Механизм конкурентного рыночного ценообразования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    107,44 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм конкурентного рыночного ценообразования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

тема:

«Механизм конкурентного рыночного ценообразования»

Введение

Рыночная экономика - это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.

Участниками рынка являются покупатели (потребители) и продавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельные люди, так и целые фирмы, предприятия. Например, на рынке грузовых автомобилей покупателями могут выступать: фермеры, приобретающие грузовые автомобили для того, чтобы перевозить свою продукцию; отдельные фирмы, занимающиеся перевозкой товаров и покупающие автомобили для своей деятельности. На рынке сельскохозяйственной продукции продавцами могут быть отдельные фермеры, крупные фермерские хозяйства, магазины, реализующие сельскохозяйственную продукцию.

Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.

Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках, а изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений является цена.

С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.

Понятия предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). В работе также рассмотрены кривая спроса и кривая предложения. Используя эти основные понятия, проанализируем, как определяются рыночные цены, или как они достигают своего конкурентного равновесия в месте, где пересекаются две кривые и где силы предложения и спроса находятся в равновесии. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спроса.

В этой работе дан анализ основным элементам рыночного механизма и раскрыта роль каждого в функционировании рыночной системы.

В соответствии с целью, в курсовой решаются следующие задачи:

−       рассмотреть понятия спроса и предложения;

−       раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

−       проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.

В первой части курсовой работы дается определение спроса и факторов, оказывающих на него свое влияние. Также в первой главе рассматриваются закон спроса и виды ценовой эластичности спроса.

Во второй главе рассматривается предложение, основные факторы его определяющие, закон предложения. Также во второй главе отражена эластичность предложения в различные периоды: кратко-, средне- и долгосрочный.

В третьей главе раскрыта взаимозависимость спроса и предложения и установление равновесной цены на рынке;

В четвертой главе рассматривается проблемы регулирования цен.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что по своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении и именно познание механизма ценообразования позволяет более эффективно рассматривать вопросы в области формирования цен.

Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.

Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

В ходе написания работы были использованы труды отечественных авторов, таких как Камаев В.Д., Чепурин М.Н. и другие. Предметом исследования курсовой работы является механизм конкурентного рыночного ценообразования.

1.      
Закон спроса. Факторы, формирующие спрос на рынке

Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности. Но у людей разный уровень доходов и разные возможности покупать, то есть для удовлетворения потребностей одного желания мало. Необходима еще и способность оплатить товары. Способность людей покупать на рынке материальные благам и услуги называется платежеспособным спросом.

Спрос - платежеспособная потребность человека, то есть потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Экономисты моделируют спрос, то есть представляют его в виде модели, функции множества переменных, причем главный аргумент в этой функции - рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены. При прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем меньшее его количество хотят купить, и, наоборот чем ниже цена, тем больше спрос на него. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса. Закон спроса - при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Существует, таким образом, отрицательная или обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно рассмотреть с помощью шкалы и кривой спроса. Шкала спроса показывает, сколько товара хотели бы приобрести покупатели по каждой из множества цен.

Кривая спроса - графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса на этот товар, предъявляемого покупателями. Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса, поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (P) и величиной спроса на данный товар (Q). На рисунке падение цены с  до  ведет к росту спроса с  до .

Рисунок 1 - Кривая спроса

Рассмотрим конкретный цифровой пример. В таблице 1 приведены объемы спроса на товар при каждом значении его цены.

Таблица 1 - Шкала спроса на товар

Вариант

Возможная цена за ед. товара, ден. ед. (Р)

Количество спрашиваемого товара в ед. времени, нат. ед. (Q)

А

5

9

Б

4

10

В

3

12

Г

2

15

Д

1

20


Данные таблицы отражают действие закона спроса: по мере снижения цены с 5 ден. ед. до 1 ден. ед. происходит возрастание величины спроса с 9 до 20 нат. ед.

