Эстетические взгляды Владимира Соловьева
План
Введение
Эстетические
взгляды Владимира Соловьева.
1 Красота
как «чистая бесполезность» и как «духовная телесность».
2
Характер искусства.
3 «Художество
есть текущее явление».
4 Красота
– «преображение материи».
Заключение
Используемые
литература и сайты
Тема данной
контрольной работы «Эстетические взгляды Владимира Соловьева». Цели работы
изучить эстетические взгляды Вл. Соловьева. Задачами данной курсовой работы
являются:
1.
красота
как «чистая бесполезность» и как «духовная телесность»;
2.
характер
искусства;
3.
«художество
есть текущее явление»;
4.
красота
– «преображение материи».
Для написания
данной работы были изучены теоретические источники: учебные пособия Л.А.Никитич,
Ю.Б. Борев и других авторов, а так же были использованы источники Интернета:
статьи Быкова В.В.
В.С. Соловьев
(1853-1900 гг.) был первым и крупнейшим русским философом, он был ученым,
создавшим целостную всеобъемлющую философскую систему. Душа его была открыта
для мистического опыта. Его систематизаторский ум и личный художественный опыт
постоянно ориентировали его мысль в сферу эстетики. Он написал несколько
специальных статей по эстетике и теории искусства и развил основные
эстетические идеи в своих литературно-критических статьях и отчасти в философских
работах. Фактически к концу жизни у него сложилась целостная эстетическая
система.
Философская
система Соловьева состоит их трех частей – учения о нравственности, учения о
знании и учения о красоте. Первая составная часть изложена в главном труде В.С.
Соловьева – «Оправдание добра». Учению о знании философ собирался посвятить
труд «Оправдание истины», но написал только часть работы. Ее фрагменты
объединены в сочинении под общим заголовком «Теоретическая философия». Также
Соловьев хотел создать фундаментальный труд по эстетике – «Оправдание красоты»,
но написал по теме только две статьи – «Красота в природе» и «Общий смысл
искусства», а также рецензии, литературно-критические статьи, по которым можно
судить об эстетических взглядах В.С.Соловьева.
1. Красота как «чистая бесполезность» и как
«духовная телесность»
Статья
«Красота и природа» впервые была опубликована в первом номере журнала «Вопросы
философии и психологии» за 1889г. В этой статье собраны наиболее общие положения
по вопросам эстетики.
В письме к
А.А.Фету Соловьев изложил смысл своей статьи: «Определяю красоту с
отрицательного конца как чистую бесполезность, а с положительного – как
духовную телесность».[1]
Работа
Соловьева «Критика отвлеченных начал» говорит о значении красоты в философском
миросозерцании. Если в нравственной области всеединство есть абсолютное благо,
если в области познавательной оно есть абсолютная истина, то осуществление
всеединство во внешней действительности, его реализация или воплощение в
области чувствуемого, материального бытия есть абсолютная красота.[2]
Хотя,
Соловьев продолжает, поскольку красота всеединства еще не реализовалась в нашей
действительности, а только реализуется посредством самих людей, она выступает
«как задача для человечества» и «исполнение ее есть искусство».
Философ
практически дословно повторяет главный тезис неоплатонической эстетики: красота
в природе "есть воплощение идеи"; «красота есть идея действительно
осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа».[3]
В статье «Красота в природе» Соловьев прежде всего ищет определения сущности красоты.
Эта сущность прежде всего должна быть понятна через ее действительные явления и
область искусства. Существуют различные точки зрения в вопросе о красоте.
Философ отмечает, что все их авторы признают за красотою мировое значение, и
расхождения начинаются тогда, когда заходит речь о характере искусства.
