Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР
Проектирование тренировочных заданий в учебных
программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР
Кандидат педагогических наук, профессор Г. Н. Германов
Воронежский государственный институт физической
культуры, Воронеж
Доктор педагогических наук, профессор В. Г. Никитушкин
Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта, Москва
Введение.
Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от должного обеспечения
учебно-воспитательного процесса юных спортсменов программно-методическими
документами, определяющее значение среди которых имеют учебные программы по
видам спорта. Поэтому возникла необходимость дальнейшего научного
совершенствования и творческой переработки программных документов в
соответствии с требованиями сегодняшнего дня, где обоснование нормативного и
методического разделов программ становится актуальной научной задачей текущего
времени. Как пример был разработан типовой план-проспект построения программ по
видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, учитывающий современные принципы
спортивной подготовки юных спортсменов и базирующийся на результатах последних
научных исследований, передовом опыте спортивной практики [15]. В основу
типового плана-проспекта учебной программы легли требования
нормативно-правового характера, регулирующие организационно - методическую
деятельность спортивных школ, в нем представлены основные разделы типового
положения о спортивной школе [11].
Методическая
часть программ по видам спорта наряду с содержанием материала по основным видам
подготовки, его распределением по годам обучения и в годичном цикле, рекомендуемыми
объемами тренировочных и соревновательных нагрузок содержит практические
материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных
занятий. Материал для практических занятий на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном
этапе рекомендуется представлять в виде тренировочных заданий (ТЗ), сгруппированных
в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: ТЗ разминки, ТЗ
для развития отдельных двигательных способностей, ТЗ для комплексного развития
физических качеств, ТЗ для совершенствования спортивно-технического и
тактического мастерства (табл. 1).
Каждое
ТЗ должно ставить и решать конкретные педагогические и воспитательные задачи, включать
комплекс упражнений и последовательность их выполнения, характеризоваться
величиной нагрузки и режимом ее выполнения (длительность упражнения, интенсивность,
количество повторений, режим отдыха), быть снабжено методическими и
организационными указаниями. В типовом плане-проспекте учебных программ для ДЮСШ
и СДЮШОР приводится примерная схема тренировочного задания для построения
микроструктуры подготовки юных спортсменов.
Однако
не во всех программах данная методическая установка решена в полной мере.
Остаются неясными концептуальные подходы к пониманию сущности ТЗ и
технологические аспекты их проектирования.
Опыт
многих ведущих и зарубежных тренеров, работающих в различных видах спорта, в
том числе со спортивными резервами, показывает, что основной организационной
формой и элементом структуры спортивной тренировки является ТЗ. Как мы выяснили,
ряд тренеров имеют набор направленных заданий (двигательных, игровых, смысловых
и т. п.) с определенной тактикой их использования в тренировочном занятии.
Однако многие специалисты рассчитывают на свой личный опыт.
Таблица
1. Примерная схема тренировочного задания
Этап и год обучения
|
Содержание и характер упражнений
|
Дозировка нагрузки, режимы выполнения
|
Методические указания
|
Организационные указания
|
Таким
образом, разработка блоков ТЗ, систематизация их по преимущественной
направленности и остроте воздействия, обоснование возможности их включения в
тренировочный процесс юных спортсменов остаются важным направлением научной и
экспериментальной практики, требующим неотложного решения в большинстве видов
спорта. Работ по экспериментальному обоснованию программированного построения
микроструктуры спортивной тренировки явно недостаточно [4, 7, 8].
Постановка
проблемы. Отечественные и зарубежные специалисты утверждают, что теория
построения спортивной тренировки [8, 9, 13] продолжает развиваться, пополняясь
новыми теоретическими воззрениями и научными положениями, расширяющими наше
представление о структуре тренировочного процесса юных и квалифицированных
спортсменов. До недавнего времени считалось, что основой спортивной тренировки
является уровень микроструктуры, представленный отдельным ТЗ или совокупностью
занятий, обозначенных как микроцикл спортивной тренировки. Вместе с тем в
рамках отдельного ТЗ выполняется достаточно большое множество разнообразных по
структуре и ответным реакциям двигательных действий, порой не только
выстроенных по принципу кумулятивного наращивания тренированности, но и
создающих отрицательную суммацию эффектов. Именно поэтому многие исследователи
выделяют в качестве основы микроструктуры тренировки юных спортсменов ТЗ, целесообразное
комплексирование и сочетание которых обеспечит эффективное построение каждого
из них.
