Процесс принятия и виды управленческих решений
Содержание
Введение 3
1 Содержание процесса
принятия управленческого решения
1.1
Основные понятия
процесса принятия управленческого
решения
4
1.2 Сущность процесса принятия
управленческого решения 7
1.3 Краткая классификация
управленческих решений 11
1.4 Стадии процесса принятия решения
13
2 Механизм и методы
принятия решения 15
Заключение
18
Литература
19
Введение
На мой взгляд, проблема принятия и
реализации решений является основополагающей для менеджмента.
Но не только в экономике и менеджменте
получила развитие данная тема. В процессе работы над контрольнойможно обратить
внимание на огромное количество методик принятия решений, которые широко
используются в теории информации и информатики. В частности, благодаря этим
теориям бурно развивается направление разработки и усовершенствования
искусственного интеллекта. Следуя общей тенденции беспримерно быстрой эволюции
информационных технологий в современном обществе можно предположить, что теория
принятия решений имеет большое будущее.
К сожалению, не представляется возможным
привести все методики в рамках данной работы. Здесь рассмотрены лишь основные
принципы, которые имеют непосредственное отношение к процессу принятия и
реализации управленческих решений в менеджменте.
Деятельность любого
руководителя связана с выполнением управленчес-ких функций, в том числе по
планированию, организации и контролю каких-либо процессов.
Решение – это
результат мыслительной деятельности человека, приво-дящий к какому-либо выводу
или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка
какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Управленческое
решение – это результат коллективного творческого труда, оно всегда носит
социальный, общественный характер; даже когда руководитель один разрабатывает
решения, то коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс. Труд по
разработке управленческих решений должен быть высоко профессиональным,
использующим теоретические и методические наработки отечественных и зарубежных
ученых, а также накопленный и систематизированный практический опыт.
1 Содержание
процесса принятия управленческого решения
1.1 Основные понятия процесса
принятия управленческого решения
Решение–
результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой
руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.[1]
Управленческое
решение -это результат конкретной
управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой
управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в
деятельности руководителей любого уровня, включающий:
- выработку и постановку
цели;
- изучение проблемы
на основе получаемой информации;
- выбор и обоснование
критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого
решения;
- обсуждение со
специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
- выбор и формулирование
оптимального решения;
- принятие решения;
- конкретизацию
решения для его исполнителей.
Цели принятия
управленческих решений
Внимательное
рассмотрение процесса принятия решений с целью его лучшего уяснения приводит к
необходимости четкого определения целей и задач. Нередко цели или, во всяком
случае, непосредственно связанные с ними факторы являются как количественными
(объективными), так и качественными (субъективными). В этих случаях для применения
научных методов принятия решений нужны зрелость суждений и дальновидность, а
также аналитическое и математическое мастерство.
Следует помнить, что
иногда для достижения поставленной цели требуется установить баланс между двумя
или большим числом рассматриваемых факторов, причем в определенных ситуациях
некоторые из них будут входить в задачу как ограничения, а не как компоненты
поставленной цели.
Альтернативы в
управленческих решениях
Лица, принимающие
решения, часто не осознают важности составления списка альтернатив. Совершенно
очевидно, что, в конечном счете, может быть выбрана не самая лучшая
альтернатива из числа рассматриваемых. В этом смысле качество выбора ограничено
качеством альтернатив. Исчерпывающий список имеющихся альтернатив оказывает
большую помощь при принятии решений. Принятие решений есть выбор одной из
альтернатив, и составление их списка является неотъемлемой частью это процесса.
В некотором смысле составление списка альтернатив совершенно аналогично
определению задачи при инженерном анализе. Когда альтернативы неопределенны,
список их неполон или даже не продуман, принять решение невозможно. Однако
когда альтернативы четко перечислены, задача больше не является неосязаемой.
Имеется одна
альтернатива, которая почти всегда, во всяком случае, в самом начале,
присутствует в любом списке. Это альтернатива - не принимать решения
вообще. Иногда (и только иногда) оптимальным компромиссом будет отложить
принятие решения, чтобы иметь больше времени для накопления новых фактов. Если
же цель должна быть достигнута немедленно, то, разумеется, обычно нельзя
откладывать принятия решений на неопределенно долгий срок.
Факторы, рассматриваемые при принятии
управленческих решений
Под факторами, связанными
с ресурсами понимают:[2]
- время;
- денежные средства;
- производственные
возможности.
