Интегративные модели обучения
Интегративные модели обучения
М. Щербаков
Процессуальные
модели обучения были реализованы автором в программах обучения телесно
ориентированных практикам - Интегральная телесная терапия (1996-2003) и художественной
фотографии - Дао фотографии (2000-2003) и Photovision course (2001-2003)
Основная
идея, реализованная в этих программах, интеграция профессионального обучения и
тренинга личностного развития, процессуальный подход, формирование личностных
качеств. Базовая философия обучения является интеграцией подходов, основанных
на реализации пути (Дао), близких к традиционным восточным школам, и
современных западных подходов (Р. Гриндер, М. Эриксон).
Основная
технология обучения может быть кратко описана как модель обучения через
передачу состояния (МОС).
При
этом в обоих случаях предмет обучения предстает скорее не как «профессия» или
«набор профессиональных навыков», а как путь и способ проживания жизни.
Важной
особенностью приведенных программ является формирование оптимального процесса
не только в течение самого тренинга (семинара), но и последующего периода
совершенствования, личностного и профессионального роста.
Программа
Интегральная телесная терапия состоит из двух краткосрочных интенсивных тренингов
(модулей) и двух специализированных мастер-класссов. В качестве контрольной
группы была выбрана группа студентов государственных курсов Медицинского
управления при президенте РФ, в которой преподает один из ведущих программы (В.
Поздняков).
Шестилетний
опыт проведения программы позволил сделать выводы об особенностях применения
процессуальных моделей обучения
1.
Обучение в целом происходит быстрее (в среднем в 2-3 раза) по сравнению с
традиционными субстациональными подходами
2.
Процессуальный подход позволяет глубже усвоить навыки и быстро вернуться к ним
даже после длительного перерыва. Можно сделать вывод о том, что при таком
подходе часть знаний и опыта соответствует кластерным структурам в более
глубоких областях сознания. Как отмечали участники, они не всегда могут описать
или «вспомнить» некоторые из полученных знаний (особенно после перерыва в
работе), но при начале сеанса все словно возникает само «на уровне мышечной
памяти».
3.
Обучение формирует и развивает чувство эмпатии, более глубокую чувствительность
к себе и клиенту терапии.
4.
Многие участники отмечают не только рост профессиональных знаний, но и
последующее постепенное изменение образа жизни, отношения к профессии или сфере
деятельности.
Комбинированный
подход, лежащий в основе модели обучения прелагает одновременный рост
канального кластера из нескольких «зародышей»
При
этом участники могут отмечать «странный» характер обучения, так как в нем нет
привычной линейной последовательности подачи материала. Понимание наступает
позже и как бы «само собой»
Особенно
интересно отметить экспериментальную программу обучения художественной
фотографии «Дао фотографии. Photovision tour», проведенную в летом 2002 года в
Хорватии. На протяжении большей части времени темы занятий внешне вообще не
были связаны с фотографией. Первые дни участникам также запрещалось делать
какие-либо снимки фотокамерами. Несмотря на кажущуюся «потерю времени», в
результате участники получают более глубокие творческие знания и умения и за
более короткий срок, чем при традиционной системе обучения. Особенностью модели
МОС также является развитие творческого подхода ко всем областям жизни и
личностный рост студентов. Программы обучения показали свою эффективность в
сравнении с контрольными группами студентов двух московских фотошкол.
Важная
задача, являющаяся частью процесса обучения МОС, интериоризация процесса —
переориентация фокуса внимания с внешнего (камера, клиент, помещение) на
внутреннее (ощущение и восприятие). В художественной фотографии этот путь был
наиболее заметен, так как в традиционных западных и российских фотошколах
обучение всегда начинается с изучения технической части мастерства и
инструментов (камера, фотоматериалы и т. д.).
Другая
важная особенность — интеграция западных и восточных подходов. Для достижения
творческой реализации в западном обществе, особенно в тех видах творчества,
которые тесно связаны с технологическими процессами (фотография), необходимо
комбинировать подходы, основанные на восприятии линейного и мгновенного
времени. При этом в процессе обучения формируется внешний «субстанциональный
каркас», т.е. «реперные точки». Реперные точки составляют конкретные осознанные
личностью вехи (формализируемые достижения) на Пути. Студенту важно учиться
осознанно создавать такие реперные точки и принимать на себя полную
ответственность за их достижение. В западной культуре наличие таких точек
позволяет структурировать процесс обучения, «овеществлять» и делать более
наглядным профессиональный и личностный рост, искать баланс между тактикой и
стратегией пути.
Сформулируем
основные особенности интегративного процесса обучения МОС
2.
Использования ИСС в процессе обучения, ориентация на получение глубокого личностного
и духовного опыта («откровения)
3.
Нелинейность в подаче материала
4.
Ориентация на состояние, использование ритуалов (в т. ч. аутентичных древних
ритуалов и их адаптированных версий)
5.
Ориентация на внутренние процессы (ощущения, состояние)
6.
Комбинирование подходов, основанных на восприятии линейного и мгновенного
времени. Использование «реперных точек» в модели обучения
В
целом, модель обучения МОС наиболее эффективна при обучении видам деятельности,
в которых важна эмпатия, творческий подход, творческое восприятие реальности.
При этом важна первичная мотивация и определенный уровень готовности
самоисследованию и личностным изменениям.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ipd.ru