за количеством товаров, которые отчуждаются в процессе торговых операций;
. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц
ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ
Государственная система обеспечения единства измерений
Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов
ПР 50.2.013-97
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
.2. Аккредитация метрологических служб юридических лиц (в том числе головных и базовых организаций метрологической службы федеральных органов исполнительной власти на право аттестации методик выполнения измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 (1) и проведения метрологической экспертизы документов осуществляется по их инициативе на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами, органами Государственной метрологической службы Госстандарта России или 32 Государственным научно-исследовательским испытательным институтом (далее - 32 ГНИИИ) Минобороны России в сфере обороны и безопасности (далее аккредитующими организациями).
Аккредитация организаций Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) или других структурных подразделений юридических лиц, основное содержание деятельности которых и заявляемая область аккредитации связаны с проведением работ по стандартным образцам, на право проведения метрологической экспертизы технической документации, предназначенной для изготовления, аттестации и применения стандартных образцов, осуществляется по инициативе организаций ГССО и указанных юридических лиц и на основе договоров, заключаемых с Головной организацией ГССО - УНИИМ.
.3. Правила предназначены для использования при аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов, в том числе на разработку отраслевых стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов и стандартных образцов предприятия в соответствии с требованиями ГОСТ 8.315 (2).области аккредитации метрологической службы может быть выделена деятельность по аттестации отраслевых стандартных образцов и стандартных образцов предприятия, с применением аттестуемых метрологической службой методик выполнения измерений..
.4 Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проведения аттестации методик выполнения измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, в соответствии с настоящими Правилами, является обязательной.
.5. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проведения метрологической экспертизы документов является добровольной.
. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
.1. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов проводится в соответствии законодательством Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, стандартами и другими нормативными документами Государственной системы обеспечения единства измерений и направлена на проверку и официальное признание компетентности этих служб выполнять работы в указанной области.
.2. Аккредитация метрологических служб проводится на срок, не превышающий пяти лет.
.3. По результатам аккредитации аккредитующая организация выдает метрологической службе юридического лица аттестат аккредитации по форме приложения А, в котором указываются виды деятельности, на которые аккредитована метрологическая служба:
аттестация методик выполнения измерений и (или)
проведение работ по метрологической экспертизе документов, (в том числе документации на разработку отраслевых СО и стандартных образцов предприятия).
.4. В течение срока действия аттестата аккредитации аккредитующая организация, действующая в соответствии с договором, осуществляет регулярный инспекционный контроль за аккредитованными метрологическими службами.
.5. При аккредитации метрологических служб юридических лиц подлежит проверке наличие условий, обеспечивающих необходимый уровень работ метрологической службы в выполнении работ в заявленной области аккредитации в соответствии с Положением о метрологической службе.
.6. В случаях, когда Положение об аккредитуемой метрологической службе не соответствует ПР 50-732-93 "Типовому положению о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц" (3), аккредитующая организация, действующая в соответствии с заключенным договором, представляет свои замечания, подлежащие реализации до выдачи аттестата аккредитации.
.7. Аккредитованная метрологическая служба обязана вести учет всех претензий, предъявляемых к выполненным ею работам.
. УСЛОВИЯ АККРЕДИТАЦИИ
.1. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов допускается при наличии следующих условий:
наличие аттестованных метрологической службой методик выполнения измерений, отчетов по соответствующим НИР, иных материалов по вопросам аттестации в заявленной области аккредитации;
наличие экспертных заключений по документам категорий, указанных в заявленной области аккредитации;
внедрение в практике метрологической экспертизы основных положений методических документов Госстандарта России по проведению метрологической экспертизы МИ 2267 (5);
наличие оборудования (средств измерений, контроля, испытаний, эталонов, стандартных образцов), необходимого для проведения работ по аттестации методик выполнения измерений в заявленной области;
наличие стандартов и других нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений, других нормативных документов в области деятельности аккредитуемой организации;
наличие стандартов предприятия, регламентирующих деятельность метрологической службы юридического лица в заявленной области аккредитации;
наличие достаточного по количеству и квалификации персонала, имеющего профессиональную подготовку и опыт работ не менее трех лет в заявленной области аккредитации;
наличие помещений для проведения метрологических работ по аттестации методик выполнения измерений, соответствующих по площади, состоянию и условиям (температуре, влажности, освещенности, виброизоляции, снабжению водой, теплом, хладагентом и т.д.), санитарным нормам, требованиям выполнения измерений, поверки и калибровки-
.2. Все средства измерений, контроля, испытаний, эталоны, стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов, химические реактивы должны содержаться в условиях, обеспечивающих их полную сохранность.
