Отчёт о прохождении преддипломной практики в Управлении по взаимодействию с органами законодательной...
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Отчёт о прохождении преддипломной практики
в Управлении по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной
власти (УВОЗИВ) ГТК России.
Выполнил слушатель
очного отделения
пятого курса
экономического факультета
М.И. Кудрявцев
от таможенного органа
М.А. Никитин
Москва
2003
Одной из основных задач
современной России, как отмечено в ежегодном послании Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, является усиление
государственности, в том числе посредством совершенствования законопроектной
работы и укрепления взаимодействия ветвей власти.
От ГТК России активное участие в
выполнении указанной задачи принимает созданное в 1999 году Управление по взаимодействию с органами законодательной и
исполнительной власти, основными функциями которого являются своевременное
представление интересов таможенной службы в органах законодательной и исполнительной
власти, организация участия представителей ГТК России в законотворческом
процессе (в части, касающейся предметов ведения таможенных органов Российской
Федерации), а также для обеспечения деятельности статс-секретаря - заместителя
председателя Комитета.
Необходимость создания
обособленных подразделений в системе органов исполнительной власти (в том числе
ГТК России) законодательно закреплена Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 1536, в котором руководителям федеральных органов
исполнительной власти рекомендовано «возложить на статс-секретарей -
заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти
координацию всей законопроектной деятельности соответствующих органов и поручить конкретным структурным подразделениям обеспечение деятельности
указанных статс-секретарей».
На сегодняшний день данные
подразделения в виде самостоятельных обособленных структурных единиц имеются в
Минатоме России (Управление по взаимодействию с органами государственной власти
и информационно политике), МИДе России (Департамент по связям с субъектами
Федерации, Парламентом и общественно-политическими организациями), Минобороны
России (Направление по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской
Федерации), Минпромнауки России (Управление координации законотворческой
деятельности и взаимодействия с палатами Федерального Собрания Российской
Федерации), Минтруде России (Управление по взаимодействию с законодательными
органами, информации и региональной политики), Минфине России (Управление по
связям с государственными и общественными организациями), Федеральной службе
железнодорожных войск России (Центр по связям с органами государственной
власти, общественными организациями и средствами массовой информации), ФСНП
России (Управление информации и общественных связей), ФПС России (Центр по
связям с представителями органов государственной власти) и т.д.
В соответствии с указанным
постановлением статс-секретари – заместители руководителей федеральных органов
исполнительной власти, наделяются большими полномочиями в области
законопроектной деятельности и на них возложена ответственность по целому ряду
направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти, а именно:
а) участие в формировании планов и программ законопроектной деятельности
Правительства (ежегодное участие в формировании плана; еженедельное участие в
заседании комиссии по законопроектной деятельности Правительства Российской
Федерации);
б) организация представления на заседаниях палат Федерального
Собрания, их комитетов и комиссий законопроектов, внесенных Правительством, а
также официальных отзывов, заключений и поправок Правительства;
в) информирование комитетов и комиссий палат Федерального
Собрания о позиции Правительства по законопроектам, внесенным другими субъектами
права законодательной инициативы;
г) ведение сбора и обобщения информации о рассмотрении в
палатах Федерального Собрания, их комитетах и комиссиях законопроектов и
законов по предметам ведения соответствующих федеральных органов исполнительной
власти, осуществление подготовки предложений об отношении Правительства к этим
законопроектам и законам и оперативно информируют об этом полномочных
представителей Правительства в палатах Федерального Собрания (сформирована база
данных на более чем 200 законопроектов);
д) организация подготовки федеральными органами
исполнительной власти проектов официальных отзывов, заключений и поправок к
законопроектам;
е) организация работы федеральных органов исполнительной
власти с парламентскими запросами, депутатскими запросами и обращениями членов
Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (2002 год – 115 обращений);
ж) взаимодействие с членами Совета Федерации, депутатами
Государственной Думы и депутатскими объединениями (в 2002 году организованно
участие представителей ГТК России более чем в 300 мероприятиях в Федеральном
Собрании);
з)
несут ответственность перед Правительством и руководителями соответствующих
федеральных органов исполнительной власти за организацию участия федерального
органа исполнительной власти в законопроектной деятельности.
