Культура и быт Тамбовского края в XVIII в.
Мичуринский государственный
педагогический институт
Факультет биологии
Культура и быт населения
тамбовского края в XVIII в.
Доклад по Отечественной истории
Студента I
курс15группы
Алымова
Андрея
Руководитель
Сидорова И.Н.
Мичуринск 2002г.
Культура и быт населения
XVIII в. — это время резких социальных контрастов и
глубоких противоречий в развитии культуры и быта России. Новые потребности
общества вызвали ряд реформ, содействовавших распространению просвещения и
подъёму культурного уровня страны. Вместо с тем самодержавно-крепостнические
порядки сковывали творческие силы парода и мешали развитию его культуры. Это
отчетливо проявлялось и в Тамбовском крае. Даже в. Тамбове с его
дворянско-чиновным и торгово-ремесленньм населением культурная жизнь становится
заметной лишь к концу столетия.
Показателен был и внешний облик самого
Тамбова. Став в конце века губернским центром, он, по существу, оставался
большим селом. В 80-х гг. в городе насчитывалось 1896 зданий, 13 церквей, две
суконные фабрики и одна мельница. Большинство зданий были деревянными, а крыши
крыты соломой. Весной и глубокой осенью улицы Тамбова превращались в
непроходимые болота.
В 1781 г. был утвержден генеральный план застройки
Тамбова, по которому губернский город начал наконец перестраиваться. В конце
века появились крупные каменные здания: дом архиепископа на территории Казанского
монастыря, гостиный двор, банковская контора, почтовый двор, духовная
семинария. Главная улица — Большая Астраханская (ныне Советская) — протянулась
вдоль Цны, сохраняя ее изгибы. Западнее ее параллельно шли еще две улицы
(Долевая и Базарная), а поперечные к ним улицы упирались в набережную Цны.
Значительный вклад в
культурную жизнь края внес пятый наместник Тамбовского наместничества Гаврила
Романович Державин — выдающийся поэт и государственный деятель своего времени.
Находясь в Тамбове с марта 1786 по декабрь 1788 г., Державин проявил себя
гуманным, просвещенным и весьма предприимчивым администратором. Он пытался
навести порядок в работе губернских учреждений, обуздать произвол,
казнокрадство и мздоимство чиновников. Его стараниями был приведен в порядок
тюремный двор, улучшено содержание заключенных, рассмотрены многочисленные
судебные дела, которые из-за канцелярской волокиты годами лежали без движения.
Дом Державина стал центром культурной жизни города.
Здесь давались балы, обучали дворянских детей грамоте и рукоделию, ставились
любительские театральные постановки. В 1787 г. в Тамбове было построено здание
театра, в котором давались регулярно представления.
Немало
сделал Г. Р. Державин для развития народного просвещения. Благодаря его энергии
в 1786 г. в Тамбове открылось четырехклассное Главное народное училище, в
котором могли учиться дети купцов и мещан. Вскоре малые двухклассные училища
открылись в Козлове, Моршанске и других уездных городах. Правда, редко кто из
поступавших в училища полностью проходил курс обучения. Особой заслугой
Державина было устройство в Тамбове типографии, в которой печатались не только
канцелярские бланки, но и произведения русских писателей, переводная
литература. В этой типорафии стала издаваться газета «Тамбовские известия».
Державин заботился о благоустройстве Тамбова, упорядочении торговли. При нем
началось строительство гостиного двора,
был сооружен большой каменный
мост, велись работы по превращению Цны в судоходную на всем ее протяжении.
Державин был верным слугой самодержавия, ревностным защитником его
устоев. Однако его активная просветительская деятельность, борьба с рутиной и
косностью пришлись но по нраву местным дворянам. Они не могли простить его
незнатное происхождение, занятия поэзией, независимость суждений и поступков.
Волна доносов хлынула в столицу, и Державин вскоре вынужден был покинуть
Тамбов.
Деятельность губернатора-просветителя не прошла бесследно для
Тамбовщины и способствовала выдвижению ряда даровитых людей своего времени. Г.
