РФ
Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим правовые её основы.
Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения, с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет, новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.
На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов, не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации, и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.
В связи с тем, что российская денежная единица - рубль, по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:
ставки учетного процента (дисконтную политику);
нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
операции на открытом рынке;
регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ, создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют существенное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита, излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Запасные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:
необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
обновлением денежной массы в обращении, в связи с пришедшими в негодность деньгами;
поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;
сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.
Наличные деньга выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу, за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
.2 Методы регулирования денежно-кредитной системы РФ
Регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской федерации» от 12 апреля 1995 г. основные инструменты денежно-кредитной политики банка:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов;
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
депозитные операции;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.
Применяются также выборочные (селективные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей).
К выборочным методам относятся:
ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (кредитные потолки)
регламентация условий выдачи конкретных видов кредита, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной суммы.
Банк России выдает кредиты коммерческим банкам. В Законе говорится, что Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Процентные ставки по операциям Банка России (ставки рефинансирования). Законом предусматривается возможность установления одной или нескольких процентных ставок по разным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Под системой рефинансирования понимаю формы, порядок, условия, сроки, лимиты кредитования Банком России банков и кредитных учреждений, для регулирования ликвидности банковской системы. Процентная политика является методом регулирования денежно-кредитной системы. Повышая ставку на учетно-ссудные операции, центральный банк уменьшает возможности коммерческим банкам и их клиентам получить кредит, что приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса, уровне валютного курса. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, что приводит к активизации платежного баланса, увеличению предложения иностранной валюты, в результате чего происходит снижение курса иностранной валюты и повышение курса национальной валюты. Снижение ставки ЦБ приводит к противоположным результатам.
Социально-экономические последствия при повышении спроса конъюнктуры на денежные ресурсы выражается снижением роста цен, замедление инвестиций и роста производства, провоцирует рост безработицы. При таком положении Банк России проводит кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства, что сокращает безработицу, но не может провоцировать рост цен.
Высший уровень ставки рефинансирования был в декабре 1993 г. - 3101, к августу 1994 г. - 1401, в 1997 году она снизилась с 48 до 21%, летом 1998 г. снова был отмечен всплеск на уровнях 90, 150, 60, 80%. С августа 2002 г. ставка рефинансирования Банка России составляет 21%, с октября 2006 г. - конец 2007 г. ставка рефинансирования снижена до 11%. С июня 2009 г. установлена новая ставка рефинансирования Банка России в размере 11,5% годовых.
Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального Банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.
Роль обязательного кредита двоякая: во-первых, тормозит эмиссии коммерческими банками; во-вторых, является инструментами текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов неодинаковы в разных странах, они зависят от «качества» привлекаемых ресурсов, устойчивости банковской системы и состояния дел в экономике и на денежном рынке.
Самыми неустойчивыми ресурсами банков являются вклады до востребования (бессрочные вклады), следовательно, по ним и нормы резервирования выше. По срочным вкладом нормы резервирования зависят от срока вклада. Так, в США высшая норма резервирования по текущим счетам составляет 12%, по срочным и сберегательным счетам 3%, в Японии - 2,5; 1,75 и 0. В России размер обязательных резервов, порядок их депонирования устанавливаются советом директоров ЦБ РФ.
Согласно закону высшая граница нормы обязательных резервов в РФ установлена равной 204. нормативы могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на 5%, т.е. главным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если ЦБ продает имеющиеся у них ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы и возможности последних предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок, применяются операции ЦБ с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями.
2.3 Место коммерческих банков в денежно-кредитной системе России
Общее понятие коммерческого банка сводится к следующему: Коммерческий банк - это коммерческое учреждение, созданное для привлечения денежных средств от юридических и физических лиц, и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности, а также осуществления иных банковских операций. С одной стороны, банк, как и любое другое предприятие, создается для удовлетворения интересов собственника банка (акционеров) и общественных интересов (клиентуры). С другой стороны, банк - это предприятие особого вида, которое организует и осуществляет движение ссудного капитала, обеспечивая получение прибыли собственникам банка.
В соответствии с законодательством РФ банк - это коммерческое учреждение, созданное для привлечения денежных средств от юридических и физических лиц, и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности, а также осуществления иных банковских операций.
Формирование банковской системы, соответствующей развитой рыночной экономике, в РФ началось с 1987 г. и в дальнейшем сопровождалось ростом числа коммерческих банков.
Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков:
по характеру собственности (государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные и смешанные);
по видам операций (универсальные и специализированные);
по территориальному признаку (международные, республиканские, региональные и обслуживающие несколько регионов страны);
по отраслевой ориентации (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые).
Основными функциями банков являются: мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; кредитование предприятий, государства и населения; выпуск кредитных орудий обращения (кредитных денег); осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; эмиссионно-учредительская деятельность; консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики заключается в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков. Однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенные в банке.
Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению средств и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантии служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банков. Наряду со страхованием депозитов, важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредиторов средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить будущих вложений.
Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами. В связи с формированием фондового рынка получает развитие такая функция, как посредничество в операциях с ценными бумагами, банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.
Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантией по их размещению, в пользу третьего лица, куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги «цены продавца» и «цены покупателя», по которым он обязуется их продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банков, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда, является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов РФ, дающей право на совершение операций с привлечением средств граждан.
