- подчинение»;
Основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил и уменьшения тяжести их последствий в сфере государственного управления;
При осуществлении административного надзора идет направленность на соблюдение специальных правил, а не на соблюдение законности в целом;
Носит инициативный характер и производится систематически. По итогам проверки объектам дается оценка с позиции законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
Невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
Производится субъектами, наделенными надведомственными полномочиями и их должностными лицами. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют;
Органы административного надзора имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности;
Осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан. Данное воздействие на субъекты происходит путем применения следующих методов:
постоянное наблюдение, периодические проверки;
обследование поднадзорного объекта;
изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления[4].
Наличие особенностей, определенных способов и средств реализации своих полномочий у института административного надзора показывает его специфику, которая имеет свои основополагающие положения.
Согласно определению Ю.Н. Старилова, принципы административного права - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом, определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов, действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций.
Рассматривая деятельность органов административного надзора, можно выделить 2 группы принципов, в зависимости от их содержания: общие принципы и специальные.
К общим принципам относятся:
. Законность. Этот принцип имеет подзаконный характер и выражается в требовании точного и единообразного исполнения законов в осуществлении своей деятельности субъектами надзора.
. Демократизм. В статье 1 Конституции Российской Федерации говорится о том, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, что способствует участию граждан в решении государственных вопросов[1]. В данном случае это достигается путем соблюдения прав и свобод человека и гражданина министерствами, ведомствами, законодательными и исполнительными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами самоуправления, органами контроля, также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
. Публичность. Согласно указанному принципу, административный надзор обязан обеспечивать своевременное устранение любых нарушений закона, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к установленной законом ответственности. Права и обязанности лиц, ответственных за осуществление административного надзора по предупреждению, выявлению правонарушений, принятию мер к их устранению, привлечению виновных к ответственности используются ими исключительно в интересах закона и независимо от органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений.
. Гласность. В связи с тем, что административном праве действует принцип, обеспечивающий открытость государственного управления, то неудивительно, что административный надзор также предусматривает открытость для всеобщего сведения аспектов государственно-управленческой деятельности.
На принципе гласности заканчивается перечень общих принципов в сфере действия административного надзора и стоит перейти к специальным:
. Единство и централизация административного надзора;
. Процессуальная самостоятельность;
. Независимость;
. Комплексный подход к осуществлению надзора;
. Единообразие осуществления надзора и применение наказаний за совершение административных правонарушений[5].
.3 Этапы осуществления административного надзора
Административный надзор представляет собой процесс наблюдения за точным соблюдением законов отдельными объектами, которое осуществляется в определенной последовательности, поэтапно.
Предварительный этап состоит в анализе информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования.
Текущий этап подразумевает под собой систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности.
И последний заключительный этап состоит из анализа общего положения объекта надзора, выявления тенденции и разработки предложений по устранению нарушений.
Наиболее полное закрепление получило производство по проведению плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 03.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В нем четко выделяется четыре стадии, образующие завершенный цикл процессуальных действий.
. Стадия формирования планов проведения плановых проверок поднадзорных объектов, которая начинается в первой половине календарного года, предшествующего планируемому, и завершается до 1 ноября того же года направлением сформированных планов в органы прокуратуры.
. Стадия формирования сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которомГенеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.
. Стадия реализации сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает несколько этапов.
На первом этапе надзорный органдолжен скорректировать собственный первоначальный план, направлявшийся в орган прокуратуры и положенный в основу формирования сводного плана. Этот скорректированный план в рамках традиционного планирования деятельности органа исполнительной власти должен стать составной частью плана работы органа на очередной год.
Затем проводится подготовка к плановому проверочному мероприятию: издание соответствующих приказов, определение целей и задач планового мероприятия, дату начала и срок проведения, назначение инспекторов и определение старшего.
