Наименование
|
Значения
|
Тактность
|
Четырехтактный
|
Способ смесеобразования
|
Непосредственный впрыск
|
Число цилиндров
|
6
|
Порядок работы цилиндров
|
1-5-3-6-2-4
|
Диаметр цилиндра, мм
|
130
|
Степень сжатия
|
16+0.5
|
Направление вращения коленчатого вала (со стороны вентилятора)
|
Правое (по часовой стрелке)
|
Номинальная мощность, кВт (л.с.)
|
99 (135)
|
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.)
|
95.5 (130)
|
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин
|
1700
|
Максимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу,
не более, об/мин
|
1850
|
Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на
холостом ходу, не более, об/мин
|
700
|
Максимальный крутящий момент при 1100-1300 об/мин, не менее, Н.м
(кгс. м)
|
683 (69.6)
|
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем
моменте, об/мин
|
1100-1300
|
Установленный угол опережения впрыскивания топлива, град, до ВМТ
|
30-2
|
Удельный расход топлива при номинальной мощности, не более,
г/кВт.ч (г/л.с.ч)
|
221.45 (162.74)
|
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, не более,
г/кВт.ч (г/л.с.ч)
|
235 (173)
|
Номинальный коэффициент запаса крутящего момента, %, не менее
|
20
|
Масса конструктивная дизеля состояния поставки, кг
|
1200+40
|
Длина, мм
|
1777
|
Ширина, мм
|
825
|
Высота (без выпускной трубы и моноциклона), мм
|
1423
|
2. Тепловой расчет и
тепловой баланс двигателя
.1 Тепловой расчет
Топливо.
Средний элементный состав дизельного
топлива:
С=0.870; Н=0.126; О=0.004;
С, Н, О - массовые доли углерода,
водорода и кислорода в 1 кг топлива.
Низшая теплота сгорания топлива:
Нu=33.91*С+125.60*Н-10.89*(О-S) - 2.51*(9*Н+W);
Нu=33.91*0.87+125.60*0.126-10.89*0.004-2.51*9*0.126=42.44
МДж/кг.
Параметры рабочего тела.
Коэффициент избытка воздуха:
Α==;
Для дизеля с
неразделенными камерами и объемным смесеобразованием при номинальной мощности
принимаем α=1.50-1.70.
Количество свежего
заряда:
При α=1.5
М1= α× Lo=1.5*0.5=0.75
кмоль св. зар/кг топл.;
М1-количество
свежего заряда (количество горючей смеси).
Количество отдельных
компонентов продуктов сгорания:
Мco2=C/12=0.87/12=0.0725 кмоль CO2/кг
топл.;
Мн2о=Н/2=0.126/2=0.063
кмоль H2O/кг топл.;
При α=1.5
Мо2=0.208*(α-1)*Lo;
Мо2=0.208*(1.5-1)*0.5=0.052
кмоль O2/кг топл.;
МN2=0.792*α*Lo;
МN2=0.792*1.5*0.5=0.594 кмоль N2/кг
топл.;
Общее количество
продуктов сгорания:
М2=Мco2+ Мн2о+ Мо2+ МN2;
М2=0.0725+0.063+0.052+0.594=0.7815
кмоль пр. сг/кг топл.;
Параметры окружающей
среды и остаточные газы.
Атмосферные условия:
р0=0.1 МПа; Т0=293К.
Давление окружающей
среды для дизелей с неразделенными камерами и объемным смесеобразованием:
рк=0.25 МПа;
Температура окружающей
среды для дизелей:
Тк=Т0=293
К;
Температура и давление
остаточных газов.
Достаточно высокое
значение ε=16 дизеля снижает температуру и давление остаточных газов, а
повышенная частота вращения коленчатого вала несколько увеличивает значения Тr и
рr.
Тr=700 К;
рr=0.25*1.05=0.2625 МПа.
Процесс впуска.
∆Т=200С
- величина подогрева.
Плотность заряда на
впуске:
ρк=рк*106/(Rв*Тк);
ρк=0.25*106/(287*293)=2.973
кг/м3;
Rв=287
Дж/(кг×град) - удельная газовая постоянная воздуха.
Потери давления на впуске
в двигателе:
∆ра=(β2+ξвп)*ω2вп*ρк*10-6/2=2.7*702*2.973*10-6/2=0.019
МПа,
где (β2+ξвп)=27
и ωвп=70 м/с приняты в соответствии со скоростным режимом двигателя и с
учетом небольших гидравлических сопротивлений во впускной системе дизеля.
Давление в конце впуска:
ра =рк-∆ра;
ра=0.25-0.019=0.231
МПа;
Коэффициент остаточных
газов:
γr=*;
γr=*=0.034;
Температура в конце
впуска:
Та=(Тк+∆Т+γr*Тr)/(1+γr);
Та=(293+20+0.034*700)/(1+0.034)=326
К.
Коэффициент наполнения:
ŋv= Тк*(ε*ра-рr)/[(Тк+∆Т)*(ε-1)*рк];
ŋv=293*(16*0.231-0.2625)/[(293+20)*(16-1)*0.25]=0.879;
Процесс сжатия.
При работе дизеля на
номинальном режиме можно с достаточной степенью точности принять показатель
политропы сжатия приблизительно равным показателю адиабаты:
Ε=16,
Та=326 К, n1≈k1=1.368.
Давление и температура в
конце сжатия:
рс= ра*εn1 и Тс= Та*εn1-1;
рс=0.231*161.368=10.253
МПа;
Тс=326*161.368-1=904
К.
Средняя мольная
теплоемкость в конце сжатия:
а) воздуха (mcv)totc=20.6+2.638*10-3*tc;
tc=Тс-273=904-273=6310С;
(mcv)totc=20.6+2.638*10-3*631=22.265 кДж/(кмоль×град);
б) остаточных газов:
При α=1.5
и tc=6310С;
(mcvn)totc=23.942
кДж/(кмоль×град);
в) рабочей смеси:
(mcv1)totc=[1/(1+γr)]*[(mcv)totc+(mcvn)totc];
(mcv1)totc=[1/(1+0.034)]*[22.265+0.034*23.942]=22.317
кДж/(кмоль×град);
Процесс сгорания.