Коммерческие банки осуществляют следующие банковские операции и сделки:
) привлекают вклады и предоставляют кредиты по согласованию с заёмщиком,
) ведут расчёты по поручению клиентов и банков - корреспондентов и их кассовое обслуживание,
) открывают и ведут счета клиентов и банков корреспондентов, в том числе иностранных,
) финансируют капитальные вложения по поручению вкладчиков или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка,
) выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги, осуществляют иные операции с ними,
) выдают поручительство, гарантии, иные обязательства за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме,
) покупают у российских и иностранных юридических и физических лиц и продают им наличную и иностранную валюту,
) покупают и продают в стране и за ее пределами драгоценные металлы, камни, изделия из них,
) привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады,
) привлекают и размещают средства и управляют ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции),
) оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют лизинговые операции.
Указанные операции могут проводиться как в рублях, так и в валюте при наличии соответствующей лицензии Центрального банка. Внутренняя лицензия дает право на:
) ведение счетов в иностранных валютах клиентах банка, при условии открытия коммерческим банком корреспондентского счета в кредитном учреждении, обладающим генеральной лицензией,
) привлечение и размещение средств в иностранных валютах в форме кредитов, депозитов, вкладов, а также выдачу гарантии в пользу клиента в иностранной валюте (в пределах собственных валютных средств),
) посредничество на комиссионной основе при обмене средств валютных клиентов банка.
Генеральная лицензия дает возможность коммерческому банку устанавливать прямые корреспондентские отношения с иностранными банками. Коммерческие банки имеющие генеральную лицензию могут открывать корреспондентские счета, для проведения валютных операций другим коммерческим банкам.
В развитых странах благодаря банкам действует механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям производства, который в значительной степени обеспечивает развитие народного хозяйства в зависимости от объективных потребностей производства. Финансируя дополнительные потребности предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства в инвестициях, расширении производства, банки имеют возможность воздействовать на создание прогрессивной воспроизводственной структуры народного хозяйства.
В настоящее время деятельность коммерческих банков РФ по кредитованию предприятий недостаточно эффективно воздействует на структурную и инвестиционную политику. В деятельности многих коммерческих банков кредитование занимает не главное место. Необходимость качественного совершенствования кредитования в деятельности коммерческих банков РФ требует увеличения направления ресурсов на инвестиционные цели, внедрения в банковскую практику новых форм кредитования.
В период преобразования российской экономики регулирование депозитной эмиссии стало острой проблемой. Нестабильность денежного обращения, инфляция в значительных размерах потребовали от Центрального банка РФ проведения политики ограничения предложения кредитных ресурсов коммерческим банкам. Ограничителями возможностей коммерческих банков увеличивать денежную массу являются прежде всего резервные требования и уровень процентной ставки ЦБ при кредитовании коммерческих банков. Кроме того, ЦБ установил лимиты на рост централизованных кредитов и направляет их в приоритетные отрасли народного хозяйства.
Тем не менее, в настоящее время в современных условиях продолжается развитие тенденции расширения функций коммерческих банков, которые для улучшения банковской ликвидности, получения доходов, занятия позиций на рынке развивают нехарактерные ранее для банков операции и услуги.
Заключение
Современная денежно-кредитная система представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процентов, сроки кредита, ставки рефинансирования и др.) и институтов денежно-кредитного регулирования.
Роль денежного обращения проявляется в следующем:
отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы, при отсутствии которой на пути движения денег возникают препятствия, замедляется хозяйственный и денежный оборот, растут неплатежи.
способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров, для чего необходимо определить оптимальное количество денег в обращении.
Характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляции. Избыток денег в хозяйственном обороте приводит к росту цен, ослаблению конкуренции. Недосбыток денежной массы порождает натурализацию товарного оборота (бартер, взаимозачеты) нарушает основные пропорции, подрывает действенность налоговой системы, поскольку платежи в бюджет совершаются не «живыми» деньгами, а в натуральном эквиваленте.
Недостаток денежных средств у субъектов для выплаты заработной платы, финансовых оборотных средств.
Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменение ставки Центрального Банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.
Кредитной системе РФ предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны. За 80-летний период существования денежно-кредитная система России претерпела ряд реформ, в результате которых изменялась ее структура, формы собственности, системы управления. Периодически двухъярусная система менялась на трехъярусную. Командно-административное функционирование денежно-кредитной системы, длившееся с 30х - 90е гг. показало ее слабую эффективность, особенно в период обострения финансово-экономических проблем. Кредит, По-существу, перестал играть роль активного инструмента на научно-техническое обновление экономики.
Финансовый кризис России в 1998 году нанес удар по банковской системе по двум причинам:
Большинство отечественных коммерческих банков сосредоточились на операциях на финансовом рынке, приносивших немедленную прибыль на операциях с валюты, ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.
Низкий уровень банковского капитала. Чрезмерная концентрация усилий на развитие тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный в основном спекулятивный доход.
Начало нового реформирования денежно-кредитной системы в 2001 году можно охарактеризовать, как полное завершение вывода с рынка кредитных организаций имевших признаки несостоятельности (банкротство):
необходимо сделать принципиальный поворот во взаимоотношениях банков со сферой материального производства.
следует в банковском бизнесе ограничить рыночный риск.
важным направлением является восстановление доверия к банковской системе, для чего принят закон о гарантированных вкладах граждан в банках, что соответствует мировой банковской практике.