Расчет ДВС

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    429,15 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчет ДВС

Введение

двигатель тепловой дизель сгорание

Современные наземные виды транспорта обязаны своим развитием главным образом применению в качестве силовых установок поршневых двигателей внутреннего сгорания. Именно поршневые ДВС до настоящего времени являются основным видом силовых установок, преимущественно используемых на автомобилях, тракторах, сельскохозяйственных, дорожно-транспортных и строительных машинах.

Данная работа состоит из пяти частей:

. Характеристика двигателя.

. Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя.

3. Расчет кинематики и динамики двигателя.

. Расчет основных деталей и систем двигателя.

. Требования по обеспечению эксплуатационной безопасности и экологичности ДВС.

Расчет тепловой и динамический чаще всего выполняются для режима номинальной мощности.

1. Характеристика двигателя

Таблица 1.1. Технические данные дизеля А-01М

Наименование

Значения

Тактность

Четырехтактный

Способ смесеобразования

Непосредственный впрыск

Число цилиндров

6

Порядок работы цилиндров

1-5-3-6-2-4

Диаметр цилиндра, мм

130

Степень сжатия

16+0.5

Направление вращения коленчатого вала (со стороны вентилятора)

Правое (по часовой стрелке)

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

99 (135)

Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.)

95.5 (130)

Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин

1700

Максимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, не более, об/мин

1850

Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, не более, об/мин

700

Максимальный крутящий момент при 1100-1300 об/мин, не менее, Н.м (кгс. м)

683 (69.6)

Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин

1100-1300

Установленный угол опережения впрыскивания топлива, град, до ВМТ

30-2

Удельный расход топлива при номинальной мощности, не более, г/кВт.ч (г/л.с.ч)

221.45 (162.74)

Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, не более, г/кВт.ч (г/л.с.ч)

235 (173)

Номинальный коэффициент запаса крутящего момента, %, не менее

20

Масса конструктивная дизеля состояния поставки, кг

1200+40

Длина, мм

1777

Ширина, мм

825

Высота (без выпускной трубы и моноциклона), мм

1423


2. Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя

.1 Тепловой расчет

Топливо.

Средний элементный состав дизельного топлива:

С=0.870; Н=0.126; О=0.004;

С, Н, О - массовые доли углерода, водорода и кислорода в 1 кг топлива.

Низшая теплота сгорания топлива:

Нu=33.91*С+125.60*Н-10.89*(О-S) - 2.51*(9*Н+W);

Нu=33.91*0.87+125.60*0.126-10.89*0.004-2.51*9*0.126=42.44 МДж/кг.

Параметры рабочего тела.

Коэффициент избытка воздуха:

Α==;

Для дизеля с неразделенными камерами и объемным смесеобразованием при номинальной мощности принимаем α=1.50-1.70.

Количество свежего заряда:

При α=1.5 М1= α× Lo=1.5*0.5=0.75 кмоль св. зар/кг топл.;

М1-количество свежего заряда (количество горючей смеси).

Количество отдельных компонентов продуктов сгорания:

Мco2=C/12=0.87/12=0.0725 кмоль CO2/кг топл.;

Мн2о=Н/2=0.126/2=0.063 кмоль H2O/кг топл.;

При α=1.5

Мо2=0.208*(α-1)*Lo;

Мо2=0.208*(1.5-1)*0.5=0.052 кмоль O2/кг топл.;

МN2=0.792*α*Lo;

МN2=0.792*1.5*0.5=0.594 кмоль N2/кг топл.;

Общее количество продуктов сгорания:

М2=Мco2+ Мн2о+ Мо2+ МN2;

М2=0.0725+0.063+0.052+0.594=0.7815 кмоль пр. сг/кг топл.;

Параметры окружающей среды и остаточные газы.

Атмосферные условия:

р0=0.1 МПа; Т0=293К.

Давление окружающей среды для дизелей с неразделенными камерами и объемным смесеобразованием:

рк=0.25 МПа;

Температура окружающей среды для дизелей:

Тк0=293 К;

Температура и давление остаточных газов.

Достаточно высокое значение ε=16 дизеля снижает температуру и давление остаточных газов, а повышенная частота вращения коленчатого вала несколько увеличивает значения Тr и рr.

Тr=700 К;

рr=0.25*1.05=0.2625 МПа.

Процесс впуска.

∆Т=200С - величина подогрева.

Плотность заряда на впуске:

ρкк*106/(Rвк);

ρк=0.25*106/(287*293)=2.973 кг/м3;

Rв=287 Дж/(кг×град) - удельная газовая постоянная воздуха.

Потери давления на впуске в двигателе:

∆ра=(β2вп)*ω2впк*10-6/2=2.7*702*2.973*10-6/2=0.019 МПа,

где (β2вп)=27 и ωвп=70 м/с приняты в соответствии со скоростным режимом двигателя и с учетом небольших гидравлических сопротивлений во впускной системе дизеля.

Давление в конце впуска:

ра к-∆ра;

ра=0.25-0.019=0.231 МПа;

Коэффициент остаточных газов:

γr=*;

γr=*=0.034;

Температура в конце впуска:

Та=(Тк+∆Т+γrr)/(1+γr);

Та=(293+20+0.034*700)/(1+0.034)=326 К.

Коэффициент наполнения:

ŋv= Тк*(ε*раr)/[(Тк+∆Т)*(ε-1)*рк];

ŋv=293*(16*0.231-0.2625)/[(293+20)*(16-1)*0.25]=0.879;

Процесс сжатия.