Под производственными
возможностями здесь подразумеваются такие разнообразные вещи, как наличие
материалов, деталей, техническое и научное мастерство, организационные
возможности и т. д. Для инженерных решений характерно, что без специального
изучения или исследования информации о существенных сторонах таких факторов
может оказаться недостаточно полной.
К техническим
факторам относятся факторы, которые непосредственно связаны с инженерным
анализом или выработкой требований к конструкции. Обычно технические факторы
являются конкретными и выражаются количественно.
Кроме ресурсов и технических факторов, в
ходе принятия решений важную роль играют чисто человеческие факторы. Эти
факторы выражают не только требования политической или социальной
целесообразности осуществления или достижения альтернативы, но и требования
человеческой этики и морали. Для принятия правильного решения требуется не
только техническая компетентность в оценке ресурсов и технических факторов, но
и учет чисто человеческих факторов.
Рациональный
порядок принятия управленческих решений
Прежде чем задача принятия решений
примет форму, поддающуюся анализу одним из научных методов, необходимо
рассмотреть большое число факторов и исключить многие альтернативы. До этого
решение можно принять лишь субъективно либо путем угадывания. Важно как можно
полнее уяснить обстоятельства, в которых происходит принятие решений. Для этой
цели здесь кратко излагается методика преобразования ситуации принятия решений
к такому виду, когда становится возможным применение одного из разнообразных
научных методов:
1. Формулируется цель.
2. Составляется, возможно, более полный
список альтернатив.
3. Составляется, возможно, более полный
перечень факторов.
4. Список рассматриваемых факторов
используется для уменьшения числа альтернатив, при этом обращается внимание на
причину исключения каждой альтернативы.
На, данном этапе можно увидеть, что
многие альтернативы нереальны. Другие альтернативы могут оказаться в высшей
степени нецелесообразными. Этот процесс может быть крайне субъективным, и в
некоторых случаях он строится на догадках. Однако если нужно принять решение,
то другого выбора нет. В построении этих субъективных догадок и вынесении
суждений о ценности как раз и проявляется искусство лица, принимающего решение.
Следует помнить, что одной из альтернатив может быть альтернатива вообще не
принимать никакого решения в данный момент, пока один, из факторов (например,
время) не исключит эту альтернативу из списка.
5. Оставшиеся альтернативы используются
для сокращения списка факторов, часть которых теперь уже можно не
рассматривать. Другие факторы могут в одинаковой степени относиться ко всем
оставшимся альтернативам.
1.2
Сущность процесса принятия управленческого решения
Решение как процесс характеризуется тем,
что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим
здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений.
Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый
индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение с помощь определенных
правил.
Решение как результат выбора
представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и
т.п.).
Решение является одним из видов
мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют
следующие признаки:
– возможность выбора из
множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и,
следовательно, нет и решения;
– наличие цели: бесцельный
выбор не рассматривается как решение;
– необходимость волевого акта
руководителя при выборе решения, так как субъект принятия решения формирует его
через борьбу мотивов и мнений.
Управленческие решения могут быть
обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного
расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе
вероятность ошибок и неопределенность.
Само по себе принятие решения есть
компромисс. Принимая решения, необходимо взвешивать суждения о ценности, что
включает рассмотрение экономических факторов, технической целесообразности и
научной необходимости, а также учитывать социальные и чисто человеческие
факторы. Принять «правильное» решение, значит выбрать такую альтернативу из
числа возможных, в которой с учетом всех этих разнообразных факторов будет
оптимизирована общая ценность.
Однако наиболее часто при принятии
решений производится учет как количественных, так и качественных факторов,
которые должны рассматриваться одновременно. Есть мнение, что принятие решений
по существу является искусством. Это убеждение прочно укоренилось в сознании
многих людей, занятых в сфере административного и государственного управления.
Однако появление вычислительной техники и успехи, достигнутые в разработке
научных методов принятия решений, привели к изменению этих взглядов. Ранее
считалось, что принятие решений носит полностью качественный характер и
является субъективным делом. В настоящее время в этой области интенсивно внедряются
количественные методы.
Принимаемые решения должны основываться
на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех фактов,
оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители обязаны постоянно и
всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее
основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях
внутрифирменной иерархической пирамиды управления.
Процедура принятия решений
Для того чтобы принять
эффективное управленческое решение, менеджеру необходимо не только обладать
богатым опытом, но и достаточно квалифицированно применять на практике:
- методологию
управленческого решения;
- методы разработки
управленческих решений;
- организацию разработки
управленческого решения;
- оценку
качества управленческих решений.
