Науру (под управлением Великобритании, Австралии, Новой Зеландии) [7].
Секретариат ООН - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок [6].
Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается Организация Объединённых Наций, - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации [6].
Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, однако Организация поддерживает значительное присутствие в Женеве, Вене и Найроби. Отделение Организации Объединённых Наций в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение Организации Объединённых Наций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за злоупотреблением наркотиками, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды [6].
По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 44 000 сотрудников [6].
.3 Роль Совета Безопасности ООН. Полномочия и функции Совета Безопасности ООН
Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности.
Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблей ООН на два года без права немедленного переизбрания [2].
Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования [2].
Стороны спора, продолжение которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими [2].
Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров [2].
Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН [2].
Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений [2].
Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы [2].
При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности [2].
Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя [2].
Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето) [2].
Совет Безопасности может учреждать вспомогательные органы, необходимые для выполнения его функций. Так, для оказания помощи Совету Безопасности по вопросам использования войск, предоставленных в его распоряжение, и регулированию вооружений, был создан Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей [2].
Структура Совета Безопасности ООН.
Статья 29 Устава Организации Объединенных Наций гласит, что Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, которые он найдет необходимыми для выполнения своих функций. Это также отражено в правиле 28 Временных правил процедуры Совета [6].
В состав всех нынешних комитетов и рабочих групп входят 15 членов Совета. Хотя председателем постоянных комитетов является Председатель Совета, должность которого ежемесячно замещается на основе ротации, председателями или сопредседателями других комитетов и рабочих групп являются назначаемые члены Совета, имена которых ежегодно представляются в записке Председателя Совета Безопасности [6].
Сфера охвата мандатов вспомогательных органов, будь то комитеты или рабочие группы, весьма широка - от процедурных вопросов (например, документация и процедуры, заседания вне Центральных учреждений) до вопросов существа (например, режимы санкций, борьба с терроризмом, операции по поддержанию мира) [6].
Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) являются вспомогательными органами Совета Безопасности по смыслу статьи 29 Устава. Будучи таковыми, они являются зависимыми от Организации Объединенных Наций в том, что касается административных и финансовых вопросов, однако в качестве судебных органов они являются независимыми от любого государства или группы государств, включая учредивший их орган - Совет Безопасности [6].
Комитеты.
Контртеррористический комитет и комитет по нераспространению
Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001)
Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540) [6].
Военно-штабной комитет
Военно-штабной комитет помогает планировать военные меры Организации Объединенных Наций и регулировать вооружения [6].
Комитеты по санкциям (специальные)
Применение обязательных санкций призвано оказать давление на то или иное государство или образование с целью заставить его придерживаться определенных Советом Безопасности целей, не прибегая к использованию силы. Таким образом, для Совета Безопасности санкции являются одним из важных инструментов обеспечения соблюдения его решений. Благодаря своему универсальному характеру Организация Объединенных Наций является особенно подходящим органом для введения таких мер и отслеживания их применения [6].
Совет прибегает к имеющим обязательную силу санкциям как к одному из инструментов обеспечения выполнения его решений тогда, когда мир находится под угрозой, а дипломатические усилия оказались бесплодными. В число санкций входят всеобъемлющие экономические и торговые санкции и/или целенаправленные меры, такие как эмбарго на оружие, запреты на поездки, а также ограничения финансового или дипломатического характера [6].
Постоянные комитеты и специальные органы
Постоянные комитеты являются органами открытого состава и обычно учреждаются в целях решения определенных процедурных вопросов, таких, например, как вопрос о приеме новых членов. Специальные комитеты учреждаются на ограниченный период времени для решения того или иного конкретного вопроса [6].
Операции по поддержанию мира и политические миссии
В той или иной операции по поддержанию мира задействован военный, полицейский и гражданский персонал, который проводит работу в целях оказания поддержки в области безопасности и в политической области, а также на ранних этапах миростроительства. Деятельность по поддержанию мира является гибкой, и на протяжении последних двух десятилетий осуществляется в рамках многочисленных конфигураций. Нынешние многоаспектные операции по поддержанию мира призваны не только обеспечивать поддержание мира и безопасности, но и содействовать политическим процессам, обеспечивать защиту гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; оказывать поддержку в организации выборов, защищать и поощрять права человека и оказывать помощь в восстановлении верховенства права [6].