При работе дизеля на номинальном режиме можно с достаточной степенью точности принять показатель политропы сжатия приблизительно равным показателю адиабаты:

Ε=16, Та=326 К, n1≈k1=1.368.

Давление и температура в конце сжатия:

рс= раn1 и Тс= Таn1-1;

рс=0.231*161.368=10.253 МПа;

Тс=326*161.368-1=904 К.

Средняя мольная теплоемкость в конце сжатия:

а) воздуха (mcv)totc=20.6+2.638*10-3*tc;

tcс-273=904-273=6310С;

(mcv)totc=20.6+2.638*10-3*631=22.265 кДж/(кмоль×град);

б) остаточных газов:

При α=1.5 и tc=6310С;

(mcvn)totc=23.942 кДж/(кмоль×град);

в) рабочей смеси:

(mcv1)totc=[1/(1+γr)]*[(mcv)totc+(mcvn)totc];

(mcv1)totc=[1/(1+0.034)]*[22.265+0.034*23.942]=22.317 кДж/(кмоль×град);

Процесс сгорания.

Коэффициент молекулярного изменения свежей смеси в дизелях:

μ021=0.7815/0.75=1.042;

коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси в дизелях:

μ=(μ0r)/(1+γr)=(1.042+0.034)/(1+0034)=1.041;

Теплота сгорания рабочей смеси в дизелях:

Нраб.см.u/[М1*(1+γr)];

Нраб.см.=42440/[0.75*(1+0.034)] 54726 кДж/кмоль раб. см.;

Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания в дизелях:

(mcvn)totz=(1/М2)*[Мco2*(mcvnco2)totz+Мн2о×(mcvnн2о)totz+Мo2×(mcvno2)totz+ +МN2*(mcvnN2)totz]=(mcvn)totz+8.315;

(mcvn)totz=(1/0.7815)*[0.0725*(39.123+0.003349tz)+0.063*(26.67+0.004438tz)+ +0.052*(23.723+0.001550tz)+0.594*(21.951+0.001457tz)]=24.043+0.00187tz;

(mcpn)totz=24.043+0.00187tz+8.135=32.358+0.00187tz;

Коэффициент использования теплоты для дизелей с неразделенными камерами сгорания и объемным смесеобразованием можно принять ξz=0.70.

Степень повышения давления в дизеле в основном зависит от величины цикловой подачи топлива. С целью снижения газовых нагрузок на детали кривошипно-шатунного механизма целесообразно иметь максимальное давление сгорания не выше 11-12 МПа. В связи с этим целесообразно принять для дизеля λ=2.0.

Температура в конце видимого процесса сгорания:

ξzраб.см.+[(mcv1)totc+8/315*λ]*tc+2270*(λ-μ)=μ*(mcpn)totz*tz;

.7*54726+[22.317+8.315*2]*631+2270*(2-1.041)=1.041*(32.358+0.00187tz)*tz;

tz=1910 К;

Тz=tz+273=1910+273=2183 К.

Максимальное давление сгорания для дизелей:

рz=λ*рс;

рz=2*10.253=20.506 МПа;

Степень предварительного расширения для дизелей:

ρ=μ*Тz/(λ*Тс);

ρ=1.041*2183/(2*904)=1.26;

Процесс расширения.

Степень последующего расширения для дизелей:

δ=ε/ρ;

δ=16/1.26=12.69;

Средние показатели адиабаты и политропы расширения для дизелей:

При δ=12.69; Тz= 2183 К и α=1.5;

K2=1.2695, а n2 принимаем равным 1.260;

Давление и температура в конце расширения для дизелей:

рb= рzn2;

рb= 20.506/12.692=0.835 МПа;

Тbzn2-1=2183/12.691.26-1=1128 К;

Проверка ранее принятой температуры остаточных газов для дизелей:

Тrb/;

Тr=1128/ =1871 К.

Индикаторные параметры рабочего цикла.

Среднее индикаторное давление для дизелей:

рi=φ и рi1=0.92*2.6=2.39 МПа,

где коэффициент полноты диаграммы принят φu=0.92.

Индикаторный КПД для дизелей:

ŋii*lo*α/(Нuкv);

ŋi=2.39*14.452*1.5/(42.44*2.973*0.879)=0.484;

Индикаторный удельный расход топлива для дизелей:

gi=3600/(Нui);

gi=3600/(42/44*0/484)=175 г./(кВт*ч)

Эффективные показатели двигателя:

Среднее давление механических потерь:

рм=0.089+0.0118*υп.ср.;

υп.ср.=10 м/с - средняя скорость поршня.

рм=0.089+0.0118*10=0.207 МПа.

Среднее эффективное давление и механический КПД для дизелей:

реiм;

ре=2.39-0.207=2.183 МПа;

ŋмеi;

ŋм=2.183/2.39=0.913;

Эффективный КПД и эффективный удельный расход топлива для дизелей:

ŋеi*ŋм;

ŋе=0.484*0.913=0.442;

gе=3600/(Нuе);

gе=3600/(42.44*0.442)=191 г./(кВт*ч);

Основные параметры цилиндра и двигателя.

Литраж двигателя:

Vл=30*τ*Nе/(ре*n); τ=4 - тактность двигателя;

Vл=30*4*99/(2.183*1700)=3.24 л.

Nе=99кВт-мощность двигателя, n=1700 об/мин.

Рабочий объем цилиндра:

Vh=Vл/i=3.24/6=0.54 л,

i=6-количество цилиндров.