Коэффициент
молекулярного изменения свежей смеси в дизелях:
μ0=М2/М1=0.7815/0.75=1.042;
коэффициент
молекулярного изменения рабочей смеси в дизелях:
μ=(μ0+γr)/(1+γr)=(1.042+0.034)/(1+0034)=1.041;
Теплота сгорания рабочей
смеси в дизелях:
Нраб.см.=Нu/[М1*(1+γr)];
Нраб.см.=42440/[0.75*(1+0.034)]
54726 кДж/кмоль раб. см.;
Средняя мольная
теплоемкость продуктов сгорания в дизелях:
(mcvn)totz=(1/М2)*[Мco2*(mcvnco2)totz+Мн2о×(mcvnн2о)totz+Мo2×(mcvno2)totz+
+МN2*(mcvnN2)totz]=(mcvn)totz+8.315;
(mcvn)totz=(1/0.7815)*[0.0725*(39.123+0.003349tz)+0.063*(26.67+0.004438tz)+ +0.052*(23.723+0.001550tz)+0.594*(21.951+0.001457tz)]=24.043+0.00187tz;
(mcpn)totz=24.043+0.00187tz+8.135=32.358+0.00187tz;
Коэффициент
использования теплоты для дизелей с неразделенными камерами сгорания и объемным
смесеобразованием можно принять ξz=0.70.
Степень повышения
давления в дизеле в основном зависит от величины цикловой подачи топлива. С
целью снижения газовых нагрузок на детали кривошипно-шатунного механизма
целесообразно иметь максимальное давление сгорания не выше 11-12 МПа. В связи с
этим целесообразно принять для дизеля λ=2.0.
Температура в конце
видимого процесса сгорания:
ξz*Нраб.см.+[(mcv1)totc+8/315*λ]*tc+2270*(λ-μ)=μ*(mcpn)totz*tz;
.7*54726+[22.317+8.315*2]*631+2270*(2-1.041)=1.041*(32.358+0.00187tz)*tz;
tz=1910
К;
Тz=tz+273=1910+273=2183 К.
Максимальное давление
сгорания для дизелей:
рz=λ*рс;
рz=2*10.253=20.506 МПа;
Степень предварительного
расширения для дизелей:
ρ=μ*Тz/(λ*Тс);
ρ=1.041*2183/(2*904)=1.26;
Процесс расширения.
Степень последующего
расширения для дизелей:
δ=ε/ρ;
δ=16/1.26=12.69;
Средние показатели
адиабаты и политропы расширения для дизелей:
При δ=12.69;
Тz= 2183 К и α=1.5;
K2=1.2695,
а n2 принимаем равным 1.260;
Давление и температура в
конце расширения для дизелей:
рb= рz/δn2;
рb= 20.506/12.692=0.835 МПа;
Тb=Тz/δn2-1=2183/12.691.26-1=1128 К;
Проверка ранее принятой
температуры остаточных газов для дизелей:
Тr=Тb/;
Тr=1128/ =1871 К.
Индикаторные параметры
рабочего цикла.
Среднее индикаторное
давление для дизелей:
рi=φ и рi1=0.92*2.6=2.39
МПа,
где коэффициент полноты
диаграммы принят φu=0.92.
Индикаторный КПД для
дизелей:
ŋi=рi*lo*α/(Нu*ρк*ŋv);
ŋi=2.39*14.452*1.5/(42.44*2.973*0.879)=0.484;
Индикаторный удельный
расход топлива для дизелей:
gi=3600/(Нu*ŋi);
gi=3600/(42/44*0/484)=175
г./(кВт*ч)
Эффективные показатели
двигателя:
Среднее давление
механических потерь:
рм=0.089+0.0118*υп.ср.;
υп.ср.=10
м/с - средняя скорость поршня.
рм=0.089+0.0118*10=0.207
МПа.
Среднее эффективное
давление и механический КПД для дизелей:
ре=рi-рм;
ре=2.39-0.207=2.183
МПа;
ŋм=ре/рi;
ŋм=2.183/2.39=0.913;
Эффективный КПД и эффективный
удельный расход топлива для дизелей:
ŋе=ŋi*ŋм;
ŋе=0.484*0.913=0.442;
gе=3600/(Нu*ŋе);
gе=3600/(42.44*0.442)=191
г./(кВт*ч);
Основные параметры
цилиндра и двигателя.
Литраж двигателя:
Vл=30*τ*Nе/(ре*n);
τ=4 - тактность двигателя;
Vл=30*4*99/(2.183*1700)=3.24
л.
Nе=99кВт-мощность
двигателя, n=1700 об/мин.
Рабочий объем цилиндра:
Vh=Vл/i=3.24/6=0.54 л,
i=6-количество
цилиндров.
Диаметр и ход поршня
дизеля, как правило, выполняются с отношением хода поршня к диаметру цилиндра S/D≥1. Однако уменьшение S/D для дизеля снижает скорость поршня и повышает ŋм.
В связи с этим целесообразно принять S/D=1.
D=100*;
D=100*=88.28 мм.
Окончательно принимаем S=D=90 мм.
По окончательно принятым
значениям S и D определяются основные
параметры и показатели двигателя.
Vл=π*D2*S*i/(4*106);
Vл=3.14*902*90*6/(4*106)=3.43 л.
Fп=π*D2/4;
Fп=3.14*902/4=63.585 см2;
υп.ср=S*n/(3*104);
υп.ср=90*1700/(3*104)=5.1
м/с;
Ne=pe*Vл*n/(30*τ);
Ne=2.183*3.43*1700/(30*4)=106.4
кВт;
Ме=3*104*Ne/(π*n);
Ме=3*104*106.4/(3.14*1700)=597
Н*м;
Gт=Ne*gе;
Gт=106.4*0.191=20.32
кг/ч;
Nл=Ne/Vл;
Nл=106.4/3.43=31.02
кВт/дм3.
Построение индикаторной
диаграммы дизеля А-01М:
Масштаб хода поршня - Мs=1.5 мм в мм;
Масштаб давлений - Мр=0.08
МПа в мм.
