Женские стереотипы в обществе
Женские стереотипы в обществе
Анна Овсеевна Владимирская
Для
того и необходимо знать навязанные стереотипы, чтобы ловить себя на них,
включать волю и сопротивляться. Чтобы и в бизнесе, и в карьере, и в личной
жизни быть самими собой. Попробуем разобраться в этих стереотипах, чтобы
понять, что они пытаются нам внушить.
Вопроса,
работать женщинам или не работать, сегодня вроде уже никто не ставит. Женская
деловая активность порой становится даже выше мужской. Однако вы только
посмотрите, какие стереотипы обрушиваются на нас с экранов телевизоров, с
глянцевых страниц популярных журналов — вдалбливаются в массовое сознание
средствами массовой же информации.
Из
фильма в фильм, из романа в роман крепнет убеждение: лучше женщине дома сидеть,
детей рожать, белье стирать чисто-тайдом и готовить при помощи галлины-бланки.
А все тяжести, сложности и гадости бизнеса, так уж и быть, возьмет на себя
мужчина.
Попробуем
разобраться в этих стереотипах, чтобы понять, что они пытаются нам внушить.
Стереотип
первый
Если
женщина делает карьеру, если она в ней успешна, то у нее, однозначно, проблемы
в личной жизни. В общем-то, именно потому у нее карьера и складывается, ее
трудоголизм — это просто компенсация сексуальной неудовлетворенности. Вспомним
фильм "Старые стены", где такую вот женщину, директора завода, играет
Гурченко. Почти тот же сценарий и в известнейшем фильме "Москва слезам не
верит". Обратите внимание: если в первом, совсем старом, совсем "совковом"
фильме любовь и карьера пока еще не совместимы, то во втором такое совмещение
уже намечается. Однако и тут главный упор — на "женщину-мать" и
"женщину-любовницу"; карьера остается на втором плане и показана
довольно плоско.
Почему
этот стереотип так укоренился и силен до сих пор? Да потому что в глазах
общества, если женщина и красивая, и состоятельная, и деловая, и любимая, это
подозрительно, это оскорбляет и унижает остальных женщин, а особенно — мужчин,
тех, у кого низкий социальный статус. Быть такой счастливой, такой успешной,
построить карьеру, завоевать славу, любовь, материальную независимость и
зрительские симпатии — слишком много для одной. Не положено! Короче говоря,
вечная проблема яркой личности: не выделяйся, не высовывай голову, не то по ней
же и получишь...
На
самом деле этот стереотип существует больше в головах, чем в реальности. Как
уже известно и доказано, можно быть сегодня здоровым и богатым, а не бедным и
больным вопреки косым взглядам неудачников.
Стереотип
второй
В
чем женщина действительно может достичь успеха, так это в браке. Тут она и
выглядит "прилично", даже если муж у нее не ахти. В семейных
перипетиях женщина исстари хорошо разбирается, это ее "поле для
битвы" со скалкой в руках. В общем, семья — это женское дело, а бизнес —
нет. Да и разве может женщина тягаться с мужчиной хоть в профессии, хоть в
творчестве? Не может: смотрите старые советские фильмы и убеждайтесь.
В
существовании этого стереотипа не виноват никто. Он складывался сотни и сотни
лет, что уж тут поделаешь... Женский мир всегда отличался от мужского, в первую
очередь, тем, что был полностью исключен из сферы государственной службы. Чина
у женщины быть не могло, а если и был, то определялся званием ее мужа или отца
— бригадирша, советница и даже секретарша (жена секретаря). Да и культура была
четко разделена на "женские" и "мужские" области.
Активность женщины считалась чем-то вульгарным, идеалом мужчин была девушка
поэтическая, уносящаяся душой куда-то вдаль, и чтобы в ее мечтательных глазах
блестели слезы печали.
Все
это так, однако именно в те времена, когда сложился такой стереотип, женщины
часто оказывались более сильны душой и стойки, чем мужчины. Тому есть множество
примеров, начиная от жен декабристов. Именно такие женщины влияли на перемену
нравов и общий стиль культуры. А сегодня они разве хуже? Нисколько. Так что и
этот стереотип — долой!
Стереотип
третий
Если
женщина активно занимается бизнесом, то она становится не бизнес-леди, а
мужеподобным роботом. Думает по-мужски, поступает по-мужски, одеваться и ходить
начинает тоже, как представители сильного пола. А уж выражается — так это
вообще: без мата у нас ведь никакая работа не выполняется. И все потому, что в
бизнесе нет мужчин и женщин, а есть конкуренты, ни в чем не уступающие друг
другу. И рожать-де бизнес-леди не хотят. Караул, что же будет с населением
страны?!
