Экономическое совершенствование регионов России
1 Развитие Северного
экономического района
2 Развитие
Северо-Западного экономического района
3 Развитие
Центрального экономического района
4 Развитие
Волго-Вятского района
5 Развитие
Центрально-Черноземного экономического района
6 Развитие
Поволжского экономического района
7 Развитие
Северо-Кавказского экономического района
8 Развитие Уральского
экономического района
9 Развитие
Западно-Сибирского экономического района
10 Развитие
Восточно-Сибирского экономического района
11 Развитие
Дальневосточного экономического района
12 Развитие
Калининградской области
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Россия является самым
большим по площади (17.2 млн. км2) государством, что составляет 13%
площади суши. По численности населения страна занимает седьмое место в мире,
здесь живут 7% населения всей планеты. При таких обширных пространственных
размерах, разной длительности и эффективности хозяйственного освоения и степени
использования богатств территорий в России всегда существовали территориальные
различия в развитии и размещении ее производственных сил.
Значение специфики
регионов позволяет сформулировать основные цели и задачи регионального
развития:
Целью работы является
изучение регионов России и тенденций их дальнейшего развития.
Задачи:
1.
рассмотреть
обеспечение стабильного развития, восстановления и роста объемов производства
для повышения благосостояния людей во всех частях страны;
2.
изучить
выравнивание уровней социально-экономического развития частей страны,
сглаживание резких диспропорций в уровне жизни и расселении жителей,
предоставлении им необходимых социальных благ и гарантий;
3.
проанализировать
совершенствование территориального разделения труда между регионами и
экономическая кооперация, направленная на достижение региональной и общей
эффективности экономики страны.
Северный экономический
район (СЭР) занимает менее 9% территории России, что составляет около 1.5 млн.
км2. В состав района входят республики Карелия и Коми, а также
Архангельская, Мурманская и Вологодская области.
Ведущую роль в экономике
района играют промышленность (черная металлургия, топливная и химическая
промышленность) и отрасли, производящие услуги. Рыночная специализация СЭР в
настоящее время определяется развитием топливно-энергетического,
металлургического, лесохимического и рыбохозяйственного комплексов, морского
транспортного комплекса, а также развитием отдельных отраслей сельского
хозяйства (льноводство, молочно-мясного скотоводства). Большое значение для
межрегиональных и внешних связей региона имеет инфраструктура железнодорожного,
автомобильного, речного и авиационного, а также трубопроводного транспорта. [1]
Топливно-энергетический
комплекс обеспечивает добычу угля, нефти, природного газа и газового
конденсатора, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство
электроэнергии.
Химическая промышленность
развивается на базе использования огромных местных запасов фосфорного сырья –
адаптитов, а также местного природного газа т утилизации отходов черной и
цветной металлургии.
Становление рыночных
отношений в СЭР сопровождается целенаправленными структурными сдвигами в
экономике. Стратегия развития региона, в настоящее время определяемая
межрегиональными и внешними поставками сырьевых ресурсов, в ближайшей
перспективе будет дополняться повышением комплексности и глубины переработки
полезных ископаемых.
Важные предпосылки
успешного развития Северного района заключается в наличие крупного
военно-промышленного потенциала. Долгосрочная стратегия российских нефтяных
компаний включает планы совместного строительства магистрального нефтепровода
от западно-сибирского Сургута до Мурманска.
На территории СЭР
продолжает формироваться крупный Тимоно-Печорский топливный комплекс в составе
нефтегазового комплекса на северо-западе Республики Коми. Другим развивающимся
территориальным комплексом является Кольский горно-добывающий в Мурманской
области.[2]
Северо-западный
экономический район (СЗЭР) занимает площадь, составляющую около 1,2% территории
России, и является самым маленьким районом страны. В него входят Ленинградская
область, г. Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области.
Рыночная специализация
Северо-запада в настоящее время определяется развитием комплексов
обрабатывающих отраслей промышленности, а также отраслей, производящих услуги
транспортные, торговые, банковские и др. Доля сельского хозяйства составляет
около 10%, она специализируется на пригородном хозяйстве, льноводстве и
молочно-мясном скотоводстве.
Лидирующей является
пищевая промышленность в таких регионах, как Псковская и Новгородская области.
В машиностроительном комплексе выделяют отрасли транспортного машиностроения,
особенно судостроение, станкостроения, производство энергетического и
электротехнического оборудования, а также наукоемкие отрасли точного
машиностроения и приборостроения.
