Мировой финансовый кризис
Оглавление
Введение
Глава 1 Мировой финансовый кризис его сущность и причины
1.1 Сущность мирового финансового кризиса
.2 Причины мирового финансового кризиса
Глава 2 Мировой финансовый кризис в России его проявления и
пути преодоления
.1 Проявления мирового финансового кризиса в России
.2 Пути преодоления мирового финансового кризиса в России
Заключение
Список используемой литературы
финансовый кризис конкурентоспособность инновация
Введение
На середину 2007 г. приходится начало возникновения финансового кризиса в
США. Толчком для его возникновения послужил обвал ипотечного кредитования.
Сначала в США обанкротилось несколько ипотечных компаний. Затем произошел
переход проблем на другие сектора финансового рынка, что спровоцировало острую
ситуацию с ликвидностью сначала в США, а следом в мировой банковской системе.
Последствия оказались настолько значительными ввиду того, что процент ипотечных
ценных бумаг, участвующих в обращении на американском фондовом рынке,
достаточно высок. Вследствие этого если начинаются проблемы на американском
финансовом рынке, то, безусловно, лихорадка распространяется на весь рынок.
К сожалению, финансовый кризис в сфере ипотеки принял грандиозный
масштаб. По результатам анализа специалистов, число должников, не имеющих
финансовых возможностей возрастало в США каждый квартал на десятки тысяч
человек. Следовательно, в связи с непрекращающимся ростом числа несостоятельных
граждан, банки изымали у них дома вследствие невыплаченной задолженности. На
основании вышесказанного можно считать, что одной из основных причин
финансового мирового кризиса явилась неспособность большинства граждан, взявших
ипотечные кредиты, рассчитаться по ним вовремя.
Таким образом, финансовый кризис в мире - очень серьезная проблема.
Именно это обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы изучить причины возникновения мирового финансового
кризиса и его возможные последствия.
Задачей курсовой работы является:
изучение аспектов возникновения мирового финансового кризиса, причины его
возникновения и последствия.
Предметом изучения курсовой работы является изучение причин возникновения
мирового финансового кризиса, его проявление в России и пути преодоления.
В работе использовались материалы ежемесячных экономических журналов
"Вопросы экономики", "Экономист", "Финансы" и
другие, использовалась наиболее актуальная и свежая информация о развитии
кризиса.
Глава 1. Мировой финансовый кризис его сущность и причины
.1 Сущность
мирового финансового кризиса
История рыночной экономики показывает, что она развивается неравномерно,
колебания объемов производства и сбыта, возникновение кризисов - общая
закономерность ее развития. В человеческой истории кризис всегда был связан с
какой-нибудь катастрофой или катаклизмом. Либо природные, либо человеческие силы
вызывали беду или нашествие, которые приводили к резкому ухудшению жизни. В
основе кризиса всегда была веская и существенная причина.
Невозможно дать устраивающее всех определение кризиса, потому что кризис
- это особое состояние объекта управления (или процесс), рассматриваемое в
динамике. Объектов управления великое множество, как огромно и разнообразие
состояний, через которые они проходят и которые по-разному оцениваются разными
общественными группами (акционерами, менеджерами, персоналом, потребителями,
поставщиками, органами власти, конкурентами). Более того, каждый последующий
кризис отличается от предыдущего.
Кризис - это изменение негативное, глубокое и часто неожиданное, но
одновременно несущее в себе новые возможности для развития.
Кризисы являются основой обучения экономических систем. Кризис открывает
то, что в нормальной ситуации невидимо, приводит в движение силы,
способствующие развитию системы.
Основная функция кризиса - разрушение тех элементов, которые наименее
устойчивы и жизнеспособны и в наибольшей мере нарушают организованность целого.
Происходит упрощение системы и возрастание ее стойкости.
В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее
целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства,
формы организации предприятий в пользу способов и форм, более современных.
Обязательная составляющая выхода из кризиса - инновации, которые
обеспечивают конкурентоспособность продукции на основе повышения ее
технического уровня и снижения издержек.
Государство - инициатор антикризисных программ, осуществляющихся при
бюджетной поддержке и дающих импульс для оживления экономики.
В общем виде последовательность действий при прогнозировании кризиса
такова:
) определение целей и временных пределов прогнозирования кризисов;
) понимание причин, сущности и характера данного кризиса;
) определение устаревших и, наоборот, перспективных элементов системы и
идентификации ядра будущей системы;
) установление поля (пространства) действия кризиса;
) изучение внешних факторов развертывания будущего кризиса,
взаимодействие циклов, их синхронизации и резонансного влияния;
) рассмотрение путей выхода из кризиса, анализ нескольких вариантов
выхода из кризиса для разных условий, один из них принимается как основной;
) распознание ошибок в прогнозе, чтобы вовремя внести коррективы,
отреагировать на ранее не известные факторы;
) анализ уроков кризиса.
