Определение сметной стоимости

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,04 kb
  • Опубликовано:
    2010-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение сметной стоимости

Введение

Строительство предприятий, зданий, сооружений и других объектов ведется по проектам. Проект на строительство – это комплекс графических, технических, экономических, текстовых документов и расчетов, необходимых для определения возможности и целесообразности строительства объекта в заданном районе и в установленные сроки. Стоимость строительства определяется сметами. Смета представляет собой расчет общественно необходимых затрат на строительство объектов, т.е. цену строительной продукции. Проектно-сметная документация разрабатывается, проходит экспертизу и утверждается до начала строительства.

В процессе разработки проектно-сметной документации определяются место строительства, его назначение, необходимые материальные, трудовые и финансовые ресурсы, возможности обеспечения электроэнергией, сырьем, кадрами.

Научно–технический прогресс в области строительства связан с разработкой и внедрением ресурсосберегающих технологических процессов. Условия рыночной экономики способствуют поиску таких технологических решений, которые позволяют обеспечить выполнение поставленных перед строительными организациями задач в кратчайшие сроки с минимальными затратами материально-технических ресурсов. Организация строительного производства должна обеспечивать целенаправленность всех организационных, технических и технологических решений на достижения конечного результата – ввода в действие объекта с необходимым качеством и в установленные сроки. Строительство каждого объекта допускается осуществлять только на основе предварительно разработанных решений по организации строительства и технологии производства работ, которые должны быть приняты в проекте организации строительства и проектах производства работ.

Строительство должно вестись в технологической последовательности в соответствии с календарным планом (графиком) с учетом обоснованного совмещения отдельных видов работ. Выполнение работ сезонного характера (включая отдельные виды подготовительных работ) необходимо предусматривать в наиболее благоприятное время года в соответствии с решениями, принятыми в проекте организации строительства.

Целью данной курсовой работы является определение сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ.

В данной работе рассматривается сметная стоимость строительства и состав общих затрат инвестиционного проекта. Данная тема достаточно актуальна на сегодняшний день и имеет большое значение при строительстве.

Важное значение в работе уделено тому, что сметная стоимость строительства устанавливается на каждой стадии проектирования, в связи с чем обеспечивается поэтапная ее детализация и уточнение.

В практической части работы приведен пример расчета экономической эффективности инвестиционного проекта, состоящий из финансового анализа, анализа экономической эффективности и анализа чувствительности проекта.

При выполнения данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1)   изучить виды сметной документации;

2)   подробно изучить локальную и объектную сметы;

3)   рассмотреть расчет сметной стоимости;

4)   на основе примера определить сметную стоимость строительства объекта.

1. Теоретическое основы определения сметной стоимости строительства

1.1 Виды сметной документации

Для определения сметной стоимости строительства зданий и сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства, сводок затрат и др.

Сметная документация составляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства – подрядным или хозяйственным способом.

Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД), рабочих чертежей.

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на объекты.

Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.

Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, как правило, в целом по стройке размер (лимит) средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т.п.).

Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Сводка затрат – это сметный документ, определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей в случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения.

Одновременно со сметной документацией по желанию пользователя в составе проекта и РД могут разрабатываться ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды.

Ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс, составляется в том случае, когда строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять отдельными пусковыми комплексами. Эта ведомость включает в себя сметную стоимость входящих в состав пускового комплекса объектов, а также общеплощадочных работ и затрат.

Ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды составляется в том случае, когда при строительстве предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять мероприятия по охране окружающей природной среды. В ведомость включается только сметная стоимость объектов и работ, непосредственно относящихся к природоохранным мероприятиям.

1.1.1 Локальная смета

Левая половина сметы содержит описательную часть, в которой представлен шифр и перечень работ и затрат, необходимых при производстве строительных, ремонтно-строительных, монтажных, пусконаладочных работ. В этой половине также указываются единицы измерения (масса, штуки, метры, комплекты и прочие физические параметры.)

Во второй половине сметы даются прямые затраты в рублях по выполнению описательной части работ на указанную единицу измерения, количество единиц измерения и произведение единиц измерения на их количество.

В результате каждая строчка несет информацию о стоимости работ, описанных в левой части сметы в денежном выражении.

Складывая итоги всех строчек, получаем сумму затрат, необходимых для проведения того или иного вида работ.

Локальная смета может включать следующие разделы:

• строительные работы (земляные работы, фундаменты и стены подземной части, стены, каркас, перекрытия, перегородки, полы и основания, покрытия и кровли, заполнение проемов, лестницы и площадки, отделочные работы, разные работы);

• специальные строительные работы (фундаменты под оборудование, специальные основания, каналы, химические защитные покрытия и прочие работы);

• внутренние санитарно-технические работы: водопровод, канализацию, отопление,

• монтаж оборудования: приобретение и монтаж технологического оборудования, технологические трубопроводы, технологические металлические конструкции и т.п.;

• вентиляцию и кондиционирование;

• электромонтажные работы;

• низковольтные сети;

• КИП (контрольно-измерительные приборы) и автоматику.

Порядок составления локальных смет:

Локальные сметы на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из следующих данных:

– параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых по рабочим чертежам;

– объемов работ, принятых из ведомостей объемов строительных и монтажных работ и определяемых по рабочим чертежам;

– номенклатуры и количества оборудования, мебели и инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и рабочих чертежей;

– действующих сметных нормативов на виды работ, конструктивные элементы, а также оптовых, лимитных и в отдельных случаях цен разового заказа на оборудование, мебель и инвентарь[1].

