Виды транспорта и их взаимодействие
Министерство образования
и науки РФ
ФБ ГОУ ВПО Саратовский
государственный технический университет
имени Ю.А. Гагарина
Кафедра «Организация
перевозок и управление на транспорте»
Виды транспорта и их
взаимодействие
Пояснительная записка к
курсовой работе
КФБН 240100.259.ПЗ
Саратов 2013 г.
Задание на курсовую работу
Задание на курсовую работу содержит следующие элементы:
Трасса автомобильных дорог:
Петровск (А) -Саратов (Б) - Балаково (В) - Пугачев (Г) -
Перелюб (Д)
Таблица 1 -Распределение грузовых потоков (тыс. т. в год)
В Из
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Итого
|
А
|
+
|
-
|
-
|
100
|
150
|
250
|
Б
|
100
|
+
|
80
|
-
|
120
|
300
|
В
|
60
|
120
|
+
|
30
|
-
|
210
|
Г
|
-
|
40
|
50
|
+
|
30
|
120
|
Д
|
80
|
70
|
-
|
50
|
+
|
200
|
Итого
|
240
|
230
|
130
|
180
|
300
|
1080
|
Таблица 2 - Наименование грузов
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Груз
|
Цемент
|
Краска разная
|
Шифер
|
Порошок
стиральный
|
Цена 1т груза,
руб
|
60
|
3000
|
2000
|
1000
|
120
|
Реферат
ДОХОД, СХЕМЫ ДОСТАВКИ, СРОК ДОСТАВКИ, ЭКОНОМИЯ, СТОИМОСТЬ
ДОСТАВКИ, ПЕРЕДАЧА ГРУЗА, ЭПЮРА ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ.
Объект проектирования - распределение грузовых потоков между
ЖДТ и АТ.
Цель проекта - распределить грузовые потоки ЖДТ и АТ, с
использованием тарифов и учитывая срок доставки. Определить вид груза,
передаваемого на АТ.
Результаты проекта - ЖДТ предпочтительнее при перевозках на
дальние расстояние, а АТ наиболее эффективен при перевозке скоропортящихся
грузов. Грузы, перевозимые по ЖД: цемент, шифер, краска, порошок стиральный.
Грузы, перевозимые на АТ колбасные изделия, шифер, краска, порошок стиральный.
Содержание
Задание
на курсовую работу
Реферат
Введение
. Дорожная
сеть и схемы доставки грузов
. Определение
стоимости доставки грузов
.1 Железнодорожным
транспортом (ЖДТ)
.2 Автомобильным
транспортом (АТ)
. Определение
сроков доставки грузов
.1 Железнодорожным
транспортом (ЖДТ)
.2 Автомобильным
транспортом (АТ)
. Определение
экономии от сокращения сроков доставки грузов
.1 Для
материальных средств
.2 Для
скоропортящихся грузов
. Определение
стоимости доставки грузов с учетом экономии
. Экономия
от передачи грузов на АТ
. Распределение
грузопотоков между ЖДТ и АТ
. Определение
суммы экономии от передачи груза на АТ
. Доходы
АТ
Заключение
Список
использованных источников
Приложение
Введение
Для грузовых перевозок в зависимости от специфики грузов и
требований клиентуры показателями качества являются сохранность грузов в
процессе транспортирования, регулярность поступления партий груза к
получателям, максимальное сокращение времени доставки грузов, строгое
соблюдение расписания отправления партий груза и гарантированное их прибытие к
получателю в точно назначенные сроки, возможность перевозки крупногабаритных
отправок без разборки их на части во избежание сборочных работ в пунктах
получения. Для перевозки грузов используют различный вид транспорта.
Важнейшей особенностью и преимуществом автомобильного
транспорта является его маневренность. Железнодорожный транспорт, морской и
речной привязаны к пути, протяженность которого весьма ограничена.
Автомобильный транспорт способен совершать перевозки по любым типам дорог.
В данной работе нам нужно цемент, колбасные изделия, шифер,
краска, порошок стиральный перевезти в различные пункты назначения на различные
расстояния. Перевозку грузов мы можем осуществлять на автомобильном или
железнодорожном транспорте. Определив стоимость доставки грузов на обоих видах
транспорта, и в зависимости от нее и сроков доставки грузов, определим
предпочтение тому или иному виду транспорта.
.
Дорожная сеть и схемы доставки грузов
В зависимости от дорожно-географических условий, в которых
расположены поставщик и потребитель используются несколько схем доставки
грузов.
