Пятое и шестое расширение Европейского Союза
Реферат на
тему:
"Пятое
и шестое расширение Европейского Союза"
Введение
Среди
наиболее важных вопросов курса «Истории европейской интеграции» занимает
изучение этапов расширения Европейского Союза, в том числе пятого и шестого
расширений – принципиально нового варианта присоединения стран к ЕС по сравнению
со всеми ранними этапами, отличающийся рядом особенностей. Данные этапы
расширения уникальны – подобного прецедента никогда не было с точки зрения
масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению
территории, увеличению населения, а также разнообразию исторического опыта и
культур.
Кроме того,
актуальность данной темы объясняется и тем, что интеграция в Европейский Союз занимает передовое место среди
внешнеполитических приоритетов европейский стран, в том числе и Украины. Опыт
вступления Центрально-Восточных стран Европы прежде всего необходимо изучить
украинским специалистам, чтобы в перспективе подготовка вступления в ЕС не
затягивалась.
1. Возникновение и реализация проекта пятого и шестого расширения
Европейского Союза
Расширение
Европейского Союза – это процесс распространения Европейского союза посредством
вступления в него новых европейских государств.
Государства
восточноевропейского региона еще в начале 90-х гг. были заинтересованы в
углублении сотрудничества с ЕС и включении в процесс европейской интеграции, с
чем они связывали надежды на быстрое завершение процесса системных
преобразований. Кроме того, в расширении ЕС на восток были заинтересованы и
некоторые страны-члены ЕС, среди которых особенно следует выделить Германию.
Именно Германия заинтересована в сохранении политической стабильности в
странах, которые находятся на востоке ее границ и куда направляются 53% ее
экспорта [5, 296].
Первым шагом
на пути расширения зоны европейской интеграции на восток стало заключение
соглашений об ассоциации между ЕС и странами ЦВЕ, получивших название
Европейских соглашений, которые предусматривали в неопределенный срок
вступление в ЕС. В 1991 г. соглашения об ассоциации были заключены с
Венгрией, Польшей, в 1993 г. – с Румынией и Болгарией, в 1994 г. – с Чешской
Республикой и Словакией, в 1995 г. – со Словенией [5, 296].
В 1993 г.
на заседании Европейского совета в Копенгагене было принято решение о том, что
ассоциированные страны Центрально-Восточной Европы при наличии волеизъявления с
их стороны, могут стать членами Европейского Союза, выполнив ряд
«копенгагенских критериев», в числе которых были названы:
– наличие
стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение
прав человека и защиту национальных меньшинств;
– наличие конкурентоспособной
рыночной экономики, способной справляться с конкуренцией и действием рыночных
сил в Союзе;
–
готовность принять на себя обязательства членства, включая стремление стать
членами Экономического и валютного союза [6, 68 – 69].
Установление
четких критериев членства для стран ЦВЕ послужило основой для подачи
официальных заявлений государств с просьбой о принятии в члены ЕС: Венгрии и
Польши – в 1994 г., Румынии, Словакии, Латвии, Эстонии, Литвы и Болгарии –
в 1995 г., Чехии и Словении – в 1996 г. [3, 21].
В 1994 г.
Европейским Союзом была одобрена программа подготовки этих стран к вступлению в
ЕС – так называемая Белая книга «Подготовка ассоциированных стран Центральной и
Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Европейского Союза».
Важное
значение имели решения заседания Европейского совета в Мадриде в декабре 1995
года. На заседании было установлено, что при присоединении к ЕС
страны-кандидаты должны иметь развитую рыночную экономику, эффективное
управление и стабильное финансово-экономическое положение. В критерии
присоединения (при оценке финансовых последствий расширения для ЕС в данных
областях) были введены дополнительные ограничители: способность вступающих
стран принять и осуществлять одобренную ЕС структурную и аграрную политику [6,
75].
В течение
1997 г. Европейская комиссия и 11 стран-кандидатов (10 стран ЦВЕ и Кипр)
достигли договоренности относительно условий и сроков начала переговоров о
вступлении. На базе рекомендаций Комиссии ЕС в декабре 1997 года на заседании
Совета глав государств и правительств-членов ЕС в Люксембурге было принято
политическое решение о поэтапном масштабном расширении Евросоюза. На саммите,
названном саммитом расширения, был оглашен список государств, которые ближе
других подошли к выполнению копенгагенских критериев: Кипр, Польша, Венгрия,
Чехия, Эстония и Словения [3, 22].