Диаметр и ход поршня дизеля, как правило, выполняются с отношением хода поршня к диаметру цилиндра S/D≥1. Однако уменьшение S/D для дизеля снижает скорость поршня и повышает ŋм. В связи с этим целесообразно принять S/D=1.

D=100*;

D=100*=88.28 мм.

Окончательно принимаем S=D=90 мм.

По окончательно принятым значениям S и D определяются основные параметры и показатели двигателя.

Vл=π*D2*S*i/(4*106);

Vл=3.14*902*90*6/(4*106)=3.43 л.

Fп=π*D2/4;

Fп=3.14*902/4=63.585 см2;

υп.ср=S*n/(3*104);

υп.ср=90*1700/(3*104)=5.1 м/с;

Ne=pe*Vл*n/(30*τ);

Ne=2.183*3.43*1700/(30*4)=106.4 кВт;

Ме=3*104*Ne/(π*n);

Ме=3*104*106.4/(3.14*1700)=597 Н*м;

Gт=Ne*gе;

Gт=106.4*0.191=20.32 кг/ч;

Nл=Ne/Vл;

Nл=106.4/3.43=31.02 кВт/дм3.

Построение индикаторной диаграммы дизеля А-01М:

Масштаб хода поршня - Мs=1.5 мм в мм;

Масштаб давлений - Мр=0.08 МПа в мм.

Приведенные величины рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания соответственно:

АВ=S/Мs=90/1.5=60 мм.

ОА=АВ/(ε-1)=60/(16-1)=4 мм.

Максимальная высота диаграммы (точки z1 и z) и положение точки z по оси абсцисс:

рzр=20.506/0.08=256.3 мм;

z1z=ОА*(ρ-1)=4*(1.26-1)=1 мм.

Ординаты характерных точек:

рор=0.1/0.08=1.25 мм;

ркр=0.25/0.08=3.1 мм;

рrр=0.2625/0.08=3.281 мм;

рар=0.231/0.08=2.887 мм;

рср=10.253/0.08=128.16 мм;

рbр=0.835/0.08=10.44 мм.

Построение политроп сжатия и расширения проводится аналитическим методом:

а) для луча ОС принимаем угол α=150;

б) tg β1=(1+tgα)n1-1=(1+tg150)1.368-1=0.3836; β1=200981;

в) используя лучи ОД и ОС, строим политропу сжатия, начиная с точки с;

г) tg β2=(1+tgα)n2-1=(1+tg150)1.26 -1=0.3486; β2=190211;

д) используя лучи ОЕ и ОС, строим политропу расширения, начиная с точки z.

Теоретическое среднее индикаторное давление:

рi1=F1р/АВ=1254*0.08/60=1.63 Мпа.

F1 - площадь диаграммы асz1zba.

Скругление индикаторной диаграммы.

Учитывая достаточную быстроходность рассчитываемого дизеля, ориентировочно устанавливаются фазы газораспределения:

впуск - начало (точка r1) за 200 до в.м.т.

и окончание (точка а11)-500 после н.м.т.;

впуск - начало (точка b1) за 500 до н.м.т.

и окончание (точка а1)-200 после в.м.т.

С учетом быстроходности дизеля принимается угол опережения впрыска 300 (точка с1) и продолжительность периода задержки воспламенения ∆φ1=180 (точка f).

В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения впрыска определяется положение точек b1, r1, a1, a11, c1 и f по формуле для перемещения поршня:

АХ=(АВ/2)*[(1-cosφ)+(λ/4)*(1-cos2φ)];

где λ - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна, равна 0.24.

Результаты расчета ординат точек b1, r1, a1, a11, c1 и f занесены в таблицу 2.1.

Таблица 2.1.

Обозначение точек

Положение точек

φ

(1cosφ)+(λ/4)* *(1-cos2φ)

Расстояние АХ точек от в.м.т., мм

b1

500 до н.м.т.

100

1.289

38.67

r1

200 до в.м.т.

20

0.075

2.25

a1

200 после в.м.т.

20

0.075

2.25

a11

500 после н.м.т.

100

1.289

38.67

c1

300 до в.м.т.

30

0.164

4.92

f

(300-180) до в.м.т.

12

0.027

0.81


Положение точки с11 определяют из выражения:

рс11=(1.15÷1.25)*рс=1.15*10.253=15.379 МПа;

рс11р=15.379/0.08=192.24 мм.

Точка zд лежит на линии ориентировочно вблизи точки z.

Нарастание давления от точки с11 до zд составляет 20.506-15.379=5.127 МПа или 5.127/10=0.513 МПа/град п.к.в., где 10-положение точки zд по оси абсцисс, град.

Соединяя плавными кривыми точки rca1, c1cf и c11 и далее с zд и кривой расширения b1cb11 (точка b11 располагается между точками b и а) и далее cr1 и r, получаем скругленную индикаторную диаграмму ra1ac1fc11zдb1b11r.

Рисунок 2.1 - Индикаторная диаграмма дизеля А-01М

2.2 Тепловой баланс

Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом для дизелей:

Qo=Hu*Gт/3.6 $

Qo=42440*20.32/3.6=237664 Дж/с.

Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1с, для дизелей:

Qе=1000*Nе=1000*106.4=106400 Дж/с.

Теплота, передаваемая охлаждающей среде, для дизелей:

Qв=С*i*D1+2m *nm *(1/α);

с=0.45-коэффициент пропорциональности для четырехтактных двигателей.

m=0.5-показатель степени для четырехтактных двигателей.