При составлении локальных смет по принятым техническим решениям приоритет в выборе действующих сметных нормативов или методов определения сметной стоимости производится из условий:

– если имеются утвержденные прейскуранты на строительство зданий и сооружений, укрупненные расценки (УР) или укрупненные сметные нормы (УСН), предназначенные для использования при составлении смет по рабочим чертежам, то принимаются эти укрупненные сметные нормативы;

– если отсутствуют укрупненные сметные нормативы, но имеются сметы к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, привязанным к местным условиям строительства, то принимаются эти сметы;

– если отсутствуют укрупненные сметные нормативы, а также сметы к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, привязанным к местным условиям строительства, то принимаются единичные расценки на строительные конструкции или на отдельные виды строительных и монтажных работ из соответствующих сборников и каталогов.

1.1.2 Объектная смета

С целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчётов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ дополнительно включаются средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:

• на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, стоимость временных зданий и сооружений и другие затраты, включаемые в сметную стоимость строительно-монтажных работ и предусматриваемые в составе главы «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства, – в соответствующем проценте для каждого вида работ или затрат от итога строительно-монтажных работ по всем локальным сметам;

• часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете.

В тех случаях, когда стоимость объекта определена по одной локальной смете, объектная смета не составляется. При этом роль объектной сметы выполняет локальная смета, в конце которой включаются средства на покрытие лимитированных затрат в том же порядке, что и для объектных смет. При совпадении понятий объекта и стройки в сводный сметный расчет стоимости строительства включаются также данные из локальных смет[2].

При составлении на один и тот же вид работ двух или более локальных смет эти сметы объединяются в объектный смете в одну строку под общим названием.

В объектной смете построчно и в итоге приводятся показатели единичной стоимости на 1 м3 объема, 1 м2 площади зданий и сооружений, 1 м протяжённости сетей и т.п.

За итогом объектной сметы справочно показываются возвратные суммы, которые являются итоговым результатом возвратных сумм, предусмотренных локальными сметами.

При размещении в жилых зданиях встроенных или пристроенных предприятий (организаций) торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания объектные сметы составляются отдельно для жилых зданий и предприятий (организаций). Распределение стоимости общих конструкций и устройств между жилой частью здания и встроенным (пристроенным) помещением производится в предусмотренном порядке.

Допускается составление одной сметы с выделением за ее итогом стоимости жилой части здания, встроенных и пристроенных помещений.

Порядок составления объектных смет:

Объектные сметы составляются по установленной форме на объекты в целом путем суммирования данных локальных смет, с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости «строительных работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и инвентаря»*, «прочих затрат».

* В графе сметная стоимость «оборудования, мебели и инвентаря» показывается:

сметная стоимость оборудования, предусмотренного рабочими чертежами, вне зависимости от стадийности проектирования;

в составе средств на инвентарь для промышленного и других видов производственного строительства – стоимость производственного инвентаря.

На основе объектных смет, согласованных в установленном порядке с подрядными строительно-монтажными организациями и утвержденных заказчиком, составляется ведомость сметной стоимости товарной строительной продукции, по которой осуществляются расчеты за выполненные строительно-монтажные работы между заказчиками и подрядчиками.

С целью определения стоимости объекта, указываемой в ведомости сметной стоимости товарной строительной продукции, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ дополнительно включаются следующие средства на покрытие лимитированных затрат:

– на титульные (не предусмотренные накладными расходами) временные здания и сооружения – в установленном для данного вида строительства проценте от итога строительно-монтажных работ по всем локальным сметам, если расчеты за временные здания и сооружения не намечается осуществлять за фактически построенные объекты;

– на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, и другие подобные затраты, включаемые в сметную стоимость строительно-монтажных работ и предусматриваемые в составе главы «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства, – в соответствующем проценте, установленном для каждого вида работ и затрат, от итога строительно-монтажных работ по всем локальным сметам и стоимости временных зданий и сооружений;

– часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете стоимости строительства и предназначенного для возмещения затрат подрядчика, а также работ по строительству инженерных сетей и благоустройству (включая озеленение); 1% – для жилых и общественных зданий и сооружений (в том числе экспериментальных).

Если стоимость объекта может быть определена по одной локальной смете, то объектная смета не составляется. В этом случае роль объектной сметы выполняет локальная смета, в конце которой включаются средства на покрытие лимитных затрат в том же порядке, что и для объектных смет. При совпадении понятий объекта и стройки в сводный сметный расчет стоимости строительства включаются также данные из локальных смет.

В объектной смете построчно и в итоге приводятся показатели единичной стоимости на 1 м объема, 1 м площади зданий и сооружений, 1 м протяженности сетей.

За итогом объектной сметы справочно показываются возвратные суммы, которые являются итогом возвратных сумм, определенных во всех относящихся к этому объекту локальных сметах.

При размещении в жилых зданиях встроенных или пристроенных предприятий (организаций) торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания объектные сметы должны составляться отдельно для жилых зданий и предприятий (организаций). Распределение стоимости общих конструкций и устройств между жилой частью здания и встроенным (пристроенным) помещением для предприятия (организации) должно производиться в соответствии с Указаниями о составе затрат и порядке их отнесения на сметную стоимость жилищного строительства. Допускается также составление одной общей объектной сметы, но с выделением за ее итогом стоимости жилой части здания и встроенных и пристроенных помещений.