Уже на
Лондонской встрече в марте 1998 года Европейский совет назвал десять стран:
пять ассоциированных с ЕС стран (Чешская Республика, Польша, Венгрия, Эстония и
Словения), подавших официальные заявления о принятии в ЕС, образуют «первую
волну» расширения; «вторую волну» – Словакия, Латвия, Литва и Румыния [6, 84].
6–7
сентября 1999 года в местности Саариселка (Финляндия) была проведена
неформальная встреча министров иностранных дел государств-членов ЕС, на которой
был поставлен вопрос об утверждении даты окончания переговоров с государствами
«первой волны» и о том, когда начинать переговоры с государствами «второй
волны». На встрече было заявлено, что страны «первой волны» будут приняты в ЕС
в недалеком будущем и им обещают денежную помощь на развитие сельского
хозяйства и финансирование региональных проектов. Страны «второй волны» будут
готовиться в течение ряда лет (в этот период предполагается обеспечить их
максимально возможное участие в экономическом и валютном союзе, сотрудничество
в области безопасности, участие в работе институтов ЕС в качестве наблюдателей
или сторон в процессе консультаций). Вступление балканских государств
предполагает предварительное установление между ними отношений мира и
сотрудничества [6, 84].
В 2000 году
была проведена межправительственная конференция по вопросу об институциональной
реформе и серия иных межправительственных конференций с государствами «второй
волны» по разработке условий и этапов процесса их приема в ЕС. Было заявлено,
что каждый кандидат будет оцениваться в связи со спецификой его политического и
экономического развития, они также будут обязаны провести мероприятия по
достижению ими уровня стран «первой волны». Государствам, желающим войти в
состав ЕС, было рекомендовано урегулировать внутренние и внешнеполитические
противоречия путем обращения в Международный суд.
В декабре
2002 г. в столице Дании официальное приглашение на вступление в ЕС было
направлено Эстонии, Литве, Латвии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении,
Кипру и Мальте. Полноправными членами ЕС эти десять стран смогут стать 1 мая
2004 г., если они выполнят все необходимые требования, в том числе
усовершенствование конституции и законов, уровня налогов. [2, 551 – 552].
В отношении
Болгарии и Румынии было отмечено, что этим странам будет оказано содействие и
что срок принятия в Союз будет фиксирован позже. Причиной такого решения послужило
прежде всего то, что эти страны еще полностью не соответствуют экономическим
критериям, принятых в Копенгагене. Было заявлено, что для вступления в ЕС
Болгарии необходимо существенно сократить безработицу, снизить дефицит бюджета
до 3% ВВП, сократить бюджетные расходы, укрепить визовый режим на границах [1,
114], а для Румынии основными проблемами были отмечены такие, как укрепление
демократии, соблюдение прав человека, повышение эффективности работы
административного аппарата, введение стандартов европейского законодательства,
улучшение положения национальных меньшинств [2, 245].
В апреле
2003 г. на саммите ЕС в Афинах главы государств и правительств 15 стран ЕС
и 10 стран-кандидатов: Латвии, Литвы, Польши, Чешской Республики, Словакии,
Венгрии, Словении, Мальты, Кипра, Эстонии подписали договоры о вступлении в ЕС.
Также на саммите было определено, что Шенгенский безвизовый режим начнет
распространяться на новых членов ЕС только после 2006 г., а до этого,
вступающие страны должны полностью модернизировать свою пограничную структуру с
Россией, Беларусью и Украиной [6, 91].
В конце
2003 г. Европейская комиссия в своем докладе о ходе подготовки 10
стран-кандидатов к вступлению отметила, что предстоящее расширение будет одним
из самых подготовленных в истории ЕС. В 70% категорий, в которых
государства-претенденты должны соответствовать стандартам ЕС, необходимые
мероприятия выполнены, в 25% – ведется работа, которая завершится к маю, в 5% –
сохраняется наличие нерешенных проблем (законодательная и административная
сфера; отсутствие учреждений, распределяющих прямую помощь, недостатки в
области обеспечения гигиенической обработки продуктов питания и др. – всего 39
проблем). В 2003 в Мальте, Словении, Венгрии, Литве, Словакии, Польше, Чехии,
Естонии и Латвии были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был
ратифицирован парламентами [3, 24].
1 мая 2004 г.
Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр,
Мальта стали членам Евросоюза.
Таким
образом, территория Сообщества увеличилась на 23, численность населения – на
19, а ВВП – на 27% [7]. Таким образом. пятое расширение стало беспрецедентным
событием в истории объединенной Европы.
После
завершения пятого расширения ЕС сразу же приступила к шестому расширению.
