Образовательные технологии
План
Введение
1.
Понятие
образовательных технологий
2.
Классификация
технологий обучения (Суртаева, Епишева, Селевко)
3.
От многообразия
выбора к авторским технологиям
4.
Практическая
часть
Заключение
Список литературы
Введение
Технологические идеи
образования не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказал
ещё Я.А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то
есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом,
сформирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Механизм
обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский
назвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства
достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.
Таким образом,
вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования
– результат. Это ядро любой технологии в образовании. В дальнейшем элементы
педагогической технологии можно найти в работах Песталоцци.
В основе технологического
подхода лежат теория учебной деятельности и деятельностный подход в обучении
(А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина, О.Б. Епишева и др.), который в
последнее время все больше сочетается с концепцией личностно ориентированного
обучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.А. Далингер, Г.И. Селевко, С.Д.
Смирнов и др.). Работы этих авторов и других были использованы в данной
контрольной работе.
Цель контрольной работы –
раскрыть понятие образовательных технологий и рассмотреть некоторые из них.
1. Понятие
образовательных технологий
Проблемы образовательных
технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и
учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Образовательной
технологией будем называть комплекс, состоящий из: некоторого представления
планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния
обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для
данных конкретных условий.
Рассмотрение
образовательной технологии мы начнем с модели обучения. В ней можно выделить два
яруса. Верхний ярус - методы и формы - относится к дидактике, нижний ярус
составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен
личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты,
отношения и так далее), является педагогическим искусством. «Говоря, что это
искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем
именно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научились
передавать, т.е. не превратили в объект научного рассмотрения». [1, с.385], [3,
с.8-9]
Для традиционного
процесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технология
обучения, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель
пользуется при организации и проведении учебного процесса. Технология обучения,
с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки,
представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны,
технология обучения – это наука о способах воздействия преподавателя на студента
в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных
средств.
Первоначально термин
«технология обучения» был связан с применением технических средств об учения и
средств обучения и методов программированного обучения в связи с развитием
методов программирования процесса обучения акцент перешел на собственно
технологию обучения. Прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче,
переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации
существенно расширили и изменили понятие термина «технология обучения» в
сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.
В структуру технологии
обучения входят:
·
концептуальная
основа;
·
содержательная
часть (цели, содержание обучения);
·
процессуальная часть
(организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся,
деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика
учебного процесса).
Таким образом, в понятии
«технология обучения» следует выделить два слоя: наука или совокупность
сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного
процесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение. Технология
обучения является составляющей образовательной технологии.
Таким образом, понятие
«технология» является одним из самых популярных в современной науке об
образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму
возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу,
так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления,
изменения состояния, свойств, формы материала ..., осуществляемую в процессе
производства продукции» (СЭС с. 1321), что противоречит принципу
индивидуализации учебного процесса. Другой проблемой является отсутствие
единого подхода к определению сущности понятия «образовательная технология»,
«технология обучения».
2. Классификация
технологий обучения (Н.Н. Суртаева, О.Б. Епишева, Г.К. Селевко)
Модернизация российского
образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается,
прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации
личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным
использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную
направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли
и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих
технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и
дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и
самооценке результатов обучения.
Классификация
технологий обучения по Г.К. Селевко:
по уровню применения
(общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные));
по философской основе
(материалистические, идеалистические, диалектические, гуманистические и др.)
