Автоматизированния система обучения программированию
Автоматизированния система обучения программированию
Актуальной
проблемой совершенствования учебного процесса является разработка программного
обеспечения для его проведения. К сожалению, большинство известных обучающих
программ предназначены либо для изучения основ компьютерной грамотности
(«Роботландия», «Мир информатики»), либо для обучения работе в среде отдельных
прикладных программных пакетов. Очевидным пробелом является почти полное
отсутствие средств обучения основам программирования. В качестве редких
примеров можно привести программу 10-летней давности TeachPas (с ограниченными
возможностями) и различные электронные справочники, не обеспечивающие должного
уровня интерактивности и ориентированные, преимущественно, на специалистов.
Отсутствие
таких средств снижает эффективность процесса обучения, особенно при усвоении
сложных тем, к которым, в первую очередь, относится тема «Алгоритмизация и
программирование». В идеале для достижения хороших результатов один учитель
должен заниматься одновременно с одним-двумя учениками. В реальности ситуация
другая. Учитель на уроке работает с 10-15 учащимися. Осуществить должный
контроль за усвоением материала всеми учащимися, если в классе есть компьютеры,
без привлечения автоматизированных средств обучения затруднительно.
Автором
разработана обучающая программа «Учимся программировать на Паскале». Программа
написана на языке Object Pascal в среде Delphi 6 и может работать на
компьютерах скромной конфигурации (IBM-совместимых компьютерах с тактовой
частотой 100 МГц и выше, 32 Мбайт RAM) под управлением ОС Windows 98/2000/XP.
Программа
включает основные разделы программирования в соответствии с региональным
стандартом содержания образования по информатике для средней
общеобразовательной школы:
Компьютер
и программы
Языки
программирования, язык Паскаль
Интегрированная
система разработки Turbo Pascal 7.0
Структура
программы на Паскале
Операторы
и данные
Функции
и арифметические выражения
Линейные,
разветвляющиеся и циклические алгоритмы
Линейные
массивы
Описание,
формирование массивов
Алгоритмы
обработки массивов: ввод, вывод, обмен значений элементов массива; нахождение
суммы, произведения, количества значений элементов, удовлетворяющих заданным
условиям; поиск максимального элемента и его индекса; удаление заданного
элемента; сортировка.
Список
возможностей программы постоянно расширяется. В ее разработке принимают участие
ученики старших классов. В частности, компьютерная графика выполнена ученицей
10 «А» класса Ждамировой Е.
По
каждому разделу приводится необходимый теоретический справочный материал и
задания на проверку знаний с автоматизированным контролем результатов и
выставлением оценок. Особенностью программы является активное использование
мультимедийных возможностей компьютера. Все алгоритмы иллюстрируются
Flash-анимацией, помогающей лучше понять суть и проследить пошаговую
последовательность действий алгоритма. Обучение сопровождается интересными
сведениями из истории развития программирования и видеороликами.
Предлагаемая
программа внедрена в учебный процесс в старших классах, но область ее
применения гораздо шире. С помощью этой программы начинать учиться
программированию можно в любом возрасте. Начиная программировать, например, с
5-го класса, дети перестают быть пассивными потребителями информации и
приобщаются к сложному, но интересному процессу создания новых программ для
компьютера, к творчеству, развитию и, в конечном итоге, к саморазвитию с
помощью компьютера.
Двухгодичный
опыт использования программы показал значительное улучшение успеваемости
учащихся, рост творческой активности, проявившийся, в частности, в более
массовом участии и успехах в конкурсах и олимпиадах по программированию.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fio.ru/