1.2 Методы расчета сметной стоимости

В современных рыночных условиях применяются четыре метода расчета сметной стоимости:

– ресурсный;

– ресурсно-индексный;

– базисно-индексный;

– базисно-компенсационный.

Ресурсный метод – это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат). При таком методе устанавливаются раздельно в натуральных измерениях (м3, тонна, штука, чел.-час и т.д.) расходы материалов и изделий, затраты времени на эксплуатацию машин, затраты труда рабочих, а цены на эти ресурсы принимаются текущие (на момент составления смет). В качестве нормативной базы используются Нормативные показатели расхода материалов. Этот метод позволяет в дальнейшем достаточно точно пересчитывать сметную стоимость на новые цены.

Ресурсно-индексный метод – это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы. Индексами цен называют отношения текущих цен к базовым.

Базисно-индексный метод – это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной на базисном уровне или уровне предшествующего периода. В отличие от ресурсно-индексного метода, раздельного определения расхода ресурсов в натуральных показателях обычно не делается. Приведение к текущим ценам выполняется путем перемножения базисной стоимости по каждой строке сметы на соответствующий индекс.

Базисно-компенсационный метод состоит в том, что определяется базисная стоимость с учетом ожидаемых изменений цен и тарифов, а в процессе строительства она уточняется в зависимости от фактических изменений этих цен и тарифов.

Выбор метода составления сметной документации законодательством не регламентируется и осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий договора (контракта) и общей экономической ситуации. Наиболее перспективным считается ресурсный и ресурсно-индексный методы, однако, в настоящее время в строительстве преобладает базисно-индексный метод.

1.3 Составные части сметной стоимости

Сметная стоимость строительно-монтажных работ делится на три основных части:

– прямые затраты;

– накладные расходы;

– сметная прибыль (плановые накопления).

Прямые затраты включают стоимость материалов, изделий, расходы на эксплуатацию машин и механизмов, зарплату рабочих. Они определяются, исходя из сметных норм и цен, объемов конструкций или видов работ, т.е. любым из названных выше методов расчета.

Накладные расходы отражают затраты, связанные с созданием общих условий строительного производства, т.е. включают расходы на организацию, управление и обслуживание стройки. Они определяются чаще всего в процентах от прямых затрат в соответствии с федеральными нормами накладных расходов, либо по индивидуальным нормам конкретной строительной организации. Возможно также их определение с помощью системы показателей накладных расходов по видам строительно-монтажных работ или укрупненным показателям на основные виды строительства.

Сметная прибыль (плановые накопления) – это сумма средств, необходимых для покрытия расходов, непосредственно не связанных с данным строительством, но нужных для дальнейшего функционирования строительной организации. Это расходы на уплату налогов, развитие производства и его инфраструктуры, на материальное стимулирование и обеспечение благоприятных условий жизни работников. Сметная прибыль обычно определяется в процентах от общих затрат или затрат на оплату труда рабочих (например, 50% от затрат на оплату труда рабочих или 12% от сметной стоимости работ). Используются для этого общеотраслевые нормативы или индивидуальные нормы конкретной организации.

2. Экономический анализ предприятия OAO «СК» Век»

2.1 Исходные данные строительства объекта

Головной офис компании «СК» Век» находится по адресу: 185001, г. Петрозаводск, пр. Первомайский, 43. На сегодняшний день это один из лидеров строительства зданий промышленного назначения в Республике Карелия.

В 2008 году был разработан проект предприятия по производству новой техники долговременного применения в городе Серый. Результаты технического анализа, проведенного ранее, отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты технического анализа

Продолжительность строительного этапа, лет

2

Основные средства

Стоимость необходимых основных средств млн. руб.

Амортизация

Земля

2500


Здания

2360

2%

Машины и оборудование

5200

12%

Парк транспортного хозяйства

900

24%

Предпроектные расходы

650

20%

Цена единицы продукции

102


Ставка налога на прибыль, %

40

Необлагаемый налогом послестроительный период при собственном финансировании, лет*

5


После окончания строительного этапа начинается производство. В первый год загрузка производственных мощностей составляет 50%, а в последующие годы 100%. Производственная мощность предприятия при полном освоении составляет 100 единиц продукции в год.

Первые два года после окончания строительства предприятие функционирует с привлечением иностранных рабочих кадров, которые заменяются в последующем на местных рабочих. При замене иностранного персонала на рабочих данной страны расходы на заработную плату уменьшаются на 100 денежных единиц в год.

Все оценки расходов и приходов выражаются в реальных величинах, то есть в данных не отражается инфляционное повышение цен. В табл. 1 отражена также цена единицы продукции, ставка налога на прибыль и срок, в течение которого после строительного этапа предприятие не облагается налогом. При расчетах необходимо использовать линейный способ начисления амортизации по нормам, указанным в табл. 1.

В табл. 2 отражено распределение инвестиций во времени на протяжении строительного этапа, в зависимости от его продолжительности.

Данные по составу и объему текущих затрат, известные по результатам ранее проведенных исследований приведены в табл. 3.

Таблица 2 – Распределение объемов закупок по годам (в% от стоимости)

Состав инвестиций

Продолжительность строительного этапа

Состав основных средств

2 года


1

2

Земля

100


Здания

75

25

Машины и оборуд.

