Формирование физической активности молодёжи в семье
Введение
Здоровье человека в современном обществе является наивысшей ценностью. Существенным
фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание
оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека.
Однако статистика свидетельствует о том, что в настоящее время Российская
Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической
культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно
занимаются до 40 - 50 процентов населения, тогда как в Российской Федерации -
только около 11 процентов. Показатели здоровья и физической подготовки детей,
молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост
алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития физической
культуры в нашей стране. [1] Это говорит о необходимости вмешательства
государства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой,
формирования физической активности у широких масс граждан, особенно у молодёжи,
так как именно молодёжь определяет дальнейшее развитие общества.
Не существует единых критериев в определении границ молодёжного возраста.
В отечественной науке наиболее часто нижняя возрастная граница молодости
определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами.[2] В нашей работе мы будем следовать
данному определению. Одним из важнейших условий психического и физического
здоровья молодёжи является рациональная социализация, а также выработка навыков
адаптации к изменяющимся условиям социальной среды.
Однако в сфере образования, в том числе и физкультурного образования,
сложилась противоречивая ситуация, основанная на недооценке общей педагогикой
значения социальной среды в образовании человека, что привело к преувеличению
значимости направленного педагогического воздействия в процессе социализации
подрастающего поколения, одним из направлений которой является физическое
воспитание и формирование физической активности молодёжи. В то же время роль
института семьи в формировании у подростков и юношей физической активности
преуменьшалась. Семье в этом направлении социализации индивида отводилось
второстепенное место; главное же занимали школа и учреждения дополнительного
спортивного образования. Отсюда проблема выявления роли семьи в формировании
физической активности молодёжи является актуальной.
Объект исследования: формирование физической активности молодёжи в семье.
Предмет исследования: роль семьи в формировании физической активности молодёжи.
Цель: показать роль семьи как института первичной социализации в формировании
физической активности молодёжи.
Задачи:
1) рассмотреть различные подходы к определению, функциям и видам
социального института;
2) рассмотреть семью как один из главных институтов социализации
индивида;
3) выявить роль физической активности как инструмента социализации
молодёжи.
1. Понятие, функции, виды социальных институтов
Социальные институты являются важной формой социального взаимодействия и
одним из основных элементов социальной культуры общества.
Существуют различные трактовки понятия «социальный институт».
Совокупность всех имеющихся трактовок понятия “социальный институт” С. С.
Новикова сводит к следующим четырем основаниям: [3]
1. Группа лиц, выполняющих определенные, важные для всех социальные
функции.
2. Конкретные функции, которые выполняют некоторые члены группы от имени
всей группы.
3. Система учреждений и правил, позволяющая индивидам выполнять
общественные безличные функции (то есть те, которые должны исполняться
независимо от личных черт и интересов человека, выполняющего их всегда одним и
тем же образом) , направленные на удовлетворение потребностей или регулирование
поведения членов общности (группы).
4. Социальные роли, особо важные для группы или общности .
В большинстве западных социологических теорий социальный институт
рассматривается как “устойчивый комплекс формальных и неформальных правил,
принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой
деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих
социальную систему.” [4]
Я. Щепаньский, проанализировав в своей книге “Элементарные понятия
социологии” сделанный А.Миллером обзор различных пониманий термина “ социальный
институт” в зарубежных исследованиях, делает вывод о том, что социальные
институты “являются системами учреждений, в которых определенные люди,
избранные членами групп, получают полномочия выполнять определенные
общественные и безличные функции ради удовлетворения существующих
индивидуальных и групповых потребностей индивидов и ради регулирования
поведения других членов групп.[5] Отечественный ученый И.И. Лейман под
социальным институтом понимает “объединение людей, выполняющих специфические
функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также
традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и
иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как
внутренних, так и внешних”[6]
Современный российский исследователь С.С.Фролов предлагает следующее
определение социального института: “Социальный институт — это организованная
система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные
ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.”[7]
Под системой социальных связей в данном определении понимается сплетение
ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в
определенных рамках поведение в групповых процессах, под общественными ценностями
— разделяемые идеи и цели, а под общественными процедурами — стандартизованные
образцы поведения в групповых процессах. Институт семьи, например, включает в
себя:
1) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка,
бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), с помощью которых
осуществляется семейная жизнь;
2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям,
семейная жизнь);
3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом
развитии, семейные правила и обязательства).[8]
Исходя из вышеизложенного, С. С. Новикова выводит следующее обобщённое
определение: “социальный институт — это система учреждений, в которых
определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять
определенные общественные функции, направленные на удовлетворение
индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения
других членов групп.»[9]
Каждый социальный институт как организованная социальная система
характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных
элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института:
1. Каждый социальный институт имеет свою цель деятельности.
2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников
институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый
участник выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института
социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все
остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.
3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями
для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными,
символическими.
4. Социальный институт располагает определенной системой санкций,
обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося
поведения.
Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают
поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с
соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от
требований этих стандартов.[10]
Основной, общей функцией любого социального института является
удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и
существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится
выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей,
стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — это
система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение
каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.