Попытаемся коротко
рассмотреть инструментарий менеджера, характерный для сферы принятия решений.
Методология
управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке
управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор
методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление
логических схем выполнения операций.
Методы разработки
управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в
разработке управленчес-ких решений. К ним относятся способы анализа,
обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Организация разработки
управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и
отдельных работников в процессе разработки решения. Организация
осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных
требований, инструкций, ответственности.
Технология разработки
управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по
критериям рациональности их осуществления, использования специальной
техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.
Объект принятия
управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы
собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие
виды деятельности:[3]
- техническое развитие;
- организация
основного и вспомогательного производства;
- маркетинговая
деятельность;
- экономическое и
финансовое развитие;
- организация
заработной платы и премирования;
- социальное
развитие;
- управление;
- бухгалтерская
деятельность;
- кадровое обеспечение;
- прочие виды
деятельности.
Правильность и
эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической,
организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации,
которые используются при принятии решения, можно подразделить:
- на входящую и
исходящую;
- обрабатываемую и
необрабатываемую;
- текстовую и
графическую;
- постоянную и
переменную;
- нормативную,
аналитическую, статистическую;
- первичную и вторичную;
- директивную,
распределительную, отчетную.
Рисунок 1 – Составные
элементы процесса принятия управленческих решений[4]
Правильно поставленная
задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.
Поэтому точность постановки задачи играет немаловажную роль в процессе принятия
решения менеджером.
Принятие решений присуще
любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы
одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С
экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует
рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность
производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества
принятого менеджером решения.
1.3 Краткая
классификация управленческих решений
Применительно к
управлению все решения можно классифицировать как:
- общие;
- организационные;
- запрограммированные;
- незапрограммированные;
- рациональные;
- нерациональные;
- вероятностные;
- решения в
условиях неопределенности;
- интуитивные;
- на основе
компромисса;
- альтернативные.
Из всей классификации
попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения. Известно, что принятие решения
всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости от
уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем выше
моральная ответственность за принятое решение.
Управленческое решение
устанавливает переход от того, что имеется, к тому, что должно быть проделано
за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы,
уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и
завершается его утверждение.
Управленческие решения
могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические
(перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.
Организационные
решения принимаются
на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они
направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными
и незапрограммированными.
Запрограммированное
решение - это
результат реализации определенной последовательности этапов или действий и
принимается на основе ограниченного количества альтернатив.
Чтобы найти правильные
пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее
разрешению, а должен принять соответствующие меры по изучению причин
возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.
Принятие решения, как
правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается
легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять
трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и
зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных
качеств.
Принятию решения
предшествуют несколько этапов:[5]
- возникновение
проблем, по которым необходимо принять решение;
- выбор критериев,
по которым будет принято решение;
- разработка и
формулировка альтернатив;
- выбор оптимальной
альтернативы из их множеств;
- утверждение
(принятие) решения;
- организация работ
по реализации решения - обратная связь
Объектом для
возникновения проблем могут служить итоговые показатели деятельности
предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия
стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение
себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его
качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации,
высокая текучесть кадров.
1.4 Стадии процесса принятия решения
Подготовка, принятие и реализация
решений как процесс управленческого труда руководителя имеют определенную
технологию: совокупность последовательно применяемых приемов и способов
достижения целей деятельности. При этом руководитель, отвечающий за развитие
системы, сталкивается с множеством возможных целей и со значительным числом
конкурирующих способов и средств, которые могут быть использованы для
достижения каждой отдельной цели. Но прежде всего, требуется установить содержание
задач, которые обеспечивают достижение целей. Эти задачи могут быть
представлены в виде так называемого "дерева задач".
Технология международного менеджмента
рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий:
подготовка решения; принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки
управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и
макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются
и формулируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения
осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий,
проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора
оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения
принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей,
осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые
коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое
управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью
управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и
инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального
результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Формирование целей.
Определяются цели решения базовых, кардинальных проблем. На практике
используется достаточно широкий диапазон способов задания целей: от их простого
перечня до построения графа (дерева) целей с характеристиками их приоритетов.
Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по
которым можно будет судить о степени их достижения.
2Механизм
и методы принятия решения
Для того, чтобы
управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные
методологические основы.
