футбольный болельщик фанат личность
Часто среди фанатов можно услышать: «- Мы стараемся поддерживать друг друга не только в неких футбольных вещах, но и в решении других проблем, например в помощи при переезде и т.д.».
Футбольный фанат это прежде всего динамичная личность. Даже поверхностный взгляд на него обнаруживает удивительную непоследовательность суждений, выводов и побуждений, неустойчивость поведения, нелогичность поступков и действий и др. В его психологии имеет место единство несовместимости: двойственность и противоречивость самой основы личности, ее отношение к обществу, к окружающим людям, к нормам и правилам поведения.
Внутренняя противоречивость личности футбольного фаната имеет ряд особенностей. Главная из них заключается в том, что противоречия духовного мира оказываются в несовместимом сочетании, казалось бы, в рамках одной личности социальной направленности: положительной и отрицательной. А это значит, что в системе побуждений фаната, как правило, ярко выраженная внутренняя конфликтность между нравственным отношением к социальным ценностям и полезной активности, с одной стороны, и аморальным, циничным отношением к нормам и правилам, что выражается в антиобщественной активности, - с другой. Вторая особенность заключается в том, что внутренний конфликт личности решается в конкретных, наиболее напряженных жизненных ситуациях на пользу негативной направленности антиобщественных устремлений.
Противообщественные черты и качества личности всегда переплетаются и взаимодействуют с ее положительными чертами и качествами. Абсолютно отрицательных личностей нет даже среди самых закоренелых преступников. Во взглядах футбольных фанатов всегда есть элементы позитивных начинаний, опираясь на которые, возможно предупредить нарушение социальных норм, исправить и перевоспитать их. Наиболее распространенными среди футбольных фанатов есть такие положительные качества, как любовь к родителям, родственникам и даже патриотизм, и т.д.
Анализ внутренних противоречий личности футбольных фанатов позволяет сделать вывод: противоречия проявляются в наиболее острой форме в сфере морального сознания. Они охватывают личность в целом - весь его духовный мир и находят наиболее яркое выражение в отношении этой личности к моральным нормам.
Противоречия морального сознания футбольного фаната одна из важнейших психологических предпосылок, которая определяет возникновение побуждений к противоправным действиям и поступкам.
Таким образом, футбольный фанат представляет собой:
сложную систему с ярко выраженными и довольно острыми возражениями, контрастами и противоположностями;
непоследовательность поведения, внутренне неустойчивую систему с резко выраженной зависимостью от ситуации;
ярко выраженную двойственность морали и дисгармонии моральных и правовых представлений, взглядов, чувств;
грубые нарушения моральных, правовых и иных социальных норм как проявление конфликта между обществом и личностью.
Нетрудно заметить, что в целом получается достаточно контрастная схема с внутренней раздвоенностью всех без исключения элементов. Футбольный фанат оказывается настолько противоречивым и в своем духовном мире, и в своих действиях, и в своем отношении к ситуации и обществу, что внутренне единой модели составить просто невозможно.
Противоречия личности футбольных фанатов возникают не сами по себе, не как результат конфликтной ситуации и непоследовательности в поведении. Внутренние противоречия в своей основе могут быть лишь следствием противоречивых внешних воздействий или результатом возражений жизненного опыта.
Именно данные внешние воздействия и формируют предпосылки вступления новых членов в ряды формирований футбольных фанатов, либо удерживает уже состоящих в таких формированиях членов.
Большая часть исследователей данного феномена и социального явления, пытаясь найти ответ на вопрос - откуда же берется эта тяга к насилию, которая приводит к драки «стенка на стенку»?
Приходит к выводу, что данное явление является некой трансформацией вспышки уличных боев между различными молодежными группировками, особенно в депрессивных районах, пик которых приходился на распад Советского Союза, в настоящее время вернулся в наше общество в форме культа футбольного хулиганства, и фанатства.
Причины тому прежде всего социальные.
Молодые люди в настоящее время часто видят в обществе различные формы лицемерия, а им хочется чего-то настоящего, хочется жить по неким понятиям чести, отстаивать свое достоинство, чувствовать солидарность, плечо собрата. Люди бегут от общественного фарисейства в такой себе андеграунд, так же как и панки, скейтеры.
Так например, в данной субкультуре распространенно следующее самоопределение: «Кто такой футбольный фанат? Это не тупой обыватель, который покорно жует ту «жвачку», которую ему навязывает так называемое «общество», общество тупых потребителей, капиталистические порядки, где главное - деньги, «общество», что навязывает свое мнение через СМИ, навязывает покорность, чтобы ты был механической игрушкой в руках власти. Мы хотим быть своеобразными. Мы свободны и имеем свое мнение на все, что происходит. Фанат - это активная и продвинутая (агрессивно-прогрессивная) часть молодежи. Высокие морально-волевые черты, верность своим принципам, своему клубу и своей фирме, критичность, жесткость, сообразительность, чувство юмора... Фанат и хулиган - это всегда бунтарь, что выражает свой протест против общественного порядка, что часто является насилием в отношении к человеку. Да, мы любим футбол и беспорядки. И мы будем делать то, что нам нравится!».
Сегодня российские футбольные фанаты еще довольно разрозненные, но со временем они могут перерасти в реальную силу, способную реально начать влиять на общественные процессы, хоть одновременно и быть абсолютно независимыми от них.
Хотя на сегодняшний день ситуация весьма парадоксальна и содержит в себе элементы к процессам саморазрушения, поскольку фактически футбольные хулиганы позволяют, чтобы им указывали, кого они должны ненавидеть, направляли их гнев и агрессию. Избегая проблематизации этих вещей, они калечат друг друга ради спорта, фундаментом которого является именно накал конкуренции, бессмысленное расходование ресурсов и энергии. Футбольное насилие как отвлекающий суррогат игнорирует свои же основные проблемы, а глубинные причины продолжают бурлить.
В окончании хотелось бы привести слова одного из наиболее радикально настроенных футбольных фанатов, который резко негативно оценивает сегодняшнее состояние движения футбольного фанатизма в целом: «Обысканные при входе службой безопасности, огороженные, как в концлагере, со всех сторон сеткой, окруженные вооруженными полицейскими, футбольные фанаты смотрят на то, как по зеленому прямоугольнику бегают 22 миллионера, и сходят с ума».
Литература
.Здравомыслова Е.А. Основные парадигмы западной социологии общественных движений. СПб, 1993.
. Diani М. The Concept of Sozial Movement // The Soziological Review, 1992, pp 1-25.
3. Ионин Л. Социология культуры. М, 1996.
. Щепаньская Т.Б. Символика молодежных субкультур. СПб, 1993.
. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М, 1990.
. Ионин Л. Свобода в СССР. СПб, 1997.
. Пьер Ланфранши, Критсиана Айзенберг, Тони Мейсон, Альфред Валь FIFA 100 лет. Век футбола. - Москва: Махаон, 2005. - С. 14. - ISBN 5-18-000705-4
. Дуги Бримсон Фанаты (Eurotreshed. the Rise and Rise of Europs Football Hooligans). - Санкт-Петербург: Амфора, 2005. - С. 17. - ISBN 5-483-00023-4
. Тарасов А. Н. Субкультура футбольных фанатов в России и правый радикализм (на Сен-Жюсте, в «Скепсисе») // Русский национализм между властью и оппозицией. Сборник статей. - М.: Центр «Панорама», 2010. - ISBN 987-5-94420-039-6