Qв=0.45*6*91+2*0.5 *17000.5 *(1/1.5)=6041 Дж/с.

Теплота, унесенная с отработавшими газами:

Qr=(Gт/3.6)*[M2*(mcp11)t0tr *tr-M1*(mcp)totk *tk];

где (mcp11)t0tr =(mcv1)totr+8.315;

(mcp11)t0tr =23.129, при α=1.5 и tr=700-273=4270С.

(mcp11)t0tr =23.129+8.315=31.444 кДж/(кмоль*град);

(mcp)totk =(mcv)totк+8.315;

(mcp)totk =20.775, при tkк-273=293-273=200С.

(mcp)totk =20.775+8.315=29.09 кДж/(кмоль*град);

Qr=(20.32/3.6)*[0.7815*23.129*427-0.75*20.775*20]=41477 Дж/с.

Неучтенные потери теплоты:

Qост=Qo - (Qe+Qв+Qr);

Qост=237664 - (106400+6041+41477)=83746 Дж/с.

Составляющие теплового баланса представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Составляющие теплового баланса

Дизель А-01М


Q, Дж/с

q, %

Теплота, эквивалентная эффективной работе

106400

45

Теплота, передаваемая охлаждающей среде

6041

2.5

Теплота, унесенная с отработавшими газами

41477

17.5

Неучтенные потери теплоты

83746

35

Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом

237664

100



3. Расчет кинематики и динамики двигателя


Длина шатуна LШ:

LШ=R/λ= 65/0,24=270 мм

Перемещение поршня.

Изменение хода поршня по углу поворота коленчатого вала строят графическим методом в масштабе MS=2 мм в мм и Mφ=20 в мм через каждые 300.

Поправка Брикса:

Rλ/(2MS)=65*0,24/(2*2)=3,9 мм

Угловая скорость вращения коленчатого вала:

ω=πn/30=3,14*1700/30=178 рад/с.

Скорость поршня.

Изменение скорости поршня по углу поворота коленчатого вала строят графическим методом в масштабе MV=0,4 м/с в мм:

ωR/MV=178*0,065/0,4=28,9 мм;

ωRλ/(MV2)=178*0,065*0,240/(0,4*2)=3,5 мм;

±VП max≈ωR√1+λ2=178*0,065*√1+0,242=11,9 м/с.

Ускорение поршня.

Изменение ускорения поршня по углу поворота коленчатого вала строят графическим методом в масштабе Mj=100 м/с2 в мм:

ω2R/Mj=1782*0,065/100=20,6 мм;

ω2Rλ/Mj=1782*0,065*0,240/100=4,9 мм;

jmax= ω2R (1+λ)=1782*0,065 (1+0,24)=2553 м/с2;

jmin= -ω2R (λ+1/8λ)=1782*0,065 (0,24+1/8*0,24)=1566 м/с2.

Значения SX, Vп и j в зависимости от φ, полученные на основании построенных графиков, заносят в таблицу 3.1.

Таблица 3.1

φ0

0

30

60

90

120

150

180

Sx, мм

0

10,66

38,35

72,8

103,35

123,24

130

Vп, м/с

0

+6,7

+11,22

+11,57

+8,8

+4,58

0

j, м/с2

+2553

+2030

+782

-494

-1276

-1536

-1566

φ0

210

240

270

300

330

360

Sx, мм

123,24

103,35

72,8

38,35

10,66

0

Vп, м/с

-4,58

-8,8

-11,57

-11,22

-6,7

0

j, м/с2

-1536

-1276

-494

+782

+2030

+2553


При j=0, Vп=±11,9 м/с, а точки перегиба S соответствуют повороту кривошипа на 760 и 2840.

Рисунок 3.1 - Зависимости пути, скорости и ускорения поршня дизеля от угла поворота кривошипа

3.2 Расчет динамики двигателя

Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма.

По таблице (1, таблица 8.1, стр. 166) с учетом диаметра цилиндра, отношения S/D, V-образного расположения цилиндров и достаточно высокого значения pz устанавливаются:

масса поршневой группы (для поршня из алюминевого сплава m1п=300 кг/м2)

mп=m1пFп=300*0,0132=3,96 кг

масса шатуна (m1ш=400 кг/м2)

mш=m1шFп=400*0,0132=5,28 кг

масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов (для стального кованного вала m1k=400 кг/м2)

mk=m1kFП=400*0,0132=5,28 кг

масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца:

mш.п.=0,275mш=0,275*5,28=1,45 кг

масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа:

mш.к.=0,725mш=0,725*5,28=3,83 кг

массы, совершающие возвратно-поступательное движение:

mj=mп+mш.п.=3,96+1,45=5,41 кг

массы, совершающие вращательное движение:

mR=mk+2mш.к.=5,28+2*3,83=12,94 кг

Полные и удельные силы инерции.

Силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс определяют по кривой ускорений (см. рис. 3.1 и табл. 3.1):

полные силы

Pj= - jmj*10-3= - j*5,41*10-3 кH;

удельные силы

pj=Pj/Fп= Pj*10-3/0,0132 МПа.

Значения pj заносят в таблицу 3.2.

Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна одного цилиндра

КRш= - mш.к.2*10-3= -3,83*0,065*1782*10-3= -7,88 кH.

Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа

КRк= - mк2*10-3= -5,28*0,065*1782*10-3= -10,87 кH.

Центробежная сила инерции вращающихся масс, действующая на кривошип

КR= КRк+2 КRш= -10,87+2*(-7,88)= -26,63кH.