Политические миссии являются одним из элементов в целом ряду операций Организации Объединенных Наций в пользу мира, которые проводят свою работу на различных этапах цикла конфликта. В некоторых случаях после подписания мирных соглашений на смену политическим миссиям, которыми управляет на этапе мирных переговоров Департамент по политическим вопросам, приходят миссии по поддержанию мира. В некоторых случаях операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира приходят на смену специальные политические миссии, задача которых заключается в отслеживании осуществления более долгосрочных по своему характеру мероприятий в области миростроительства [6].
Международные суды и трибуналы.
Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в 1993 году после того, как в бывшей Югославии в ходе военных действий были совершены широкомасштабные нарушения гуманитарного права. Он стал первым за послевоенное время судом, учрежденным Организацией Объединенных Наций в целях преследования за военные преступления, и первым после Нюрнбергского и Токийского трибуналов, которые были учреждены в конце Второй мировой войны, трибуналом для преследования за военные преступления. Трибунал рассматривает дела тех лиц, которые несут главную ответственность за такие чудовищные акты, как убийства, пытки, изнасилования, обращение в рабство и уничтожение собственности, а также за другие сопровождаемые насилием преступления. Его цель - обеспечить отправление правосудия в интересах тысяч жертв и их семей и таким образом способствовать установлению прочного мира в этом районе. По состоянию на конец 2011 года Трибунал вынес обвинительные приговоры 161 человеку [6].
Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) в 1994 году для преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. Он может также заниматься преследованием руандийских граждан, которые совершали акты геноцида и другие подобные нарушения норм международного права на территории соседних государств в этот же период. В 1998 году Трибунал по Руанде стал первым международным судом, который вынес приговор по делу о геноциде, а также в первые в истории назначил наказание за такое преступление [6].
Консультативный вспомогательный орган.
Комиссия по миростроительству (КМС) является межправительственным консультативным органом, который оказывает поддержку усилиям, направленным на установление мира в странах, переживших конфликты, а также является одним из важных дополнительных инструментов международного сообщества в его деятельности в рамках широкой повестки дня в области мира [6].
Комиссия по миростроительству играет уникальную роль в плане:
обеспечения согласованного взаимодействия всех соответствующих субъектов, в том числе международных доноров, международных финансовых учреждений, национальных правительств и предоставляющих войска стран;
мобилизации и распределения ресурсов;
и вынесения рекомендаций и предложений в отношении комплексных стратегий постконфликтного миростроительства и восстановления и, где это целесообразно, выявления каких-либо пробелов, которые могут подорвать мир [6].
Комиссия по миростроительству является консультативным вспомогательным органом как Совета Безопасности, так и Генеральной Ассамблеи [6].
.4 Деятельность Совета Безопасности в настоящее время
Согласно п. 1 ст. 23 Устава ООН, Совет Безопасности состоит из 5 постоянных членов и 10 непостоянных. В качестве постоянных членов указаны Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки. Несмотря на то, что СССР перестал существовать, поправка в ст. 23 Устава ООН не вносилась. В настоящее время место СССР в Совете Безопасности занимает Российская Федерация. Место Китайской Республики под давлением КНР и стран социалистического блока отошло Китайской Народной Республике.
П.2 данной статьи гласит, что
. Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию [5].
Непостоянные члены избираются по принципу равномерного регионального представительства. Государства-члены ООН поделены на пять групп, каждая из которых имеет определённое число мест в Совете Безопасности:
Африканская группа (54 государства) - 3 места
Азиатская группа (53 государства) - 2 места (+ 1 место постоянного члена - КНР)
Восточно-европейская группа (CEIT, 23 государства) - 1 место (+ 1 место постоянного члена - Россия)
Группа государств Латинской Америки и Карибских островов (GRULAC, 33 государства) - 2 места
Группа государств Западной Европы и прочих государств (WEOG, 28 государств) - 2 места (+ 3 места постоянных членов - США, Великобритания, Франция) [6].
Одно место в группе государств Западной Европы и прочих государств обязательно должно предоставляться западноевропейскому государству. Представитель арабских государств поочерёдно выбирается от африканской и азиатской группы [6].
До 1966 года существовало другое деление на региональные группы: латиноамериканская группа (2 места), западноевропейская группа (1 место), группа Восточной Европы и Азии (1 место), ближневосточная группа (1 место), группа Содружества наций (1 место) [6].
Непостоянные члены ООН избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на два года, каждый год по одной пятёрке. Одно государство не может занимать место непостоянного члена более одного срока подряд.