Приведенные величины
рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания соответственно:
АВ=S/Мs=90/1.5=60
мм.
ОА=АВ/(ε-1)=60/(16-1)=4
мм.
Максимальная высота
диаграммы (точки z1
и z) и положение точки z
по оси абсцисс:
рz/Мр=20.506/0.08=256.3 мм;
z1z=ОА*(ρ-1)=4*(1.26-1)=1 мм.
Ординаты характерных
точек:
ро/Мр=0.1/0.08=1.25
мм;
рк/Мр=0.25/0.08=3.1
мм;
рr/Мр=0.2625/0.08=3.281 мм;
ра/Мр=0.231/0.08=2.887
мм;
рс/Мр=10.253/0.08=128.16
мм;
рb/Мр=0.835/0.08=10.44 мм.
Построение политроп
сжатия и расширения проводится аналитическим методом:
а) для луча ОС принимаем
угол α=150;
б) tg β1=(1+tgα)n1-1=(1+tg150)1.368-1=0.3836; β1=200981;
в) используя лучи ОД и
ОС, строим политропу сжатия, начиная с точки с;
г) tg β2=(1+tgα)n2-1=(1+tg150)1.26 -1=0.3486; β2=190211;
д) используя лучи ОЕ и
ОС, строим политропу расширения, начиная с точки z.
Теоретическое среднее
индикаторное давление:
рi1=F1*Мр/АВ=1254*0.08/60=1.63 Мпа.
F1
- площадь диаграммы асz1zba.
Скругление индикаторной
диаграммы.
Учитывая достаточную
быстроходность рассчитываемого дизеля, ориентировочно устанавливаются фазы
газораспределения:
впуск - начало (точка r1) за 200 до в.м.т.
и окончание (точка а11)-500
после н.м.т.;
впуск - начало (точка b1) за 500 до н.м.т.
и окончание (точка а1)-200
после в.м.т.
С учетом быстроходности
дизеля принимается угол опережения впрыска 300 (точка с1)
и продолжительность периода задержки воспламенения ∆φ1=180
(точка f).
В соответствии с
принятыми фазами газораспределения и углом опережения впрыска определяется
положение точек b1,
r1, a1,
a11, c1
и f по формуле для перемещения поршня:
АХ=(АВ/2)*[(1-cosφ)+(λ/4)*(1-cos2φ)];
где λ
- отношение радиуса кривошипа к длине шатуна, равна 0.24.
Результаты расчета
ординат точек b1, r1,
a1, a11,
c1 и f занесены в таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Обозначение точек
|
Положение точек
|
φ
|
(1cosφ)+(λ/4)*
*(1-cos2φ)
|
Расстояние АХ точек от в.м.т., мм
|
b1
|
500 до н.м.т.
|
100
|
1.289
|
38.67
|
r1
|
200 до в.м.т.
|
20
|
0.075
|
2.25
|
a1
|
200 после в.м.т.
|
20
|
0.075
|
2.25
|
a11
|
500 после н.м.т.
|
100
|
1.289
|
38.67
|
c1
|
300 до в.м.т.
|
30
|
0.164
|
4.92
|
f
|
(300-180) до в.м.т.
|
12
|
0.027
|
0.81
|
Положение точки с11
определяют из выражения:
рс11=(1.15÷1.25)*рс=1.15*10.253=15.379
МПа;
рс11/Мр=15.379/0.08=192.24
мм.
Точка zд лежит на линии ориентировочно вблизи точки z.
Нарастание давления от точки с11
до zд составляет 20.506-15.379=5.127 МПа или 5.127/10=0.513 МПа/град
п.к.в., где 10-положение точки zд по оси абсцисс, град.
Соединяя плавными кривыми точки rca1, c1cf и c11 и далее с zд и кривой расширения b1cb11 (точка b11 располагается между точками b и а) и далее cr1 и r, получаем скругленную индикаторную диаграмму ra1ac1fc11zдb1b11r.
Рисунок 2.1 - Индикаторная диаграмма
дизеля А-01М
2.2 Тепловой баланс
Общее количество теплоты, введенной
в двигатель с топливом для дизелей:
Qo=Hu*Gт/3.6 $
Qo=42440*20.32/3.6=237664 Дж/с.
Теплота, эквивалентная эффективной
работе за 1с, для дизелей:
Qе=1000*Nе=1000*106.4=106400 Дж/с.
Теплота, передаваемая охлаждающей
среде, для дизелей:
Qв=С*i*D1+2m *nm *(1/α);
с=0.45-коэффициент
пропорциональности для четырехтактных двигателей.
m=0.5-показатель степени для четырехтактных двигателей.
Qв=0.45*6*91+2*0.5 *17000.5
*(1/1.5)=6041 Дж/с.
Теплота, унесенная с отработавшими
газами:
Qr=(Gт/3.6)*[M2*(mcp11)t0tr *tr-M1*(mcp)totk *tk];
где (mcp11)t0tr =(mcv1)totr+8.315;
(mcp11)t0tr =23.129, при α=1.5 и tr=700-273=4270С.
(mcp11)t0tr =23.129+8.315=31.444 кДж/(кмоль*град);
(mcp)totk =(mcv)totк+8.315;
(mcp)totk =20.775, при tk=Тк-273=293-273=200С.
(mcp)totk =20.775+8.315=29.09 кДж/(кмоль*град);
Qr=(20.32/3.6)*[0.7815*23.129*427-0.75*20.775*20]=41477 Дж/с.
Неучтенные потери теплоты:
Qост=Qo - (Qe+Qв+Qr);
Qост=237664 -
(106400+6041+41477)=83746 Дж/с.
Составляющие теплового баланса
представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Составляющие теплового баланса
|
Дизель А-01М
|
|
Q,
Дж/с
|
q,
%
|
Теплота, эквивалентная эффективной работе
|
106400
|
45
|
Теплота, передаваемая охлаждающей среде
|
6041
|
2.5
|
Теплота, унесенная с отработавшими газами
|
41477
|
17.5
|
Неучтенные потери теплоты
|
83746
|
35
|
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом
|
237664
|
100
|
3. Расчет кинематики и
динамики двигателя
Длина шатуна LШ:
LШ=R/λ= 65/0,24=270 мм
Перемещение поршня.