Направления структурных
изменений в зозяйстве СЗЭР в первую очередь связаны с решение таких проблем,
как: развитие конверсии обот\ротного производства; усиление связей с другими
регионами России и зарубежными странами; реструктуризация промышленности путем
сдерживания материалоемких и энергоемких отраслей в пользу производства
наукоемкой продукции и товаров народного потребления; улучшение экологической
обстановки; развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса.
К началу XXI столетия инвестиционный климат в
СЗЭР оценивался экспертами как благоприятный, имеющий максимальный потенциал и
минимальный риск в Санкт-Петербурге, при наличии пониженного и низкого
потенциала и умеренного риска в Ленинградской, Новгородской и Псковской
областях, что ставит в особо выгодные условия экономику северной столицы. [3]
Центральный экономический
район (ЦЭР) занимает 3% площади России.
В ЦЭР развита
промышленность: машиностроение, электроэнергия, легкая, пищевая, химическая
промышленность, промышленность строительным материалов.
Среди сельского хозяйства
– овощеводство, картофелеводство, молочно-мясное животноводство, льноводство
(на севере), зерноводство (на юге).
Среди сферы услуг
развиты: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, авиатранспорт,
рыночная инфраструктура (в том числе банки), услуги культуры и искусства.
Сложившаяся в ЦЭР
отраслевая специализация наиболее полно отвечает хозяйственным потребностям
района.
Сейчас Центр требует
структурных изменений в экономике в пользу отраслей, обеспечивающих
производство пользующихся спросом наукоемких изделий, товаров народного
потребления, высокотехнического оборудования.
В перспективе важнейшие
целевые задачи народнохозяйственного комплекса ЦЭР таковы: эффективное использование
научного, кадрового и производственного потенциалов; развертывание экспортных и
импортозаменяющих производств; создание совместных с инофирмами предприятий;
проведение в отсутствии собственной минерально-сырьевой базы радикальной
ресурсо-, энерго-, природосберегающей политики.
В числе важнейших
намечаемых мероприятий по оздоровлению экономики региона: реконструкция легкой
промышленности; формирование туристического комплекса; реализация программ
развития оборонного комплекса, в частности авиакосмического комплекса;
обеспечение бесперебойного функционирования Московского транспортного узла;
проведение эффективной политики занятости.
Волго-вятский
экономический район (ВВЭР) относится к числу небольших по площади районов и
занимает 1.6% ее территории.
В регионе развита
промышленность: машиностроение, химическая и лесная, а также пищевая
промышленность. Машиностроение играет важную роль в хозяйстве района,
обеспечивая выпуск 2/5 промышленной продукции. Ведущие отрасли –
автомобилестроение, судостроение, станкостроение, самолетостроение,
приборостроение, радиоэлектроника, электротехника.
После машиностроения второй
по значимости отраслью является химическая и нефтехимическая промышленность.
Район занимает лидирующие позиции в стране по выпуску минеральных удобрений,
аммиака, красителей, синтетических смол.[4]
Также отрасли районной
специализации – лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность. Очень развит топливно-энергетический комплекс, комплексы
пищевой и легкой промышленности.
Среди сельского хозяйства
– зерноводство, льноводство, молочно-мясное животноводство.
ВВЭР имеет благоприятные
предпосылки экономического развития: сложившийся индустриальный потенциал;
многоотраслевой АПК; разветвленная сеть транзитных и внутренних железных и
автомобильных дорог, водных путей и трубопроводов.
В перспективе можно
ожидать увеличения доли отраслей, производящих товары народного потребления:
машиностроения, легкой и пищевой промышленности.
Также в районе предстоит
осуществить глубокую конверсию оборонного комплекса с переводом на гражданские
нужды.[5]
Центрально-Черноземный
экономический район (ЦЧЭР) – один из самых небольших экономических районов в РФ
– занимает 1% ее территории. В состав ЦЧЭР входят пять областей: Белгородская,
Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская.
В регионе развита черная
металлургия, электроэнергетика, химическая, пищевая промышленность. Среди
сельского хозяйства: зерновое хозяйство, свекловодство, выращивание
подсолнечника, мясомолочное животноводство.
Положительную динамику
развития ведущих отраслей экономики ЦЧЭР определяют следующие условия: наличие
рентабельных маталлургических производств и высокоэффективной железорудной
базы; потенциальная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках
предприятий авиастроения и радиоэлектроники; благоприятные
природно-климатические условия.
В настоящее время в
основном определились приоритеты развития ведущих отраслей экономики ЦЧЭР.
Основной задачей является обеспечение инвестирования проектов, связанных с
развитием и реконструкцией экономики региона.
В машиностроении, химии и
в других отраслях перспективной является переориентация предприятий на
обслуживание проектов финансово-промышленных групп.
