснование сметы
. Локальная смета на выполнение
работ
. Объектная смета
. Сводный сметный расчет
. Расчет договорной (контрактной)
цены
. Расчет численности рабочих и
административно-управленческого персонала
. Определение нормативной
потребности в материалах
. Определение потребности машин и
механизмов и их стоимости
. Финансовый план предприятия
. Расчет рентабельности
. Точка безубыточности
. Расчет технико-экономических
показателей
Заключение
Используемая литература
Введение
В строительстве правоотношения субъектов
хозяйственной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регулируются Гражданским
кодексом Российской Федерации. «Строительные работы на объекте должны быть
выполнены в соответствии с технической документацией, определяющей объем,
содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой,
определяющей цену работ» (статья 743 ГК РФ). Гражданский кодекс
правомерно отражает взаимосвязь между технической документацией и сметой, как
отдельными самостоятельными документами, и сметной стоимостью, как результатом
сметных расчетов в строительстве. В других нормативных документах и в прочих
административных указаниях по ценообразованию в строительстве, например, в
№190-ФЗ от 29.12.2004 г. Градостроительном кодексе Российской Федерации и в
письмах Минрегиона РФ последнего периода, эти понятия смешиваются и
отождествляются, что вносит хаос в понятийный и смысловой аппарат сметного
нормирования и ценообразования строительства. Профессиональные основы сметного
дела разделяют понятия «техническая документация», «смета» и «сметная стоимость».
Строительство, а тем более, экономические
расчеты при планировании будущего строительства - составление смет,
законодательно государством (исполнительными органами власти) не регулируется,
а является объектом гражданско-правовых отношений, основанных на положениях
Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации. Составление сметы на
строительство и расчеты сметной стоимости являются независимой коммерческой и
профессиональной деятельностью специалистов в области строительного
инжиниринга.
Гражданское законодательство регулирует
отношения между лицами (статья 2 ГК РФ), «осуществляющими предпринимательскую
деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской
является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В соответствии
со статьей 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в
заключение договора и понуждение к заключению договора не допускается. Стороны
могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом
или иными правовыми актами.
Действующее законодательство - Закон «О
лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 "О лицензировании
отдельных видов деятельности" №158-ФЗ, не содержит требования
лицензирования деятельности по составлению сметной документации, так как эти
работы не связаны с обеспечением прочности, устойчивости и эксплуатационной
безопасности возводимых зданий и сооружений (письмо Минстроя России от 28.02.97
№БЕ-19-7/12).
Порядок определения цены как экономического
обоснования стоимости будущего строительства устанавливается в статье 709
Гражданского кодекса РФ - «1. В договоре строительного подряда указываются цена
подлежащей выполнению работы или способы ее определения. 2. Цена в договоре
подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему
вознаграждение. 3. Цена работы может быть определена путем
составления сметы». Таким образом, по законодательству составление сметы
не является обязательным условием определения стоимости строительства, а
расчеты сметной стоимости определяются как один из равноправных вариантов формирования
текущей цены строительства.
Строительная смета является
обобщающим понятием, объединяющим все виды экономических расчетов и обоснований
в строительстве на этапах планирования, организации работ и учета расхода
ресурсов при сооружении объекта и на период его полезной эксплуатации. Сметой
устанавливаются как средние, общественно-необходимые затраты ресурсов, так и
индивидуальные издержки производителей строительных работ и заказчиков
строительства. Смета в строительстве может принимать разные формы и качества
экономических расчетов в зависимости от поставленных задач, интересов
потребителей - субъектов строительной деятельности, уровня управления проектом,
этапов строительства, конъюнктуры рынка строительных ресурсов и услуг. В
строительных сметах отражаются все элементы экономических обоснований,
представляется исходная информация расчетов, источники ее получения и
результаты составления сметы. Задачей сметных расчетов является определение
потребности во всех видах ресурсов, необходимых для строительства объекта.
Сметная документация
является
итогом сметных расчетов, определенным образом оформленных материалов расчета
потребности в ресурсах для основных этапов и уровней планирования и управления
строительным проектом. Общепринятая публичная форма сметного расчета в
строительстве реализуется в виде сметной документации, которая является
собственностью заказчика, независимо от разработчиков - составителей сметного
расчета.
Сметная стоимость
является
составной частью сметных расчетов, наиболее важным и значительным результатом
разработки смет на строительство, и устанавливает потребность строительства в
финансовых ресурсах. Физические показатели сметы (перечни и объемы работ,
расход ресурсов, потребность в услугах) в натуральных измерителях определяются
в полном объеме при проектировании строительства и являются постоянными,
неизменяемыми характеристиками строительного проекта, а сметная стоимость может
быть рассчитана на любой момент времени по новым текущим ценам на ресурсы и
услуги в строительстве. Стоимостные показатели сметного расчета.
сметная стоимость строительства, используется
только в преддоговорной период реализации инвестиционно-строительного проекта.
После проведения конкурсов (торгов) и заключения подрядных договоров с
исполнителями
строительными и прочими организациями,
правоотношения и взаиморасчеты между участниками строительства осуществляется
только на основе договорной (контрактной) стоимости
строительства.
1. Строительная смета
В «Основных положениях (концепции)
ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях
развития рыночных отношений» - информационное письмо Госстроя России от
22.10.93 "Основные положения (концепция) ценообразования и сметного
нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений" №БЕ-19-21/12,
были провозглашены принципы рыночного ценообразования в строительстве
современной России: (п. 1.1.)
При определении стоимости строительства
необходимо обеспечивать:
гибкий, вариантный подход к вопросам
ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
возможность выбора наиболее рационального
способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат,
сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на
рынке строительных материалов;
соблюдения принципа равноправия участников
инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по
принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на
строительную продукцию;
рекомендательный характер общих положений вместе
с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления
строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных
методических документах;
возможность широкого выбора соответствующей
нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.
«Государственное воздействие на формирование цен
в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования.
Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, - это предоставление льготных
кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и
внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др.» (п. 1.5.)
Все последующие методики, указания и нормативы,
опубликованные Госстроем РФ до ликвидации в 2004 году, были направлены на
дискредитацию этой концепции и внедрение в практику сметного ценообразования
обязательных правил, норм, цен, расценок и форм сметного расчета, предлагаемые
административными органами исполнительной власти. Насаждение в России
административного порядка составления смет и внедрение нерыночных методов
определения стоимости строительства привело к тотальной дискреции
ценообразования строительства - неограниченной возможности должностных лиц
решать вопросы по собственному усмотрению, что сделало строительство одной из
самых коррумпированных отраслей хозяйственной деятельности в стране.
В тоже время, все постановления, методики (МДС),
сметные нормы (ГЭСН), прочие нормативы и указания, изданные Госстроем РФ и
относящиеся к вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, ремонте
и эксплуатации объектов любой формы собственности (в том числе и бюджета всех
уровней) не легитимны и не влекут правовых последствий, как не имеющие статуса
государственных нормативно-правовых актов. Указ Президента Российской Федерации
от 23.05.96 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти» установил: - «(п. 10)
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный
характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции
Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном
порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут
служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения
санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение
содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при
разрешении споров».
Ни один из документов по сметному нормированию и
ценообразованию в строительстве, выпущенный Госстроем РФ с 1991 по 2004 годы и
его последователями до настоящего времени, не прошел государственной
регистрации в Минюсте РФ и не является нормативным правовым документом
межведомственного действия. Таким образом, как планирование стоимости
предстоящего строительства по указаниям Госстроя РФ, так и «государственная
экспертиза смет в строительстве» выполняется не по законодательным или
профессиональным правилам, а по понятиям чиновников разных уровней, собирающих
административную ренту с долгосрочных инвестиций и подрядного строительства.
В рыночной системе ценообразования строительная
смета определяется как экономический расчет потребности всех видов
ресурсов, необходимых для осуществления строительства объекта. К ресурсам в
сметном нормировании и ценообразовании относятся затраты живого труда, предметы
и орудия труда, цены, ассигнования, услуги, время выполнения работ и прочие
ресурсы, используемые и уничтожаемые в процессе строительного производства для
создания объектов недвижимости - зданий, сооружений, передаточных устройств.
