Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема
Формирование физической
активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема
Доктор педагогических наук,
профессор А.Г. Комков, Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
Е.В. Антипова, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической
культуры, Санкт-Петербург
Введение.
Здоровье человека в современном
гуманистическом обществе представляет собой наивысшую ценность и зависит от
целого ряда объективных и субъективных факторов. Поэтому важно отметить, что
нынешнее демографическое положение России и перспективы его эволюции относятся
к числу первостепенных, ключевых элементов, определяющих долговременное
развитие нашей страны. В Концепции демографического развития Российской
Федерации на период до 2015 г. [1] среди приоритетов в области укрепления
здоровья детей и подростков ставится задача совершенствования мероприятий,
направленных на развитие физической культуры, спорта и организацию досуга.
Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г. [2]
среди целей, задач и принципов содержит направления повышения качества
физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовленности и
физического развития детей и молодежи. Важнейшей задачей воспитания и
образования подрастающего поколения, решающим условием формирования нового
уровня культуры жизнедеятельности населения является целенаправленное и
интенсивное освоение детьми и подростками ценностей национальной и мировой
культуры физической активности, актуализированных в здоровом стиле жизни [3].
В современном языке активность
обычно определяется как такое качество поведения, которое дает некий видимый
результат благодаря расходованию энергии, она относится только к поведению, а
не к личности, стоящей за этим поведением [4]. Быть активным - значит дать
проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований,
которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый человек. Активность человека
характеризует не всякая деятельность, а лишь такая, которая обусловлена
внутренними причинами и направлена не только на сохранение, но и на
совершенствование биосоциокультурной системы, элементом которой является личность.
Она выражается как качественной, так и количественной стороной деятельности.
Физическая активность -
двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья,
развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной
реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных
потребностей. Двигательная деятельность - ансамбль двигательных действий,
включенных в систему организующих идей, правил и форм с целью достижения
определенного приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования
динамики этого процесса.
Постановка проблемы.
Направленность физкультурного образования личности определяется единством
ценностных ориентаций, потребностно -мотивационной сферы, базовых и специальных
знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях
оздоровительной и спортивной тренировки, жизнедеятельности в целом [5-8].
Разработка концепции личной физической культуры осуществляется на основе
преимущественной социализации личности учащихся общеобразовательной школы и
ориентирована на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков
ребенка, учет индивидуальных особенностей, основных интересов и уровня развития
психофизических показателей [9 -12].
Фактором, объединяющим все компоненты
физической культуры, является физкультурно-спортивная деятельность,
направленная на физическое совершенствование человека. В сфере физической
культуры целесообразно говорить о специфической деятельности, связанной с
укреплением здоровья, развитием физического потенциала и достижением
физического совершенства. Цель физической активности - эффективная реализация
задатков и способностей с учетом личностных мотиваций и социальных
потребностей. Обосновано теоретическое понятие физической активности с позиции
активного элемента, формирующего в сочетании с другими факторами физическую
культуру личности и являющегося важнейшим компонентом системы общественного
воспитания и самовоспитания личности [13].
Концепция физической активности
человека содержит в себе систему представлений об основных закономерностях
управляемого развития двигательного потенциала индивидуума, о путях и средствах
активного отношения личности к процессу физического совершенствования, о путях
и формах организации физической активности людей. Психологический аспект
проблемы рассматривается в единстве физической активности со здоровьем,
социологический - в единстве физической активности с культурным развитием [14].
Включение в исследование физической активности психологических и социологических
характеристик позволяет охватить некоторые важные реалии, связанные с
предметностью данного вида человеческой деятельности. Суть заключается в том,
что указанные аспекты требуется рассматривать не как порождаемые физической
активностью, а как порождающие ее.
Педагогические аспекты
формирования физической активности детей и подростков. Одной из тенденций
прогрессивного развития науки всегда было проникновение друг в друга идей
различных дисциплин [15].
Под физической активностью в
зарубежной литературе понимается любая работа, произведенная скелетными
мышцами, как результат расходования энергии, добавленный к состоянию покоя
[16]. Исследования ведутся в двух аспектах - физиологическом и поведенческом
[17]. Согласно физиологической перспективе физическая активность является
компонентом общего расходования энергии, которая также включает метаболизм
покоя, термический эффект питания и рост тела. Согласно же поведенческой
перспективе она может рассматриваться в пределах характеристик понимания
поведения, а также спортивных, рекреативных, реабилитационных, развивающих и
оздоровительных технологий.
Известно, что педагогический
процесс включает в себя следующие технологические компоненты: общение, оценку,
требования, информационное воздействие. С точки зрения реализации
педагогического воздействия необходимо учитывать природу ребенка, уровень его
индивидуального развития и в зависимости от этой обобщенной характеристики
доступно трансформировать ему человеческую культуру [18]. Культурологический
смысл содержания образования может быть реализован двумя способами: через
достижение взаимосвязи культурологического смысла с социальным и
индивидуально-личностным и через системную организацию содержания образования.
Объективное содержание
образования определяется социальным заказом, теми задачами, которые оно ставит
перед образованием, субъективное значение содержания образования выражается в
индивидуально-личностном смысле. Важнейшее значение имеет тот факт, что
зависимость между развитием личности и ее воспитанием заключается не в том, что
делают с детьми, а то, что с ними происходит. Применительно к рассматриваемой
проблеме важно остановиться на принципах обучения, среди которых основными
являются научность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность,
активность учащихся, прочность результатов обучения [19, 20]. Принцип
сознательности и активности личности в обучении и воспитании должен вести к
единству сознания и поведения.
Сознательность, самостоятельность
и прочность усвоения знаний можно считать скорее методическими правилами, чем
дидактическими принципами [21]. Что касается принципа активности, то его
содержание в педагогике часто сильно сужается и под ним понимают активное
овладение знаниями, умениями и навыками. Совершенно очевидно, что физическую
активность следует не сводить только к двигательной деятельности, а
целесообразно анализировать содержание интеллектуальной активности в проявлении
этой деятельности.
Социологические аспекты
исследования физической активности подрастающего поколения. Существующие
социологические подходы к оценке физической активности детей школьного возраста
основаны в первую очередь на измерении элементов поведения во взаимосвязи со
здоровьем детей [22]. В соответствии с этим ставится задача получения данных, позволяющих
судить о количестве детей, приобщенных к физической активности,
доказательствапользы регулярной физической активности, а также определении той
категории детей, которые нуждаются в существенном повышении фактического уровня
физической активности.
Принцип деятельностного подхода к
формированию физической культуры личности строится на утверждении положения о
том, что только умело стимулируя активность человека в этом виде деятельности,
можно осуществить действенное физкультурное воспитание [23].
Применительно к анализу
социальных аспектов формирования физической активности детей важно отметить,
что личность - это целостность социальных свойств человека, продукт
общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений
посредством активной деятельности и общения [24].
Социологический анализ проблемы
формирования физической активности предполагает изучение ее роли и места в
развитии школьников, конкретизацию социальных функций и связей с другими
педагогическими процессами, а также ценностных ориентаций, мотивов, интересов и
потребностей различных половозрастных групп школьников. Социальное значение
исследования физической активности состоит в том, что оно позволяет выявить те
условия и последовательность ее формирования, которые требуют осуществления
новых педагогических и психологических воздействий.
ФИЗИЧЕСКАЯ
АКТИВНОСТЬ
Специфическая
человеческая деятельность
Похожие работы на - Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема
|