Исходя из указанных задач и
функций, полноценное и результативное обеспечение
деятельности статс-секретарей невозможно без соответствующего аппарата,
посредством которого реализуется данная деятельность. Поэтому приказом ГТК России от 23.12.1999 № 913
было создано УВОЗИВ и на него возложена указанная работа. Данные функции не
являются исчерпывающими и с течением времени расширяются.
Кроме того, в ноябре 2002 года в
ГТК России поступило поручение Правительства Российской Федерации о
рассмотрении обращения Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации с инициативой о взаимодействии с федеральными органами исполнительной
власти. Ответственным за данную работу в ГТК России назначено УВОЗИВ (при
непосредственном кураторстве статс-секретаря – заместителя председателя
Комитета) (письмо ГТК России от 15.11.2002 №
01-07/45198).
В связи со сложившейся в
России экономической и политической обстановкой, а также проводимой Президентом
и Правительством Российской Федерации политикой по укреплению вертикали власти
и совершенствования взаимодействия властных структур задачи и функции
статс-секретарей расширяются и становятся более многогранными. Значительно
усилились требования к законопроектной работе федеральных органов
исполнительной власти, к качеству и соблюдению сроков исполнения поручений
Правительства, запросов и обращений депутатов и членов Совета Федерации.
С момента создания УВОЗИВ
законопроектная работа ГТК России стала более результативной. В конце 1999
года Управлением был проведен ряд мероприятий по сопровождению проекта новой
редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, что в последствии привело к
принятию его в первом чтении.
В 2000 году непосредственно
сотрудниками УВОЗИВ был разработан и согласован с 5 заинтересованными
министерствами проект распоряжения Правительства Российской Федерации о
создании системы учреждений здравоохранения ГТК России. Подобная работа велась
ГТК России и ранее в 1999 году, но на момент создания УВОЗИВ не наблюдалось
позитивных сдвигов в ее осуществлении, поскольку имелись существенные замечания
правового характера Минимущества России к оформлению документации по передаче
ГТК России таких учреждений, как пансионат «Белое солнце» и санаторий «Победа».
Благодаря усилиям специалистов УВОЗИВ работа по снятию указанных разногласий
была завершена изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.08.2000
№ 1085-р об образовании медицинских учреждений ГТК России.
Значительная работа проведена
Управлением по сопровождению проекта постановления Правительства Российской
Федерации «Об отмене действия постановления Правительства Российской Федерации
от 13 августа 2001 г. № 1002» (о дополнительных мерах по обеспечению полноты
поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет). Результатом данной
работы стало утверждение постановления Правительства Российской Федерации от
23.03.2002 № 179 об отмене указанного постановления.
В целях совершенствования
законопроектной деятельности ГТК России ПУ совместно с УВОЗИВ было разработано
Положение о законопроектной деятельности ГТК России, утвержденное приказом ГТК
России от 20.05.2002 № 480, в котором были четко прописаны и разграничены
функции ПУ и УВОЗИВ в обеспечении законопроектной деятельности ГТК России.
Указанным положением на УВОЗИВ
было возложено ведение банка данных по законопроектам, затрагивающим
компетенцию таможенных органов. В настоящее время банк данных насчитывает более
200 законопроектов.
В соответствии с приказом ГТК
России от 14.08.2000 № 712 «Об установлении
порядка взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской
Федерации в федеральных округах» УВОЗИВ осуществляет координацию взаимодействия
региональных таможенных управлений (РТУ) с полномочными представителями
Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Следует отметить активность и взаимную заинтересованность в
совместной работе аппаратов полномочных представителей Президента Российской
Федерации в федеральных округах и таможенных органов Российской Федерации. В настоящее время по инициативе
организационно-структурных служб РТУ идет подготовка к созданию отделений по
взаимодействию с полномочными представителями Президента Российской Федерации в
федеральных округах. В ходе консультаций с руководством и сотрудниками УВОЗИВ,
специалисты РТУ интересуются опытом взаимодействия с Федеральным Собранием
Российской Федерации и министерствами и ведомствами России. Высказываются идеи
в перспективе на базе указанных отделений организовать взаимодействие с
Губернаторами и руководителями регионов, местными законодательными собраниями,
а также с региональными представительствами органов федеральной исполнительной
власти.
