Просветительная деятельность и педагогические взгляды Роберта Оуэна
Просветительная деятельность и педагогические взгляды
Роберта Оуэна
Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Общая характеристика утопического социализма.
Следствием
бурного развития капитализма после французской буржуазной революции XVIII века
и промышленного переворота было разорение крестьянства и ремесленников,
обнищание трудящихся. Замена ручного труда машинным вызвала безработицу.
Увеличилась эксплуатация рабочих, продолжительность их рабочего дня дошла в
Англии до 14—15 часов. Капиталисты привлекали на свои предприятия женщин и
детей, труд которых особенно низко оплачивался. Характеризуя это время, Ф.
Энгельс писал, что быстрое развитие промышленности на капиталистической основе
сделало бедность и страдания рабочих масс необходимым условием существования
общества. Капиталистический строй, пришедший на смену феодальному, оказался
совсем иным, чем его представляли себе идеологи буржуазной революции — просветители
XVIII века. «Недоставало еще только людей, способных констатировать это
разочарование, и эти люди явились на рубеже нового столетия» . То были
социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и. Р. Оуэн. Они жестоко критиковали
капиталистический строй, понимая, что труд при капитализме является «проклятием
человека», что он основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти. Они
выдвигали мысль о новом, грядущем социалистическом строе, основанном на началах
разума и справедливости, где не будет эксплуатации человека человеком.
Выражая
протест против социальной несправедливости, социалисты-утописты «мечтали о
мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого
основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической
власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров». Подобно
философам-просветителям XVIII века, социалисты-утописты думали, что достаточно
просветить и перевоспитать людей, чтобы общество поднялось на новую ступень,
стало социалистическим. Они придавали огромную роль воспитанию и окружающей
среде в формировании человека, но, подобно французским материалистам,
рассматривали людей как пассивный продукт обстоятельств и воспитания.
Утопический
характер социализма Фурье, Сен-Симона и Оуэна был результатом того, что на
грани XIX века пролетариат лишь складывался как класс и не был еще способен к
самостоятельным политическим действиям.
Деятельность Оуэна в Нью-Лэнарке.
Роберт
Оуэн (1771—1858) родился в семье ремесленника и рано начал жить своим трудом.
Отличаясь недюжинными способностями, он в двадцать лет стал уже руководить
крупным предприятием. Он видел ужасающие условия, в которых находились
трудящиеся.
Оуэн
понимал, что капитализм несет страдания народным массам, и стал разрабатывать
реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. С 1800
года Оуэн встал во главе большой бумагопрядильной фабрики в Ныо-Лэнарке, в
Шотландии. Условия труда на этой фабрике были такие же, как и на остальных
фабриках того времени: рабочий день продолжался 13—14 часов, заработная плата
была ничтожной, жилищные условия ужасны. Культурный и моральный уровень рабочих
был низким. На фабрике широко применялся детский труд (многие дети работали уже
в возрасте 6—7 лет).
Исходя
из положения, что каждый человек является продуктом окружающей его среды, Оуэн
решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он сократил рабочий день до 10
1/2 часов, значительно увеличил заработную плату, построил для рабочих новые
жилища, организовал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил
привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд
воспитательно-образовательных детских учреждений: школу маленьких детей — от
года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для
игр; начальную школу для детей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков,
работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами
организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.
Очень
заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам,
много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено
физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось
воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила
коллективного общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а
уважать их и оказывать им помощь, когда это необходимо. В этой школе не
проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей учили в
процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания
уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям.
При
этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных книг,
которые пронизаны религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном
были приглашены молодые рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные
педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. В начальной
школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и
историю. Иначе говоря, курс начальной школы был неизмеримо шире, чем во всех
других английских начальных школах. Кроме того, Оуэн совершенно исключил из
школы обычное для того времени религиозно-догматическое обучение. Он стремился
дать детям доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение
строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты
рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались
различные наглядные пособия.
Большое
значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд
взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики
овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а
девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего
возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн
осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.
С
начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для
образования характера», который объединил все ранее организованные им
просветительные учреждения.
Таким
образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский
сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной
программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на
производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным
индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводились
культурно-просветительные мероприятия.
Вся
жизнь в Нью-Лэнарке, как отмечал Ф. Энгельс, решительно изменилась к лучшему. В
соединении обучения с производительным трудом, осуществленным Оуэном, К. Маркс
видел «зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного
возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не
только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как
единственное средство для производства всесторонне развитых людей».
Деятельность
Оуэна в Нью-Лэнарке пользовалась широкой популярностью. «Новый институт»
посещали капиталисты и аристократы, государственные и общественные деятели,
многие ученые. Оуэн широко пропагандировал свои достижения, стремился придать
им всеобщий характер.
В
результате долгих усилий Оуэна в 1819 году в Англии был принят первый закон,
ограничивавший в известной мере работу женщин и детей на фабриках.
Выступления Оуэна против религии.
Особенностью
учебно-воспитательных учреждений Оуэна было отсутствие в них традиционного
религиозного обучения. Отрицательное отношение его к религии постепенно
нарастало; Оуэн прошел путь от «религии разума» до атеизма. В своей публичной
речи в 1817 году он сказал, что религия сделала человека несостоятельным,
жалким существом, ханжой и фанатиком. В последующих своих выступлениях он
заявлял еще более решительно, что религия превратила мир в громадный
сумасшедший дом. Однако для борьбы с этим злом Оуэн наивно предлагал направить
коллективную просьбу королю об изгнании религии.