Инвестиционный климат оценивается
наиболее высоко для белгородской области, как имеющий средний потенциал и
минимальный риск. Для других областей инвестиционный климат оценивается как
имеющий низкий потенциал и умеренный риск.
Поволжский экономический
район (ПЭР) занимает чуть больше 3% территории.
В структуре
промышленности главным является машиностроение и отрасли ТЭК. К основным
отраслям специализации может быть также отнесена химическая промышленность,
тесно связанная с добычей нефти и природного газа. Среди дополнительных
отраслей специализации ПЭР следует выделить пищевую, а том числе рыбную,
промышленность и производство строительных материалов.
Агропромышленный комплекс
занимает в районе одно из ведущих мест и специализируется на межрегиональных
рыночных поставках ценных твердых сортов пшеницы, риса, мяса, молока, шерсти и
т.д. Также в регионе развито рыболовство.
ПЭР обладает рядом
преимуществ, характерных для высокоразвитых, густонаселенных и хозяйственно
освоенных регионов: значительным природно-ресурсным потенциалом (топливно-энергетическим,
земельным, водным), сочетающимся с наличием многоотраслевой производственной
базы и квалифицированных трудовых ресурсов.
В числе приоритетных
направлений развития экономики ПЭР: повышение конкурентоспособности
машиностроения; интенсификация добычи и переработки углеводородного сырья на
основе технологий, увеличивающих извлечение остаточных запасов этих ресурсов и
глубину нефтепереработки; изменение ассортимента химической продукции;
реконструкция АПК; кардинальное оздоровление экологической обстановки.[6]
Северо-Кавказский
экономический район (СКЭР) занимает площадь 355 тыс. км2 (2%
территории России).
Ведущие
структурообразующие отрасли в современном промышленном комплексе СКЭР:
топливная и электроэнергетическая (электроэнергетика, угольная промышленность,
добыча нефти и газа, нефтепереработка), машиностроение, пищевая промышленность
т нефтехимия. Из других отраслей необходимо отметить развитие в районе цветной
металлургии, добыча медной руды.
Агропромышленный комплекс
– многоотраслевой комплекс, основной задачей которого является
продовольственное товарное обеспечение регионов России. Производится молоко,
мясо, зерно, овощи, свекла, чай, цитрусовые и т.д.
Развит транспортный
комплекс, ведущая роль которого принадлежит железнодорожному, морскому,
автомобильному и трубопроводному транспорту.
Северный Кавказ имеет
благоприятные условия для формирования на его территории крупнейших в стране
продовольственной и курортно-рекреационной баз.
В перспективе актуальным
для данного региона станет решение проблем интенсификации АПК, развития
топливной и горнодобывающей отраслей промышленности, курортно-рекреационного
хозяйств.
Уральский экономический
район (УЭР) имеет площадь 824 тыс. км2 (4,8% территории России).
Отрасли главной
специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и
машиностроительного промышленных комплексов.
Черная металлургия –
первая по значению и старейшая отрасль. Здесь представлена добыча железной
руды, выплавка стали и чугуна, производство готового проката.
Топливно-энергетический
комплекс Урала – один из самых мощных в стране. По производству электроэнергии
район находится на третьем месте после Центра и Восточной Сибири.
Развита химическая
промышленность.
Транспортное значение
Урала определяется его ролью связующего и распределительного узла между
западной и восточной частями России.
Сельское хозяйство:
зерновое хозяйство, мясомолочное животноводство, овцеводство (на юге).[7]
Также развит
железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и рыночная инфраструктура
(банки, биржи). Развитие сферы услуг и инфраструктурных отраслей, в том числе
по оказанию транспортных и услуг связи, юридических, финансово-кредитных,
страховых и консалтинговых, имеет на Урале важное значение для подъема его
экономики. Уже в настоящее время регион занимает второе место в России по
количеству и значимости региональных банков, здесь высокими темпами расширяется
рыночная инфраструктура (товарные и фондовая биржа, инвестиционные и страховые
компании).
Многоотраслевые
промышленный, транспортный и аграрный комплексы Урала определяют благоприятные
предпосылки его перспективного социально-экономического развития при условии
решения сложных проблем реструктуризации хозяйства и экологической безопасности
населения.
Западно-Сибирский
экономический район имеет площадь 2,43 млн. км2 (14% территории
России).
Здесь развита топливная,
химическая промышленность, черная металлургия. Западная Сибирь имеет
общероссийское и мировое значение благодаря добыче, транспортировке и
переработке уникальных нефтегазовых и угольных ресурсов.