Изменение хода поршня по углу
поворота коленчатого вала строят графическим методом в масштабе MS=2 мм в мм и Mφ=20 в мм через каждые 300.
Поправка Брикса:
Rλ/(2MS)=65*0,24/(2*2)=3,9
мм
Угловая скорость вращения
коленчатого вала:
ω=πn/30=3,14*1700/30=178 рад/с.
Скорость поршня.
Изменение скорости поршня по углу
поворота коленчатого вала строят графическим методом в масштабе MV=0,4 м/с в мм:
ωR/MV=178*0,065/0,4=28,9
мм;
ωRλ/(MV2)=178*0,065*0,240/(0,4*2)=3,5 мм;
±VП max≈ωR√1+λ2=178*0,065*√1+0,242=11,9
м/с.
Ускорение поршня.
Изменение ускорения поршня по углу
поворота коленчатого вала строят графическим методом в масштабе Mj=100 м/с2
в мм:
ω2R/Mj=1782*0,065/100=20,6 мм;
ω2Rλ/Mj=1782*0,065*0,240/100=4,9
мм;
jmax= ω2R (1+λ)=1782*0,065 (1+0,24)=2553 м/с2;
jmin= -ω2R (λ+1/8λ)=1782*0,065 (0,24+1/8*0,24)=1566 м/с2.
Значения SX, Vп и j в зависимости от φ, полученные на основании построенных графиков, заносят в таблицу
3.1.
Таблица 3.1
φ0
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
Sx,
мм
|
0
|
10,66
|
38,35
|
72,8
|
103,35
|
123,24
|
130
|
Vп,
м/с
|
0
|
+6,7
|
+11,22
|
+11,57
|
+8,8
|
+4,58
|
0
|
j,
м/с2
|
+2553
|
+2030
|
+782
|
-494
|
-1276
|
-1536
|
-1566
|
φ0
|
210
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
Sx,
мм
|
123,24
|
103,35
|
72,8
|
38,35
|
10,66
|
0
|
Vп,
м/с
|
-4,58
|
-8,8
|
-11,57
|
-11,22
|
-6,7
|
0
|
j,
м/с2
|
-1536
|
-1276
|
-494
|
+782
|
+2030
|
+2553
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При j=0, Vп=±11,9 м/с, а точки перегиба S соответствуют повороту кривошипа на
760 и 2840.
Рисунок 3.1 - Зависимости пути,
скорости и ускорения поршня дизеля от угла поворота кривошипа
3.2 Расчет динамики
двигателя
Приведение масс частей
кривошипно-шатунного механизма.
По таблице (1, таблица 8.1, стр.
166) с учетом диаметра цилиндра, отношения S/D, V-образного расположения цилиндров и
достаточно высокого значения pz устанавливаются:
масса поршневой группы (для поршня
из алюминевого сплава m1п=300 кг/м2)
mп=m1пFп=300*0,0132=3,96 кг
масса шатуна (m1ш=400 кг/м2)
mш=m1шFп=400*0,0132=5,28 кг
масса неуравновешенных частей одного
колена вала без противовесов (для стального кованного вала m1k=400 кг/м2)
mk=m1kFП=400*0,0132=5,28 кг
масса шатуна, сосредоточенная на оси
поршневого пальца:
mш.п.=0,275mш=0,275*5,28=1,45 кг
масса шатуна, сосредоточенная на оси
кривошипа:
mш.к.=0,725mш=0,725*5,28=3,83 кг
массы, совершающие
возвратно-поступательное движение:
mj=mп+mш.п.=3,96+1,45=5,41 кг
массы, совершающие вращательное
движение:
mR∑=mk+2mш.к.=5,28+2*3,83=12,94 кг
Полные и удельные силы инерции.
Силы инерции возвратно-поступательно
движущихся масс определяют по кривой ускорений (см. рис. 3.1 и табл. 3.1):
полные силы
Pj= - jmj*10-3= - j*5,41*10-3 кH;
удельные силы
pj=Pj/Fп= Pj*10-3/0,0132
МПа.
Значения pj заносят в таблицу
3.2.
Центробежная сила инерции
вращающихся масс шатуна одного цилиндра
КRш= - mш.к.Rω2*10-3= -3,83*0,065*1782*10-3=
-7,88 кH.
Центробежная сила инерции
вращающихся масс кривошипа
КRк= - mкRω2*10-3= -5,28*0,065*1782*10-3=
-10,87 кH.
Центробежная сила инерции
вращающихся масс, действующая на кривошип
КR∑= КRк+2 КRш= -10,87+2*(-7,88)= -26,63кH.
Таблица 3.2.
φ0
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
∆Рг, МПа
|
0,062
|
0,059
|
0,059
|
0,059
|
0,059
|
0,059
|
0,059
|
0,08
|
j, м/с2
|
2553
|
2030
|
782
|
-494
|
-1276
|
-1536
|
-1566
|
-1536
|
Pj, МПа
|
-1,046
|
-0,831
|
-0,32
|
0,2024
|
0,5229
|
0,6295
|
0,6418
|
0,6295
|
Р, МПа
|
-0,984
|
-0,772
|
-0,261
|
0,26146
|
0,58196
|
0,68852
|
0,7008
|
0,7095
|
φ0
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
390
|
420
|
450
|
∆Рг, МПа
|
0,13
|
0,24
|
0,69
|
2,31
|
8,569
|
6,06
|
2,03
|
0,93
|
j, м/с2
|
-1276
|
-494
|
782
|
2030
|
2553
|
2030
|
782
|
-494
|
Pj, МПа
|
0,52296
|
0,20246
|
-0,320
|
-0,8319
|
-1,046
|
-0,831
|
-0,320
|
0,20246
|
Р, МПа
|
0,65296
|
0,44246
|
0,36949
|
1,47800
|
7,5226
|
5,2280
|
1,7094
|
1,1324
|
φ0
|
480
|
510
|
540
|
570
|
600
|
630
|
660
|
690
|
720
|
∆Рг, МПа
|
0,56
|
0,39
|
0,22
|
0,14
|
0,062
|
0,062
|
0,062
|
0,062
|
0,062
|
j, м/с2
|
-1276
|
-1536
|
-1566
|
-1536
|
-1276
|
-494
|
782
|
2030
|
2553
|
Pj, МПа
|
0,5229
|
0,6295
|
0,6418
|
0,6295
|
0,5229
|
0,2024
|
-0,32
|
-0,831
|
-1,046
|
Р, МПа
|
1,0829
|
1,0195
|
0,8618
|
0,7695
|
0,5849
|
0,2644
|
-0,258
|
-0,769
|
-0,984
|
Рисунок 3.2 - Зависимость р и ∆рг
от угла поворота кривошипа
Удельные суммарные силы.