Страны ЕС не отказывались от Болгарии и Румынии, но и не торопились с
окончательным решением. Болгарию в ЕС рассматривают как идеальную страну для
развития сельского хозяйства, а Румынию – как один из главных источников
рабочей силы. В отношении
приближения законодательства было отмечено, что Болгария продолжает следовать
не плохому темпу. Страна разработала хорошие стандарты для банковской системы,
но должна обращать больше внимания на их приложение.
В апреле
2005 года было подписано соглашение о вступлении Болгарии и Румынии в ЕС. В нем
говорилось о том, что присоединение произойдет только в том случае, если до 1
января 2007 года страны выполнят все поставленные условия. От Болгарии главным
образом требовали ужесточения законов по борьбе с коррупцией и преступностью,
улучшения условий проживания в стране нацменьшинств и роста экономики. От
Румынии – реформ образовательной и судебной систем, совершенствования
социальной политики в отношении нацменьшинств и более ответственного подхода к
охране окружающей среды. В случае невыполнения этих условий Еврокомиссия
оставила за собой право отложить вступление Румынии и Болгарии еще на год [6,
98].
Договора о
вступлении Болгарии и Румынии в Евросоюз с 1 января 2007 года подписаны в
Ньюмюнстере в Люксембурге. Под документами поставили подписи руководители
Болгарии и Румынии, а также министры иностранных дел 25 стран-членов ЕС.
Таким
образом, реализация проекта пятого и шестого расширений происходила на
протяжении десяти лет, но и вступление этих стран не означало завершение
процесса интеграции в ЕС. На сегодня продолжается работа по экономической
интеграции этих стран: гармоническое развитие экономических институтов;
стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение; повышение
уровня жизни; высокий уровень занятости; экономическая и валютная стабильность.
2.
Особенности пятого и шестого расширений ЕС и проблемы, которые возникли у
присоединенных стран
После
вступления двенадцати европейских государств, в орбиту ЕС опадают уже не только
Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть Восточной Европы и Восточного
Средиземноморья. Экономически при этом возник крупнейший в мире единый рынок
площадью в 5 млн. В. км с 550 млн. человек населения и 7.7 трлн. Долларов ВВП.
Расширяясь на Восток, Европейский Союз заметно наращивает свой ресурсный
потенциал: на 34% увеличивается территория, на 29% – население. ЕС превращаете
ся в одни из крупнейших в мире рынков [8].
Это было
наибольшее расширение по людским и территориальным показателям, хотя и
наименьшее по показателям ВВП (валового внутреннего продукта). Меньшая
развитость этих стран привела некоторые страны-члены в беспокойство, в
результате чего были приняты некоторые ограничения при приёме на работу и для
путешествий относительно граждан новых стран-членов(википедия)
Одна из наиболее
трудно решаемых задач на этапе присоединения – адаптация сельского хозяйства
стран ЦВЕ к европейским стандартам. Осознавая это, страны-кандидаты, надеялись
на получение значительных финансовых ресурсов от ЕС. Однако Единая
сельскохозяйственная политика (ЕСП) Европейского Союза уже сегодня поглощает 50%
его бюджета. Действующая в ЕС система поддержки сельского хозяйства давно
признается неэффективной и ведущей к значительному перепроизводству в рамках
Союза, когда значительная часть продукции может быть реализована только на
внешних рынках по ценам. Очевидны направления необходимых изменений, в
частности, существенное сокращение прямых субсидий товаропроизводителям. Однако
попытки реформирования ЕСП на протяжении 2000–2002 гг. оказывались
безуспешными в виду жесткой позиции ряда стран, прежде всего Франции. В
результате возобладало мнение, согласно которому никаких реформ, предшествующих
решениям или соглашениям ВС с ВТО по вопросам регулирования сельского
хозяйства, быть не может [1, 115].
Следует
отметить, что пятое и шестое расширение – это принципиально новый вариант
присоединения стран к ЕС по сравнению со всеми ранними этапами.
Впервые
расширение ЕС происходило за счет присоединения стран, которые ранее не
развивались на основе западноевропейской социально-экономической модели и не
принадлежали к западноевропейской системе безопасности. Речь идет о
государствах, осуществляющих невиданный в истории переход от государственной
командно-административной экономики к рыночной, от авторитаризма к парламентской
демократии и правовому государству. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)
обладают специфическими чертами, которые оказывают принципиальное воздействие
как на характер, так и на последствия расширения ЕС.
Можно
выделить такие особенности пятого и шестого этапов расширений:
Во-первых,
никогда ранее Европейское Сообщество не прирастало одновременно таким
количеством новых и таких неоднородных членов. За всю историю расширений
никогда не принимали больше трех стран-кандидатов.