Кризис, по сути, есть очищение рынка от "паразитов" и слабых
бизнес проектов. После ночи кризиса рано или поздно настанет рассвет, и
экономика, избавившись от шлака спекулянтов, начинает жить полнокровной жизнью
и динамично развиваться.
1.2 Причины мирового финансового кризиса
Финансовый кризис - это реальность сегодняшнего дня. Мировая экономика
вступила в очень сложный экономический период. В центре этого глобального
кризиса находится американская финансовая система.
Причины нынешних проявлений кризиса в так называемом передовом
капиталистическом мире и в России разные. На Западе они носят фундаментальный
характер и связаны с крушением той порочной модели развития, на которую эти
страны делали ставку многие десятилетия.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что нынешний экономический
кризис, сказавшийся не только на состоянии мировой экономической системы, но и
в полной мере затронувший российскую экономику, является наиболее глубоким.
С такой точки зрения становиться понятно, что кризис - только структура
трансформации мировой экономической системы в преддверии появления нового
финансово-экономического уклада.
"В России кризиса государства и государственной политики нет. Россия
в основном завершила цикл восстановительного роста экономики после провала
конца 1980-х и 1990-х годов и к моменту начала мирового кризиса вошла в точку
перехода к стратегии модернизации. Под решение этих задач была определена
долгосрочная стратегия действий и сформированы бюджетные возможности и
национальные фонды развития.
Влияние мирового кризиса сегодня более четко обозначает ключевые болевые
точки и перекосы в отраслевой структуре экономики, в инфраструктурной
модернизации, в территориальном планировании развития, в финансовой системе, на
рынке труда, в миграционной политике и ряде других моментов".
Несмотря на то, что фундаментальных внутренних причин для кризиса в
России не было, тем не менее его приход извне, влияние всей этой глобальной
экономической нестабильности на нас оказывается сегодня существенным и весьма
болезненным.
Новый мировой финансовый кризис, начавшийся в сентябре 2008 г., лишил
нашу страну двух важнейших для ее процветания факторов - высоких цен на нефть и
иностранных инвестиций.
К середине осени 2008 г. отток капитала (возможные инвестиции) из нашей
страны составил порядка 50 млрд. долл. Между тем первые семь месяцев 2008 г.
приток капитала в страну составил 30 млрд., а за весь 2007 г. к нам пришло 83
млрд. долл. Стоимость фондового рынка тут же уменьшилась почти в два раза.
По словам Путина, кризис "обнажит имеющиеся у нас проблемы: это
чрезмерная сырьевая ориентация экономики в целом, слабый финансовый рынок, еще
острее становится проблема развития ряда базовых рыночных институтов, прежде
всего конкурентной среды".
В отличие от многих стран Россия действительно накопила значительные
резервы и расширяет наши возможности уверенно пройти период глобальной
нестабильности.
Новая эффективная мировая экономическая структура должна гарантировать
всем странам доступ к новым технологиям и источникам развития.
Все страны должны обладать гарантированным доступом к необходимым
ресурсам жизнеобеспечения, а также к новым технологиям и источникам развития,
должны быть сформированы гарантии, которые позволили бы минимизировать риски
повторения новых кризисов, подобно тому, который мы сегодня переживаем.
Необходимо укреплять систему глобальных регуляторов, основанных на
международном праве и системе многосторонних соглашений.
В связи с этим необходимо переосмыслить роль ведущих международных
финансовых организаций и институтов.
Обычные следствия финансового кризиса - утрата 10-15 % финансовых активов
страны, минусовый рост экономики, утечка капиталов, падение курса национальной
валюты и вспышка инфляции ведут к дефолтам банков, к шокам на финансовых
рынках, к неплатежам компаний, расстройству государственных финансов.
Неизбежны утрата части сбережений населения, социальное напряжение и
политические риски.
Отсутствие нормального платежного оборота в хозяйстве, преобладание
административных рычагов воздействия влечет разрушение единой экономической
системы в России.
Финансирование российской экономики во многом обеспечивается
нерезидентами, от них же зависит и финансовый сектор. Внешние долги банков и
корпораций соотносятся с внутренними кредитами банков компаниям и населению,
как 8 : 10. Иностранные портфельные инвестиции выросли в 2000-2007 гг. более
чем в 20 раз.