Удельная суммарная сила (МПа),
сосредоточенная на оси поршневого пальца (рис. 3.2 и табл. 3.2):
р=∆рг+рj.
Удельные силы рN, pS, pK и pT определяют
аналитическим методом. Расчет этих сил для различных φ сводят в таблицу 3.3.
Графики изменения удельных сил рN, pS, pK и pT в зависимости от φ представлены на рис.
3.3, где МР=0,08МПа в мм и Мφ=30 в мм.
Среднее значение удельной тангенциальной
силы за цикл:
По данным теплового расчета
PTср=2рi/(πτ)=2*1,3478/(3,14*4)=0,215МПа.
Крутящие моменты.
Крутящий момент одного
цилиндракр.ц.=TR=T*0,065 kH*м.
Изменение крутящего момента цилиндра
в зависимости от φ выражает кривая рТ (рис. 3.3 и табл. 3.3), но в
масштабе
ММ=МрFпR=0,08*0,0132*0,065*103=0,06864
kH*м
в мм,
Период изменения крутящего момента
четырехтактного дизеля с равными интервалами между вспышками
θ=720/i=720/6=1200.
Таблица 3.3.
φ0
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
Р, МПа
|
-0,984
|
-0,772
|
-0,261
|
0,26146
|
0,58196
|
0,68852
|
0,7008
|
0,7095
|
tgβ
|
0
|
0,121
|
0,211
|
0,245
|
0,211
|
0,121
|
0
|
-0,121
|
PN, MПа
|
0
|
-0,09341
|
-0,05507
|
0,064058
|
0,122794
|
0,083311
|
0
|
-0,08585
|
1/cosβ
|
1
|
1,007
|
1,022
|
1,03
|
1,022
|
1,007
|
1
|
1,007
|
PS, МПа
|
-0,984
|
-0,7774
|
-0,26674
|
0,269304
|
0,594763
|
0,69334
|
0,7008
|
0,714467
|
cos (φ+β)/cosβ
|
1
|
0,806
|
0,317
|
-0,245
|
-0,683
|
-0,926
|
-1
|
-0,926
|
Pk, МПа
|
-0,984
|
-0,62223
|
-0,08274
|
-0,06406
|
-0,39748
|
-0,63757
|
-0,7008
|
-0,657
|
K, kH
|
-12,9888
|
-8,21346
|
-1,09213
|
-5,24672
|
-8,41592
|
-9,25056
|
-8,67236
|
sin (φ+β)/cosβ
|
0
|
0,605
|
0,972
|
1
|
0,76
|
0,395
|
0
|
-0,395
|
PT, МПа
|
0
|
-0,46706
|
-0,25369
|
0,26146
|
0,44229
|
0,271965
|
0
|
-0,28025
|
T, kH
|
0
|
-6,16519
|
-3,34873
|
3,451272
|
5,838223
|
3,589943
|
0
|
-3,69933
|
Mкр.ц., H*M
|
0
|
-400,737
|
-217,668
|
224,3327
|
379,4845
|
233,3463
|
0
|
-240,457
|
|
φ0
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
390
|
420
|
450
|
Р, МПа
|
0,65296
|
0,44246
|
0,36949
|
1,478
|
7,5226
|
5,228
|
1,7094
|
1,1324
|
tgβ
|
-0,211
|
-0,245
|
-0,211
|
-0,121
|
0
|
0,121
|
0,211
|
0,245
|
PN, MПа
|
-0,13777
|
-0,1084
|
-0,07796
|
-0,178838
|
0
|
0,632588
|
0,360683
|
0,277438
|
1/cosβ
|
1,022
|
1,03
|
1,022
|
1,007
|
1
|
1,007
|
1,022
|
1,03
|
PS, МПа
|
0,667325
|
0,455734
|
0,377619
|
1,488346
|
7,5226
|
5,264596
|
1,747007
|
1,166372
|
cos (φ+β)/cosβ
|
-0,683
|
-0,245
|
0,317
|
0,806
|
1
|
0,806
|
0,317
|
-0,245
|
Pk, МПа
|
-0,44597
|
-0,1084
|
0,117128
|
1,191268
|
7,5226
|
4,213768
|
0,54188
|
-0,27744
|
K, kH
|
-5,88683
|
-1,43092
|
1,546094
|
15,72474
|
99,29832
|
55,62174
|
7,152813
|
-3,66218
|
sin (φ+β)/cosβ
|
-0,76
|
-1
|
-0,972
|
-0,605
|
0
|
0,605
|
0,972
|
1
|
PT, МПа
|
-0,49625
|
-0,44246
|
-0,35914
|
-0,89419
|
0
|
3,16294
|
1,661537
|
1,1324
|
T, kH
|
-6,55049
|
-5,84047
|
-4,74070
|
-11,80331
|
0
|
41,75081
|
21,93229
|
14,94768
|
Mкр.ц., H*M
|
-425,782
|
-379,631
|
-308,145
|
-767,215
|
0
|
2713,803
|
1425,599
|
971,5992
|
φ0
|
480
|
510
|
540
|
570
|
600
|
630
|
660
|
690
|
720
|
Р, МПа
|
1,0829
|
1,0195
|
0,8618
|
0,7695
|
0,5849
|
0,2644
|
-0,258
|
-0,769
|
-0,984
|
tgβ
|
0,211
|
0,121
|
0
|
-0,121
|
-0,211
|
-0,245
|
-0,211
|
-0,121
|
0
|
PN, MПа
|
0,228492
|
0,12336
|
0
|
-0,09311
|
-0,123414
|
-0,064778
|
0,054438
|
0,093049
|
0
|
1/cosβ
|
1,022
|
1,007
|
1
|
1,007
|
1,022
|
1,03
|
1,022
|
1,007
|
1
|
PS, МПа
|
1,106724
|
1,026637
|
0,8618
|
0,774887