Во-вторых,
восемь из десяти новых стран – это посткоммунистические страны, имеющие в своем
историческом пассиве опыт (хотя и различный) коммунистического правления. Они
очень отличаются от нынешних членов ЕС по экономическому, социальному,
политическому состоянию, менталитету.
В-третьих,
впервые столь очевидной является политическая подоплека принятия решения о
расширении. За словами многих европейских политиков, впервые за много лет
европейцы получили возможность почувствовать себя единым целым. Кроме того,
исчезает проблема послевоенного раскола Европейского континента.
В-пятых, ЕС
предстоит решить проблему по созданию отлаженного механизма согласования
интересов 27 суверенных государств [7].
После
присоединения у большинства новых стран ЕС продолжался рост ВВП, значительно
увеличился приток зарубежных инвестиций, благодаря которым в странах
увеличились темпы экономического роста. Например в Эстонии ВВП за 2000–2006 гг.
увеличился на 60%, а в Латвии зарубежные инвестиции за 2000–2006 гг. увеличились
в с 1 млрд. дол. до 27, 7 млрд. дол [4, 82, 91]. В Чехии темпы прироста
экономики у 2005 р. составляли 6%, а ВВП на душу населения составлял 15011
дол. (в Украине – 860 дол.) [4, 246].
Однако были
и негативные последствия вступления в ЕС: вытеснения отечественных
товаропроизводителей, повышение стоимости рабочей силы в новых
государствах-членах вследствие применения требований союза; введение
экологических правил ЕС потребовало от новых членов увеличения расходов в этой
области размере 2–3% ВНП в год; необходимость изменения торгово-экономических
отношений новых стран-членов с другими государствами, не входящими в ЕС. После
присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых
заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда
основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому
хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают
увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого
документами ЕС уровня в 1% ВВП [7].
Таким
образом для новых стран вступление в Европейский союз оказало как
положительное, так и отрицательное воздействие, в частности наряду с
экономическим прогрессом этих стран идет процесс вытеснения отечественных
товаров зарубежными.
Выводы
Пятое и
шестое расширение Европейского Союза – это принципиально новый вариант
присоединения стран к ЕС по сравнению со всеми ранними этапами, отличающийся
рядом особенностей.
Первым
этапом воплощения проекта зоны европейской интеграции в восточном направлении
стало подписания договоров об ассоциации и подача официальных заявлений на
вступление некоторых стран Центрально-Восточной Европы с Европейским Союзом в
1992–1996 гг. Венгрии, Польше, Румынии, Болгарии, Чешской Республике,
Словакии, Литве, Латвии, Эстонии и Словении было заявлено, что они могут стать
членами Европейского Союза, выполнив ряд «копенгагенских критериев».
Следующим
этапом стало достижение договоренности относительно условий и сроков начала
переговоров о вступлении. Хронологически этот этап можно определить 1997–2000 г.,
то есть начиная с Совета глав государств и правительств-членов ЕС в Люксембурге
и заканчивая резолюцией Европарламента 2000 г., которая разбила страны на
«две волны».
Последний
этап характеризовался подготовкой к вступлению, оценкой политической и
экономической ситуации в странах. Этот этап завершился подписанием на саммите
ЕС в Афинах договора о вступлении десяти стран в Европейский Союз, а в 2007 г.
к Европецскому Союзу присоединились Болгария и Румыния.
Таким
образом, последние расширения усилили политическую роль Европейского Союза в
мировом сообществе, в результате чего организация стала одной из самых сильных
интеграционных группировок в мире и основной экономической и политический силой
на континенте.
Список
литературы
1. Владиславлева Т.Б. Расширяющийся Европейский союз:
проблемы и перспективы // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №2. – С. 112–118.
2. Зарубежные страны. Выпуск 1: 1998–2003 гг./ Авт.-сост. Я.М. Бердичевский.
– Запорожье: Премьер, 2003. – 624 с.
3. Кіш Є.А. Європа у пошуках нової ідентичності: Процеси інтеграції
країн Центрально-Східної Європи // Нова політика. – 2005. – №8. – С. 19
– 25.
4. Кріль М.М. Історія країн Центрально-Східної Європи (кінець XX –
початок XXI ст.): Навч. посіб. – К.: Знання, 2008. – 284 с.
5. Міжнародні відносини та зовнішня політика (1980–2000 рр.):
Підручник/ Л.Ф. Гайдуков, В.Г. Кремень та ін. – К.: Либідь, 2001. –
624 с.
6. Поздняков Э. Ганжа С. Новые страны на пороге Европейского союза. –
М., 2006. – 126 с.