Порядок, методы и формы разработки строительных смет (сметные расчеты)
не регламентированы, однако практика делового оборота сметного дела
установила определенные правила составления смет и характеристики результатов
сметного расчета в виде сметной документации с типовым содержанием, структурой
и формами публикации.
По содержанию строительные сметы разделяются по
методам получения важнейшего результата расчета - сметной стоимости
строительства. Сметная стоимость строительства определяется в уровне текущих
рыночных цен на момент составления сметы двумя способами:
по базисным расценкам на строительные работы с
индексами пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен - базисно-индексный
метод;
по расчетной потребности в ресурсах на
строительство объекта и текущим региональным ценам на эти ресурсы - нормативный
и проектный методы.
Базисно-индексный метод
использует традиционные нормы, правила и порядок сметных расчетов директивного
управления строительством с приведением базисной цены прошлых периодов к
текущему уровню с помощью административных индексов пересчета сметной
стоимости. Такие модели сохраняют и переносят в настоящее время принципы
ортодоксального затратного механизма административно-командной системы.
Применяемые индексы пересчета базисной сметной стоимости (для 2000 года) в
текущий уровень цен, разрабатываются не для отдельных строительных ресурсов или
их номенклатурных групп, а для абстрактного набора ресурсов в
нормативно-технологических моделях (ПТМ) строительства. Базисно-индексный метод
дает приблизительные и неопределенные по точности результаты планирования
стоимости предстоящего строительства.
Сметные расчеты в текущих ценах используют
сегодняшние региональные цены на ресурсы и услуги в строительстве и требуют
определения потребности во всех видах ресурсов в натуральных единицах
измерения. Принципиальный порядок определения потребности в ресурсах
устанавливает метод сметного расчета в текущих ценах - нормативный или
проектный.
Нормативный метод
сметного
расчета устанавливает порядок расчета потребности на основе норм расхода
ресурсов на строительные процессы (сметные работы) в сметно-нормативных базах и
показателей физических объемов для этих работ на объекте строительства. В
нормативном методе сметного расчета объемы сметных работ принимаются по данным
проекта строительства объекта, в формулировке (по названиям и единицам
измерения) сметных норм в сборниках существующих сметно-нормативных баз (сметно-информационные
базы). Сметные нормы в действующих базах усредняют расход
ресурсов для типовых условий и технологии строительных работ, а сами перечни
сметных работ ограничены и укрупнены по отношению к реальным строительным
работам и процессам. Сметная потребность в ресурсах, рассчитанная нормативным
методом, оценивается приблизительно и зависит как от качества норм расхода
ресурсов в сметно-информационных базах, так и от квалификации исполнителей -
разработчиков смет, описывающих технологию строительства конкретного объекта в
понятиях и терминах сметно-нормативных баз прошлых периодов.
Проектный метод
предусматривает
использование для определения потребности в ресурсах расчетных данных проектной
документации строительства и любых нормативных или справочных материалов, кроме
показателей расхода ресурсов в сборниках сметных норм. Проектная потребность в
ресурсах на объект строительства определяется «прямым счетом» по данным
проектных спецификаций, проектов производства работ, технологических карт,
расчетов продолжительности строительства и прочей проектной информации в
рабочей документации строительства конкретного объекта. Проектный метод
устанавливает объективное, необходимое и достаточное количество строительных
ресурсов и услуг в специфицированной номенклатуре, с максимально возможной
точностью при качественной разработке проекта строительства.
Форма сметного расчета в строительстве не
регламентирована. Практика делового оборота сметного дела установила табличную
форму сметной калькуляции с выделением граф для исходных данных, промежуточных
расчетных показателей и результатов расчета сметной стоимости строительства.
Сметы в строительстве составляются, как правило, в двух форматах:
технологическая и ресурсная формы сметного расчета.
Технологическая форма сметного расчета (технологическая
смета) включает перечень строительных (монтажных,
пусконаладочных, ремонтно-строительных, специальных) законченных рабочих
процессов, необходимых по технологии и организации строительства объекта, в
формулировке работ, принятой в действующих сметно-нормативных базах. По каждой
сметной работе приводятся идентификационные характеристики из базы (основание -
шифр работы, наименование, единица измерения), количественные показатели
(объемы работ) по данным проекта строительства объекта и сметные нормы расхода
основных ресурсов (затраты труда рабочих, стоимость прямых затрат и их
составляющих) из сметно-нормативной базы. Калькулирование сметных затрат в
технологической форме расчета выполняется по каждой строке перечня рабочих
операций, по разделам и в целом по локальной смете. Потребность в материалах,
деталях, конструкциях, строительных машинах и оборудовании, других ресурсов в
натуральных единицах измерения (ведомость «Выборка ресурсов по смете») не
обязательна, но может рассчитываться по данным технологического формата и
включаться в состав сметной документации нормативного метода составления
строительных смет.
Ресурсная форма сметного расчета (ресурсная
смета) составляется в формате расцененной ведомости всех
необходимых ресурсов и услуг на строительство объекта. Сметная потребность в
ресурсах определяется по проектным данным, с добавлением трудноустранимых и
неустранимых потерь, а цена на ресурсы принимается в текущим уровне оптовых цен
для территории, где осуществляется строительство. В составе ресурсной сметы
отдельно выделяется расчетная потребность в ресурсах и сметная стоимость
логистических затрат на доставку материальных ресурсов на строительные
площадки, а также расход ресурсов и затраты на работы внутрипостроечного
транспорта материалов. Калькулирование сметной стоимости строительства в
ресурсной форме выполняется по каждой строке перечня ресурсов, по разделам и в
целом по локальной смете. Ресурсная форма сметного расчета применяется при
разработке строительных смет проектным методом. Сметный перечень
технологических операций на объекте строительства при использовании ресурсной
формы сметного расчета не составляется.
. Сметная документация
Публичная форма сметного расчета - сметная
документация на проект строительства, установлена практикой делового
оборота в стране и сохраняет роль и значение единой экономической информации,
необходимый всем потребителям на период строительства. Сметная документация
разрабатывается в соответствии с техническим заданием заказчика, который
является правообладателем всех сметных расчетов по объекту строительства.
Сметная документация как публичная форма результатов составления смет в
строительстве, должна иметь строго установленные параметры, необходимые и
достаточные для однозначного понимания и интерпретации результатов сметного
расчета всеми участниками инвестиционно-строительной деятельности. Сметная
документация в строительстве обозначается как «Смета...» с указанием вида
строительства и идентификационных характеристик объекта строительства. Сметная
документация в строительстве включает комплект расчетных материалов -
стандартных форм сметных калькуляций и расчетных ведомостей с дискрептивными
пояснениями, в объеме и перечне, установленным техническим заданием заказчика.
Отдельные формы расчетов в сметной документации обозначаются как «смета» с
указанием значащего признака принадлежности к общепринятому виду регистрации и
публикации результатов сметного расчета.
Основные виды смет в сметной документации,
используемой в практике ценообразования строительства, представляют законченные
расчеты сметной стоимости по этапам строительства - концептуальная смета,
тендерная смета, исполнительная смета и фактическая смета, а также отдельные
законченные и обособленные компоненты самого сметного расчета - локальная
смета, объектная смета, сводная смета строительного проекта.
Состав и содержание сметной документации
меняется в соответствии с уровнями управления и этапами определения сметных
показателей строительства. На начальном этапе реализации инвестиционно-строительного
проекта выполняются расчеты обоснования инвестиций, и формируется концептуальная
смета - ориентировочная сметная стоимость строительства.
Концептуальная смета инвестора разрабатывается в произвольной форме
экономического расчета на основе укрупненных сметных показателей стоимости
строительства и цены строительства по объектам-аналогам.
На этапе проектирования и планирования базовой
стоимости строительства разрабатывается тендерная документация заказчика (тендерная
смета) в форме стандартной сметной документации. Заказчик
может разработать тендерную документацию в любой произвольной форме, удобной
для планирования и контроля строительства инвестором и заказчиком-застройщиком,
например, в форме пообъектного и поэтапного графика строительства и финансирования.