|
0,597768
|
0,272332
|
-0,263676
|
-0,774383
|
-0,984
|
cos (φ+β)/cosβ
|
-0,683
|
-0,926
|
-1
|
-0,926
|
-0,683
|
-0,245
|
0,317
|
0,806
|
1
|
Pk, МПа
|
-0,73962
|
-0,94406
|
-0,8618
|
-0,712557
|
-0,399487
|
-0,064778
|
-0,081786
|
-0,619814
|
-0,984
|
K, kH
|
-9,76299
|
-12,4616
|
-11,3758
|
-9,405752
|
-5,273224
|
-0,85507
|
-1,079575
|
-8,181545
|
-12,9888
|
sin (φ+β)/cosβ
|
0,76
|
0,395
|
0
|
-0,395
|
-0,76
|
-1
|
-0,972
|
-0,605
|
0
|
PT, МПа
|
0,823004
|
0,402703
|
0
|
-0,303953
|
-0,444524
|
-0,2644
|
0,250776
|
0,465245
|
0
|
T, kH
|
10,86365
|
5,315673
|
0
|
-4,012173
|
-5,867717
|
-3,49008
|
3,310243
|
6,141234
|
0
|
Mкр.ц., H*M
|
706,1374
|
345,5187
|
0
|
-260,7912
|
-381,4016
|
-226,8552
|
215,1658
|
399,1802
|
0
|
Рисунок 3.3 - Графики изменения
удельных сил рN, pS, pK и pT
Таблица 3.4.
φ0 коленчатого вала
|
Цилиндры
|
|
1-й
|
2-й
|
3=й
|
4-=й
|
|
φ0 кривошипа
|
Mкр.ц., H*M
|
φ0 кривошипа
|
Mкр.ц., H*M
|
φ0 кривошипа
|
Mкр.ц., H*M
|
φ0 кривошипа
|
Mкр.ц., H*M
|
0
|
0
|
0
|
120
|
379
|
240
|
-425
|
360
|
0
|
10
|
10
|
-130
|
130
|
320
|
250
|
-410
|
370
|
900
|
20
|
20
|
-160
|
140
|
270
|
260
|
-395
|
380
|
1800
|
30
|
30
|
-400
|
150
|
233
|
270
|
-379
|
390
|
2713
|
40
|
40
|
-340
|
160
|
140
|
280
|
-360
|
400
|
2200
|
50
|
-280
|
170
|
70
|
290
|
-340
|
410
|
1800
|
60
|
60
|
-217
|
180
|
0
|
300
|
-308
|
420
|
1425
|
70
|
70
|
-70
|
190
|
-70
|
310
|
-450
|
430
|
1275
|
80
|
80
|
80
|
200
|
-140
|
320
|
-600
|
440
|
1125
|
90
|
90
|
224
|
210
|
-240
|
330
|
-767
|
450
|
971
|
100
|
100
|
270
|
220
|
-280
|
340
|
-500
|
460
|
880
|
110
|
110
|
320
|
230
|
-370
|
350
|
-250
|
470
|
790
|
120
|
120
|
379
|
240
|
-425
|
360
|
0
|
480
|
706
|
φ0 коленчатого вала
|
Цилиндры
|
|
5-й
|
6-й
|
Mкр., H*M
|
|
φ0 кривошипа
|
Mкр.ц., H*M
|
φ0 кривошипа
|
Mкр.ц., H*M
|
|
0
|
480
|
706
|
600
|
-381
|
279
|
10
|
490
|
580
|
610
|
-330
|
930
|
20
|
500
|
460
|
620
|
-280
|
1695
|
30
|
510
|
345
|
630
|
-226
|
2286
|
40
|
520
|
220
|
640
|
-75
|
1785
|
50
|
530
|
110
|
650
|
75
|
1435
|
60
|
540
|
0
|
660
|
215
|
1115
|
70
|
550
|
-90
|
670
|
275
|
870
|
80
|
560
|
-180
|
680
|
345
|
630
|
90
|
570
|
-260
|
690
|
399
|
327
|
100
|
580
|
-300
|
700
|
260
|
330
|
110
|
590
|
-340
|
710
|
130
|
280
|
120
|
600
|
-381
|
720
|
0
|
279
|
Суммирование значений крутящих
моментов всех восьми цилиндров двигателя производится табличным методом (табл.
3.4) через каждый 100 угла поворота коленчатого вала. По полученным
данным строят кривую Мкр (рис. 3.4) в масштабе Мм=25Н*м в
мм и Мφ=10 в мм.
Рисунок 3.4 - Суммарный крутящий
момент дизеля
Уравновешивание.
Центробежные силы инерции
рассчитываемого двигателя полностью уравновешены: ∑КR=0.
Суммарный момент центробежных сил
действует во вращающейся плоскости, составляющей с плоскостью первого кривошипа
угол 18026’, величина его
∑МR=√10 (mk+2mш.к.)
Rω2a.
Силы инерции первого порядка взаимно
уравновешены: ∑Rj1=0.
Суммарный момент сил инерции первого
порядка действует в той же плоскости, где и равнодействующий момент
центробежных сил, величина его
∑Мj1=√10mj
Rω2a.
Силы инерции второго порядка и их
моменты полностью уравновешены: ∑Rj2=0; ∑Мj2=0.
Уравновешивание моментов ∑Мj1
и ∑МR осуществляется установкой двух противовесов на концах
коленчатого вала в плоскости действия моментов, т.е. под углом 18026’.
Суммарные моменты ∑Мj1
и ∑МR действуют в одной плоскости поэтому
∑Мj1 и ∑МR=аRω2√10 (mj+mk+2mш.к.).