2. Регулятивная функция — это выработанные социальным институтом шаблоны
поведения, нормы и система контроля, регулирующие взаимоотношения между членами
общества.
3. Интегративная функция — это процессы сплочения, взаимозависимости и
взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием
институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.
4. Транслирующая функция — это передача социального опыта приходящим в
социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ
института, так и смены поколений; для этого в каждом институте предусмотрен
механизм социализации, позволяющий индивидам адаптироваться к его ценностям,
нормам и ролям.
5. Коммуникативная функция — это распространение произведенной в
институте информации как внутри института с целью управления и контроля за
соблюдением норм, так и вне его при взаимодействии с другими институтами. [11] Один институт может выполнять
одновременно несколько функций; различные институты могут выполнять общие
функции (например, каждое общество испытывает потребность воспитывать и обучать
детей, эту функцию выполняют сразу несколько социальных институтов — семья,
школа, система образования, культурно-воспитательные учреждения и т.д.); у
института на разных ступенях развития общества могут отпадать одни и возникать новые
функции, или значение одной и той же функции может со временем или возрастать,
или уменьшаться; один и тот же институт в разных общественно-экономических
формациях может выполнять разные функции .[12]
Если социальный институт не может справиться с выполнением своих функций,
то его непременно ждут дезорганизация и изменения.
Система социальных институтов подвергается наибольшей деформации во
времена быстрых социальных перемен. Перед многими традиционными институтами
встает дилемма: или полностью прекращать свою деятельность, или адаптироваться
к решению новых задач. Переорганизация или формирование новых социальных
институтов на основе новых социальных норм, ценностей и отношений требуют
длительных временных периодов, так как нельзя быстро сформировать новые
стандарты поведения, быстро изменить сознание и психологию людей. Это приводит
к тому, что людям приходится сталкиваться в серьезными трудностями при
поддержании общественного порядка в традиционных областях жизнедеятельности,
возникающими из-за неурегулированности вновь возникающих социальных отношений.
Такие переходные периоды общества, связанный с дезорганизацией традиционных
институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией. [13]
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что, обеспечивая
стабильное развитие общества, выполняя необходимые функции, социальные
институты нуждаются в наличии определенной совокупности условий.
Я. Щепаньский отметил, что эффективность функционирования социальных институтов
зависит от следующих условий:
1. От четкого определения цели, задач и объема функций социального
института.
2. От рационального разделения труда и его рациональной организации
внутри социального института.
3. От степени деперсонализации деятельности и объективизации функций,
выполняемых отдельными лицами.
4. От признания престижа, которым обладает социальный институт в глазах
групп, общностей или общества.
5. От бесконфликтного включения социального института в глобальную
систему институтов, то есть в общество.[14]
Нарушение этих условий, порой даже одного, ведет к тому, что деятельность
института приобретает дисфункциональный характер, то есть нарушается
взаимодействие социальной среды и социального института по реализации главной
функции каждого социального института — удовлетворению конкретных общественных
потребностей.
Существуют различные классификации социальных институтов.
Западные социологи в зависимости от сферы действия и выполняемых функций
подразделяют социальные институты, на реляционные, регулятивные и
интегративные. [15]
Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым
различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей.
Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуального
поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также
санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов
социального контроля).
Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за
обеспечение интересов социальной общности как целого.
Российские социологи приводят множество различных классификаций
социальных институтов. Например, А.А.Радугин и К.А.Радугин выделяют шесть
комплексов социальных институтов:[16]
1) экономическо-социальные институты;
2) политические институты,
3) социокультурные и воспитательные институты ;
4 ) нормативно-ориентирующие институты;
5) нормативно-санкционирующие институты,
6) церемониально - символические и ситуационно - конвенциональные
институты.
А.П.Лимаренко с точки зрения содержания исполняемых функций делит
социальные институты следующим образом:
1) экономические институты (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы
потребления и услуг и др.);
2) политические институты (государство с его центральными и местными
органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.);
3) институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.);
4) социальные институты в узком смысле (институты социального обеспечения
и опеки, различные самодеятельные организации).[17] Анализ различных классификаций
социальных институтов позволяет С. С. Новиковой выделить следующие, общие для
большинства классификаций группы социальных институтов:
1. Экономические — это все институты, которые обеспечивают процесс
производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный
оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи,
корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).
2. Политические — это институты, которые устанавливают, исполняют и
поддерживают власть.
3. Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которым
поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение
сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения
между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
5. Социально-церемониальные — это институты, регулирующие повседневные
человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные
институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают
неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы
приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение
собраний и т. п., Это институты, организованные добровольным объединением (общественные
организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие
политические цели).
6. Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцедентными
силами.[18]
В приведенной классификации рассмотрены только так называемые “главные
институты”, самые важные, в высшей степени необходимые, институты, вызванные к
жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные
функции и являются характерными для всех типов цивилизации. Все социальные
институты любого общества объединены и взаимосвязаны между собой, представляют
собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция базируется на том, что
человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в
различных типах институтов. Социальные институты оказывают определенное влияние
друг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своими
попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также
установлением минимальных стандартов заботы о детях и матерях.