20

80

Парк трансп. хоз.

10

90

Предпроектные расходы

60

40


Таблица 3 – Текущие затраты

Состав затрат

Первый период после строительства, млн. руб.

Прямые затраты:


– сырье, материалы из местных источников

500

– импортные сырье и материалы

800

– комплектующие изделия

200

– заработная плата местных рабочих

500

– заработная плата иностранного персонала

150

– ремонтные работы

100

– запасные части

100

Накладные производственные затраты

1000

Накладные административно-хозяйственные затраты

600

Накладные затраты на сбыт

130

Прочие затраты на сбыт

60


Табл. 4 необходима для заполнения расчетной таблицы 2 «Расчет оборотного и чистого оборотного капитала». Данные о минимальных запасах являются статистическими, их можно найти в стандартных таблицах. Понятие минимального запаса поясним на примере.

Минимальный запас, например по сырью, равен 10 дням. Это значит, что в течение десяти дней предприятие может работать с помощью сырья, находящегося на складе, без подвоза дополнительного сырья и временного прекращения производства.

Значение минимального запаса по дебиторской и кредиторской задолженности означает разрешенную отсрочку платежей в днях.

Таблица 4 – Данные для расчета оборотного капитала

Позиции исходных данных

Минимальный запас, дни

Местные сырье, основные и вспомогат. материалы

10

Импортные сырье, основные и вспомогат. материалы

120

Комплектующие изделия

120

Запасные части

100

Готовая продукция

60

Незавершенное производство

8

Дебиторская задолженность

15

Касса

10

Кредиторская задолженность

30

 

2.2 Расчет затрат при строительстве объекта

На основе данных про стоимость основных средств производства и норм амортизации, рассчитаем ежегодные амортизационные отчисления.

Транспортные средства полностью износились, поэтому были закуплены заново в 7 периоде в полном объёме. Полный износ предпроектных расходов произошёл в 7 периоде, и они новой закупке не подлежат.

Расчетная таблица А – План амортизационных отчислений

Позиции основных средств

Периоды

Остаточная стоимость


3

4

5

6

7

8

9

10


Земля

-

-

-

-

-

-

-

-

2500

Здания

47

47

47

47

47

47

47

47

1982

Машины и оборудование

624

624

624

624

624

624

624

624

208

Парк транспортного хозяйства

216

216

216

216

216

216

216

216

72

Предпроектные расходы

130

130

130

130

130




0

итого

1017

1017

1017

1017

1017

887

887

887

4762


Используя исходные данные, представленные в таблицах, рассчитаем текущие затраты и оборот.

1)   Производственные затраты = прямые затраты + накладные затраты;

2)   Заводские затраты = производственные + накладные на сбыт + прочие на сбыт + накладные административно-хозяйственные затраты;

3)   Полные текущие затраты = заводские затраты + амортизация;

4)   Оборот = цена * производственная мощность.

На основе приложения 1 – Текущие затраты и оборот, рассчитаем оборотный и чистый оборотный капитал. Ход расчет представлен ниже:

1)   Кобор = общее число дней в году / минимальный запас (дни);

2)   Запасы = годовой расход / Кобор;

3)   Готовая продукция = производственные затраты / Кобор;

4)   НЗП = производственные затраты / 2 / Кобор;

5)   Касса = (заводские затраты – сырьё местное – сырьё импортное – комплектующие) / Кобор;

6)   Кредит. задолженность = (сырьё местное + сырьё импортное + комплектующие + запасные части + ремонтные работы) / Кобор;

7)   Дебит. задолженность = оборот / Кобор.

Расчетная таблица Б – Расчет оборотного и чистого оборотного капитала

Позиции

Мин. запас, дни

Коэф. оборачиваемости

Периоды

3

4

5

6

7

8

9

10

Местные: сырье, основные и вспомогательные материалы

10

36

14

28

28

28

28

28

28

28

Импортные: сырье, основные и вспомогательные материалы

120

3

267

533

533

533

533

533

533

533

Комплектующие изделия

120

3

67

133

133

133

133

133

133

133

Запасные части

100

4

28

56

56

56

56

56

56

56

Готовая продукция

60

6

558

950

933

933

933

933

933

Незавершенное пр-во

8

45

37

63

62

62

62

62

62

62

Дебиторская задолженность

15

24

213

425

425

425

425

425

425

425

Касса

10

36

73

99

96

96

96

96

96

96

Оборотный капитал



1256

2287

2266

2266

2266

2266

2266

2266

Кредиторская задолженность

30

12

142

283

283

283

283

283

283

283

Чистый оборотный капитал



1115

2004

1983

1983

1983

1983

1983

1983

Прирост чистого оборотного капитала



1115

889

-21

0

0

0

0

0


Оборотный капитал состоит из двух частей:

- оборотные фонды;

- фонды обращения.

Оборотные фонды представляют собой предметы труда, они, как правило, претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических свойств, включают в себя предметы труда, средства труда со сроком службы не более 1 года, незавершённое производство и расходы будущих периодов.

Фонды обращения связаны с обслуживанием обращения товаров, не участвуют в образовании стоимости, а являются её носителями. К ним относятся: готовая продукция на складах предприятия, товары, отгруженные потребителю, но им не оплаченные, средства в расчётах и наличные деньги.