.2.1. Каждая единица средств измерений, контроля, испытаний, эталонов, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, испытательного оборудования, используемая для аттестации методик выполнения измерений, должна быть учтена. Регистрационный документ (лист, карта) на каждую единицу должен включать следующие сведения:
наименование и вид;
наименование предприятия-изготовителя, обозначение типа (марки), заводской и инвентарный номер и наименование стандарта, технических условий, других нормативных документов;
дату изготовления, дату получения и ввода в эксплуатацию;
данные о поверке (калибровке), межповерочный интервал.
.3. Сотрудники, непосредственно участвующие в проведении аттестации методик выполнения измерений и метрологической экспертизы документов, должны знать формы представления результатов измерений, характеристики погрешности измерений и формы их представления для всех возможных случаев применения, а также способы использования характеристик погрешностей измерений для определения характеристик погрешностей испытаний и достоверности контроля параметров продукции, выполняемых с помощью измерений (6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13). Такие специалисты должны быть аттестованы в качестве экспертов в порядке, установленном Госстандартом России.
. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ
.1. Юридическое лицо, заинтересованное в аккредитации метрологической службы (далее - предприятие-заявитель), направляет заявку на проведение аккредитации в аккредитующую организацию.
.1.1 .Заявка (приложение Б) должна содержать:
описание области аккредитации: виды или области измерений, методики выполнения которых аттестуются метрологической службой предприятия (организации); назначение и (или) область применения аттестуемых методик; виды документов, метрологическая экспертиза которых проводится метрологической службой, их назначение (область применения);
заявление об ознакомлении с настоящими Правилами.
.1.2. К заявке прилагаются:
Положение о метрологической службе юридического лица (предприятия, организации), утвержденное в установленном порядке (разделы 1 и 7 ПР 50-732-93 (3);
стандарты предприятия, регламентирующие деятельность метрологической службы в заявленной области аккредитации;
паспорт метрологического обеспечения предприятия (организации) (информационные данные по приложению В).
.2. На основе рассмотрения заявки аккредитующая: организация направляет предприятию-заявителю проект договора на проведение работ по аккредитации метрологической службы, в котором должны быть определены условия и порядок проведения аккредитации.
.2.1. Договорная цена на выполнение работ по аккредитации определяется в зависимости от объема и сроков выполнения работы с учетом необходимых для достижения этих требований экономически обоснованных фактических затрат с учетом накладных и других расходов ( в том числе командировочных) и согласованного (расчетного) размера прибыли.
.2.2. По решению аккредитующей организации для проведения работ по аккредитации может быть образована комиссия, в состав которой могут привлекаться ведущие специалисты других государственных научных метрологических центров, эксперты Госстандарта России или специалисты аккредитованных метрологических служб, специализирующиеся в области метрологической аттестации методик выполнения измерений по данному виду или области измерений и (или) в области проведения метрологической экспертизы документов.
Аккредитующая организация поручает проведение работ по аккредитации метрологических служб юридических лиц в соответствии с настоящими Правилами только специалистам, имеющим опыт работ по аттестации методик выполнения измерений и проведению метрологической экспертизы проектной, конструкторской и технологической документации и (или) аттестованным в качестве экспертов Госстандарта России в соответствующих областях деятельности.