Взаимосвязанная система институтов образует целостную систему, которая
обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей,
регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого.
Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов —
необходимое условие нормального функционирования всего общества.
Таким образом, социальный
институт — это система учреждений, в которых определенные люди, выбранные
членами групп, получают возможность выполнять определенные общественные
функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей
индивидов и регулирование поведения других членов групп.
Социальные институты выполняют следующие функции : закрепления и
воспроизводства общественных отношений; регулятивную; интегративную;
транслирующую; коммуникативную.
Выделяют следующие виды социальных институтов: экономические;
политические; воспроизводства и родства; социально-культурные и воспитательные;
социально-церемониальные; религиозные.
2. Институт семьи и социализация индивида
Среди «главных» социальных институтов особое место занимает институт
семьи. Это исторически первый социальный институт любого общества. Семья
является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором
находят свое отражение все сферы и отношения общества.
Существует множество определений семьи. Одним из самых распространённых
является определение А.Г. Харчева: «семья - это основанное на браке,
кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанное общностью быта и
взаимной ответственностью.» [19]
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
«Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и
женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую
жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности.»[20] Однако семья представляет собой более
сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супругов, их
детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на отношениях
супружества - родительства - родства.
Семья - основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в
поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье
человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки
поведения. Cемья является основой всех социальных институтов.
Выделяют два типа семьи в зависимости от её структуры:
1) нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят;
2) расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников,
например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. [21]
В настоящее время преобладают нуклеарные семьи.
Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции.
Эти функции следующие:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное
воспроизводство человека в семье); - воспитательная функция – социализация молодого
поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов
общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; - экономическая – получение
материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних
и нетрудоспособных членов общества;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное
взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам
семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение
интересов;
- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также
регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,
родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.[22]
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция, или
функция социализации индивида.
Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания
зарубежных и отечественных исследователей.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х
годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж.
Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др.
В дальнейшем, в конце 60-х - начале 70-х годов острый интерес к этой
проблеме проявили и другие западные ученые, представители практически всех школ
и течений современной социологии и социальной психологии США - неофрейдисты,
представители бихевиоризма, необихевиоризма, теории когнитивного диссонанса,
символического интеракционизма.
Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже,
чем за рубежом; первые отечественные работы датируются второй половиной 60-х
годов.
Социализация определялась как «процесс овладения человеком социальным и
социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями,
общественным опытом в целом.»[23]
Значительно позднее в определение понятия "социализация" были
внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя
этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом
социальных норм и ценностей; социализация должна рассматриваться как
двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидом
общественных отношений.
Так, Г. М. Андреева дает следующее определение: "Социализация - это
двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом
социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных
связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных
связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в
социальную среду".[24] Таким образом, социализация
предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное
воспроизводство этих отношений.
Социализацию нельзя сводить к понятию воспитания.
Можно выделить следующие особенности процесса социализации, позволяющие
отличить его от воспитания: - Относительная стихийность, неорганизованность
этого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренном
целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто
регулировать,
- Непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей,
которое при социализации происходит в результате активной деятельности и
общения индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением.
- Возрастающая по мере взросления самостоятельность индивида в отношении
выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, которая
приобретает роль референтной группы и оказывает решающее значение в процессе
социализации.[25]
Хотя социализация и имеет некоторые особенности по сравнению с
воспитанием, тем не менее, не противопоставляется ему. Целенаправленное
воспитание в идеале предполагает полное управление процессом социализации,
которое как раз и направлено на создание воспитывающей среды.
Социализация включает в себя:
- усвоение индивидом системы духовных, психических и физических идеалов;
- формирование духовных, психических и физических ценностей, основанных
на этих идеалах;
- формирование духовных, психических и физических потребностей,
основанных на этих идеалах и ценностях;
- формирование отношений индивида к социальной и физической среде;
- формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, программ поведения
индивида, соответствующих указанным усвоенным и сформированным идеалам,
ценностям, потребностям, отношениям.[26]
Выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из
этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации
– это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты
социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и
направляют их.
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых
группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее
окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи,
сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают
влияние на формирование его личности.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и
институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные
учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д. [27]
Процесс социализации проходит несколько этапов, совпадающих с жизненными
циклами человека, и достигает определенной степени завершенности при достижении
личностью социальной зрелости. Однако в этом процессе возможны неудачи.
Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное)
поведение. Этим термином чаще всего обозначают различные формы негативного
поведения, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и
права. [28] Семья является важнейшим институтом
социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального
взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для
ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека
включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и
в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным,
факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и
формы базового жизненного тренинга личности.
Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса
воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс
социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны
приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия
ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация
осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия
других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может
осуществляться также посредством особенного механизма социального научения,
который получил название викарное научение.
Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет
наблюдения научения других.[29]
Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии
личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и
психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение
ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием
одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при
отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана
с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и
реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.
Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора
неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо
острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более
беспокойны, более агрессивны и задиристы. чем дети, у которых были отцы (П.