Третий этап подразумевает проведение самого проверочного мероприятия. По завершении проверки представители каждого органа исполнительной власти составляют акты проверки, копии которых вручаются собственнику или руководителю проверяемого объекта под роспись. Продолжительность проведения проверочных мероприятий ограничена по общему правилу 20-дневным сроком.
. Подготовка и направление доклада об осуществлении органом исполнительной власти административно-надзорной деятельности. На этой стадии субъект административного надзора должен предоставить информацию об исполнении своей части сводного плана перед Минэкономразвития России и об исполнении ведомственного плана надзорной деятельности перед вышестоящим министерством, Правительством РФ, Президентом РФ или органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, в ведении которого находится орган административного надзора [3] .
Административный надзор, как правило, связан с применением различных мер административного принуждения:
административно-предупредительные меры (карантин);
меры административного пресечения (запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта);
меры административно-процессуального обеспечения (изъятие вещей, товаров и документов);
административные наказания.
Из чего следует вывод о том, что органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции, вследствие чего имеет право на применение юридических санкций в административном порядке.
Глава 2 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
.1 Органы административного надзора
Субъекты административного надзора- это субъекты права, участники конкретного правового отношения, реализующие посредством осуществления административного надзора свою правосубъектность.
Административный надзор осуществляется в отношении:
)неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил;
)определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил;
) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы[7].
В главе 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ в статьях 23.3-23.65 названы все субъекты административного надзора, которые вправе применять карательные санкции. Среди них есть специализированные ведомства, такие как:
Государственный таможенный комитет РФ;
Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
Федеральный горный и промышленный надзор России;
Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
Государственная налоговая служба РФ;
Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью;
И иные.
Надзорные службы в сфере государственного управления можно разделить на три группы:
Специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых является систематический надведомственныйконтроль за соблюдением специальных правил;
Государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти, например Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, органы государственного пожарного надзора МЧС России и прочие;
Разнообразные ведомства, органы, структурные подразделения органов, осуществляющие надзор наряду с другими своими полномочиями.
.2 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Данный вид деятельности входит в аппарат МВД России и давно занял важное место в системе государственных орган, ведь количество автомобилей на дорогах с каждый годомрастет, в то время как уровень ответственности со стороны автолюбителей и пешеходов стремительно падает. По данным на 2015 год, на территории РФ зафиксировано 98.328.512 случаев нарушения правил дорожного движения, по Новгородской области 353.356 случаев.
Правовой основой являются Федеральные законы от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, Кодекс об административных правонарушениях и уголовный, утвержденное указом Президента РФ «Положение о ГИБДД»,Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и иные. А также нормативно-правовой акт международного уровня - Венская конвенция 1968 года «О дорожном движении».
В деятельности ГИБДД имеются все особенности, характерные для административного надзора:
участие в разработке законов, постановлений Правительства, приказов МВД, иных правовых актов (федеральных, региональных, муниципальных), связанных с безопасностью дорожного движения, и внесение предложений по их совершенствованию-правотворческий элемент;
производство разъяснения законодательства о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации и осуществляет пропаганду правил дорожного движения;
разработка мероприятия по повышению безопасности дорожного движения;
выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
осуществление предварительного контроля посредством контроля за соблюдением установленных регламентами требований, принятия квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами: трамваями и троллейбусами, выдачи водительских удостоверений; а также посредством производства регистрации и учета автомототранспортных средств и прицепов к ним;
пресечение неправомерных действий с помощью установленных закономпресекательных средств. Так, ГИБДД при обнаружении в неправомерных действиях признаков преступлений вправе возбуждать уголовные дела. Иные субъекты административного надзора в подобных случаях обязаны направлять материалы в органы внутренних дел, прокуратуру для решения вопросов о привлечении виновных в нарушениях правил к уголовной ответственности, в отличии от ГИБДД.
Сотрудники ГИБДД вправе:
останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог[4] .
.3Государственная налоговая служба РФ
Государственная налоговая служба - это единая система контроля над соблюдением налогового законодательства, над точностью исчисления и полнотой внесения налогов и других платежей в бюджет[10].
Входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации.
Главной задачей данной службы Российской Федерации, что видно из определения, является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, республик в ее составе, органами государственной власти субъектов в пределах их компетенции.
Федеральная налоговая служба осуществляет в ходе своей деятельности множество функций, в числе которых есть функции по контролю и надзоруза:
соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
учетом всех налогоплательщиков, ведением ЕГРЮЛ, ЕГРИП и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
возвратом или зачетом излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
порядком заполнения расчетов по налогам и иным документам в случаях, установленных Министерство финансов Российской Федерации;
проверкойхозяйственной деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
осуществлением по заявлению совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, результаты которой сверки оформляются актом. Порядок проведения указанной сверки расчетов и порядок его передачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
пресечением нарушения законодательства. Например, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела[2].
Можно сделать вывод о том, что, не смотря на разнообразие органов государственного управления в структуре органов власти государства, специальное место отведено системе федеральных служб Российской Федерации, осуществляющих важные функции, среди которых и административный надзор, которые направлен на пресечение, предупреждение, выявление правонарушений.
Заключение
Система органов государственного управления представляет собой сложный механизм управления, систему взаимосвязанных элементов, основной целью которых является обеспечение порядка не только в обществе, но и между государственными структурами. Нарастающие социальные противоречиям, коррупция и отсутствие эффективной работоспособности определенных органов подталкивает к увеличению контроля со стороны государства. Однако в государстве, которое провозглашает свободу, личную неприкосновенность и стремится ограничивать свое вмешательство в жизнь граждан, организаций и учреждений, введение контроля не всегда возможно. Зато реально установить меру в виде ограниченного контроля, то есть надзор.
Административный надзор рассматривается как способ осуществления законности, особый вид управленческой деятельности уполномоченных на то органов исполнительной власти с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.
Раскрывается данное понятие через анализ различных положений нормативно-правовых актов РФ, так как на данный момент нет единого акта, регулирующего данный вид деятельности органов. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодатель выделяет более 60 субъектов, способных осуществлять надзор. Изучив имеющийся материал, можно выделить определенные черты, присущие этой деятельности:
Является особой разновидностью систематического государственного контроля, направленного на соблюдение специальных правил;
Властными субъектами надзорной деятельности являются субъекты публичной исполнительной власти;
Между субъектами, осуществляющими административный надзор, и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;
Основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил и уменьшения тяжести их последствий в сфере государственного управления;
Производится субъектами, наделенными надведомственными полномочиями и их должностными лицами. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют;
Осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан.
Особая форма реализации также имеет место быть в виде последовательно осуществляемых этапов:
предварительный - анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования; текущий - непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок; заключительный - анализ общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.
Этапы реализуются различными органами, в пределах их компетенций при строгом соблюдении законодательства Российской Федерации. Выявляя отхождения от правовых предписаний, органы административного надзора тем самым способствуют восстановлению установленного органами публичного управления порядка, пресечению незаконных действий и привлечению к ответственности, что способствует обеспечению условий для безопасного существования граждан и правомерной деятельности.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Опубликована «Российская газета», N 237, 25.12.1993;
[2] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
[3] Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 03.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Учебная и научная литература
[4] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В, Старилов Ю.Н. Административное право/ - 3-е изд., пересмотр.и доп. - М. : Норма, 2008. - 816 с
[5] Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право. История развития и основные современные концепции М.: Юристъ, 2002. - 410 с
[6] Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А и др.; под ред. А.Я Сухарева, В.Е. Крутских. - Большой юридический словарь / Авт.-сост - М.: Инфра-М, 2003. - 704 с
[7] Крутик А.А. Шпаргалка по административному праву: учеб.пособие. - М.: ТК Велби, 2005. - 40с
[8] Мелехин А.В, Административное право РФ, Курс лекций, 2009-619с
[9] Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2013