В тех случаях, когда в заявке на аккредитацию в числе других видов работ указано проведение метрологической экспертизы документации на разработку отраслевых СО и СО предприятий, в состав комиссии должны привлекаться специалисты Уральского НИИ метрологии - головной организации ГССО.
.2.2.1. Оплата работ по участию в комиссиях по аккредитации специалистов сторонних организаций производится заинтересованными юридическими лицами в соответствии с условиями заключаемых ими договоров (в том числе на основе трудовых договоров с привлекаемыми специалистами).
.2.3. Оплата работ по осуществлению инспекционного контроля за выполнением аккредитованной метрологической службой договорных обязательств проводится предприятием-заявителем по отдельному договору.
.2.4. Обязательства по договору считаются выполненными в день выдачи аттестата аккредитации или отчета о проделанной работе (в случаях отказа в аккредитации).
.3. Результаты проведенной по договору работы излагаются в акте (приложение Г). На основании выводов, изложенных в акте по итогам проверки, аккредитующая организация, в случае положительного решения, в 10-дневный срок направляет во Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) для экспертного контроля, оформления аттестата аккредитации и внесения в Реестр аккредитованных метрологических служб на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов (далее - Реестр) следующие документы:
паспорт метрологического обеспечения предприятия (информационные данные),
акт по итогам проверки деятельности метрологической службы;
оформленный аттестат аккредитации с приложением области аккредитации.
.4. ВНИИМС, после проведения экспертного контроля материалов аккредитации, присваивает номер аттестату аккредитации, заносит в Реестр, выписывает и направляет аккредитующей организации счет за экспертный контроль и регистрацию материалов аккредитации. После оплаты счета ВНИИМС сообщает аккредитующей организации регистрационный номер аттестат аккредитации или замечания и предложения по результатам экспертного контроля представленных материалов.
Плата за экспертный контроль материалов аккредитации и внесение аккредитованной метрологической службы в Реестр, составляет 10 минимальных размеров оплаты труда без учета НДС.
Для ускорения процедуры оформления аттестата аккредитации аккредитующий орган вместе с материалами аккредитации может направлять во ВНИИМС копию платежного поручения с банковской отметкой о выплате указанной выше суммы. Затраты и сроки, необходимые для оформления аттестата аккредитации, следует учитывать при заключении договоров на аккредитацию.
.4.1. Проведение экспертного контроля материалов аккредитации и внесение аккредитованной организации в Реестр при соблюдении всех требований, установленных пунктами 4.3, 4.4 может быть передано по согласованию с ВНИИМС, решением Госстандарта России УНИИМу в части работ, порученных ему по п. 1.2.
.5. При отрицательных результатах аккредитующая организация сообщает предприятию-заявителю о замечаниях и предложениях по совершенствованию деятельности метрологической службы, которые должны быть реализованы предприятием в согласованные сроки. При необходимости повторной проверки оформляют установленном порядке дополнения к договору дополнительным соглашением.
.6. По истечении срока действия аттестата аккредитации аккредитующая организация может по заявке метрологической службы юридического лица провести повторную аккредитацию в соответствии с п.п. 4.1- 4.4 настоящих Правил.
В отдельных случаях продление срока действия аттестата аккредитации может быть осуществлено на основании результатов регулярного контроля за деятельностью аккредитованной метрологической службы.
.7. Для расширения области аккредитации метрологическая служба юридического лица направляет в аккредитующую организацию заявку, на основании которой проводится дополнительная аккредитация.
.8. Аттестат аккредитации, выданный метрологической службе юридического лица, может быть аннулирован аккредитующей организацией при несоблюдении требований, установленных для аккредитованных метрологических служб.
.9. Аккредитующая организация несет ответственность за:
своевременное выполнение обязанностей, установленных настоящими правилами;
объективность и обоснованность принимаемых решений.
. РЕГИСТРАЦИЯ АККРЕДИТОВАННЫХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
.1. ВНИИМС проводит регистрацию аккредитованных метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов, ведет Реестр и издает информационные материалы об аккредитованных метрологических службах юридических яиц с указанием областей аккредитации.