И цены на российские финансовые активы тоже во многом зависят от действий
нерезидентов.
Их суммарная доля в сделках на рынках акций, депозитарных расписок и
долговых бумаг доходит до 60-70 %.
Такое компенсационное насыщение экономики деньгами носит не инфляционный
характер и нормализует механизм денежной эмиссии, суть которой с 2009 г. -
трансформация валютных долгов банков и компаний в рубли - повышает уверенность
в том, что успешная экономика
России, имеющая огромный запас финансовой прочности в бюджете, торговом
балансе и денежных резервах государства, не будет приторможена неосторожными
действиями Центрального банка и политикой "вывода избыточной
ликвидности".
Структура российского финансового рынка делает его уязвимым к
классическим кризисным сценариям. Слабая капитализация институтов, олигополия -
причина неустойчивости рынка - сочетаются со сверхконцентрацией денег в Москве
(более 60 % денежных ресурсов страны), с зависимостью от внешних инвесторов.
Важнейшим следствием кризиса, замедляющего темпы экономического роста,
является замедление реального роста доходов российского населения, прежде всего
оплаты труда в частной экономике.
Это ограничивает возможности текущего потребления, инвестиций и
сбережений населения при сохранении положительной, но более умеренной по
сравнению с последними годами, общей динамики роста его благосостояния.
Кризис в первую очередь затронул тех, чья работа связана с производством,
в значительной степени зависящим от инвестиционного фактора и кредитования.
Однозначно назвать основную причину мирового кризиса не представляется
возможным; в этой связи следует говорить скорее о сложном комплексе
взаимосвязанных причин, которые в той или иной мере способствовали появлению
финансово-экономического явления, называемого кризисом.
Основными причинами глобального кризиса являются: саморазрушение
финансовой пирамиды долговых обязательств США; виртуализация финансовых
операций (деривативы), повлекшая недооценку финансовых рисков и отрыв
финансового рынка от реального сектора экономики; обесценение значительной
части капитал в условиях исчерпания возможностей экономического роста на основе
доминирующего технологического уклада и связанного с этим структурного кризиса
экономики ведущих стран.
Среди причин финансовых кризисов можно выделить неустойчивую
макроэкономику (включая дефицит счетов текущих операций и растущий
государственный долг), кредитные бумы, большой приток капитала и слабость
балансов в сочетании с неправильной государственной политикой, основанной на
различных политических и экономических ограничениях.
Признаком возникновения финансовых кризисов было несоответствие валют и
сроков погашения, в то время как одной из причин возникновения других кризисов
были внебалансовые операции банковского сектора. Процесс выбора наилучшего
способа разрешения финансового и ускорения финансового восстановления и
возрождения является в достаточной степени затруднительным.
2.1
Проявления мирового финансового кризиса в России
Текущий мировой экономический кризис не имеет аналогов в истории
последних 60 лет. Его все чаще сравнивают с Великой депрессией, как самым
близким прецедентом, как по времени, так и по характеристикам. Действительно,
темпы и масштабы падения основных показателей экономической и финансовой
деятельности сегодня вплотную подходят к таковым в капиталистических экономиках
1929-1932 гг. В то же время по "географической широте охвата"
современный кризис не имеет себе равных.
С теоретической точки зрения этот кризис вполне вписывается в концепцию
перепроизводства капитала. Согласно этой классической концепции периодически
часть применяемого капитала становится излишней в том смысле, что получение
нормальной нормы прибыли на эту часть капитала становится невозможным. В случае
современного кризиса в ряду основных причин его возникновения принято называть
дерегулирование финансовых рынков в развитых странах и глобализацию финансовой
системы;
· сомнительные "инновации" в
области оценки рисков и секьюритизации ипотечных долгов в США;
· политику низких процентных ставок в
США в 2001-2003 гг.;
· политику повышенного сбережения в
странах Восточной Азии.
Все эти причины, несомненно, сыграли свою роль в формировании условий для
смены продолжительного и бурного роста мировой экономики и финансовой сферы
резким и мощным спадом. Однако в действительности следует выделить в качестве
главного обстоятельства, обусловившего объективную неизбежность кризиса,
макроэкономический дисбаланс мировой экономики, вызванный фактическим кризисом
счета текущих операций в США. Именно этот дисбаланс стал "спусковым
крючком" формирования системного кризиса глобальной финансовой системы в
ее сегодняшнем виде.