Чистое
искусство, или искусство для искусства, отвергается, как праздная забава;
идеальная красота презирается, как произвольная и пустая прикраса
действительности.[4]
Мыслитель
делает следующие выводы: значит, требуется, чтобы настоящее художество было
важным делом, значит, признается за истинною красотою способность глубоко и
сильно воздействовать на реальный мир.[5]
«Эстетически
прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности» - формула
Соловьева. На таких позициях находилась и классическая эстетика (Аристотель и
Платон). В то же время допустимы различные степени воздействия искусства, как
на природу вещей, так и на человеческую душу. Это воздействие искусства, это
«двоякое действие художника» производит не только «новые предметы и состояния»,
но и «некоторую прекрасную действительность, которой без него вовсе бы не
было».[6]
Соловьев
показывает, что «на темном фоне хаотического существования» мира художественная
красота выступает символом надежды, минутной радугой. Противники чистого
искусства выступают против недостаточного художественной красоты, отвергая
чистое искусство за то, что оно не в состоянии овладеть всею действительностью,
«преобразовать ее, сделать всецело прекрасною».[7] Но это есть
требование того, чего искусство дать не может на данном этапе.
Интересно
отметить, что в качестве одного из высочайших образцов искусства Соловьев
считал поэзию Пушкина. На ее примере русский философ стремился показать
значимость искусства в целом, корректируя, углубляя и в какой-то мере примиряя
в процессе этого анализа позиции современных ему утилитаристов и сторонников
чистого искусства.
Соловьев
отмечает, что ошибочно считать современный уровень искусства за окончательный.
«Как и все человеческое, художество есть текущее явление, и, быть может, в
наших руках только отрывочные зачатки истинного искусства»[11].
Воплощение красоты в виде прекрасной действительности имеет множество степеней,
и мыслящий дух на настоящей ступени не остановится.
Соловьев
предлагает основу философской теории красоты и искусства: «следует помнить, что
всякая такая теория, объясняя свой предмет в его настоящем виде, должна открывать
для него широкие горизонты будущего»[12]. Теория,
которая только подмечает и обобщает в отвлеченных формулах фактическую связь
явлений, называется «бесплодной». Философ называет ее «простая империя, лишь
одною степенью возвышающаяся над мудростью народных примет». Истинная философия
искусства должна связывать факт «с неопределенно восходящим рядом новых
фактов», и ее построения должны быть связаны и основаны на подлинной сущности
предмета. Сущность глубже данного явления и потому является источником новых
явлений, осуществляющих ее все более и более.
Изучая
природу красоты, Соловьев делает выводы: «есть нечто формально особенное,
специфическое, от материальной основы явлений прямо не зависящее и на нее
несводимое»[13]. Красота ценится
как цель сама в себе.
Большую часть
своих работ Соловьев посвящает полемике с концепцией, которая хотя и косвенно,
связывает красоту с пользою. То, что было полезно для предков, становится
украшением для потомков. Соловьев видит в этой точки зрения долю фактической
истины и одновременно недостаточность для существенного определения красоты:
«хотя и была бы доказана генетическая зависимость прекрасного от полезного,
этим нисколько не решается эстетическая задача»[14].
Все значительное прекрасное, как в природе, так и в искусстве и не связано с
практической пользой. По этому возможная полезность первичных элементов
прекрасных явлений имеет такое же малое значение для эстетики «как для
непосредственного чувства безразличен тот факт, что самое прекрасное
человеческое тело произошло из безобразного эмбриона»[15].
Независимо от
составляющих ее материальных элементов «красота всегда заявляет себя как чистая
бесполезность»[16]. Красота не
ценится человеком. Она ценится как цель сама в себе.
Даже при
самых простых и первичных проявлениях красоты, мы встречаемся с чем-то ценным,
что существует ради самого себя, что самим существованием своим радует и
удовлетворяет нашу душу, которая на красоте успокаивается и освобождается от
жизненных стремлений и трудов.[17]
Настаивая на
понимании красоты как предмете бескорыстного созерцании, как цели в самой себе,
Соловьев считает его не вполне достаточным. Ближе всех к истине в этом вопросе
Соловьев считает учения его философских кумиров того времени А.Шопенгауэра и
Н.Гартмана: содержание красоты составляют идеи, вечные типы вещей как
предметные выражения мировой воли, как ее объективации.
Для пояснения
своего понимания красоты Соловьев приводит примеры из природы. Он как образец
красоты берет алмаз. Его красота никак не свойственная его веществу, такому же
как веществу куска каменного угля. Она зависит от игры световых лучей в его
кристаллах. Но из этого не следует, что свойство красоты принадлежит только
преломленному в алмазе лучу света. Красота есть произведение и алмаза и
преломленного в нем светового луча в их взаимодействии. Соловьев дает следующее
определение красоте: «преображение материи через воплощение к ней другого,
сверхматериального начала»[18].