Масса каждого противовеса
определяется из условия равенства моментов
пр∑ρω2b=∑Мj1 и ∑МR.
Расстояние центра тяжести общего
противовеса от оси коленчатого вала принимаем ρ=125 мм.
Расстояние между центрами тяжести
общих противовесов - b=720 мм.
Расстояние между центрами шатунных
шеек - а=160 мм.
Масса общего противовеса
пр=аR√10 (mj+mk+2mш.к.)/(ρb)=
=160*65*√10
(5,41+5,28+2*3,83)/(125*720)=6,7 кг
4. Расчет основных
деталей и систем двигателя
двигатель тепловой дизель сгорание
4.1 Расчет кривошипной головки шатуна дизеля
Из динамического расчета и расчета
поршневой головки шатуна имеет:
Радиус кривошипа R=0.065 м;
Масса поршневой группы mп=3.96 кг;
Масса шатунной группы mш=5.28 кг;
ωx.x.max=178 рад/с; λ=0.24;
Диаметр шатунной шейки
dш.ш.=0.6*130=78 мм;
Толщина стенки вкладыша tВ=3.12 мм;
Расстояние между шатунными болтами
Сδ=1.3*78=101.4 мм;
Длина кривошипной головки
lк=0.45*78=35 мм; mкр=0.2*5.28=1.056 кг;
Максимальная сила энергии:
Pjp=-ωx.x.max*R*[(mn+mш.п.)*(1+λ)+(mш.к-mкр)]*10-6;
Pjp=-1782*0.065*[(3.96+1.45.)*(1+0.24)+(3.83-1.056)]*10-6=-0.0195
МН;
Момент сопротивления моментного
сечения:
Wиз=lк(0.5Сδ-r1)2/6;
r1=0.5 (dш.ш.+2tB)=0.5 (78+2*3.12)=42.12 мм - внутренний радиус кривошипной головки
шатуна.
Wиз=35 (0.5*101.4-42.12)2*10-6/6=4.3*10-7м3;
Момент инерции вкладыша и крышки:
lВ=lкtB
lВ=35*(3/12)3*10-12=35*30.4*10-12=1064*10-12м4;
J=lк*(0.5Сδ-r1)3;
J=35*(0.5*101.4-42.12)3*10-12=22120*10-12м4.
Напряжение изгиба крышки и вкладыша:
δиз=
Pjp +
];
Fr=lк*0.5 (Сδ-dш.ш.)=0.5*35*(101.4-78)*10-6=409.5*10-6=0.000409
м2;
δиз=
0.0195* +
]=100 МПа.
4.2 Расчет стержня
шатуна дизеля
Из динамического расчета
имеем:
Рсж=Рг+Рj;
Рj=-j*5.41*10-3кН=2553*5.41*10-3=13.8
кН, при φ=3600.
Рr=91.5 кН,
Рсж=13.8+91.5=105.3кН=0.1053
МН.
Рр=Рг+Рj=-21.14 кН=-0.02114 МН при φ=0.
Длина шатуна Lш=270 мм;
hш=22
мм;
bш=24
мм;
aш=7
мм;
tш=7
мм.
Из расчета кривошипной
головки:
d=26
мм;
d1=61
мм.
Характеристика материала
шатуна - сталь 40Х.
Площадь и моменты
инерции расчетного сечения В-В:
Fср=hш*bш - (bш
- aш)*(hш-2*tш);
Fср=22*24
- (24-7)*(22-2*7)=392 мм2=39.2*10-5 м2;
Jx=[bш-*hш3 - (bш
- aш)*(hш-2*tш)3]/12;
Jx=[24*223
- (24-7)*(22-2*7)3]/12=20570 мм4=20.5*10-9 м4;
Jy=[hш*bш3 - (hш-2*tш)*(bш
- aш)3]/12;
Jy=[22*243
- (22-2*7)*(24-7)3]/12=22068 мм4=22.07*10-9 м4.
Максимальные напряжения
от сжимающей силы:
а) в плоскости качания
шатуна:
σmax x=Kx*Pсж/Fср;
где Kx=1+σе/(π2*εш)*Lш2/Jx*Fср;
σе=σв;
σе=σв=750
МПа - для стали Х40; предел упругости материала шатуна.
εш=2.2*105
МПа - модель упругости стального шатуна.
Kx=1+750/(3.142*2.2*105)*2702/20570*392=1.4;
σmax x=1.4*0.1053/(39.2*10-5)=376 МПа.
б) в плоскости,
перпендикулярной плоскости качания шатуна:
σmax y=Ky*Pсж/Fср;
где Ky=1+σе/(π2*εш)*L12/(4*Jy)*Fср;
L1=Lш - (d+d1)/2=270 - (26+61)/2=226.5 мм.
Ky=1+750/(3.142*2.2*105)*226.52/(4*22068)*392=1.08;
σmax y=1.08*0.1053/(39.2*10-5)=290 МПа.
Минимальное напряжение
от растягивающей силы:
σmin=Pp/Fср=0.02114/(39.2*10-5)=-54
МПа.
Средние напряжения и
амплитуды цикла:
σm x=(σmax x+
σmin)/2=(376-54)/2=161
МПа.
σm y=(σmax
у+ σmin)/2=(290-54)/2=118
МПа.
σа
x=(σmax x
- σmin)/2=(376+54)/2=215
МПа.
σа
y=(σmax
у - σmin)/2=(290+54)/2=172
МПа.
σак
x=σax*kσ/(εм*εп);
где kσ=1.2+1.8*10-4*(σв-400)=1.2+1.8*10-4*(750-400)=1.26.
εм=0.89
(максимальный размер сечения стержня шатуна 22 мм).
εп=1.26.
σак
x=215*1.26/(0.89*1.26) 242 МПа.
σак
у=σaу*kσ/(εм*εп)=172*1.26/(0.89*1.26)=193 МПа.
Так как =242/161>=0.328 и =193/118=1.6,
то запасы прочности в сечении В-В определяются по пределу усталости:
nσx=σ-1p/(σак
x+ασ*σm x);
nσx=300/(242+0.17*161)=1.11;
nσy=σ-1p/(σак
y+ασ*σm y);
nσy=300/(193+0.17*118)=1.4.