Ежемесячные
отчеты о взаимодействии Региональных таможенных управлений с аппаратами
полномочных представителей Президента Российской Федерации представляются
руководству Комитета.
В 2001 году благодаря активному
взаимодействию с МПС России, УВОЗИВ была успешно проведена работа по получению
для сотрудников таможенных органов Российской Федерации бесплатных именных
проездных билетов для проезда к месту работы и обратно и осуществления процедур
таможенного оформления и таможенного контроля товаров перемещаемых через
таможенную границу железнодорожным транспортом (более 300 бесплатных билетов).
С момента создания Управления на
качественно новый уровень поставлена работа с обращениями и жалобами депутатов
Государственной Думы и членов Совета Федерации. В соответствии с распоряжением
ГТК России от 01.03.2000 № 01-99/294 на УВОЗИВ возложена организация работы по
исполнению правительственных поручений, запросов и обращений включая
определение подразделений исполнителей, контроль за сроками и качеством
исполнения обращений и запросов, а также анализ указанной работы. За 2000 –
2002 годы УВОЗИВ на основании мнений профильных управлений-соисполнителей было
подготовлено 336 ответов на обращения и запросы депутатов. Исполнено 316
поручений Правительства Российской Федерации.
Данная работа осуществляется в
тесном взаимодействии с департаментами Аппарата Правительства Российской
Федерации и помощниками депутатов. В свете подготовки проекта Таможенного
кодекса Российской Федерации ко второму чтению, указанная работа носит взаимозаинтересованный
характер, так как Управлением осуществляется сбор и анализ информации о
характере запросов и обращений депутатов, о количестве удовлетворенных и
неудовлетворенных обращений и жалоб. На основе этого, выстраивается работа с
депутатами (особенно избранными по одномандатным округам) с целью выработки их
позитивного отношения к проекту ТК Российской Федерации.
Основные задачи
Управления на 2003 год:
1.
Продолжение
сопровождения проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в
Таможенный кодекс Российской Федерации» до его принятия Федеральным Собранием
Российской Федерации.
2.
В случае
принятия новой редакции Таможенного кодекса РФ участие в разработке и
сопровождение в федеральных органах исполнительной и законодательной власти
проектов нормативных правовых актов в связи со вступлением в силу нового ТК
Российской Федерации.
3.
Работа по
сопровождению проектов ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О внесении дополнений
в статью 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».
4.
Совершенствование
ведения банка данных, по законопроектам, затрагивающим интересы таможенных
органов. Установка, запуск программного обеспечения, обучение сотрудников
отдела работе с программным обеспечением. Активизация работы по привлечению
структурных подразделений ГТК России к формированию базы данных.
5.
Совершенствование
организации взаимодействия РТУ с полномочными представителями Президента
Российской Федерации в федеральных округах. Тесное сотрудничество с
создаваемыми в РТУ отделениями. Усиление требований к предоставляемым отчетным
материалам, с целью более глубокого и расширенного анализа данной работы в РТУ
для включения в отчет председателю Комитета.
6.
Продолжение
совместно с ПУ работы по реализации Положений о законопроектной деятельности
ГТК России.
8.
Дальнейшая
активизация взаимодействия с членами Совета Федерации и аппаратами Комитетов
Совета Федерации с целью разъяснения позиции Правительства Российской Федерации
по законопроектам, затрагивающим интересы таможенных органов.
Взаимодействие с
Федеральным Собранием Российской Федерации характеризуется постоянным
отслеживанием текущей деятельности комитетов, подкомитетов и комиссий;
организацией участия представителей профильных управлений ГТК России при
обсуждении законопроектов, регулирующих сферу таможенного дела; своевременный
доклад наиболее интересных материалов и сведений руководству Комитета.