Сегодня Западная Сибирь
стала не только основной энергетической и сырьевой базой страны, но и
фундаментом финансовой устойчивости и платежеспособности государства. Важным
представляется также сохранение научного и высококвалифицированного кадрового
потенциалов района, сосредоточенных в его научно-производственных центрах –
Новосибирске и Томске.
Перестройка экономики
района с целью создания эффективного, комплексно развитого, социально
ориентированного хозяйства представляет сложную проблему, для решения которой
потребуются: развитие обрабатывающих производств; дальнейшее развитие
производственной, транспортной и рыночной инфраструктур; интенсификация геологоразведочных
работ, направленных на обеспечение развития добывающих отраслей; техническое
перевооружение изношенной производственно-технической базы промышленности и
всего хозяйства.[8]
Восточно-Сибирский
экономический район имеет общую площадь 4,1 млн. км2, что составляет
1/4 всей территории России.
В регионе развита
электроэнергетика, цветная металлургия, химическая, лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Стоит отметить, что
электроэнергетика Восточной Сибири одна из самых мощных в стране.
Топливная промышленность
находится на стадии формирования и реконструкции, что объясняет снижение ее
удельного веса в экономике района. Цветная металлургия, безусловно, самая
приоритетная отрасль в Восточной Сибири, обеспечивающая району большую часть
бюджетных доходов.
Машиностроительный
комплекс развивается в Восточной Сибири в условиях высокого уровня издержек и
оттока высококвалифицированных кадров, что накладывает определенные ограничения
на его масштабы и специализацию. С учетом прогнозируемых региональных рынков
ведущими направлениями развития и структурной перестройки машиностроительного
комплекса являются: производство машин и технологического оборудования для ТЭК
и первичной переработки различных видов природного сырья: леса, руд, металлов и
др., а также производство машин и оборудования для сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс
относительно невелик и сосредоточен в южной части района, где для этого имеется
необходимая природно-климатическая база.
Сельское хозяйство
представлено зерновым хозяйством (на юге), овцеводством (на юге).
Сфера услуг: морской
транспорт, железнодорожный транспорт, речной транспорт.
Современный уровень
развития и структуры промышленности Восточной Сибири не отвечает ее ресурсным
возможностям и требованиям рыночной экономики. Структурная перестройка
промышленности Восточной Сибири, очевидно, будет идти по-разному для различных
групп отраслей. Добывающие отрасли, обладая возможностями маневра между
внутренним и внешним рынками, способны развиваться за счет собственных средств
или привлекаемых на конкурсной основе инвестиций. В эту группу входят добыча
нефти и газа, цветных и редкоземельных металлов. Вторая группа отраслей,
включая переработку восточно-сибирского сырья, - нефтехимия, лесопереработка, -
должна сыграть роль точек роста современной рыночной экономики, что требует
государственной поддержки. Третья группа – потребительский комплекс (отрасли
машиностроения, производство строительных материалов), ориентируется, главным
образом, на региональный спрос и отчасти на другие российские рынки.
Дальневосточный
экономический район – самый крупный экономический район в стране, занимающий
1/3 территории всей страны.
Здесь развита
промышленность: топливная, цветная металлургия, пищевая, лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.
Сельское хозяйство
представлено зерновым хозяйством (на юге), рыболовством и добычей морского
зверя, оленеводством.
Сферы услуг: транспортный
комплекс, рыночная инфраструктура.
Основные задачи
экономического и социального развития Дальнего Востока на перспективу связаны
со снижением топливно-энергетического дефицита, преодолением депрессии в
отраслях специализации, развитием транспортной инфраструктуры и закреплением
новых экономических отношений.
Задачи развития
обширного, протяженного в направлении на север и северо-восток Дальнего Востока
специфичны для отдельных его регионов, которые можно разделить на две зоны: южную
и северную.
В южной зоне в
перспективе будет усиливаться развитие обрабатывающих отраслей в лесном, рыбном
и топливном промышленных комплексах, увеличится структурный вес отраслей
машиностроения, обслуживающих секторы основной специализации экономики, значительно
расширится и уплотнится транспортная инфраструктура.
Основные предпосылки
социально-экономического развития северной зоны Дальнего Востока связаны с
использованием ресурсов ее минерально-сырьевой базы, с одновременным
формированием добывающе-обрабатывающих этажей промышленности цветных и
благородных металлов.
Калининградская область
занимает всего 15,1 тыс. км2 (менее 0,1% площади России).
Промышленный и
транспортный комплексы – приоритетные, обеспечивают основные поступления
бюджетных и коммерческих доходов. Агропромышленный и курортно-рекреационный
комплексы развиты на данном этапе значительно слабее своего потенциала.