Закон спроса можно проиллюстрировать и при помощи графика (кривой) спроса. Для этого данные таблицы можно отобразить в координатной плоскости, откладывая по оси абсцисс значения количества спрашиваемой продукции, а по оси ординат - значения цены (рис. 2)

Рисунок 2 - Кривая спроса

До сих пор проблема была рассмотрена с позиции одного единственного потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а множество потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения двух новых понятий - индивидуального и рыночного спроса. Индивидуальный спрос - спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно он был рассмотрен выше). Рыночный спрос - совокупность индивидуальных спросов. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. Графический рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса /1, с. 84-86/.

На формировании спроса может в значительной мере сказаться сочетание нескольких параметров, поскольку признаки видов формирования спроса не существуют изолированно в реальных условиях.

Факторы спроса условно можно разделить на три группы (Приложение А). Первая группа факторов связана со свойствами продукции, услуг, их полезностью. Вторая - с возможностями и характеристиками тех, кто выбирает, покупает, заказывает, т.е. потребителей, и третья связана с производителями, продавцами.

К первой отнесены факторы, напрямую связанные со свойствами товара, его ценностью, - это цена на товар, качество продукции, срок исполнения, адекватность, сверхпривлекательность товара, чувствительность к цене, но косвенно они связаны со свойствами возможностей потребителей, т.е. со второй группой факторов. Например, изменения цены связаны с чувствительностью потребителей, с их реагированием на это изменение; сверхпривлекательность товара тоже связана с индивидуальными свойствами, особенностями потребителя, т.е. реакция покупателя может быть разной на этот фактор, но нереагирование - это тоже реагирование, тоже влияние на спрос. Третья группа факторов в большей степени определяет формирование спроса производителем, продавцом.

Можно сгруппировать факторы по следующим признакам: место создания и место проявления фактора. Тогда, например, большинство факторов, связанных с продукцией, осуществляются на стадии ее изготовления, оказания услуг: адекватность, экстрапривлекательность, качество, срок исполнения, а проявляются в процессе реализации, продажи продукции. Есть факторы двусторонние, т.е. формирующие спрос и потребителем, и производителем, - их большинство. Меньшая часть - это факторы одностороннего формирования спроса только со стороны потребителя, например доход, когда предприятие только учитывает этот фактор в своих решениях или ждет, ищет благоприятных условий для его проявления. При двустороннем формировании спроса предприятие само создает эти благоприятные условия или заставляет этот фактор работать /4, с. 58-61/.

2. Закон предложения. Факторы, формирующие предложение на рынке

Товаропроизводители исходят из потребности людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, то есть формирует предложение. Предложение - желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по данной цене. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому не всегда, тем более не везде, эта способность столь велика, чтобы удовлетворить потребности всех людей.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают, поскольку:

−       обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление), то есть на рынок не предоставляется;

−       с другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основными из которых являются: цена самого товара, цена ресурсов, используемых в данном производстве, уровень технологий, цели фирмы, величины налогов и субсидий, ожидания и др. Таким образом, предложение - это функция многих переменных, но прежде всего, рассмотрим характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при прочих равных условиях.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены соответственно возрастает и величина предложения, и, наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения. Закон предложения: на любых рынках, при прочих равных условиях существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Эта зависимость объясняется следующим образом:

. Для производителя товара его цена определяет выручку, которую фирма может получить в результате продажи товара. Чем выше цена, тем больше выручка. Поэтому повышение цены подталкивает производителей расширять производство, а, следовательно, и объемы предложения товара.

. Фирма не в состоянии быстро менять используемое капительное оборудование (станки, здания, и т.п.) и в течение какого-то промежутка времени может увеличивать выпуск продукции только путем введения дополнительных единиц таких переменных ресурсов, как труд, сырье, топливо и т.п. Однако по мере привлечения этих новых единиц переменных ресурсов их отдача непрерывно снижается, что приводит к росту затрат на производственные факторы при увеличении объемов выпуска. Для покрытия возрастающих по мере наращивания производства затрат предприниматель вынужден повышать цену.