Под реальной сферой в данной работе понимается покупка и продажа товаров. Основные элементы притоков и оттоков реальной сферы даны в таблицах исходных данных и в предыдущих расчетных таблицах. Необходимо учесть, что денежный поток от ликвидации проекта поступает в последний год его функционирования.

Денежные потоки реальной сферы представлены в приложении 2.

В период строительного этапа наблюдается дефицит денежных средств, что связано с необходимостью закупки основных средств и несения предпроектных расходов, а также отсутствием притока этих средств.

С началом реализации проекта у предприятия появляется оборот, который покрывает понесённые затраты и уже начиная с 6 периода мы наблюдаем излишек денежных средств.

Образующийся избыток целесообразно направить на расширение масштабов деятельности, модернизации оборудования, улучшение условий труда. Возможен вариант создания фондов накопления и потребления на предприятии, тем самым повышая мотивацию работы персонала, что в целом в дальнейшем скажется на повышении производительности труда. Также можно направить средства в страховой фонд. Однако следует иметь ввиду, что направляя средства на создания различных фондов, мы тем самым изымаем их из оборота. Поэтому на этапе становления предприятия наиболее целесообразным является использовать излишек на расширение деятельности предприятия.

Следующая таблица позволяет проследить условия налогообложения при условии, что заёмные средства предприятием не привлекаются.

Расчетная таблица В-Отчет о прибылях и убытках (при собственном финансировании)

Позиции

Периоды

3

4

5

6

7

8

9

10

А. Приход

5100

10200

10200

10200

10200

10200

10200

10200

Б. Расход









1. Заводские затраты

4140

6550

6450

6450

6450

6450

6450

6450

2. Амортизационные отчисления

1017

1017

1017

1017

1017

887

887

887

3. Прочие расходы

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего текущих расходов

5157

7567

7467

7467

7467

7337

7337

7337

В. Прибыль (А – Б)

-57

2633

2733

2733

2733

2863

2863

2863

Г. Налог на прибыль

0

0

0

0

0

1145

1145

1145

Д. Чистая прибыль

-57

2633

2733

2733

2733

1718

1718

1718


Следующим шагом является составление таблицы финансового планирования. Она отражает уже более усложненную и, соответственно, более реальную ситуацию, чем расчетная табл. 4, когда в финансировании проекта участвует и собственный, и заемный капитал. В данном проекте собственный капитал помещается иностранными партнерами и отечественными предпринимателями в равных долях. Каждая сторона в состоянии как в первом, так и во втором годах вносить одинаковое количество капитала.

Поставщик импортируемых машин и оборудования предлагает кредитование операции покупки оборудования. Начало возврата этого кредита производится начиная с первого года его полного получения. Выплата процентов по нему производится с первого года начала получения кредита. Кредит погашается пятью равными взносами. В банках данной страны можно получить кредит в период строительного этапа, причем его величина не лимитируется. Погашение кредита и выплата процентов по нему производится по той же временной схеме, что и для кредита поставщиков.

Объем финансирования из каждого вышеуказанного источника определяется исходя из потребности реальной сферы в финансах, учитывая пропорции, приведенные в таблице 5.

Если в строке Д расчетной таблицы 5 возникает недостаток финансовых средств, то его можно покрыть при помощи контокоррентного кредита – краткосрочного банковского кредита, повышающего текущий счет предприятия в банке. Предусмотрена выплата в год 15% комиссионных за этот перерасход (овердрафт). При использовании краткосрочных кредитов следует обратить внимание на то, что выплачиваемые суммы процентов увеличивают долг.

Таблица 5 – Доля различных источников в финансировании проекта в % к общей потребности реальной сферы по годам

Источники финансирования

18

6–10

Общий собственный капитал

75

Кредиты поставщиков

15

Банковский кредит

10

Проценты за кредит поставщиков

10

Проценты за банковский кредит

9


Для стабильного функционирования предприятию необходимо использовать как собственные средства так и привлечённые. С помощью привлечённых средств предприятие может организовать производственный процесс. Но оптимальное соотношение привлечённых и собственных средств на каждом предприятии может быть разным, в зависимости от процентной ставки, по которой оформляется кредит. В зависимости от условий, на которых заключён договор привлечения средств, вкладчик имеет право:

- при покупке простых акций – участвовать в управлении предприятием, а также получать прибыль в виде дивидендов.

- при покупке привилегированных акций – только получать прибыль в виде дивидендов

- при продаже предприятию «ноу-хау» – имеет право, в зависимости от ряда факторов, участвовать в капитале предприятия.

Так как расходы по финансированию известны, то с помощью финансового анализа можно предварительно рассчитать прибыли и убытки с учетом процентных расходов.

Согласно плану, выплаченные на этапе строительства проценты заносятся в активы баланса как часть основных средств и в первые пять лет производства списываются, уменьшая прибыль. Указанные в Приложении 3 процента за банковский кредит отечественными банками фактически не выплачиваются и вместе со сложными процентами увеличивают сумму долга, а тем самым создают базу списания суммы, стоящей в строке «3» Приложении 3 в конце последнего года строительного этапа. Они списываются в счете прибылей и убытков равными частями, начиная с первого года производства в течение пяти лет. Это отражается в Приложении 4 в графе «Амортизация от активируемых процентов».

Налоговые отчисления при собственном финансировании больше, чем при смешанном за счёт периодов, в которых выплачивается кредит.

Седьмая таблица отражает денежные потоки с соблюдением финансовых трансакций и выплат налогов, причем предусмотрена выплата дивидендов в зависимости от прогноза финансовых результатов. Остаточная стоимость, включая величину чистого оборотного капитала, также причитается собственникам. Таким образом, обе позиции суммируются как приток в конце десятого периода. В графе «Б» приложения 5 «Отток средств, обусловленный финансированием» в строке, касающейся погашения овердрафта, учитываются только те суммы, которые в строке «И» Приложения 3 стоят со знаком «– «. В графе, касающейся активируемых процентов строительного этапа, показывают значение из графы «И» Приложения 3 за этап строительства.

Планирование ликвидности – это попытка спрогнозировать платежеспособность предприятия в будущем, то есть возможность быстрого превращения ликвидных средств в денежные.

Заполнение всех предыдущих таблиц можно считать этапами процесса планирования ликвидности потому, что предыдущие таблицы содержат расчёты необходимых данных для определения денежных потоков в будущем.

Планирование ликвидности позволяет определить возможности предприятия по выплатам процентов за кредит и тело кредита, по расширению производства, по участию в капитале других предприятий, по повышению качества продукции.

При составлении баланса используется информация о капитальных вложениях и предусматривается непосредственный вычет амортизационных отчислений на основные средства производства, то есть производится остаточная стоимость. Оборотный капитал образуется только в первый год производства.

3. Пути совершенствования ценообразования в современных условиях

Прозрачность системы ценообразования, доступность информации, единообразие законодательной базы (однозначность, недвусмысленность, преемственность нормативно-правовых актов в системе законодательного регулирования отрасли) – вот три неотъемлемых условия движения строительного комплекса по эффективному пути своего развития.

Сегодня, в условиях кризиса финансового сектора экономики и нестабильности в производственной сфере, «качество» ответа специалистов на вопрос «Сколько стоит дом построить?» приобретает острую актуальность. Идентифицировать текущее состояние рынка и, тем более, спрогнозировать характер и темпы его дальнейшего развития, практически невозможно. Политика участников строительного рынка сегодня крайне разнообразна: одни не готовы снижать цены, другие готовы на все (даже балансируя на пороге безубыточности), третьи принимают выжидательную позицию, четвертые перекрывают доступ к информации о своей деятельности, остальные выбирают другие тактики поведения. Сформированный, как мы считали (надеялись?), рынок на данный момент непредсказуем. Воспользоваться рыночными механизмами сложно. Сегодняшняя цена любого вида продукции, в том числе строительной, содержит в себе значительную долю «случайности», диктуемую экономическим положением субъектов рынка. Это цена каждого отдельно взятого объекта (работы, услуги), в то время как объективной рыночной цены нет.

В сложившейся ситуации, по моему убеждению, приоритет, к сожалению, – у затратного способа ценообразования в строительстве, равно как и затратного похода в оценке недвижимости. Именно он позволяет на вопрос «Сколько стоит дом построить?» ответить с высокой степенью точности «Надо посчитать!». Ни в условиях становления рыночных отношений, ни в предкризисный период, ни тем более в условиях кризиса с учетом «специфики» российской экономики и сложившейся системы ценообразования на строительную продукцию нет иного способа, чем расчетный для обоснования строительных затрат. Ведь сущность затратного подхода формирования стоимости строительства синтезирует в себе нормативный и рыночный методы ценообразования. Во-первых, участники строительного процесса при построении своих взаимоотношений опираются на нормативы. Независимо от позитивного либо негативного к ним отношения, они общеприняты и работают. Не стоит умалять достоинства советского периода в части нормотворческой деятельности. В советское и российское время строительным комплексом сформирована огромная нормативная база, принятая основной массой его участников. Да, нормативы могут корректироваться согласно требуемым условиям, но их основополагающая роль в определении стоимости бесспорна. Рыночный же подход в затратном ценообразовании реализуется на уровне каждой отдельно взятой единицы ресурса (трудового, технического, материального). Вся «махина» норм и нормативов раскладывается на элементные кусочки, элементные ресурсные показатели (чел.-ч, маш.-ч, т, км, шт.), каждый из которых имеет рыночное обоснование – сформированную рыночную цену. Таким образом, определяя стоимость строительства, мы опираемся на нормативную базу и рыночную цену каждой единицы ресурсов. В целом рынок строительной продукции на сегодня нельзя считать сформировавшимся, к нему мы только подходим. «Рыночная определенность» присуща лишь отдельным его ячейкам – видам работ, конструктивным элементам, законченным объектам капитального строительства различного масштаба – в форме стоимостных показателей объектов-аналогов, системы укрупненных показателей конструктивных элементов, видов работ и инженерных коммуникаций.

В большинстве случаев основной причиной проблем ценообразования называют несовершенство законодательства. У меня несколько иной взгляд на ситуацию. Законодательство само по себе совершенно. Однако при развитой законодательной базе ведомственные нормативные акты, издаваемые уполномоченными органами в исполнение федеральных законов, нередко оставляют желать лучшего или вовсе отсутствуют. А ведь для эффективной работы пусть даже «идеального» закона необходима система подзаконных актов различных уровней (федерального, регионального, местного). Без нее законы хороши, но не в полной мере работоспособны.