Массен, Дж. Конджер и др.). При изучении детей старшего возраста выяснилось,
что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее
мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось,
что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями,
мало чем отличается от поведения тех, кто жил в полной семье. Но в
интеллектуальной деятельности обнаруживается разница. [30]
Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является
важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка.
Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и
отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и
асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются
между собой по критерию "полная-неполная семья".
В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической
деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что
психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и
ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности
ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального
инфантилизма до асоциального и делинквентного ( криминального) поведения.
Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть
обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Конфликтные семейные
отношения нередко приводят к развитию у детей патохарактерологических реакций,
неврозов, формированию психопатических черт.
В этом плане можно выделить (А. Е. Личко) несколько типов неправильного
воспитания:
- гипопротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к
делам, волнениям и увлечениям ребёнка, подростка;
- доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль. Не
приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга;
- потворствующая гиперпротекция — недостаток надзора и некритическое
отношение к нарушениям поведения у детей и подростков;
- воспитание “в культе болезни” — болезнь ребенка, даже незначительное недомогание
предоставляет ему особые права и ставит его в центр внимания семьи, в
результате чего культивируется эгоцентризм;
- эмоциональное отвержение — ребенок ощущает, что им тяготятся;
- условия жестких взаимоотношений — срывание зла на подростке и душевная
жестокость;
- условия повышенной эмоциональной ответственности — на ребенка
возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания;
- противоречивое воспитание — несовместимые воспитательные подходы
различных членов семьи. [31]
Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации
группа ровесников в значительной степени замещает родителей (“обесценивание”
родителей — по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в
группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.
Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в
подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными. Например, для
подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность “реакция
эмансипации”. Все это верно как общее направление возрастного развития
личности. Однако гиперболизация идеи о “замещении родителей” группой
сверстников мало соответствует, по мнению А. Реан, реальной психологической
картине.[32]
Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации
отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным
областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать,
остаются главными эмоционально близкими лицами.
Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных
ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде
всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной
последовательности — отец, подруга или друг. [33]
В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке,
старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное
время — с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в
смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом)
месте, у девушек — на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, “С кем бы ты
стал советоваться в сложной житейской ситуации?” — и те, и другие поставили на
первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг,
подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И. С.
Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к
маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и
девушек подтверждают эту тенденцию.[34] К сожалению, ценность семьи как
социального института, ответственного за то, как проходит первичная
социализация индивида, долгое время недостаточно учитывалась. Более того,
ответственность за воспитание личности пытались в определенной степени снять с
семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.
Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного
порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками для общества.
Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления
семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми
семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в
значительной мере неблагоприятен сегодня для адекватной потребности в семье и
семейных ролях.
В современной семье нередко наблюдается отсутствие совместной
деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное
единение. Формами такой деятельности могут быть различные виды физической
активности детей и родителей, других членов семьи, способствующие укреплению
здоровья, формирующие привычку к здоровому образу жизни.
Таким образом, семья
является важнейшим институтом социализации личности. Социализация в семье
происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по
механизму социального научения. Любая деформация семьи приводит к негативным
последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации
семьи: структурную и психологическую. В настоящее время все большее внимание
уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные
исследования убедительно свидетельствуют, что нарушение системы межличностных
отношений и ценностей в семье оказывает огромное влияние на негативное развитие
личности подростка, приводя к различным личностным деформациям, к проявлениям
различного рода девиаций.
3. Институт физической культуры физическая активность
молодёжи
Среди институтов социализации подрастающего поколения важное место
отводится институту физической культуры.
Физическая культура — «сфера социальной деятельности, направленная на
сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей
человека в процессе осознанной двигательной активности.» [35]
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность
ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях
физического и интеллектуального развития способностей человека,
совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа
жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки
и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»).
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
- уровень здоровья и физического развития людей;
- степень использования физической культуры в семье, сфере воспитания и
образования, в производстве и быту.[36]
Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период
бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на
Западе. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после
революции 1917 года термин «физическая культура» прочно вошел в научный и
практический лексикон.
Физическая культура является частью общей культуры человечества, так как в
физической культуре находят свое отражение достижения людей в совершенствовании
своих как физических, так и психических, и нравственных качеств. Уровень
развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их
совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и
определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры
человека.
Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим
все проявления жизни организма человека, являются сознательные занятия
разнообразными физическими упражнениями, большинство из которых придуманы или
усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания
физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к
спортивным играм и соревнованиям и далее к установлению как личных, так и
всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В
сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода),
гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей
физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и
поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.
Занятия физкультурой предполагают физическую активность индивида.
В современном языке активность обычно определяется как такое качество
поведения, которое дает некий видимый результат благодаря расходованию энергии;
активность относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этим
поведением.[37]
Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, которыми,
хотя и в разной степени, наделен каждый человек.
Активность человека характеризует не всякая деятельность, а лишь такая,
которая обусловлена внутренними причинами и направлена на совершенствование
личности.