Итак,
что же представляет собой ТЗ? Это - первичный элемент (звено) в структуре
спортивной тренировки и процесса физического воспитания [1, 2, 14, 10, 12, 16, 5
и др.]. В системе программно-методического обеспечения подготовки спортивных
резервов ТЗ сравнительно недавно получили признание и терминологическое
обоснование. Современные теоретические представления о сущности ТЗ как исходном
элементе структуры тренировки довольно противоречивы. Многие исследователи при
этом отождествляют ТЗ с нагрузкой. Однако нагрузка и отдых как компоненты
методов упражнения только тогда приобретают педагогический смысл, когда, объединенные
в ТЗ связаны педагогической целью по достижению программируемого тренировочного
эффекта.
В.
Г. Алабин [1, 2] предлагает следующее определение: "тренировочное задание
- это часть плана тренировочного занятия, состоящего из одного упражнения или
комплекса физических упражнений, выполняемых для решения определенных
педагогических задач тренировочного процесса". В своих рассуждениях В. Г.
Алабин оговаривает важное условие построения ТЗ - педагогическое и
функциональное воздействие на спортсмена в процессе выполнения этого задания.
Таким образом, первоосновной в структуре ТЗ следует признать цель - тренировочный
эффект, а всю замкнутую структуру представить в виде схемы (см. рисунок).
Тренировочное
задание следует определить как технологическую форму организации упражнения для
решения целевой педагогической задачи достижения необходимых (должных)
проявлений срочного тренировочного эффекта при четком сочетании воздействующих
факторов - компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числа
повторений, интервалов отдыха).
Вероятно,
приведенные выше определение и методологический подход требуют уточнений, позиции
и взгляды могут носить спорный, дискуссионный характер. Тем не менее данная
проблематика представляет определенный научный интерес, требует
научно-методического решения, проведения исследовательских изысканий, постановки
практических экспериментов.
Экспериментальные
результаты. Воздействие тренировочных нагрузок определяется основными
компонентами методов упражнения - интенсивностью и продолжительностью
выполнения, числом повторений и длительностью пауз отдыха. Строгое сочетание
указанных факторов обуславливает величину и характер достигаемого
тренировочного эффекта, причем варьирование каждого из параметров
предопределяет направленное специфическое изменение в функциональной активности
организма. Анализ научно-методической литературы показывает, что в качестве
воздействующих факторов при планировании нагрузок в ТЗ юных бегуний на 400 м используются различные количественные повторения, интервалы отдыха и скорость бега. Так, для
развития гликолитической производительности рекомендуются отрезки от 150 до 600 м, интенсивность выполнения упражнения должна варьироватьcя в пределах 90-100 %, интервалы отдыха
необходимо устанавливать в 2-8 мин, количество повторений может достигать 3-9
раз и т. д. Столь широкая вариативность значений компонентов методов упражнения
не позволяет конкретизировать ТЗ и индивидуализировать процесс подготовки
спринтеров.
Структура
тренировочного задания
Для
программирования нагрузки в ТЗ беговой направленности по методу повторного
упражнения у бегуний на 400 м были использованы методы планирования
эксперимента при поиске оптимальных условий, которые получили свою
обоснованность в педагогических исследованиях.
В
проведенном исследовании изучался характер срочных реакций на нагрузку
собственно соревновательного упражнения, выявлялась роль энергетических
процессов в результативности соревновательной деятельности бегуний на 400 м групп спортивного совершенствования СДЮШОР. В исследовании участвовала 41 спортсменка.
Биохимический контроль эффективности соревновательной деятельности проводился в
условиях республиканских соревнований по легкой атлетике.
Использовались
следующие стандартные методики определения биохимических показателей крови:
определение молочной кислоты (лактат) в мМоль/л, контроль за концентрацией
неорганического фосфора в мМоль/л, глюкозы (Гл) в мМоль/л.
