Холщовые книги
Холщовые книги
Аксенова Г. В.
Среди
славяно-русских рукописных книг имеются книги, написанные не только на бумаге и
пергамене, но и на бересте и на холсте. Использование бересты и холста в
качестве материала для создания книг на Руси было явлением редким, причины и
история возникновения которого практически не исследованы. Эти книги уникальны.
В
данном материале речь идет о книгах, полностью или частично написанных на
холсте. Две из них были созданы в начале XIX в. и в настоящее время хранятся в
двух собраниях - собрании материалов из Дворцовых библиотек (НИОР РГБ. Ф. 492)
и собрании Ю.Г. Галая (НИОР РГБ. Ф. 835). Первая книга поступила в библиотеку в
конце 30-х гг. XX в. вместе с книгами и материалами из Дворцовых библиотек,
долгое время входила в состав Музейного собрания и лишь 2 октября 1968 г. ее
включили в фонд № 492 - Собрание материалов из Дворцовых библиотек. После
обработки и описания материалов фонда ей был дан №189.
Это
«Молитвослов страннический» первой трети XIX в. (до настоящего времени
считалось, что книга создана в XVIII в.), написанный полууставом на 59 холщовых
листах размером 4°. Переплет рукописи сделан из картона, оболоченного
темно-коричневой тисненой кожей. Обе застежки утрачены. На обороте верхней
крышки переплета имеется экслибрис императора Николая II, указывающий на
принадлежность книги. В рукописи имеются несложные украшения: заставки
растительного и геометрического орнаментов, рамки для текстов геометрического
орнамента, вязь, каллиграфические и геометрические инициалы, украшенные
стилизованной растительностью. Все они выполнены пером и чернилами, в некоторых
случаях для фона использована зеленоватая краска. В состав книги вошли два
произведения: «Чин, како подобает Пети два надесять псалмов» и «Акафист
Богородице».
В
книгу вложена записка следующего содержания: «Сборник страннических молений,
писанный на полотне в XVIII веке. Единственная в России рукопись на полотне.
Приобретена от Секретаря Общества Истории и Древностей Российских, Действительного
Статского Советника Барсова в 1894 году». Пятьдесят лет спустя при описании
книги сотрудниками Отдела рукописей также было отмечено: «Исключительно редкая
рукопись».
В
1992 г. Отдел рукописей приобрел еще одну книгу, написанную на холсте. Это тоже
«Молитвенник», содержащий выписки из книги «О старчестве», молитвы св. Макария,
Исаака Сирина, Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. Переплет рукописи
сделан из картона, обтянутого темно-коричневой тисненой кожей. Обе застежки
утрачены.
Рукопись
орнаментирована: тексты, написанные на холсте, помещены в различные рамки,
тонированные бледно-зеленой краской; имеется несколько заставок растительного и
геометрического орнаментов. В тексте помещены каллиграфические инициалы,
украшенные стилизованной растительностью. Заголовки написаны киноварью.
Этот
«Молитвенник», написанный на 64 листах размером в 32°, имеет одну очень важную
особенность, позволяющую достаточно точно определить время его создания. 39
листов книги написаны на холсте, а 25 ее листов написаны на бумаге с хорошо
просматриваемыми водяными знаками. Причем тексты как на холсте, так и на бумаге
написаны одним и тем же почерком, что сразу снимает сомнения и предположения о
более позднем восполнении текстов книги на бумаге. Итак, благодаря бумажному
знаку в виде вензеля из букв БУ, связанных дугой (типа Клепиков - №98), и
определяется время создания книги - первая треть XIX века.
Сравнительный
анализ почерков первой и второй книг дает неоспоримые доказательства, что они
написаны одним мастером.
Сравнение
переплетов также показывает, что они выполнены одним человеком примерно в одно
и то же время (использована одна кожа и для ее тиснения пользовались одним и
тем же набором басм).
Сопоставление
двух рукописных книг, выполненных на холсте, позволило уточнить время создания
первой книги и отнести его к первой трети XIX в. Но в то же время встал вопрос
о месте изготовления подобных страннических книг. Ясно одно, что был мастер, а
возможно, существовала и целая мастерская, в которой их создавали. К сожалению,
ни в одной из двух рукописей нет никаких владельческих помет, позволивших бы
хоть как-то определить географию их бытования.
Не
менее важным является вопрос о традиции в создании книг на холсте.
Использовался ли этот материал раньше, до начала XIX в., и в последствии - во
второй половине XIX в. Вопрос этот закономерен, так как в настоящий момент
науке известны только две вышеописанные книги.
Чтобы
хоть каким-то образом можно было ответить на поставленный вопрос, необходимо
обратиться к рукописям других собраний НИОР.
В
фонде № 256 (собрание Н.П. Румянцева) под № 227 значится «Книга о Сивиллах»
1673 г. Написана она крупным полууставом на 92 листах бумаги формата 1°.
Рукопись создавалась и украшалась в Москве, в Посольском приказе и является
роскошным подносным экземпляром, выполненным для царя Алексея Михайловича.
Помимо выходной записи об этом свидетельствуют и богатые книжные украшения:
заставки и инициалы растительного орнамента. Книгу писал Иван Верещагин,
орнаменты - золотописец Григорий Благушин. (Об этом см.: Кудрявцев И.М.
Издательская деятельность Посольского приказа: (К истории русской рукописной
книги во второй половине XVII в.) // Книга: Исследования и материалы. 1963. Сб.
8.). Особый интерес в этой книге для решения поставленного вопроса представляют
12 миниатюр, выполненных маслом на холсте, наклеенном на тафту.
Другие
две книги, с помощью которых можно также получить ответ на поставленный вопрос,
хранятся в собрании П.Н. Никифорова (ф. 199). Они были созданы по заказу
Нижегородского купца Николая Порфирьевича Никифорова городецким каллиграфом
И.Г. Блиновым: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «Синодик». Текст
произведений в этих рукописях написан на плотной бумаге для рисования форматом
1°. Миниатюры же исполнены акварелью и гуашью на проклеенной тонкой белой
ткани.
Итак,
из приведенных примеров видно, что уже в XVII в. использовали холст для
создания книги - на холсте писали миниатюры. Не исчезла эта традиция и в самом
конце XIX в., в1900 г., когда русский изограф и книгописец И.Г. Блинов
использовал ткань (шелк?) для написания миниатюр.
Думается,
что дальнейшие исследования, поиски и находки археографов позволят более
определенно говорить и о книжном центре, в котором создавали в первой трети XIX
в. столь исключительно редкие книги на холсте, и о русской традиции создания
книг на ткани.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/