Физическая активность - «двигательная деятельность человека, направленная на
укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического
совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной
мотивации и социальных потребностей.»[38]
Двигательная деятельность - “ансамбль двигательных действий, включенных в
систему организующих идей, правил и форм с целью достижения определенного
приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамики
этого процесса.” [39]
Концепция физической активности человека содержит в себе “систему
представлений об основных закономерностях управляемого развития двигательного
потенциала индивидуума, о путях и средствах активного отношения личности к
процессу физического совершенствования, о путях и формах организации физической
активности людей.”[40]
Существующие социологические подходы к оценке физической активности человека
основаны в первую очередь на измерении элементов поведения во взаимосвязи со
здоровьем. В соответствии с этим ставится задача получения данных, позволяющих
судить о количестве людей той или иной возрастной или социальной группы,
приобщенных к физической активности, доказательства пользы регулярной
физической активности, а также определении той категории людей данной группы,
которые нуждаются в существенном повышении фактического уровня физической
активности. [41]
Применительно к анализу социальных аспектов формирования физической
активности человека важно отметить, что личность - это целостность социальных
свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему
социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Социологический анализ проблемы формирования физической активности
предполагает изучение ее роли и места в развитии личности, конкретизацию
социальных функций и связей с другими педагогическими процессами, а также
ценностных ориентаций, мотивов, интересов и потребностей различных
половозрастных групп. Социальное значение исследования физической активности
состоит в том, что оно позволяет выявить те условия и последовательность ее
формирования, которые требуют осуществления новых педагогических и
психологических воздействий. [42]
Физическая активность - специфический вид человеческой деятельности.
Принцип деятельностного подхода к формированию физической культуры
личности строится на утверждении положения о том, что только умело стимулируя
активность человека в этом виде деятельности, можно осуществить действенное
физкультурное воспитание . Суть определения физической активности с точки
зрения деятельностного подхода заключается в том, что в ней взаимодействуют два
вида деятельности - двигательная и мыслительная; содержание двигательной
деятельности характеризует активность внешнюю (моторную), содержание
мыслительной деятельности характеризует активность внутреннюю (умственную).[43]
Проблема формирования и развития физической активности не может быть
сведена только к проблеме овладения знаниями, умениями и навыками. “Смыслу
нельзя обучить, его можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его в
сознаваемую развитую идею, обогатить учащегося соответствующим индивидуальным
опытом. Результаты обучения и воспитания в системе физкультурного образования
должны рассматриваться с позиции степени их сознательности, т.е. то, чем становятся
знания, умения, навыки в жизни личности обучающегося, какой смысл они
приобретают для него. Успешность обучения и заключается в том смысле, какой
имеет для человека изучаемое им. Для возбуждения интереса к физической
активности необходимо создавать мотив, а затем - возможность нахождения цели в
том или ином предметном содержании.”[44] Физическая активность, как и любая
человеческая деятельность, существует в форме действия и цели этого действия. Условия
и способы организации физической активности оказывают существенное влияние на
ее формирование. Значительное воздействие на результат, выражающийся в
индивидуальном опыте, оказывают субъективные факторы. Актуализируется роль
педагогических и социально-психологических факторов, которые опосредованно
влияют на результаты физической активности.[45]
Представление о деятельности как об активном отношении предполагает, что
в ее структуру входит компонент, выполняющий функцию инициации физической
активности. “Структурное образование деятельности, содержание которого
составляет отражение потребности, определяется в качестве интенционного
компонента физической активности. Суть его заключается в механизме обеспечения
приоритетов внутренней и внешней активности в отношении условий
жизнедеятельности, который ранжирует степень значимости их изменений и
обеспечивает целесообразные направления физической активности. Помимо
интенционного компонента, содержанием которого является ответ на вопрос, что
должно быть достигнуто, физическая активность имеет и свой операционный
компонент, т.е. характеристику, каким способом можно достигнуть результата. При
изменениях условий меняется и операционный состав действий.”[46]
Функцию стабилизации и стимулирования физической активности выполняет
компонент индивидуального опыта, сохраняя и закрепляя результаты двигательной
деятельности. Именно в компоненте индивидуального опыта локализуется механизм
развития физической активности, ее направленного изменения на основе
закрепления результатов взаимодействия с педагогом.[47]
Особое значение физическая активность имеет в молодом возрасте.
Она является одним из инструментов социализации молодёжи. Для обеспечения
здорового развития молодым людям необходима ежедневная физическая активность от
умеренной до высокой степени интенсивности, в общей сложности, не менее 60
минут.
Такая активность может предоставить молодым людям важные преимущества для
их физического и умственного здоровья и участия в общественной жизни.
Надлежащая практика физической активности помогает молодым людям:
·
в развитии
здоровых скелетно-мышечных тканей (то есть костей, мышц и суставов);
·
в развитии
здоровой сердечно-сосудистой системы (то есть сердца и легких);
·
в развитии
нервно-мышечного аппарата (то есть координации и контроля за движениями);
·
в поддержании
здорового веса тела.[48]
Физическая активность также связана с психологическими преимуществами для
молодых людей, так как она помогает лучше контролировать состояния тревоги и
депрессии. Участие в физически активных мероприятиях может также способствовать
социальному развитию молодых людей, предоставляя им возможности для
самовыражения, приобретения уверенности в себе, социального взаимодействия и
интеграции. К тому же считается, что физически активные молодые люди с большей
готовностью принимают другие здоровые формы поведения (например, избегают употребления
табака, алкоголя и наркотиков) и демонстрируют более высокую успеваемость в
школе.