Ниже представлены действующие непостоянные члены СБ ООН (в скобках указан год истечения срока) [6]:
Азербайджан (2013)
Аргентина (2014)
Гватемала (2013)
Люксембург (2014)
Марокко (2013)
Пакистан (2013)
Республика Корея (2014)
Руанда (2014)
Того (2013)
Некоторые государства-члены, время участия в СБ ООН которых продолжительно, являются членами группы G4, члены которой стремятся получить место постоянного члена СБ ООН. Это Бразилия и Япония (по 20 лет по времени участия в СБ), Индия (14 лет) и Германия (10 лет).
Борьба с терроризмом.
С начала 90-х годов Совет Безопасности последовательно занимается вопросами терроризма. В этот период его деятельности был принят ряд санкций против государств, которые подозревались в связях с террористическими организациями: Ливия (1992 год), Судан (1996 год) и Афганистан (1999 год - движение «Талибан», 2000 год - организация «Аль-Каида»). Резолюцией 1269 (1999), принятой в 1999 году, Совет Безопасности призвал страны к сотрудничеству с целью предотвращения всех террористических актов. Эта резолюция стала началом интенсификации контртеррористической деятельности Совета после 11 сентября 2001 года [6].
До террористических нападений на Соединенные Штаты, совершенных 11 сентября 2001 года, Совет Безопасности создал влиятельный контртеррористический орган: Комитет 1267. Его задачей стал контроль выполнения санкций против движения «Талибан» (а с 2000 года - «Аль-Каиды»). По просьбе Совета Безопасности, для поддержки работы Комитета, Генеральный секретарь создал Группу по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями. В состав Группы вошли эксперты по борьбе с терроризмом и смежным юридическим вопросам, по эмбарго на поставку оружия, запретам на передвижение и по финансированию терроризма [6].
После событий 11 сентября 2001 года, Совет Безопасности резолюцией 1373 (2001) учредил Контртеррористический комитет в составе всех членов Совета Безопасности. Эта резолюция обязывает государства-члены принять ряд мер по предотвращению террористической деятельности и объявлению противозаконными различные формы террористической деятельности, а также сотрудничать, особенно в рамках двусторонних и многосторонних механизмов и соглашений, в целях предотвращения и пресечения террористических нападений. Государства-члены обязаны регулярно докладывать Контртеррористическому комитету о принятых ими мерах по выполнению резолюции 1373 [6].
Для оказания помощи Контртеррористическому комитету, Советом Безопасности в 2004 была принята резолюция 1535 (2004), учреждающая Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИДКТК), задачей которого стало наблюдение за выполнением резолюции 1373 и оказанием технической помощи государствам-членам [6].
Своей резолюцией 1540 (2004) Совет Безопасности учредил новый орган, занимающийся вопросами борьбы с терроризмом, - Комитет 1540, который также состоит из всех членов Совета. Комитет следит за выполнением государствами-членами положений резолюции 1540, призывающей предотвратить доступ к оружию массового уничтожения негосударственными лицами (включая террористические группировки) [6].
В своих последующих резолюциях Совет настоятельно призвал государства-члены принять меры в отношении групп и организаций, занимающихся террористической деятельностью, которая не подпадает под сферу действия обзора, проводимого Комитетом, учрежденным резолюцией 1267 (1999). В 2004 году Совет также принял резолюцию 1566 (2004), которая призвала государства-члены принять меры против групп и организаций, вовлеченных в террористическую деятельность, на которую не распространяется действие пересмотренной резолюции 1267. Резолюция 1566 учредила состоящую из членов Совета Рабочую группу 1566 для выработки рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам и группам, а также для рассмотрения возможности создания компенсационного фонда для жертв терроризма [6].
В кулуарах Всемирного саммита 2005 года Совет Безопасности провел встречу на высоком уровне и принял резолюцию 1624 (2005), которая осудила любые террористические акты независимо от их мотивов и побуждений. Она также призвала государства-члены юридически запретить террористические акты и подстрекательство к их совершению, а также отказать в убежище виновным в совершении таких преступлений [6].
Приняв в последние годы ряд дополнительных резолюций, Совет укрепил работу своих органов, занимающихся борьбой с терроризмом [6].