Сбор
материала осуществлялся в условиях соревновательной и тренировочной
деятельности. Пробы капиллярной крови из пальца брали непосредственно перед
стартом и на 3-й мин восстановления после финиша. В период обследований все
спортсменки были здоровы, а исходные значения биохимических показателей крови
соответствовали норме.
Анализ
зависимости скорости бега на дистанции 400 м у бегуний 16-17 лет (табл. 2) от характеристик энергетического метаболизма в соревновательной деятельности (СД)
позволяет принять в качестве фактора оптимизации выброс лактата на 3-й мин
восстановления (r=0, 909; [4]).
В
проведенном экспериментальном исследовании (факторный эксперимент) в качестве
основных факторов, влияющих на процесс энергообеспечения, были выбраны: Х1 - время
(скорость) бега на дистанции, с, Х2 - интервалы отдыха (мин), Х3 - количество повторений
(раз). Величины варьирования выбранных переменных факторов приведены в табл.3.
Анализ
показателей выхода La'3 мин в стандартной матрице планирования тренировочных
заданий для трех переменных факторов и соответствующая математическая обработка
исходных данных [3] позволили получить уравнения регрессии, отобразившие
влияние отдельных компонентов методов упражнения на параметр оптимизации.
Уравнение регрессии, характеризующее влияние факторов на дистанции 150 м, приняло вид: у=14, 71+ 0, 98Х1+ 1, 02Х2 - 0, 07Х3 - 3, 39Х1Х2 - 3, 67Х1Х3 - 1, 46Х2Х3.
Продукция La'3 мин при беге на отрезках 150 м равнозначно определяется показателями скорости бега - b1=0, 98 и интервалами отдыха - b2=1, 02, тогда как влияния
количества повторений не наблюдается. Существенное отрицательное влияние
наблюдается при повышении скорости бега и уменьшении интервалов отдыха - b1, 2=
- 3, 39, повышении скорости бега и увеличении числа повторений - b1, 3= - 3, 67,
уменьшении интервалов отдыха и увеличении числа повторений - b2, 3= - 1, 46.
Уравнение регрессии, характеризующее влияние факторов на дистанции 300 м, приняло вид: у=14, 51 + 1, 32Х1+ 1, 34Х2 - 0, 07Х3 - 0, 28Х1Х2 - 0, 04Х1Х3 - 0, 19Х2Х3. В нем
вновь подтвердилась зависимость выхода лактата от высоких показателей скорости
бега - b1=1, 32 и малых интервалов отдыха - b1=1, 34. Уравнение регрессии, характеризующее
влияние факторов на дистанции 500 м, приняло вид: у=16, 87 + 0, 46Х1 - 0, 23Х2
- 059Х3 - 1, 34Х1Х2 - 0, 06Х1Х3 + 0, 38Х2Х3. По-прежнему значимым остается
влияние фактора скорости бега - b2=0, 46, влияние малых интервалов отдыха
сказывается отрицательно - b2=-0, 23, отрицательным становится и увеличение числа
повторений - b3=-0, 59.