Несмотря на это, уровни физической активности среди молодых людей в
отдельных странах и во всем мире снижаются, особенно в бедных городских
районах. По оценкам, менее одной трети молодых людей активны в достаточной мере
для положительного воздействия на их нынешнее и будущее здоровье и
благополучие.
Такое снижение уровней активности, в значительной мере, вызвано сидячим
образом жизни, получающим все более широкое распространение. Так, например,
дети все реже ходят в школу пешком или ездят на велосипедах, но проводят
слишком много времени у телевизоров, за компьютерными играми и другими сидячими
занятиями, зачастую за счет физической активности и занятий спортом.
Время, отводимое в школах на занятия физкультурой и другие виды
физической активности, также сокращается.
Многие факторы препятствуют участию молодых людей в физически активных
мероприятиях:[49]
·
отсутствие
времени;
·
плохая мотивация;
·
отсутствие
надлежащей поддержки и руководства;
·
чувство
неловкости или неспособности;
·
отсутствие
безопасных мест;
·
ограниченный
доступ к местам и оборудованию для физической активности;
незнание преимуществ физической активности.
В основе формирования физической активности молодых людей лежат
потребностно - мотивировочные процессы, позволяющие индивиду не только достичь
поставленных целей физического совершенствования, но и укрепить психическое и
физическое здоровье, а также способствовать достижению социального благополучия
и улучшения эмоционального состояния.[50]
Успех формирования у молодёжи положительного отношения к определенным
видам физической активности во многом зависит от правильного взаимодействия
организованного воспитания и влияния социальной среды.
Повышение физической активности молодёжи является проблемой на уровне не
только отдельных людей, но и всего общества. Большую роль в решении этой
проблемы должна играть школа.
Однако на развивающуюся личность, на процессы становления, закрепления и
стимулирования её физкультурно-спортивных потребностей, на воспитание у неё
интереса к двигательной деятельности в целях укрепления здоровья решающее
значение имеет влияние всего ближайшего социального окружения, особенно семьи.
Роль семьи в воспитании подрастающего поколения определяется
независимостью ее воздействия на развитие детей, их интимностью,
индивидуальностью, неповторимостью, глубоким учетом особенностей ребенка,
которого родители знают значительно лучше других воспитателей .
Поэтому важно, в какой степени родители сами осознают социальные функции
физической культуры, имеют современные представления о здоровом образе жизни.
«Понимание социально-биологического наследования оздоровительных эффектов
физической культуры имеет для переориентации общественного сознания в области
физической культуры особое значение, позволяя рассматривать воздействие занятий
физическими упражнениями на организм не как временное, преходящее явление, а
как крупномасштабное и длительное, благотворными результатами которого
пользуются не только занимающийся, но и его дети, потомство». [51]
Положительным моментом является активное отношение родителей к своему
здоровью, личный пример в отношении физической активности. В этом плане
трудности социализации возникают в случае, если ребенок ориентируется на
неудачные образцы поведения родителей (например, курение, алкоголь).
Установлено, что физическая активность родителей, других членов семьи
может влиять как на повышение, так и на снижение уровня физической активности молодых
людей.
Для обеспечения эффективности физического воспитания, формирования
физической активности подростков и юношей, родители должны знать, какое
воспитательное влияние на их детей осуществляется на уроках в школе (другом
учебном заведении) и во внеурочное время. Такие знания необходимые для
соблюдения преемственности и обеспечения единой педагогической линии в
предъявлении требований к подростку. Семья и школа должны объединить усилия в
решении задачи формирования физической активности молодёжи. Вместе с тем
следует учитывать условия, возможности семьи и школы.
Функции родителей в процессе формирования физической активности
подростков и юношей можно сгруппировать таким образом:
1) создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
2) контроль и содействие соблюдению подростками режима дня, правил личной
гигиены, закаливанию, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
3) непосредственное участие в соревнованиях семейных команд, днях
здоровья, спортивно-художественных вечерах, физкультурно-художественных
праздниках, играх, развлечениях, прогулках;
4) организация соревнований и игр на спортивных площадках по месту
проживания и в школе;
5) выполнение обязанностей общественных тренеров и судий. [52]
Таким образом, современные представления о физической активности основаны
на том, что в ней проявляется единство человека как биологического, социального
и культурного существа, она позволяет обрести самостоятельность, социальную и
психическую независимость, отдыхать, развивать физические способности,
достигать высоких результатов в спорте; выходит за пределы обучения и
воспитания, является особым видом социальной деятельности. Успешное решение
задач физического воспитания, формирования физической активности молодёжи
возможно лишь при условии общих, согласованных действий учреждений образования и
семьи.
Заключение
Социальный институт — это система учреждений, в которых определенные
люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять определенные
общественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых
потребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп.