Базовая сметная стоимость объектов строительства устанавливается в процессе
разработки тендерной документации и является основой предложения заказчика цены
строительства на конкурсных торгах (тендерах) на подрядные строительные работы.
В преддоговорной период строительные организации - участники конкурса на
подрядное строительство, выполняют собственные расчеты стоимости предстоящего
строительства в произвольной форме на основе проектных данных строительства,
общих и фирменных сметных норм, рыночных цен на ресурсы, технических и
финансовых возможностей организации.
Исполнительная сметная документация (исполнительная
смета) составляется подрядчиком после заключения
подрядного договора и установления договорной цены строительства или порядка её
определения. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации только
такая сметная документация имеет значение нормативного документа, легитимно
регулирующего финансовые и прочие взаимоотношения сторон - «В случае, когда
работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета
приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения
ее заказчиком» (пункт 3 статья 709 ГК РФ). После утверждения
исполнительной сметы заказчиком все изменения и добавления в смете, а также
исправления ошибок и корректировка результатов расчета относится к компетенции
заказчика и выполняется за его счет. При разработке исполнительных смет
строительные подрядчики могут использовать сметные расчеты базовой стоимости -
формы тендерной документации заказчика, или выполнять собственные расчеты по
правилам и нормативам фирменной сметно-информационной базы и текущей
конъюнктуры регионального рынка строительных ресурсов. В состав исполнительной
сметной документации могут включаться, кроме форм стандартной сметной
документации, календарные и сетевые графики строительства, планы
материально-технического снабжения, объемы и сроки расчетов за выполненные
строительные работы. Итогом разработки исполнительной сметной документации
строительства является график строительства и финансирования объекта,
сформированный по выделенным этапам (секциям, участкам, законченным комплексам
работ, отдельным зданиям и сооружениям) строительства, с расчетом объемов
финансирования по календарным срокам и исполнителям.
Фактическая сметная документация (фактическая
смета) является вариантом исполнительной сметы подрядчика с
использованием отчетных показателей по составу работ, расходу используемых
ресурсов и фактических цен на ресурсы и услуги по данным бухгалтерского и налогового
учета подрядчика. Расчетные показатели фактической сметы должны
корреспондироваться с данными в формах учета работ в капитальном строительстве,
утвержденные постановлением Госкомстата России 30.10.97 №71а: акт о приемке
выполненных работ (форма №КС-2); справка о стоимости выполненных работ и затрат
(форма №КС-3); общий журнал работ (форма №КС-6); журнал учета выполненных работ
(форма №КС-6а). Фактическая смета составляется по общей стоимости строительства
в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов заказчика,
принятой в его производственном учете.
Стандартный состав публичной сметной
документации на строительство (тендерная и исполнительская сметы) включает
следующие формы:
Техническое задание заказчика на разработку
сметной документации;
Пояснительная записка с перечнем физических
параметров и технических характеристик объекта и его структурных составляющих,
а также описание метода составления сметы и сметная формула расчета стоимости
строительства;
Локальные сметы;
Объектные сметы;
Сводная смета;
График строительства и финансирования.
Локальная смета
разрабатывается
по видам работ или основным конструктивным элементам и инженерному оборудованию
зданий и сооружений для каждого отдельного объекта строительного проекта.
Локальные сметы являются основным элементом сметного калькулирования и могут
разрабатываться в технологической и (или) ресурсной форме сметного расчета. В
локальных сметах, при необходимости, работы или ресурсы группируются в разделы,
необходимые по технологическим и организационным особенностям проекта
строительства. В локальных сметах определяются только стоимость прямых затрат в
строительстве. Если локальная смета является единственным сметным документом
для подрядчика, то к ней добавляется косвенные затраты и прибыль подрядчика, и
такая смета приобретает функции объектной сметы.
Объектная смета
разрабатывается
на законченный элемент проекта (объект) строительства - здание, сооружение,
пусковой комплекс, и включает все формы локальных смет, относящиеся к данному
объекту. В объектных сметах определяются общие сметные затраты подрядчиков на
выполнение всех строительных работ по объекту. К прямым затратам в локальных
сметах добавляются косвенные затраты и сметная прибыль строительных подрядчиков
в уровне, определяемым индивидуальным (фирменным) расчетом, соглашением сторон
или по нормативам общественно-необходимых затрат на эти цели для строительного
комплекса региона, где осуществляется строительство.
Сводная смета
(сводный
сметный расчет) разрабатывается как сводка сметных затрат по всем объектным
сметам строительного проекта с добавлением собственных затрат заказчика
планируемых на весь период до завершения строительства. Сводный сметный расчет
состоит из глав, объединяющих данные о сметной стоимости объектов основного и вспомогательного
состава, другие расходы заказчика на выполнение строительного проекта, в
соответствии с пунктом 31 постановления Правительства Российской Федерации от
16.02.08 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их
содержанию».
. Сметная стоимость
строительный смета стоимость цена
Сметная стоимость
строительства,
полученная в результате сметного расчета, устанавливает средние,
объективно-необходимые затраты финансовых ресурсов на предстоящее строительство
объекта на данной территории и в данное время. Сметная стоимость строительства
является элементом затратного механизма ценообразования, определяется путем
калькулирования совокупных издержек строительства и устанавливает расчетной
уровень цены предстоящего строительства. Сметная стоимость является одним из
результатов сметного расчета потребности в ресурсах (денежных средств) на
строительство, но для ее определения используются сметные расчеты потребности
по всем строительным ресурсам и услугам. Для определения сметной стоимости строительства
необходимо рассчитать потребность в натуральных единицах измерения для всех
видов материальных и трудовых ресурсов, для услуг по управлению и обслуживанию
объекта строительства, а также определить для них текущую стоимость в
региональном уровне цен.
Сметная стоимость, в отличие от потребности в
ресурсах в натуральных измерителях, может определяться на любой момент времени
для периода планирования стоимости строительного проекта. По временным периодам
сметная стоимость строительства рассчитывается в следующих уровнях - базисная,
базовая и текущая сметная стоимость.
Базисная сметная стоимость
определяется
в результате сметного расчета базисно-индексным методом в уровне стоимости
ресурсов, работ и услуг прошлых (базисных) периодов. Базисная стоимость в
сметном ценообразовании строительства разрабатывается на основе сметных
расценок на строительные работы, рассчитанные, опубликованные и рекомендуемые к
применению на базисную дату.
Базовая сметная стоимость
строительства определяется при разработке тендерной документации и является для
заказчиков исходным расчетным показателем цены строительства для проведения
подрядных конкурсов, формирования договорных отношений и определения договорной
стоимости строительства. Базовая сметная стоимость определяет расчетную
стоимость строительства объекта на календарную дату разработки и согласования
заказчиком сметной документации.
Базисная и базовая сметные стоимости приводятся
к текущему уровню сметной стоимости строительства на любой момент времени с
помощью коэффициентов пересчета сметной стоимости - текущих индексов.
Текущая сметная стоимость
определяется
по сметному расчету, в котором используются сегодняшние (текущие) цены,
сложившиеся на региональных рынках строительных ресурсов и услуг. В сметных
расчетах стоимости строительства текущие цены являются основным уровнем
расчетной сметной стоимости при реализации строительного проекта. В современной
системе ценообразования используются текущие цены - показатели стоимости
ресурсов в уровне цен на текущий момент времени или на начало планируемого
периода. Цены на строительные работы, ресурсы и услуги в стране с различными
природно-климатическими, административными, демографическими условиями,
неравномерным размещением предприятий строительной индустрии и концентрацией
строительных организаций, можно определять только для условно обособленных
региональных рынков инвестиционно-строительной деятельности. Текущие цены в
сметном ценообразовании принимаются как средние показатели для группы
однородных видов ресурсов для конкретных периодов планирования стоимости
строительства и в ограниченных территориальных районах применения этих цен.
Рыночные текущие цены на строительные ресурсы и услуги, для использования в
сметных расчетах стоимости строительства, принимаются по фактическим отпускным
ценам поставщиков регионального рынка или по средним показателям рыночного
мониторинга цен на строительные ресурсы в регионе. Сметная стоимость, как
расчетная плановая цена строительства, действует только до момента заключения
порядного договора и определения договорной стоимости строительства, поэтому
последняя текущая стоимость строительства определяется на дату заключения
договора строительного подряда.