Рисунок 1 - Схемы доставки грузов
Рассмотрим рисунок 1. В случае 1: получается две
погрузо-разгрузочные операции (одна операция на погрузку груза на АТ и одна
операция на разгрузку груза с АТ). В случае 2 будет шесть операций (погрузка на
АТ с целью подвоза груза к ЖД станции, выгрузка груза с АТ, погрузка груза на
ЖДТ, выгрузка с ЖДТ, погрузка на АТ с целью отвоза груза, выгрузка груза с АТ)
по погрузке и разгрузке.
Таким образом, из-за количества погрузо-разгрузочных операций,
в случае 1 время на погрузо-разгрузочные операции требуется меньше, чем в
случае 2.
Время требуемое на погрузо-разгрузочные операции влияет на
сроки доставки и чем оно меньше, тем лучше, особенно при перевозках
скоропортящихся, остродефицитных или остро необходимых грузов.
В работе рассмотрены автомобильные и железные дороги по
указанным маршрутам. [3]
.
Определение стоимости доставки грузов
.1 Железнодорожным транспортом(ЖДТ)
Общая стоимость доставки 1 тонны груза рассчитывается по
формуле:
жд = Т+ПРО+ПиО (1)
где Т - тарифа на доставку 1 тонны груза ЖД транспортом, руб
ПРО - сборы на погрузоразгрузочные операции, руб/т
ПиО - сборы на подвоз и отвоз, руб/т
Тарифа на доставку 1 тонны груза рассчитывается по формуле:
Т=Тот/Nф, (2)
где Тот - тариф за отправку груза, рубф
-фактический количество груза, т
Пример:
Рассмотрим доставку цемента из Петровска в Пугачев.[2]
Т=74/60=1,23 рубжд = 1,23+2,28+1,76=5,27 руб
.2 Автомобильным транспортом
Общая стоимость доставки 1 тонны груза рассчитывается по формуле:
AT= Т+ПРО+Э (3)
где Т - тарифа на доставку 1 тонны груза АТ, руб
ПРО - сборы на погрузоразгрузочные операции, руб/т
Э - сборы на экспедирование, руб/т (10% от тарифа за 1 тонну)
Пример:
Рассмотрим доставку цемента из Петровска в Пугачев.[1]AT
=10,6+0,76+1,06=12,42 руб
.
Определение сроков доставки грузов
Сроки доставки грузов определяются из следующих норм,
приведенных в таблице 3.
Таблица 3 - Нормативные сроки суточного пробега груженых
вагонов по видам отправок
Расстояние
перевозки, км
|
Повагонные
|
Контейнер. и
мелкопартионные
|
До 199 км.
|
110
|
75
|
От 200 до 599
км.
|
160
|
75
|
От 600 до 999
км.
|
240
|
100
|
Кроме указанных норм в срок доставки грузов по железной
дороге дополнительно включаются 2 суток для контейнерных и мелких отправок при
расчете перевозок до 1000 км и 2 суток на операции по отправлению и прибытию
груза.
Расстояние подвоза и отвоза принимают равным 10 км условно,
если пункты отправления и назначения являются железнодорожными станциями, если
нет, то расстояние принимается по карте.
Срок доставки железнодорожным транспортом определяется:
жд = tоп+Lпер / lн +tдоп,
сут, (4)
где tжд - время доставки груза по ЖД,
сут;оп - установленное время на операции по отправлению и прибытию
груза пер - расстояние перевозки груза, км;н - норма
расстояния по виду отправки груза, км.доп - время на дополнительные
операции, в сутках.
Пример:
Рассмотрим доставку цемента из Петровска в Пугачев.
Расстояние по железной дороге между этими пунктами составляет 292 км. Вид
отправки - повагонная. Отсюда следует:жд = 2+292/160 =
3,83 сут
.2 Автомобильным транспортом
Срок доставки грузов автомобильным транспортом определяется
исходя из нормативных сроков простоя автомобиля на маршруте (таблица 4) и
среднетехнической скорости движения по следующей формуле:gа =
tпр + lпер/Vт + tст, сут (5)
где tga - срок доставки груза на АТ,
сутпр - время на погрузочные и разгрузочные операции, сутпер
- расстояние перевозки груза, кмт - среднетехническая скорость
автомобиля (40) км/чст - время простоя автомобиля на маршруте
Таблица 4 - Нормативные сроки простоя автомобиля на маршруте
Расстояние
перевозки
|
Время простоя,
сут
|
До 500 км.
|
0,1 сут
|
Каждые
последующие полные 500 км
|
По 0,5 сут
|
Пример:
Рассмотрим доставку краски из Балаково в Саратов. Расстояние
по автомобильной дороге между указанными пунктами составляет 210 км.ga
= 0,042+210/40*24 +0,1 =0,36 дня
.