В сфере обороны и безопасности ведется специальный раздел Реестра.
6. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АККРЕДИТОВАННЫХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
.1. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных метрологических служб юридических лиц проводят аккредитующие организации с целью подтверждения соответствия их деятельности в области аккредитации действующему законодательству и проверки соблюдения условий, предусмотренных в пунктах 2 и 6 Паспорта.
.3. Инспекционный контроль проводится в сроки, определяемые аккредитующей организацией, но не реже одного раза в 18 месяцев.
.4. Отношения, возникающие между аккредитующей организацией и юридическим лицом, метрологическая служба которой подлежит инспекционному контролю, в том числе вопросы возмещения расходов по осуществлению контроля, регулируются договором, заключаемым между ними.
.5. До начала проверки метрологическая служба представляет в аккредитующую организацию в произвольной форме справку-отчет о работах в области аккредитации, выполненных метрологической службой за период, прошедший с момента аккредитации или с момента окончания предыдущей проверки. Справка подписывается руководителем организации и главным метрологом.
.6. При проведении инспекционного контроля проверяется:
.6.1. Состояние деятельности метрологической службы в контролируемой области (области аккредитации), результаты работ в этой области за период, прошедший с момента аккредитации (или с момента предыдущего инспекционного контроля).
.6.2. Наличие актуализированного фонда нормативных документов по обеспечению единства измерений.
.6.3. Соблюдение требований, установленных нормативной документацией.
.6.4. Состояние применяемых эталонов и средств измерении, испытаний, контроля.
.6.5. В процессе инспекционного контроля аккредитующая организация знакомится с актами, составленными органами Государственной метрологической службы по итогам государственного метрологического надзора, проведенного за истекший период.
Примечание: Инспекционный контроль за деятельностью метрологической службы, аккредитованной только на проведение работ по метрологической экспертизе документов, может по решению аккредитующей организации проводиться в заочной форме на основе рассмотрения справки-отчета о работах по метрологической экспертизе документов, представленной в соответствии с п. 6.5. настоящих Правил и выполненных за период, прошедший с момента аккредитации или с момента окончания предыдущего инспекционного контроля.
.7. По результатам каждой проверки, осуществляемой в течение срока действия аттестата аккредитации, составляется акт по форме приложения Д.
При выявлении нарушений в деятельности метрологической службы в акте следует отразить мероприятия, подлежащие реализации метрологической службой в определенные сроки в целях устранения отмеченных недостатков.
При нарушении метрологической службой установленных сроков устранения недостатков, отмеченных в акте, аккредитующая организация вправе приостановить действие аттестата аккредитации.
.7.1. На основании результатов инспекционного контроля аккредитующая организация может принять одно из следующих решений, которое отражается в акте
подтвердить соответствие аккредитованной метрологической службы установленным требованиям и определить следующий срок проведения контроля;
приостановить действие аттестата аккредитации;
аннулировать аттестат аккредитации.
.8. Акт инспекционного контроля доводится до сведения руководителя организации и главного метролога.
.8.1. Один экземпляр акта направляется во ВНИИМС для регистрации результатов инспекционного контроля в Реестре аккредитованный метрологических служб юридических лиц.
.8.2. В тех случаях, когда орган Государственной метрологической службы соответствующего региона не принимал участие в осуществлении инспекционного контроля, аккредитующая организация в недельный срок извещает его о принятых решениях по приостановке или аннулированию действия аттестата аккредитации.
.9. В случаях, когда в течение всего срока действия аттестата аккредитации результаты инспекционного контроля положительные, аккредитующая организация может продлить срок действия аттестата аккредитации метрологической службы (при условии актуализации данных о состоянии метрологической службы, ее технической оснащенности и результатах деятельности в течение истекшего срока действия аттестата аккредитации).
. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
.1. Разрешение споров между метрологической службой юридического лица и аккредитующей организацией в части аккредитации, контроля, аннулирования аттестата аккредитации осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Положение о метрологической службе
1. Общие положения
.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», постановлением Госстандарта России от 27 мая 1997 г. № 10 «О первоочередных мероприятиях по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. № 137» и ПР 50-732-93 «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц», утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 295, и определяет структуру, задачи, права и обязанности метрологической службы Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Росавтодор).
.2. Метрологическая служба Росавтодора создается для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и осуществления метрологического контроля и надзора в Федеральных управлениях автомобильных дорог, управлениях автомобильных магистралей, дирекциях строящихся дорог, территориальных органах управления дорожным хозяйством (далее - орган управления дорожным хозяйством), учреждениях и предприятиях дорожного хозяйства (далее - учреждения и предприятия).
.3. Метрологическая служба Росавтодора является составной частью метрологической службы страны, возглавляемой Государственным комитетом по метрологии и стандартизации Российской Федерации (далее - Госстандарт России).
.4. В своей деятельности метрологическая служба Росавтодора руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, в том числе: «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об охране окружающей природной среды», постановлениями Правительства Российской Федерации, международными и межгосударственными соглашениями, руководящими документами Минтранса России и Госстандарта России, стандартами и другими нормативными документами системы ГСИ, а также настоящим Положением.
.5. С учетом настоящего Положения разрабатываются положения о головной и базовых организациях метрологической службы, о метрологических службах учреждений, предприятий Росавтодора. Ответственность за состояние метрологического обеспечения деятельности учреждений и предприятий несут их руководители и должностные лица в соответствии с должностными инструкциями и действующим законодательством.
.6. Работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ, а подразделения метрологической службы - к основным производственным, научно-исследовательским, конструкторским, проектно-конструкторским или технологическим подразделениям.
.7. При выполнении работ в сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», создание метрологических служб является обязательным.
.8. Взаимодействие метрологической службы Росавтодора с государственными научными метрологическими центрами и органами Государственной метрологической службы Госстандарта России (далее - ГНМЦ и органы ГМС Госстандарта России) и иными федеральными органами исполнительной власти, решающими задачи по обеспечению единства измерений, осуществляется в установленном порядке.
. Главные задачи метрологической службы Росавтодора
К главным задачам метрологической службы Росавтодора относятся:
обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня развития техники измерений на предприятиях и в учреждениях;
определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований,
проектирования, разработки, производства, испытаний и эксплуатации строительной продукции и строительства в дорожном хозяйстве;
внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов (далее средств измерений), эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;
разработка и реализация концепции технической политики и основных направлений обеспечения единства измерений в дорожном хозяйстве;
осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений, проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.
. Структура метрологической службы Росавтодора
.1. Метрологическая служба Росавтодора в соответствии с приложением 1 включает:
структурное подразделение Росавтодора, на которое возложено выполнение функций службы главного метролога Росавтодора, в составе которого назначается главный метролог;
головную организацию метрологической службы - Центр лабораторного контроля, диагностики и сертификации (далее - Центрдорконтроль) (приложение 2);
базовые организации метрологической службы (филиалы Центрдорконтроля и др. организации) (приложение 2);
метрологические службы органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий дорожного хозяйства.
.2. Главный метролог Росавтодора (далее - главный метролог) осуществляет руководство метрологической службой Росавтодора.
.3. Руководители органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий дорожного хозяйства осуществляют общее руководство и контроль за состоянием метрологического обеспечения и обеспечивают условия функционирования метрологических служб учреждений и предприятий дорожного хозяйства.
.4. Заместители руководителей органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий дорожного хозяйства осуществляют непосредственное руководство метрологическими службами подчиненных учреждений и предприятий дорожного хозяйства в соответствии с должностными инструкциями и действующим законодательством.
.5. Указания главного метролога Росавтодора по вопросам обеспечения единства измерений являются обязательными для исполнения.