. Необходимо учитывать действие принципа замещения - если ресурсы предприятия ограничены, то при повышении цены одного из товаров, произвести который можно при использовании данных ресурсов, факторы будут изыматься из альтернативных сфер и направляться на производство данного продукта. Следовательно, величина предложения товара, цена на который увеличилась, тоже будет расширяться.

Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения (Рисунок 3).


Р

S


Q

Рисунок 3 - Кривая предложения

Таблица 2 - Шкала предложения товара

Вариант

Возможная цена за ед. товара, ден. ед. (Р)

Количество предлагаемого товара в ед. времени, нат. ед. (Q)

А

5

18

Б

4

16

В

3

12

Г

2

7

Д

1

0

спрос предложение равновесие цена

Шкала предложения демонстрирует, что по мере роста цены товара растет его предложение.

Чтобы раскрыть зависимость величины предложения товара Х от его цены при прочих равных условиях, на основе данных таблицы 2 построим график. Соединяя точки А, Б, В, Г, Д одной линией, получаем кривую предложения, каждая точка которой отражает конкретные соотношения «цена - объем предложения» (Рисунок 4).

Рисунок 4 - Кривая предложения

Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение - предложение отдельного производителя. Рыночное предложение - совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения представляет собой сумму графиков предложения индивидуальных производителей. Графически рыночное предложение определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

Кривая предложения строилась исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы - неценовые. Если под воздействием изменения какого-то фактора величины предложения меняются при каждой цене, и смещается вся кривая предложения, то происходит изменение предложения: когда предложение расширяется, то кривая S смещается вправо и занимает положение S*, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S** (Рисунок 5).

                               Р                                S**

                                                                          S

                                                                              S*



                             0                                                         Q

Рисунок 5 - Кривая предложения и неценовые факторы предложения

Рассмотрим воздействие вышеупомянутых факторов на предложение (эти факторы по-иному называются неценовыми детерминантами предложения).

1.       Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т.п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

.        Уровень технологии. Любое технологическое усовершенст­вование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресур­сы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождает­ся расширением предложения товара.

.        Цели фирмы. Основная цель любой фирмы - максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

.        Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокраще­ние предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

.        Цены на иные товары также могут влиять на предложение товара Х. Например, резкое повышение цен на нефть в 70-е годы ХХ в. увеличение предложения угля.

.        Ожидания производителей. Так, ожидания производителя­ми возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а они чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.

.        Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.

Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:

−       изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения;

−       всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое про­изводителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения /1, с. 91-96/.

3. Цена равновесия, как результат сбалансированности спроса и предложения. Равновесное количество

Рассмотрим, каким же образом на совершенно конкурентном рынке устанавливается такая цена, которая удовлетворяла бы как покупателей, так и продавцов данного товара. На рынке реальная цена товара, по которой будут осуществляться рыночные сделки, определяется в результате взаимодействия спроса и предложения данного блага.

На рынке, с одной стороны, встречаются производители (предложение) и потребители (спрос), с другой. При встрече, заключении сделки, торговле, результатом является определение цены товара, денежного выражения его стоимости. Если о цене стороны договорились - значит, сделка (купля-продажа) состоялась. Таким образом, реальная цена товара на рынке определяется в результате взаимодействия спроса и предложения данного блага.