по ведущему фактору
психического развития (биогенные, социогенные, психогенные);
по научной концепции;
по организационным
формам:
·
классно-урочные
·
альтернативные
·
академически-клубные
·
индивидуальные
·
групповые
·
дифференцированное
обучение;
по типу управления
познавательной деятельностью:
·
классическо-лекционный
·
обучение с
помощью ТСО
·
система
«консультант»
·
обучение по книге
·
система «малых
групп»
·
компьютерное
обучение
·
система
«репетитор»
·
программированное
управление;
по подходу к обучаемому:
·
авторитарные
·
личностно-ориентированные
·
гуманно-личностные
·
дидакто-социо-антропо-педоцентрические
·
технологии
сотрудничества
·
свободного
воспитания
·
эзотерические
(эмоционально-психологическое воздействие);
по преобладающему методу:
·
догматические
(репродуктивные)
·
объяснительно-иллюстративные
·
развивающее
обучение
·
проблемные
поисковые
·
творческие
·
программированное
обучение
·
саморазвивающее
обучение
·
игровые. [6]
Истинные новации в
области педагогики - редкое явление; как правило, это рассмотрение на новом
витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых
педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в другой
интерпретации методов обучения. Рассмотрение их в новой учебной,
культурно-социальной ситуации дает основу говорить о новых педагогических
технологиях.
Классификация технологий
обучения по Епишевой О.Б.:
·
группа
предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического
усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь в
учебниках). В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И.
Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ
(укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов
познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. В
технологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В. Библер,
С. Курганов) - на переконструирование содержания образования в направлениях
диалектизации, культорологизации и интеграции.
·
технологии
дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанные
с ними групповые технологии - основной акцент сделан на дифференциацию
постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы,
обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
·
технологии
развивающего обучения - ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта,
взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы
деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие
личности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого
выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на:
познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов), индивидуальный
опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И.
Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко). К этой же
группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания
грамотности - А. Кушнир, саморазвития - М. Монтессори); их основная идея - в
опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться,
если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо
учитывать прежде всего сенситивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным
внешним явлениям.
·
технологии на
основе личностной ориентации учебного процесса - технология развивающего
обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А.
Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное
обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В.
Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.).
Последние с использованием для предъявления информации языков программирования
транслируют её на машинный язык.
·
технология
совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) -
основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей в
школе - плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта -
недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных
умений должна служить диагностика и самодиагностика; важна преемственность и
постоянное поддержание достигнутого уровня умений.
·
альтернативные
технологии - Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда
(С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология
мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу
классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют
педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс
(отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и
воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ
и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую
деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию
интеграции различных школьных дисциплин, цель которых - создать у учащихся в
результате образования более отчётливую единую картину мира и мироощущения.
·
технологии
авторских (инновационных) школ - школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б.
Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров,
Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков). [4]
Парацентрическая
технология Суртаевой Н.Н. предлагает организацию учебной деятельности детей таким образом, чтобы
они общались со средствами обучения, друг с другом используя методические
инструкции, памятки, алгоритмы, схемы. Ее целевые ориентации: переход от
педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к
ребенку, единство обучения и воспитания. Парацентрическая технология позволяет
учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей учащихся, строить
образовательный процесс на основе следующих гуманных направлений: учиться
знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти направления
выделены в качестве основных в педагогике 21 века. Они способствуют переходу от
педагогике требований к педагогике отношений, гуманно-личностному подходу к
ребенку что, несомненно, приведет повышению эффективности учебной деятельности.
Для нее характерны
следующие признаки: осознанность деятельности учителя и ученика; эффективность;
мобильность; валеологичность; целостность; открытость; проектируемость; диагностичность;
контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; самостоятельность
деятельности учащихся в учебном процессе (60- 90% учебного времени); иная
функция педагога (организатор, помощник, консультант); индивидуализация; предоставление
права выбора способа учения. Эти направления признаны приоритетными в
современной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные в
законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.
Парацентрическую
технологию Н.Н.Суртаевой, с точки зрения ее отношения к ребенку со стороны
взрослых, можно оценить как личностно-ориентированную. В центре ее стоит
личность ученика, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности
условий ее развития. Это технология сотрудничества, которую надо рассматривать
как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового
педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере
входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Таким образом, к
настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждает
к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору
оптимальных.
3. От
многообразия выбора к авторским технологиям
Технологии авторских
(инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как
правило, понятны из их названия. Это – школа адаптирующей педагогики (Е.
Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И.
Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков) и
многие другие. Рассмотрим некоторые из них.
Школа-парк - образовательная система, автором
которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан
(1927-2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными
экспериментальными площадками: на базе московского «Школы самоопределения»
(1995-2007; А.Н. Тубельский, О.М. Леонтьева, Т.С. Шагова) и на базе
екатеринбургских школ № 95 и 19 (1993-2003; А.М. Гольдин).
Образовательная система
«Школа-парк» основана на модели знания-органа, в которой развитие знания
происходит в ходе сложного взаимодействия индивида с культурной, информационной
и предметной средой. Содержанием образования является совокупность способов
деятельности индивида, приводящая к развитию его знания-органа (усложнению
предметностей этой деятельности, то есть индивидуальной картины мира и наружной
сферы деятельности).
В таком подходе
преодолевается социоцентризм, т.е. понимание культуры как надличностного
«взрослого» феномена, подлежащего «усвоению» или «присвоению» ребенком. В
противоположность традиционному классно-урочному представлению о содержании
образования как о некоем «учебном материале» (будь то «основы наук»,
накопленные старшими поколениями способы дискурсивной и предметной деятельности
или априорно отобранные взрослыми «базовые компетентности») в школе-парке
содержанием образования является система способов и предметностей совместной
деятельности учащихся и педагогов, направленной на увеличение членораздельности
индивидуальной картины мира, усложняющаяся в ходе своей реализации. [6, с.234-236]
Организационно школа-парк
- это набор, или парк, открытых разновозрастных студий. Под студией понимается
свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения.
При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся
учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны -
образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не
является постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на
рынке образовательных услуг.
Учащиеся парк-школы не
делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к
каждой студии: либо он является её постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом,
либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся парк-школы добровольно
распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждый ученик является
постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор в любое время); в
качестве клиента или гостя он может посещать любые студии без ограничений.
Каждая студия в течение
недели или дня работает в двух режимах: в закрытом, только со своими
постоянными членами, и в открытом, для клиентов и гостей. Разница между
клиентом и гостем состоит в том, что клиент активно участвует в работе студии,
в то время как гость лишь наблюдает за её работой. Кроме того, у каждого
учителя существуют «выращенные им» из постоянных членов студии подмастерья —
ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами или
клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по
отношению к данной студии - из посетителя стать клиентом, затем постоянным
членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем);
возможно изменение статуса и в обратную сторону.
Парк-школа работает 5 или
6 дней в неделю, причем занятия организуются блоками по 2-3 академических часа,
соответственно 3 или 2 блока в день. Составляется учебный план, где недельный
бюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями (понятно,
что у учебного плана парк-школы и у традиционного школьного учебного плана
общее только название - учебный план школы-парка лишь распределяет время между
студиями, никак не детерминируя «обязательные» недельные объемы посещения
студий учащимися в зависимости от классов - последних в школе-парке попросту
нет), и график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии в
течение недели. График составляется так, что во время каждого блока одновременно
работает несколько студий; при этом в нем отражается работа каждой студии в
двух режимах: на некоторых блоках - только для своих постоянных членов, в
закрытом режиме, на остальных блоках - в открытом режиме обслуживания клиентов
и гостей.
Из принципа открытости
студий следуют следующие параметры образовательного процесса парк-школы:
Состав студий на каждом
занятии является переменным и разновозрастным. Учитель, собираясь утром на
работу, не знает заранее, кто придёт к нему сегодня в студию (кроме
единственного случая, когда студия работает в закрытом режиме), и чем они будут
заниматься.
В этих условиях
«проходить школьные программы» становится попросту невозможным — мало того, что
все дети разного возраста (и с разным личным знанием), так ещё и любой ребенок
может в любой момент как подключиться к работе студии, так и «выпасть» из неё.
Именно поэтому в студии возможны только способы работы, востребующие
разновозрастность и делающие возможными свободный вход в студию и выход из неё
в любое время.
Учитель в принципе не
может написать заранее «план урока»; он фиксирует итоги работы (личные учебные
достижения каждого ребенка) после занятия. Таким образом, перспективное
планирование традиционной школы в парк-школе заменяется ретроспективным
анализом.
Александр Католиков основал уникальную агрошколу-интернат
в Сыктывкаре, признанный в Коми и России педагог. Интернат создавался в 1956
году для детей из малообеспеченных семей. В 1973 году его возглавил народный
учитель А.Католиков, а тремя годами позже заведение получило статус
школы-интерната для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня
там воспитывается более 200 детей. Школа стала целым комплексом со своим
дошкольным отделением, поликлиникой, музыкальным и спортивным залами, бассейном,
сауной. Сегодня в распоряжении интерната 264 гектара угодий. Более 463
выпускников школы заняты в аграрном секторе республики.
Цель агрошколы: дать
детям общее среднее образование, обучить основам ведения крестьянского
хозяйства, обеспечить разностороннее развитие и подготовить их к активной
самостоятельной жизни.
Для достижения этой цели
агрошкола выполняет следующие задачи:
·
создание
оптимальных условий для интеллектуального, нравственного, физического развития
всех учащихся и для реализации каждого из них;
·
профессиональная
ориентация учащихся на сельскохозяйственные и другие специальности;
·
начальное
профессиональное обучение по профессии "животновод",
"растениевод", "тракторист", "водитель";
·
социальная защита
учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшие и средние учебные
заведения;
·
развивать
потребность в здоровом образе жизни, забота о своем здоровье;
·
воспитание основ
национального и гражданского самосознания.
Таким образом, можно
сделать вывод, что существует много авторских технологий обучения.
4. Практическое
задание
1. Совместимы ли
технология и творчество в деятельности педагога? Дайте обоснование.
Педагогическая
деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой
реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и
духовной культуры. Педагог, являясь субъектом деятельности, управляет
учебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный,
воспитывающий и развивающий характер. Педагогические технологии – это система,
в которой последовательно реализуется заранее спроектированный
учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической
науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определенных
задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать
его высокий уровень. Следовательно, организация различных видов педагогической
деятельности предполагает использование вариативных технологий на уровне
творчества и мастерства. Педагогическое творчество рассматривается как
состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание
принципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении
научно-практических проблем. Педагогическая деятельность – это проявление
постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у
учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств,
исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и
активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно
мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу
учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность
суждений и выводов.
2. Известный
литературовед и философ М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится
в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими
истину, в процессе их диалогического общения» (Проблемы поэтики Достоевского. –
М., 1979. – С.126). Какие выводы, связанные с организацией и технологией
обучения, можно сделать из этого высказывания?
Решение задачи развития и
становления коммуникативной культуры ставит перед необходимостью организации
таких особых коммуникативных взаимосвязей в образовательном процессе, которые
могут быть охарактеризованы как диалог. Образование и воспитание духовно
развитой, ответственной личности возможно только в диалоге. Именно диалог как
особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в
глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность
критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для
взаимодействия понимающих сознаний.
Таким образом, диалог,
выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится
приоритетным принципом образования. Диалогизация образовательного процесса
может быть охарактеризована особыми взаимопересекающимися коммуникационными
связями, являющимися одновременно иерархически обусловленными уровнями общения.
Вывод первый: Я-образ
культуры (учитель-содержание, ученик-содержание) прослеживается на уровне
субъекта и содержания и предполагает диалог образов культуры. Диалог как метод
становится ведущим, приоритетным - задача учителя предоставить ученику
собеседника, обеспечить учащимся включение в культуру через вступление в
диалог. Диалогизация содержания образования на этом уровне реализуется:
·
через
обращенность образования к целостной картине мира, и, прежде всего - мира
культуры, мира человека, через «очеловечевание» знаний, формирование
гуманитарного мышления как мышления системного;
·
через наполнение
школьного образования гуманитарными знаниями и выстраивание смысловых и
ценностных контекстов;
·
через
переориентацию содержания образования на проблемы человеческой жизни;
·
через интеграцию
естественно-научного и социогуманитарного знания. Какие бы составляющие знаний
о человеке не рассматривались, в них обязательно будет присутствовать элемент
социальности. Представляется, что с сегодняшних позиций необходим единый подход
по критерию природное (социальное;
·
через расширение
системы знаний о человеке (обогащение и переструктурирование учебного
содержания), через социально-психологическое просвещение (по Е.А. Климову).
Присвоение учащимися социально-психологических знаний. Знания о человеке
(содержание учебных дисциплин, предметы: валеология, ОБЖ, история, литература и
др.); знания о самом себе, о способах адекватного взаимодействия с другими
людьми;
·
через
переориентацию вектора образования от обращенности к прошлому, к обращенности к
сегодняшнему дню и к будущему (ученика, страны, всего человечества).
Вывод второй: Я-другой
(ученик-ученик, учитель-ученик). На этом уровне акцентируется личностное
отношение учителя к ученику, учитель должен также умело создавать психолого-педагогические
условия для возникновения личностных контактов в группе учащихся, что требует
от него владения технологией организации продуктивного взаимодействия. Это
предполагает:
·
применение в
образовательном процессе гуманитарных технологий;
·
обогащение опыта
общения как личностно формирующего фактора, через приобретение опыта общения со
сверстниками в различных группах на уроке и школьных сообществах;
·
гармонизацию
принципов индивидуализма и коллективизма посредством реализации истинной человеческой
солидарности в организации школьной жизни;
·
организацию
специальной деятельности по отработке коммуникативных навыков и умений (игры,
тренинги социально приемлемого поведения).
Вывод третий: Я-сам
(учитель, ученик). Управление подразумевает овладение и учащимся и учителем
специальными технологиями самопонимания и саморегуляции в общении (понимание
сигналов обратной связи в ситуациях общения «лицом к лицу», овладение
диагностическими методиками, тестирование, осознание своих сильных и слабых сторон,
корректировка и приемы моделирования позитивного имиджа).
Сегодня образование все
более начинает осознаваться нашим обществом как сфера инвестиций в человека, в
лучшее будущее Российского государства. Ученикам и воспитанникам как никогда
нужны высокий профессионализм, гражданская позиция и педагогическая культура
работников образования. Реализовать лучшие идеи реформирования образования
может только учительство, понимающее и принимающее задачи образования на
современном этапе. Таким образом, утверждение приоритетов учебного диалога в
образовательном пространстве современной школы, продуктивных форм
педагогического общения способствует овладению учащимися коммуникативной
культурой, воспитывает творческую и ответственную личность и поэтому
представляет собой актуальную проблему современного этапа развития российского
образования и нашего общества в целом.
Заключение
В нынешней системе
образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета
осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его
индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось
много авторских образовательных программ, направленных на реализацию
поставленных целей (личностно ориентированные технологии).
В современной педагогике
и психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных
психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической
науки – создание личностно-ориентированных технологий обучения. Поэтому
предполагается, что разработка технологии обучения преподавателем – это
творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в
анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения,
обеспечивающих реализацию целей и возможностей.
Список литературы
1.
Алексеев Н.Г.
Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. - М.:
Касталь, 1993.
2.
Беспалько В.П.
Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3.
Гузеев В.В.
Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.
4.
Епишева О.Б. Основные
параметры педагогической технологии: Лекция для слушателей III Сибирских
методических чтений // http://mat.1september.ru/2000/no08_1.htm
5.
Кларин М.В.
Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.
6.
Селевко Г.К.
Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 1998. – 256 с.
7.
Смирнов С.И.
Технологии в образовании // Высшее образование в России. – № 1. – 1999. – С.109
– 112.
8.
Современные технологии
обучения: Тез. докл. IX междунар. конф. – СПб.: ЛЭТИ, 2003. – 631 с.
9.
Уман А.И.
Технологический подход к обучению: теоретические основы. Монография. – Орел.:
ОГУ, 1997. – 208 с.