К 2005 г. экономика США потребляла около 80% всех излишков сбережений в
мировой экономике. Под излишками понимается та часть сбережений, которая не
инвестируется в экономиках их производящих. В том же 2005 г. центральные банки
стран-экспортеров финансировали 90% дефицита торгового баланса США, причем
большая часть этого финансирования приходилась на развивающиеся страны Восточной
Азии, среди которых первое место занимал Китай. США аккумулировали огромный
капитал, который, как будет показано ниже, применялся в экономике самих США.
Суммарно аккумулированный американской экономикой капитал намного превысил
размер капитальной стоимости, который мог быть обеспечен доходами самой этой
экономики. Именно в этом заключается главное противоречие, разрешающееся в ходе
современного кризиса.
Система "двух двигателей глобальной экономики" - гигантского
дефицита сальдо счета текущих операций США с одной стороны, и жестких привязок
валют стран Восточной Азии к доллару, финансирующих этот дефицит, с другой,
была впервые описана и проанализирована Гарбером, Дули и Фолкертс -Ландау в
2003 г. В результате своего анализа эти авторы пришли к выводу о том, что
данная система вполне стабильна и обречена на существование в течение целого
поколения, вплоть до окончания перетока излишков трудовых ресурсов в Китае из
сельского хозяйства в промышленность. Другие исследователи были менее
оптимистичны в своих оценках перспектив этой системы: Майкл Мусса в 2003 г.
предсказывал ее крах через 4 года, Рубини в 2005 г. [14] - через 2 года. Оба
оказались совершенно правы в своих оценках срока жизни этой системы.
Главным фактом американской экономики в последние семь-восемь лет следует
считать: в ситуации, когда ответственность за финансирование массивного и
многолетнего дефицита государственного бюджета практически целиком ложится на
иностранные центральные банки, финансовому сектору становятся доступны
значительные и дешевые дополнительные ресурсы. В отсутствие внешнего
финансирования дефицита, расходы по нему легли бы на плечи финансового и
реального секторов внутренней экономики, отвлекая инвестиционные ресурсы
вследствие эффекта вытеснения.
Анализ соотношения долей иностранных и частных отечественных (за вычетом
участия ФРС) держателей государственных облигаций США в общем их объеме за
период с 2000 г. по III квартал 2008
г. (рис. 1) демонстрирует, что доля отечественной экономики США (финансового и
реального секторов в совокупности) в финансировании бюджетного дефицита
снижалась на протяжении всего рассматриваемого периода и уменьшилась с 47,3% в
2000 до 28% в 2007г.
Рисунок 1. Прирост кредита частному и государственному секторам в США и в
зоне евро (млрд .ед. валюты, 2000-2008 гг.)
За три квартала 2008 года, впервые, эта доля выросла на 4,1 п.п. по
сравнению с 2007 годом. Однако это было обусловлено резким ростом заимствований
федерального правительства в связи с предпринимаемыми им антикризисными мерами.
Доля иностранных кредиторов также выросла в 2008 году, но этот рост был
меньше роста доли отечественной экономики (3,1 п.п. против 4,1 п.п.). Это
объясняется кризисом долларовой ликвидности в мировой экономике, сокращением
торговых профицитов стран-экспортеров - основного источника финансирования
госдолга США и масштабностью дополнительных заимствований. Только за три
квартала 2008 года объем облигаций в обращении вырос на 12,6%, причем это без
учета еще более чем 500 млрд. долларов, занятых казначейством США в 4-м
квартале. Для сравнения, средний темп прироста выпуска государственных
облигаций за период с 2000 по 2007 годы составил 6,4% против 4,9% в 2004-2007
гг.
Таким образом, дефицит государственного бюджета США в период 2000-2007
гг. явился источником дополнительных ресурсов, оплаченных иностранными
кредиторами. Это вызвало мощный рост финансового сектора США и связанных с ним
секторов в развитых странах. Освобожденный от обязанности кредитовать
государство, финансовый сектор США увеличил кредитование сектора частного (рис.
1). Аналогичный процесс протекал и в Европейском Союзе, но в США этот рост был
гораздо более быстрым и устойчивым.
Рисунок 2. Изменение доходов домохозяйств в США, %, 1998-2007.