После проведения Генеральной Ассамблеей второго обзора осуществления Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций (A/RES/60/228) и принятия в связи с этим резолюции 64/297 Генеральной Ассамблеи Совет Безопасности провел 27 сентября 2010 года открытые прения по вопросу об угрозах международному миру и безопасности, создаваемых террористическими актами [6].
В ходе этого заседания члены Совета подчеркнули необходимость всеобъемлющего комплексного подхода и расширения сотрудничества в рамках международного сообщества в целях эффективной борьбы с терроризмом [6].
В заявлении Председателя, сделанном им после этого заседания (S/PRST/2010/19), Совет с озабоченностью отметил, что создаваемая терроризмом угроза стала более рассредоточенной с увеличением числа террористических актов в различных регионах мира, в том числе тех, которые совершаются вследствие нетерпимости или экстремизма, и вновь выразил свою решимость бороться с этой угрозой [6].
Признав, что терроризм невозможно победить только лишь военной силой, правоохранительными мерами и разведывательными операциями, члены Совета подчеркнули необходимость устранения условий, способствующих распространению терроризма. В частности они призвали к постоянным международным усилиям по расширению диалога и углублению взаимопонимания между цивилизациями в целях предотвращения необоснованных нападок на различные религии и культуры, которые могут содействовать борьбе с теми силами, которые порождают поляризацию и экстремизм [6].
Глава 2. Анализ действий Совета Безопасности ООН в вопросах урегулирования международных конфликтов
.1 Методы урегулирования международных конфликтов СБ ООН
За время своей деятельности Совет Безопасности ООН, как и говорится в Уставе ООН, подтвердил свое главное предназначение. На него возложена главная ответственность по поддержанию мира и безопасности. В рамках ООН были подписаны многочисленные резолюции, наиболее важные из них - Резолюция о принципах, определяющих общее регулирование и сокращение вооружений (1946), Резолюция о всеобщем и полном разоружении (1959), Декларация об укреплении международной безопасности (1970), Резолюция о неприменении силы в международного отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия (1972) и др.
На данный момент, насчитывается около 40 завершенных миссий по поддержанию мира - в странах Азии, Америки, Африки, Ближнего Востока и Европы. Рассмотрим методы урегулирования некоторых из них.
Организация Объединенных Наций, на правах международной организации, выступает третьей стороной в решении конфликта, будь то между странами или внутри страны. Еще с самого своего основания ООН поставила себе высокую цель по поддержанию международного мира и безопасности. ООН рассматривает потенциальные угрозы миру, акты агрессии, споры и конфликты между государствами. Совет Безопасности опирается на военную силу и принцип единогласия пяти своих постоянных членов. Он либо осуществляет мирное решение споров, либо устраняет, подавляет угрозы миру и противопоставляет им силу.
Нами было выявлено несколько этапов урегулирования международных конфликтов:
)Предупреждение конфликта заранее, т.е. выявление самых первых признаков зарождающегося международного конфликта еще на региональном уровне. Это происходит благодаря мониторингу ситуации на региональном уровне и реализуется с помощью представителей ООН в стране, дружественных региональных организаций, неправительственных организаций и гражданского общества. Помимо этого, согласно п.2 ст. 35 Устава ООН, государство, которое не является Членом Организации, может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные в настоящем Уставе.
Так, Совет впервые ввел в практику превентивное развертывание, использовав для этого в 1992 г. Силы ООН по охране (СООНО) в бывшей югославской республике Македонии для контроля развития событий в приграничных районах, которые могли бы нарушить доверие и стабильность в этой республике и угрожать ее территории. После прекращения мандата СООНО с 1 февраля 1996 г. Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН) стали действовать как самостоятельная миссия, положив начало использованию такого рода новшества и в будущем. Совет Безопасности активно использовал и создание демилитаризованных зон. Так, в соответствии со своей резолюцией 687 от 3 апреля 1991 г. Совет установил демилитаризованную зону по обе стороны границы между Ираком и Кувейтом и в апреле 1991 г. учредил для наблюдения за демилитаризованной зоной Ирако-кувейтскую миссию ООН по наблюдению (ИКМООНН). Неоднократно Совет содействовал и принятию превентивных гуманитарных акций (в бывшей Югославии, на африканском континенте и др.).
Однако, по мнению других авторов, ООН скорее лишь сообщает о необходимости превентивных мер, но никаких действий не предпринимает. Действия, предпринятые ООН были ответом на критику со стороны СМИ и общественности, что никак не вписывается в общую концепцию ООН о предотвращении конфликтов [4]. Поэтому, если мер не было или они оказались слабы, то осуществляется переход ко второму этапу.