Если цена оказывается зафиксированной на низком уровне, то покупатели не в состоянии найти то количество товара, которое хотели бы купить. Подобная ситуация в условиях рынка не может сохраняться длительное время. Действительно, фирмы будут видеть, что домохозяйства предъявляют спрос на большее количество товара. Это будет побуждать производителей нанимать дополнительные производственные ресурсы и расширять производство, поскольку каждая проданная дополнительно единица товара сулит им прибыль. При этом нужно помнить, что расширение производства в краткосрочном рыночном периоде сопряжено с увеличением затрат на единицу продукции, вслед­ствие чего цена на товар будет подниматься. Таким образом, излишек спроса и нехватка товара будут стимулировать расширение производства. Избыточный спрос, порождающий дефицит товара на рынке, оказывает на цены давление «снизу», «подталкивает» их вверх. В условиях рыночного равновесия у фирм исчезнут побудительные мотивы увеличивать выпуск товара. Действительно, дальнейшее повышение объемов производства сопровождается ростом цен на товар и сокращением в этой связи количества товара, на которое предъявляется спрос. В результате на рынке появится избыток товара. Избыточное предложение - превышение объема предложения над объемом спроса. Нераспроданная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может обернуться потерями для производителей. Поэтому и такая ситуация не может сохраняться длительное время. Избыточное предложение, порождающее избыток товара на рынке, оказывает на цены давление «сверху», заставляя их понижаться. В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара, пока на рынке не установится равновесная цена. Только при такой цене две противоположные силы - давление на цены снизу и давление на цены сверху - уравновешиваются. Эта цена носит название равновесной цены - цены, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое предлагается к продаже фирмами. Все остальные цены являются неравновесными.

Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения (Рисунок 6):

Рисунок 6 - Равновесие спроса и предложения

Точка В на рисунке получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства () и равновесной цены (). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю - равновесное количество. Иными величины спроса и предложения при равновесной цене. Такое равновесие - выражение максимальной эффективности рыночной экономики.

Изменение рыночного спроса и предложения приводит к изменению рыночного равновесия. Так, если рыночный спрос растет и его график смешается вправо, то равновесная цена и равновесный объем производства увеличиваются. И наоборот, если при неизменном предложении рыночный спрос сокращается, равновесная цена понижается, то в том же направлении изменяется и равновесный объем. Если при неизменном рыночном спросе растет рыночное предложение, тогда равновесная цена должна снизиться при расширении равновесного объема производства. В случае сокращения рыночного предложения ситуация обратная /8, с. 192-196/.

 

4. Проблемы регулирования цен

Ценовое вмешательство, или контроль над ценами, осуществляет государство на законодательной основе, но его способны осуществлять и другие монопольные структуры. Вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования на основе равновесия спроса и предложения. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает механизм рыночного ценообразования на основе законов спроса и предложения. Примером этого является командная модель экономики, а также любые способы принудительного установления цены, принимаемые монопольными силами со стороны государства ил отдельных, явных или скрытых, экономических структур.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: различная для тех или иных групп населения степень доступа к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако еще никогда не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Последствия контроля над ценами или любого вмешательства в рыночное конкурентное равновесие обнаружат себя в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе из-за недопотребления. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по ценам еще более высоким, чем прежняя равновесная рыночная цена, поскольку теперь эта цена включает в себя еще и спекулятивную надбавку. Низкодоходным группам общества эти товары и цены стали еще более недоступны, а число неплатежеспособных граждан возросло.

Одной из важнейших форм государственного регулирования экономической жизни стало воздействие государства на процессы ценообразования. Роль и значение именно этой формы государственного регулирования экономической жизни общества в странах с развитой рыночной экономикой в течение последних десятилетий возрастают. Практика выработала целый ряд методов регулирования цен.

К прямым методам регулирования цен относится:

−       административное установление уровня цены;

−       запретительные меры, направленные на недопущение роста цен сверх определённого уровня («замораживание» цен);

−       установление предельного уровня цен, выше которого цены не должны подниматься;

−       регламентирование уровня рентабельности, торговой надбавки.

К косвенным методам регулирования цен можно отнести:

−       систему налогообложения;

−       регламентирование состава затрат, включаемых в себестоимость;

−       запретительные меры, направленные против монополистической деятельности, на поддержку добросовестной конкуренции;

−       установление правил, по которым устанавливаются цены.