Таблица 3.2.

φ0

0

30

60

90

120

150

180

210

∆Рг, МПа

0,062

0,059

0,059

0,059

0,059

0,059

0,059

0,08

j, м/с2

2553

2030

782

-494

-1276

-1536

-1566

-1536

Pj, МПа

-1,046

-0,831

-0,32

0,2024

0,5229

0,6295

0,6418

0,6295

Р, МПа

-0,984

-0,772

-0,261

0,26146

0,58196

0,68852

0,7008

0,7095


φ0

240

270

300

330

360

390

420

450

∆Рг, МПа

0,13

0,24

0,69

2,31

8,569

6,06

2,03

0,93

j, м/с2

-1276

-494

782

2030

2553

2030

782

-494

Pj, МПа

0,52296

0,20246

-0,320

-0,8319

-1,046

-0,831

-0,320

0,20246

Р, МПа

0,65296

0,44246

0,36949

1,47800

7,5226

5,2280

1,7094

1,1324


φ0

480

510

540

570

600

630

660

690

720

∆Рг, МПа

0,56

0,39

0,22

0,14

0,062

0,062

0,062

0,062

0,062

j, м/с2

-1276

-1536

-1566

-1536

-1276

-494

782

2030

2553

Pj, МПа

0,5229

0,6295

0,6418

0,6295

0,5229

0,2024

-0,32

-0,831

-1,046

Р, МПа

1,0829

1,0195

0,8618

0,7695

0,5849

0,2644

-0,258

-0,769

-0,984


Рисунок 3.2 - Зависимость р и ∆рг от угла поворота кривошипа

Удельные суммарные силы.

Удельная суммарная сила (МПа), сосредоточенная на оси поршневого пальца (рис. 3.2 и табл. 3.2):

р=∆ргj.

Удельные силы рN, pS, pK и pT определяют аналитическим методом. Расчет этих сил для различных φ сводят в таблицу 3.3.

Графики изменения удельных сил рN, pS, pK и pT в зависимости от φ представлены на рис. 3.3, где МР=0,08МПа в мм и Мφ=30 в мм.

Среднее значение удельной тангенциальной силы за цикл:

По данным теплового расчета

PTср=2рi/(πτ)=2*1,3478/(3,14*4)=0,215МПа.

Крутящие моменты.

Крутящий момент одного цилиндракр.ц.=TR=T*0,065 kH*м.

Изменение крутящего момента цилиндра в зависимости от φ выражает кривая рТ (рис. 3.3 и табл. 3.3), но в масштабе

ММрFпR=0,08*0,0132*0,065*103=0,06864 kH*м в мм,

Период изменения крутящего момента четырехтактного дизеля с равными интервалами между вспышками

θ=720/i=720/6=1200.

Таблица 3.3.