)Операции по поддержанию и установлению мира. Это могут быть, как и дипломатические переговоры, так и миротворческие силы. Вооруженные силы ООН используются в случае возникновения вооруженного конфликта.
Существует несколько типов миротворческих операций, ученые насчитывают их около 10. Главным же критерием при классификации является применение/неприменение оружия. К первому типу операций относятся операции, цель которых - поддержание миротворческих усилий таким образом, чтобы воюющие стороны могли прийти к переговорам. Ко второму же типу относятся все мирные пути урегулирования конфликта или миссии наблюдателей (невооруженные). Задача военных невооруженных наблюдателей сводится к наблюдению за выполнением перемирия, выявлению фактов его нарушения и предоставлению докладов Совету Безопасности ООН.
Так называемые традиционные миротворческие операции (в них входят оказание гуманитарной помощи пострадавшим, разоружение, разминирование, администрация и т.д.), как показывает опыт прошедших лет, считаются наиболее успешными операциями, проведенными Советом Безопасности. И напротив, операции, которые включают в себя принятие всех необходимых мер, терпят неудачу. Они, видимо, противоречат самому определению миротворчества. Еще одним примером парадокса может служить награждение Нобелевской премией мира канадского министра иностранных дел Л. Пирсена, за идею использования вооруженных сил ООН в урегулировании Суэцкого кризиса в 1956 году. Очевидно, что необходимы новые меры по обеспечению коллективной безопасности. Создание таких подходов, а также создание универсальной системы раннего предупреждения конфликтов на данный момент являются приоритетными задачами исследовательских научных центров ООН.
Государство, в котором происходит конфликт, может и отказаться от введения войск, считая это грубым вмешательством во внутреннюю политику страны. Но даже если войска миротворцев введены, это не значит, что конфликт может считаться урегулированным на политическом уровне. Акт введения войск ООН (или как их называют - голубых касок), может рассматриваться только как временный - на время поиска мирного решения.
Существует весьма важное различие между поддержанием мира и установлением мира. Для проведения операций по поддержанию мира необходимо получение согласия государства-суверена территории (которое оно может и не дать, как говорилось выше), на которой она проводится. Хотя, нужно признать, правительство бывает совершенно лишенным силы и полномочий, как это было в Сомали в 1990-х годах.
К концу ХХ столетия в международный обиход вошел термин "миротворческие операции второго поколения", под которым подразумевается практика принуждения к миру. Такие операции могут санкционироваться без согласия сторон, но только в случае угрозы международному миру, которую создают межгосударственные конфликты или события внутри государств [8].
)Миростроительство, т.е. комплекс специальных мер по недопущению конфликтов на этой территории снова.
К специальным мерам, по материалам официального сайта ООН, относятся:
оказание гуманитарной помощи детям, женщинам, случайным жертвам конфликтов (сюда входит оказание медицинской помощи, обеспечение провизией, водой и др.)
наблюдение за режимом прекращения огня
демобилизация и реинтеграция участников боевых действий
содействие в возвращении беженцев и перемещенных лиц
помощь в организации выборов и наблюдении за выборами нового правительства
поддержка реформ в судебной системе и в области безопасности
укрепление механизмов защиты прав человека и содействие примирению после пережитых злодеяний
Как ни странно, в Уставе ООН не упоминается о миростроительстве или постконфликтном урегулировании.
Миростроительство - это сравнительно новый термин, концепция которого была выдвинута 6 генеральным секретарем ООН Бутросом Б. Гали в его докладе «Повестка дня для мира» в июне 1992 г. и развита в Дополнении к ней в январе 1995 г.
Принципиальное положение заключается в том, что постконфликтное миростроительство должно осуществляться в соответствии с принципами Устава ООН, в том числе принципами политической независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств [3].
Вопрос о миростроительстве занял важное место на Саммите тысячелетия.
В заявлении Совета Безопасности к вопросу «Миростроительство: к всеобъемлющему подходу», указывается, что часто установление мира, поддержание мира и миростроительство тесно связаны между собой, и подчеркивается, что эта взаимосвязь требует всеобъемлющего подхода, чтобы сохранить достигнутые результаты и предотвратить возобновление конфликтов. В заявлении также указывается, что миростроительство направлено на предупреждение возникновения, возобновления или продолжения вооруженных конфликтов и потому охватывает широкий комплекс программ и механизмов в области политики, развития, гуманитарных вопросов и прав человека.