.6. Главному метрологу по решению руководителя Росавтодора предоставляется право на хранение и применение соответствующих печатей и штампов метрологической службы Росавтодора.
.7. Подготовка специалистов метрологической службы Росавтодора проводится в специализированных учебных заведениях Госстандарта России.
.8. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц, величин, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений организуется и осуществляется как в форме плановых проверок, так и при инспекторских и контрольных проверках.
. Служба главного метролога Росавтодора
.1. В соответствии с основными задачами служба главного метролога имеет право:
осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, с соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
выдавать метрологическим службам органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий дорожного хозяйства обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
проводить аккредитацию головной и базовых организаций метрологической службы;
вносить предложения руководству Росавтодора об отмене приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам;
готовить заключения по проектам нормативных документов в области метрологического обеспечения исследований, проектирования, разработки, производства, испытаний и эксплуатации строительной продукции и строительства в дорожном хозяйстве;
готовить предложения руководству Росавтодора о привлечении независимых экспертов к проведению экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации к проведению экспертизы программ метрологического обеспечения Росавтодора, к участию в аккредитации головной и базовых организаций метрологической службы и других метрологических работах;
вносить предложения о поощрении работников метрологических служб учреждений и предприятий, добившихся высоких показателей в работе, а также о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения метрологических правил и норм.
.2. На службу главного метролога возлагаются следующие обязанности:
проведение единой технической политики и осуществление общего руководства работами по обеспечению единства и требуемой точности измерений;
осуществление метрологического контроля и надзора в дорожном хозяйстве;
осуществление взаимодействия с Госстандартом России, ГНМЦ, органами ГМС по вопросам обеспечения единства измерений;
внесение предложений о назначении головной и базовых организаций метрологической службы и согласование проекта положения с Госстандартом России;
координация деятельности головной и базовых организаций метрологической службы и осуществление контроля за их деятельностью;
руководство работами по формированию и выполнению программ метрологического обеспечения дорожного хозяйства;
организация разработки и выполнения планов организационно-технических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности дорожного строительства на основе совершенствования работы по обеспечению единства измерений, осуществление контроля результатов выполнения;
организация и проведение работы по аккредитации головной и базовых организаций метрологической службы;
организация разработки предложений к проектам планов государственной стандартизации;
проведение работы по метрологическому обеспечению деятельности по сертификации продукции, услуг (работ), систем качества и производств;
координация в дорожном хозяйстве работы по международному сотрудничеству в области метрологии;
осуществление взаимодействия метрологической службы Росавтодора с федеральными органами исполнительной власти при решении задач метрологического обеспечения качества дорожного строительства;
внесение предложений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области метрологии;
организация отраслевых совещаний, семинаров, конференций, выставок по вопросам метрологического обеспечения, координация участия организаций, предприятий и учреждений дорожного хозяйства в межотраслевых и международных совещаниях, семинарах, конференциях и выставках по вопросам обеспечения единства измерений;
организация проведения метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов.
. Головная организация метрологической службы
.1. Головной организацией метрологической службы Росавтодора является Центрдорконтроль, деятельность которого направлена на выработку и проведение единой технической политики и координацию работ в области обеспечения единства измерений и требуемой точности измерений органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий дорожного хозяйства.
Головная организация подлежит аккредитации в соответствии с ПР 50.2.008-94 «Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц».
.2. Головная организация метрологической службы имеет право:
осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;
выдавать базовым организациям метрологической службы, метрологическим службам органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий предписания, направленные на предотвращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
осуществлять контроль за деятельностью метрологических служб базовых организаций, органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий;
вносить предложения руководству базовых организаций метрологической службы, органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам;
готовить заключения по проектам нормативных документов по вопросам метрологии;
получать от подвергаемых контролю органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического контроля и надзора.
