Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения
Партизанский
филиал
КГОУ
СПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»
ДОКЛАД
Тема:
«Девиантное поведение. Семейное неблагополучие как фактор девиантного
поведения»
Выполнила:
Студентка
3 курса
гр. А3,
отд. «Сестринское дело»
Атрощенко
Олеся Анатольевна
Проверила:
______________________
______________________
Партизанск,
2008 г.
Девиантное
поведение
Девиантное поведение
(от лат. deviatio - отключение) - отдельные поступки или система поступков,
противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам:
преступность и уголовно ненаказуемое поведение.
В исследованиях
девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению
его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей
предупреждения и преодоления.
Преступность как вид
девиантного поведения изучается преимущественно криминологией с
использованием психологических исследований.
Непротивоправное
девиантное поведение также в значительной степени объясняется
недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических
свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков.
В детском и подростковом
возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса
формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от
воздействия требований ближайшего окружения из таких же подростков и принятых в
нем ориентации.
В более зрелом возрасте
девиантное поведение может быть результатом неправильного развития личности и
неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Для предупреждения
девиантных поступков следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормам
и вырабатывать нравственные привычки.
На социально-психологическое
состояние современного общества влияет ряд отрицательных показателей. Это
экономический и экологический кризисы, переоценка общественных и индивидуальных
ценностей, что в свою очередь отражается на состоянии семьи, целях и задачах
воспитания и развития детей, на стиле семейного воспитания.
Социально-психологические детерминанты
девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах
ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.
Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у
детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм.
Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно
благополучных семей. Дело в том, что семья - далеко не единственный (хотя и
важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы,
воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его
взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом
«телевизионного насилия» (А.Бандура) и социальным окружением.
Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами
являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории диффенцированной
ассоциации (связи) Э.Сазерленда. С его точки зрения, образцы девиантного
(криминального) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного
(законопослушного). На интенсивность формирования девиантных ценностей в
большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими
образцами, а также возраст социализирующегося индивида.
В работах зарубежных и
отечественных исследователей О.И. Захаровой, О.Б. Насоновой, Т.С. Яценко и др.
показана зависимость формирования личности ребенка от стиля семейного
воспитания, от отношений между родителями и детьми.
Характер семейных
отношений влияет не только на актуальное развитие ребенка, на ощущение
безопасности, собственной ценности и компетентности, но и на социальное
поведение. По данным С. Броди различные стили воспитания и отношений родителей
и детей формируют те или иные особенности психики и поведения.
Отношение к ребенку
имеет особое значение во время возрастных кризисов развития (Т.М. Титаренко,
Л.Н. Таран). В этот период ребенок испытывает определенные психологические
трудности, связанные с формированием основных новообразований возраста, со
сменой его социальной позиции. Эти трудности касаются не только ребенка, но и
всех членов семьи. И характер семейного воспитания, воспитательная позиция
родителей могут существенно облегчить или затруднить процесс адаптации ребенка
к новому социальному окружению.
Неумение родителей
наладить собственные семейные отношения, конфликты в семье не могут не
отразиться на детской психике. Так, Иванов Д. И. выделяет две группы семейных
конфликтов:
а) конфликты, связанные
с переживанием нереализованных аспектов личной жизни;
б) конфликты, связанные
с дезорганизацией в сфере семейного взаимодействия.
При этом обе категории
конфликтов, создавая специфические фоновые условия, влияют на процесс
индивидуализации детской психики.
Существует определенная
связь между чертами личности ребенка, взаимоотношениями в семье и поведением
ребенка в обществе. Особую тревогу вызывает девиантное поведение детей.
Девиантное (отклоняющееся) поведение понимается как поступки или система
поступков, не соответствующие принятым в обществе правовым и нравственным
нормам. В рамках типологии отклоняющегося поведения все его проявления
подразделяются на два основных типа: девиантные и делинквентные, а их носители
соответственно – на нарушителей общественного порядка и правонарушителей.
Девиантное поведение
чаще всего объясняется сложным взаимодействием объективных и субъективных
факторов. Существует определенная связь между девиантным поведением и чертами
личности. Среди последних наиболее значимыми являются эмоционально-волевые
нарушения, дефектность ценностно-нормативной сферы, что в свою очередь
усложняет общение с окружающими.
В исследовании Ваврика
Т. Ю. выделяются следующие механизмы склонности к девиантному поведению:
- определенные
особенности личности;
- влияние окружающей
среды;
- трансформация иерархии
мотивов;
- девиантное развитие
личности.
К объективным факторам,
провоцирующим девиантное поведение детей, относятся окружающая ребенка среда и
отношение к ребенку в семье. Причем (по исследованию Акименко Ю. Ф.)
структурными составляющими родительского отношения являются:
- эмоциональное
отношение к ребенку;
- восприятие ребенка на
когнитивном уровне;
- форма и направленность
контроля за поведением ребенка.
Согласно исследованиям у
63,1 % родителей существуют проблемы принятия ребенка таким, какой он есть, что
является нарушением эмоционального компонента отношений. Высокие показатели и
по 3-му (49,3%) и по 4-му (27,9%) компонентам родительского отношения.
Кроме непонимания роли
семьи в воспитании ребенка следует отметить неуважение и жестокое отношение к
детям в семье.
При обобщении
вышесказанного можно отметить, что явление жестокого отношения к детям в семье
играет деструктивную роль: подрывает физическое и психическое здоровье детей, порождает
дегуманизацию межличностных отношений, формирует криминальное поведение.
Агрессия проявляется как
компенсаторная реакция молодых людей на перенесенные в детстве унижения,
отсутствие любви и отстраненность родителей. Проведенный анализ девиантного поведения
несовершеннолетних, основанный на данных государственной статистики,
независимых социологических исследованиях, свидетельствует о преобладающем
влиянии семьи на формирование детской девиации.
Литература
1.Московский
государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и
подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской
научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996.