Открытый урок в 10 классе по русскому языку: "Имя существительное и имя прилагательное"
Открытый урок в
10 классе
«Имя
существительное. Имя прилагательное»
Тема: Имя
существительное. Имя прилагательное. (повторение)
Цели: повторение и
закрепление изученного материала;
формирование
навыка выполнения видов разбора;
воспитание
интереса к книге, чтению, сказке.
Наглядность: текст,
диаграмма Венна, кластер, класс разделен на 3 группы.
Ход
урока:
І.
Организационный момент: приветствие отчет дежурного сообщение ТЦУ
ІІ.
Проверка домашнего задания: творческая работа (сочинение).
ІІІ.
Повторение изученного материала:
ІІ.
Работа с учебником:
(стр.,
96, упр. 138) Прилагательные единственного числа поставьте во множественном
числе. Подберите к ним имена существительные. Одной чертой подчеркните
окончания прилагательных с твердой основой, двумя – окончания с мягкой основой.
Назовите орфограммы.
Современный
– современные (современная молодежь)
Международный
– международные (отношения)
Официальный
– официальные (официальный вердикт)
Мировой
– мировые (качества)
Научный
– научные (разработки)
Культурный
– культурные (наследия)
Древний
– древние (памятники)
Зимний
– зимние (дворцы)
Химический
– химические (оружия)
Физичнский
– физические (физическое тяготение)
Разносторонний
– разносторонние (разностороннее развитие)
Могучий
– могучие (могучее государство)
Живой
– живые (живой организм)
Систематический
– систиматические (систематическое занятие)
Алфавитный
– алфавитные (алфавитный порядок)
Предметный
– предметный (предметная связь)
Глобальный
– глобальные (глобальные изменения)
Общественный
– общественные (общественное мнение)
Орфограммы.
1. Современный – пишем современный, со
– приставки са не бывает (правописание прставок), в суффиксе две – нн-,
т. к. суффикс – енн – через две – нн – (одна и две буквы – н- в суффиксах
прилагательных); Официальный – первая буква о –
непроверяемая гласная в корне; Мировой – ОВ – суффикс,
суффикса ав не бывает; разносторонний –
первая буква О – соединительная гласная, вторая буква о – проверочное слово –
стороны (проверяемая безударная гласная в корне), – нн – на стыке корня на н и
суффикса – н–; живой – жи-ши через и, гласные после шипящих.
Упражнение
140. Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите их
число, падеж и синтаксическую функцию. Что интересного узнали из текста?
Озаглавьте его.
Мн.ч.,
в.п.
Какие?
Х В 1895 году
Александр Степанович Попов применил электромагнитные волны для передачи
сигналов на расстояние и заложил этим начало новой отрасли техники –
радиотехники.
В
начале ХХ века, в 1900 году, русский ученый Петр Николаевич
Ед.ч.
ср. р. в.п. х
Лебедев
продемонстрировал всему миру великое открытие. Он доказал, что
Мн.ч.,
в.п. х
свет
оказывает давление на твердые тела. Десятью годами позже Лебедеву удалось
измерить давление света. Ед.ч., ж.р., р п. х
Эти
новые открытия были результатом долгой и упорной работы.
ІІІ.
Работа с текстом.
1.
Чтение текста «Сказки» (заранее напечатать, раздать листочки).
2.
Работа со словарем.
3.
Ответы на вопросы.
Сказки
Сказка
– удивительное явление в русской национальной культуре,
отражающее народное представление о добре и зле, справедливости, благородстве,
верности. Сказка всегда утверждает добро. Это – чудесный вымысел, игра фантазий.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – так восхищенно отзывался
Пушкин о русских народных сказках, услышанных и записанных им со слов няни
Арины Родионовны. Они глубоко тронули поэта своей волшебной красотой, пушкин
пересказал их в поэтической форме легко, непринужденно и вдохновенно.
Эти строки запоминаются без особого труда, и мы помним и любим их с детства.
Все мы выросли с этими сказками, с ними растете вы, и будут расти ваши дети –
сказки неподвластны времени.
1.
Работа со словарем (по Ожегову).
2.
Ответы на вопросы:
Определите
тип и стиль текста.