Социальные институты выполняют функции: закрепления и воспроизводства
общественных отношений; регулятивную; интегративную; транслирующую; коммуникативную.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация в семье
происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по
механизму социального научения. Любая деформация семьи приводит к негативным
последствиям в развитии личности ребенка. Нарушение системы межличностных
отношений и ценностей в семье оказывает влияние на негативное развитие личности
подростка, приводя к различным личностным деформациям, к проявлениям различного
рода девиаций. Современные представления о физической активности основаны на
том, что в ней проявляется единство человека как биологического, социального и
культурного существа, она позволяет обрести самостоятельность, социальную и
психическую независимость, отдыхать, развивать физические способности,
достигать высоких результатов в спорте; выходит за пределы обучения и
воспитания, является особым видом социальной деятельности. Успешное решение
задач физического воспитания, формирования физической активности молодёжи
возможно лишь при активном участии семьи в этом процессе.
Важно, чтобы модели физической активности и здорового образа жизни,
приобретенные в детстве и подростковом возрасте, сохранялись на протяжении всей
дальнейшей жизни. Для будущего здоровья всех людей необходимо улучшение уровней
физической активности среди молодых людей.
Список литературы
1. ВОЗ: Глобальная стратегия по питанию, физической
активности и здоровью. Физическая активность и молодые люди / www.who.int/…/ru/index.html
2. Концепция федеральной целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"
//lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001N4/p2-8.htm
3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007
г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» .
4. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные
институты: содержание, функции, структура / Ю. П.Андреев, Н. М. Коржевская, Н.
Б. Костина. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 83 с.
6. Антонов А. И., Медков А. В. Социология семьи / А. И. Антонов,
А. В. Медков. - М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления
("Братья Карич"), 2006. - 304с.
7. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика
физической культуры / Б.А. Ашмарин, Л. К.Завьялов, Ю. Ф. Курамшин. - СПб.: ЛГОУ
им. А.С. Пушкина.- 1999.- 353 с.
8. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации
физического воспитания детей и молодежи/ В. К. Бальсевич // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. -1996. - № 1. С. 24-25.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии/ С. А.
Беличева. -М.: Редакионно-издательский центр Консорциума "Социальное
здоровье России", 2004. - 218 с.
10. Горяева
Н. Социализация молодежи / Н. Горяева// Аспирант и соискатель. - 2006. - №2. С.
62 - 64.
11.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение /
Э.Дюркгейм //www.ecsocman.edu.ru/db/msg/78297
12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пос./
Е. П. Ильин. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.- 486 с.
13. Караев А. М. Социализация молодежи: Методологические
аспекты исследования /А.М. Караев// Гуманитарные и социально-экономические
науки. - 2005. - №3. С. 124-128.
14. Ковалева А. И. Социализация / А. И.
Ковалёва // Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал — 2004. — № 1.
15. Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физической
активности детей и подростков как социально - педагогическая проблема
/А.Г.Комков, Е.В.Антипова / lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N3/p5-8.htm
16. Комков А. Г., Лубышева Л. И. Социологические
основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста
// lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N1/p40-46.htm
17. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.:
Просвещение, 1989. - с.296
18. Кравченко А. И. Социология девиантности / А. И.
Кравченко. - М.: Логос , 2004. - 418 с.
19. Криворученко В. К. Социализация молодого поколения
в условиях развития с.демократии и гражданского общества в современной России /
В. К. Криворученко // Электронный журнал « Знание. Понимание.
Умение». — 2008. — № 3 - Социология.
20. Лейман И.И. Наука как социальный институт / И. И. Лейман
- Л.: Наука. Ленингр. отд., 1971.- 177 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н.
Леонтьев. - М.: Просвещение, 1995. 247 с.
22. Лимаренко А. П. Методологические основы социологии / А.
П. Лимаренко. - М.: Наука, 1997.
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у
подростков / А. Е. Личко. - М.: Медицина и здоровье, 2002. - 361 с.
24. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта:
Учеб. пос./ Л. И. Лубышева. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. -
240 с.
25. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории,
методологии и методики/ М. С. Мацковский. - М.: Лад , 2004. - 374 с.
26. Мудрик А. В. Социализация индивида / А. В. Мудрик. - М.:
Академия, 2007. - 295 с.
27. Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный,
ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю. М. Николаев. - СПб.:
Питер, 2000. - 386 с.
28. Новикова С. С. Социология: история, основы,
институционализация в России С. С. Новикова. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 412 с.
29. Орлова В. В. Социализация молодежи / В. В. Орлова. -
Ростов - н/Д: Феникс, 2005. - 429 с.
30. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология / А. А. Радугин,
К. А.Радугин. - М.: Век, 2002. 452 с.
31. Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье / А.
А. Реан // www.narcom.ru/parents/parents/20.html
32. Семья и молодёжь: Профилактика отклоняющегося поведения /
Под ред. И.И. Осипова. - Минск, 1999. - 317 с.
33. Смелзер Н. Социализация //scepsis.ru/library/id_586.html
34. Современная семья: социальные, правовые, психолого-педагогические
аспекты проблемы / Под ред. Е. Н. Иваньковской. - Пермь, 2004. - 316с.