В период 2000-2003 гг. тенденции государственного кредитования в США
вполне соответствовали постулатам противоцикличной макроэкономической политики:
превратившись в чистого заемщика в период рецессии, финансовый сектор начал
возмещать долги после восстановления роста. Однако после 2003 года в действие
вступил уже механизм, описанный выше, обусловивший сокращение размеров
государственного кредитования. В результате в период 2003-2008 гг. прирост
банковских активов составил 73%, в то время как прирост промышленного
производства только 5,7%. Этот разрыв объясняется, с одной стороны, тенденцией
более быстрого роста финансового сектора (в отсутствие жестких нормативных
ограничений) по сравнению с реальным сектором экономики, с другой стороны,
общей для реального сектора всех развитых экономик тенденцией
"неспешного" роста с высокого старта, усугублявшейся в случае США
значительным торговым дефицитом.
Рисунок 3. Индексы потребительских цен отдельных стран, январь 2009 г. к
октябрю 2008 г., %
Этот разрыв в темпах роста финансового и реального секторов обусловил
превышение предложения кредитов финансовым сектором над спросом на них со
стороны реального производства. Дефицит спроса со стороны реального сектора
экономики был компенсирован повышением спроса со стороны домашних хозяйств.
Единственным фактором, препятствовавшим широкомасштабной кампании по
кредитованию домохозяйств, была стагнация их реальных доходов. С 2001 по 2004
гг. совокупные доходы домохозяйств оставались практически неизменными, а в
2004-2007 гг. их рост был сконцентрирован главным образом в верхнем дециле
населения и был обусловлен ростом доходов от финансовых активов, который, в
свою очередь был вызван ростом цен на эти активы вследствие расширения финансовой
системы.
Другими словами, даже тот рост доходов, который присутствовал с 2001 года
в США, был вызван ростом богатства, в первую очередь стоимости недвижимости
(жилья), что было обусловлено ростом цен на жилье. А рост цен на жилье был в
свою очередь спровоцирован ростом объемов кредитования. В период 1999-2006 гг.
цены на жилье в США выросли на 70%, в точности повторив взлет финансовой
системы. Образовался своеобразный замкнутый круг. Расширение кредитования
ориентировалось на ожидание роста доходов в будущем - индикатором будущего
роста доходов являлся рост цен на имущество - рост последних провоцировался
ростом объемов кредитования. Неизбежным результатом стало стремительное
раскручивание этой зависимости в обратном направлении после крушения системы ипотечного
кредитования. Лавинообразное сокращение объема кредитов на приобретение жилья
привело к падению цен на жилье и сокращению размера богатства домохозяйств, что
стало индикатором снижения будущих доходов и, соответственно, запустило новый
виток сокращения объемов кредитования. Сокращение богатства домохозяйств в 2008
году по сравнению с 2001 годом составило 3,1%.
В этой связи нельзя не упомянуть о роли пресловутых методов оценки
рисков. Эти методы, несомненно, имели важное значение для формирования предложения
ипотечных и потребительских кредитов, занижая реальные риски. Главным недочетом
этих методов было использование для оценки будущих рисков ставок доходности
существующих деривативных контрактов хеджирования рисков дефолта корпоративных
заемщиков. То есть, здесь мы сталкиваемся с еще одним классическим примером
замкнутой логики: будущие риски незначительны, потому что они были
незначительны в прошлом.
Как бы то ни было, в силу совмещения объективных макроэкономических
факторов и субъективного человеческого фактора, домашние хозяйства сумели
компенсировать для финансовой системы потери потенциала роста, вызванные
невозможностью инвестирования в динамично растущие развивающиеся страны и
медленным ростом экономики развитых стран. Как уже было сказано выше, за период
с 2000 по 2008 годы, только банковская система США выросла почти вдвое. Рост
этого сегмента финансовой системы сопровождался ростом небанковского сектора, в
который входят инвестиционные банки, хедж фонды и т.д. При этом, ключевой
особенностью финансовой системы развитых стран на этом этапе ее эволюции, стала
практически исключительная сфокусированность на реальном секторе США, как
заемщике. Это характерно и для Японии и для Европейского Союза.
Столь быстрый рост финансовой системы вызвал рост предложения денег в
глобальной экономике и инфляционный рост цен большинства финансовых активов и
базовых товаров. Так, цена фондового индекса S&P500 в 2003-2007 годах
выросла на 61%, в то время как средневзвешенная цена широкой корзины основных
товаров за тот же период увеличилась в 2,6 раза. Таким образом, расширение
финансовой системы привело к формированию сразу трех ценовых
"пузырей": на рынках жилья, финансовых активов и на товарных рынках.
В этот период вполне оформился новый режим функционирования мировой
экономики, который может быть в обобщенном виде интерпретирован как
взаимодействие двух макроагентов. Первый - чистый экспортер конечной продукции,
он же чистый кредитор, второй - чистый импортер, он же чистый заемщик.