φ0

0

30

60

90

120

150

180

210

Р, МПа

-0,984

-0,772

-0,261

0,26146

0,58196

0,68852

0,7008

0,7095

tgβ

0

0,121

0,211

0,245

0,211

0,121

0

-0,121

PN, MПа

0

-0,09341

-0,05507

0,064058

0,122794

0,083311

0

-0,08585

1/cosβ

1

1,007

1,022

1,03

1,022

1,007

1

1,007

PS, МПа

-0,984

-0,7774

-0,26674

0,269304

0,594763

0,69334

0,7008

0,714467

cos (φ+β)/cosβ

1

0,806

0,317

-0,245

-0,683

-0,926

-1

-0,926

Pk, МПа

-0,984

-0,62223

-0,08274

-0,06406

-0,39748

-0,63757

-0,7008

-0,657

K, kH

-12,9888

-8,21346

-1,09213

-5,24672

-8,41592

-9,25056

-8,67236

sin (φ+β)/cosβ

0

0,605

0,972

1

0,76

0,395

0

-0,395

PT, МПа

0

-0,46706

-0,25369

0,26146

0,44229

0,271965

0

-0,28025

T, kH

0

-6,16519

-3,34873

3,451272

5,838223

3,589943

0

-3,69933

Mкр.ц., H*M

0

-400,737

-217,668

224,3327

379,4845

233,3463

0

-240,457


φ0

240

270

300

330

360

390

420

450

Р, МПа

0,65296

0,44246

0,36949

1,478

7,5226

5,228

1,7094

1,1324

tgβ

-0,211

-0,245

-0,211

-0,121

0

0,121

0,211

0,245

PN, MПа

-0,13777

-0,1084

-0,07796

-0,178838

0

0,632588

0,360683

0,277438

1/cosβ

1,022

1,03

1,022

1,007

1

1,007

1,022

1,03

PS, МПа

0,667325

0,455734

0,377619

1,488346

7,5226

5,264596

1,747007

1,166372

cos (φ+β)/cosβ

-0,683

-0,245

0,317

0,806

1

0,806

0,317

-0,245

Pk, МПа

-0,44597

-0,1084

0,117128

1,191268

7,5226

4,213768

0,54188

-0,27744

K, kH

-5,88683

-1,43092

1,546094

15,72474

99,29832

55,62174

7,152813

-3,66218

sin (φ+β)/cosβ

-0,76

-1

-0,972

-0,605

0

0,605

0,972

1

PT, МПа

-0,49625

-0,44246

-0,35914

-0,89419

0

3,16294

1,661537

1,1324

T, kH

-6,55049

-5,84047

-4,74070

-11,80331

0

41,75081

21,93229

14,94768

Mкр.ц., H*M

-425,782

-379,631

-308,145

-767,215

0

2713,803

1425,599

971,5992


φ0

480

510

540

570

600

630

660

690

720

Р, МПа

1,0829

1,0195

0,8618

0,7695

0,5849

0,2644

-0,258

-0,769

-0,984

tgβ

0,211

0,121

0

-0,121

-0,211

-0,245

-0,211

-0,121

0

PN, MПа

0,228492

0,12336

0

-0,09311

-0,123414

-0,064778

0,054438

0,093049

0

1/cosβ

1,022

1,007

1

1,007

1,022

1,03

1,022

1,007

1

PS, МПа

1,106724

1,026637

0,8618

0,774887

0,597768

0,272332

-0,263676

-0,774383

-0,984

cos (φ+β)/cosβ

-0,683

-0,926

-1

-0,926

-0,683

-0,245

0,317

0,806

1

Pk, МПа

-0,73962

-0,94406

-0,8618

-0,712557

-0,399487

-0,064778

-0,081786

-0,619814

-0,984

K, kH

-9,76299

-12,4616

-11,3758

-9,405752

-5,273224

-0,85507

-1,079575

-8,181545

-12,9888

sin (φ+β)/cosβ

0,76

0,395

0

-0,395

-0,76

-1

-0,972

-0,605

0

PT, МПа

0,823004

0,402703

0

-0,303953

-0,444524

-0,2644

0,250776

0,465245

0

T, kH

10,86365

5,315673

0

-4,012173

-5,867717

-3,49008

3,310243

6,141234

0

Mкр.ц., H*M

706,1374

345,5187

0

-260,7912

-381,4016

-226,8552

215,1658

399,1802

0


Рисунок 3.3 - Графики изменения удельных сил рN, pS, pK и pT

Таблица 3.4.

φ0 коленчатого вала

Цилиндры


1-й

2-й

3=й

4-=й


φ0 кривошипа

Mкр.ц., H*M

φ0 кривошипа

Mкр.ц., H*M

φ0 кривошипа

Mкр.ц., H*M

φ0 кривошипа

Mкр.ц., H*M

0

0

0

120

379

240

-425

360

0

10

10

-130

130

320

250

-410

370

900

20

20

-160

140

270

260

-395

380

1800

30

30

-400

150

233

270

-379

390

2713

40

40

-340

160

140

280

-360

400

2200

50

-280

170

70

290

-340

410

1800

60

60

-217

180

0

300

-308

420

1425

70

70

-70

190

-70

310

-450

430

1275

80

80

80

200

-140

320

-600

440

1125

90

90

224

210

-240

330

-767

450

971

100

100

270

220

-280

340

-500

460

880

110

110

320

230

-370

350

-250

470

790

120

120

379

240

-425

360

0

480

706


φ0 коленчатого вала

Цилиндры


5-й

6-й

Mкр., H*M


φ0 кривошипа

Mкр.ц., H*M

φ0 кривошипа

Mкр.ц., H*M


0

480

706

600

-381

279

10

490

580

610

-330

930

20

500

460

620

-280

1695

30

510

345

630

-226

2286

40

520

220

640

-75

1785

50

530

110

650

75

1435

60

540

0

660

215

1115

70

550

-90

670

275

870

80

560

-180

680

345

630

90

570

-260

690

399

327

100

580

-300

700

260

330

110

590

-340

710

130

280

120

600

-381

720

0

279


Суммирование значений крутящих моментов всех восьми цилиндров двигателя производится табличным методом (табл. 3.4) через каждый 100 угла поворота коленчатого вала. По полученным данным строят кривую Мкр (рис. 3.4) в масштабе Мм=25Н*м в мм и Мφ=10 в мм.

Рисунок 3.4 - Суммарный крутящий момент дизеля

Уравновешивание.

Центробежные силы инерции рассчитываемого двигателя полностью уравновешены: ∑КR=0.

Суммарный момент центробежных сил действует во вращающейся плоскости, составляющей с плоскостью первого кривошипа угол 18026’, величина его

∑МR=√10 (mk+2mш.к.) Rω2a.

Силы инерции первого порядка взаимно уравновешены: ∑Rj1=0.

Суммарный момент сил инерции первого порядка действует в той же плоскости, где и равнодействующий момент центробежных сил, величина его

∑Мj1=√10mj2a.

Силы инерции второго порядка и их моменты полностью уравновешены: ∑Rj2=0; ∑Мj2=0.

Уравновешивание моментов ∑Мj1 и ∑МR осуществляется установкой двух противовесов на концах коленчатого вала в плоскости действия моментов, т.е. под углом 18026’.

Суммарные моменты ∑Мj1 и ∑МR действуют в одной плоскости поэтому

∑Мj1 и ∑МR=аRω2√10 (mj+mk+2mш.к.).

Масса каждого противовеса определяется из условия равенства моментов

пр∑ρω2b=∑Мj1 и ∑МR.

Расстояние центра тяжести общего противовеса от оси коленчатого вала принимаем ρ=125 мм.

Расстояние между центрами тяжести общих противовесов - b=720 мм.

Расстояние между центрами шатунных шеек - а=160 мм.

