Классификация издержек производства
Введение
1. Структура и классификация издержек
2. Смета затрат
3. Взаимосвязь издержек производства
и себестоимости продукции
Заключение
Список литературы
Введение
Любое производство связано с затратами
сырья, электроэнергии, рабочей силы, оборудования, земли и т.д. Без
использования необходимых ресурсов невозможно создать новые блага.
Все используемые в производстве ресурсы
носят ограниченный характер. Любой из факторов производства может быть
использован для производства различных продуктов. Ресурсы, затраченные на
производство данного товара, утрачены для производства других товаров. Задача
производителя заключается в том, чтобы из множества вариантов использования
данного ресурса выбрать наиболее эффективный.
В силу этого обстоятельства любые
затраты на производство какого-либо товара носят альтернативный характер.
Поэтому производители вынуждены постоянно считать, во сколько им обойдётся
производство того или иного блага.
К издержкам относят сумму средств,
направленных на оплату всех видов, материалов, рабочей силы и услуг,
затраченных на производство определенного товара. В течение длительного периода
времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты
как отраслью, так и отдельными составляющими ее фирмами. Фирма может изменить
масштабы своих производственных мощностей; она может установить новое
оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования.
Отрасль в целом также может изменить свои масштабы.
Цель данной работы – изучить основные
издержки производства и их взаимосвязь с себестоимостью продукции.
Задачи:
¨
изучение структуры издержек;
¨
выяснение учета затрат и себестоимости продукции;
¨
изучение взаимосвязи издержек производства и себестоимости.
1. Структура и классификация издержек
Следует помнить, что расходы любого
бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно,
государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных
функциональных обязательств.
Экономическая сущность расходов бюджета
проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и
количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая
экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных
расходов, количественная - их величину.
Многообразие конкретных видов бюджетных
расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства,
уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей
бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством
государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих
факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на
определенном этапе социально-экономического развития.
Ведомственный признак позволяет выделить
в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное
учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот
признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в
структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
Целевой признак позволяет рассмотреть
расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по
целевому назначению создает предпосылки для рационального использования
бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и
действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.
Издержки
- денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для
осуществления предприятием своей коммерческой и производственной деятельности.
Издержками производства называют также затраты живого и овеществленного труда
предприятия на изготовление продукции, выполнение работ и сказание услуг и их
продажу (реализацию и сбыт). При этом для характеристики всех издержек
производства применяют термин «затраты на производство».
Бухгалтерские
затраты представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических
ценах их приобретения.
Для
принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия
владельцы предприятий (фирм) применяют экономические затраты. Экономические
затраты - альтернативные затраты предприятия. Альтернативные затраты выражают
стоимость собственных ресурсов, используемых наиболее эффективным из всех
прочих способов.
Понятие
«экономические затраты» является общепринятым; бухгалтерские затраты
исчисляются на практике при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой
прибыли и т. п.
Классификация
затрат позволяет организовать более правильное планирование, учет и анализ
затрат и на этой основе выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Затраты классифицируются по следующим признакам. Однородные по своему
экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами
независимо оттого, где они расходуются и на какие цели. Выделяют пять элементов
затрат:
1.
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов) - сырье и
основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты, вспомогательные
материалы, топливо и энергия и др.;
2.
затраты на оплату труда;
3.
отчисления на социальные нужды;
4.
амортизация основных фондов;
5.
прочие затраты-платежи по процентам, износ нематериальных активов,
командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы
на подготовку кадров[1].
Классификация
затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению
себестоимости продукции, расчета потребности в оборотных средствах, расчета
сметы затрат и для экономического обоснования инвестиций. А также для
вычисления показателей материалоемкости, зарплатоемкости (трудоемкости),
фондоемкости продукции.
Для
исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия
группируются по статьям калькуляции.
Выделяют
следующие статьи калькуляции:
1.
сырье и материалы;
2.
возвратные отходы (вычитаются);
3.
покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера
сторонних предприятий и организаций;
4.
топливо и энергия на технологические цели;
5.
заработная плата производственных рабочих;
6.
отчисления на социальные, нужды;
7.
расходы на подготовку и освоение производства;
8.
общепроизводственные расходы;
9.
общехозяйственные расходы;
10.
потери от брака;
11.
прочие производственные расходы;
12.
коммерческие расходы.
В состав коммерческих расходов
включают:
1.
расходы на тару и упаковку;
2.
расходы на транспортировку продукции;
3.
комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и
организациям в соответствии с договорами;
4.
затраты на рекламу;
5.
прочие расходы по сбыту.
2. Смета затрат
Смета затрат - сводный план всех
расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой
деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам
используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням
управления предприятием и другим направлениям расходов.
В смету включаются затраты основного и
вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажей продукции,
товаров и услуг, а также на содержание административно-управленческого
персонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входящих в
основную производственную деятельность предприятия.
