Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по социальному обеспечению. В обеспечении пенсией по старости основным юридическим фактом, определяющим и право на нее, и соответствующее пенсионное правоотношение, будет пенсионный возраст, а другим значимым юридическим фактом будет требуемый законом стаж работы, а ныне - страховой стаж.
Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом - правоизменяющим, а в третьем - правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом - правопрекращающим фактом. Например, смерть кормильца - пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).
Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальному обеспечению.
Есть или нет соответствующий юридический факт или все факты в сложном их составе, необходимые для данного права социального обеспечения, устанавливается процедурными правоотношениями по назначению пенсий, пособий, компенсаций и услуг. Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения.
3. Трудовой (страховой) стаж
Трудовой стаж - это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано наступление определенных правовых последствий в социальном обеспечении. Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений (за исключением правоотношений по обеспечению социальными пенсиями), правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот.
В связи с реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа утратит свое значение. Его заменил институт страхового стажа. Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.
ФЗ «Об обязательном социальном страховании» в понятие страхового стажа внесена корректировка. В соответствии со ст. 3 этого закона страховой стаж определен как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Ссылка на трудовую деятельность уже отсутствует и возникает противоречие между законами.
С 1 января 2007 года действуют новые правила выплаты социальных пособий, установленные Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ. Вместо непрерывного трудового стажа для расчета размера пособий теперь берется страховой стаж - время, в течение которого человек подлежал обязательному социальному страхованию. Минздравсоцразвития России издало приказ от 06.02.2007 №91, где утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 №91 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее по тексту - Правила).
Правила устанавливают порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе определяют документы, подтверждающие страховой стаж.
Страховой стаж определяет тот, кто назначает пособие. Если пособие назначается работодателем, стаж считает его представитель. В случаях, определенных ФЗ от 29.12.2006 №255-ФЗ (далее - Закон №255) пособие назначает территориальное отделение ФСС, тогда стаж подсчитывает отделение.
Поскольку право на пособие по новому порядку имеют и иностранные граждане, то в пункте 6 Правил сказано следующее. Если международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, то применяются правила международного договора России. Страховой стаж определяется при назначении пособия на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).
Закон №255-ФЗ определил, что в страховой стаж включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской и муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Закон не связывает страховой стаж с фактической уплатой обязательных платежей в ФСС РФ, если работник работал по трудовому контракту. Согласно ст. 21 и ст. 22 ТК РФ лицо, оформленное по трудовому договору, с первого дня работы подлежит обязательному социальному страхованию. Согласно пункту 2 Правил в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору и периоды государственной гражданской или муниципальной службы.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, является трудовая книжка установленного образца (п. 8 Правил).
Трудовую книжку работодатель ведет (заполняет) каждому работнику, который проработал у него более 5 дней, если работа является для работника основной. Такое правило установлено статьей 66 ТК РФ. В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 9 Правил).
Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров подтверждаются договором между работодателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование (п. 10 Правил).
При отсутствии трудовой книжки, при наличии в ней неправильных или неточных сведений, пропусков отдельных периодов работы, стаж можно подтверждать другими письменными документами. К ним относятся трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Подтверждающие документы должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи (п. 25 Правил).
В страховой стаж включаются также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Эти периоды перечислены в статье 2 Закона №255-ФЗ и пункте 2 Правил. Среди них периоды индивидуальной трудовой деятельности, в т. ч. в качестве индивидуального предпринимателя, нотариусов, детективов, частных охранников, адвокатов, членов колхоза и кооперативов, священнослужителя и др.
В соответствии со статьей 4 Закона №255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются также лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду. Поэтому в страховой стаж включатся периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы (при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 года).
Для таких застрахованных важен факт платежей в ФСС. Под такими платежами понимают:
взносы на государственное социальное страхование, которые осуществлялись до 01.01.1991;
страховые взносы в ФСС РФ (в период с 01.01.1999 по 31.12.2000);
налоги, перечисляемые в ФСС после 01.01.2001 (единый социальный налог, единый налог, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, ЕНВД, ЕСХН);
после 01.01.2003 - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, в том числе членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 №190-ФЗ.
Периоды, которые включаются в стаж при иной деятельности, могут быть подтверждены:
документами территориальных органов ФСС, удостоверяющими факт уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование (в виде специальных налоговых режимов, в добровольном порядке) с 01.01.1999 по 31.12.2000 и после 01.01.2003;
об уплате взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
документами колхоза, производственного кооператива, религиозной или иной организации (физического лица) об уплате после 1 января 2001 года за застрахованное лицо указанных налогов и др.
