Общее положение учебной программы. Структура учебной программы 1-4 классов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психолого-педагогический
Контрольная работа
По Методическим
особенностям школьных учебников
Тема Общее положение учебной программы. Структура
учебной программы 1-4 классов
Студентки
Микульските С.И.
Специальности
начальное обучение
Курс
4 № зачетной книжки ЗНК-6-03-05
г. Симферополь
2006 – 2007 уч. год.
План
1. Общее положение
учебной программы
1.1 Распределение
общеучебных умений и навыков по учебным годам
2. Структура учебной
программы 1-4 классов
Список литературы
1.
Общее положение учебной программы
Общее среднее образование должно обеспечивать
условия для интеллектуального, социального, морального и физического развития
учащихся, воспитание гражданина-патриота, а в стратегическом плане — заложить
базис для формирования демократического общества, признающего образованность,
воспитанность, культуру высочайшими ценностями, незаменимым фактором стабильного,
ускоренного развития Украины.
Начальная школа, сохраняя
преемственность с дошкольным периодом детства, обеспечивает дальнейшее
становление личности ребенка, его интеллектуальное, социальное, физическое
развитие. Приоритетными в начальных классах являются воспитательные,
общеучебные и развивающие функции.
У младших школьников формируется
развернутая учебная деятельность (умение учиться) путем овладения
организационными, логикоречевыми, познавательными и контрольно-оценочными
умениями и навыками, личным опытом культуры поведения в социальной и
естественной среде, сотрудничества в разных видах деятельности.
Образовательными результатами этого этапа школы являются полноценные
читательские, речевые, вычислительные умения и навыки, общие знания о реальном
мире в его связях и зависимостях, развитие сенсорных умений, мышления,
воображения, памяти, способности к творческому самовыражению, личного
ценностного отношения к труду, искусству, здоровью, умения выполнять творческие
задания.
Названные виды общеучебных умений и
навыков функционируют в системе межпредметных связей и формируются беспрерывно
на протяжении всего периода начального обучения в соответствии с возможностями
программного материала разных предметов и обязательным учетом предшествующего
уровня овладения им.
1.1 Распределение общеучебных умений и
навыков по учебным годам
В программе содержится распределение
общеучебных и умений и навыков по учебным годам.
1 класс
Организационные умения и навыки:
выбирать оснащения для проведения уроков, располагая его в нужном порядке;
включаться в работу сразу после указания учителя; придерживаться единых
требований к выполнению письменных упражнений; различать основные элементы
учебной книги (обложка, корешок, страница), пользоваться закладкой;
вырабатывать правильную осанку во время чтения и письма.
Общеречевые умения и навыки:
говорить в умеренном темпе, четко, свободно, выразительно, с соответствующей
силой голоса; сосредоточенно слушать учителя, отвечать на вопросы в
соответствии с известной моделью или свободно, связно (тремя—четырьмя
предложениями) передать услышанное, увиденное; с уважением обращаться к
учителю, ученикам.
Общепознавательные умения:
выделять в предметах определенные признаки, различать размер, форму, цвет, вкус
и т.п.; находить в двух объектах одинаковые, похожие и различные внешние
признаки; сопоставлять группы предметов по одному существенному признаку,
замечать изменения в наблюдаемых объектах по ориентирам, указанным учителем;
сделать (с помощью учителя) вывод-обобщение после выполнения учебного задания.
Контрольно-оценочные умения:
выявить фактическую ошибку в ходе сопоставления результатов собственной работы
с образцом; оценивать итоги своей деятельности по ориентирам, предложенным учителем
(правильно, красиво, что именно; если ошибся, то в чем, что следует изменить,
чего избегать в последующей работе и др.).
2 класс
Организационные умения и навыки:
соблюдать режим умственного труда во время выполнения домашних заданий;
самостоятельно выбирать необходимые учебные принадлежности и поддерживать
порядок на рабочем месте; ориентироваться в продолжительности работы; придерживаться
определенной последовательности при выполнении работы под руководством учителя
(с чего начну, что сделаю потом, чем закончу); пользоваться учебником (найти
нужный по содержанию материал; ориентироваться в условных обозначениях),
дидактическим и раздаточным материалом, подстрочными примечаниями и словарем,
линейкой и треугольником; своевременно подготовиться к уроку; переключаться с
одного вида работы на другой; бережно относиться к своим и чужим вещам.
Общеречевые умения и навыки:
сосредоточенно слушать учителя и товарищей, говорить неспешно, четко, свободно
и процессе диалогической и монологической речи; выделять во время чтения и
слушания важные по смыслу слона, воспроизводить последовательность событий и отображенных
в тексте действий, явлений, с помощью учителя (ставить вопросы к отдельным
предложениям, отрывкам.