Таблица
2. Характеристика метаболических реакций в СД девушек-спринтеров групп
спортивного совершенствования СДЮШОР в беге на 400 м, ±
Группа и год об учения
|
Результат, с
|
Биохимические показатели
|
La'3 мин, мМ/л
|
Рн, мМ/л
|
Кр, мкМ/л
|
Гл, мМ/л
|
УТГ, 3-й
|
65, 75
|
13, 68±1, 99
|
1, 69±0, 16
|
106, 0±14, 23
|
4, 94±0, 60
|
УТГ, 4-й
|
62, 65
|
14, 56±0, 98
|
1, 74±0, 21
|
107, 5±21, 79
|
5, 33±0, 75
|
ГСС, 1-й
|
59, 08
|
15, 19±1, 34
|
2, 30±0, 35
|
134, 83±26, 58
|
6, 45±0, 47
|
ГСС, 2-й
|
57, 32
|
15, 83±1, 45
|
2, 45±0, 39
|
158, 11±33, 69
|
7, 23±0, 58
|
ГСС, 3-й
|
55, 37
|
16, 01±1, 40
|
2, 34±0, 31
|
148, 13±29, 69
|
7, 40±0, 62
|
Таблица
3. Вариативность компонентов упражнения при определении параметров нагрузки в
тренировочных заданиях у бегуний экспериментальной группы
Дистанция; результат, м/с
|
Вариативность факторов
|
Центр эксперимента Оxi
|
Шаг,
i
|
Уровень, - 1, 682
|
Уровень,
-1
|
Уровень,
+1
|
Уровень,
+1, 682
|
150 м (18, 9 с)
|
I. 7, 937-7, 212
(18, 9-20, 8)
II. 2-8
III.3-9
|
7, 574
(19, 8)
5
6
|
0, 363
3
3
|
7, 212
(20, 8)
8
3
|
7, 358
(20, 4)
7
4
|
7, 790
(19, 3)
3
8
|
7, 937
(18, 9)
2
9
|
300 м (40, 5 с)
|
I. 7, 407-6, 726
(40, 5-44, 6)
II. 3-9
III.3-7
|
7, 066
(42, 5)
6
5
|
0, 341
3
2
|
6, 726
(44, 6)
9
3
|
6, 863
(43, 7)
8
4
|
7, 269
(41, 3)
4
6
|
7, 407
(40, 5)
3
7
|
500 м (1.20, 3 с)
|
I. 6, 227-5, 682
(1.20, 3-1.28)
II. 3-9
III.3-7
|
5, 954
(1.24, 0)
6
4
|
0, 273
3
2
|
5, 682
(1.28, 0)
9
2
|
5, 792
(1.26, 3)
8
3
|
6, 116
(1.21, 8)
4
5
|
6, 227
(1.20, 3)
3
6
|
В
экспериментальной работе было проведено обследование СД девушек-спринтеров
группы спортивного совершенствования (ГСС) 2-го года обучения СДЮШОР в условиях
естественного участия в состязаниях (бег на 400 м). Для выявления соревновательной эффективности в целях индивидуализации процесса подготовки
спринтеров предлагается контроль за изменениями в энергообеспечении у каждой
отдельной спортсменки по показателям КИГ (коэффициент интенсивности глюкозы), КИФ
(коэффициент интенсивности фосфагенных реакций), КИК (коэффициент интенсивности
креатинкиназных реакций). Они имеют однотипную формулу расчета, например:
100
x La инд.(ср.), мМ/л
КИГ400
= - --------------------------------------------, где
V400
инд.(ср.), м/с
КИГ400
- коэффициент интенсивности глюкозы на дистанции 400 м; Lа инд. (ср), мМ/л - индивидуальный средний показатель лактата, наблюдаемый в процессе
восстановления на 3-й или 10-й мин по окончании бега, выражен в единицах
системы СИ; V400 инд. (ср.), м/с - индивидуальная средняя скорость бега на
дистанции 400 м. Знание показателей указанных коэффициентов дает возможность
осуществлять направленный выбор ТЗ с учетом индивидуальной эффективности
соревновательной дистанции и вносить соответствующие коррективы в методику
тренировки.
Изучение
индивидуальных особенностей СД спортсменок позволило разделить их на три группы
на основании временных различий в преодолении контрольных отрезков дистанции. В
первую группу вошли спортсменки (условно обозначим их А1 и В1), структура СД
которых характеризовалась высокой скоростью на первой половине дистанции, значительно
большей, чем на второй (V2001>V2002 ); во вторую группу - спортсменки (А2 и
В2), достигавшие относительно высокой скорости именно на второй половине
дистанции (V2002>Vср.200 2); в третью группу - спортсменки (А3 и В3), удерживавшие
высокую скорость до 300-метрового участка дистанции, после которого скорость
значительно падала. Отметим, что индивидуально-групповые отличия бегуний
экспериментальной (А) и контрольной (В) групп по характеристикам СД
подтвердились данными, отражающими особенности энергетики мышечной деятельности
этих спортсменок (табл. 4).
Результаты
проведенных нами исследований свидетельствуют, что отмеченные различия в уровне
спортивных показателей и особенностях соревновательной структуры бега
спортсменок обусловлены их энергетическими особенностями. У спортсменок группы
А1 отмечаются высокие анаэробно-алактатные показатели по коэффициентам КИФ, КИК,
что подчеркивает мощность креатинфосфатного механизма энергообеспечения.