Каждая рыночная экономика развивается циклически. Экономический цикл (цикл деловой активности) складывается из колебаний общего объёма производства или ВНП, сопровождаемых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции.

Конкурентные рынки в целом работают хорошо. Чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели или продавцы могут манипулировать ценами. В частности, на том рынке где один - единственный продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет очень малым, а цены - очень высокими.

Так определяются монополисты. Монополист - единственный продавец (производитель) товара, услуги. Монополисты могут поучать прибыли, ограничивая объём продаж и поднимая цену. Являясь единственными продавцами, они не боятся снижения цен со стороны конкурентов, и потребители в коечном счёте платят больше, чем должны. Некоторые монополии практически неизбежны. Большинство предприятий коммунального обслуживания таких, как газовая или электрическая компания, являются монополиями местного значения. Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или может избрать способ поставки при своём непосредственном участии. Другие монополии могут создаваться искусственным образом - путем различных манипуляций фирм. В их деятельность государственные структуры вторгаются при помощи антитрестовских законов. Стремясь сделать конкуренцию более энергичной и препятствовать монополиям или попыткам осуществлять контроль за предложением.

В большинстве промышленно развития стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Помимо введения налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует рынки различными способами - через финансовую, налоговую, таможенную и бюджетную политику.

Административное регулирование цен производится на основе следующих методов:

−       установление фиксированных цен и тарифов;

−       установление предельных цен и тарифов;

−       установление предельных коэффициентов изменения цен;

−       установление уровня рентабельности.

Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

Государственное вмешательство, контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур экономики является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты низкодоходных групп и слоев общества, поскольку не платят налоги в бюджет.

Нетрудно предвидеть, что в подобной ситуации усилятся криминогенные, мафиозные компоненты социально-экономической среды общества.

Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия рыночного ценообразования станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство. Потребуются такие правительственные мера, как нормирование, рационирование потребления недостающих, дефицитных товаров, их распределение в продажу по карточкам, талонам и другим административным «регуляторам» общественного потребления /1, с. 96-97/, /5, с. 184-188/.

Заключение

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

При объяснении закона спроса учитывают по крайней мере следующие аргументы:

−       склонность покупателей приобретать больше дешевых товаров;

−       убывание предельной полезности: с накапливанием блага у потребителя на ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы снижается;

−       эффект дохода: при более низкой цене покупательная способность повышается;

−       эффект замещения: покупатели предпочитают покупать более дешевые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности.

Закон предложения - это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, - уменьшение величины предложения.

На величину предложения влияют:

−       экономическая конъюнктура - ситуация, складывающаяся на рынке данного товара в определенный период;

−       зависит от уровня конкуренции в данной отрасли;

−       величина и структура предложения отражают налоговую политику государства;

−       на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.

Изменение в характере предложения связано с влиянием неценовых факторов (неценовых детерминант), таких как:

−       изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения;

−       внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение;

−       перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение сельскохозяйственной продукции;

−       изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;

−       перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;

−       изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.

Становлению равновесия на рынке способствуют:

.        Цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

.        Спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уро­вень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

.        Конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.


Список использованной литературы

1. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. - 400 с.

.  Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт-М, 2008. - 348 с.

.  Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. Т. 1. /общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - 349 с.

4.       Добрынин А.И. Общая экономическая теория. - СПб: Питер, 2004. - 288 с.

.        Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с.

.        Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. М.: МАИ, 2002 год. - 187 с.

.        Салимжанов, И.К. Цены и финансы: их взаимосвязь/И.К. Салимжанов // Финансы. - 2000. - №2.

.        Чепурин М.Н. Курс экономической теории. - Киров: АСА 2004. - 832 с.

.        Экономическая теория / под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос, 2003. - 592 с.

.        Экономическая теория / под ред. Николаевой И.П. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 527 с.

Похожие работы на - Механизм конкурентного рыночного ценообразования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!