Масса общего противовеса

пр=аR√10 (mj+mk+2mш.к.)/(ρb)=

=160*65*√10 (5,41+5,28+2*3,83)/(125*720)=6,7 кг


4. Расчет основных деталей и систем двигателя

двигатель тепловой дизель сгорание

4.1 Расчет кривошипной головки шатуна дизеля

Из динамического расчета и расчета поршневой головки шатуна имеет:

Радиус кривошипа R=0.065 м;

Масса поршневой группы mп=3.96 кг;

Масса шатунной группы mш=5.28 кг;

ωx.x.max=178 рад/с; λ=0.24;

Диаметр шатунной шейки

dш.ш.=0.6*130=78 мм;

Толщина стенки вкладыша tВ=3.12 мм;

Расстояние между шатунными болтами

Сδ=1.3*78=101.4 мм;

Длина кривошипной головки

lк=0.45*78=35 мм; mкр=0.2*5.28=1.056 кг;

Максимальная сила энергии:

Pjp=-ωx.x.max*R*[(mn+mш.п.)*(1+λ)+(mш.к-mкр)]*10-6;

Pjp=-1782*0.065*[(3.96+1.45.)*(1+0.24)+(3.83-1.056)]*10-6=-0.0195 МН;

Момент сопротивления моментного сечения:

Wиз=lк(0.5Сδ-r1)2/6;

r1=0.5 (dш.ш.+2tB)=0.5 (78+2*3.12)=42.12 мм - внутренний радиус кривошипной головки шатуна.

Wиз=35 (0.5*101.4-42.12)2*10-6/6=4.3*10-7м3;

Момент инерции вкладыша и крышки:

lВ=lкtB

lВ=35*(3/12)3*10-12=35*30.4*10-12=1064*10-12м4;

J=lк*(0.5Сδ-r1)3;

J=35*(0.5*101.4-42.12)3*10-12=22120*10-12м4.

Напряжение изгиба крышки и вкладыша:

δиз= Pjp + ];

Fr=lк*0.5 (Сδ-dш.ш.)=0.5*35*(101.4-78)*10-6=409.5*10-6=0.000409 м2;

δиз= 0.0195* + ]=100 МПа.

4.2 Расчет стержня шатуна дизеля

Из динамического расчета имеем:

Рсжгj;

Рj=-j*5.41*10-3кН=2553*5.41*10-3=13.8 кН, при φ=3600.

Рr=91.5 кН,

Рсж=13.8+91.5=105.3кН=0.1053 МН.

Рргj=-21.14 кН=-0.02114 МН при φ=0.

Длина шатуна Lш=270 мм;

hш=22 мм;

bш=24 мм;

aш=7 мм;

tш=7 мм.

Из расчета кривошипной головки:

d=26 мм;

d1=61 мм.

Характеристика материала шатуна - сталь 40Х.

Площадь и моменты инерции расчетного сечения В-В:

Fср=hш*bш - (bш - aш)*(hш-2*tш);

Fср=22*24 - (24-7)*(22-2*7)=392 мм2=39.2*10-5 м2;

Jx=[bш-*hш3 - (bш - aш)*(hш-2*tш)3]/12;

Jx=[24*223 - (24-7)*(22-2*7)3]/12=20570 мм4=20.5*10-9 м4;

Jy=[hш*bш3 - (hш-2*tш)*(bш - aш)3]/12;

Jy=[22*243 - (22-2*7)*(24-7)3]/12=22068 мм4=22.07*10-9 м4.

Максимальные напряжения от сжимающей силы:

а) в плоскости качания шатуна:

σmax x=Kx*Pсж/Fср;

где Kx=1+σе/(π2ш)*Lш2/Jx*Fср; σев;

σев=750 МПа - для стали Х40; предел упругости материала шатуна.

εш=2.2*105 МПа - модель упругости стального шатуна.

Kx=1+750/(3.142*2.2*105)*2702/20570*392=1.4;

σmax x=1.4*0.1053/(39.2*10-5)=376 МПа.

б) в плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна:

σmax y=Ky*Pсж/Fср;

где Ky=1+σе/(π2ш)*L12/(4*Jy)*Fср;

L1=Lш - (d+d1)/2=270 - (26+61)/2=226.5 мм.

Ky=1+750/(3.142*2.2*105)*226.52/(4*22068)*392=1.08;

σmax y=1.08*0.1053/(39.2*10-5)=290 МПа.

Минимальное напряжение от растягивающей силы:

σmin=Pp/Fср=0.02114/(39.2*10-5)=-54 МПа.

Средние напряжения и амплитуды цикла:

σm x=(σmax x+ σmin)/2=(376-54)/2=161 МПа.

σm y=(σmax у+ σmin)/2=(290-54)/2=118 МПа.

σа x=(σmax x - σmin)/2=(376+54)/2=215 МПа.

σа y=(σmax у - σmin)/2=(290+54)/2=172 МПа.

σак xax*kσ/(εмп);

где kσ=1.2+1.8*10-4*(σв-400)=1.2+1.8*10-4*(750-400)=1.26.

εм=0.89 (максимальный размер сечения стержня шатуна 22 мм).

εп=1.26.

σак x=215*1.26/(0.89*1.26) 242 МПа.

σак уaу*kσ/(εмп)=172*1.26/(0.89*1.26)=193 МПа.

Так как =242/161>=0.328 и =193/118=1.6, то запасы прочности в сечении В-В определяются по пределу усталости:

nσx-1p/(σак xσm x);

nσx=300/(242+0.17*161)=1.11;

nσy-1p/(σак yσm y);

nσy=300/(193+0.17*118)=1.4.

4.3 Расчет центрифуги

Произвести расчет двухсопловой неполнопоточной центрифуги с гидрореактивным приводом для дизеля.

