Страновые риски Италии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Реферат
по Международному бизнесу
на тему: «Страновые риски Италии»
Краткая информация
об Италии
Ита́лия, официальное
название — Италья́нская Респу́блика— государство
на юге Европы,
в центре Средиземноморья.
Страна названа по этнониму
племени италики.
Граничит с Францией
на северо-западе (протяженность границы — 488 км), со Швейцарией
(740 км) и Австрией
(430 км) — на севере и со Словенией
— на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом
(3,2 км) и Сан-Марино
(39 км).
Занимает Апеннинский полуостров, Паданскую
равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия,
Сардиния
и ряд мелких островов.
Италия входит в число государств
Шенгенского соглашения.
Основано 2 июня 1946. Официальный язык - итальянский.
Столица
- Рим. Крупнейшие города: Рим,
Милан,
Неаполь,
Турин.
Форма правления - Парламентская республика. Президент
- Джорджо
Наполитано. Премьер-министр - Сильвио
Берлускони.
Территория:
69-я в мире.
- Всего: 301 230 км²
- % водной поверхности: 2,4
Население:
22-е в мире
- Всего (2009): 60,157,214 чел.
- Плотность:
196 чел./км²
ВВП: 10-й в мире.
- Итого (2008): 2,330 трлн. $
Этнохороним:
итальянец, итальянка, итальянцы
Валюта:
евро [1].
Внешняя политика
Италии
Вплоть до 1861 года Италия
была раздроблена, посему многочисленные итальянские государства вели собственную
внешнюю политику, ориентируясь на соседние мощные государства.
С 1861 года политика объединённой
Италии была направлена на присоединение областей с проживающими там итальянцами,
а именно — Папскую область, Трентино, Истрию, Далмацию. Также Италия стремилась
создать собственную колониальную империю. Во время франко-прусской войны 1870 года
Италия присоединила Папскую
область. Далее ориентировалась во внешней политике на Германию, так как
желала укрепиться в Тунисе, на который также
претендовала Франция.
Однако из-за желания присоединить Истрию и Трентино, Италия вступает в противостояние
с Австро-Венгрией в конце 19 в. — начале 20 в.
С 1914 Италия ведет переговоры
с Антантой,
состоя в союзе с Германией, торгуясь с ними. В итоге в 1915 году страны Антанты
обещают Италии желанные территории, если она согласится выступить на стороне Антанты.
И в 1915 Италия нападает на Австро-Венгрию.
По результатам Парижской мирной конференции 1918 года Италия получила Истрию,
Трентино и ряд островов в Адриатическом
море. После Первой мировой войны у Италии появился новый соперник — Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, в 1929
ставшее Югославией.
После прихода фашистов к власти
внешняя политика Италии становится крайне радикальной. Конфликты с Югославией становятся
актуальными вплоть до окончания Второй мировой войны, по результатам которой Италия вернула Далмацию
и Истрию
Югославии, предоставила независимость Албании.
После Второй мировой войны политика Италии была пассивной, страна следовала в русле
НАТО и США в частности.
В стране доминировало представление о роли Италии как о роли «средней державы».
В конце 80-х эта идеология начала меняться в связи с событиями в соседней Югославии.
Италия начала уделять больше внимания процессам на постъюгославском пространстве
и в целом в Средиземноморье.
Италия принимала участие в
Балканской операции НАТО, в Косовской операции, а также отправила своих солдат в
Ирак и Афганистан.
Именно после кризиса в Косово
произошла трансформация идеи «средней державы» в идею «мира протагонистов», то есть
мира, в котором Италии отведено важное место. Позже Италия объявила Балканы зоной
своей «ответственности» в рамках НАТО.
К внешнеполитическим приоритетам
Италии относятся: Средиземноморье,
Балканский регион, США, Европейский
союз, страны Центральной
и Восточной
Европы,
Россия
[1].
Риски
|
Баллы
|
Политический риск
|
20
|
Экономический риск
|
15
|
Социальный риск
|
15
|
Энергетический риск
|
20
|
15
|
Всего
|
85
|
Политический
риск
Более десятилетия Италия управлялась
двухполярной политической системой. Избиратели могли выбирать между коалицией левого
крыла или коалицией правого крыла. Разочарованные действующим правительством могли
голосовать за оппозицию. А наличие жизнеспособной альтернативы оказывало дисциплинирующее
воздействие на политиков.
Сейчас существует высокий
риск того, что итальянские политики вернутся к своим старым привычкам.
Правительство Сильвио Берлускони
в одном из последних актов должно было заменить мажоритарную избирательную систему,
введённую в 1993 году, пропорциональной. Новая избирательная система изменяет средства
поощрения политиков и может стать причиной возврата к чередующимся коалициям и нестабильному
правительству. Данный исход ускорится, если Берлускони, что вероятно, отойдёт от
политики на предстоящий избирательный срок [2].
Экономический
риск
Италия, как полагают
наблюдатели, переживает полосу стагнации. Экономический рост в стране довольно неожиданно
сократился во втором квартале этого года, приближая риск четвертой по счету рецессии
на Апеннинах за последние 10 лет. Об этом говорится в официальном коммюнике национального
статистического института ИСТАТ.