В процессе разработки сметы затрат на
производство в отечественной экономической науке и практике широко применяются
три основных метода.
Сметный метод является наиболее
распространенным на российских промышленных предприятиях. Его применение
обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую систему расчетов
комплексного плана. При этом методе все затраты на производство по отдельным
элементам сметы рассчитываются по данным соответствующих разделов годового
плана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий:
1) затраты на основные материалы;
2) затраты на вспомогательные материалы;
3) стоимость топлива;
4) стоимость энергии;
5) основная и дополнительная заработная
плата всех категорий персонала;
6) начисления на заработную плату;
7) амортизационные отчисления;
8) прочие денежные расходы.
Разработанная смета затрат на
производство должна также соответствовать запланированному объему реализации
товаров и услуг. При необходимости допускается корректировка планируемых
расходов с учетом изменения норматива складских запасов готовой продукции,
незавершенного производства, материальных запасов, затрат будущих периодов и т.
п. Сводный метод составления сметы затрат на производство предусматривает
предварительную разработку и свод в единую систему общих затрат по цехам
основного и обслуживающего производства. В цеховую смету затрат включаются две
группы расходов:
¨
прямые издержки данного цеха на материальные ресурсы и
комплектующие детали, основная и дополнительная заработная плата, начисления на
зарплату, амортизационные отчисления и прочие денежные расходы;
¨
комплексные расходы на услуги других цехов, а также цеховые
расходы и др.
Сводная смета затрат по предприятию
составляется путем суммирования цеховых смет затрат с последующим исключением
из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой имеющихся производственных
запасов.
Калькуляционный метод разработки сметы
затрат на производство продукции основан на использовании выполненных расчетов
или калькуляций себестоимости всех без исключения видов продукции, работ или
услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а
также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На
основе имеющихся расчетов себестоимости отдельных изделий с учетом годовых
объемов производства разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все
экономические элементы и калькуляционные статьи расходов[2].
Себестоимость
продукции (работ, услуг) - стоимостная оценка используемых в процессе
производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов,
топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на
ее производство и реализацию.
Поскольку материальную основу
создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующие изделия
и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом
основных производственных фондов, заработной платой работников составляют
издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму
себестоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет
оборотных средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в
производство. После поступления выручки от реализации товаров оборотные
средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству
продукции возмещаются.
Обособление издержек в виде себестоимости
дает возможность сопоставить полученную от реализации продукции выручку и
произведенные затраты. Смысл инвестирования средств в производство продукции
состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то
предприятие получает его в виде прибыли.
Различают
следующие виды себестоимости: цеховую, производственную и полную.
Цеховая
себестоимость – затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная
себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и
общехозяйственные расходы.
Полная
себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции,
слагается из производственной себестоимости и воспроизводственных расходов
(расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
Различают
индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная
себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или
другое предприятие.
Среднеотраслевая
себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует
средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к
общественно необходимым затратам труда.
В
зависимости от цели (планирование, учет, анализ) различают:
¨
плановую себестоимость - отражает
максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые
при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия
необходимыми;
¨
расчетную себестоимость -
используется в технико-экономических расчетах по обоснованию проектов внедрения
достижений научно-технического прогресса;
¨
отчетную себестоимость - отражает
степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе
сопоставления плановых затрат с фактическими.
Прибыль и амортизационные отчисления
являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и
относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они
распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных
отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции
на расширенной основе.
В целях организации внутрихозяйственного
расчета и контроля учет затрат на производство осуществляется в следующих
разрезах:
¨
по отношению к себестоимости (прямые и накладные (косвенные));
¨
по видам продукции, работ и услуг;
¨
по месту возникновения затрат (производствам, цехам, участкам и
т.п.);
¨
по видам расходов (элементам и статьям затрат).
На организацию учета производственных
затрат на предприятии большое влияние оказывает классификация затрат по
определенным признакам.
По отношению к технологическому процессу
производства различают переменные и условно-постоянные затраты, а от способа
включения в себестоимость услуг - прямые и косвенные.
Переменные - это такие затраты, которые
находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. К ним
относятся, в частности, затраты на материалы и оплату труда.
К условно-постоянным относятся затраты,
которые при изменении объема производства или совершенно не меняются (например,
амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд) или меняются
незначительно (например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
Прямые - те, что на основе первичных
документов можно отнести на затраты определенного вида продукции, работ, услуг
(материалы, заработная плата рабочих и др.). Это затраты, обусловленные
технологическим процессом производства.
Накладные, или косвенные, затраты
одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение,
отопление, работа машин и оборудования и пр.)
Постоянными издержками являются те,
которые не зависят от величины производства, существуют и при нулевом объеме
производства[3]. Переменные издержки
зависят от количества производимой продукции или услуг.