4.3 Расчет центрифуги
Произвести расчет
двухсопловой неполнопоточной центрифуги с гидрореактивным приводом для дизеля.
Циркуляционный расход
масла в системе определяется по формуле:
Vц=Qм/(ρм*см*∆Тм), в м3/с;
Qм=(0.015-0.030)*Qо;
Qм=(0.015-0.030)*237664=3565
кДж/с;
ρм-плотность
масла=900 кг/м3;
см=2.094-средняя
теплоемкость масла, кДж/(кг*К);
∆Тм=10-15
- температура нагрева масла в двигателе, К.
Vц=3565/(900*2.094*10)=0.189
м3/с.
Неполнопоточной
центрифуги принимается равной 20%.
Производительность
центрифуги:
Vр.ц.=0.2*Vц=0.2*0.189=0.0378 м3/с.
Плотность масла ρм=900
кг/м3;
Коэффициент сжатия струи
масла ε=1.0;
Диаметр сопла центрифуги
dс=2 мм=0.002 м.
Площадь отверстия сопла:
Fс=π*
dс2/4;
Fс=3.14*0.0022/43.14*10-6
м2.
Расстояние от оси сопла
до оси ротора R=40 мм=0.04 м.
Момент сопротивления в
начале вращения ротора а=1*10-3 Н*м.
Скорость нарастания
момента сопротивления b=6*10-6
(Н*м)/мин-1.
Частота вращения ротора
центрифуги в минуту:
n=;
n==1300 мин-1;
Радиус оси ротора rо=8 мм=0.008 м.
Коэффициент расхода
масла через сопло α=0.82.
Коэффициент
гидравлических потерь ψ=0.15.
Давление масла перед
центрифугой:
ρ1=ρм*[];
ρ1=900*[]=
=0.32 МПа.
5. Требования по
обеспечению эксплуатационной безопасности и экологичности ДВС
Правила техники
безопасности при эксплуатации дизеля:
. К работе на машине с
дизелем допускаются лица, знающие устройство, правила эксплуатации дизеля,
прошедшие инструктаж по технике безопасности и имеющие документ на право
эксплуатации этой машины.
. Перед началом работы
осмотреть дизель, убедиться в его исправности и только после этого приступать к
его пуску.
. Не разрешается:
допускать посторонних
лиц к работающему дизелю;
оставлять работающий
дизель без присмотра;
смазывать, ремонтировать
и регулировать механизмы на работающем дизеле;
открывать пробку
горловины радиатора неостывшего дизеля.
В случае такой
необходимости открывайте пробку в рукавицах, приняв меры предосторожности
против ожога;
подогревать дизель
открытым пламенем;
запускать дизель и
выполнять работы при наличии течи масла, топлива и охлаждающей жидкости;
наматывать шнур на руку
при ручном пуске пускового двигателя.
Правила техники
безопасности при техническом обслуживании и ремонте.
1. Не допускается:
- пользоваться открытым огнем,
курить при проверке уровня топлива, масла и при заправке ими дизеля;
засасывать ртом бензин, дизельное
топливо или антифриз при заправке или переливании их с помощью шланга;
гасить водой воспламенившееся
горюче-смазочные материалы.
Гасить пламя необходимо с помощью
огнетушителя, песком, землей и войлоком;
мыть бензином руки и чистить одежду.
. Рекомендуется:
избегать попадания паров и брызг
антифриза на лицо и руки при заправке им системы охлаждения;
после работы с антифризом тщательно
вымыть руки тепловой водой с мылом.
. Промывку деталей керосином, бензином
или дизельным топливом производите в специально отведенных местах с соблюдением
правил пожарной безопасности.
. Промасленный обтирочный материал
храните в закрытых металлических ящиках.
. Во время ремонта дизеля при работе
с грузоподъемным устройством соблюдайте следующие правила:
проверьте состояние грузоподъемного
устройства и опробуйте его, проверьте состояние грузоподъемного приспособления
и грузового канала;
перед подъемом дизеля удалите с него
инструмент и другие незакрепленные предметы;
зачаливание производите за грузовые
кронштейны.
. При разборке и сборке дизеля
соблюдайте следующие правила:
применяйте только исправный
инструмент;
применяйте гаечные ключи
соответствующего размера.
Не допускается применять прокладки
между зевом ключа и гранями гаек;
при подтягивании крепежных деталей
остерегайтесь расположенных вблизи деталей с острыми углами и кромками.
Движение руки с ключом должно быть направлено к себе.
Заключение
В ходе данной
курсовой работы были проведены тепловой расчет тепловой баланс двигателя,
расчет кинематики и динамики двигателя и расчет основных деталей и систем
двигателя А-01М. На основании этих расчетов были построены диаграммы и графики,
характеризующие работу данного двигателя и действующих на шатунно-поршневую
группу сил и моментов при номинальном режиме работы. Была дана сравнительная
характеристика технических параметров двигателя и параметров, полученных в
результате проведенных расчетов.
Список литературы
1. Автомобильные двигатели.
/Архангельский С.А. Вухарт М.М., Воинов А.Н. и др. Под ред. М.С. Ховаха - Изд:
Машиностроение, 1977. - 590 с.
. Конструкция и расчет
автотракторных двигателей. /Вихерт М.М., Доброгаев Р.П., Лихов М.И. и др. Под
ред. Степанова Ю.А. - М.: Машиностроение, 1964. - 546 с.
. Расчет автомобильных и тракторных
двигателей./ A. И. Колчин, В.П. Демидов. - М.: Высш. Шк., 2002. - 496 с.: ил.
. Автомобильные и тракторные
двигатели /Ленин И.М., Попык К.Г., Малашкин О.М. и др. Под ред. И.М. Ленина М.:
Высшая школа, 1969,-653 с.
. Двигатели внутреннего сгорания.
Теория поршневых и комбинированных двигателей /Вырубов Д.П., Иващенко Н.А.,
Ивин В.И. и др. Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова М.: Машиностроение, 1983,
- 372 с.