Миростроительство следует рассматривать как всеобъемлющую стратегию, предусматривающую политические, социальные, гуманитарные меры и меры в области развития. Предпринимаемые действия должны быть многопрофильными в самом широком смысле этого понятия и могут охватывать пять ключевых областей миростроительства: заключение и осуществление мирных соглашений; стабилизацию в области безопасности; благое управление, демократизацию и права человека; правосудие и примирение, а также чрезвычайную гуманитарную помощь и устойчивое развитие [1].
Важную роль в проблеме миростроительства занимает Экономический и Социальный Совет ООН. Он играет ведущую роль в создании механизма урегулирования разнообразных проблем, с которыми сталкиваются страны, выходящие из конфликта.
Учитывая органическую роль социально-экономических вопросов в постконфликтном миростроительстве, ЭКОСОС продемонстрировал свою квалификацию в этой сфере. Специальные консультативные группы ЭКОСОС по африканским странам, пережившим конфликты, и по Гаити подчеркнули необходимость в мобилизации донорской помощи, призывая одновременно с этим национальные власти к созданию условий, благоприятствующих увеличению оказываемой поддержки.
ЭКОСОС тесно сотрудничает с комиссией по миростроительству (КМС) в рамках СБ ООН. В этот консультативный вспомогательный орган, на данный момент, включены задачи по урегулированию проблем в таких государствах, как Бурунди, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Сьерра-Леоне, Центральноафриканская республика.
Рассмотрим вопрос миростроительства на примере такого государства, как Сьерра-Леоне.
По материалам Седьмого доклада Генерального секретаря об Объединенном представительстве Организации Объединенных Наций по миростроительству в Сьерра-Леоне, приоритетными задачами для страны в области миростроительства являются:
вопросы, касающиеся занятости молодежи и расширения ее прав и возможностей
реформы систем безопасности и правосудия, благого управления
развитие энергетики и создание потенциала [10].
Фонд миростроительства в Сьерра-Леоне поддерживает проекты в отношении негосударственных субъектов, жертв войны, а также гендерных компонентов. Это укрепление системы консультативного обслуживания жертв сексуального и гендерного насилия и совершенствование законодательной базы по признанию прав женщин и девочек.
ООН приняла четырехсторонний подход к рассмотрению гендерной проблемы, а именно:
а) расширение доступа женщин и девочек к системе медицинского обслуживания
б) обеспечение возможностей для участия в политической жизни страны
в) обеспечение доступа к системе правосудия
г) принятие мер по борьбе с гендерным насилием
Также, среди проблем, решаемых КМС, существуют проблемы эффективного управления, проблемы борьбы с оборотом наркотиков и проблема высокой безработицы молодежи. Делегация Комиссии 2012 года подтвердила высокую оценку в достижении прогресса в демократизации общества Сьерра-Леоне.
Санкции ООН.
Существуют также методы принудительного и ограничительного характера, которые стоят на уровень ниже введения войск ООН, но на уровень выше превентивной дипломатии или мирных переговоров. Речь идет о санкциях.
Существуют разные виды санкций.
Торговые санкции
Выражаются в запрете или ограничении импорта и экспорта товаров, продукции и технологий. Особое внимание уделяется тем из них, которые носят военный характер.
Финансовые санкции
Выражаются в запрете или ограничении на предоставление займов и кредитов стране.
Политические санкции
Выражаются в приостановлении или исключении страны из международных организаций, разрыв с ней дипломатических отношений.
Санкции в отношении передвижения
Выражаются в запрете перемещения определенных лиц за границу, а также любых средств сообщений.
Спортивные и культурные санкции
Выражаются в запрете на участие в международных спортивных соревнованиях тех лиц или групп, представляющих страну.
Статьями 41-42 Устава ООН Совет Безопасности уполномочивается принимать следующие меры: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Также могут включаться такие действия, как демонстрации, блокада и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации.
Но, конечно, стоит помнить, что сами по себе санкции не решают проблемы политического урегулирования конфликта. Предпринимаемые для того, чтобы побудить участников прекратить конфликт, санкции приводят к изоляции этих стран от внешнего мира. В результате возможность влиять на конфликт извне с целью поиска его разрешения мирными средствами оказывается ограниченной.