Структура показателей строительной сметы должна
соответствовать группировке расходов на производство и реализацию,
установленной в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. После отмены
Госстроем РФ «Типовых методических рекомендаций по планированию и учету
себестоимости строительных работ» (письмо от 09.11.01 "Об отмене Типовых
методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных
работ" №НМ-6128/7), официальные формулировки Налогового кодекса РФ в
настоящее время являются единственными и легитимными нормативными положениями,
определяющим состав и содержание расходов, связанных с производством
строительной продукции. В сметных расчетах стоимость строительных работ,
ресурсов и услуг определяется в общей сумме и по видовой структуре затрат на
производство. В соответствии со статьей 318 Налогового кодекса РФ расходы на
производство продукции подразделяются на прямые и косвенные расходы.
К прямым расходам относятся
материальные расходы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ
(строительные материалы, изделия и конструкции, строительные машины и оборудование,
транспортные затраты) и расходы на оплату труда рабочих в соответствии с
положениями статьи 255 НК РФ.
К косвенным расходам
относятся все иные суммы расходов, необходимые для осуществления нормального
строительного процесса, обоснованные расчетам и используемые для получения
дохода от уставной деятельности организации. Косвенные затраты в сметных
расчетах группируются по принадлежности к субъектам строительства - подрядчикам
и заказчикам. Косвенные затраты подрядчика учитываются в объектных сметах на
производство строительных работ, а косвенные затраты заказчика включаются в
сводный сметный расчет стоимости строительства объекта. К косвенным расходам
подрядчика в строительстве относятся накладные расходы, определяющие затраты на
управление строительной организацией и прочие затраты подрядчика, как
лимитируемые законодательно (платежи по обязательному и добровольному
страхованию, расходы на передвижной характер работ, вахтовый метод
строительства и проч.), так и не лимитируемые (стоимость нематериальных
активов, платежи по кредитам банков и т.п.).
Кроме прямых и косвенных затрат в сметах на
подрядное строительство предусматривается необходимое вознаграждение подрядчика
(статья 709 ГК РФ) в виде сметной прибыли. Сметная прибыль
в строительстве должна обеспечивать выплаты по обязательным платежам и налогам
из прибыли, пополнение оборотных средств предприятия, создание фонда
материального поощрения и необходимые финансовые ресурсы на развития
строительной организации. Размер сметной прибыли в расчетах стоимости
предстоящего строительства определяется на уровне общественно-необходимых
затрат на расширенное воспроизводство подрядных организации строительной
отрасли региона. В подрядном договоре на строительство сметная прибыль в
стоимости строительства устанавливается в индивидуальном размере для
конкретного подрядчика по результатам формирования договорной (контрактной)
стоимости строительства.
. Договорная (контрактная) стоимость
строительства
В рыночном ценообразовании договорная
(контрактная) стоимость строительства заменяет расчетную сметной
стоимость после заключения подрядного договора на строительство. Договорная
цена строительства является основным элементом правовой основы, регулирующей
производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов
инвестиционно-строительной деятельности. Фактический учет всех затрат и
отчетность в строительстве ведется только на основе договорных (контрактных)
цен: - «В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты
строительства отражаются исходя из их договорной стоимости» (пункт 5 ПБУ 2/94
-Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство, приказ Минфина РФ от
20.12.94 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет
договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94)"
№167).
Договорная (контрактная) стоимость
устанавливается в результате подрядных торгов и определяется в договоре на
строительство между заказчиком и подрядчиком. В зависимости от использования в
договорном процессе показателей расчетной сметной стоимости, условий договора и
учета рыночных факторов ценообразования договорная стоимость строительства
может соответствовать рыночной или суррогатной цене строительства.
Рыночная цена
строительства
определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость строительства
конкретного объекта в данном регионе в реальный календарный период времени с
максимальным учетом конъюнктуры стоимости строительных работ, ресурсов, услуг и
коммерческих интересов сторон подрядного договора. В сметном ценообразовании
настоящего времени рыночная цена строительства формируется в договорном
процессе на основе базовой сметной стоимости в текущих ценах и затрат,
учитывающих рыночные факторы изменения расчетной стоимости за период
строительства. Базовая сметная стоимость строительства отражает затратные
элементы ценообразования и учитывает текущие издержки на строительство, а
рыночная составляющая цены включает инфляционное ожидание и возмещение
строительных рисков подрядчиков и заказчиков при текущей конъюнктуре
строительного рынка.
Суррогатная цена
в
строительстве устанавливается заказчиком или подрядчиком в одностороннем и
обязательном порядке, при отсутствии конкуренции или монопольном положении на
рынке инвестиций и строительных услуг. Суррогатная цена определяется на основе
сметных расчетов, выполняемых по особым правилам, с использованием сметных
норм, расценок, цен и индексов, разработанных и утвержденных ведомственными и
административными органами исполнительной власти и отраслевого управления.
Суррогатная цена в договорной стоимости строительства отражает административный
(или корпоративный) лимит финансирования строительства объекта в рыночных
условиях инвестиционно-строительной деятельности на территории России.
В зависимости от способа фиксации цены в
договорных отношениях заказчика и подрядчика применяются контракты с твердой
договорной ценой и контракты с компенсацией договорной стоимости - подвижные и
скользящие цены: - «4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или
твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы
считается твердой» (Статья 709 ГК РФ).
Твердая цена
контракта
устанавливается в момент подписания договора и не подлежит пересмотру, за
исключением случаев внесения заказчиком изменений в проект в ходе его
выполнения. Договор строительного подряда с фиксированной (твердой) ценой
становится предпочтительнее для участников инвестиционно-строительного процесса
по мере развития рыночных отношений и стабилизации рынка строительных ресурсов
и услуг.
Подвижная цена
контракта
устанавливает, что принятая в договоре цена может быть пересмотрена, если к
моменту сдачи объекта изменились условия реализации проекта. Подвижная цена
характеризуется тем, что в контракт вносится оговорка о повышении или понижении
цены к моменту исполнения договора. Оговорка определяет условия пересмотра,
допустимый уровень отклонения от начальной цены, при котором договорная цена
пересматривается, а также источник (документ или рыночная публикация), на
основе которого принимается решение об изменении цены.
Скользящая цена
определяется
в момент исполнения договора путем пересмотра базовой цены с учетом изменений в
издержках производства, произошедших в период исполнения контракта. Скользящая
цена объединяет разновидности контрактов с возмещением фактических затрат.
Скользящая цена контракта может быть определена расчетом по формуле с
оговоренными правилами пересмотра индексов. При установлении скользящей цены
может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму
издержек, а лишь на определенные их элементы или, что скольжение цены может
быть ограничено более коротким временем, чем общая продолжительность
строительства.
Для определения инвентарной
(балансовой) стоимости законченных строительством объектов в
соответствии с «Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций»,
утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.93 "Положение
по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" №160 используется данные
фактической стоимости строительства. Инвентарная (балансовая) стоимость объекта
формируется в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов
заказчика или инвестора.
. Понятия и определения
профессионального сметного дела
Основные понятия сметного дела широко
применяются не только в методических, нормативных и практических разработках
сметного нормирования и ценообразования в строительстве, эти понятия необходимы
также всем пользователям сметной документации строительства - субъектам
инвестиционно-строительной деятельности. Однозначность понимания всеми
заинтересованными сторонами используемых специальных понятий технического
регулирования отрасли является обязательным условием стандартизации
профессиональной деятельности.
Формулировки понятий и определения должны
отражать суть и существующее состояние сметного дела, быть краткими, но
понятными профессиональным сметчикам и пользователям сметной документации,
содержать необходимый и достаточный объем информации об объекте понятия,
позволяющий однозначно идентифицировать его в любых условиях и видах
применения.
Базовым положением методологии формирования
новых стандартов принимается приоритет экономического содержания нормативов
перед юридической формой. Однако понятия и определения основных элементов
сметного нормирования и ценообразования в строительстве должны быть сформулированы
адекватно содержанию сметных нормативов, определять их экономические границы и
область применения в практической сметной деятельности.