Отрасли специализации
Калининградской области – рыбная (пищевая), ТЭК, машиностроение и лесной
комплекс. Наиболее динамично развивается рыбная и легкая отрасли
промышленности.
Выигрышные экономические
факторы: наличие мощного портового хозяйства, наземной транспортной
инфраструктуры и развитой производственной базы в промышленности и АПК. Это
позволяет области реализовать проект формирования свободной экономической зоны,
включая вариант создания нескольких локальных зон свободного
предпринимательства.
Для этой области
необходимо решить актуальные экономические проблемы, связанные с независимостью
энергообеспечения, развития эффективных транспортных коммуникаций с другими
регионами страны, техническим перевооружением отраслей хозяйства и т.д.[9]
Период, начавшийся в 90-е
годы, внес принципиальные реформаторские новации во все сферы жизни России. Он
ознаменовался началом нового, рыночного этапа в решении проблем
сбалансированного развития российских регионов, от которого во многом зависит
сохранение целостности и безопасности страны, а также достижение позитивных
результатов в ее экономическом, политическом, социальном и экологическом
развитии.
Важнейшие составляющие
проводимой в нашей стране государственной региональной политики является
региональная экономическая политика, широко использующая теорию и методы
региональной экономики и экономической географии.
В данной работе
рассмотрены все регионы России с точки зрения их экономического развития,
описаны отрасли, преобладающие в том или ином регионе и представлены тенденции
их развития.
В связи с суверенизацией
с 1990-х годов резко усилился интерес к изучению особенностей развития регионов
в составе России, анализу возможностей их природно-ресурсного потенциала,
определению современного геополитического положения, осмыслению проблем
причинно-следственных связей социального, экономического и регионального
развития.
1.
Алисов Н.В.,
Корев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. –
М.: Гардарики,2000.-704с.
2.
Введение в
экономическую географию и региональную экономику России: учебное пособие для
студ. Высш. Учебн. Заведений/ под редакцией В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. –
М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-ч.1.-432с.
3.
Введение в
экономическую географию и региональную экономику России: учебное пособие для
студ. Высш. Учебн. Заведений/ под редакцией В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. –
М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-ч.2.-352с.
4.
Гладкий Ю.Н.,
Доброснок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: учебник. – М.:
Гардарика, Литературно-издательское агентство «Кафедра-М», 1999.-752с.
5.
Региональная
экономика: Учебное пособие/ Под. ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Изд-во
Рос. экон. акад., 2000.-463с.
6.
Экономическая
география России: Учебник/под редакцией В.И. Видянина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М,
Российская экономическая академия, 1999.-533с.
7.
Экономическая и
социальная география.: Основы науки: Учебник для студентов. ВУЗов.-М.: Гуманит.
издат. Центр ВЛАДос,2003.-400с.
8.
Экономическая,
социальная и политическая география мира. Регионы и страны/ под ред. С.Б.
Лаврова, Н.К. Каледина. – М.: Гардарики,2002.-928с.
[1]
Экономическая география России:
Учебник/под редакцией В.И. Видянина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская
экономическая академия, 1999.-234с.
[2]
Введение в экономическую
географию и региональную экономику России: учебное пособие для студ. Высш.
Учебн. Заведений/ под редакцией В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. – М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-ч.2.-28с.
[3]
Введение в экономическую
географию и региональную экономику России: учебное пособие для студ. Высш.
Учебн. Заведений/ под редакцией В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. – М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-ч.2.-48с.
[4]
Экономическая, социальная и
политическая география мира. Регионы и страны/ под ред. С.Б. Лаврова, Н.К.
Каледина. – М.: Гардарики,2002.-164с.
[5] Введение в экономическую
географию и региональную экономику России: учебное пособие для студ. Высш.
Учебн. Заведений/ под редакцией В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. – М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-ч.2.-62с.
[6] Введение в экономическую
географию и региональную экономику России: учебное пособие для студ. Высш.
Учебн. Заведений/ под редакцией В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. – М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-ч.2.-78с.
[7]
Экономическая и социальная
география.: Основы науки: Учебник для студентов. ВУЗов.-М.: Гуманит. издат.
Центр ВЛАДос,2003.-159с.
[8]
Введение в экономическую
географию и региональную экономику России: учебное пособие для студ. Высш.
Учебн. Заведений/ под редакцией В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. – М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-ч.2.-180с.
[9]
Введение в экономическую
географию и региональную экономику России: учебное пособие для студ. Высш.
Учебн. Заведений/ под редакцией В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. – М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-ч.2.-227с.