Методы принятия решений,
направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у
него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности,
что помогает выбрать и принять правильное решение;
2) метод, основанный на
принятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения,
обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых
опирается на накопленный им практический опыт;
3) метод, основанный на
научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе
переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые
решения. Этот метод требует применения современных технических средств и прежде
всего электронно-вычислительной техники.
Механизм принятия
управленческих решений
Технология менеджмента
имеет следующие составляющие:
- Общее руководство
принятия решений.
- Правила принятия
решений.
- Планы в принятии
решений.
- Принятие
двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального
взаимодействия.
- Целевые группы и
их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях).
Первые три составляющие
обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три
горизонтальную связь в координации принимаемых решений.
Фирма может использовать
как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит
от сложности принимаемых решений и возможности их реализации.
Общее руководство
принятием решенийпредполагает,
что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего)
руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь
создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый
руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не
с вышестоящими руководителями, минуя своего непосредственного начальника. Такой
механизм характерен для американского менеджмента.
В американских фирмах
линейные руководители несут персональную ответственность за свою работу,
получая право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми
для получения намечаемых результатов. Здесь права и ответственности должны быть
равны. Руководители функциональных подразделений оказывают помощь линейным
руководителям в качестве экспертов и отчитываются пред ними, но не наделяются
правами и ответственностью, которые имеет линейный руководитель. Общий
руководитель до принятия решения обычно принимает предложения и выслушивает мнения
не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые
обычно высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых
интересы работников представляют профсоюзы.
Правила принятия решений, или нормативы, обычно
разрабатываются и издаются самими фирмами. В них формулируются действия,
необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти
правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями
и делятся на:
- оперативные,
- стратегические,
- организационные.
Оперативные правила
обычно формулируются в среднем управленческом звене в виде различных
инструкций.
Стратегические правила, или деловая политика, включают
такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида
заказчиков, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и
гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно
формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления
и не имеют временных ограничений.
Организационные
правила основываются
на местном или государственном законодательстве. Они касаются таких вопросов,
как определение цели и характера деятельности фирмы, ее отношений с
государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Эти правила
устанавливают владельцев фирмы, их права и ответственность, а также размер
дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных
окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители могут
распоряжаться финансовыми средствами фирмы.
Планыявляются средством координации
деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В
планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных
целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность
производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений
осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами
состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к
изменившимся условиям. В американских компаниях планы являются важнейшим
инструментом координации деятельности на крупных предприятиях в целях увязки
стратегического и оперативного управления.
Заключение
Какое бы решение не принял
руководитель, оно может быть коллективным, а может быть собственным, указания и воля его все равно воплощается в принятое им
решение.
Конечно же, у каждого решения есть и
другая сторона – это ответственность за его принятие и дальнейшее исполнение. В
принятии оперативного управленческого решения, менеджер подталкивает себя, тем
самым, заставляя его рационально и целесообразно определять возможные критерии
выбора в той или иной ситуации, и, прежде всего приоритетом в принятии решения
должна является всегда сама организация. Помимо этого, оно должно
соответствовать и всецело опираться на закрепленную за ним ресурсную базу.
В любой ситуации любое
управленческое решение обязано содержать в себе определенный набор, его
характеризующих качеств и свойств. Стабильность, устойчивость с одной стороны
и предотвращение возможных угроз с другой – вот те качества и свойства, которые
должно содержать в себе качественное управленческое решение менеджера.
Литература
1) Современный
бизнес: Учеб. В 2-х тт./ Пер. с англ./ Д.Д. Речмен и др. – М.: Республика, 2006
2)
Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировка).
– М.:Элник, 2005
3)
Герчикова А.Н. Менеджмент: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2006
4)
Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с анг. – М.: Дело,
2007
5) Венделин А.Г. Подготовка и принятие
управленческого решения. – М.: Экономика, 2006
6) Литвак Б.Г. Разработка
управленческого решения. – М.: Дело, 2006
[1]Современный бизнес: Учеб. В 2-х
тт./ Пер. с англ./ Д.Д. Речмен и др. – М.: Республика, 2006
[2]Ладанов И.Д. Практический
менеджмент (Психотехника управления и самотренировка). – М.:Элник, 2005
[3]Герчикова А.Н. Менеджмент: Учеб.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006
[4]Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури
Ф. Основы менеджмента/ Пер. с анг. – М.: Дело, 2007
[5]Венделин А.Г. Подготовка и
принятие управленческого решения. – М.: Экономика, 2006