Проблема готовности детей к школе
Реферат
Пор
дисциплине: Возрастная психология
Тема:
Проблема готовности детей к школе
Оглавление
Введение
1. Краткая характеристика детей
старшего дошкольного возраста и кризис семи лет
2. Мотивационная готовность к школе
3. Волевая готовность к школе
4. Социальная готовность к школе
5. Интеллектуальная готовность к
школе
6. Физиологическая готовность к школе
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Школа -
социальный институт, сформировавшийся исторически относительно недавно, и
поступление ребенка в школу играет ведущую роль в процессе адаптации к жизни в
обществе.
Поступление
в школу очень серьезный шаг для ребенка, так как это переломный момент в жизни.
Он как бы пытается выйти из своего детства и занять новое место в системе
отношений опосредованных нормами поведения, появляется желание «стать настоящим
школьником» и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую
деятельность.
При переходе ребенка на новую ступень развития, происходит смена
ведущей деятельности, это переход от сюжетно-ролевой игры к учебной
деятельности.
От того, как сложится школьная жизнь
у ребенка, от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит
успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, и в конечном
итоге благополучие во взрослой жизни. Если школьник плохо учиться, это всегда
отрицательно сказывается на отношениях со сверстниками или на семейном
микроклимате.
Проблема готовности детей к школьному
обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня
развития ребенка требованиям учебной деятельности.
Многие
родители полагают, что готовность к школе заключается только в умственной
готовности, поэтому они уделяют максимум времени на развитие памяти, внимания и
мышления ребенка.
Далеко не все занятия предполагают формирования необходимых качеств для
обучения в школе.
Подготовка детей к школе – задача
комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Это, прежде всего, уровни
социально-личностного, мотивационного, волевого, интеллектуального развития,
все они необходимы для успешного усвоения школьной программы. При поступлении
детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо
компонента психологической готовности. Недостатки при формировании одного из
уровней, рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии
других и так или иначе сказываются на успешности обучения.
И так, цель
работы – проанализировать психологическую готовность ребенка к школе.
Исходя
из поставленной цели, запланировано решение следующей задачи: проанализировать
основные компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению, а
конкретно: мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная, волевая,
физиологическая.
1. Краткая характеристика детей старшего дошкольного возраста и
кризис семи лет
Кризис семи лет это тот критический
период, который требует смены социальной ситуации, его связывают с началом
обучения ребенка в школе.
Именно в этом возрасте закладываются
основы личности, формируется устойчивая иерархия мотивов (феномен горькой
конфеты). Появляется желание занять новое положение в обществе и выполнять
общественно полезную деятельность. Если не происходит смена социальной
ситуации, то у ребенка возникает чувство не удовлетворенности.
Кризис семи лет характеризуется
вызывающим поведением ребенка, он манерничает, корчит рожицы, паясничает. По
мнению Выгодского, такое поведение свидетельствуют о потери детской
непосредственности, у ребенка как бы происходит разделение внутренней и внешней
жизни, ребенок примеряет на себе разные роли и по средствам этого происходит
утрата непосредственности поведения. До семи лет ребенок поступает в
соответствии с актуальной для него проблемой. Обретение посредственности
поведения включает осознанность, между задумкой действия и самим действием
вклинивается цензура, норма поведения, поведение становится более независимым
от различных воздействий среды.
Ребенок начинает осознает и оценивать
свое место среди других людей, формируется внутренняя социальная позиция,
стремление соответствовать требованию взрослого, принимать новою социальную
роль-роль школьника.
Появляются новые социальные
потребности, потребность в уважении, признании сверстниками и взрослыми.
Желание поступать в соответствии с правилами, ребенку необходимо выполнять
действие правильно. Он стремиться участвовать в групповой деятельности. Происходит
усвоение моральных норм, социальных ценностей, правил поведения в обществе, теперь
приходиться поступать не так, как хочется, а так как надо.
Деятельность ребенка приобретает
новое содержание. Умение не только контролировать свои действия, но и
ориентироваться на результат.
Психологические исследования
свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже
складывается самооценка, эта формирующаяся самооценка опирается на результат
деятельности, успех-неуспех, а так оценок окружающих и одобрения родителей.
Т.о. наличие кризиса семи лет
является показателем психологической готовности к школе.
2. Мотивационная
готовность к школе
Мотивационную
готовность рассматривают как побуждение к учебе, желание ребенка учиться в
школе. Первоначальный мотив ребенка это восхождение на новый уровень отношений.
Различают
внешнюю и внутреннюю мотивацию. Большинство детей старшего дошкольного возраста
мечтают стать школьниками, но разуметься, почти ни кто из них не представляет
что такое школа в действительности, у многих детей совершенно идеализированное
атрибутное представление о школе, если у них спросить, кто такой школьник они
непременно ответят, что это ребенок, который носит большой портфель, сидит за
партой с поднятой рукой, пишет, читает и хорошие дети получают пятерки, а
плохие дети получают двойки. И я хочу так же, и все меня будут хвалить.