35. Социальные и биологические основы физической культуры / Под
ред. Д. Н. Давиденко. - СПб.: Лань, 2001. - 419 с.
36. Социология
молодёжи / Под ред. А. М. Марычевой. - Ростов - н/Д: Феникс, 2007. - 471 с.
37. Столяров В. И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической
культуры и физического воспитания (инновационный подход) / В. И.Столяров, И.
М.Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика
физической культуры. - 1998, - № 5. С.11 - 15.
38. Топилина Е.С.Особенности социализации молодого поколения
в современной России / Е.С.Топилина // Гуманитарные и социально-экономические
науки. - 2006. - №3 С. 73 - 79.
39. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных
заведений / С. С. Фролов. - М.: Логос, 1996. - 360 с.
40. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её
проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. - М.: Наука, 1989. - 368 с.
41. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я.
Щепаньский - М.: Просвещение, 1960. - 285 с.
[1]Концепция федеральной целевой программы
"Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -
2015 годы"
[2]Социология молодёжи / Под ред. А. М.
Марычевой. - Ростов - н/Д, 2007. С. 38
[3]Новикова С. С. Социология: история,
основы, институционализация в России. - М., 2008. С. 118.
[4]Там же
[5]Щепаньский
Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1960
[6]Лейман И.И. Наука как социальный
институт. - Л., 1971. С. 20.
[7]Фролов С. С. Социология. - М. 1996.
С. 218.
[8]Там же.
[9]Новикова С. С. Указ соч. С. 119.
[10]Там же. С. 121.
[11]Новикова С. С. Указ. соч. С. 126.
[12]Там же.
[13]Кравченко А. И. Социология
девиантности. - М., 2004. С. 194.
[14]Щепаньский Я. Указ соч. С. 348.
[15]Новикова С. С. Указ. соч. С. 229.
[16]Радугин А. А. , Радугин К. А.
Социология. - М. 2002. С. 317.
[17]Лимаренко А. П. Методологические
основы социологии. - М., 1997. С. 84.
[18]Новикова
С. С. Указ соч. С. 139.
[19]Харчев А. Г., Мацковский М. С.
Современная семья и её проблемы. - М., 1989. С.26.
[20]Антонов А. И., Медков А. В. Социология
семьи. - М., 2006. С. 42
[21]Там же.
[22]Мацковский М.С. Социология семьи.
Проблемы теории, методологии и методики. - М., 2004.
[23]Мудрик А. В. Социализация индивида. -
М., 2007. С. 216.
[24]Андреева Г. М. Социальная психология.
- М. 2001. С. 219.
[25]Ковалева А. И. Социализация //
Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал — 2004. — № 1.
[26]Ковалева А. И. Социализация //
Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал — 2004. — № 1.
[27]Мудрик А. В. Указ. соч. С. 218.
[28]Беличева С.А. Основы превентивной
психологии. - М., 2004. С.112.
[29]Криворученко В. К. Социализация
молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в
современной России // Электронный журнал
«Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 3 - Социология.
[30]Реан А. А. Развитие и социализация
личности в семье // www.narcom.ru/parents/parents/20.html
[31]Личко А.Е. Психопатии и акцентуации
характера у подростков. - М. 2002. С. 194.
[32]Реан А. А. Развитие и социализация
личности в семье // www.narcom.ru/parents/parents/20.html
[33]Там же.
[35]Николаев Ю. М. Теория физической
культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. -
СПб., 2000. С. 26.
[36]Социальные и биологические основы
физической культуры / Под ред. Д. Н. Давиденко. - СПб., 2001. С. 38.
[37]
Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физической активности детей и
подростков как социально - педагогическая проблема //
lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N3/p5-8.htm
[38] Комков А. Г., Антипова Е. В.
Формирование физической активности детей и подростков как социально -
педагогическая проблема // lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N3/p5-8.htm
[39]Там же.
[40]Лубышева
Л. И. Социология физической культуры и спорт. - М., 2001. С. 93.
[41]Там же. С. 96.
[42]Лубышева Л. И. Указ. соч. С. 98.
[43]Столяров В. И., Быховская И. М., Лубышева
Л. И. Концепция физической
культуры и физического воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. -
1998, - № 5. С.11.
[44]Бальсевич
В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и
молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996, - № 1. С. 24-25.
[45]Бальсевич В.К. Концепция альтернативных
форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996, - № 1. С. 24-25.
[46]Комков А. Г., Антипова Е. В.
Формирование физической активности детей и подростков как социально -
педагогическая проблема // lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N3/p5-8.htm
[47]Там же.
[48]ВОЗ: Глобальная стратегия по питанию, физической
активности и здоровью. Физическая активность и молодые люди / www.who.int/…/ru/index.html
[49] Там же.
[50] Комков А. Г.Лубышева Л. И.Социологические
основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста
// lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N1/p40-46.htm
[51] Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К.,
Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры.- СПб., 1999. С. 169.
[52]Комков А. Г.Лубышева Л. И. Социологические
основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста
// lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N1/p40-46.htm