Типичными макроагентами первого типа являются экономики Китая и Японии, второго
- США и Великобритании.
"Экспортер - кредитор" защищает свой внутренний товарный рынок
и максимизирует профицит торгового баланса за счет искусственно заниженного
курса национальной валюты, удержание которого требует изъятия из экономики
долларовых излишков торгового профицита посредством непрерывного потока
валютных интервенций и ре-инвестирования их в иностранные активы. Тем самым, он
сознательно лишает собственную экономику части инвестиционных ресурсов, и
вынуждает ее поддерживать высокий уровень сбережений, обеспечивающий внутренние
инвестиции без необходимости прибегать к внешним заимствованиям. Эта стратегия
гарантирует ему положительные значения сальдо счета текущих операций.
С другой стороны, "импортер-заемщик", стремясь обеспечить
главный компонент своего экономического роста - конечное потребление,
оказывается вполне удовлетворен такими действиями своего зеркального отражения
- "экспортера-кредитора", поскольку они гарантируют ему возможность
поддержания дефицита госбюджета и низких процентных ставок. Последние, вместе с
тем, приводят к повышению уровня инвестиций (благодаря дешевизне кредитных
ресурсов) и снижению уровня сбережений (в связи с низкими ставками по
депозитам).
Эти взаимоотношения, господствовавшие в "докризисном мире",
иллюстрирует простое макроэкономическое тождество счета текущих операций.
CA = Sp - I - (G - T)
где CA - баланс счета текущих операций, Sp - частные сбережения, I -
инвестиции, (G - T) - дефицит государственного бюджета.
То есть баланс счета текущих операций равен частным сбережениям за
минусом суммы инвестиций и бюджетного дефицита. Таким образом, в США и Европе
при низкой норме сбережений и высоком дефиците бюджета увеличивались
инвестиции. Экономика "нагревалась". Так в США с 2003 по 2006 гг.
сбережения сократились с 15,06% ВНП до 13,54%, а инвестиции в это же время
увеличились на 1,59 п.п. (табл.1), что даже с учетом сокращения дефицита
бюджета в конце рассматриваемого периода вызвало непрерывный рост дефицита сальдо
счета текущих операций.
Таблица 1. Факторы дефицита счета текущих операций США, % ВНП
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Баланс счета текущих
операций
|
-4,35
|
-4,57
|
-5,21
|
-5,73
|
-6,02
|
-5,17
|
Дефицит бюджета
|
2,66
|
3,68
|
3,36
|
2,42
|
1,47
|
1,57
|
Валовые внутренние инвестиции
|
18,32
|
18,35
|
19,21
|
19,8
|
19,94
|
18,64
|
Валовые частные сбережения
|
14,77
|
15,06
|
14,52
|
14,28
|
13,54
|
13,56
|
Перекачка денег из одного конца этой двухполярной системы в другой на
фоне стагнирующих доходов домохозяйств, завершилась в 2007 году дефолтом по субстандартным
ипотечным кредитам, которые выдавались даже явно неплатежеспособным заемщикам
под давлением спроса на эти активы и их производные, и под прикрытием
"инновационных" методов оценки рисков. Первоначально потери несли
финансовые институты только ипотечного рынка, но это неизбежно обернулось
крахом цен всех финансовых активов, так как их взаимосвязь весьма высока и,
кроме того, действовал механизм процикличной балансовой политики банков.
Этот механизм был описан уже после начала финансового кризиса экспертами
Банка Международных Активов на основе анализа балансов коммерческих банков и, в
общем, соответствует начальной стадии механизма "долговой дефляции"
Фишера. Схема действия этого механизма очень проста. Основным инструментом
является так называемое "кредитное плечо" или отношение активов банка
к его капиталу. Для коммерческих банков США это отношение в среднем перед
кризисом равнялось 10. Банки проводят политику поддержания значения кредитного
плеча на одном уровне, то есть для банков это значение должно колебаться вблизи
определенного значения. В таблице 2 иллюстрируется действие этого механизма.