К постоянным издержкам относятся:
¨
налог на имущество;
¨
страховые взносы (часть которых обязательна);
¨
оплата по облигационным займам;
¨
заработная плата управленческого и обслуживающего персонала (если
она фиксирована вне зависимости от загрузки) плюс налоги на нее.
К переменным издержкам относятся:
¨
коммунальные услуги;
¨
расходы на содержание территории;
¨
расходы на текущие ремонтные работы;
¨
заработная плата обслуживающего персонала;
¨
налоги на заработную плату;
¨
расходы по обеспечению безопасности.[4]
Затраты для целей налогообложения
прибыли классифицируют на:
нелимитируемые;
лимитируемые.
Лимитируемые - это такие, по которым
утверждены в установленном порядке лимиты, нормы и нормативы. К ним, в
частности, относятся:
¨
компенсации за использование для служебных поездок личных
автомобилей;
¨
затраты на командировки;
¨
представительские расходы;
¨
оплата за обучение по договорам с учебными заведениями для
подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
¨
затраты по оплате процентов по полученным кредитам (за
исключением ссуд связанных с приобретением основных средств, нематериальных и
иных внеоборотных активов);
¨
расходы на рекламу.
Учет таких расходов ведется на счетах
затрат отдельно в пределах установленных лимитов (норм, нормативов) и отдельно
- сверх действующих лимитов (норм, нормативов). Дело в том, что на сумму таких
расходов, превышающих нормы, величина валовой прибыли для целей налогообложения
корректируется.
Согласно требованиям международной
практики бухгалтерского учета затраты подразделяются на расходы, обусловленные
производством, и расходы, обусловленные отчетным периодом, в котором они
возникли (периодические затраты).
К производственным относятся все прямые
затраты и общепроизводственные, а к периодическим - расходы на управление
предприятием. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов,
списываемых на производство, разрешается производить одним из следующих методов
оценки запасов:
¨
по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого
месяца по однородным видам материальных ресурсов, или по отдельным видам
ресурсов;
¨
по себестоимости последних по времени закупок партий материальных
ресурсов (ФИФО);
¨
по себестоимости последних по времени закупок партий материальных
ресурсов (ЛИФО).
Не подлежат включению в себестоимость
продукции (работ, услуг):
¨
затраты на выполнение самим предприятием или оплату им работ
(услуг), не связанных с производством продукции;
¨
затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию
культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятий, а
также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности
других предприятий.
Затраты, образующие себестоимость
продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием
по следующим элементам:
¨
материальные затраты,
¨
затраты на оплату труда,
¨
отчисления на социальные нужды,
¨
амортизация основных фондов,
¨
прочие затраты[5].
Часть расходов, связанных с
производственной деятельностью, погашается за счет прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия: затраты на финансирование научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, расходы, связанные с
выпуском и реализацией акций, облигаций и других ценных бумаг.
Производственная деятельность
предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной
значимости. Согласно действующему плану счетов возможны два варианта учета
затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для
отечественной экономики, предусматривает исчисление себестоимости продукции
путём группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко
используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку
затрат – на переменные и постоянные.
Управление себестоимостью продукции
(работ, услуг) предприятий – планомерный процесс формирования затрат на
производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за
выполнением заданий по снижению себестоимости, выявления резервов ее снижения.
Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются
прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькуляция, анализ
и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с
другом.
Применение различных методов учета
затрат влияет на величину себестоимости и тем самым на сумму полученной
прибыли.
В условиях постоянно развивающегося
рынка администрация и менеджеры всегда должны иметь оперативную информацию о
том, во что обходится предприятию производство продукции, осуществление
определенного вида деятельности в действительности, вне зависимости от того,
каковы затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы.
1.
Налоговый кодекс РФ
2.
Глушков И.Е. Бухучет на современных предприятиях. – Новосибирск: ЭКОР,
1995.
4.
Непринцева Н., Батурина И. Производство и предложение. Издержки и
прибыль // Экономика и жизнь – московский выпуск. – 2003. - №24.
5.
Финансовый менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. Вьюниковской А.Г. –
М.: Буклайн, 2005.
6.
Экономика предприятия. / Под ред. Загородникова С.В. – М.: Велби, 2005.
[1] Финансовый менеджмент:
Учебное пособие. / Под ред. Вьюниковской А.Г. – М.: Буклайн, 2005. – с.-27.
[2] Экономика предприятия. /
Под ред. Загородникова С.В. – М.: Велби, 2005. – с.-18.
[3] Непринцева Н., Батурина И. Производство и
предложение. Издержки и прибыль // Экономика и жизнь – московский выпуск.
– 2003. - №24. – с. 24.
[4] Миронова Н.Н., Шутьков
С.А. Экономика недвижимости. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – с.125.
[5] Глушков И.Е Бухучет на современных предприятиях. –
Новосибирск: ЭКОР, 1995.