По-видимому, комплекс данных свойств функциональной подготовленности
объясняется их предрасположенностью к достижению значительной скорости на
первых 200 м.
У
спортсменок группы А2, как это можно видеть из сравнительного анализа, намного
выше средние групповые значения показателей КИГ, отражающие мощность гликолиза
в энергетике мышечной деятельности. Отметим, что индивидуальные значения КИФ и
КИК у спортсменок А2 уступают средним данным указанных коэффициентов для группы
17-летних спортсменок. Видимо, индивидуальность спортсменок группы А2 может
быть учтена в случае, когда будет нивелирована функциональная недостаточность
анаэробно-алактатных способностей.
У
спортсменок группы А3 рассматриваемые коэффициенты находились в пределах
нормальных величин, характерных для бегуний на 400 м ГСС 2-го года обучения. Вместе с тем направления индивидуальной подготовки указанных
спортсменок предусматривали повышение функциональной готовности в пределах
совершенствования гликолитического механизма энергообразования, обеспечивающего
успех в СД бегуний на 400 м.
Результаты
проведенных исследований свидетельствуют о том, что среди бегуний ГСС 2-го года
обучения встречаются спортсменки с различной структурой СД и функциональными
особенностями. На основании полученных данных нами было рекомендовано
подготовку спринтеров планировать следующим образом: спортсменкам А1 - основное
внимание уделить подготовке к выступлению на дистанции 200 м, спортсменкам А2 и А3 - считать главной для себя дистанцию 400 м и строить подготовку согласно требованиям СД именно на этой дистанции. Практические
рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса были разработаны
применительно к этапу главных стартов соревновательного периода.
Таблица
4. Показатели метаболических реакций в СД бегуний на 400 м экспериментальной группы А на этапе ранних соревнований
Условное об означение групп спортсменок
|
Скорость бега на дистанции,
м/с
|
Показатели метаболических реакций, мМ/л
|
Значения коэффициентов, усл. ед.
|
Lа
|
Рн
|
Кр
|
КИГ
|
КИФ
|
КИК
|
А1
|
6, 867
|
15, 38
|
2, 46
|
0, 170
|
224, 0
|
35, 8
|
2, 48
|
А2
|
7, 055
|
16, 65
|
2, 22
|
0, 157
|
236, 0
|
31, 5
|
2, 23
|
А3
|
6, 960
|
15, 83
|
2, 34
|
0, 157
|
227, 4
|
33, 6
|
2, 25
|
Примечание.
Для удобства восприятия все коэффициенты умножены на 100. КИГ - по М. Я.
Набатниковой (1988).
Таблица
5. Система тренировочных заданий у спортсменок экспериментальной группы при
реализации индивидуалъных программ подготовки
Условное обозначение групп спортсменок
|
Направленность заданий
|
Содержание ТЗ
|
Номера микроциклов и колич. повторений ТЗ в них
|
Дист
м
|
Время, с
|
Отдых,
мин
|
Колич. раз
|
1
|
2
|
3
|
4
|
А1
|
Совершенствование анаэробно-алактатного механизма
|
150
|
19, 8
|
5
|
6
|
|
1
|
1
|
|
150
|
19, 3
|
3
|
8
|
|
|
2
|
2
|
300
|
42, 5
|
6
|
5
|
2
|
1
|
|
|
А2
|
Совершенствование анаэробно-алактатного механизма
|
150
|
19, 3
|
3
|
8
|
|
1
|
1
|
|
300
|
41, 3