Обязательным условием создания системы
стандартов в профессиональной деятельности Федеральный закон «184-ФЗ О техническом
регулировании» определяет проведение процедуры публичных обсуждений проектов
(включая альтернативные проекты) и допуск к ним всех заинтересованных
специалистов и общественности в целом.
Необходимость применения специальных дефиниций
практически во всех документах по сметному нормированию и ценообразованию в
строительстве предопределяет необходимость выделения в отдельный документ -
национальный стандарт, профессиональных формулировок основных понятий и
определений сметного дела.
Табл. 1. - Смета в строительстве
Строительная
смета
|
Расчет
потребности в ресурсах (труда, материалов, машин, механизмов, финансов,
времени и т.п.) на объект предстоящего строительства
|
Сметный
расчет
|
Определение
средних показателей потребности в ресурсах при планировании общественно-необходимых
затрат на строительство объекта в данное время на данной территории
|
Базисно-индексный
метод
|
Сметный
расчет, выполненный по расценкам базисных (прошлых) периодов с приведением
расчетной сметной стоимости в текущий уровень цен по коэффициентам изменения
сметной стоимости - индексам
|
Нормативный
метод
|
Сметный
расчет, выполненный в текущих ценах на основе потребности в ресурсах,
рассчитанной по объемам работ на объекте и нормам расхода ресурсов на работы
в сметно-информационных базах
|
Проектный
метод
|
Сметный
расчет, выполненный в текущих ценах на основе потребности в ресурсах,
принятой по рабочим чертежам, спецификациям и расчетам в проектной
документации строительства
|
Сметно-информационная
база
|
Система
сметных норм, расценок, правил и регламентов, разработанных на единой
научно-методической основе, и используемых при выполнении сметных расчетов
для строительства в определенных организационно-технологических условиях и
временных периодах
|
Технологическая
смета
|
Форма
калькуляции строительной сметы в текущих ценах, содержащая перечень, объемы и
нормы расхода ресурсов на работы по технологии строительства объекта, в
формулировке показателей сметно-информационных баз
|
Ресурсная
смета
|
Форма
калькуляции строительной сметы в текущих ценах, представленная расцененной
ведомостью сметной потребности на ресурсы и услуги по объекту строительства с
сопутствующими затратами
|
Табл. 2. - Сметная документация
Сметная
документацияСметный расчет, составленный по правилам делового оборота в
стандартной форме профессионального сметного дела или по указаниям заказчика
|
|
Концептуальная
смета
|
Ориентировочный
расчет стоимости предстоящего строительства в произвольной форме
экономического обоснования затрат по укрупненным нормативам
|
Тендерная
смета
|
Базовый
сметный расчет заказчика, выполненный в стандартном формате сметной
документации, с определением сметной стоимости в текущих ценах на момент
утверждения сметы заказчиком
|
Исполнительная
смета
|
Детальный
сметный расчет подрядчика, составленный с учетом условий подрядного договора,
и после согласования заказчиком, являющийся правовой основой взаимоотношения
сторон
|
Фактическая
смета
|
Детальный
сметный расчет строительства, откорректированный по фактически выполненным
работам и отчетным данным бухгалтерского и налогового учета подрядчика
|
Локальная
смета
|
Основной
элемент калькулирования прямых затрат сметной стоимости строительства,
составленный в технологической и (или) ресурсной форме сметного расчета
|
Объектная
смета
|
Сводка
всех показатели локальных смет, относящихся к объекту, с начислением
косвенных затрат и сметной прибыли строительных подрядчиков
|
Сводная
смета
|
Сводка
сметных затрат по всем объектным сметам проекта строительства с добавлением
собственных затрат заказчика на период строительства
|
Табл. 3. - Сметная стоимость
Результаты
сметного расчета, устанавливающие потребность в финансовых ресурсах (денежных
средств) на выполнение отдельных строительных работ, этапов и строительство
объекта в целом
|
|
Базисная
сметная стоимость
|
Общая
стоимость строительства по смете, рассчитанная на основе сметных расценок и
нормативов на строительные работы и услуги, утвержденных на прошлую, базисную
дату
|
Базовая
сметная стоимость
|
Общая
стоимость строительства по смете, рассчитанная любым методом в ценах на
строительные работы, ресурсы и услуги, сложившихся на дату разработки или
утверждения заказчиком сметной документации
|
Текущая
сметная стоимость
|
Общая
стоимость строительства по смете, рассчитанная любым методом в ценах на
строительные работы, ресурсы и услуги, сложившихся на региональных рынках в
любой (текущий) момент времени
|
Прямы
затраты
|
Часть
общей стоимости по смете, включающая расчетные затраты на оплату труда
рабочих с налогами, стоимость строительных материалов, изделий и конструкций,
стоимость работы строительные машины, оборудования и инструмента,
логистические затраты по доставке материальных ресурсов на стройки
|
Косвенные
затраты
|
Часть
общей стоимости по смете, включающая расчетные затраты на управление и
организацию строительного процесса, содержание аппарата управления подрядных
организаций, с сопутствующими затратами
|
Сметная
прибыль
|
Часть
общей стоимости по смете, включающая расчетные (общественно-необходимые) или
договорные затраты на расширенное воспроизводство подрядных организаций
строительной отрасли
|
Табл. 4. - Договорная стоимость
Договорная
стоимостьЦена строительства объекта, установленная в результате подрядных
торгов и зафиксированная в подрядном договоре на строительство между
заказчиком и подрядчиком
|
|
Рыночная
цена
|
Договорная
стоимость, определенная по месту и времени строительства на основе рыночной
конъюнктуры стоимости строительных работ, ресурсов, услуг и коммерческих
интересов сторон подрядного договора
|
Суррогатная
цена
|
Сметная
стоимость, принятая как договорная цена строительства, рассчитанная по особым
правилам, сметным норм, расценкам, ценам и индексам, утвержденными
ведомственными или административными органами
|
Твердая
цена
|
Договорная
стоимость, установленная в момент подписания договора без возможности её
пересмотра, за исключением случаев внесения заказчиком изменений в проект в
ходе его выполнения
|
Подвижная
цена
|
Договорная
стоимость, устанавливающая возможность её пересмотра, если в контракте
имеется оговорка о корректировке цены при изменении определенных условий
реализации проекта к моменту исполнения договора
|
Скользящая
цена
|
Договорная
стоимость, предусматривающая возмещение фактических издержек подрядчика по
согласованным правилам пересмотра базовой цены строительства в период
исполнения контракта
|
Инвентарная
(балансовая) стоимость
|
Фактическая
стоимость строительства в инвентаризационной структуре основных фондов
заказчика или инвестора
|
6. Обоснование сметы
Сметная документация разработана в соответствии
с «Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на
территории РФ МДС 81-2.1999»
Стоимость отдельных видов работ и затрат
определена по территориальным укрупненным расценкам на конструкции и виды работ
ЖКС (УР-2001 СПб),сборнику средних сметных цен на основные строительные ресурсы
ССЦ-04/2010 г.
Индексация сметной стоимости приведена в
соответствии с региональными индексами пересчета сметной стоимости
строительства для применения с 01.09.2011 с соответствии с журналом
«Ценообразование и сметное нормированием в строительстве №9 2011 года.
Накладные расходы учтены в соответствии с
«Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в
строительстве МДС 81-33.2004 и письма от 31.01.2005 г. №ЮТ-260/06 «О порядке
применения нормативов накладных расходов в строительстве» и письма от
01.03.2011 г. №4391-КК/08 Минрегионразвития.
Сметная прибыль учтена в соответствии с
«Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли МДС
81-25.2001 и письма №АП-5536/06 от 18.11.2004 г. «О порядке применения
нормативов накладных расходов в строительстве» и письма от 01.03.2011 г.
№4391-КК/08 Минрегионразвития.
В смете учтены затраты на удорожание работ,
выполняемых в зимнее время в соответствии с ГЭСН 81-05-02-2001 и приняты 1,4%
от величины предыдущих затрат.
В смете учтены затраты на строительство временных
зданий и сооружений в соответствии со сборником ГЭСН 81-05-01-2001 и приняты
1,1% от величины предыдущих затрат.
