осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
Этапы процедуры приобретения гражданства РФ следующие: получение разрешения на временное проживание; оформление вида на жительство РФ; получение гражданства РФ.
Заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя лично. Заявление составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) на русском языке по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения гражданства РФ.
Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства РФ и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве РФ и порядок исполнения решений по вопросам гражданства РФ действия должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суде.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Конституции РФ гражданин РФ не может быть лишен права изменить свое гражданство. Право изменить гражданство, провозглашенное на международно-правовом уровне, является важной гарантией свободы личности человека, поскольку позволяет ему прекратить правовую связь с государством (например, если оно злоупотребляет в отношении гражданина своими возможностями, обусловленными данной связью, хотя отказ от гражданства может быть вызван и иными мотивами).
Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
Президент РФ решает вопросы: приема в гражданство РФ в общем порядке; восстановления в гражданстве РФ в общем порядке; выхода из гражданства РФ в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства РФ. Также Президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ; принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; оформляют гражданство РФ и так далее.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ: определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ; принимают от лиц, проживающих за пределами РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах и так далее.
Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве РФ и принявшими такое решение.
2.2 Основания прекращения гражданства России
В действующем российском законодательстве выделяют следующие основания прекращения российского гражданства:
. В результате выхода из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями.
Во-первых, по ходатайству гражданина, закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России.
Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации.
Выход невозможен после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ. Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство, - 5 лет после приема.
. В результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданство.
. По другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России.
. По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.
Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Выход из гражданства может быть реализован двумя способами:
) по ходатайству гражданина;
) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.
Отмена решения о приеме в гражданство - единственный случай возможного прекращения гражданства РФ без волеизъявления самого лица.
Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.
Если заявитель одновременно ходатайствует о выходе из гражданства РФ несовершеннолетних детей, то в зависимости от обстоятельств предусмотренных законом представляются: копия свидетельства о рождении, установление опеки или попечительства, лишения родительских прав; письменное согласие сторон на прекращение гражданства ребенка, или один из родителей или опекунов остается Российским гражданином; документ, выдаваемый полномочным органом другого государства, о готовности предоставить гражданство ребенку, один из родителей который остается гражданином России; письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства.
3. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
Международная миграция в условиях глобализации является значимым явлением с точки зрения масштабов, а также социально-экономических, демографических и геополитических последствий для некоторых регионов и стран.
В настоящее время трудно выделить страны эмиграции и иммиграции в чистом виде. РФ является одновременно отдающей и принимающей международных мигрантов страной.
С одной стороны, граждане России активно вовлечены в миграцию на постоянное место жительства, трудовую и учебную миграцию, выезжают в самые разные государства. С другой стороны, Россия притягательна для иностранных мигрантов, желающих жить, работать и учиться здесь. Кроме того, через территорию России проходят потоки транзитных мигрантов из ряда стран Азии, которые желают попасть в европейские страны с более высоким уровнем жизни. Таким образом, Россия оказалась вовлеченной в процесс международной миграции в "трех лицах" - как страна иммиграции, эмиграции и транзита.
К иностранным гражданам относятся лица, которые обладают принадлежностью к гражданству иностранного государства и не обладают в то же время гражданством Российской Федерации. Лицом без гражданства считается лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в РФ и выезжать из РФ при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве.
Въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если:
) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;
) в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы РФ либо депортировались, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы РФ или депортации;
) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством РФ, - до их представления;
) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории РФ, - до его представления;
) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда из РФ или предъявить гарантии предоставления таких средств;
) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ.
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Выдача иностранным гражданам разрешений на временное проживание осуществляется в пределах ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квоты.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание устанавливается на календарный год в абсолютных величинах для РФ в целом и отдельно для каждого субъекта РФ год с учетом:
а) целесообразности проживания в субъекте РФ иностранных граждан исходя из реального состояния экономики, природно-климатических особенностей и экологического состояния территории субъекта РФ;
б) состояния рынка труда, демографической ситуации в субъекте РФ, возможности жилищного и культурно-бытового обустройства иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание;
в) иммиграционных проблем и наличия средств для их решения;
г) санитарно-эпидемиологического благополучия территории субъекта РФ, возможности оказания медицинской помощи иностранным гражданам, получившим разрешение на временное проживание;
е) криминогенной обстановки в субъекте РФ и ее влияния на положение иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание;
ж) Генеральной схемы расселения на территории РФ, другой градостроительной документации.
Срок пребывания иностранного гражданина по обыкновенной деловой или гуманитарной однократной, двукратной или многократной визе устанавливается Министерством иностранных дел РФ по согласованию с компетентными федеральными органами исполнительной власти.
Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном Правительством РФ.
Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории РФ и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории РФ, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.
Стоит также рассмотреть актуальный вопрос миграции - особенности въезда в РФ, пребывания на территории РФ и выезда из РФ иностранных граждан в связи с организацией и проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр. В период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр иностранные граждане, принимающие участие в организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также иностранные граждане, являющиеся участниками Олимпийских игр и Паралимпийских игр, осуществляют въезд в РФ, пребывание на территории РФ и выезд из РФ без оформления виз на основании действительных документов, удостоверяющих личность и признаваемых РФ в этом качестве, и олимпийского удостоверения личности и аккредитации.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы.
Заключение
В ходе курсовой работы были сделаны следующие выводы.
Функционирование государства тесным образом связано с понятием гражданства. Гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. То есть лицо, обладающее гражданством, имеет право на все права и свободы, признаваемые законом. Лицо защищено государством не только внутри страны, но и за ее пределами. Государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам, проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно, поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения между государством и личностью. Рассмотрев основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить следующее. Государство делает доступным приобретение российского гражданства всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и гарантию того, что никто ее этого права лишить не может.
Однако невозможно представить государство без иностранных лиц и лиц без гражданства. Бипатриды, иностранные граждане и апатриды - широкая прослойка в обществе, требующая дополнительного законодательного регулирования. Данная категория лиц, а также законодательство в отношении его - важный аспект конституционного права как науки, а также имеет важное практическое значение.
Важно учитывать, что, несмотря на все изменения в обществе, происходящие в процессе исторического развития, неизменным остаётся миграция населения. Законодательство в этой сфере динамично, и постоянно учитывает изменения в политике и экономике.
Законодательство РФ довольно широко урегулировало вопросы приобретения и прекращения гражданства.
После существенного изменения в 2002 г. российского законодательства о гражданстве, правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства условия приобретения того или иного статуса (пребывание, проживание, работа, гражданство) стали и более конкретными, и более сложными. Проблема заключается ещё и в том, что исполнители этого законодательства часто по-своему трактуют требования законов и инструкций, руководствуясь при этом не имеющими юридической силы внутренними ведомственными приказами или субъективной точкой зрения, - как вышестоящего руководства, так и своей собственной.
Список использованных источников и литературы
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. - №7. - 21.01.2009.
.Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994.
.ФЗ от 15.08.1996 №114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию" // Российская газета. №159. 22.08.1996.
.ФЗ от 31.05.2002 362-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве РФ" // Российская газета. - №100. - 05.06.2002.
.ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" // Российская газета. - №140. - 31.07.2002.
.ФЗ от 18.07.2006 №109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" // Парламентская газета. - №122. - 27.07.2006.
.Агеева А. Как получить гражданство РФ // ЭЖ-Юрист. - 2011. - №38. - С. 14.
.Бородин С.С. трудовая миграция в РФ: возможные пути её решения // Миграционное право. - 2007. - №3.
.Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 11.
.Выступление директора ФМС России К.О. Ромодановского "Актуальные вопросы правового регулирования миграционных процессов в РФ" // Миграционное право. - 2008. - №1.
.Демчук С.Д. Перспективы миграционной политики и ее законодательное регулирование // Миграционное право. - 2011. - №4. - С. 14-20.
.Еременко Ю.П. Предмет российского конституционного права. Ростов - н/Д, 2006.
.Зубанова С.Г. Теория государства и права. М.: Аллель. - 90 с.
.Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России. М.: Аллель. - 64 с.
.Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. - М.: Юриспруденция, 1999.-288 с.
.Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1998. - 544 с.
.Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.И. Кукушкина. Екатеринбург. - 1995. - С. 261 - 280.
.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник / М.: Юристъ. - 2004. - 587 с.
.Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова. М., 2007. С. 9.
.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2008. 520 с.
.Рябчиков Р.В. Современное понимание принципа свободных выборов в синтезе международного и национального толкования / Международное публичное и частное право. - 2008. - №1
.Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007
.Хабибуллин А.Г., Червоненко В.Ф. Круглый стол "Актуальные проблемы правового обеспечения противодействия незаконной миграции" // Миграционное право. - 2008. - №1.
.Харитонов М.М. Возможность ограничения права изменить гражданство РФ с точки зрения ерархии конституционных норм // Конституционное и муниципальное право. 2010. - №10. - С. 10-13.
.Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации / Сост. Ю.Л. Шульженко. М.: Юристъ. - 1997. - С. 73-95.
.Чекин А.Н., Акимов А.Н. Конституции как основные источники национального и международного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №3. С. 9-11.
.Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ЕАОИ, 2007. 465 с.
.Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - №11. - С. 34-37.