Циркуляционный расход масла в системе определяется по формуле:

Vц=Qм/(ρмм*∆Тм), в м3/с;

Qм=(0.015-0.030)*Qо;

Qм=(0.015-0.030)*237664=3565 кДж/с;

ρм-плотность масла=900 кг/м3;

см=2.094-средняя теплоемкость масла, кДж/(кг*К);

∆Тм=10-15 - температура нагрева масла в двигателе, К.

Vц=3565/(900*2.094*10)=0.189 м3/с.

Неполнопоточной центрифуги принимается равной 20%.

Производительность центрифуги:

Vр.ц.=0.2*Vц=0.2*0.189=0.0378 м3/с.

Плотность масла ρм=900 кг/м3;

Коэффициент сжатия струи масла ε=1.0;

Диаметр сопла центрифуги dс=2 мм=0.002 м.

Площадь отверстия сопла:

Fс=π* dс2/4;

Fс=3.14*0.0022/43.14*10-6 м2.

Расстояние от оси сопла до оси ротора R=40 мм=0.04 м.

Момент сопротивления в начале вращения ротора а=1*10-3 Н*м.

Скорость нарастания момента сопротивления b=6*10-6 (Н*м)/мин-1.

Частота вращения ротора центрифуги в минуту:

n=;

n==1300 мин-1;

Радиус оси ротора rо=8 мм=0.008 м.

Коэффициент расхода масла через сопло α=0.82.

Коэффициент гидравлических потерь ψ=0.15.

Давление масла перед центрифугой:

ρ1м*[];

ρ1=900*[]=

=0.32 МПа.

5. Требования по обеспечению эксплуатационной безопасности и экологичности ДВС

Правила техники безопасности при эксплуатации дизеля:

. К работе на машине с дизелем допускаются лица, знающие устройство, правила эксплуатации дизеля, прошедшие инструктаж по технике безопасности и имеющие документ на право эксплуатации этой машины.

. Перед началом работы осмотреть дизель, убедиться в его исправности и только после этого приступать к его пуску.

. Не разрешается:

допускать посторонних лиц к работающему дизелю;

оставлять работающий дизель без присмотра;

смазывать, ремонтировать и регулировать механизмы на работающем дизеле;

открывать пробку горловины радиатора неостывшего дизеля.

В случае такой необходимости открывайте пробку в рукавицах, приняв меры предосторожности против ожога;

подогревать дизель открытым пламенем;

запускать дизель и выполнять работы при наличии течи масла, топлива и охлаждающей жидкости;

наматывать шнур на руку при ручном пуске пускового двигателя.

Правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте.

1. Не допускается:

- пользоваться открытым огнем, курить при проверке уровня топлива, масла и при заправке ими дизеля;

засасывать ртом бензин, дизельное топливо или антифриз при заправке или переливании их с помощью шланга;

гасить водой воспламенившееся горюче-смазочные материалы.

Гасить пламя необходимо с помощью огнетушителя, песком, землей и войлоком;

мыть бензином руки и чистить одежду.

. Рекомендуется:

избегать попадания паров и брызг антифриза на лицо и руки при заправке им системы охлаждения;

после работы с антифризом тщательно вымыть руки тепловой водой с мылом.

. Промывку деталей керосином, бензином или дизельным топливом производите в специально отведенных местах с соблюдением правил пожарной безопасности.

. Промасленный обтирочный материал храните в закрытых металлических ящиках.

. Во время ремонта дизеля при работе с грузоподъемным устройством соблюдайте следующие правила:

проверьте состояние грузоподъемного устройства и опробуйте его, проверьте состояние грузоподъемного приспособления и грузового канала;

перед подъемом дизеля удалите с него инструмент и другие незакрепленные предметы;

зачаливание производите за грузовые кронштейны.

. При разборке и сборке дизеля соблюдайте следующие правила:

применяйте только исправный инструмент;

применяйте гаечные ключи соответствующего размера.

Не допускается применять прокладки между зевом ключа и гранями гаек;

при подтягивании крепежных деталей остерегайтесь расположенных вблизи деталей с острыми углами и кромками. Движение руки с ключом должно быть направлено к себе.

Заключение

В ходе данной курсовой работы были проведены тепловой расчет тепловой баланс двигателя, расчет кинематики и динамики двигателя и расчет основных деталей и систем двигателя А-01М. На основании этих расчетов были построены диаграммы и графики, характеризующие работу данного двигателя и действующих на шатунно-поршневую группу сил и моментов при номинальном режиме работы. Была дана сравнительная характеристика технических параметров двигателя и параметров, полученных в результате проведенных расчетов.

Список литературы

1. Автомобильные двигатели. /Архангельский С.А. Вухарт М.М., Воинов А.Н. и др. Под ред. М.С. Ховаха - Изд: Машиностроение, 1977. - 590 с.

. Конструкция и расчет автотракторных двигателей. /Вихерт М.М., Доброгаев Р.П., Лихов М.И. и др. Под ред. Степанова Ю.А. - М.: Машиностроение, 1964. - 546 с.

. Расчет автомобильных и тракторных двигателей./ A. И. Колчин, В.П. Демидов. - М.: Высш. Шк., 2002. - 496 с.: ил.

. Автомобильные и тракторные двигатели /Ленин И.М., Попык К.Г., Малашкин О.М. и др. Под ред. И.М. Ленина М.: Высшая школа, 1969,-653 с.

. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей /Вырубов Д.П., Иващенко Н.А., Ивин В.И. и др. Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова М.: Машиностроение, 1983, - 372 с.

Похожие работы на - Расчет ДВС

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!