Учтен в расчетах налог на добавленную стоимость
НДС 18% от величины предыдущих затрат.
7. Локальная смета на выполнение
работ
Обоснование: задание курсовой работы Сметная
стоимость: 226537 тыс.руб.
Составлена в ценах на основании ТЕР 2011
Трудоемкость: 30727,5 чел./дни
Заработная плата: 36839 тыс. руб.
Шифр
|
Наименование
работ и затрат
|
Ед.
изм.
|
Кол-во
|
Стоимость
единицы, руб.
|
Общая
стоимость, руб.
|
Затраты
труда, ч/час
|
|
|
|
|
Всего
|
Эксплуатация
машин
|
Материалы
|
Всего
|
Зарплата
рабочих
|
Эксплуатация
машин
|
Материалы
|
На
един.
|
Всего
|
|
|
|
|
Зарплата
рабочих
|
Зарплата
машиниста
|
|
|
|
Зарплата
машиниста
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
08-02-014-09
|
Кладка
наружных и внутренних стен из облицовочного кирпича толщиной стен 510 мм при
высоте этажа до 4 м
|
1
м3
|
14580
|
145,14 71,20
|
41,48 6,81
|
32,46
|
2116141,2
|
1038096
|
604778,4 99289,8
|
473266,8
|
6,49
|
94624,2
|
404-9010
|
Кирпич
керамич.
|
1000
шт.
|
3455,46
|
2300
|
|
0,237
|
7947558
|
|
|
7947558
|
|
|
408-9004
|
Засыпной
материал
|
1
м3
|
6706,8
|
90,5
|
|
0,46
|
606965,4
|
|
|
606965,4
|
|
|
08-02-011-03
|
Кладка
участков стен с облицовкой кирпичом лицевым профильным толщиной стен 510 мм
при высоте этажа до 4 м
|
1
м3
|
17900
|
245,49 102,32
|
108,38
|
4394271
|
1831528
|
622 741 98987
|
1940002
|
8,79
|
157341
|
|
404-9035
|
Кирпич
керам., лицевой, профильн.
|
1000
шт.
|
3132,5
|
2300
|
|
0,175
|
7204750
|
|
|
7204750
|
|
|
404-9032
|
Кирпич
керам., силикат, пустотелый
|
1000
шт.
|
4170,7
|
1231,49
|
|
0,233
|
5136175,4
|
|
|
5136175,4
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
27405861
|
2869624
|
1227519,4 198276,8
|
23308717,6
|
15,28
|
251965,2
|
|
Индексы
|
|
|
12,008
|
7,826
|
5,502
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
с индексами
|
|
|
|
|
|
172309576
|
34458445
|
9606566,8 2380907,8
|
128244564
|
|
|
|
Итого
в тыс.руб.
|
|
|
|
|
|
172309,5
|
34458,4
|
9606,6 2380,9
|
128244,5
|
|
|
ФОД
|
2380,9+34458,4=36839,3
|
МДС
81-33-2004
|
накладные
расходы(112% от ФОД с понижающим коэффициентом 0,85
|
35071,01
|
|
|
|
|
|
|
НДС
81-25-2001
|
сметная
прибыль (плановые накопления) (65% от ФОД с понижающим коэффициентом 0,8
|
|
19156,4
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего
|
|
226536,9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Объектная смета
Сметная стоимость : 269579 тыс.руб.
Трудоемкость: 36566 чел./дни
Заработная плата: 43839 тыс. руб.
№
п/п
|
Наименование
работ
|
Сметная
стоимость работ
|
Средства
на оплату труда тыс.руб.
|
Затраты
чел./дни
|
|
|
Строительные
работы
|
Монтажные
работы
|
Оборудование
и инвентарь
|
Всего
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Строительные
работы
|
226537
|
|
|
226537
|
36839
|
30728
|
2
|
Санитарно-технические
работы 14,5%
|
32848
|
|
|
32848
|
5342
|
4455
|
3
|
Электромонтажные
работы 3%
|
|
6796
|
|
6796
|
1105
|
922
|
4
|
Монтажное
оборудование 0,5%
|
|
1133
|
|
1133
|
184
|
154
|
5
|
Приобретенное
оборудование 1%
|
|
|
2265
|
2265
|
368
|
307
|
|
Всего
|
259385
|
7929
|
2265
|
269579
|
43839
|
36566
|
9. Сводный сметный расчет
Сметная стоимость: 394713 тыс. руб.
Трудоемкость: 45372 чел./дни
Заработная плата: 54396 тыс. руб.
№
|
Наименование
работ
|
Сметная
стоимость, тыс.руб.
|
Ср-ва
на оплату труда
|
Затраты
труда, ч./дни
|
|
|
Строительные
работы
|
Монтажные
работы
|
Оборудование
|
Прочее
|
Всего
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Подготовка
к строительству (2%)
|
5188
|
159
|
45
|
|
5392
|
877
|
731
|
2
|
Основные
объекты строительства
|
259385
|
7929
|
2265
|
|
269579
|
43838
|
36566
|
3
|
Объекты
особого назначения
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Объекты
энергетического назначения
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Объекты
транспортного назначения
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Наружные
инженерные сети (6%)
|
15563
|
476
|
136
|
|
16175
|
2630
|
2194
|
7
|
Благоустройство
и озеленение (8%)
|
20751
|
634
|
181
|
|
21566
|
3507
|
2925
|
|
Итого
|
300887
|
9198
|
2627
|
|
312712
|
50852
|
42416
|
8
|
Затраты
на времен. зд. и сооруж.(1,1%)
|
3310
|
101
|
29
|
|
3440
|
559
|
467
|
|
Итого
|
304196
|
9299
|
2656
|
|
316151
|
51411
|
42883
|
9
|
Удорожание
работ в зимнее время(1,2%)
|
3650
|
112
|
32
|
|
3794
|
617
|
515
|
|
Итого
|
307847
|
9410
|
2688
|
|
319945
|
52028
|
43397
|
10
|
Содержание
дир. стр. здан. авторс. надзора
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Подготовка
кадров
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Проектно-изыскат.
работы (2,5%)
|
7696
|
235
|
67
|
|
7999
|
1301
|
1085
|
|
Итого
|
315543
|
9646
|
2755
|
|
327944
|
53329
|
44482
|
13
|
Резерв.
ср-ва на непревиден. расходы (2%)
|
6311
|
193
|
55
|
|
6559
|
1067
|
890
|
|
Итого
|
321854
|
9839
|
2810
|
|
334503
|
54396
|
45372
|
14
|
НДС
(18%)
|
|
|
|
60211
|
60211
|
|
|
|
Всего
|
321854
|
9839
|
2810
|
60211
|
394713
|
54396
|
45372
|
10. Расчет договорной (контрактной)
цены
1. Стоимость работ по смете - 394713
тыс. руб.
2. Продолжительность работы в днях - 248
дней (1 год)
. Прогнозный индекс дефлятор для объектов
жилищно-гражданского назначения (начало строительства в августе) - 1,042
. Сметная стоимость строительства с
учетом индекса - дефлятора
394713
*1,042=411291 тыс. руб.
. Резерв средств на непредвиденные работы для
объектов социальной сферы (2% от сметной стоимости строительства с учетом
индекса-дефлятора)
411291 *0,02=8226 тыс. руб.
. Всего договорная цена 411291 +8226=419517
тыс.руб.
11. Расчет численности рабочих и
административно-управленческого персонала
План по труду и заработной плате.
1. Затраты
труда - 45372 чел./дней
2. Продолжительность работы - 248
дней
. Численность рабочих: 45372/248 =182
человека
План по труду
№
п/п
|
название
должности
|
кол-во
|
кол-во
месяцев
|
зарплата
|
|
|
|
|
всего
|
в
месяц
|
1
|
главный
мастер
|
2
|
12
|
480000
|
40000
|
2
|
бухгалтер
|
2
|
12
|
360000
|
30000
|
3
|
мастер
|
2
|
12
|
324000
|
27000
|
4
|
прораб
|
2
|
12
|
420000
|
35000
|
5
|
инженер
|
2
|
12
|
480000
|
40000
|
Итого: 4128 тыс. руб.