Стремясь
к просвещению народа, Оуэн требовал введения всеобщего начального обучения,
отстранения духовенства и церкви от влияния на школу и передачи всей системы
народного образования в руки государства. Эти демократические требования не
реализованы полностью в Англии даже в наши дни.
Оуэн об образовании характера.
В
1813 году Оуэн выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или Опыты об
образовании человеческого характера», в котором утверждает, что характер
человека определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды.
Пороки и недостатки людей, их проступки обусловлены той обстановкой, в которой
они живут. Человек, говорил он, никогда не создавал свой характер и не может
его создать. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то
можно сформировать любой характер. Новая организация общества будет, таким
образом, достигнута путем воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди,
которые мирным путем установят социалистические отношения.
Основоположники
марксизма расценивали воспринятое Оуэном от Гельвеция учение о человеке —
продукте среды и воспитания — как материалистическое, отмечали его
положительное историческое значение. В то же время они вскрыли односторонность
этого учения, рассматривавшего человека как пассивный продукт среды. К. Маркс и
Ф. Энгельс установили, что люди — активные участники истории, которые в
процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно
свою собственную природу.
Оуэн о коммунистических общинах. Опыт воспитания в
«Новой Гармонии».
К
1817 году Оуэн разуверился в том, что сможет убедить капиталистов и английский
парламент изменить социальный строй и установить социализм. И он перешел к
решительной критике капитализма и стал пропагандировать коммунистические идеи.
Ф. Энгельс писал, что переход к коммунизму был поворотным пунктом в жизни Оуэна.
До того времени, пока его деятельность была филантропией богатого человека, он
пользовался популярностью и всеобщим признанием, но как только он выступил со
своими коммунистическими взглядами, его изгнали из официального общества.
В
своих выступлениях Оуэн подверг резкой критике капиталистический строй, который
основан на неравенстве, эксплуатации и заблуждениях. Он считал необходимым
бороться против «троицы зол»: частной собственности, буржуазной формы брака и
религии. Будучи утопистом, он полагал, что новый строй будет создан не путем
революции, а путем создания коммунистических общин, кооперативов, справедливого
обмена между товаропроизводителями, и в особенности правильно организованного
воспитания. Воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним,
образование — подлинно научным. Умственное образование будет соединено с
физическим воспитанием и производительным трудом, осуществляемым «при
содействии сил механики и химии». Дети и подростки будут принимать деятельное
участие в посильных для них работах, знакомиться со всеми видами
сельскохозяйственного и индустриального труда.
Иначе
будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе
коллективизма. За острую критику капитализма, за коммунистические идеи Оуэна стали
преследовать в Англии. И он переехал в казавшуюся ему свободной Америку. Вместе
со своими единомышленниками он основал там в 1825 году коммунистическую колонию
«Новая Гармония», в которой установил особый порядок, отражавший его взгляды на
новое, коммунистическое общество. Собственность в колонии объявлялась
общественной, устанавливался общий труд, и в соответствии с затраченным трудом
распределялись продукты труда. Все члены колонии имели равные права на пищу,
одежду, жилище и воспитание.
В
колонии в соответствии с принципами Оуэна были открыты школы, в которых
давалось систематическое умственное образование, основанное на научных данных,
нравственное воспитание в духе новых норм морали, трудовое и физическое
воспитание. В «Новой Гармонии» осуществлялось соединение обучения с
производительным трудом в области сельского хозяйства и промышленности.
Опыт
создания такой коммунистической колонии в условиях капиталистической Америки
был обречен на неудачу. Сами колонисты не были подготовлены к такому «социальному
эксперименту», они вскоре стали враждовать друг с другом и стремиться к личному
обогащению, а затем разделили общественное имущество.
В
1828 году Оуэн вернулся на родину. «Изгнанный из официального общества,
замалчиваемый прессой, обедневший в результате неудачных коммунистических
опытов в Америке, в жертву которым он принес все свое состояние, Оуэн обратился
прямо к рабочему классу, в среде которого он продолжал свою деятельность еще
тридцать лет. Все общественные движения, которые происходили в Англии в
интересах рабочего класса, — писал Ф. Энгельс, — и все их действительные
достижения связаны с именем Оуэна».
Значение опыта и педагогических идей Оуэна.
Классики
марксизма высоко оценивали идеи Оуэна о всестороннем развитии человека. В
осуществленном им опыте соединения обучения с производительным трудом на
индустриальной основе они видели «зародыш воспитания будущего».
Роберт
Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых
лет их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей
пролетариата. В его образовательно-воспитательных учреждениях давалось
умственное и физическое воспитание, дети воспитывались в духе коллективизма. Об
этих учреждениях весьма положительно отзывались многие передовые деятели, в
частности русские революционные демократы А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов. Оуэн
не только изгнал религию из своих воспитательных учреждений, но и боролся с
религиозными воззрениями, препятствующими, по его мнению, подлинному
просвещению народа. Большое значение имели и созданные им просветительные
учреждения для взрослых рабочих. Оуэн последовательно и остро критиковал
капиталистический строй и воспитание в буржуазном обществе.
Однако
он не понимал роли классовой борьбы пролетариата в деле преобразования
общества, не сознавал, что достигнуть коммунистического строя и осуществить
разумное воспитание можно только в результате пролетарской революции. В то же
время Оуэн и другие социалисты-утописты выдвинули ряд замечательных идей, в том
числе и в области воспитания, которые были критически использованы К. Марксом и
Ф. Энгельсом при создании подлинно научной системы коммунистического
воспитания.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/