|
4
|
6
|
2
|
1
|
|
|
300
|
40, 5
|
3
|
7
|
|
|
1
|
2
|
А3
|
Совершенствование анаэробно-гликолитического механизма
|
300
|
41, 3
|
4
|
6
|
|
1
|
1
|
2
|
300
|
42, 5
|
6
|
5
|
|
1
|
1
|
|
500
|
1.24, 0
|
6
|
4
|
2
|
|
|
|
Таблица
6. Характеристика индивидуальной структуры СД на дистанции 400 м у спортсменок экспериментальной группы на этапе главных соревнований и достоверность различий
результатов с этапом ранних соревнований
Группы
|
Стат. величины
|
Время (скорость) бега по отрезкам дистанции, с (м/с)
|
400
|
2001
|
300
|
200-300
|
2002
|
300-400
|
А1
|
X(t)
|
57, 70
|
26, 01
|
41, 03
|
15, 02
|
31, 69
|
16, 67
|
Х(V)
|
6, 933
|
7, 689
|
7, 312
|
6, 658
|
6, 311
|
5, 999
|
б (V)
|
0, 031
|
0, 118
|
0, 071
|
0, 026
|
0, 034
|
0, 056
|
V, %
|
0, 5
|
1, 5
|
1, 0
|
0, 4
|
0, 5
|
0, 9
|
t (2, 45)
|
2, 42
|
3, 12
|
2, 66
|
1, 04
|
0, 29
|
Р
|
>0, 05
|
<0, 05
|
<0, 05
|
>0, 05
|
>0, 05
|
>0, 05
|
А2
|
X(t)
|
55, 35
|
26, 30
|
40, 25
|
13, 95
|
29, 05
|
15, 10
|
Х(V)
|
7, 227
|
7, 605
|
7, 454
|
7, 170
|
6, 885
|
6, 623
|
б (V)
|
0, 090
|
0, 081
|
0, 074
|
0, 260
|
0, 182
|
0, 136
|
V, %
|
1, 2
|
1, 1
|
1, 0
|
3, 6
|
2, 6
|
2, 1
|
t (2, 45)
|
3, 95
|
5, 21
|
5, 07
|
0, 10
|
0, 94
|
1, 97
|
Р
|
0, 01
|
<0, 001
|
<0, 001
|
>0, 05
|
>0, 05
|
>0, 05
|
А3
|
X(t)
|
56, 15
|
26, 99
|
40, 90
|
13, 91
|
29, 16
|
15, 25
|
Х(V)
|
7, 124
|
7, 410
|
7, 335
|
7, 189
|
6, 859
|
6, 557
|
б (V)
|
0, 039
|
0, 057
|
0, 028
|
0, 126
|
0, 031
|
0, 126
|
V, %
|
0, 6
|
0, 8
|
0, 4
|
1, 7
|
0, 4
|
1, 9
|
t (2, 45)
|
5, 65
|
1, 18
|
3, 39
|
1, 77
|
4, 52
|
3, 69
|
Р
|
<0, 01
|
>0, 05
|
<0, 05
|
>0, 05
|
<0, 01
|
<0, 05
|
Таблица
7. Показатели метаболических реакций в СД бегуний на 400 м экспериментальной группы А на этапе главных соревнований
Условное об означение групп спортсменок
|
Скорость бега по дистанции,
м/с
|
Показатели метаболических реакций, мМ/л
|
Значения коэффициентов, усл. ед.
|
La
|
Рн
|
Кр
|
КИГ
|
КИФ
|
КИК
|
А1
|
6, 933
|
15, 03
|
2, 38
|
0, 177
|
216, 8
|
34, 3
|
2, 55
|
А2
|
7, 227
|
16, 43
|
2, 59
|
0, 175
|
227, 3
|
35, 8
|
2, 42
|
А3
|
7, 124
|
16, 68
|
2, 08
|
0, 153
|
234, 1
|
29, 2
|
2, 15
|
C
учетом закономерностей соревновательной деятельности (показатели скорости) и
индивидуальных особенностей в высвобождении энергии у каждой спортсменки была
разработана программа подготовки. В ее основу положено использование стандартных
ТЗ моделирующих изменения в системах метаболического обеспечения, адекватные
происходящим при СД. Коррекция предсоревновательных режимов двигательной
деятельности опиралась на знания индивидуальных реакций в системах
энергообспечения при СД и предусматривала использование стандартных ТЗ (табл.
5).
Очевидно,
что способность к изменению динамики скорости в соревнованиях (табл. 6)
достигнута в результате спецификации метаболических проявлений у спортсменок
(табл. 7) и связана с освоением предложенных индивидуальных программ подготовки
в виде стандартных ТЗ.