Таблица 2. Схема реакции коммерческого банка на изменение значения
кредитного плеча
Реакция на увеличение
стоимости активов
|
Активы
|
Обязательства
|
Капитал
|
Плечо
|
Активы
|
Обязательства
|
Капитал
|
Плечо
|
110
|
99
|
11
|
10
|
100
|
90
|
10
|
10
|
109
|
99
|
10
|
10,9
|
101
|
90
|
11
|
9,18
|
100
|
90
|
10
|
10
|
110
|
99
|
11
|
10
|
Этот механизм описывает поведение банковской системы, как в период ее
роста, так и сокращения. Стремление удерживать значение плеча постоянным
заставляет банки реагировать на сокращение активов еще большим их сокращением,
для приведения плеча к целевому значению (10). Если стоимость активов снижается
на одну единицу (со 110 до 109 единиц), капитал банка также сокращается на
единицу, что делает плечо равным 10,9. Чтобы восстановить значение кредитного
плеча банк должен продать девять единиц активов и сократить на эту же сумму
свои обязательства.
Противоположным образом банки реагируют на рост стоимости активов. Если
стоимость активов увеличится на единицу, соответственно увеличится капитал
банка, значение кредитного плеча снизится с 10 до 9,18. Чтобы восстановить
значение кредитного плеча банк должен купить 9 единиц активов, увеличив сумму
своих обязательств. Тогда кредитное плечо опять станет равным 10.
Следовательно, кривые спроса и предложения банка на рынке активов
оказываются перевернутыми. Банк покупает активы при росте их цены и продает при
ее снижении. Таким образом, если цена такого актива как ценные бумаги,
обеспеченные ипотечными кредитами, существенно снижается (а именно это и
произошло в результате "прокола" ипотечного пузыря), банки начнут
продавать свои активы. При этом, чем больше теряют в стоимости активы, тем выше
уровень предложения со стороны банков и, одновременно - ниже уровень их спроса.
Это вызывает "испарение" ликвидности данного класса активов и переход
к продаже других, все еще ликвидных активов. Тем самым, возникает цепная
реакция снижения стоимости активов, причем список предлагаемых к продаже
активов непрерывно увеличивается. Эта ситуация как раз и проявляется в форме
падения фондовых индексов. Падение цен становится лавинообразным, все новые
активы, а, следовательно, все новые экономические агенты, представленные этими
активами, вовлекаются в падение в результате все более растущего предложения
активов на рынке. В результате банки теряют способность продавать активы, не
объявив предварительно о банкротстве.
Согласно этой схеме, мировая финансовая система практически в точности
повторила свой путь наверх, спускаясь обратно с достигнутых ей временно высот.
Инфляция цен активов, которая послужила одним из главных механизмов роста,
сменилась масштабной дефляцией. Так же как в фазе роста инфляция финансовых
активов быстро распространилась на товарные рынки, в фазе кризиса, начавшаяся в
конце 2007 года в финансовом секторе дефляция, к концу 2008 года охватила все
развитые экономики и все их рынки. Причиной явилось сокращение конечного
потребления в результате остановки роста кредитования, бывшего главной статьей
роста доходов в США в предшествующие годы. На рисунке 7 иллюстрируется
последовательность распространения эффектов кризиса. Сокращение конечного
потребления в развитых странах привело к сокращению импорта из стран экспортеров
потребительской продукции, а значит - сокращению их торговых профицитов.
Сокращение экспорта конечной продукции вызвало соответственное сокращение
импорта этими странами сырья и материалов, что ударило по экспортерам сырья,
которые, как правило, являются импортерами товаров конечного потребления.
Девальвация национальных валют экспортерами, для защиты своего торгового
баланса, приводит к дальнейшему падению мирового спроса на импорт и мировой
торговли в целом.
Эта последовательность событий предполагает распространение дефляции
повсеместно в мире. В большинстве индустриальных экономик дефляция
потребительских цен вслед за дефляцией цен на финансовые активы стала фактом.
Более значительным темпам дефляции препятствует проведенная рядом стран,
в том числе и Россией, девальвации своих валют. Часть этих стран (например,
Россия) осуществили контролируемую девальвацию, некоторые (например, Литва)
девальвировали национальную валюту под давлением внешней задолженности. России
удалось избежать этой участи исключительно благодаря раннему началу кризиса.
Случись он чуть позже и ситуация для России могла бы оказаться куда более
сложной. Девальвация в развивающихся экономиках привела к положительным темпам
инфляции, наибольшее значение которой (4 и более процентов за октябрь 2008 -
январь 2009 г.) регистрировалось в России, Украине и Беларуси.
С 2001 г. российская экономика относилась по приведенной выше
классификации, к первому типу глобальных игроков, являясь чистым экспортером и
кредитором остального мира. Но постепенная ревальвация рубля, которая стала
следствием антиинфляционной политики, проводящейся в опоре на массированные
экспортные доходы, привела к тому, что с 2005 г.