Система нормативно-правовых актов различной юридической силы, регулирующая вопросы определения стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также взаимоотношения участников инвестиционно-строительного процесса, выглядит так:

1. Конституция Российской Федерации, международные договоры и конвенции;

2. Федеральные законы:

А) Гражданский, Градостроительный, Налоговый, Земельный кодексы, др.;

Б) Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», др.;

3. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» др.

4. Акты федеральных органов исполнительной власти: Приказ Минэкономразвития РФ от 06.03.2008 г. №60 «Об утверждении порядка проведения и условий конкурса по отбору организатора торгов по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества», др.

В отдельную группу можно выделить систему методических и нормативных документов, регулирующих вопросы сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

При формировании стоимости строительной продукции участники инвестиционно-строительного процесса встают перед серьезной проблемой их применения, взаимной увязки требований и положений указанных нормативно-правовых актов, методических и нормативных документов, зачастую противоречащих друг другу. И первоочередной проблемой здесь является разрозненность законодательной терминологии. Юристы справедливо замечают, что каждый закон формулирует собственный понятийный аппарат, используемый для целей закона и изложенный в его преамбуле. Но инвестиционно-строительный процесс на всем его протяжении регулируется целым комплексом законодательных и подзаконных актов, который иллюстрирует представленная выше система. Мы, как его участники, должны находиться и работать в едином поле терминов и определений. Если законы пишутся для применения в строительном комплексе, тогда одно и то же понятие, используемое на всех этапах инвестиционно-строительного процесса от момента, когда Инвестор сформировал идею и сказал «хочу», до ввода объекта в эксплуатацию, не должно в различных законах толковаться по-разному. Вся законодательная терминология должна быть увязана, а подзаконные и нормативные акты, методические разработки должны следовать единому понятийному аппарату, обозначенному в законах государства.

Необходим единый универсальный подход к толкованию и использованию норм действующего законодательства, применение которого позволит субъектам инвестиционно-строительной деятельности грамотно формировать цену строительной продукции и строить договорные отношения.

Следует обратить особое внимание на «уникальное» место системы ценообразования в строительстве в совокупности отраслей народного хозяйства. Она находится на стыке различных отраслей – строительства, экономики, финансов, бухгалтерского учета, управления и др. – и должна учитывать требования и интересы каждой из них. Здесь возникает масса противоречий. Экономисты считают, что определение стоимости строительной продукции должно подчиняться общим экономическим законам. Инженеры и проектировщики ставят во главу угла при определении стоимости правила и нормы строительного производства. Финансовый сектор ратует за следование принципам финансового менеджмента. Бухгалтеры при учете работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ руководствуются законодательством о бухгалтерском учете и подзаконными положениями. Каждая из смежных отраслей «тянет одеяло на себя» и считает свои правила единственно верными. Специалисты по ценообразованию в строительстве в этой ситуации находятся между «массой» огней! Устранить противоречия, возникающие между участниками инвестиционно-строительного процесса при определении стоимости, могут лишь законодатели, которые призваны установить правила игры для всех и для каждого из них. При этом должно быть совместное понимание того, что оценка стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) или видов работ предусматривает особые условия. И понимать это должны и тот, кто строит, и тот, кто считает, и тот, кто платит и, в первую очередь, тот, кто пишет законы. Отсутствие четкой единой позиции по вопросу «Куда отнести сферу ценообразования и как ее регулировать?» является основной причиной возникших и нарастающих проблем в строительном комплексе.

Выделение из системы ценообразования только узкого блока – «Сметы», не отражает всех функций, задач, возможностей и механизма работы собственно системы формирования цены строительной продукции. Динамика строительного процесса определяет изменяемость цены, т.е. стоимость выполнения отдельных видов работ (проектные, инженерные изыскания, услуги Заказчика, строительно-монтажные и т.д.), затраты Инвестора (Заказчика) формируются на каждом временном интервале от сказанного Инвестором «хочу» до получения им готовой строительной продукции. И задачи, решению которых служит система ценообразования, возникают на любом этапе этого процесса. Стоимость, определенная на начальном этапе, к завершению может оказаться совершенно иной. Вопросы ценообразования в большинстве других отраслей производства товаров (работ, услуг) решаются несравнимо проще, чем в строительстве: необходимо скалькулировать затраты, под влиянием спроса и предложения определить приемлемый размер прибыли, и, в конечном итоге, получить цену товара (работы, услуги). Специфика строительной отрасли – максимальная в сравнении с другими отраслями капиталоемкость, стационарность конечной продукции при нестационарном характере самого производства, технологическая взаимосвязь операций, составляющих строительный процесс, длительность инвестиционно-строительного процесса и огромное количество его участников – уникальна. Не учитывать ее при формировании стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства или отдельных видов работ, взаимодействии участников процесса, ведении бухгалтерской отчетности абсолютно неправильно. А продумать и прописать особые условия функционирования системы ценообразования в строительстве (как и всего строительного комплекса) и, что самое важное, обязать выполнять эти условия под силу лишь законодателю.

И законодатели работают в этом направлении, законы пишутся. Но, к сожалению, активная законотворческая работа, выполняемая высококвалифицированными юристами, экономистами, финансистами, работе строительного комплекса не всегда помогает. Опыт показывает, когда строительная отрасль начинает работать по этим законам, возникает потребность в серьезных правовых проработках в форме подзаконных актов. Они должны быть «земными», «справедливыми» с точки зрения практики, однозначно понятными для исполнителей (адресатов). Сегодня этого нет – представители строительной отрасли не знают, как грамотно пользоваться нормативно-правовой базой. Результат не заставляет себя долго ждать – масса негатива, взаимных претензий со стороны участников инвестиционно-строительного процесса, судебных споров и разбирательств между ними, проблем во взаимодействиях с экспертными и контролирующими органами.