2.2 Международные конфликты в современном мире
Всю историю международных конфликтов, решаемых ООН, можно условно поделить на два периода. Начиная с момента своего основания и до 1990х годов, ООН решала в основном межгосударственные конфликты. Самой первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте в 1948 году. Важным по значимости международным конфликтом являлась Холодная война.
Несомненно, характер международных конфликтов изменился.
За 55 лет своего существования ООН накопила немало опыта в урегулировании вооруженных конфликтов. Однако в 90-х годах ХХ века характер вооруженных конфликтов изменился. Подавляющее большинство столкновений в настоящее время носит внутренний характер. Урегулирование внутригосударственного конфликта сталкивается с суверенитетом отдельных государств, зачастую не желающих постороннего вмешательства в свою национальную политику. Поэтому уже с середины 90-х годов на основе опыта урегулирования конфликтов начинается разработка стратегии предотвращения вооруженных конфликтов.
Следует сделать ряд выводов, характеризующих конфликты современного мироустройства:
повышение конфликтности современной мировой системы произошло в силу стирания границ внешней и внутренней политики, усиления взаимозависимости государств, расползания региональных, локальных конфликтов;
основная масса конфликтов сегодня обосновываются, легитимизируются при помощи принципа национального самоопределения.
особое значение приобрел такой феномен, как национальный экстремизм, то есть приверженность к крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей радикально ориентированным социальным институтам, а также малым группам;
в мировой конфликтологии появился такой новый термин как этнический (или национальный) терроризм;
в силу того, что конфликты нового поколения основываются на непримиримых противоречиях, как правило, религиозного толка, это конфликты типа схватка, где консенсус невозможен. Должен быть один победитель. А потому теория урегулирования конфликтов не всегда себя оправдывает, настоящие институты и законодательство уже не в полной мере отвечают вызовам современности;
мировая конфликтология не располагает достаточным количеством методов прогнозирования конфликтов и эффективных способов их предупреждения.
Помимо общих характеристик каждый конфликт имеет свои отличительные черты, свой потенциал конфликтности для региональной и международной безопасности. И вместе с тем характер и протекание их не новы, имеют аналогии в мировой практике, а, следовательно, есть возможность их обобщения в теорию [10].
Конфликты современности также имеют одну отличительную особенность. В период холодной войны, санкции применялись ООН лишь два раза - против Южной Родезии в 1966 г. и Южной Африки в 1977 г. Но за один только период 90-х годов, санкции вводились Советом Безопасности в семь раз чаще, чем за предшествующие 45 лет. Особенно часто к санкциям стали прибегать в конце ХХ - в начале XXI в., после окончания «холодной войны». Не случайно 90-е годы прошлого столетия получили название «декада санкций».
За один только период 90-х годов санкции вводились Советом Безопасности против Ирака (1990 г.), бывшей Югославии (1991, 1992 и 1998 гг.), Ливии (1992 г.), Либерии (1992 г.), Сомали (1992 г.), Камбоджи (1992 г.), Гаити (1993 г.), Анголы (1993, 1997 и 1998 гг.), Руанды (1994 г.), Судана (1996 г.), Сьерра-Леоне (1997 г.) и Афганистана (1999 г.).
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены основные положения работы Организации Объединенных Наций. Мы определили ее роль в системе международной безопасности. На данный момент, ООН является одной из самых влиятельных и уважаемых организаций мира.
В современном мире большое число международных конфликтов не может быть урегулировано с помощью классических методов международной стратегии (военное подавление, баланс сил и т.п.)
Каждый конфликт является уникальным и требует такого же уникального к нему подхода в урегулировании. Однако в данной работе, нами были выявлены общие подходы к урегулированию конфликтов и их систематизация.
Были выявлены особенности современных конфликтов. Таким образом, ООН должна пересмотреть свое отношение к коллективной международной безопасности.
безопасность международный нация конфликт
Список литературы
1.Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. - М.: Логос, 2007. - 944 с.
.Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998.
.Ю.Н. Малеев. Совет Безопасности ООН и вопросы международного управления.//Международное право.2006. - № 1(25). - С. 24-47.
.Уркварт Б. // Мировая экономика и международные отношения. - 1996.-N1. - С.4-10.
.Полный текст Устава ООН на русском языке
.Седьмой доклад Генерального секретаря об Объединенном представительстве Организации Объединенных Наций по миростроительству в Сьерра-Леоне.