Так
и слышатся в этих рассуждениях опасения мужчин, что женщина станет слишком
независимой. А значит, ею станет сложно управлять.
Давным-давно,
еще во времена первых пятилеток, женщины работали наравне с мужчинами, и никто
и никто их за уши не оттягивал от тракторов, высоковольтных линий
электропередач, шахтерских забоев. Если постоянная тяжелая работа, стрессы и
эмоциональное напряжение женщин тогда не привели к исчезновению населения,
значит, не приведут и сейчас.
Стереотип
четвертый
Женщина
добивается успехов в бизнесе только с помощью секса. Уж конечно, ведь не
благодаря уму, смекалке, воле, энергии, настойчивости. Женщина пускает в ход
свое "абсолютное оружие" везде и всюду, соблазняет несчастных
бизнесменов и шагает по их неподвижным трупам наверх, к успеху. Смешно? Нам
тоже. Общественная мораль двулична: если женщина вызывающе сексуальна — это
плохо, это "фу", это стыдно. Однако, если она старая девушка,
аскетична и воздержанна, а мысли о мужчинах вызывают у нее ужас, это точно так
же плохо, неестественно и вообще неинтересно.
Отрицать
наличие сексуальности глупо и смешно. Она разлита повсюду, она невидимо
присутствует в социальных отношениях, вдохновляет всю культуру. Она выглядывает
из каждого сказанного слова и прячется в каждой мысли, согласно тому же Фрейду.
Ну что ж, и в бизнесе сексуальность присутствует как один из источников
энергии.
В
конце концов, если на бизнес-переговорах встретились мужчина и женщина и если
она всячески показывает коленки и декольте, то мужчина, во-первых, вовсе не
обязан вести себя, как самец гиббона. Во-вторых, кто мешает мужчине самому
пользоваться своей сексуальной привлекательностью? Улыбка, парфюм, стиль, юмор,
уверенность, ум — и женщина сама "поплывет".
Стереотип
пятый
Стирать,
убирать и готовить должна женщина, а мужчина должен зарабатывать. Самый
труднопреодолимый стереотип. Если женщина очень занята на работе и возвращается
домой к ночи, то муж, не разбирающийся в бизнесе, но любящий свою жену,
обязательно будет готовить. Вроде бы естественно, но в такой паре все видят
ущербность. Ну не может, не должен мужчина заниматься домашним хозяйством,
варить борщи и водить детей в школу — иначе он "обабится". Однако
позвольте осведомиться, почему женщина может беззаветно любить и следовать за
своим мужем-декабристом на поселение в Сибирь, босиком по снегу? А мужчина, что
ли, свою любовь и преданность может выразить только тем, что зарабатывает? Что
обеспечивает, содержит?
Утверждаем,
что настоящий мужчина, если надо для жены, для того, чтоб она состоялась как
личность, вполне в состоянии и дома с детьми посидеть, и готовкой позаниматься.
Может и сделать паузу в своей карьере, и в другой город ради любимой женщины
переехать. Потому что любовь — это когда хорошо, в первую очередь, любимому
человеку, а не тебе. Тебе может быть и не совсем комфортно, и трудно, и
непривычно, но ты это делаешь для нее или для него. Потому что любишь. Вот
настоящая формула любви. Она не лежит на поверхности и массовым, общественным
сознанием, к сожалению, не воспринимается. Потому что оно устроено странно:
глядя фильм или читая книгу, где мужчина расшибается в лепешку и идет на
самопожертвование ради своей любимой, каждый обыватель готов всплакнуть, готов
посочувствовать и посопереживать. Но для своего соседа он такого не приемлет.
На него, встречающего жену с работы домашними тапочками и букетами цветов,
кастрюлями с едой и компотами, он будет глядеть неодобрительно. Такова сила
стереотипа.
Стереотипы
обладают огромной инерцией, они удобны — это та готовая жвачка, которая
усваивается сразу и мгновенно, помимо воли. Стереотипы тиражируются средствами
массовой информации, гипнотизируют нас и заставляют подражать. И вот уже
девушки убеждены, что бизнес помешает личной жизни, убеждены с опережением. И
так оно у них и получается. Они копируют мужеподобный, высушенный образ
карьеристки и становятся неотличимыми от парней. Легко соглашаются с тем, что
карьера делается через постель. Либо вообще не решаются заниматься карьерой, а
делают ставку на замужество. Подражание происходит у всех у нас невольно, на
подсознательном уровне, как у ребенка, который учится говорить и ходить.
Для
того и необходимо знать "в лицо" навязанные стереотипы, чтобы ловить
себя на них, включать волю и сопротивляться. Чтобы и в бизнесе, и в карьере, и
в личной жизни быть самими собой!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psycho.ru