Фактически порядок подтверждения страхового стажа для ФСС аналогичен порядку подтверждения стажа для расчета трудовой пенсии. Однако в данный стаж засчитываются только те периоды, когда работник подлежал обязательному социальному страхованию. То есть время работы по трудовому договору, государственная гражданская служба и т.п. А время обучения в ПТУ, институте, пребывание в армии (когда заработная плата не начислялась, и взносы в ФСС с нее по умолчанию не уплачивались) в страховой стаж не включается.
Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил).
Например, рассчитаем страховой стаж работника, поступившего на работу 5 января 2006 года на момент начала больничного 5 марта 2007 года: с 05.01.2006 по 04.01.2007 - 1 полный год; с 05.01.2007 по 04.02.2007 - 1 полный месяц.
При этом не важно, сколько фактически будет в нем дней: в некоторых месяцах будет 30 или 31 день, как в данном случае. А в периодах, когда проходящим месяцем будет февраль, дней может быть и меньше. С 05.02.2007 по 04.03.2007 фактически полный месяц, но если считать в днях, то получится 29 дней. Поскольку в Правилах сказано, что полный месяц должен содержать 30 дней, получается, что данный месяц не полный и считать его нельзя. Итог - страховой стаж составил 1 год 1 месяц.
Очень большая точность важна при пограничных процентных периодах. Например, один день может быть важен, когда решается, платить ли работнику 80 или 100% заработка.
Если работник имеет страховой стаж более 8 лет, и дальнейший подсчет его является не актуальным, поскольку пособие выплачивается в размере 100% заработка.
Если из документов следует, что в один и тот же период человек работал на двух работах, и данные пересекаются, то следует учесть только одно место работы. Для того, чтобы определить, какое именно, нужно спросить работника. Учитывается тот период, который он указал в специально для этого случая написанном заявлении (п. 22 Правил и ст. 16 Закона №255-ФЗ).
Иногда встречаются документы, в которых стаж указывается не посредством дат, а без указания точных дат. Такие сведения могут содержаться в трудовой книжке или иных документах, составленных до 14.12.1962. Например, в справке может быть сказано, что с 1957 по 1961 года человек работал в колхозе. В таком случае и при расчете пенсии, и при расчете больничного за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15 число соответствующего месяца. Если страховой стаж окажется меньше непрерывного, то размер пособия надо будет определять исходя из непрерывного стажа (ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ).
Непрерывный стаж может превысить страховой в целом ряде случаев. Так, в соответствии с пунктом 8 Правил исчисления непрерывного трудового стажа работников при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 №252) и с учетом положений письма ФСС РФ от 25.10.2002 №02-18/05-7418 в непрерывный трудовой стаж кроме времени работы засчитывались:
служба в органах КГБ СССР, ФСБ России и МВД СССР и России, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;
время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;
время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР и РФ, в органах КГБ, ФСБ России и МВД СССР и России, народном ополчении и партизанских отрядах.
В соответствии со статьей 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 №4991-1, сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени проезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывалось в непрерывный трудовой стаж.
На основании статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 №4202-1) время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывалось в их общий и непрерывный трудовой стаж на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа.
Согласно пунктам 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 №875, время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывалось в общий трудовой стаж. В соответствии со статьей 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.
Кроме того, при исчислении непрерывного стажа принимался во внимание трудовой стаж граждан России и СНГ, ранее занятых трудовой деятельностью на территории следующих государств-участников СНГ: Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия (согласно ст. 40 Договора от 26.02.1999 «О таможенном союзе и едином экономическом пространстве»).
Список источников
социальный трудовой обеспечение стаж
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями от 30.12.2008 №7-ФКЗ // URL: #"justify">.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011) // URL: #"justify">.Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // URL: #"justify">.Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // URL: #"justify">.Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 29.11.2010) «Об основах обязательного социального страхования» (принят ГД ФС РФ 09.06.1999) // URL: #"justify">.Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) // URL: #"justify">.Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ (ред. от 08.12.2010, с изм. от 25.02.2011) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (принят ГД ФС РФ 20.12.2006) // URL: #"justify">.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 №91 (ред. от 11.09.2009) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.03.2007 №9103) // URL: #"justify">9.Горшков А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. - Издательство: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 182 с.
10.Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 187 с.
.Кузнецова О.В. Пенсия: порядок расчета и выплаты: практ. пособие/ О.В. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Макет плюс: КноРус, 2009. - 207 с.
.Право социального обеспечения России: учебник для вузов/ МГЮА; под ред. К.Н. Гусова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 635 с.