.3. К основным задачам головной организации относятся:
участие в выработке технической политики и перспективном планировании работ в области обеспечения единства измерений в дорожном хозяйстве;
проведение систематического анализа состояния метрологического обеспечения работ организаций, учреждений и предприятий и согласование предложений по их обеспечению средствами измерений, испытаний;
координация деятельности и методическое руководство базовыми организациями метрологической службы, метрологическими службами органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий дорожного хозяйства;
выполнение работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений;
участие в разработке и внедрении современных методов и средств измерений, информационно-измерительных систем и комплексов;
разработка отраслевых документов по вопросам обеспечения единства измерений, в том числе регламентирующих порядок отнесения средств измерений к разряду подлежащих поверке или калибровке, и составления соответствующих перечней;
организация и проведение работ по унификации, стандартизации и аттестации методик выполнения измерений;
проведение работ по метрологическому обеспечению испытаний, сертификации продукции, услуг (работ), систем качества и производств;
организация и участие в установленном порядке в испытаниях для целей утверждения типа средств измерений, работах по сертификации средств испытаний и контроля, предназначенных для использования в отрасли;
организация и проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для поверки и калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
проведение работ по калибровке и ремонту средств измерений;
учет основных показателей, характеризующих состояние метрологической службы и ее деятельность.
.4. Для обеспечения выполнения задач, возлагаемых на головную организацию, в ней создается самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным метрологом головной организации. Положение о головной организации метрологической службы разрабатывается на основе настоящего Положения и ПР 50-732-93 «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц» и утверждается руководителем головной организации по согласованию с главным метрологом Росавтодора.
.5. Для выполнения функций, определенных в Положении, головная организация располагает эталонами, средствами поверки и калибровки, другим контрольно-измерительным и испытательным оборудованием.
.6. Финансирование работ по выполнению задач головной организации осуществляется из федерального бюджета.
. Базовая организация метрологической службы
.1. Базовые организации метрологической службы Росавтодора назначаются по решению руководителя Росавтодора для выполнения работ по обеспечению единства измерений в закрепленных органах управления дорожным хозяйством, учреждениях и предприятиях дорожного хозяйства.
Базовые организации подлежат аккредитации в соответствии с ПР 50.2.008-94 «Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц».
.2. Базовая организация метрологической службы имеет право:
осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений в закрепленных органах управления дорожным хозяйством, учреждениях и предприятиях дорожного хозяйства;
выдавать закрепленным метрологическим службам органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий предписания, направленные на предотвращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
осуществлять контроль за деятельностью метрологических служб закрепленных органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий;
вносить предложения руководству закрепленных органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам;
готовить заключения по проектам нормативных документов по вопросам метрологии;
получать от подвергаемых контролю органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического контроля и надзора.
.3. К основным задачам базовой организации относятся:
участие в выработке технической политики и перспективном планировании работ в области обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения на закрепленных органах управления дорожным хозяйством, учреждениях и предприятиях дорожного хозяйства;
проведение систематического анализа состояния метрологического обеспечения работ в органах управления дорожным хозяйством, учреждениях и предприятиях и согласование предложений по их обеспечению средствами измерений, контроля, испытаний;
координация деятельности и методическое руководство метрологическими службами закрепленных органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий дорожного хозяйства;
выполнение работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений;
участие в разработке и внедрении современных методов и средств измерений, информационно-измерительных систем и комплексов;
участие в разработке отраслевых документов по вопросам обеспечения единства измерений;
организация и проведение работ по унификации, стандартизации и аттестации методик выполнения измерений на закрепленных организациях, учреждениях и предприятиях дорожного хозяйства;
проведение работ по метрологическому обеспечению испытаний, сертификации продукции, услуг (работ), систем качества и производств на закрепленных организациях, учреждениях и предприятиях дорожного хозяйства;
организация и проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для поверки и калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
проведение работ по калибровке и ремонту средств измерений, в том числе на закрепленных организациях, учреждениях и предприятиях дорожного хозяйства;
учет основных показателей, характеризующих состояние метрологической службы и ее деятельность.