По сравнению с
первым кварталом 2008 г. в Италии зафиксировано уменьшение ВВП на 0,3%, тогда как
рост в первом квартале составил 0,5%. В первом квартале 2008 г. экономика Италии
показывала пусть и небольшой, но рост. По сравнению с тем же периодом годом ранее
ВВП увеличился на 0,3%, а по сравнению с предыдущим кварталом - на полпроцента,
отмечают финансовые эксперты. Они подчеркивают, что экономика Италии, входящей в
зону евро, занимает четвертое место в Европе, но считается одной из самых медленно
развивающихся среди всех стран Евросоюза [3].
Социальный
риск
В течение последнего
десятилетия ХХ века проблемы социальной сферы в Италии выдвинулись на первый план.
Существенным толчком для перемен в системе социальной защиты стали возрастающие
процессы европейской интеграции, направленные на сближение социально-экономических
параметров стран - участниц Европейского союза.
На сегодняшний
день система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешённых вопросов.
Одна из основных проблем социальной политики Италии - традиционное различие в доходах
населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице.
На фоне общей безработицы в Италии уровень безработицы на севере страны составлял
около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а на юге - более 20%.
Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы
социального страхования начинают играть некоторые виды. Прежде всего это касается
пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах, помимо своего основного
назначения, выполняет роль пособия по безработице и социальной помощи.
Для Италии характерна
более высокая, чем в других странах Западной Европы, доля незанятых женщин, число
которых в общей численности безработных составляет 16% (что почти вдвое превышает
уровень мужской безработицы - 9% и молодёжи, уровень безработицы среди которой также
высок - 12,4%).
Отрицательную
роль в итальянской системе социальной защиты играет одновременное существование
плохо социально гарантированных секторов экономики и секторов, в которых благодаря
определённым обстоятельствам (например, широкое развитие профсоюзного движения,
особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Кроме
того, сюда также относится и неудовлетворительная защита от рисков людей, которые
по различным причинам оказались без каких-либо доходов. В силу этих, а также ряда
других обстоятельств итальянская социальная политика часто характеризовалась как
"рудиментарная".
Серьёзную проблему
представляет собой асимметричная структура социальных расходов. Это проявляется,
в частности, в том, что наиболее крупную долю социальных расходов составляет пенсионное
обеспечение - 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне - 11,9%), тогда как на поддержку
семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно
незначительные средства (около 0,8%). По этой причине Италию иногда называли страной
пенсионеров.
Основные виды
минимального социального обеспечения в Италии – это социальная помощь неимущим в
трудоспособном возрасте и социальные пенсии по старости. Хотя предоставление “минимальных
для жизни средств” декларируется в итальянской Конституции, в Италии отсутствует
всеобщее сходное, например, с немецкой системой социальной помощи, социальное обеспечение
для людей в трудоспособном возрасте. Правовая регламентация этой проблемы лежит,
как правило, в компетенции регионов, решающих вопросы предоставления социальной
помощи в зависимости от собственного бюджета. Подобная несовершенная защита от рисков,
например при долговременной безработице, представляет собой существенный пробел
в итальянской системе социального обеспечения.
Таким образом,
тенденции развития социальной политики в Италии 90-х годов ХХ века были связаны
с двумя особенностями. С одной стороны, критерии сближения Европейского союза обуславливали
проведение жёсткой рестриктивной политики в социальном секторе. С другой стороны,
несовершенно итальянской социальной системы делало очевидным необходимость расширения
тех сфер социального обеспечения (семейная политика, страхование по безработице,
социальная помощь), которые были традиционно слабыми в общей системе социальной
защиты [4].
Энергетический
риск
В отсутствие достаточных собственных
запасов энергетического сырья, решение проблемы эффективного и надежного обеспечения
энергоресурсами играет для Италии особую роль. Политика итальянского правительства
в области энергетики направлена, прежде всего, на диверсификацию источников снабжения,
расширение стран-поставщиков с целью минимизации политических и экономических рисков
и создания конкурентной среды, повышения в энергобалансе удельного веса природного
газа.
Экологический
риск
Резкий скачок в развитии правового
регулирования охраны окружающей среды в Италии произошел в конце 90-х годов. Это
связано с тем, что высшие органы ЕС стали оказывать активное давление на правительство
Италии. Это давление оказывается и на сегодняшний день. Так, Европейская Комиссия
намерена передать дело о мусорном кризисе в итальянской области Кампанья в Европейский
суд. Именно мусорный кризис в Неаполе и в прилегающих регионах стал одной из причин
смены правительства в Итальянской Республике. А массовые протесты населения, перешедшие
в беспорядки, заставили задуматься об эффективности системы переработки мусора не
только итальянских чиновников, но и европейских. При этом следует отметить, что
кризис не явился неожиданностью, так как проблема с мусором в южных регионах страны
существует уже около 15-ти лет. Основным виновником данного кризиса многие специалисты
считают организованную преступность (мафию или, как стали называть эти структуры
в СМИ, экомафию), которая зарабатывает огромные деньги на незаконном обороте отходов.
Итогом противостояния властей и жителей Неаполя стало решение о строительстве дополнительных
мусоросжигающих заводов, привлечение армии для уборки города и противостояния демонстрантам,
арест и увольнение нескольких десятков чиновников и обещание решить проблему в течение
двух-трех лет. Эта ситуация служит наглядным примером того, как недостаточная воля
государственных органов и нежелание уделять внимание экологическим проблемам могут
привести к катастрофическим последствиям [6].
Литература
1.http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1303190