Показательно,
что спортсменки экспериментальной группы А полностью выполнили нормативные
требования к физической подготовленности, определенные программой по легкой
атлетике для ДЮСШ и СДЮСШОР [11]. Данный факт связывается нами с
индивидуализацией тренировки юных спринтеров при использовании программ
подготовки в виде стандартных тренировочных заданий.
Выводы.
Если учитывать, что ТЗ является исходным элементом микроструктуры тренировки, то
можно утверждать, что качество и результативность тренировочного процесса во
многом зависят от выбора и построения наиболее оптимальных ТЗ, соответствующих
нагрузке соревновательного упражнения, перспективной модели СД, учитывающих
другие факторы подготовки. Выявление основных воздействующих компонентов
упражнения приведет к реализации целенаправленного и эффективного управления
текущим состоянием спортсмена, а в комплексе и физической, и
спортивно-технической подготовленностью. Научно обоснованное построение ТЗ в
структуре отдельного занятия и микроцикла содействует индивидуализации
тренировочного процесса юных спортсменов. Если все выше рассмотренные подходы
программно-целевого построения микроструктуры тренировки окажутся эффективными
при проверке в других видах спорта, резонно ожидать, что научно-теоретическое
значение проведенной работы перерастает рамки частных знаний и принимает
методологический характер.
Список литературы
1.
Алабин В.Г., Алабин А.В. Тренировочное задание - первый "блок" в
структуре тренировочного процесса // Теория и практика физ. культуры. 1986, №
12, с. 26-29.
2.
Алабин В.Г. К проблеме тренировочных заданий как элемента структуры
тренировочного процесса в спорте // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 12,
с. 30-31.
3.
Ашмарин И.П., Васильев Н.Н., Амбросов В.А. Быстрые методы статистической
обработки и планирование экспериментов. - Л.: изд-во ЛГУ, 1971. - 78 с.
4.
Бугаев Г.В. Построение индивидуальных программ тренировки в легкоатлетическом
спринтерском беге девушек в соревновательном периоде подготовки на этапе
спортивного совершенствования: Автореф. канд. дис. М., 1998. - 26 с.
5.
Гожин В.В. Вариативность и двигательная одаренность в спорте. - М.: МНПИ, 1998.
- 176 с.
6.
Купцов Ю.А. Programarea sarcinilor de antrenament in practicarea exercitiilor cu diferite regimuri de educare a rezistentei de forta locala la alergatorii juniori de semifond = Программирование
тренировочных заданий в упражнениях с различными режимами при воспитании
локальной силовой выносливости у юных бегунов на средние дистанции: Autoreferat al tezei de doctor in stiinte pedagogice.
Chisinau, 2002. - 24 p.
7.
Леньшина М.В. Программирование нагрузок скоростно-силовой направленности в
микроструктуре спортивной тренировки юных баскетболистов 13-14 лет: Автореф.
канд. дис. М., 1999. - 23 с.
8.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ.
культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
9.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - СПб.: изд-во
"Лань", 2005. - 384 с.
10.
Никонов Ю.В. Соотношение объемов тренировочных заданий различной интенсивности
при совершенствовании специальной физической подготовленности хоккеистов
высокой квалификации. Автореф. канд. дис. Минск, 1988. - 23 с.
11.
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ / Сост.
В.Г. Бауэр, Е.П. Гончарова, В.Н. Панкратова; Гос. комитет РФ по физ. культуре и
спорту. М., 1995. - 31 с.
12.
Пархоменко А.Н. Структура тренировочных заданий, направленных на
совершенствование работоспособности высококвалифицированных борцов: Автореф.
канд. дис. М., 1988. - 19 с.
13.
Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория
и ее практические приложения. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
14.
Соловцов В.В. Разработка и применение стандартных тренировочных заданий на
этапе спортивной специализации юных легкоатлетов 10-12 лет в условиях
спортивного класса: Автореф. канд. дис. Минск, 1987. - 22 с.
15.
Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР // Сб. офиц.
документов и материалов Госкомспорта РФ по физ. культуре, спорту и туризму.
2001, № 5, - с. 27-42.
16.
Цандыков В.Э. Структура тренировочных заданий высококвалифицированных борцов
вольного стиля на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: Канд. дис.
М., 1993. - 203 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru