Модель непрерывного образования, базирующаяся на образовательной технологии концентрированного обучения
Модель непрерывного образования, базирующаяся на
образовательной технологии концентрированного обучения
Остапенко Андрей Александрович, зам. директора
Азовского экспериментального комплекса Северского р-на, Краснодарского края
Данная
модель реализована в Азовском экспериментальном социально-педагогическом
комплексе (далее АЭСПК) Северского района Краснодарского края, являющемся
экспериментальной площадкой краевого департамента образования и науки.
Реализуя
различные формы концентрированного обучения, мы понимали, что какие-то из них
больше подходят начальной школе, иные — старшеклассникам. Четкую структуру
нашим исканиям придали философско-педагогические исследования С.И.Гессена
[1995]. То, что мы привычно называем обучением, С.И.Гессен определяет термином
«научное образование», которое сообразно возрасту состоит из трех курсов:
эпизодического, системного и научного. «Эти три ступени представляются
естественными ступенями обучения, различающимися между собой не объемом и
количеством материала, но самим способом и задачей преподавания» [Гессен С.И.,
1995, 278].
Соответственно
реализовать эпизодический курс научного образования, на наш взгляд,
целесообразно в на первой ступени школьного образования, в начальной школе в
рамках модели «погружения» в образ. Такая модель позволяет, сохраняя
достоинства технологии концентрированного обучения (целостность, связность,
системность и т.д.), удовлетворить требованиям которые ставит С.И.Гессен для
осуществления эпизодического курса. По его мнению, «задача эпизодического курса
сводится к тому, чтобы анализом окружающих ученика эпизодов,
интересующих его как деятельное существо, довести его до сознания основных
элементов, из которых слагаются все эти эпизоды, и той системы, которая в себе
объемлет как находящие в ней свое объяснение части. В эпизодическом
курсе эпизод должен быть только пронизан научной системой, быть к ней устремлен,
но не преждевременно в нее превращаться» [Гессен С.И., 1995, 282].
Модель
«погружения» в образ удовлетворяет это требование, ибо исходит, в первую
очередь, из близкого ученику мира, который составляет для него
подлинно-конкретное целое, хотя с точки зрения научной системы это мировидение
является фрагментарным (эпизодическим). На этом этапе, когда эпизодический курс
соприкасается с игрой, нерасчлененное единство предметов может быть уподоблено
мифу, ибо детское сознание, имеющее вероятностный характер, представляет собой
такую же нерасчлененность разных сторон культуры, как и мифологическое, что
дает почву для исследования природы мифа через детское вероятностное мышление
[см.: Лобок А.М., 1997, 128-131].
Развивая
в начальной школе идею «погружения» в образ, мы столкнулись с проблемой
обучения медлительных детей, детей с низким уровнем интеллектуального развития
и детей с доминирующими функциями правого полушария головного мозга.
Каковы
же условия, при которых медлительный ребёнок будет чувствовать себя комфортно и
получит хорошие и отличные знания? На наш взгляд, для всех детей благоприятными
в обучении могут быть условия концентрированного обучения, а именно
«погружения» в предмет.
Во-первых,
технология «погружения» предполагает использование нескольких стилей обучения.
Первый этап подачи нового материала состоит в том, что изучаемая тема подаётся
в общих чертах про помощи концепта, который вмещает в себя в основном весь
материал по этой теме (теза). На этих уроках хорошо чувствуют себя
дети-правополушарники, синтетики, аудиалы (концепт озвучивается), визуалы.
Аналитики, дети-левополушарники испытывают некоторые трудности, но развивают
умение воспринимать материал в общем (обобщать). На следующем этапе (антитеза
или анализ) уделяется особое внимание изучению наиболее сложных тем курса
(деталей).
В
данном случае широкое поле для деятельности получают аналитики,
дети-левополушарники, а правополушарники учатся обращать внимание на детали. И
завершающий этап (синтез) — выделение главного, поиск взаимосвязи, сравнение
результатов, разработка способа экспериментальной проверки. Данный этап
наиболее комфортен для синтетиков и правополушарников. А сделать выводы могут
прекрасно аналитики и левополушарники. Такая последовательность подачи знаний
сохраняется в течение дня, недели, года.
Во-вторых,
система погружения даёт возможность в течение года три раза возвращаться к
наиболее сложным и главным темам курса, что оказывается очень удобным как для
способных детей, так и для детей с низким уровнем интеллектуального развития.
Способные дети, с первого раза усвоившие материал, становятся помощниками
учителя при взаимообучении. При такой форме работы ученики с противоположными
стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик-синтетик
может показать партнёру способы применения схем, выделения сути, сопоставления
фактов. Ученик-аналитик выделит нужные детали, научит находить различия.
Возвращаясь
к этому же материалу в третий раз, можно воспользоваться методом проблемного
обучения. Положительные результаты становятся более реальными, так как материал
уже введён в зону ближайшего развития ребёнка. Решив какую-либо проблему, он
как бы сам переводит эти знания из зоны ближайшего в зону актуального развития
и запоминает материал.
Примерная
схема подачи материала основного предмета в начальной школе:
1 этап
Похожие работы на - Модель непрерывного образования, базирующаяся на образовательной технологии концентрированного обучения
|