Эстетика
крупнейшего русского философа, сформировавшаяся в период господства
материалистических, позитивистских и начальных естественнонаучных
представлений, явилась своего рода корректирующей реакцией на них могучего духовно
озаренного сознания. В рамках христианского мировоззрения, опираясь на опыт
европейской духовно-научной традиции последних двух тысячелетий, Вл. Соловьев
попытался наметить глобальную перспективу выхода культуры и человеческой жизни
в целом из прозреваемого им, да и многими мыслителями его времени, глобального
кризиса. Суть его он видел в бездуховности, безрелигиозности и творческой
анемии большей части общества; в однобоком увлечении материально-телесными,
естественно-научными и техническими приоритетами в ущерб духовным, религиозным,
художественным. Опираясь на личный духовно-мистический опыт, он усматривал
выход из экзистенциального кризиса на путях обновленного свободного творчества
жизни самими людьми, осознанно обратившимися за божественной помощью в деле
последней реализации замысла Творца и имеющими перед внутренним взором в
качестве идеала Царство Божие. Соловьевым возрождалось и утверждалось на новом
уровне основное откровение Нового Завета и раннего христианства о глубинном
изначальном и грядущем единстве духовного и материального начал при их
метафизическом равенстве в человеке и обществе. Провиденное им органическое
всеединство божественного, человеческого и природного элементов должно в
конечном счете привести к новому «неслитному соединению» духовного и
материального начал, к идеальной и окончательной космической гармонии, которую
человек призван начать осуществлять уже ныне своими руками. Главный критерий
правильности движения по этому пути личностного, общественного и космического
преображающего обновления Соловьев усматривал в эстетической сфере – в
«ощутимой красоте» как показателе конкретной реализации чаемого единства
духовного и материального, божественного и человеческого. В этом, пожалуй, на
сегодня и заключается актуальный смысл эстетики русского философа, до сих пор
еще до конца не осознанной, не понятой, не принятой.
Эстетика
Соловьева оказала сильное влияние на многих представителей «серебряного века»
русской культуры – так исследователи образно называют взлет русской художественной
и духовной культуры первой четверти ХХ в. На нее активно опирались, на что уже
указывалось, деятели русской религиозной эстетики Флоренский и Булгаков, позже
ее развивал ранний А.Ф. Лосев; она оказала сильное влияние на творчество и
эстетические концепции русских «младосимволистов» начала ХХ в.[19]
В данной
контрольной работе рассмотрена тема «Эстетические взгляды Владимира Соловьева».
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
- ознакомились
с философской системой: учения о нравственности, о знании, о красоте;
- рассмотрели
и изучили статьи «красота и природа», «красота в природе»;
- рассмотрели
теорию Соловьева красоты и искусства, полезность и бесполезность красоты,
понимание красоты Соловьевым.
1. Никитич Л.А. Эстетика:
Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439с.
2. Борев Ю.Б. Эстетика.
Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 704с.
3. Ершова Л.С. Понятие «живописное» и
«животворное» в эстетике Вл.Соловьева и А.Белого. / Минувшее и непреходящее
в жизни и творчестве В.С. оловьёва. Материалы международной конференции
14-15 февраля 2003 г. Серия “Symposium”, выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское
общество,
2003. С.334-339
4. Бычков В.В. Эстетика - #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Никитич Л.А. Эстетика:
Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.143.
[2] Там же С.143.
[3] Бычков В.В. Эстетика - #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Никитич Л.А. Эстетика:
Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.143.
[6] Там же С.144.
[7] Там же.
8 Бычков В.В. Эстетика - #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Никитич Л.А. Эстетика:
Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.144.
[12] Там же.
[13] Там же С.145.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Там же.
[18] Там же С.146.
[19] Бычков В.В. Эстетика - http://lib.aldebaran.ru/author/bychkov_viktor/bychkov_viktor_yestetika/bychkov_viktor_yestetika__9.html