Внутренняя
же мотивация связана с непосредственным желанием учиться, выражающиеся в познавательном
интересе, проявляется
в стремлении узнать новое, выяснить непонятное. Возникает очень сложная
ситуация, потому что не все дети готовы выполнять требования учителя и не
уживаются в новой социальной обстановке из-за отсутствия именно внутреннего
мотива. Познавательная потребность у ребенка
существует с рождения, и чем больше взрослые удовлетворяют познавательный
интерес ребенка, тем сильнее он становится, поэтому родителям нужно уделять как
можно больше и времени развитию детей, например, читать им книжки, играть в
познавательные игры и проч.
Учебная
мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной
потребности и умении трудиться. первоклассник старается быть примерным
учеником, чтобы заслужить похвалу учителя, а затем и родителя. Эмоциональная
похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и
стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. (Божович)
3. Волевая готовность к школе
Еще один компонент школьной готовности
- волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка
к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с
установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений
ребенка и взрослого.
Появление воли приводит
к тому, что ребенок начинает сознательно контролировать себя, управлять своими
внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением
в целом. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам.
Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн
считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием
произвольного поведения дошкольника.
4.
Социальная готовность к школе
Социальная
готовность представляет собой готовность к новой форме отношений, в ситуации школьного
обучения.
Поход в школу это, прежде всего,
обретение нового социального статуса школьника. Он вступает в новые
общественные отношения, модели ребенок-учитель, которая впоследствии влияет на
отношения ребенка с родителями и ребенка со сверстниками, ведь от того как сложится
ситуация в школе, от того на столько будут выражены успехи, в последствии будут
сказываться на отношениях со сверстниками и родителями.
В ситуации урока,
существуют строгие правела которых должен придерживаться школьник, например,
только предметное общение.
Дети готовые к обучению,
понимают условность учебного общения и адекватно ведут себя на занятиях, общение
между преподавателем и учеником приобретает черту произвольности.
5. Интеллектуальная готовность
Ребенок
должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы,
иметь навык пересказа.
Для
того чтобы обучение школьника было успешным, необходимо чтобы его уровень
актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в
«зону ближайшего развития» ребенка, а иначе он просто не сможет усваивать
материал.
Это само
собой наличие элементарных навыков письма, чтения, счета. Ребенок должен уметь
сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, и выделять существенные
признаки, делать выводы. Теперь ему приходиться работать с абстрактными
категориями, научными понятиями. «Ребенок должен научиться различать разные стороны
действительности, только при этом можно переходить к предметному обучении.
Ребенок должен в предмете видеть его параметры, отдельные стороны, которые
составляют его содержание. А так же для усвоения научных понятий, ребенок
должен понимать, что его точка зрения не абсолютна и не единственна».
У
ребенка в старшем дошкольном возрасте уже сформировались операции, это доказывает
с помощью эксперимента с двумя колбами на сохранения количества.
6. Физиологическая
готовность к школе
Так же необходимо определить
физиологическую готовность к школе, готов ли ребенок к таким нагрузкам, с одной
стороны организм школьника зачастую готов к предъявляемыми школой требованиям,
но с другой, некоторым детям очень трудно вынести такое умственное
напряжение и физические нагрузки, или у ребенка может быть слабо развита моторика
руки и он не может писать, это и сбой режима и перестройка всего организма к
новому образу жизни, удержание внимания на уроках в течении 40-45минут и проч. Некоторым
это дается довольно сложно. Перед поступлением в школу делается мед.
обследование и определяется готовность. По показаниям к 8годам уже почти все готовы.
Физиологическую готовность определяют по трем признакам: физиологический,
биологический и состояние здоровья. В школе ребенок сталкивается с кучей
проблем, например, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника,
или деформация кисти при сильных нагрузках на руку. Поэтому это такой же
весомый признак развития как и остальные.
Заключение
Поход в
школу важнейший шаг в развитии ребенка, требующий очень серьезного подхода и
подготовки. Мы установили, что готовность ребенка к школе это целостное
явление, и для полной готовности необходимо, что бы каждый из признаков был развит
полноценно, если хотя бы один параметр плохо развит, это может нести за собой
серьезные последствия. Комплексная подготовка к школе включает пять основных
компонента: мотивационная, интеллектуальная, социальная, волевая,
физиологическая готовности. Психологическую готовность к школе желательно
определить за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть
время изменить то, что нуждается в коррекции. Существует множество методов
диагностики готовности детей к школе, они требуют тщательного подбора, так как
многие из них неадекватны. При подготовке ребенка к школе так же необходимо
проконсультироваться с детским психологом и педагогами.
Список
используемой литературы:
Божович Л.И.
Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – с. 217.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд. –
СПб.: Питер, 2004.