Общепознавательные умения:
выделять в предметах признаки и свойства, различая их по значимости (главные,
постоянно присущие объекту, и второстепенные, Которые при определенных
обстоятельствах могут появиться, а при других — исчезать); устанавливать
тождественность, сходство и отличие между несколькими предметами; определять
при помощи учителя самые существенные признаки выполняемой работы;
устанавливать логическую последовательность изложения событий; применять некоторые
приемы смыслового заучивания (устанавливать логическую и временную
последовательность); логически группировать объекты (по видовым и родовым признакам,
изымая "лишний" среди четырех—пяти однородных).
Контрольно-оценочные умения:
проверять результаты своей работы и работы товарища по ориентирам, предложенным
учителем (алгоритмические предписания, словарик, сопоставление с образцом и
т.п.).
3 класс
Организационные умения и навыки:
соблюдать установленный порядок во время выполнения самостоятельных заданий;
под руководством учителя определять цель и план выполнения работы; выполняя
разные виды заданий, ориентироваться в продолжительности времени и целесообразности
его использования; различать в тексте абзац и красную строку; ориентироваться в
методическом аппарате учебника – смысловой нагрузке основных обозначений.
Общеречевые умения и навыки:
говорить в умеренном темпе, придерживаясь интонации; слушать чтение, рассказ
учителя или одноклассников с элементами смысловой сортировки материала,
выделять новые факты, распознавать неизвестное; устанавливать
последовательность событий и их причинно-следственные связи; отвечать "своими
словами", задавать вопросы к тексту, к объяснениям учителя, учеников во
время опрашивания, пересказывать прочитанное, связно и последовательно
передавать увиденное, услышанное; размышлять взаимосвязными суждениями
(тремя-четырьмя).
Общепознаательные умения:
выделять в предметах определенные признаки и качества, различать среди них
основные и второстепенные; сравнивать конкретные предметы по разным признакам
(абстрактные по ориентирам, указанным учителем); делать выводы-обобщения с
помощью учителя; устанавливать связь между причиной и следствием; подбирать
факты, которые подтверждают высказанную мысль или противоречат ей.
Контрольно-оценочные умения:
пользоваться способами проверки, применяя алгоритмы и образцы; контролировать
последовательность выполнения работы и ее промежуточные результаты; высказывать
оценочные суждения относительно качества своей работы.
4 класс
Организационные умения и навыки:
соблюдать режим учебной деятельности, работать быстро и сосредоточенно;
планировать работу на день, пользоваться справочной литературой;
ориентироваться в методическом аппарате учебников (понимать значение всех
символов, цветных шрифтовых обозначений); распределять время для выполнения
работы; ценить время – собственное и других людей; приступать к выполнению
самостоятельной работы после ее обдумывания; содержать в порядке свое рабочее
место и учебные принадлежности.
Общепознавательные умения:
определять главное, самостоятельно делать вывод из объяснений учителя: находить
новое, до сих пор неизвестное, задавать вопросы; пользоваться сравнением и аналогией
как средствами определения новых признаков и качеств; классифицировать и
группировать изученный материал, находить и объяснять причинно-следственные
связи; доказывать правильность определенного суждения и собственной мысли;
пользоваться приемами сознательного запоминания (план, сопоставление, опорные
слова); выполнять творческие задания (дополнить задание, продолжить рассказ,
передать начало рассказа, предложить новый способ решения).
Контрольно-оценочные умения:
оценивать качество учебной работы; осуществлять взаимопроверку; контролировать
последовательность работы по самостоятельно составленному плану, определять,
какие суждения всегда правильные, а какие только при определенных условиях или
же всегда неправильные; находить и исправлять фактические, логические и стилистические
ошибки; использовать усвоенные способы проверки орфограмм, задач, разной
деятельности; высказывать оценочные суждения.
2.
Структура учебной программы 1-4 классы
Открывая учебную программу первое, что
мы видим это ее содержание, которое состоит из введения и перечня учебных
предметов:
1.
Русский
язык
2.
Украинский
язык как государственный
3.
Чтение
(классное и внеклассное). Развитие речи.
4.
Математика.
5.
Основы
здоровья и физическая культура
6.
Трудовое
обучение
7.
Художественный
труд
8.
Я
и Украина. Природоведение. Гражданское образование.
9.
Искусство.
10.
Музыка
11.
Изобразительное
искусство
Каждый из учебных предметов содержит
пояснительную записку (в ней указаны цели, задачи обучения по данному предмету)
и программу, с указанием часов на данный предмет, с перечнем знаний, умений и
навыков, которыми должны овладеть учащиеся на конец учебного года.
Список использованной литературы
1.
Программы для средней общеобразовательной школы 1-4 классы. Киев. "Початкова
школа", 2002 г.