Определение экономии от сокращения сроков доставки грузов
.1 Для материальных средств
Величина экономии для материальных средств определяется следующим
образом:
Эм.с..=Цт(tgж-tgа)Енс/365,
руб/т (6)
где Цт - цена одной тонны груза, руб (таблица 2)gж,
tgа - срок доставки соответственно железнодорожным и
автомобильным транспортом, сут
Енс - внутренняя норма доходности, Енс=0,2.
Пример:
Определим экономию от сокращения срока доставки для краски,
перевозимой из Балаково в Пугачев. Для этого подставим все числовые значения в
формулу (6)
Эм.с.=2000×(2,72-0,22)×0,2/365=2,73 руб.
.2 Для скоропортящихся грузов
Величину экономии скоропортящихся грузов определяют:
Эскор=Цт[(tgж - tgа)fg+(n
жпро-nа про)fпро], руб/т (7)
где Цт - цена одной тонны груза, руб (таблица 2)g
- суточная норма потерь груза от пребывания в пути, % (fg=1%);про -
норма потерь груза на одну операцию, % (fпро=0,5%);ж про,
nа про - количество погрузо-разгрузочных операций на ЖД и
АТ соответственно.
Пример:
Определим экономию от сокращения срока доставки для колбасных
изделий, перевозимых из Саратова в Петровск. Для этого подставим числовые
значения в формулу (7):
Эскор = 3000×[(3,37-0,3)×0,01+(6-2)×0,005] = 152,2 руб/т
.
Определение стоимости доставки грузов с учетом экономии
Для автомобильного транспорта может случится так, что
величина экономии окажется больше, чем стоимость доставки, поэтому величину
экономии будем прибавлять к стоимости доставки железнодорожным транспортом,
т.е.
g = Cжд+Cпот, руб/т (8)
где Cg -стоимость доставки груза ЖДТ с учетом
потерь, руб/т
Сжд - стоимость доставки груза ЖДТ, руб/т
Спот - потери от сокращения срока пребывания груза
в пути, руб/т
Пример:
Определим стоимость доставки цемента ЖДТ, с учетом потерь, из
Петровска в Пугачев. Для этого поставим все данные в формулу (8):g =
5,27+0,11=5,38 руб/т.
6.
Экономия от передачи грузов на АТ
Экономия от передачи груза на автомобильный транспорт
рассчитывается по формуле (9):
Эат=S- SАT (9)
где S - стоимость доставки с учетом экономии (потерь), руб/т;АT
- стоимость доставки 1 тонны груза AT, руб.
Пример:
Маршрут Балаково - Пугачев. Рассмотрим экономию от передачи
краски на АТ:
,56 - 4,42=3,14 руб/т
На основании этих расчетов проводится выбор грузов,
перевозимых.AT. Если Эат > 0 (это значит, что есть экономия от
передачи грузов AT) то груз перевозится AT, если Эат < 0 (это
значит, что экономии от передачи груза AT нет, а есть только потери) то груз
везется ЖДТ. Грузовые потоки и сведения о грузах, перевозимых на АТ
представлены в таблицах 5 и 6.[1]
Таблица 5 - Шахматная (косая) таблица грузовых потоков на АТ
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
А
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0
|
Б
|
100
|
-
|
80
|
|
120
|
300
|
В
|
-
|
120
|
-
|
30
|
|
150
|
Г
|
-
|
-
|
50
|
-
|
30
|
80
|
Д
|
-
|
-
|
-
|
50
|
-
|
50
|
Итого
|
100
|
120
|
130
|
80
|
150
|
580
|
Таблица 6 - Основные сведения о грузах, передаваемые на
автомобильный транспорт
Наименование
груза
|
Класс груза
|
Коэффициент
использования грузоподъемности
|
Вид отправки
(упаковка или способ перевозки)
|
Способ погрузки
|
Способ
разгрузки
|
Время простоя
(погрузки), мин
|
Время простоя
(разгрузки), мин
|
Марка
транспортного средства
|
Колбасные
изделия
|
2
|
0,8
|
В ящиках на
рефрижераторах
|
мех
|
мех
|
30
|
30
|
HINO 500
|
Краска
|
1
|
1
|
в бочках
|
руч
|
руч
|
30
|
30
|
КамАЗ-53215
|
Шифер
|
1
|
поддоны
|
мех
|
мех
|
30
|
30
|
КамАЗ-53215
|
Порошок
|
2
|
0,8
|
пакетный
|
мех
|
мех
|
30
|
30
|
КамАЗ-53215
|
Краткая техническая характеристика ПС [4]:
КамАЗ-53215
грузоподъемность, кг - 10000
собственная масса, кг - 8200
полная масса, кг - 18425
максимальная скорость, км/ч - 80/100
контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100км - 27
двигатель: КамАЗ-740, дизельный, 4-тактный, 8-цилиндровый,
V-образный.