№
п/п
|
Показатель
|
Ед.
изм.
|
План
на год
|
За
год
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
тыс.руб.
|
394713
|
98678
|
98678
|
98678
|
98678
|
2
|
Выработка
на 1 рабочего и на 1 работника АУП
|
|
2169
|
542
|
542
|
542
|
542
|
3
|
Средняя
заработная плата на 1-го занятого СМР и АУП
|
тыс.руб.
|
321
|
80
|
80
|
80
|
80
|
4
|
Численность
работающих: -служащих АУП -работающих -всего
|
10
172 182
|
|
|
|
|
|
5
|
Фонд
заработной платы - служащие АУП -работающие -всего
|
тыс.
руб. 4128 54396 58524
|
|
14631
|
14631
|
14631
|
14631
|
6
|
Норматив
заработной платы на 1 руб. СМР стоимости
|
руб.
|
0,15
|
|
|
|
|
. Определение нормативной потребности
в материалах
№
п/п
|
Наименование
работ
|
Ед.
изм.
|
Кол-во
|
Шифр
ГЭСН
|
Кирпич
керам., силикат., пустотелый 1000 шт. 404-9032
|
Кирпич
керамич. лицевой профильн. 1000 шт. 404-9035
|
Раствор
готовый кладочный 1 м3 402-9070
|
Вода
1 м3 411-0001
|
Кирпич
керамич. 1000 шт. 404-9010
|
Засыпной
материал 1 м3 408-9004
|
|
|
|
|
|
На
един.
|
Всего
|
На
един.
|
Всего
|
На
един.
|
Всего
|
На
един.
|
Всего
|
На
един.
|
Всего
|
На
един.
|
Всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
1
|
Кладка
участков стен из кирпича лицевого профильного толщиной стен 510 мм при высоте
этажа до 4 м
|
1
м3
|
17900
|
08-02-011-03
|
0,233
|
4170,7
|
0,175
|
3132,5
|
0,27
|
4833
|
0,3
|
5370
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Кладка
наружных и внутренних стен
|
1
м3
|
14580
|
08-02-014-09
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,08
|
1166,4
|
0,25
|
3645
|
0,2
|
3455
|
0,46
|
6706,8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: 23308682 тыс.
руб.
Всего в тыс. руб.: 23308,7 тыс.руб.
Всего с индексом (5,502): 128244,4
тыс. руб.
Определение стоимости материалов
№
п/п
|
Обоснование
|
Наименование
материалов
|
Ед.
изм.
|
Кол-во
|
Стоимость,
руб.
|
|
|
|
|
|
Единицы
|
Всего
|
1
|
404-9032
(404-0046-502)
|
Кирпич
керамич., силикатн. И пустотел.
|
1000
шт.
|
4170,7
|
1231,5
|
5136175,3
|
2
|
404-9035
|
Кирпич
керамич. лицевой профильн.
|
1000
шт.
|
3132,5
|
2300,0
|
7204750,0
|
3
|
402-9070
|
Раствор
готовый для кладки
|
1
м3
|
5999,4
|
399,0
|
2393760,6
|
4
|
411-0001
|
Вода
|
1
м3
|
9015,0
|
2,2
|
19472,4
|
5
|
404-9010
|
Кирпич
керамич.
|
1000
шт.
|
3455,5
|
2300,0
|
7947558,0
|
6
|
408-9004
(408-9190)
|
Засыпной
материал
|
1
м3
|
6706,8
|
90,5
|
606965,4
|
. Определение потребности машин и
механизмов и их стоимости
№
п/п
|
Обоснование
|
Наименование
работ
|
Ед.
изм
|
Кол-во
|
Наименование
машин и механизмов
|
Потребность
в маш/ч
|
Общая
стоимость в руб.
|
Обоснование,
шифр расценки
|
Всего
, руб.
|
|
|
|
|
|
|
На
единицу
|
Всего
маш/ч
|
На
единицу
|
Всего
маш/ч
|
|
|
1
|
08-2-011-03
|
Кладка
участков стен толщиной 510 мм при высоте этажа до 4 м
|
1
м3
|
17900
|
кран
башенный
|
0,35
|
6265
|
99,39
|
622678,4
|
20129
|
622678,35
|
2
|
08-02-014-09
|
Кладка
наружных и внутренних стен толщиной 510 мм при высоте этажа до 4 м
|
1
м3
|
14580
|
автопогрузчик
|
0,1
|
1458
|
66,97
|
97642,26
|
30101
|
97642,26
|
3
|
08-02-014-09
|
Кладка
наружных и внутренних стен толщиной 510 мм при высоте этажа до 4 м
|
1
м3
|
14580
|
кран
башенный
|
0,35
|
5103
|
99,39
|
507187,2
|
20129
|
507187,17
|
Всего: 1227507,9 тыс.
руб.
Всего в тыс. руб.: 1227,5 тыс.руб.
Всего с индексом (5,502): 9606,6
тыс. руб.
14. Финансовый план предприятия
№
п/п
|
Стоимость
расходов и доходов
|
План
на период в тыс.руб.
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Сумма
денежных средств, полученных от заказчика
|
334503,0
|
2
|
НДС
|
60211,0
|
НДС
по сводной смете
|
3
|
Итого
|
394714,0
|
Итог
+НДС
|
4
|
Стоимость
продукции
|
|
|
4,1
|
Материалы
|
152230,0
|
Итог
по доп.расчету №1
|
4,2
|
Машины
|
17574,4
|
Итог
по доп.расчету №2
|
4,3
|
Заработная
плата
|
54396,0
|
Итого
по средствам на оплату труда СС
|
5
|
Итого
|
224200,4
|
4.1п.+4.2п.+4.3п.
|
5,1
|
НДС
|
40356,1
|
18%
от 5п.
|
5,2
|
Итого
с НДС
|
264556,5
|
5п.+5.1п.
|
6
|
Валовая
продукция
|
130157,5
|
3п.-5.2п.
|
7,0
|
Накладные
расходы
|
|
|
7,1
|
Расходы
на оплату труда АУТ
|
4128,0
|
Итог
штатного расписания
|
7,2
|
Отчисление
единого социального налога
|
1073,3
|
26%
от 7.1
|
7,3
|
Почтово-телеграфные
расходы аппаратного управления
|
836,3
|
0,25%
от 1п.
|
7,4
|
Расходы
на содержание вычислительной техники
|
7392,5
|
2,21%
от 1п.
|
7,5
|
Расход
на топографические работы
|
1070,4
|
0,32%
от 1п.
|
7,6
|
Расходы
на эксплуатацию помещения
|
14,4
|
Итог
доп.расчета №3
|
7,7
|
Расходы
на канцелярский товары
|
334,5
|
0,1%
от 1п.
|
7,8
|
Расходы
на служебные командировки аппарата управления
|
334,5
|
0,1%
от 1п.
|
7,9
|
Амортизационные
отчисления на обслуживание аппарата управления
|
66,9
|
0,02%
от 1п.
|
7,10
|
Представительские
расходы
|
836,3
|
0,25%
от 1п.
|
7,11
|
Оплата
консультаций, получение информации и аудиторские услуги
|
49,5
|
1,2%
от 7.1 п.
|
7,12
|
Другие
административные расходы
|
501,8
|
0,15%
от 1п.
|
7,13
|
Страхование
от несчастных случаев
|
49,5
|
1,2%
от 7.1 п.
|
|
Итого
|
16687,9
|
сумма
7.1п.-7.13п.
|
7,14
|
Отчисления
на социальные нужды о расходов на оплату труда рабочих
|
14143,0
|
26%
от ФОТ по сводной смете
|
7,15
|
Расходы
на обеспечение санитарно-гигиенических условий
|
334,5
|
0,1%
от 1п.
|
7,16
|
Расходы
на охрану труда и технику безопасности
|
2676,0
|
0,8%
от 1п.
|
|
Итого
|
17153,5
|
Сумма
7.14п.-7.16
|
7,17
|
Расходы
на обслуживание работников строительства
|
-
|
-
|
7,18
|
Износ
и расходы на ремонт малоценных и быстро изнашиваемых предметов
|
301,1
|
0,09%
о 1п.