О чем
этот текст?
Когда
вы впервые познакомились со сказками?
Как
вы относитесь к сказкам?
Назовите
свои любимые сказки.
Чему
учит этот текст?
3.
Выполнение заданий.
1.
Выпишите из текста 5 словосочетаний «имя существительное + имя
прилагательное», составьте их схему, определите способ связи и укажите в чем
они согласованы.
2.
Просклоняйте подчеркнутые словосочетания.
3.
У доски ученик выполняет морфологический разбор
существительного о добре.
4.
– лексический разбор слова великий.
5.
– фонетический разбор слова сказка математическим
способом.
6.
– комплексно-ступенчатый разбор слова народных.
Ед.
ч., ср. р., и..п. ед. ч., жен. р., п.п. ед. ч., муж. р., и.п.
Х Х х
1.
Удивительное явление, в национальной культуре, чудесный вымысел,
Мн.ч.,
п. п. Ед.ч., жен. р., тв. п.
Х х
о
народных сказках, волшебной красотой.
2.
И.п. что? русская культура, поэтическая форма
Д.п. чему?
русской культуре, поэтической форме
В.п. что?
русскую культуру, поэтическую форму
Т.п. чем?
русской культурой, поэтической формой
П.п. о
чем? о русской культуре, о поэтической форме.
3.О
добре3 – о чем?, имя существительное, т. к. обозначает предмет;
Н\ф.
Добро;
П.п.:
1. неодушевленное
2.
нарицательное
3. ср.
р.
4. ІІ
скл.
Н.п.:
ед. ч., пр. п.; представление (о чем?) о добре – в предложении дополнение.
4.
Великий, 1. Очень большой, огромный. 2. Выдающийся по своему
значению, влиянию, достоинству. 3. Превышающий обычный уровень в каком-либо
отношении. 4. Большего размера, чем нужно. 5. В составе раличных названий и
терминов.
В
данном случае слово употреблено во втором значении.
Образовано
от общеславянского вель – большой.
Синонимы:
выдающийся, замечательный, блистательный, яркий, гениальный.
5. Дано: сказка1 – [скаска] – O= ──
2 [2а]
Решение:
6
O=────────;
4
[2с, 2к]
І. бывают ударные, безударные
1 [а] ударный
2 [2а]= ──────────
1 [а] безуд.
ІІ. 1. бывают глухие, звонкие
4 [2с, 2к] глухие
4 = ────────────;
Ø
звонкого
2. бывают твердые, мягкие
4 [2с, 2к] твердые
4 = ────────────;
Ø
мягкого
3.
бывают парные,
непарные
4 [2с, 2к] парные
4 = ────────────;
Ø
непарного
6.
Комплексно-ступенчатый разбор слова народных:
народных (о сказках)
1. отвечает на
вопрос каких?
2. обозначает
признак предмета;
3.
начальная форма: народный;
4. П\п.:
относительное;
5. Н\п.:
полная форма, мн. ч., п.п.;
6.
состав слова: окончание – ых; основа народн,
корень
народ – (ОКС: народ), суффикс – н –;
7.многозначное:
у Ожегова 4 значения (здесь:
принадлежащий
народу)
2
[2 а]
8. 6 O
= ─────────;
4 ∆
[2 с, 2 к]
9. 3
слога: на-род-ных;
10. 2
способа переноса: 1. на – 2. народ –
родных;
ных.
7. –
синтаксический разбор предложеня Великий Александр Пушкин восхищенно
отзывался о русских народных сказках, услышанных и записанных им со слов Арины
Радионовны. (повеств., невоскл., простое, двусост., полное, распростр.,
осложнено обособленными однородными определениями (услышанных и записанных),
соед. союзом и).
8. Проверка
заданий.
ІҮ.
Для закрепления знаний учащиеся отвечают на тестовые вопросы.
Ү.
Заполнение карты пометок:
- соответствует
тому, что я знал
|
─ – отличается от
той, что я знал
|
+ – информация является
для меня новой
|
? – удивляет меня,
хочу узнать побольше
|
|
|
|
|
ҮІ.
Д\з.: стр. 119, «Проверь себя».
ҮІІ.
Итог, оценка.