Р. Державин помог развиться таланту Козловского однодворца П. М. Захарьина
(1750—1800). На торжественном открытии Главного народного училища в
Тамбове 22 сентября 1786 г. он произнес речь, в которой с большим пафосом
говорил о стремлении народа к просвещению и знанию. Речь напечатали в ряде
столичных журналов и даже в Заграничных изданиях, она произвола огромное впечатление
на читателей. Захарьин стал профессиональным писателем. Он издает роман
«Арфаксад, халдейская повесть», которым зачитывались современники, и ряд других
произведений.
С Тамбовщиной связано
имя журналиста, издателя, неутомимого переводчика и пропагандиста произведений
Вольтера в России И. Г. Рахманинова (1753—1807). Он получил прекрасное
образование, был близок к известным деятелям тогдашней литературы Н. И.
Новикову, А. Н. Радищеву, Я. Б. Княжнину. Открыв в Петербурге свою типографию,
И. Г. Рахманинов издавал сочинения Вольтера, выпускал журнал «Утренние часы»,
и котором сотрудничали Г. Р. Державин, И. А. Крылов.
В XVIII в. был сделан
определенный шаг в развитии народного образования. В 1714 г. в Тамбове
открылось первое учебное заведение — цифирная школа. Вначале она являлась
всесословным заведением, по после создания специальных школ для дворянских
детей в ней обучались солдатские дети. Она влачила жалкое существование до
конца XVIII столетия и не играла серьезной роли в местном просвещении.
С 1788 г. в Тамбове
стала действовать переведенная из Нижнего Ломова в новое здание на берегу Цны
духовная семинария. Для подготовки детей священнослужителей к
поступлению в семинарию было открыто духовное училище. В этих учебных заведениях
обучались отцы выдающихся русских революционеров-демократов В. Г. Белинского
и Н. Г. Чернышевского.
Основная масса
населения края продолжала оставаться темной и забитой. Доступ крестьян в
училища был ограничен — учебные заведения находились лишь в городах. Да и
плата за обучение была достаточно высока. Единственными учителями сельских
детей оставались полуграмотные сельские дьячки. Не отличалось культурой и
просвещенностью и тамбовское дворянство. Любимым их развлечением была картежная
игра. Поэтому из Москвы в Тамбов шли обозы с тюками игральных колод. О
нравственном уровне основной массы дворян говорит такой факт: более сотни их в
конце XVIII в. было привлечено к суду за взятки, воровство, грабежи и насилия.
Неприхотлив был
крестьянский быт. Крестьяне жили в рубленых деревянных, обычно крытых соломок
избах, топившихся по-черному. Окна за неимением стекла затягивались бычьими
пузырями и пропускали очень мало дневного света. Убогим было и внутреннее
убранство:
земляной
пол, дощатый стол с деревянными скамьями, занимавшая пол-избы русская печь, под
потолком устраивались полати; на которых и спали, и сушили зерно. В зимнее
время в избе вместе с людьми ютились домашние животные и птица. Лишь у самых
зажиточных крестьян в избе выделялась светелка, вместо скамей были деревянный
диван и стулья. В каждой крестьянской избе
непременно
имелась самодельная прялка, реже ткацкий станок.
Одежда крестьян шилась из домотканых
материален:
холста,
пестряди (грубая ткань из разноцветных ниток), сукна. Холщовые или пестрядинные
рубаха и порты, лапти и онучи из конопляной ткани, нагольный полушубок — таков
обычный костюм крестьянина XVIII в. Сапоги имелись только у состоятельных
крестьян, были редкостью и свидетельством материального достатка. Летом и дети,
и взрослые не носили никакой обуви, ходили босиком.
Пищу крестьян составляли ржаной хлеб и похлебка. Рыба
и мясо редко гостили на крестьянском столе. Ели обычно из общей миски.
Нередко деревня переживала жестокий голод. Тогда к хлебу примешивали древесную
кору, ели лебеду и дикорастущие травы. Отсутствие врачей компенсировалось
знахарями, повитухами и прочими самодеятельными лекарями. Свято почитались
религиозные праздники; вера в домовых и леших, сплошная темнота и забитость
были самой характерной чертой духовной жизни деревни.
Естественно, при господстве феодально-крепостнической
системы условия жизни и быта тамбовских крестьян не могли существенно
измениться.
Список используемой литературы:
1.
«Страницы истории
тамбовского края»
2.
«Тамбовский быт XVIII-XIV
в.»