Следует отметить,
что УВОЗИВ не ограничивается обеспечением участия представителей иных
подразделений Комитета в работе депутатского корпуса, но и самостоятельно
представляет обобщенную ГТК России практику применения отдельных нормативных
документов, относящихся к сфере таможенного регулирования. Например,
Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»,
Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»,
Соглашения «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного
характера» и иных.
Вместе с тем в
настоящее время стоит задача качественно иного, более углубленного подхода к
законотворческой работе: на сегодняшнем этапе уже мало обеспечивать
сопровождение законопроекта, насущным становится вопрос реального влияния на
законопроект на стадии его разработки и формирования. Здесь у нас большие
резервы. Следует отметить, что порядок взаимодействия с органами
исполнительной власти только на основании разовых поручений руководства
Комитета по тому или иному законопроекту значительно затрудняет выполнение
задач. На качестве этой работы негативно сказывается и то обстоятельство, что
федеральные органы исполнительной власти являются закрытыми структурами. На
стадии разработки законопроекта каждое министерство и ведомство, защищая
ведомственные интересы, не заинтересовано контактировать с иными органами
исполнительной власти, если иное не определено в поручениях Правительства
Российской Федерации, либо в стадии законопроектной работы Правительства
Российской Федерации на текущий год.
Еще одним
направлением деятельности Управления прямо вытекающим из Концепции организации
правового обеспечения деятельности таможенных органов и Программы ее реализации
должна стать координация взаимодействия региональных таможенных управлений с
полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных
округах.
В развитие приказа
ГТК России от 14 августа 2000 г. № 712 Управлением были подготовлены и
направлены соответствующие обращения к руководителям региональных таможенных
управлений о процедуре систематического представления в Управление информации о
взаимодействии РТУ с полномочными представителями Президента Российской
Федерации соответствующего федерального округа. Отчеты о взаимодействии
предоставляются ежемесячно, начиная с ноября 2000 года.
Анализ
представленной РТУ информации по данному вопросу показывает, что в целом,
отношения, складывающиеся между РТУ и аппаратами представителей Президента
Российской Федерации, носят взаимоинициативный характер и выражают общую
заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве. Особенно хотелось бы отметить в
положительном смысле динамику в работе, проводимой в Южном и Северо-Западном
таможенных управлениях. Следует обратить внимание на достаточно интересный опыт
взаимодействия с аппаратом представителя Президента РФ с ДВТУ, где
представители таможенных органов прямо прикреплены к штабу (г. Хабаровск)
полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном округе.
По состоянию на
сегодняшний день сложились следующие основные формы взаимодействия на
региональном уровне:
1.
подготовка и направление РТУ материалов в аппарат полномочного
представителя Президента РФ в федеральном округе о наиболее значимых
планируемых РТУ мероприятиях;
2.
привлечение сотрудников начальствующего состава таможенных органов
региона к участию в совещаниях, организованных при аппаратах полномочных
представителей Президента РФ;
3.
привлечение сотрудников аппарата полномочного представителя
Президента РФ в федеральном округе к участию в заседаниях коллегий, проводимых
региональными таможенными управлениями;
4.
инициативное представление РТУ в аппарат полномочного
представителя Президента РФ информации об оперативной обстановке в регионе,
связанной с вопросами таможенного оформления и таможенного контроля
перемещаемых товаров;
5.
подготовка ответов на запросы сотрудников аппарата полномочного
представителя Президента РФ по вопросам, отнесенным к ведению таможенных
органов РФ.
Хотелось бы
остановиться еще на одной теме, являющейся не столько правовой, сколько
идеологической. Депутаты палат Федерального Собрания Российской Федерации,
являясь полномочными представителями населения своих избирательных округов, в
ряде случаев демонстрируют в своих обращениях претензионно-критический взгляд
на деятельность того или иного таможенного органа. В условиях предстоящего
рассмотрения во II и III чтении в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации проекта нового Таможенного Кодекса исключительную важность
приобретает необходимость формирования в депутатском корпусе нового,
позитивного образа российской таможенной службы, как совершенно необходимого и
во многом приоритетного государственного института, и в этом вопросе неоценимую
помощь должны оказать руководители региональных таможенных управлений,
поскольку большую часть депутатского корпуса составляют представители регионов.