HINO 500 РЕФРИЖЕРАТОР
грузоподъемность, кг - 8000
снаряженная масса, кг - 4000
Габаритные
размеры
|
Длина, (мм)
|
8240
|
|
Ширина, (мм)
|
2355
|
|
Высота, (мм)
|
2480
|
|
Колесная база,
(мм)
|
4850
|
|
Задний свес,
(мм)
|
2060
|
|
От кабины до
задней оси, (мм)
|
3950
|
Габаритные
размеры фургона
|
Длина, (мм)
|
7100
|
|
Ширина, (мм)
|
2550
|
|
Высота, (мм)
|
2500
|
|
|
|
|
|
максимальная скорость, км/ч - 100/120
контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100км - 27
двигатель: Дизельный, рядный, 6-ти цилиндровый, объем 7684
см3, турбонаддув, интеркулер, common-rail
груз железнодорожный автомобильный транспорт
7.
Распределение грузопотоков между ЖДТ и АТ
Распределение грузовых потоков между ЖДТ и АТ представлены в
таблице 7 и таблице 8.
Таблица 7 Грузовые потоки на ЖД транспорте
Маршрут
|
Наименование
груза
|
Кол-во
перевозимого груза, тыс. т
|
Петровск -
Пугачев
|
Цемент
|
100
|
Петровск -
Перелюб
|
Цемент
|
120
|
Балаково -
Петровск
|
Краска
|
60
|
Пугачев - Саратов
|
Шифер
|
40
|
Перелюб -
Петровск
|
Порошок
стиральный
|
80
|
Порошок
стиральный
|
70
|
Таблица 8 Грузовые потоки на АТ транспорте
МаршрутНаименование
грузаКол-во перевозимого груза, тыс. т
|
|
|
Саратов -
Петровск
|
Колбасные
изделия
|
100
|
Саратов -
Балаково
|
Колбасные
изделия
|
80
|
Саратов -
Перелюб
|
Колбасные
изделия
|
120
|
Балаково -
Саратов
|
Краска
|
120
|
Балаково -
Пугачев
|
Краска
|
30
|
Пугачев -
Балаково
|
Шифер
|
50
|
Пугачев -
Перелюб
|
Шифер
|
30
|
Перелюб -
Пугачев
|
Порошок
стиральный
|
50
|
8. Определение суммы экономии от
передачи груза на АТ
Сумма экономии от передачи груза на АТ равна произведению
экономии от передачи груза на АТ и количеству перевозимого груза.
Пример:
Определим сумма экономии от передачи колбасных изделий на АТ
из Саратова в Петровск.
Э= 155,06*100=15506 руб
9. Доходы АТ
Доходы АТ от магистральных перевозок определяются
произведением тарифа за одну тонну груза на АТ на количество груза,
перевозимого автотранспортом в рублях.
Пример:
Для краски, перевозимой из Балаково в Саратов, доходы АТ от
магистральных перевозок рассчитываются следующим образом:
,79*120=312 тыс. руб.
Доход от подвоза и отвоза определяется умножением сборов за
подвоз и отвоз в руб/т на количество груза, перевозимого ЖДТ, в рублях.
Пример:
Определим доход АТ от подвоза и отвоза цемента на маршруте
Петровск - Перелюб. Для этого найдем произведение:
,86*150 = 429 руб.
Заключение
Автомобильный транспорт наиболее эффективен для перевозок
грузов на небольшие расстояния, либо для перевозок скоропортящихся грузов.
Автомобильным транспортом перевозим:
колбасные изделия по маршруту Саратов - Петровск, Саратов -
Балаково, Саратов - Перелюб,
краска по маршруту Балаково - Саратов, Балаково - Пугачев,
шифер по маршруту Пугачев - Балаково, Пугачев - Перелюб,
порошок стиральный по маршруту Перелюб - Пугачев.
Железнодорожный транспорт предпочтительнее при перевозках
нескоропортящихся грузов на дальние расстояния, при сравнительно невысокой
стоимости одной тонны груза.
Железнодорожным транспортом перевозим:
цемент: Петровск - Пугачев, Петровск - Перелюб;
краска: Балаково - Петровск;
шифер: Пугачев - Саратов;
порошок стиральный: Перелюб - Петровск, Перелюб - Саратов.
Количество груза, перевозимого на АТ, составляет 53,7% от
общего объема перевозок.
Список используемой литературы
1.Прейскурант
№13-01-01 «Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые
автомобильным транспортом». М.: Госполитиздат, 1989.
.Прейскурант
№10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки».-М.,1973
.Карта
Саратовской области. Главное управление геодезии и картографии при совете
министров СССР. Москва 1988г.
.Краткий
автомобильный справочник НИИАТ. Трансконсалтинг, 2002.