Россия перешла из разряда чистых кредиторов, в категорию чистых
заемщиков, оставаясь при этом экспорториентированной экономикой. В 2008 году,
чистая инвестиционная позиция России по отношению к остальному миру составила
-127 млрд. долларов. При этом внешний долг частного сектора на конец 2007 года
составлял уже 417 млрд. долларов. Однако следует отметить, что большая часть
этого долга накоплена в виде долгосрочных займов, поэтому риск корпоративных
дефолтов по краткосрочным долгам вследствие внезапного исчезновения долларовой
ликвидности на внешних рынках имеет чрезвычайно низкую вероятность.
Это не означает, что Россия стала жертвой "чужих ошибок".
Упоминавшиеся выше "три пузыря" (на фондовом, товарном и жилищном
рынках) исключительно быстро сформировались и в России. Это вполне подготовило
в российской экономике почву для внутреннего кризиса перепроизводства капитала,
спусковым крючком для которого стало падение мирового рынка капитала и шок
спроса на внешних рынках.
Превращение российской экономики из "экспортера-кредитора" в
"экспортера-заемщика" обусловило двойной шок - шок внешнего спроса и
шок внешнего кредитования. Ни один из макроэкономических компонент экономики не
был готов к такому "двойному" удару: структура экономики перегружена
добывающими производствами, которые не в состоянии перестроиться на внутренне
потребление, банковско-финансовый сектор не в состоянии "перехватить"
в необходимых масштабах ориентированный на внешние финансовые рынки спрос на
финансовые услуги и заемный капитал (рис. 4). При этом шок внешнего спроса
мультиплицирован зависимостью финансовых заимствований российских экономических
агентов от экспортных доходов, что усугубило ситуацию. Сокращение спроса на
рынках сырья не только сказалось на объемах выпуска продукции в России, но и
существенно сократило финансовый поток в российскую экономику. Одновременно
сократились возможности заимствований на глобальной финансовом рынке.
В результате уже в начале 2009 г. российская экономика вступила в период
спада. Падение было зарегистрировано практически по всем основным показателям.
Рисунок 4. Схема эффектов распространения кризиса: специфика России
Хотя рост ВВП в январе 2009 г. все еще оставался на уровне 105,6%, его
замедление по сравнению с январем 2008 г. в совокупности с абсолютным снижением
практически всех остальных макроэкономических показателей свидетельствует о
том, что вскоре состояние экономики России будет полностью соответствовать
техническому определению рецессии. Так, индекс выпуска товаров и услуг в январе
2009 года по сравнению с январем 2008 г. составил 87,5%, индекс промышленного
производства - 84%, грузооборот транспорта - 85,3%, внешнеторговый оборот -
82,7%, причем экспорт сократился гораздо сильнее, чем импорт (73,9% для
экспорта против 96,4 для импорта). Уровень безработицы составил 8,1%, что выше
декабрьского (2008 г.) уровня безработицы в США, которые уже больше года
находятся в состоянии официально объявленной рецессии.
Как отмечалось выше, ситуация могла бы быть значительно хуже, если бы
Россия втянулась в кризис позже, так как могли бы существенно возрасти финансовые
обязательства по частному внешнему долгу. С другой стороны, шансов на более
длительное пребывание вне зоны кризиса у России было немного, учитывая
упомянутое выше превращение страну "экспортера-заемщика".
Перспективы выхода из кризиса для России зависят почти исключительно от
изменения ситуации на мировых рынках сырья. Меры, направленные на увеличение
объема внутреннего спроса, сами по себе важны, но в коротком периоде не могут
дать эффект, так как генеральная модификация экономической структуры страны за
короткий период невозможна. Тем более она невозможна в условиях кризиса, когда
ощущается нехватка ресурсов даже для поддержания уже функционирующей
производственной структуры.
2.2 Пути
преодоления мирового финансового кризиса в России
Главная задача, стоящая перед нашей страной - модернизация современной
экономики.
При планировании антикризисных мер было сделано, по меньшей мере, три
стратегические ошибки.
Во-первых, неверно был поставлен диагноз - кризис рассматривался как
финансовый и краткосрочный, в то время как он является структурным и
длительным.
Во-вторых, неверно был выбран главный объект приложения антикризисных мер
- банковская система и финансовый рынок. На самом деле меры по спасению
банковской системы должны были рассматриваться в контексте более широкой
программы предотвращения экономической депрессии.
В-третьих, вместо использования рыночных механизмов упор был сделан на
административные меры, которые в отсутствие стратегического плана и норм ответственности оказались малоэффективными и
расточительными.