Единый комплексный (системный, политический) подход в решении обозначенных проблем способен реализовать только уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти, наделенный функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства – Министерство регионального развития РФ. Однако те документы, которые им выпускаются и инициируются, комплексного подхода к нормативно-правовому регулированию отрасли не отражают. Не добавляет «системности» и тот факт, что некоторые необходимые документы вообще своевременно не выпускаются. Так, к моменту начала объявленного переходного периода от лицензирования к саморегулированию перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, необходимый для получения организациями свидетельств о допуске к ним Минрегионом России утвержден не был (появился со значительным опозданием). Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует с 2005 г., но никаких подзаконных актов в его развитие и столь необходимых методических рекомендаций до сих пор нет. Наибольший негатив накоплен здесь в отношении отсутствия методических рекомендаций (указаний) по формированию начальной (максимальной) цены контракта. Подрядчики, участвующие в аукционах на размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, должны иметь возможность снижать начальную цену. За счет каких резервов они должны это делать, если свое предложение по цене предмета аукциона он формирует на основании стоимости, определенной сводным сметным расчетом, прошедшем экспертизу? Другое «узкое место» указанного закона – отсутствие разъяснений уполномоченных на то органов власти по порядку формирования твердой цены строительных контрактов. В условиях нестабильности финансирования строительства, появления новых технологий производства работ определить твердую цену и работать дальше, следуя ей, практически невозможно. Тем более, что экспертизу проходит проектная (а не рабочая) документация, и законченный строительством объект не всегда ей соответствует даже в «натуральном» выражении, не говоря уже о стоимостном. Вызывает острую необходимость в «подзаконном» разъяснении понятия единицы строительной работы, количественного показателя единицы работ, фигурирующие в №94-ФЗ. Таким образом, примеров конфликта между законами государства и законами рынка и здравого смысла (логики) достаточно.


Заключение

Сметное нормирование и ценообразование представляет собой многоплановый, динамичный, изменяющийся процесс в соответствии с изменением законодательных и правовых основ экономического развития государства и является важнейшим элементом экономических взаимоотношений всех участников инвестиционной деятельности, так как в проблеме цен перекрещиваются все основные проблемы и определяются темпы и перспективы развития промышленности и емкость рынка ее продукции, темпы развития топливно-энергетической базы, силу покупательной способности рубля, реальной уровень заработной платы, налоговая политика и тому подобное.

Сметная стоимость является исходной основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные строительно-монтажные работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным документом. Исходя из сметной стоимости, принятых договорных цен на строительную продукцию ведутся учет и отчетность, и производится оценка деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков, а также формируется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.


Список использованной литературы

1. Одинцова Н.П., Соколова Л.А. Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Ценообразование». – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный строительный университет; – 2007. – 87 с.

2. Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2006 г., под редакцией Горячкина, С. Пб. – 2008. – 203 с.

3. Управление проектно-сметным процессом П.С. Нанасов, В.А. Варежкин, изд. Мастерство, М. – 2005 г. – 346 с.

4. Организация оплаты труда и сметное дело в строительстве, Костюченко В.В., Крючков К.М., Кожухар В.М., изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2004 г. – 438 с.

5. Определение стоимости строительной продукции: Сметы, ведомости, рекомендации М. Строительство Изд. 2-е, перераб. и доп. 2003 г.

6. Справочник проектировщика. Под ред. Карташева, Стройиздат, – 1975 г. – 171 с.

7. Укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам (УПБС-2001) Издание 2, переработанное и дополненное. Под общей редакцией В.С. Башкатова. М.: Издат-М. – 2009. – 368 с.

8. Сметные нормы и расценки на новые технологии в строительстве Часть III Книжный формат 60x88 1/16. Москва. – 2009. – 371 с.

9. Справочник «Материальные ресурсы в строительстве» (авторы В. Грюнштам и П. Горячкин.) г. Москва, 2008. – 600 с.

10.  Справочник инженера-сметчика «Сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин и механизмов. В сметных ценах на 01.01.2000 г.» Под общей редакцией А.Н. Жукова. Москва, 2008 г. – 162 с.

11.  Методические рекомендации по организации возмещения расходов, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве (Ассоциация Строителей России, Союз инженеров-сметчиков, 2008 г.) – 382 с.

12.  Справочник инженера-сметчика «Сметные нормы и расценки на новые технологии в строительстве» Часть II (Под общей редакцией П.В. Горячкина)/ Москва, 2006. – 219 с.

13.  Консультации по вопросам ценообразования в строительстве, Часть II/ (Авторы: П.В. Горячкин, А.П. Иванов, В.Г. Гурьев, А.Н. Жуков, Л.В. Размадзе, Э.А. Рубен, А.И. Штоколов). Москва 2007. – 438 с.


[1] Определение стоимости строительной продукции: Сметы, ведомости, рекомендации М. Строительство Изд. 2-е, перераб. и доп. 2003 г.

[2] Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2006 г., под ред. Горячкина, С.Пб. - 2008. – 203 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!