.4. Для обеспечения выполнения задач, возлагаемых на базовую организацию, в ней создается самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным метрологом базовой организации. Положение о базовой организации метрологической службы разрабатывается на основе настоящего Положения и ПР 50-732-93 «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц» и утверждается руководителем базовой организации по согласованию с головной организацией метрологической службы.
.5. Для выполнения задач, определенных в настоящем положении, базовая организация располагает эталонами, средствами поверки и калибровки, другим контрольно-измерительным и испытательным оборудованием.
.6. Финансирование работ по выполнению задач базовой организации осуществляется из федерального бюджета.
. Метрологическая служба органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства
.1. Метрологическая служба органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений дорожного хозяйства и осуществления метрологического контроля и надзора.
Метрологическая служба органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства создается в виде самостоятельного структурного подразделения, возглавляемого главным метрологом.
При небольшом объеме работ по метрологическому обеспечению в органе управления дорожным хозяйством, учреждении или предприятии дорожного хозяйства, приказом руководителя назначается лицо, ответственное за состояние метрологического обеспечения.
.2. Ответственность за организацию и выполнение работ по метрологическому обеспечению несет руководитель органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства.
.3. Метрологическая служба органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства имеет право:
осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
вносить предложения руководителю органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области обеспечения единства измерений, противоречащих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам;
готовить заключения по проектам нормативных документов по вопросам метрологии;
вносить предложения руководителю органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства о заключении договоров об аренде уникальных средств измерений и испытательного оборудования для проведения калибровки и других метрологических работ, а также договоров о привлечении специалистов к проведению метрологической экспертизы и аттестации методик выполнения измерений;
получать от подвергаемых контролю структурных подразделений органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического контроля и надзора.
.4. К основным задачам метрологической службы органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства относятся:
обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня обеспечения единства измерений при выполняемых работах;
проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний с целью правильного решения задач метрологического обеспечения;
внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленных на повышение уровня производства, а также иных работ, выполняемых органом управления дорожным хозяйством, учреждением или предприятием дорожного хозяйства;
учет средств измерений, организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации, своевременное представление средств измерений на поверку;
согласование с органами ГМС Госстандарта России графиков поверки и (или) калибровки средств измерений;
организация аттестации испытательного оборудования;
организация проведения метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации и других документов;
изучение потребности органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства в эталонах, средствах измерений, испытательном оборудовании, запасных частях и расходных материалах для них, формирование заявок на их приобретение;
обобщение материалов об эксплуатационных свойствах применяемых средств измерений и представление предложений по их совершенствованию предприятиям-изготовителям;
подготовка предложений по совершенствованию организационной структуры метрологической службы Росавтодора;
организация подготовки и повышения квалификации специалистов метрологических служб;
участие в разработке и аттестации методик выполнения измерений;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
подготовка и представление в головную организацию метрологической службы обобщенных материалов, необходимых для формирования планов работ по метрологическому обеспечению;
составление по запросам головной организации отчетов о выполнении работ в области метрологического обеспечения.
.5. Положение о метрологической службе органов управления дорожным хозяйством, учреждений и предприятий дорожного хозяйства разрабатывается в соответствии с требованиями ПР 50-732-93 «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц», настоящего Положения на основе Устава, согласовывается с головной организацией метрологической службы и утверждается руководителем органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства.
При выполнении органами управления дорожным хозяйством, учреждениями и предприятиями дорожного хозяйства работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», Положение о метрологической службе утверждается его руководителем по согласованию с органом Государственной метрологической службы по месту расположения органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства.
.6. Метрологическая служба органа управления дорожным хозяйством, учреждения или предприятия дорожного хозяйства может быть аккредитована на право поверки и (или) калибровки средств измерений в установленном порядке.
Список источников
oWikipedia.org
oПоложение о метрологической службе государственной службы дорожного хозяйства министерства транспорта РФ - 2002г.
oMetrolog.ru
oStudentu.ru