|
7,19
|
износ
и расходы на содержание ВЗиС и их приспособления
|
1518,6
|
4,33%
от накладных расходов СС
|
7,20
|
Содержание
пожарной и сторожевой службы
|
300,0
|
Итог
по доп. расчета №4
|
7,21
|
Расходы
предусмотренные нормами
|
-
|
-
|
7,22
|
Расходы
на геодезические работы
|
-
|
-
|
7,23
|
Расходы
на проектирование производственных работ
|
-
|
-
|
7,24
|
Расходы
на рационализацию
|
-
|
-
|
7,25
|
Расходы
на благоустройство строительной площадки
|
564,6
|
1,61%
от накладных расходов по сводной
|
7,26
|
Расходы
на подготовку объекта к сдаче
|
663,6
|
1,22%
от ФОТ по СС
|
|
Итого
|
3347,9
|
Сумма
7.17п.-7.26п.
|
7,27
|
Платежи
по обязательному страхованию имущества
|
979,1
|
1,8%
от ФОТ по СС
|
7,28
|
Износ
по нематериальным активам
|
-
|
-
|
7,29
|
Расход
на рекламу
|
3345,0
|
1%
от 1п.
|
7,30
|
Закупка
офисной мебели
|
70,0
|
|
7,31
|
Открытие
и регистрация предприятия
|
20,0
|
|
7,32
|
Платежи
по кредитам банка
|
-
|
-
|
|
Итого
|
4414,2
|
Сумма
7.27п.-7.32п.
|
7,33
|
Итого
накладных расходов
|
41603,4
|
Все
итого по 7п.
|
8
|
Общие
расходы
|
306159,9
|
5.2п.+7.33п.
|
9
|
Балансовая
прибыль
|
88554,1
|
3п.-8п.
|
10
|
Налог
на прибыль, платежи в бюджет
|
21253,0
|
24%
от 9п.
|
11
|
Чистая
прибыль
|
67301,1
|
9п.-10п.
|
|
Отчисления
в фонды
|
|
|
12
|
Фонд
накопления
|
20190,3
|
30%
от 11п.
|
13
|
Фонд
потребления
|
26920,5
|
40%
от 11п.
|
14
|
Благотворительные
цели
|
2692,0
|
4%
от 11п.
|
15
|
Другие
цели
|
3365,1
|
5%
от 11п.
|
16
|
Резервный
фонд
|
14133,2
|
21%
от 11п.
|
15. Расчет рентабельности
Определение рентабельности строительного
предприятия
При подсчета учитывают всего 3 показателя:
· Сметный уровень Псм
· Плановый уровень Ппл
· Фактический уровень Пф
Сметный уровень
Rсм = ,
где Пн - плановые накопления от 65%
итого заработной платы сводной сметы
Ссм - сметная стоимость объекта
Rсм =
Плановый уровень
Rпл =,
где Пн - плановые накопления от 65%
итого заработной платы сводной сметы
Сконт - итого контрактная цена
расчета
Rпл = 8,4%
Фактический уровень
Rфакт.= ,
где Пб - балансовая прибыль из
финансового плана
Сфакт - фактические расходы
финансового плана
Rфакт.=
16. Точка безубыточности
Исходные данные:
· Сметная стоимость работ 226536,9
тыс. руб.
· Общий объем работ 17900 м3
· Накладные расходы 35071 тыс. руб.
· Прямые затраты 172309,5 тыс. руб.
Масштаб на 10 см:
СМР: 226536,9/10=22653,7 тыс. руб./см
Накладные расходы : 35071/22653,7=1,5 см
Прямые затраты 172309,5/22653,7=7,6 см
Масштаб по объему производства
17900/10=1790 м3/см
. 3,2 *22653,7=72492 тыс. руб.
. 3,2*1790=5728 м3
17. Расчет технико-экономических
показателей
№
п/п
|
Показатели
|
Ед.измерения
|
Расчет
показателей
|
1
|
контрактная
цена
|
тыс.руб.
|
419517
|
2
|
План
СМР
|
тыс.руб.
|
394713
|
3
|
Фактическая
стоимость работ
|
тыс.руб.
|
226536,9
|
4
|
Сметная
себестоимость работ
|
тыс.руб.
|
226536,9
|
5
|
Плановая
себестоимость работ
|
тыс.руб.
|
226536,9
|
6
|
Продолжительность
работ
|
мес.
|
12
|
7
|
Фонд
заработной платы
|
|
|
7.1
|
Всего
|
тыс.руб.
|
58524
|
7.2
|
в
том числе заработная плата АУП
|
тыс.руб.
|
4128
|
7.3
|
в
том числе заработная плата рабочих
|
тыс.руб.
|
54396
|
8
|
Численность
работников в строительстве
|
|
|
8.1
|
Всего
|
чел.
|
182
|
8.2
|
в
том числе АУП
|
чел.
|
10
|
8.3
|
в
том числе рабочих
|
чел.
|
172
|
9
|
Выработка
на одного рабочего
|
|
|
9.1
|
за
весь период
|
тыс.руб.
|
2169
|
9.2
|
за
месяц
|
тыс.руб.
|
542
|
10
|
Средняя
заработная плата на 1 работника в строительной организации без учет фонда
потребления
|
|
|
10.1
|
за
весь период
|
тыс.руб.
|
321
|
10.2
|
за
месяц
|
тыс.руб.
|
80
|
11
|
Фонд
потребления
|
тыс.руб.
|
26920,5
|
12
|
Всего
фонд заработной платы с учетом фонда потребления
|
тыс.руб.
|
85444,5
|
13
|
Средняя
зарплата на 1 работника с учетом фонда потребления
|
|
|
13.1
|
за
весь период
|
тыс.руб.
|
469,5
|
13.2
|
за
месяц
|
тыс.руб.
|
14
|
Нормативная
заработная плата на 1 рубль СМР
|
коп
|
0,15
|
15
|
Сметная
рентабельность
|
%
|
9
|
16
|
Платная
рентабельность
|
%
|
8,4
|
17
|
Фактическая
рентабельность
|
%
|
28,9
|
Заключение
В курсовой работе были произведены расчеты для
устройства наружных и внутренних кирпичных стен из облицовочного кирпича
толщиной 510 мм при высоте этажа до 4 метров в объеме 14580 м3, кладки
участков стен с облицовкой лицевым профильным кирпичом толщиной стен 510 мм при
высоте этажа до 4 метров в объеме 17900 м3.
В ходе расчетов были составлены локальная,
объектная и сводная смета. Произведен расчет контрактной цены, показывающий
насколько возрастет стоимость объекта с прошествием времени, затраченного на
его строительство. Рассчитана численность рабочего и административного
персонала, задействованных на объекте, составлен план по труду и заработной
плане. Определена нормативная потребность в материалах, машинах и механизмах и
их стоимость. Составлен финансовый план строительства, показывающий количество
средств затраченных на определенные нужды предприятия. Определен уровень
рентабельности: плановый составил %, фактический 28,9%, что дает дополнительные
гарантии для фирмы что уровень рентабельности останется высоким, даже при
увеличении цен на материалы, механизмы и заработную плату. Уровень
рентабельности дает высокую защиту от рисков. Данные факторы способствуют
привлечению на работу высококвалифицированных специалистов, использование
наиболее современных механизмов и высококачественных материалов.
Используемая литература
1. Экономика
строительства / Под редакцией Степановой И.С. - М.: Юрайт, 2005 год.
2. Налоговый
кодекс РФ (часть 1,2).
. Составление
смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года / Под
редакцией Горячкина П.В. - 2003 год.
. Основы
сметного дела в строительстве / Под редакцией Барановской Н.И., Котова А.А. -
2005 год.
. Курсовое
и дипломное проектирование «Промышленные и гражданские здания» / Под редакцией
Гаевого А.Ф., Усик С.А. - «Стройиздат», 1987 год.
. Журнал
«Ценообразование и сметное нормированием в строительстве» - №9 - 2011 г.
. ГОСТ
21.101-97-СПС «Основные требования к проектной документации».
. МДС
81-25.2001 «Методические указания по определению стоимости продукции на
территории РФ» - 2001 г.